Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НЕОФИТ II
48, С. 720-722 опубликовано: 27 июня 2022г.


НЕОФИТ II

Неофит II, митр. Унгро-Влахийский. Рисунок из кн.: Adolphe L. I. Voyage Mustré dans les einef parties du monde eu 1846, 1847, 1848, 1849. Р., 1850. P. 98
Неофит II, митр. Унгро-Влахийский. Рисунок из кн.: Adolphe L. I. Voyage Mustré dans les einef parties du monde eu 1846, 1847, 1848, 1849. Р., 1850. P. 98

Неофит II, митр. Унгро-Влахийский. Рисунок из кн.: Adolphe L. I. Voyage Mustré dans les einef parties du monde eu 1846, 1847, 1848, 1849. Р., 1850. P. 98
(1.01.1778, Бухарест - 14.01.1850, Там же), митр. Унгро-Влахийский (1840-1849), предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата. Отец Н. был греч. происхождения и, согласно нек-рым источникам, занимал при дворе валашского господаря высокую должность стольника (Însemnările Androneştilor. 1947. P. 82). Брат Н.- А. Г. Лесвиодакс, занимавший при господарском дворе должность пахарника (чашника), в «Краткой церковной истории» упоминает, что Н. был уроженцем Бухареста, но не дает др. информации о его семье (Lesviodax. 1845. P. 416). Н., по всей вероятности, получил образование в Бухаресте в Академии св. Саввы, поскольку кроме греческого знал и французский язык. Принял монашество до 1818 г.- известно, что в том году он стал иеродиаконом. В марте 1824 г. рукоположен во иерея, 5 апр.- во архимандрита. Н. выполнял функции секретаря еп. Рымникского Галактиона (25 янв. 1813 - 12 апр. 1824). 18 апр. 1824 г. избран епископом Рымникским, 20 апр. хиротонисан митр. Унгро-Влахийским свт. Григорием IV (Даскэлом).

Возвышению Н. способствовала временная опала свт. Григория IV, вступившего в конфликт с греч. духовенством преклоненных мон-рей Валахии, позиции к-рого (прежде всего экономические) свт. Григорий IV стремился ослабить за счет усиления позиций румын. духовенства. Эти действия не отвечали интересам российской дипломатии, поддерживавшей греч. национально-освободительное движение на Балканах, и в условиях русско-турецкой войны 1828-1829 гг. российская военная администрация отстранила свт. Григория IV от дел и депортировала его на территорию Российской империи в Кишинёв, где он оставался и после заключения Адрианопольского мирного договора (14 сент. 1829), установившего контроль России над Валашским княжеством. В принятии решения об изоляции свт. Григория IV от церковных дел Валахии сыграли роль как его протесты против обложения клира дополнительными налогами, так и его последовательные усилия, направленные на сохранение традиц. автономии Валашской Церкви, вступившие в противоречие с планами российской администрации (Filitti. 1904. P. 228).

24 янв. 1829 г. по инициативе гр. Ф. П. Палена, стоявшего во главе администрации Дунайских княжеств, Н. был назначен местоблюстителем Унгро-Влахийского митрополита. Чтобы его назначение не противоречило церковным канонам и обычаям Валахии, в известность были поставлены и дали свое формальное согласие как члены дивана, так и свт. Григорий IV (Hurmuzaki. 1891. Vol. 1/4. P. 335). Н. занимал пост местоблюстителя до прекращения опалы свт. Григория IV (1833); они переписывались, Н. постоянно советовался со свт. Григорием IV как по вопросам общего характера, так и в том, что касалось соблюдения канонических прерогатив митрополии в связи с введением Паленом в 1831 г. новых конституционных порядков (Органического статута).

9 дек. 1829 г., после заключения Адрианопольского мирного договора, Н., еп. Арджешский Иларион, еп. Бузэуский и высокопоставленные бояре в составе 21 члена Чрезвычайного собрания дивана (т. е. Господарского совета) направили возглавившему российскую администрацию в Дунайских княжествах гр. П. Д. Киселёву прошение о вызове свт. Григория IV в Бухарест (Ibid. Р. 339-340). Несмотря на то что последовал положительный ответ, свт. Григорий IV в Бухарест не вернулся, а Н. 25 янв. 1830 г. был наделен полномочиями заместителя Киселёва с правом во время его отсутствия в Бухаресте возглавлять работу Чрезвычайного собрания дивана по расследованию судебных разбирательств (Ibid. Р. 342-343).

Предпринятые Киселёвым в соответствии с Органическим статутом церковные реформы, направленные на ограничение церковной автономии и предполагавшие более активное вмешательство гос-ва в управление монастырской собственностью, включали создание Мин-ва религиозных конфессий (1831), Советов по управлению монастырской собственностью и контролю за благотворительной деятельностью обителей (1834). В 1831 г. для администрирования церковного имущества были созданы смешанные комиссии, в состав которых входили клирики и бояре. Они занимались имуществом епархий и непреклоненных монастырей. Также проекты Киселёва предусматривали поддержку системы образования (гл. обр. создание семинарий), меры по улучшению материального положения и перестройке монастырей с тем, чтобы они могли в полной мере выполнять новые возложенные на них функции по обеспечению благотворительной инициативы государства, создание в митрополии советов по управлению монастырской собственностью и контролю за благотворительной деятельностью мон-рей, уменьшение количества священников (Filitti. 1904. P. 276-279; Brusanowski. 2010. P. 28-29). Выступая за усиление позиций России в Валахии, Н. вместе с тем не до конца поддерживал проекты Киселёва, считая, что в них проявлялась тенденция вмешательства светской власти в дела, к-рые всегда решались епархиальными архиереями. Для того чтобы предотвратить дальнейшее ущемление прав Церкви, 10 февр. 1832 г. Н. направил Киселёву копию хранившегося в архиве Унгро-Влахийской митрополии и перевод на рус. язык акта (хрисовула) валашского господаря Михая Раковицэ 1742 г. о правах церковной кириархии. В сопроводительном письме Н. обращал внимание генерала на то, что этот документ подтверждал права митрополии властвовать над всеми духовными лицами и монастырями и решать все вопросы церковного характера в Валахии. Он указывал, что эти права основаны на церковных канонах, древних обычаях, юридических кодексах, указах валашских правителей; они не нарушались ранее и не могут быть нарушены впредь. Н. выражал надежду, что Киселёв будет отстаивать и закреплять эти древние права кириархии Унгро-Влахийской митрополии (Hurmuzaki. 1891. Vol. 1/4. P. 386-387).

После смерти свт. Григория IV (1834) должность митрополита оставалась вакантной вплоть до 1840 г.: Н. и епископы Бузэуский и Арджешский были членами временного триумвирата, управлявшего делами митрополии. К этому времени относится создание при участии Н. семинарий с 4-летним курсом обучения в 1836 г. в Бухаресте, Бузэу и Арджеше и в 1837 г. в Рымнике. 25 июня 1840 г. валашский господарь Александру II Гика просил Департамент религиозных конфессий принять меры по созыву электоральной коллегии, предусмотренной Органическим статутом, для выбора митрополита. 28 июня был принят закон, регламентировавший избрание митрополита, а 29 июня Н. был избран на этот пост 49 голосами из 76, после этого утвержден господарем и в июле получил экдосис от К-польского патриарха. 6 авг. Н. направил письмо российскому имп. Николаю I Павловичу, в к-ром выразил свою верность российскому престолу (Ibid. Р. 493-494). Одновременно Н. до 1848 г. продолжал возглавлять Рымникскую епархию. Большое внимание уделял подготовке педагогических кадров для созданных им семинарий, с его благословения более 15 молодых священнослужителей были направлены для получения высшего богословского образования как в Грецию (4 человека были направлены в 1844 г., в т. ч. на теологический фак-т Афинского ун-та), так и в Россию (7 человек изучали рус. язык в Кишинёве, затем 3 из них продолжили обучение в МДА, 4 - в СПбДА, один получил степень в КДА).

В 1848 г. значительная часть клира Унгро-Влахийской митрополии поддержала революцию в Валашском княжестве, прошедшую под лозунгами проведения демократических реформ, отмены сословных привилегий и достижения национального единства. С возникновением угрозы турецкого и российского военного вмешательства и в целях наведения порядка в княжестве Н. с 16 июня в течение нескольких месяцев формально возглавлял Временное правительство Валахии, прилагавшее усилия к тому, чтобы добиться компромисса ради обеспечения внутриполитической стабильности в крае.

После поражения революции Н. как митрополит санкционировал собственное отстранение от своих приходов и преследование священнослужителей, связанных с радикальным политическим движением. Вместе с тем, согласно донесениям российских военнослужащих, в кон. 1848 г. Н. по состоянию здоровья уже не мог принимать деятельного участия в церковной и политической жизни. Так, 6 дек. 1848 г. торжественную литургию в Бухаресте по случаю дня тезоименитства российского имп. Николая I c участием командования рус. войск, находившихся в Валахии, служил викарий митрополии еп. Нифонт (Русаилэ), в то время как Н. «по болезни, не будучи в состоянии совершить Богослужение, присутствовал только при молебне» (Военно-исторический журнал о пребывании русского корпуса в Валахии // РГВИА. Ф. 846. Оп. 2. Д. 5332. Л. 142-158). Н. был детронизирован 27 июля 1849 г. и передал полномочия еп. Нифонту, 14 сент. избранному и 8 окт. 1850 г. интронизированному во митрополита Унгро-Влахийского.

Ист.: Lesviodax (Лесвiодакс) A. G. Istoria bisericească pe scurt. Bucur., 1845 (на кириллице); Acte şi documente relative la istoria renaşterii României / Ed. Gh. Petrescu, D. A. Sturdza, D. C. Sturdza. Bucur., 1889. Vol. 2; Documente privitoare la istoria românilor. Suppl. / Ed. E. Hurmuzaki et. al. Bucur., 1891. Vol. 1. Pt. 4; 1895. Vol. 1. Pt. 6; Anul 1848 în Principatele Române: Acte şi documente / Ed. I. C. Brătianu. Bucur., 1902-1910. 6 vol.; Negulescu G. I. Condica hirotoniilor de la 1823-1834 // BOR. 1934. An. 52. N 5/6. P. 341-419; Ionaşcu I. Material documentar privitor la istoria seminarului din Buzău, 1836-1936. Bucur., 1937; Papacostea V., Regleanu M. Seminarul Central, 1836-1936: Documentele întemeierii. Bucur., 1938; Regulamentele Organice ale Valahiei şi Moldovei. Bucur., 1944. Vol. 1; Însemnările Androneştilor / Ed. I. Corfus. Bucur., 1947; Răuţescu I. Felurite porunci din timpul păstoriei mitropolitului Neofit al II-lea al Ungrovlahiei // Glasul Bisericii. Bucur., 1966. An. 25. N 11/12. P. 1088-1094; Documente privind revoluţia de la 1848 în Ţările Române. Bucur., 1983. B: Ţara Românească, 12 martie - 21 aprilie 1850; Carataşu M. Documente privind pe Neofit - preşedintele Guvernului provizoriu de la 1848 // Caietele Bălcescu // Bălceşti de Topolog, 1984. Vol. 9/10. P. 163-183; Bodea C. 1848 la români: O istorie în date şi mărturii. Bucur., 1998. 3 vol.
Лит.: Bibescu G. Néofite, métropolitain de Hongro-Valachie, jugé par ses écrits et ses actes. Gen., 1894; idem. 1848 în România. Bucur., 1898; Filitti J. C. Les Principautés Roumaines sous l'occupation russe (1828-1834): Le Règlement Organique: Études de droit public et d'histoire diplomatique. P., 1904; idem. Turburări revoluţionare în Ţara Românească între anii 1840-1843 // Analele Acadimiei Române. Memoriile Sectiuni Istorice. Bucur., 1912. An. 34. N 4. P. 1-60 (отд. изд.: Bucur., 1912); idem. Domniile române sub Regulamentul Organic, 1834-1848. Bucur., 1915; idem. Principatele Române de la 1828 la 1834: Ocupaţia rusească şi Regulamentul Organic. Bucur., 1934; Reli S. Relaţiile dintre Biserică şi Stat în România veacurilor trecute // Candela. Bucur., 1933. Vol. 44. N 1/2. P. 21-43 (отд. изд.: Cernăuţi, 1934); Buzan S. Regulamentele organice şi însemnătatea lor pentru dezvoltarea organizaţiei Bisericii Ortodoxe Române // Studii teologice. Bucur., 1956. An. 8. N 5/6. P. 363-375; Corivan N. Clerici ortodocşi din Moldova şi Muntenia care au luat parte la revoluţia din 1848 // Mitropolia Moldovei şi Sucevei. Iaşi, 1958. An. 34. N 7/8. P. 624-642; Şerbănescu N. Mitropoliţii Ungrovlahiei // BOR. 1959. An. 77. N 7/10. P. 810-813; idem. Episcopii Râmnicului // Mitropolia Olteniei. Graiova, 1964. An. 16. N 3/4. P. 171-212; Bălaşa D. La 120 de ani de la revoluţia din 1848: Caracterul religios al proclamaţiei de la Izlaz // Ibid. 1968. An. 20. N 5/6. P. 369-376; Şotropa V. Proiectele de constituţie, programele de reforme şi peţitiile de drepturi din Ţările Române în secolul al XVIII-lea şi prima jumătate a secolului al XIX-lea. Bucur., 1976; Cliveti Gh. Românii şi «concertul european», 1815-1878 // Românii în istoria universală. Iaşi, 1987. Vol. 2. Pt. 1. P. 249-278; Georgescu V. Istoria ideilor politice româneşti (1369-1878). Münch., 1987; Stan A. Revoluţia de la 1848 în Ţara Românească. Boieri şi tărani. Bucur., 1998; idem. Protectoratul Rusiei asupra Principatelor Române, 1774-1856: Între dominaţie absolută şi anexiune. Bucur., 1999; Păcurariu. IBOR. 20083. P. 34-56; Cristea Gh. Istoria eparhiei Râmnicului. Râmnicu-Vâlcea, 2009. P. 211-212; Brusanowski P. Stat şi Biserică în Vechea Românie între 1821-1925. [Cluj-Napoca], 2010; idem. Rumänisch-orthodoxe Kirchenordnungen (1786-2008): Siebenbürgen - Bukowina - Rumänien. Köln; W., 2011; Hitchins K. Românii, 1774-1886. Bucur., [2013]3. P. 178-245, 285-307; Leuştean L. N. The Romanian Orthodox Church, in Orthodox Christianity and Nationalism in Nineteenth-Century Southeastern Europe / Ed. L. N. Leuştean. N. Y., 2014. P. 101-163; idem. Istoria românilor. Bucur., 20152. Vol. 7. Pt. 1: Constituirea României moderne (1821-1878) / Ed. D. Berindei. P. 105-486.
М. Антон, А. Колин
Ключевые слова:
Митрополиты Константинопольской Православной Церкви Неофит II (1778 - 1850), митрополит Унгро-Влахийский (1840-1849), предстоятель Унгро-Влахийской митрополии
См.также:
АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков
АВКСЕНТИЙ (1798–1865), митр. Велесский Константинопольского Патриархата
АВКСЕНТИЙ III митр. Герцеговинский - см. Авксентий, митр. Велесский
АГАЛЛИАН ФЕОДОР см. Феофан, митр. Мидийский