Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НЕЖИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
48, С. 516-519 опубликовано: 23 июня 2022г.


НЕЖИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Нежинской и Прилукской епархии УПЦ), находится в г. Нежине Черниговской обл. (Украина).

Нач. XVIII в.- 20-е гг. XX в.

Монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. Нач. ХХ в.
Монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. Нач. ХХ в.

Монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. Нач. ХХ в.
Основан в 1716 г. местоблюстителем Патриаршего престола митр. Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским), уроженцем Правобережной Украины, откуда его родители переехали в с. Красиловка близ Нежина. По инициативе митрополита и его брата - настоятеля (1702-1730) нежинского Николаевского собора прот. Павла Яворского было решено построить каменный храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы. П. Яворский скупил неск. дворов и передал митр. Стефану для построения на этой территории церкви, закладка которой состоялась в 1702 г.

После победы царя Петра I Алексеевича над швед. войсками в 1709 г. под Полтавой митр. Стефан решил основать при строившемся храме обитель: «Отныне да будет памятник в Нежинском монастыре о победе, Богом дарованной всероссийскому самодержцу Петру Великому». Митр. Стефан прислал в церковь икону с изображением ангела и царя Петра I (Филарет (Гумилевский). 1872. С. 164-165), с 1712 г.- неск. Евангелий в серебряных окладах, напрестольные кресты с частицами мощей святых и серебряные позолоченные потиры, жезл из слоновой кости и др. реликвии. 22 июля 1716 г. митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России Иоасаф (Кроковский), митр. Стефан, епископы Черниговский и Новгород-Северский свт. Антоний (Стаховский) и Переяславский и Бориспольский Кирилл (Шумлянский) освятили храм. В том же году грамотой митр. Стефана повелевалось церковь «нарещи Назаретом Богородичным и монастырю быти при ней» (Там же. С. 166). В обители учреждалась архимандрития, «вечными времены Киевским митрополитам подлежащая». Архимандрит служил с рипидами, в мантии со скрижалями. С 1716 г. Н. Б. м. возглавлял архим. Модест (Ильницкий), с 1719 г.- архим. Епифаний (Тихорский), кандидат на Черниговскую архиерейскую кафедру, к-рый завел в обители синодик для ежедневного поминовения представителей царской фамилии и благотворителей, с 1722 г.- архим. Савва (Шпаковский; † 1749), в 1739 г. рукоположенный во епископа Архангелогородского и Холмогорского.

Митр. Стефан заботился о Н. Б. м. до самой кончины: присылал новые вклады деньгами и утварью. В 1721 г. он передал в обитель свою богатую б-ку, при этом определил правила хранения книг для их наилучшей сохранности. Митрополит, «дабы место удобное на тые книги усмотрел, или нарочно устроил, не деревянное, но каменное с затворами железными для огненного случая». «Мне видится на трапезе палату сделать с полицами довольными и там оные держать за крепким замком...- писал митр. Стефан,- усмотреть доброго и благой совести монаха или иеромонаха тогож монастыря постриженца и поставить его библиотекарем, или над книгами прилежным дозорцем, чтоб незабвенно надсматривал книг, и когда бывает ветер, чтоб затворы оконные отворял для провевания книг, чтоб не погнили, и не близко при стене каменной оные держал, бо от мокроты каменя кирпичного скоро погниют»; «когда бывает ведро летом, выносить оные книги из библиотеки верными послушниками, при добром дозоре, и просушивать на солнце, не все разом, но по части: того дня - тые, иного - иные, и хранить всячески от гнилости и моля»; «в библиотеку никому не входить кроме архимандрита и библиотекаря, и кому верному они соизволят для послушания»; «никому же от оных книг не давать, кроме тех, которые в том же монастыре труждаются в проповеди... с подкреплением их руки».

Митр. Стефан сам составил каталог, к-рый снабдил элегией на лат. языке: «Идите, милыя книги, прежде так часто находившиеся в моих руках! Идите, слава моя, мой свет, мое сокровище... Приобретенная трудами моими библиотека, прости!» В 1731 г. по именному указу имп. Анны Иоанновны книжное собрание митр. Стефана поступило в коллегиум при харьковском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре (ОДДС. Т. 3. Стб. 25; Т. 12. Стб. 32-33); ныне ок. 350 книг хранятся в Университетской и Национальной б-ках Харькова (Луппов С. П. Книга в России в 1-й четв. XVIII в. Л., 1973. С. 250-252; он же. Книга в России в послепетровское время, 1725-1740. Л., 1976. С. 323).

Перед кончиной, 15 нояб. 1722 г., митр. Стефан направил настоятелю Н. Б. м. архим. Савве последнее денежное пожертвование с завещанием, в к-ром просил расписать храм, «как почали в алтаре», закончить устроение трапезной церкви и помещения б-ки, построить богадельню и колокольню «с большими часами для угодия всему городу» (Филарет (Гумилевский). Ист.-стат. 1873. С. 175).

Собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1702–1716 гг. Фотография. 2016 г.
Собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1702–1716 гг. Фотография. 2016 г.

Собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1702–1716 гг. Фотография. 2016 г.
В 1716 г. к Н. Б. м. был приписан «Ветхий» Богородице-Рождественский мон-рь на р. Остёр близ Нежина со всеми угодьями. Универсалами гетмана П. Скоропадского от 14 сент. 1716 г. и 17 марта 1718 г. обитель «для прокормления мешкающих в ней братий» наделялась землями близ Нежина. Согласно архиву Черниговской духовной консистории 1782 г., Н. Б. м. благодаря вкладам жертвователей владел землями в местечках Салтыкова Девица и Мрин, селах Черняховка, Стольное, Волосковцы, Талалаевка, Мыльники, Степановка, Загоровка, Блистав (Блистово), Авдеевка. По ревизии того же года к обители были приписаны 800 крестьян (Там же. 173).

31 марта 1732 г. архиеп. Киевский, Галицкий и всея Малыя России Рафаил (Заборовский) сообщил в Синод, что среди мон-рей Киевской епархии, за исключением Н. Б. м., ни в одном нет архимандритии. С 1743 г. Н. Б. м. возглавлял архим. Владимир (Каменский), брат (дядя?) архиеп. Московского и Калужского Амвросия (Зертис-Каменского), с 1746 г.- архим. Платон (Левицкий), выпускник московской Славяно-латинской академии, замечательный проповедник. В 1749-1756 гг. настоятелем Н. Б. м. был архим. Митрофан (Горленко), родственник свт. Иоасафа (Горленко), еп. Белгородского и Обоянского. При о. Митрофане в 1750 г. сгорели трапезная церковь и некоторые кельи, но в том же году был построен каменный корпус на 6 келий с погребами и кладовой. В 1754 г. архим. Митрофан просил Киевского и Галицкого митр. Тимофея (Щербацкого) выделить на восстановление зданий 3 тыс. р., а также вернуть в обитель б-ку митр. Стефана. В 1755 г. деньги были направлены, но книжное собрание не возвращено. В сент. 1757 г., при архим. Пахомии (Витвицком), во время городского пожара сгорела келья архимандрита, пострадали др. жилые постройки, колокольня. С 1776 г. настоятелем Н. Б. м. был архим. Дорофей (Возмуйлов; Ɨ 1790), постриженик афонского Иверского мон-ря, в 1787 г. хиротонисанный во епископа Феодосийского и Мариупольского.

В 1786 г. в результате секуляризации бо́льшая часть угодий Н. Б. м. была изъята в казну, мон-рь отнесен ко 2-му классу, а братии назначены денежные штатные оклады. По геометрическому плану от 2 авг. того же года за Н. Б. м. были оставлены: 8 дес. 1725 кв. саж. «под Ветхим монастырем и конюшенным двором»; 10 дес. 2140 кв. саж. «под огородным окопом... Репкаловщина именуемым»; 4 дес. 1800 кв. саж. садовой земли; 3 дес. 200 кв. саж. сенокосной земли; 10 дес. 1000 кв. саж. земли «на выгон скота»; 44 дес. 1850 кв. саж. «кустарника»; 248 дес. 2329 кв. саж. «под протоком Остром, мхом, дрябью, болотами, рудками и глухими местами». Но к 70-м гг. XIX в. в хозяйстве Н. Б. м. было всего 317 дес. 1809 кв. саж. пахотной и сенокосной земли и мельница на р. Остёр (Там же. С. 180). К нач. XIX в. к Н. Б. м. была приписана нежинская Греческая Братская ц. во имя арх. Михаила.

В 1787-1798 гг. Н. Б. м. возглавлял архим. Феофан (Шиянов-Чернявский; Ɨ 1812), в 1800 г. рукоположенный во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.

После крупного городского пожара 14 сент. 1797 г. архиеп. Черниговский и Нежинский Виктор (Садковский) предлагал упразднить Н. Б. м., а братию - перевести в Густынский во имя Святой Троицы монастырь, но нежинский городской глава от имени горожан убедил правительство не закрывать обитель. Капитальный ремонт построек Н. Б. м. осуществил настоятель (1803-1823) архим. Виктор (Черняев), болгарин, родившийся в состоятельной купеческой семье и в 1791 г. окончивший Киево-Могилянскую академию. На пожертвования благотворителей и личные средства о. Виктор смог восстановить монастырь после пожара. В 1808 г. он сообщил архиеп. Черниговскому и Нежинскому Михаилу (Десницкому), что в обители возводился каменный 2-этажный корпус с теплой ц. во имя апостолов Петра и Павла, построены колокольня, ризница, часть ограды с 2 св. воротами и 21 «каменной лавкой»; «братские кельи все, как изнутри, так и извне починены, и побелены, и под оными четыре погреба, поварни две, и настоятельские кельи, как должно приведены в порядок». В заключение о. Виктор испрашивал у преосвященного разрешения и средства на постройку каменной ограды с вост. стороны мон-ря, для к-рой, как он писал, материал уже был приготовлен.

17 апр. 1811 г. в рапорте архиеп. Михаилу архим. Виктор сообщал, что в Благовещенском соборе «открылись опасные трещины, требующие починки», а также «другая поперечная трещина показалась», и что средства на ремонт были выделены лишь частично. Усердием архим. Виктора в Благовещенском храме был обновлен иконостас, на стенах появилась живопись; построена гостиница для богомольцев и произведен ремонт зданий приписного Рождественского мон-ря, в к-ром перестроена древняя Георгиевская ц., возведена колокольня. В прошении, поданном в Синод, архим. Виктор уточнял, что «выписал из отечества своего значительную сумму денег, которую получил через общего четырех патриархов проповедника, иеромонаха Дорофея, всего 12 000 червонцев... и деньги эти издержал на возобновление обители». В описании мон-ря 1867-1868 гг. сказано: «Святитель Стефан и архимандрит Виктор неразлучны в народной памяти: первый - создал, второй - воссоздал эту святую обитель».

Одновременно со строительной деятельностью архим. Дорофей заботился о строгости повседневной жизни братии, составил общежительные правила, в т. ч. отметил, что «настоятелю быти во первых образом жизни... и пектися о других жительствующих в обоих монастырях», а также рагламентировал жизнь насельников. «Келейное тайноядение,- в частности писал о. Виктор,- между прочим, и бесчиние бывает, когда держит кто в кельи пьянственные напитки и сластолюбствует; вся бо злая от сих рождаются и бесчиния в монастыре».

В 1812 г. Н. Б. м. посетил Иван Чернов, к-рый составил краткую историю обители, напечатал ее вместе с нек-рыми грамотами и письмами митр. Стефана (Яворского), найденными в б-ке мон-ря.

В 1850 г. Н. Б. м. возглавлял архим. Феофан (Александров), известный церковный композитор. С окт. 1857 г. в обители проживал на покое бывш. еп. Кавказский и Черноморский Иоанникий (Образцов), часто служивший в храмах Нежина (погребен в Сретенском приделе монастырского Благовещенского собора). С янв. 1860 г. в Н. Б. м. настоятельствовал архим. Вассиан (Чудновский), в 1866 г. хиротонисанный во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, а с 1861 г.- архим. Евгений (Шерешилов), в 1870 г. рукоположенный во епископа Брестского, викария Литовской епархии. В 1904-1905 гг. Н. Б. м. возглавлял Иоанникий (Дьячков), в 1907 г. рукоположенный во епископа Кирилловского. С 9 нояб. 1912 г. настоятелем обители был уволенный на покой еп. Владимир (Благоразумов) (в 1914 погребен в обители). В 20-х гг. XX в. Н. Б. м. возглавлял архим. Серафим (Зборовский).

В 1884 г. при мон-ре еп. Вениамином (Быковским) открыто братство в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». К нач. XX в. к мон-рю была приписана нежинская Братская Греческая ц. во имя арх. Михаила. Обитель владела 179 дес. земли, получала из казны 1249 р. 37 к. ежегодно. В Н. Б. м. проживали архимандрит, 11 монашествующих и 4 послушника (Денисов. С. 910).

Среди святынь и реликвий к нач. XX в. в Благовещенском соборе хранились: храмовый образ Благовещения Пресв. Богородицы в серебряной ризе, украшенной яхонтами и алмазами, с золотой короной, усыпанной бриллиантами; образ Успения Пресв. Богородицы, по преданию, «писанный в Риме в 1435 году»; Корсунская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, написанная митр. Киевским Рафаилом (Заборовским); икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (список с чудотворного московского образа), находившаяся в особом киоте, украшенная серебряным позолоченным окладом, с короной с алмазами; сребропозлащенный ковчег с частицами мн. святых. Среди даров митр. Стефана - 2 серебряных позолоченных креста с частицами мощей святых (в одном 35; в другом - 39), золотой наперсный крест, украшенный аметистами, изумрудами и рубинами, панагия, усыпанная бриллиантами. В ризнице собора находились 11 серебряных позолоченных потиров (один из них с дискосом, звездой, лжицей и блюдами - дар московского дворянина Ф. Яворского), 2 сребропозлащенные рипиды (дар 1707 г. Ефрема, митр. Сербской Церкви) и др. Здесь же хранились 10 напрестольных Евангелий в богатых серебряных окладах, в т. ч. напечатанные в 1636 г. во Львове, в 1689 г. в Москве (сохранилось в собрании Нежинского гос. ун-та им. Н. В. Гоголя), в 1707 г. в Киеве. Под куполом Благовещенского собора размещалась б-ка, в к-рой, в частности, имелись рукописные Евангелие 1604 г., «Летопись» митр. Ростовского свт. Димитрия (Савича (Туптало)), «писана неизвестно кем и без означения года», сочинение архиеп. Рязанского и Муромского Иоасафа «О сложении перстов десныя руки», Послание патриарха Московского и всея Руси Иосифа 1644 г. «О двенадцати главах», написанное для датского королевича Магнуса. Среди печатных книг хранились «Симфония на 14 Посланий ап. Павла» (М., 1637), «Беседы» свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна (М., 1665), сочинение Симеона Полоцкого «Обед душевный» (М., 1681), Триодь Цветная (К., 1702), Триодь Постная (М., 1710), 12 книг месячных Миней (М., 1705) (Там же. С. 186-192).

Архитектурный ансамбль

К 2017 г. Н. Б. м. занимает юж. половину прямоугольного квартала, ограниченного с юга ул. Гоголя (ранее Московская), с запада - ул. Митрополита Стефана Яворского, с востока - ул. Ленина, с севера - ул. Гребёнки (сев. половина квартала состоит по преимуществу из частных усадеб). Парадная сторона мон-ря (вдоль ул. Гоголя) - каменное здание, одноэтажное в зап. половине и 2-этажное - в восточной. Строительство здания началось в 1798-1799 гг. с нижнего этажа вост. половины, в к-ром предполагалось разместить настоятельские покои. В 1804-1808 гг. о. Виктор (Черняев) изменил проект и достроил здание т. о., что 1-й этаж по всей ширине квартала был отведен под торговые лавки (для сдачи в аренду), а на 2-м этаже вост. половины разместилась теплая ц. апостолов Петра и Павла. При этом за алтарем в торцевой части корпуса скрывалось круглое в плане основание колокольни, верхний ярус к-рой поднимался над кровлей, венчая угол мон-ря со стороны Николаевского собора (в советское время этот ярус колокольни был разобран). С ул. Гоголя на 1-м этаже здания, где располагались лавки и теплая церковь, были устроены 2 сквозных входа: один, западный (его считали св. воротами),- напротив юж. дверей Благовещенского собора; другой, восточный, с лестницей на 2-й этаж (по примеру проходных подъездов),- в теплую церковь, в стыке одноэтажной и 2-этажной половин. Архим. Серафим (Покровский; 1839-1846) расширил теплую церковь, устроив еще 2 престола - в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и во имя свт. Митрофана Воронежского (вскоре упразднен). В 1878 г. Введенский престол был переосвящен во имя сщмч. Харалампия, а главный - в честь Рождества Пресв. Богородицы. В наст. время теплый храм вновь называется Петропавловским.

С севера к зданию лавок и теплой церкви примыкает 2-этажный корпус (образует с ними Г-образное в плане сооружение). Первый этаж корпуса выстроен в нач. XVIII в. в качестве трапезной церкви. В 1799 г. надстроен 2-й деревянный этаж, замененный в 1817 г. каменным. После перестроек 1-й этаж продолжал служить трапезной, во 2-м размещались покои настоятеля. В 1843 г. корпус подвергся еще одной перестройке.

В зап. половине обители возвышается 5-главый Благовещенский собор (1702-1716), возведенный мастером Григорием Устимовым в стиле барокко. После пожара 1797 г. храм был капитально отремонтирован в 1811-1816 гг. Тогда же собор был заново расписан, в числе новых композиций появились портреты митр. Стефана (Яворского), императоров Петра I, Александра I Павловича (с подписью: «Се виновник всеобщего мира в Европе в 1814 году»). В ходе ремонта отреставрировали 7-ярусный иконостас (в XX в. утрачен). Кроме главного престола храм имел боковые: правый - в честь Сретения Господня, левый - во имя первомч. архидиак. Стефана, в память о митр. Стефане (Яворском). В плане собор представляет собой квадрат с закругленными углами, 4 внутренние опоры делают его 9-частным, выделяя равноконечный «вписанный крест» на осях сооружения.

Севернее собора находится каменный одноэтажный корпус келий, построенный в 1750 г. архим. Митрофаном (Горленко). В сев.-вост. углу Н. Б. м. сохранился каменный одноэтажный келейный корпус (1858), с 1877 г. служивший в качестве трапезной.

20-е гг. XX в.- 2017 г.

В 20-х гг. XX в. Н. Б. м. был закрыт как «центр черносотенной контрреволюционной пропаганды». Среди репрессированной братии известен иером. Амвросий (Компанец) (поступил в обитель в 1917 г., с 1925 г. проживал в с. Вересочь (ныне Куликовского р-на Черниговской обл.) и др. местах; арестован в 1931 г. в дер. Нов. Тухинь (ныне Дубровенского р-на Витебской обл.) и 11 мая 1932 г. постановлением тройки ОГПУ по БССР приговоренный к заключению в концлагерь сроком на 5 лет).

Здания Н. Б. м. использовали светские учреждения, собор пришел в аварийное состояние, др. строения сильно обветшали. В 1967 г. произведена консервация Благовещенского храма, в ходе к-рой укрепили кирпичные своды барабанов глав, установили деревянные конструкции куполов, выполнили их кровельное покрытие.

В приписной Рождественской обители разместили колонию для беспризорных, а в 1929 г. здания разобрали на стройматериалы. В 1996 г. по благословению митр. Черниговского и Нежинского Антония (Вакарика) на присыпанных грунтом фундаментах древней обители был установлен и освящен дубовый крест.

В 1999 г. Н. Б. м. был открыт, 1-м настоятелем стал архим. Гурий (Фиров). Восстановлены Благовещенский собор, зимняя ц. апостолов Петра и Павла, келии и другие постройки. Решением Синода УПЦ от 4 апр. 2017 г. священноархимандритом Н. Б. м. утвержден митр. Нежинский и Прилукский Ириней (Семко).

Ист.: ОДДС. Т. 1. С. 102; Т. 2. Ч. 1. С. 6, 1024; Ч. 2. С. 100, 633; Т. 3. С. 25; Т. 8. Прил. LI-LIX.
Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 361; Чернов И. Краткая история построения Нежинского Благовещенского мон-ря, называемого Богородичным Назаретом. М., 1815; Шафонский А. Ф. Черниговскаго наместничества топогр. описание с кр. геогр. и ист. описанием Малой России. К., 1851; Нежинский муж. мон-рь // Черниговские епарх. изв. 1861. № 7. Приб. С. 361; Домонтович М. А. Мат-лы для географии и статистики России: Черниговская губ. СПб., 1865; Долгоруков И. М. «Славны бубны горами», или Путешествия [в Одессу и Киев] 1810 г. // ЧОИДР. 1869. Т. 3. Отд. 2. С. 171-355; Филарет (Гумилевский), архим. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 3: Муж. мон-ри; он же. Описание нежинского Благовещенского 2-кл. мон-ря, называемого «Назарет» Пресв. Богородицы. Чернигов, 1873; Хойнацкий А., прот. Очерк истории нежинского Благовещенского мон-ря. Чернигов, 1883; Открытие братства Божией Матери «Всех скорбящих Радости» в Нежине // Черниговские епарх. изв. 1884. Ч. неофиц. № 5. Приб. С. 188; Маслов С. И. Б-ка Стефана Яворского: Ист.-библиогр. исслед. К., 1914; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. К., 1986. Т. 4. С. 281-282; Поселянин Е. Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М., 2002. Кн. 2. С. 434.
Д. Б. К.
Ключевые слова:
Монастыри Украинской Православной Церкви (муж.) Святыни русских монастырей Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Украина) Нежинский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ)
См.также:
КИТАЕВСКИЙ КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Киевской митрополии УПЦ), находится в Голосеевском р-не Киева
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА ставропигиальный муж. мон-рь УПЦ в Киеве (Украина)
КИЕВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Киеве
МГАРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Полтавской и Миргородской епархии)
НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Новгород-Северской епархии УПЦ), находится в г. Новгород-Северский Черниговской обл. (Украина)
ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Бориспольской и Броварской епархии УПЦ МП
АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Луганской и Старобельской епархии (УПЦ)
АХТЫРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ на горе Ахтырь в Сумской и Ахтырской епархии