Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НЕРЕЙ И АХИЛИЙ
Т. 49, С. 32-34 опубликовано: 5 июля 2022г. 


НЕРЕЙ И АХИЛИЙ

[Ахиллий; лат. Nereus et Achilleus; греч. Νερείς (Νερεύς, Νηρεύς) κα ᾿Αχιλλεύς] († между 303 и 305), мученики Римские (пам. зап. 12 мая). Наиболее ранним источником сведений о Н. и об А. является эпитафия, составленная папой Римским Дамасом I (366-384), где говорится, что они были солдатами и исполняли «жестокие обязанности» (saevum officium - возможно, пытали и казнили христиан), подчиняясь приказам «тирана». Внезапно обратившись ко Христу, Н. и А. покинули «нечестивый военный лагерь вождя» (ducis impia castra), отбросили щиты, фалеры и копья, открыто исповедали Истинного Бога и претерпели мученическую кончину за Него (Damas. Epigr. 1895. N 8. P. 12-13).

Мученица Домитилла с мучениками Нереем и Ахиллием. 1608 г. Худож. П. П. Рубенс (ц. Санта-Мария-ин-Валичелла)
Мученица Домитилла с мучениками Нереем и Ахиллием. 1608 г. Худож. П. П. Рубенс (ц. Санта-Мария-ин-Валичелла)

Мученица Домитилла с мучениками Нереем и Ахиллием. 1608 г. Худож. П. П. Рубенс (ц. Санта-Мария-ин-Валичелла)
Др. агиографическую традицию представляет Мученичество Н. и А., сохранившееся на латинском (BHL, N 6058-6067) и греческом (BHG, N 1327) языках и предположительно составленное в Риме в V-VI вв. Лат. текст издан в «Acta Sanctorum» болландистами, к-рые на основании пролога Мученичества предположили, что изначально повествование было написано на греч. языке (ActaSS. Mai. T. 3. P. 4, 6), нек-рые исследователи считали оригинальным текстом лат. вариант (Fasola. 1967. Col. 817). Греч. редакция была обнаружена А. Виртом в рукописном Минологии XI-XII вв. (Vat. gr. 866. Fol. 302-309v) и опубликована им (Wirth A. Acta SS. Nerei et Achillei. Lpz., 1890. S. 17-39). Возможно, рукопись была создана в Монте-Кассино в X-XI вв. (Lucà S. La Parva Catechesis di Teodoro Studita in Italia meridionale // RSBN. N. S. 2016. Vol. 52. P. 147). Х. Ахелис подготовил критическое издание греч. текста, использовав помимо Vat. gr. 866 греч. рукописный список XVI в. (Vat. gr. 1286), а также лат. текст и издание Вирта.

Согласно лат. Мученичеству, Н. и А. были евнухами, служившими при Флавии Домитилле (Домицилле), племяннице имп. Домициана (81-96). Приняв христианство от ап. Петра, они обратили к вере свою госпожу и убедили ее получить «покров девства» (velamentum verginitatis) от ученика ап. Петра, сщмч. Климента, еп. Римского. После этого Домитилла отвергла жениха Аврелиана и сослана вместе с евнухами на о-в Понтия (ныне Понца, Италия). Через некоторое время Аврелиан прибыл туда и попытался через Н. и А. повлиять на решение бывш. невесты. Однако евнухи еще больше укрепили Домитиллу в вере. Тогда Аврелиан сослал их в г. Таррацина (ныне Террачина, Италия) и передал на суд Меммию Руфу, наместнику провинции. За отказ принести жертвы идолам Н. и А. были обезглавлены. Их ученик Авспиций, воспитатель Домитиллы, похитил тела мучеников и похоронил в имении Домитиллы на Ардеатинской дороге, в полумиле от Рима, рядом с могилой Петрониллы, дочери ап. Петра. В конце повествования о Н. и об А. сообщается, что они пострадали 12 мая.

Свт. Григорий I Великий, папа Римский (540-604), произнес в рим. базилике Н. и А. проповедь в день памяти святых. Свт. Григорий не сообщил дополнительные сведения о мучениках, посвятив речь насущным проблемам рим. паствы (Greg. Magn. In Evang. 28 // PL. 76. Col. 1210-1213).

Дж. Б. Де Росси относил мученическую кончину Н. и А. к периоду правления имп. Нерона (54-68), Дж. Х. Крехан предположил, что мученики были герм. происхождения и служили телохранителями при Нероне или другом императоре (Crehan J. H. Nereus et Acilleus, natione Germani? // JThSt. 1936. Vol. 37. P. 254-265). Однако более вероятно, что святые пострадали за Христа в кон. III или нач. IV в., во время великого гонения имп. Диоклетиана (303-305) и его наследников, когда проводилась «очистка» армии от христиан (Euseb. Hist. eccl. VIII 4. 3; X 8. 10; Idem. Vita Const. I 54; см. ст. Гонения на христиан в Римской империи).

Базилика во имя мучеников Нерея и Ахилия в катакомбах Домитиллы в Риме
Базилика во имя мучеников Нерея и Ахилия в катакомбах Домитиллы в Риме

Базилика во имя мучеников Нерея и Ахилия в катакомбах Домитиллы в Риме
По мнению исследователей, в Мученичестве Н. и А. были совмещены легендарные рассказы об этих святых и о мученицах Домитилле и Петронилле ввиду их общего места захоронения. Агиографические сведения о мц. Домитилле представлены только в сказании о Н. и об А., день ее памяти под 7 мая впервые зафиксирован лишь в сер. IX в. в Мартирологе Флора Лионского (Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l'Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 82). Однако, по свидетельству блж. Иеронима Стридонского, в кон. IV в. паломники посещали о-в Понтия, чтобы увидеть домик (cellulae), где жила Домитилла (Hieron. Ep. 108. // PL. 22. Col. 882). Евсевий Кесарийский, описывая в «Церковной истории» гонения при имп. Домициане, упомянул Флавию Домитиллу, назвав ее племянницей рим. консула Флавия Климента (95 г.). За исповедание Христа она была сослана на Понтию вместе со мн. др. единоверцами (Eusb. Hist. eccl. III 18. 4). Те же сведения Евсевий приводит в «Хронике» (Euseb. Chron. // Eusebius Werke. B., 1956. Bd. 7: Die Chronik des Hieronimus / Hrsg. R. Helm. S. 192), ссылаясь при этом на некоего языческого историка Бруттия, под к-рым, возможно, следует понимать Гая Брутия Презенса - друга Плиния Младшего (Fasola. 1986. P. 7). Дион Кассий Кокцеян писал, что консул Флавий Климент и его жена Домитилла были уличены в безбожии - такое обвинение при имп. Домициане выдвигалось против римлян, принявших иудейскую веру. Супруга Климента была родственницей императора, ее отправили в ссылку на о-в Пандатерия (ныне Вентотене, Италия; Dio Cassius. Hist. Rom. 67. 14). Т. о., вероятно, следует различать 2 Домитилл - племянницу консула и его супругу (Fasola. 1986. P. 7-8).

Первоначально катакомбы, где были похоронены Н. и А., носили имя Домитиллы. По мнению исследователей, самые ранние захоронения относятся к 1-й пол. III в. (Ibid. 1986. P. 14). К могиле мучеников вниз вела лестница, а коридор заканчивался апсидой с алтарем в их честь. Вероятно, папа Дамас построил небольшую часовню рядом с криптой, в к-рой находилась могила мучеников, а папа Cириций в 390-395 гг. соорудил грандиозную базилику. С VI в. катакомбы Домитиллы стали упоминать под именами мучеников: так, в Liber Pontificalis говорится, что папа Иоанн I (523-526) восстановил катакомбы Н. и А. (Л. Дюшен считал, что речь идет о базилике Н. и А., а не о катакомбах - LP. T. 1. P. 276-278). В рим. итинерариях VII в. отмечено, что Н. и А. были похоронены вместе с мц. Петрониллой в посвященной ей церкви на Ардеатинской дороге (Codice topografico della città di Roma / Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1942. T. 2. P. 89, 110, 149). Т. о., с этого времени эта базилика стала местом почитания не только Н., А. и мц. Домитиллы, но и мц. Петрониллы. Именно с почитанием последней было связано учреждение папой Григорием III (731-741) ежегодных торжественных процессий к этой базилике.

Интерьер базилики во имя мучеников Нерея и Ахилия в Риме. IX, XVIII в. Фотография. 2013 г.
Интерьер базилики во имя мучеников Нерея и Ахилия в Риме. IX, XVIII в. Фотография. 2013 г.

Интерьер базилики во имя мучеников Нерея и Ахилия в Риме. IX, XVIII в. Фотография. 2013 г.
Во время археологических раскопок базилики при катакомбах Домитиллы, предпринятых Де Росси в 1873-1875 гг., были обнаружены 2 фрагмента мраморной плиты с отрывками эпитафии папы Дамаса (ICUR. N. S. T. 3. N 8132), выполненной шрифтом, характерным для мастерской каллиграфа Фурия Дионисия Филокала. Мраморная плита располагалась над гробницей Н. и А. Вместе с фрагментами в апсиде базилики были найдены барельефные изображения, являющиеся своего рода иллюстрацией к тексту эпитафии и также относящиеся к кон. IV в. Барельефы вырезаны на 2 небольших колоннах, к-рые поддерживали киворий алтаря. На 1-м барельефе изображено страдание А. с частично сохранившимся именем святого: (Achil)LEUS (ICUR. N. S. T. 3. N 8133). Мученик представлен в длинной тунике без пояса, т. е. он был лишен воинского звания. Палач, заносящий над святым меч, облачен в полное позднерим. воинское одеяние. Присутствуют христ. символы, указывающие на то, что А.- мученик: крест и венец. На 2-м барельефе изображен, вероятно, Н., но надпись отсутствует.

В Риме центром почитания Н. и А. была титулярная ц. Фасциолы возле терм Каракаллы; клирики этого храма с IV-V вв. заботились о катакомбах Домитиллы. Об этом свидетельствует, в частности, датируемый 398 г. фрагмент мраморного надгробия Паскентия, чтеца из ц. Фасциолы, найденный в этих катакомбах (ICUR. N. S. T. 3. N 8165). В актах Собора 595 г. эта церковь упоминается так же, как ц. Н. и А. (Greg. Magn. Reg. epist. // MGH. Epp. T. 1. P. 367); в письме папы Григория I Великого от 5 окт. 600 г. указан Гратиоз, пресвитер «титула святых Нерея и Ахилея» (Idem. 15 // Ibid. T. 2. P. 275). С таким же посвящением церковь фигурирует в рим. итинерариях VIII-IX вв. (напр., в Айнзидельнском) с указанием ее расположения у терм Антонина (Thermae Antoninianae - Codice topografico della città di Roma. R., 1942. T. 2. P. 199). В нач. IX в. папа Лев III (795-816), видя, что церковь сильно обветшала и периодически затапливается, полностью перестроил ее на более возвышенном месте и украсил серебряным киворием, передал в дар позолоченную посуду для богослужений, золотую корону для алтаря, инкрустированную драгоценными камнями, и др. богатые подношения (LP. T. 2. P. 9, 21, 33). Вероятно, с этого времени городская базилика Н. и А. стала основным местом их почитания, тогда как церковь при катакомбах Домитиллы постепенно приходила в запустение и к моменту ее разрушения от землетрясения 897 г. была полностью заброшена. В XIII в. мощи Н., А., а также Домитиллы хранились под главным алтарем ц. св. Адриана на Римском форуме, о чем свидетельствует фрагмент надписи от 1224 г. из ризницы этой церкви (Iscrizioni delle chiese e d'altri edificii di Roma dal sec. XI fino ai giorni nostri / Ed. V. Forcella. R., 1873. Vol. 2. P. 49). В нач. XIV в. храм Н. и А. возле терм Каракаллы находился в запустении (non habet servitorem; Codice topografico della città di Roma. R., 1942. T. 3. P. 308). В 1475 г. папа Сикст IV восстановил рим. базилику Н. и А., однако ок. 1580 г. она снова нуждалась в ремонте (Vat. Barber. lat. 2160. F. 196v; Krautheimer. 1967. P. 137-138). 12 мая 1597 г. кард. Цезарь Бароний торжественно перенес мощи Н., А. и Домитиллы из ц. св. Адриана в базилику Н. и А. у терм Каракаллы и поместил их перед алтарем. К 1600 г. Бароний полностью отремонтировал церковь, украсил ее росписями, подарил колокол. Реставрация церкви проводилась в 1941 г.

Впервые память Н. и А. под 12 мая появляется в Иеронимовом мартирологе, где святые названы братьями. В бернской рукописи Мартиролога ошибочно указано, что мученики были похоронены в катакомбах Претекстата (MartHieron. P. 249). Впосл. память мучеников под 12 мая перешла в Мартиролог Беды (в поздних списках, напр.: Vat. Palat. lat. 834, 1-я пол. IX в.; Vat. Palat. 833, сер. IX в.) и в зап. «исторические» мартирологи IX в. При этом Флор Лионский и Адон, архиеп. Вьеннский, заимствовали из Иеронимова мартиролога неверное обозначение «в катакомбах Претекстата». Краткое сказание о Н. и об А., содержащееся в этих мартирологах, составлено на основе их Мученичества (Quentin. 1908. P. 51, 332, 362, 482; Dubois J., Renaud G. Le Martyrologe d'Adon: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. Р. 157). Из Мартиролога Адона сказание о святых перешло в Мартиролог Узуарда, однако вместо катакомб Претекстата здесь указана Ардеатинская дорога как место, где совершалось празднество в честь Н. и А. (MartUsuard. 1965. P. 228). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память Н. и А. под 12 мая. В заметке сообщается, что останки мучеников вместе с мощами св. Домитиллы были перенесены по указанию папы Климента VIII (1592-1605) из диаконии Адриана в посвященную им титулярную церковь, которая была отреставрирована в то время (MartRom. Р. 185). В совр. редакции Римского Мартиролога под этим же числом содержится сказание о мучениках, составленное на основе эпитафии папы Дамаса I (MartRom (Vat.). P. 266). Проприи мессы на день памяти Н. и А. содержатся в рим. литургических книгах VII-VIII вв. (Sacr. Gelas. P. 138-139; Das Sacramentarium Gregorianum nach dem aachener Urexemplar / Hrsg. H. Lietzmann. Münster, 19582. S. 67).

В сер. XII в. краткие сведения о Н. и об А. с искажением их имен - Иеремий и Архилий - были внесены в составленную на Руси 2-ю (пространную) редакцию Пролога со ссылкой на 28-ю «Беседу на Евангелие» свт. Григория Великого. Это сказание впосл. вошло в стишной Пролог и затем под 6 апр.- в ВМЧ митр. Макария, где святые именуются Иереем и Ахилеем (ВМЧ. Апр. День 1-8. Стб. 168-169). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, внес в Четьи-Минеи память мучеников под этим же числом, передав их имена как Иеремий и Архилий (Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. С. 221). В совр. редакции «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского вместо Архилия обозначен иерей Алхимий (ЖСв. Апр. С. 123), однако в календаре РПЦ имена мучеников даются в первоначальной транскрипции свт. Димитрия (см. также ст.: Иеремий и Архилий (пам. 6 апр.)).

Ист.: BHL, N 6058-6067; BHG, N 1327; ActaSS. Mai. T. 3. P. 4-16; MartHieron. Comment. P. 249; MartRom. Comment. P. 175, 177, 216; Achelis H. Acta SS. Nerei et Achillei. Lpz., 1893. (TU; 11/2).
Лит.: De Rossi G. B. Scoperta della Basilica di S. Petronilla: Col sepolcro dei martiri Nereo ed Achilleo nel cimitero di Domitilla // BACr. Ser. 2. 1874. Vol. 5. P. 5-35; Schaefer F. Die Acten der Hl. Nereus und Achilleus // RQS. 1894. Bd. 8. S. 89-119; Marucchi O. Di alcune iscrizioni recentemente trovate o ricomposte nella basilica di S Petronilla e dei SS. Nereo ed Achilleo sulla via Ardeatina // NBAC. 1899. T. 5. P. 21-35; Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 362, 427, 459, 482; Franchi de'Cavalieri P. I SS. Nereo ed Achilleo nell' epigramma Damasiano // Idem. Note agiografiche. R., 1909. Fasc. 3. P. 43-55. (ST; 22); Krautheimer R., Frankl W. Recent Discoveries in Churches in Rome // AJA. 1939. Vol. 43. P. 397-398; Fasola U. M. Nereo e Achilleo // BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 813-820; idem. La catacombe de Domitille et la basilique des martyrs Nérée et Achillée. Vat., 19862; Krautheimer R. Corpus basilicarum christianorum Romae. Vat., 1967. Vol. 3. P. 128-152; Pergola P. Nereus et Achilleus martyres: L'intervention de Damase à Domitille // Saecularia Damasiana. Vat., 1986. P. 203-224; Herz A. Cardinal Cesare Baronio's Restoration of SS. Nereo ed Achilleo and S. Cesareo de'Appia // The Art Bull. 1988. Vol. 70. N 4. P. 590-620; Saxer V. Nereus and Achilleus // EEC. Vol. 2. P. 593; Amore A. I Martiri di Roma / Ed. A. Bonfiglio. Todi, 20132. P. 200-203.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Мученики Римско-католической Церкви Нерей и Ахилий [Ахиллий] († между 303 и 305), мученики Римские (пам. зап. 12 мая)
См.также:
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВГУРИЙ, ИУЛИЙ, ИУЛИАН, ВИНЦЕНТИЙ И ЭКЛОДИЙ мученики Испанские (пам. зап. 21 авг.)
АВГУСТ мч. Италийский (пам. зап. 9 апр.)
АВГУСТИН И ЕГО МАТЬ ФЕЛИЦИТА († ок. 255), мученики (пам. зап. 15 нояб.)
АВГУСТИН, САНКЦИАН, ЕГО СЕСТРА БЕАТА и др. († 273 или 274), мученики Санские (пам. зап. 6 сент.)
АВИТ, КИННАНК, АРТЕМОН, ЕРЕМИТ, АЛИК, КАПИТОН мученики Никомидийские (пам. зап. 23 июня)