Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
49, С. 165-169 опубликовано: 21 июля 2022г.


«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Прощение грехов человеку по молитвам Богоматери. Клеймо иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», с избранными иконами Богоматери. 1-я пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова)
Прощение грехов человеку по молитвам Богоматери. Клеймо иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», с избранными иконами Богоматери. 1-я пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова)

Прощение грехов человеку по молитвам Богоматери. Клеймо иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», с избранными иконами Богоматери. 1-я пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова)
Чудотворная (празд. 1 мая, 9 дек.). Иконы такого извода получили широкое распространение и почитание в России в XIX - нач. XX в.

В основу иконографии образа положен повествовательный сюжет, лит. источником к-рого послужил текст соч. «Руно орошенное» свт. Димитрия Ростовского (1-е изд.- Чернигов, 1683), где описана история грешника, вымолившего прощение прегрешений у Господа через заступничество Его Матери. Некий человек (его имя и грехи не названы) имел обыкновение молиться перед иконой Божией Матери, отправляясь на злодеяние. Однажды, когда он возносил молитву перед очередным беззаконием, иконный образ ожил и ему явилась Сама Пресв. Богородица, держа на руках Младенца, тело Которого было покрыто кровавыми язвами. В ответ на вопрос потрясенного человека о том, почему открылись раны Спасителя, Богородица ответила: «Ты и прочие грешники снова распинаете Сына Моего…» В ужасе грешник раскаялся и стал, рыдая, просить Богородицу быть его Заступницей и испросить прощение у Господа. Трижды Богородица молила Сына помиловать грешника, но трижды Христос отказывал, ссылаясь на то, что Сам Он тщетно молил Отца, чтобы миновала Его чаша страданий. Тогда, видя отчаяние раскаявшегося человека, Богородица хотела припасть к ногам Сына, но Христос не допустил этого и помиловал грешника из почтения к Своей Матери. В ознаменование прощения человек с благоговением коснулся устами ран Спасителя. Когда видение исчезло, он с «трепетом и радостью» припал к образу Богородицы, слезно благодаря за помилование, и с тех пор больше не совершал злодеяний. Это сказание (озаглавленное «Кающегося Бог готов прощати, Но на се Его умоляет Мати») содержится в «Прилоге» к гл. «Роса Воскресения» и помещено после описания одного из чудес от Ильинской Черниговской иконы Божией Матери, однако в тексте сама икона, к к-рой обращался с молитвой грешник, не названа.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Кон. XIX в. (собрание банка Интеза, Италия)
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Кон. XIX в. (собрание банка Интеза, Италия)

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Кон. XIX в. (собрание банка Интеза, Италия)

Иконография «Н. Р.» дословно иллюстрирует текст сказания свт. Димитрия Ростовского. В правой части композиции помещено изображение иконы Божией Матери, в левом нижнем углу - фигура молящегося грешника. На иконах соотношение этих 2 частей варьируется. Чаще всего икона и молящийся человек представлены в интерьере, на заднем плане к-рого окно с драпировкой, а икона изображена в киоте, в нижней его части помещен фрагмент текста сказания. Икона Божией Матери в типе «Одигитрия»: Пресв. Богородица держит Младенца на левой руке, а правой указывает на Него; при этом Ее лик обращен к предстоящему грешнику. Младенец изображен с поднятыми ладонями рук, на к-рых, как на ногах и на боку, видны кровоточащие раны. Грешник представлен в типе коленопреклоненного (реже - стоящего), средовека (встречается вариант, где он юноша, напр. на старообрядческой иконе со святыми на полях нач. XX в. из частного собрания; см.: Иконы Ветки и Стародубья. 2017. С. 87), его руки молитвенно протянуты к образу Божией Матери или сложены на груди. Существуют иконографические варианты, в к-рых пару грешнику составляет ангел или к.-л. святой. Значительное внимание на иконах уделяется надписям, к-рые варьируются от начальных слов сказания «Человек некий беззаконный…» до расширенного варианта, когда текст может занимать до четверти площади иконы. Часто отдельно помещаются по диагонали между изображением иконы и фигурой человека строки диалога грешника с Пресв. Богородицей: «О Госпоже кто сие сотвори» и «Ты и прочие грешники Сына Моего распинаете якоже иудеи» (напр., на иконе кон. XIX в. в металлическом окладе 1848 г. из собрания банка «Интеза», Италия; см.: Icône russe: Gallerie di Palazzo Leoni Montanari / A curadi C. Pirovano. Mil., 1999. P. 200-201. Cat. 51). Существуют варианты икон «Н. Р.», создателям к-рых удалось преодолеть повествовательность сюжета: на них изображается не просто моление грешника перед иконой, но непосредственно чудо явления ему Божией Матери с Младенцем. В первую очередь это достигается за счет условности изображения интерьера и отсутствия иконного киота, как, напр., в среднике иконы с изображением 120 чудотворных икон Божией Матери из ц. 40 мучеников Севастийских на Новоспасской пл. в Москве (1-я пол. XIX в., ГТГ).

Извод «Н. Р.», вероятно, появился в контексте развития интереса к иконографии святых или мирян, в молении припадающих к Божией Матери или ко Христу, а также изображения чудес от икон и чудесных явлений (Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 301). Вместе с тем в его формировании усматривают и литературно-литургическую традицию (Плюханова М. Б. «Кипение света»: Рус. Одигитрии в литург. поэзии и в истории. СПб., 2016. С. 201-202). Одной из наиболее ранних точно датированных икон «Н. Р.» является образ 1840 г. из храма Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Влахернского мон-ря в с. Деденёве Дмитровского р-на Московской обл. (ныне в ЦМиАР; Рус. чудотворная икона «О Тебе радуется»: Иконы Богоматери XV-XIX вв. / Авт. ст.: Н. И. Комашко. М., 2000).

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». 1840 г. (ЦМиАР)
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». 1840 г. (ЦМиАР)

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». 1840 г. (ЦМиАР)

Образ «Н. Р.» включался в свод чудотворных Богородичных икон XIX в. Он присутствует на 4-листовой гравюре «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847, предположительно гравер Е. Н. Долгов; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 483-485. № 1218(147)). В описании гравюры икона «Н. Р.», помещенная без указания дня памяти среди икон, празднование которым совершается в дек., сопровождена комментарием Д. А. Ровинского: «...из книги Руно Орошенное» (Там же. С. 485). «Н. Р.» включена в состав чудотворных Богородичных образов на мн. иконах, напр. на иконе «132 явленных и чудотворных образа Божией Матери» из Благовещенской ц. в Череповце (кон. XVIII - 1-я четв. XIX в., ЧерМО; Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. С. 184, 235-236. Кат. 95; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской. М., 1995. Кат. 202-203); на иконе «Распятие и Страсти Господни, с изображением чудотворных икон Пресв. Богородицы» (кон. XVIII - нач. XIX в., Богоявленский собор в Елохове), на иконе «Неопалимая Купина, с явленными и чудотворными иконами Божией Матери» (XIX в., ГМИР) и др.

Икону «Н. Р.» могли изображать не просто в своде Богородичных образов, но в среднике композиции, как, напр., на иконе 1-й пол. XIX в. со 120 чудотворными иконами Богоматери (ГТГ). Появление извода «Н. Р.» на центральном месте среди Богородичных образов, где часто помещалось изображение «Неопалимой Купины», может объясняться соседством 2 чтимых икон в московской ц. в честь иконы «Неопалимая Купина» в Хамовниках. Совместное почитание икон, вероятно, иногда приводило даже к их смешению. Так, в обзоре московских достопримечательностей И. К. Кондратьева 1893 г. указано, что именно икона «Неопалимая Купина» из этой церкви, чудесно заступившаяся за безвинно осужденного боярина Д. Колошина, стала называться «Нечаянная Радость» (Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 20033. С. 417). Этим же смешением может объясняться наличие редких вариантов икон «Н. Р.» с клеймами, таких как «Икона Божией Матери «Нечаянная Радость», с избранными Богородичными праздниками и ветхозаветными прообразами» (3-я четв. XIX в., частное собрание). Квадратные клейма по углам иконы содержат композиции «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благовещение» и «Успение», круглые клейма справа и слева от средника включают сюжеты «Видение Моисею Неопалимой купины», «Видение Иакову лествицы», «Видение Иезекиилю затворенных врат», «Царь Езекия уничтожает медного змия». Над средником помещен фрагмент текста Акафиста Покрову Пресв. Богородицы («Радуйся, Радосте наша, и избави насъ от всякаго зла и покрый насъ честнымъ Своимъ Омофором» - икос 2), под средником - 10 строк из рассказа об иконе «Н. Р.». Выбор сцен с ветхозаветными прообразами Божией Матери, обычно сопутствующих изображениям «Неопалимой Купины», может быть связан с совместным почитанием икон «Н. Р.» и «Неопалимая Купина» в церкви в Хамовниках.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость», с 12 клеймами сказания об образе. 2-я пол. XIX в. (собрание В. М. Федотова)
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость», с 12 клеймами сказания об образе. 2-я пол. XIX в. (собрание В. М. Федотова)

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость», с 12 клеймами сказания об образе. 2-я пол. XIX в. (собрание В. М. Федотова)

Чрезвычайно редки иконы с клеймами сказания об образе. На иконе Божией Матери «Неопалимая Купина, с избранными иконами Божией Матери», 1-й пол. XIX в. из собрания Ф. Р. Комарова история иконы иллюстрируется в клеймах 6-8 (см.: Большая рус. икона: 300 икон из колл. Ф. Комарова. М., 2014. С. 110-113): грешный человек, отправляясь на беззаконие, молится перед иконой Божией Матери; раскаявшись, он падает ниц, умоляя о прощении; получив прощение, припадает устами к язвам Спасителя. Композиция 3 клейм повторяет друг друга, меняется лишь поза «беззаконного человека» и нек-рые детали (напр., в последнем клейме правая рука Божией Матери лежит на его склоненной спине). Более подробно история образа проиллюстрирована на иконе Божией Матери «Нечаянная Радость, с 12 клеймами сказания», 2-й пол. XIX в. из собрания В. М. Федотова (Слово и образ: Рус. житийные иконы XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2010. С. 166-167. Кат. 67; Коллекция иконописи В. Федотова. М., 2013. Кн. 1: Иконогр. и худож. редкости. С. 276-277. Кат. 109). В клеймах образа, сопровождаемых подробными надписями на полях, помещены сцены: 1. «Человек некий беззаконник имел правило повседневное к Пресв. Богородице молиться…»; 2. Собираясь на «скверное беззаконие», грешник обратился к Пресв. Богородице с «обычным молением»; 3. Грешник в ужасе увидел «образ движущийся»; 4. Возрыдав, грешник обратился к Божией Матери: «Помилуй мя, о Мати Милосердная» - и получил ответ: «Матерь Милосердная мя нарицаете, скорби иже Мя исполняете и горести делы своими»; 5. Грешник воззвал к Богородице: «Умоли о мне Сына Твоего и Творца моего»; 6. Пресв. Богородица начала молить Сына о помиловании грешника и получила отказ; 7. Богородица повторно обратилась с мольбой к Сыну и повторно получила отказ; 8. Богородица в 3-й раз обратилась к Сыну и вновь получила отказ; 9. Богородица посадила Младенца и хотела припасть к Его ногам, но Он остановил Ее; 10. Христос помиловал грешника из почтения к Своей Матери; 11. Грешник, обрадованный, коснулся устами пречистых язв Спасителя; 12. По окончании видения грешник начал «плакати и рыдати», припав к образу Пресв. Богородицы. Как и на иконе из собрания Комарова, большинство клейм здесь отличаются лишь позой грешника (стоящий, коленопреклоненный, павший ниц, припадающий к иконе; в клейме 4 он, рыдая, прижимает к лицу белый плат), однако есть и др. различия. Лик Богородицы в разных клеймах обращен то к Младенцу, то к молящемуся человеку. В клейме 9 Младенец показан стоящим, а Богородица - повернувшейся к Нему в молении; в клейме 11 изображена трогательная сцена общения человека со Св. Семейством: грешник припадает к протянутым ему рукам Младенца, в то время как Пресв. Богородица кладет руку на его склоненную спину. Чтобы избежать монотонности при композиционном повторе клейм, иконописец варьирует цвет и детали интерьера в клеймах.

Во 2-й пол. XIX в. «Н. Р.» часто входила в состав 4-частных икон, напр. в старообрядческой иконописи Ветки, Гуслицы, Невьянска: «Н. Р.», «Взыскание погибших», «Умиление» и избранные святые (3-я четв. XIX в., частное собрание), «Умягчение злых сердец», свт. Николай Чудотворец, Казанская икона Божией Матери, «Н. Р.» (3-я четв. XIX в., частное собрание; Иконы Ветки и Стародубья. 2017. С. 72-73), «Похвала Пресв. Богородицы», «Н. Р.» и «Страстная», «Семь спящих отроков Эфесских», с избранными святыми на полях (сер. XIX в., частное собрание; Невьянская икона: Альбом. Екат., 1997. С. 203. № 128). На мстёрской многочастной иконе кон. XIX в. «Спас «Благое Молчание», избранные образы Богоматери и архангелы» из собрания В. М. Федотова «Н. Р.» помещена справа в верхнем ряду клейм (Коллекция иконописи В. Федотова. М., 2013. Кн. 2: Рус. икона XVI - нач. XXI в. С. 194-195. Кат. 276).

К иконографии образа «Н. Р.» восходят др. иконы XIX в., напр. образ мч. Вонифатия в молении иконе Божией Матери из ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском (2-я пол. XIX в., ГМЗК).

Чтимые списки

Литература рубежа XIX и XX вв. называет чтимые иконы «Н. Р.», находившиеся в московских храмах в честь иконы «Неопалимая Купина» в Нов. Конюшенной слободе (близ Девичьего поля), Благовещения Пресв. Богородицы у кремлевской стены у Тайницких ворот (на Житном дворе), св. Феодора Стратилата почтового ведомства у Чистых прудов, равноапостольных Константина и Елены в Кремле (Поселянин Е. Богоматерь. С. 756-758; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 580-581).

«Н. Р.» в церкви в честь иконы «Неопалимая Купина» в Новой Конюшенной слободе

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». 2-я треть XIX в. (ц. прор. Илии в Обыденском пер. в Москве)
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». 2-я треть XIX в. (ц. прор. Илии в Обыденском пер. в Москве)

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». 2-я треть XIX в. (ц. прор. Илии в Обыденском пер. в Москве)
Икона была пожертвована в янв. 1832 г. по устному завещанию прихожанки храма Александры Кунициной. Согласно письменному докладу священника Неопалимовской ц. от 1 мая 1840 г., икона «письма греческого, довольно хорошего», но наименование ее не обозначено, на ней «убрус и одежда вышиты из мелкого жемчуга, венец и поля серебряные»; икона в киоте, в котором была принесена, «приставлена к стене» в приделе свт. Димитрия Ростовского на правой стороне; с нояб. 1838 г. к иконе начали «приходить усердствующие» служить молебны (Троицкий. 1910. С. 24). В подробностях сохранилась история исцеления в 1838 г. от иконы унтер-офицерской вдовы А. Степановой, страдавшей от глухоты (Поселянин Е. Богоматерь. С. 757). 17 апр. 1840 г. свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский и Коломенский, предписал взять у священника Неопалимовской ц. письменный допрос о том, почему тот без разрешения начальства поставил открыто в церкви икону, к-рой «изображение не утверждено на твердом основании священной истории»; от кого он впервые услышал название «Нечаянная Радость» и почему не донес об этом, как и о начавшихся молебнах; почему без разрешения допустил украсить икону; по какому чину служил пред нею молебны и какой употреблял тропарь; почему не донес о столь важном деле в установленной законом форме; продолжаются ли молебны, насколько часто «и нет ли каких разглашений». Священник отвечал, что икону он принял в церковь потому, что принесена она от «добрых православных христиан» и «письма древнего, а не новая какая-либо»; не помнит, от кого в 1-й раз услышал наименование «Нечаянная Радость»; не доносил о молебнах «из-за их редкости»; не стал препятствовать усердию прихожанина сделать новую ризу на икону, т. к. тот был известен своими пожертвованиями в церковь; молебен Пресв. Богородице пред иконою пел по общему чину с тропарем «К Богородице прилежно ныне притецем». После этого доклада благочинный по просьбе митр. Филарета дважды в неделю сообщал ему, что молебствия пред иконою «в немногом числе» продолжаются, но особенных происшествий от иконы «никаких не заявлено», и в резолюции от 11 апр. 1841 г. митрополит донесения велел прекратить (Троицкий. 1910. С. 25-26). Почитание иконы «Н. Р.», находящейся в ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», зафиксировано в лит-ре, посвященной московским церквам, с 40-х гг. XIX в.: «...чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая Нечаянная радость, от которой и доныне происходят многие исцеления недужным» (Историческое известие о всех соборных, монастырских, ружных, приходских и домовых церквах, находящихся в столичных городах Москве и С.-Петербурге, с показанием времени построения их и того, когда бывают в них храмовые праздники. М., 18482. С. 81).

«Н. Р.» в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Житном дворе.

В лит-ре кон. XIX в. сообщалось, что образ был передан в храм из «царских комнатных икон» в 1816 г. (Есипов. 1896. С. 7-8). Одновременно с тем по приказанию Августина (Виноградского), архиеп. Московского, в Благовещенский храм был перенесен ковчег с мощами св. Иоанна Милостивого, т. о., передача могла произойти в связи с реорганизацией кремлевского имущества после окончания Отечественной войны 1812 г., во время к-рой Кремль пострадал от пожаров, а часть имущества была эвакуирована (Скурат. 2009. С. 142). Согласно описаниям кон. XIX в., образ (ок. 98×58 см) в серебряной ризе находился в местном ряду иконостаса слева от царских врат. Помимо чтимой иконы «Н. Р.» в храме находились еще 2 образа данной иконографии: икона-заместительница (с 1891) и образ иного размера, размещавшийся при входе в церковь справа. В 90-х гг. XIX в. для иконы из главного иконостаса была сделана богатая серебряная позолоченная риза, массивная медная рама для защиты «от пыли, копоти и хищения», а также устроен «всход» для удобства доступа молящихся (Есипов. 1896. С. 10-11, 29).

После закрытия Благовещенского храма в 1918 г. чтимый образ «Н. Р.» был перенесен ее настоятелем прот. Николаем Лебедевым в ц. свт. Николая Чудотворца Стрелецкого (снесена), а затем в ц. Похвалы Пресв. Богородицы в Башмакове у храма Христа Спасителя, к-рая уничтожена вместе с храмом Христа Спасителя в 1932 г., в ц. сщмч. Власия Севастийского в Староконюшенной слободе, в ц. Воскресения Христова в Сокольниках, и, наконец, в 1944 г. икона была перенесена в ц. прор. Илии в Обыденском пер. (историю происхождения иконы из ц. прор. Илии на основании документов XX в. см.: Скурат. 2009; Он же. 2010). В 1945-1946 гг. осмотр и реставрация иконы осуществлялись И. В. Овчинниковым и А. В. Виннером. В результате раскрытия фрагмента живописи фона была обнаружена надпись о том, что образ реставрировался в мае 1863 г. палехским иконописцем Л. И. Париловым (Он же. 2009. С. 144-145). Икона особо почиталась патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым). Образ покрыт серебряным позолоченным окладом, созданным по образцу дореволюционного, в его нижней части находится гравированная пластина с надписью: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» восстановлена риза в лето 1959 года при настоятеле Храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском». Нижнюю часть оклада иконы украшают многочисленные драгоценные привесы (Святыни храма прор. Божия Илии. 2008. Кат. 6).

«Н. Р.» в церкви равноапостольных Константина и Елены в Московском Кремле

Настоятелем храма в 1874-1892 гг. был прот. Валентин Амфитеатров, при к-ром церковь получила 2-е, народное название - «Нечаянная Радость». Чтимая икона размещалась в приделе во имя свт. Николая Чудотворца, ее точная копия находилась в алтаре главного придела (Церковь св. равноап. царей Константина и Елены. 1894. С. 15).

«Н. Р.» в церкви архангела Михаила в с. Сельдинская Слобода

Симбирского у. и губ. (ныне пос. Сельдь в черте Ульяновска). Сохранились сведения о существовании в этой церкви единственного почитаемого списка иконы вне Москвы в сер. XIX - нач. XX в. Образ принадлежал капитану Федору Васильевичу Петрову, к-рому достался в качестве фамильной святыни. Петров не расставался с иконой и почитал как личную заступницу во время военных походов. Согласно одной из версий, чувствуя приближение смерти, Петров захотел передать икону в к.-л. бедную сельскую церковь. Случайно встретив священника сельдинского храма, он убедился в бедности его церковного прихода и завещал передать туда фамильный образ, что и было исполнено после его смерти в 1853 г. По др. версии, Петров был хорошо знаком со священником ц. арх. Михаила, Флоринским, и передал ему икону перед смертью. Согласно краеведческой лит-ре нач. XX в., в летописи Архангельской ц. было засвидетельствовано неск. чудес от иконы (Мартынов. 1903. С. 244). В 1891 г. в церкви был освящен придел в честь «Н. Р.». Церковь закрыта в 30-х гг. XX в.

С кон. XIX - нач. XX в. в честь иконы «Н. Р.» стали освящать церкви, одна из первых была в Марьиной Роще в Москве (Храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще в Москве. М., 2004). Нек-рые ныне чтимые списки «Н. Р.» находятся в московских Богоявленском соборе в Елохове, ц. мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине, ц. свт. Николая Чудотворца в Бирюлёве, ц. Преображения Господня на Песках, ц. Вознесения Господня на Гороховом поле, ц. Воскресения словущего в Даниловой слободе.

Лит.: Ловцев М. Две чудотв. иконы Пресв. Богородицы в моск. Неопалимовской ц. // ДЧ. 1863. Ч. 2. № 8. С. 113-117; Церковь св. равноап. царей Константина и Елены: В Моск. Кремле, под горою: Кр. ист. описание. М., 1894; Есипов Г. В. Церковь Благовещения, что на Житном дворе, в Моск. Кремле. М., 1896; Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». М., 1899; Кондратьев И. К. Икона Божией Матери, именуемая «Нечаянная радость», и ц. Благовещения, что на Житном дворе, в коей икона сия находится. М., 1899; Мартынов П. Л. Селения Симбирского у. Симбирск, 1903. С. 244; Троицкий И., свящ. Кр. ист. описание храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» близ Девичьего поля в Москве. М., 1910; Богословский Т. М. Моск. святыни: Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и «Целительница» // ЖМП. 1945. № 6. С. 69-71; Круминг А. А. Книга св. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» как лит. источник сюжетов в «Русских народных картинках» и иконописи // Филевские чт.: Тез. IV Междунар. науч. конф., 16-19 мая 1995 г. М., 1995. С. 41-44; Кочетков И. А. Свод чудотв. икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв. // Чудотв. икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 414-415; «О Тебе радуется»: Чудотв. иконы Божией Матери. М., 2004. С. 240; Святыни храма прор. Божия Илии в Обыденском пер. Москвы / Сост. и авт. текста: свящ. Н. Скурат, Е. С. Хохлова, Я. Э. Зеленина. М., 2008. С. 30. Кат. 6; Скурат Н., прот. К истории чудотв. иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» храма св. прор. Илии в Обыденском пер. // Кадашевские чт.: Сб. докл. конф. М., 2009. Вып. 5. С. 136-151; он же. Почитание иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость», и др. столичных правосл. святынь в Москве в 1925-1927 гг. // Там же. 2010. Вып. 6. С. 268-286; Иконы Ветки и Стародубья из колл. С. и У. Риццо / Текст: М. А. Чернов. М., 2017.
А. А. Климкова