Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МУРРИ
48, С. 27-30 опубликовано: 4 апреля 2022г.


МУРРИ

[Итал. Murri] Ромоло (27.08.1870, Монте-Сан-Пьетранджели, Италия - 12.03.1944, Рим), католич. пресв., церковный и политический деятель. Третий из 6 детей в семье мелких землевладельцев Антонио Мурри и Марии Аветрани. Начальное образование получил в гимназии в Реканати, затем окончил лицей в Фермо (1887). В 1888 г. получил степень д-ра философии. Со стипендией диоцеза Фермо М. продолжил образование в коллегии Капраника в Риме (см. в ст. Коллегии папские). В папском Григорианском университете учился у Л. Бийо, одного из крупных представителей неотомизма. В 1892 г. М. получил диплом по теологии и начал изучать право в папском ун-те св. Аполлинария, но по состоянию здоровья не окончил курс. В февр. 1893 г. он был рукоположен во пресвитера. Отслужив свою 1-ю мессу в Лорето, М. вернулся в Рим и поступил на фак-т гуманитарных наук в рим. ун-те Сапиенца. Там, в частности, он прослушал курс философии истории у философа-марксиста А. Лабриола, оказавшего значительное влияние на его мировоззрение.

В февр. 1895 г. М. вместе с Ф. Криспольти, Дж. Сальвадори и Дж. Семериа основал ж. «Vita nova» (Новая жизнь). В ряде статей, написанных для этого журнала, М. (под псевдонимом П. Аверри) анализировал современные ему проблемы итальянской политической жизни. М. и его последователи находились в постоянном конфликте с руководством католич. организации «Опера деи конгресси» (итал. Opera dei Congressi; букв.- Дело конгрессов), одного из немногих действующих политических объединений католиков в Италии, занимавшего непримиримую позицию по отношению к итал. правительству. В 80-х гг. XIX в. Папский престол пошел на смягчение применяемого с 1871 г. принципа «non expedit» (неучастия католиков в политических выборах в Итальянском королевстве), уточнив, что он касается только парламентских выборов, но не распространяется на выборы в муниципальные и провинциальные советы. В кон. 80-х гг. XIX в. возобновилась политическая активность итал. католиков на муниципальном уровне, где они участвовали в выборах в местные советы, объединяясь с представителями консервативных либералов. М. был одним из основателей Итальянской университетской католической федерации (итал. Federazione Universitaria Cattolica Italiana). На XIV Католическом конгрессе (31 авг.- 4 сент. 1896) Итальянская университетская католическая федерация получила офиц. оформление, однако не сумела добиться автономности от орг-ции «Опера деи конгресси». Редакция ж. «Vita nova» была перемещена в Неаполь, а М. выведен из ее состава.

Католический пресв. Р. Мурри. Фотография. Кон. XIX в.
Католический пресв. Р. Мурри. Фотография. Кон. XIX в.

Католический пресв. Р. Мурри. Фотография. Кон. XIX в.
М., вдохновленный итал. и нем. изданиями социалистической направленности, основал журнал социально-политических и религ. исследований «Cultura sociale» (Социальная культура), в к-ром он (под псевдонимом Прам) освещал политические проблемы. Одновременно он писал заметки для газ. «Osservatore cattolico» (Католический обозреватель). Гл. обр. М. уделял внимание кризису политической системы и получившему в связи с этим широкое распространение социалистическому движению. Изучая структуру и способы функционирования социалистической партии, М. размышлял о создании католич. структуры, способной стать ей противовесом.

В кон. 1900 - нач. 1901 г. М. занимался активной издательской и журналистской деятельностью: в 1900 г. он основал изд-во «Società italiana cattolica di cultura» (Итальянское католическое общество культуры) и ж. «La cultura del popolo» (Культура народа), в 1901 г.- еженедельник «Il domani d'Italia» (Завтрашний день Италии), получивший широкое распространение (в среднем тираж составлял ок. 14 тыс. экз.). Важной частью его деятельности стали организация кружков и групп христианско-демократического направления и координация их деятельности. Однако среди католич. духовенства его работа встречала все большее недовольство. Папа Римский Лев XIII (1878-1903) в энциклике «Graves de Communi Re» от 18 янв. 1901 г. и в «Инструкции» от 3 февр. 1902 г. подчеркнул необходимость оставаться в рамках традиц. практики движения «Опера деи конгресси», т. е. в рамках исключительно социальной, а не политической деятельности. М. был отстранен от руководства еженедельником «Il domani d'Italia». Редакция издания была переведена в Болонью, руководство передано Л. Стирати.

Концепция М. заключалась в создании политической католич. партии с разветвленной структурой, в ее программе должны были учитываться социальные и политические изменения нач. ХХ в. М. вступил в полемику с консервативным крылом движения «Опера деи конгресси» и с его лидером гр. Дж. Б. Пагануцци. Статья с критикой Пагануцци («Il crollo di Venezia») была опубликована в ж. «Cultura sociale» (16 авг. 1902). В защиту Пагануцци выступил патриарх Венеции Джузеппе Мелькиоре Сарто (папа Римский Пий Х в 1903-1914), к-рый и в дальнейшем крайне негативно оценивал деятельность М., выступавшего за более широкое участие католиков в политической жизни.

В авг. 1902 г. в Римини состоялось заседание представителей католич. кружков и региональной комиссии христ. демократов, в Сан-Марино прошел межрегиональный Католический конгресс движений Романьи, Тосканы, Марке и Умбрии. М. выступил на конгрессе с речью, в к-рой утверждал, что христианство неотделимо от свободы («Libertà e Cristianesimo», 24 авг. 1902). Текст выступления подвергся критике со стороны рим. викария кард. П. Респиги. В том же году М. сделал попытку участвовать в выборах мэра Рима, однако церковные власти наложили вето на его кандидатуру; также М. не удалось стать и членом комитета «Опера деи конгресси».

12 июня 1903 г. М. был принят на аудиенции Львом XIII. Понтифик приказал ему отказаться от политической деятельности и согласиться преподавать в семинарии в Нарни. Вскоре М. объявил о своем возможном отходе от политики (речь «Quel che volemmo»), но впосл. передумал. 20 июля 1903 г. папа Лев XIII умер, а в нояб. того же года на XIX Католическом конгрессе в Болонье М. получил значительную поддержку у своих сторонников. Пагануцци ушел с поста президента «Опера деи конгресси», на его место был избран Дж. Грозоли.

В 1904 г. орг-ция «Опера деи конгресси», выступавшая за сотрудничество с социалистами и некатолич. профсоюзами, была распущена папой Римским Пием Х. Стремясь расширить поле политической деятельности, М. планировал создать неконфессиональную партию, независимую от Папского престола. Чтобы подчеркнуть это изменение, он исправил название изд-ва «Società italiana cattolica di cultura» на «Società nazionale di cultura» (Национальное об-во культуры). В окт. 1905 г. М. направил открытое письмо лидеру реформистского крыла Социалистической партии Ф. Турати с предложением обдумать возможность объединения Социалистической партии с прогрессивными католич. движениями. После отказа Турати в дек. того же года М. (в сотрудничестве с др. деятелями бывш. «Опера деи конгресси») основал Национальную демократическую лигу (итал. Lega democratica nazionale), католич. партию, выступавшую с идеями радикализма в социальной сфере и разделения религии и политики. М. не смог участвовать в I конгрессе Национальной демократической лиги, состоявшемся в Милане 15-16 сент. 1906 г., поскольку энцикликой Пия X «Pieni l'animo» от 28 июля 1906 г. итал. католич. духовенству запрещалось к.-л. участие в политической деятельности. Однако М. принимал участие в создании программы Национальной демократической лиги, в основу к-рой по его настоянию легли идеи католика-реформатора Т. Галларати Скотти: запрет на преподавание религии в светских школах, ликвидация гос. финансирования Римско-католической Церкви, разделение гражданского общества и религии.

Отношения М. с церковной иерархией становились все более напряженными. Из-за давления церковной цензуры ему пришлось закрыть ж. «Cultura sociale», с 1906 г. он стал издавать «Rivista di cultura» (Журнал культуры). С этого времени М. все чаще сотрудничал в светских газетах и журналах. Хотя в действительности М. не разделял богословские и философские взгляды модернистов, его статьи, а также деятельность в целом были приравнены к модернизму. Следствием этого стал запрет М. совершать богослужения, решение о котором было вынесено К. Кастелли, архиеп. Фермо, что по времени совпало с осуждением модернизма папой Пием Х в энциклике «Pascendi» (от 8 сент. 1907). Декретами рим. Конгрегации Индекса от 4 янв. и 5 июля 1909 г. сочинения М. были внесены в Индекс запрещенных книг (находятся там и в наст. время). Невзирая на папский запрет, в марте 1909 г. на выборах в парламент М. выдвинул свою кандидатуру от Национальной демократической лиги. Благодаря поддержке радикалов и социалистов М. был избран членом парламента от Монтеджорджо (пров. Фермо), за что был отлучен от Церкви: декретом Верховной Конгрегации Sanctum Officium «Sacerdotem Romulum Murri» от 22 марта 1909 г. на М. было наложено отлучение «vitandus», предписывающее всем католикам воздерживаться от общения с ним, кроме случаев крайней необходимости. В сент. 1910 г. на конгрессе Национальной демократической лиги в Имоле произошел раскол: предложение М. активнее сотрудничать с социалистами не поддержало крыло «непримиримых». В том же году М. основал периодическое издание «Il commento» (Комментарий). В 1911 г. на заседании конституционной ассамблеи Национальной демократической лиги во Флоренции М. оказался в меньшинстве. Порвав с основанным им движением, М. оказался в политической изоляции. В 1912 г. М. женился, что еще больше повлияло на его разрыв с католич. Церковью. В браке родился сын.

На выборах 1913 г. М. в борьбе с умеренно клерикальным течением потерпел поражение и не был избран. После начала первой мировой войны примкнул к т. н. демократическому интервентизму.

Окончание войны, отмена папой Бенедиктом XV (1914-1922) принципа «non expedit» (нояб. 1919) и создание в Италии Народной партии заставили М. переосмыслить свое политическое прошлое. Он сблизился с фашистским движением и летом 1919 г. стал членом редакции издававшейся в Болонье газ. «Il Resto del Carlino» (букв.- «Сдача с карлино»). М. не был членом фашистской партии, но его идеи сближались с идеями фашизма: оставив надежду на то, что Римско-католическая Церковь возглавит движение за обновление жизни в Италии, М. считал, что это должно сделать гос-во. Хотя в письмах он крайне отрицательно оценивал сближение Италии и Германии и заключение между ними договора о союзе и дружбе (22 мая 1939), в статьях М. поддерживал фашизм. С 1936 г. его положение в газ. «Il Resto del Carlino» несколько изменилось, но благодаря возглавившему тогда газету Д. Гранди М. продолжал оставаться сотрудником издания, которое перешло в собственность Национальной фашистской партии.

К кон. 30-х гг. XX в. М. вновь обратился к религ. исследованиям; соч. «Alla ricerca di te stesso» (1939) стало, по мнению современников, 1-м шагом М. к примирению с Церковью. В 1941-1942 гг. под псевдонимом M. P. он писал статьи для рубрики «La Chiesa e la crisi del mondo» (Церковь и мировой кризис) в ж. «Critica fascista» (Фашистская критика), возглавлявшемся Дж. Боттаи. С 1940 г. у М. начались проблемы со здоровьем. Вторая мировая война и вступление в нее Италии стали причинами усиливавшегося противоречия взглядов М. с идеологией фашизма. В 1942 г. он покинул редакцию газ. «Il Resto del Carlino».

С кон. 30-х гг. XX в. М. находился в контакте с рядом итал. католич. деятелей, выступавших за его примирение с Церковью,- Ф. Ольджати, И. Джордани, М. Кордовани, А. Оттавиани, А. Джемелли. Это примирение состоялось в нояб. 1943 г. благодаря личному участию папы Римского Пия XII (1939-1958).

Соч.: Conservatori cattolici e Democratici cristiani // Cultura sociale. Mil., 1900. Vol. 3. N 16. P. 248-250; N 17. P. 265-267; Il partito radicale e il radicalismo italiano. R., [1913]; Camillo di Cavour. Genova, 1915; Dalla Democrazia cristiana al Partito popolare italiano. Firenze, 1920; Socializzazione. R., [1921]; Lo Stato e i partiti politici nel dopo guerra. R., 1922; L'ulivo di Sàntena. R., 1930; L'idea universale di Roma dalle origini al fascismo. Mil., 1937; Alla ricerca di te stesso. Mil., 1939; Il messaggio cristiano e la storia. R., 1943 (Idem / Ed. F. Mignini. Gualdo; Macerata, 2007); La conoscenza mistica nella vita dello spirito. Vicenza, 1943; Democrazia cristiana. Mil.; R., 1945; La storia e l'eterno / A cura di R. Cerrato. Urbino, 1994.
Ист.: Lettera pastorale di mons. Carlo Castelli arcivescovo e principe di Fermo al clero della sua archidiocesi: La verità sul caso del sacerdote Romolo Murri. R., 1910; Carteggio: Lettere a Murri / A cura di L. Bedeschi. R., 1970-1977. 3 vol.; La corrispondenza inedita fra Sturzo e Murri: (1898-1906) / A cura di L. Bedeschi // Storia contemporanea. Bologna, 1971. T. 2. N 4. P. 739-802; Fonti e documenti / A cura di L. Bedeschi. Urbino, 1972-2005. 32 vol.; Murri, Sturzo, De Gasperi: Ricostruzione storica ed epistolario, 1898-1906 / A cura di L. Bedeschi. Cinisello Balsamo, 1994; Corrispondenze politiche e religiose su «L'Osservatore cattolico»: (1898-2000) / А cura di D. Saresella. Urbino, 1996; Lettere inedite di Pio X a mons. Carlo Castelli sul caso Murri / A cura di P. Petruzzi // Firmana: Quaderni di teologia e Pastorale. Fermo, 2000. N 22/23. P. 166-191; Due coscienze a disagio: Romolo Murri e Tommaso Gallarati Scotti: Carteggio (1902-1912) / A cura di L. Bedeschi. Cinisello Balsamo, 2002; Carteggio: 1905-1909: A. Fogazzaro, R. Murri / A cura di P. Marangon. Vicenza, 2004.
Лит.: Santarelli E. Radicalismo e integralismo nell'esperienza politica di Romolo Murri. Ancona, 1959; Cappelli G. Romolo Murri: Contributo per una biografia. R., 1965; Bedeschi L. Il modernismo e Romolo Murri in Emilia e Romagna. Parma, 1967; idem. Dal movimento di Murri all'appello di Sturzo. Mil., 1969; idem. Cristianesimo e libertà: Il discorso di Romolo Murri: San Marino, 1902. Urbino, 1999; Guasco M. Romolo Murri e il modernismo. R., 1968; idem. Il caso Murri dalla sospensione alla scomunica. Urbino, 1978; idem. Romolo Murri tra la «Cultura sociale» e «Il domani d'Italia», 1898-1906. R., 1988; idem. Murri Romolo // DBI. 2012. Vol. 77; Zoppi S. Romolo Murri e la prima democrazia cristiana. Firenze, 1968; Romolo Murri nella storia politica e religiosa del suo tempo: Atti del convegno di studi, Fermo, 9-11 ottobre 1970 / А cura di G. Rossini. R., 1972; Cecchini F. M. Murri e il murrismo. Urbino, 1973; idem. Romolo Murri. R., 1982; Giovannini C. Romolo Murri dal radicalismo al fascismo: I cattolici tra religione e politica (1900-1925). Bologna, 1981; Il pensiero politico di Romolo Murri. Ancona, 1993; Romolo Murri: Il divenire della coscienza. Ancona, 1993; Marcucci B. Romolo Murri, la scelta radicale. Venezia, 1994; D'Angelo L. e. a. Il concetto di democrazia nel pensiero di Romolo Murri. Ancona, 1996; idem. Il radicalismo sociale di Romolo Murri, 1912-1920. Mil., 2007; Botti A. Romolo Murri e l'anticlericalismo negli anni de «La Voce». Urbino, 1996; Romolo Murri a cinquant'anni dalla morte, 1944-1994. Ancona, 1996; Gronchi G. Quello che ha significato Romolo Murri: Profilo del leader con autobiografia inedita / А cura di L. Bedeschi. Urbino, 1997; Romolo Murri e i murrismi in Italia e in Europa cent'anni dopo / А cura di I. Biagioli, A. Botti, R. Cerrato. Urbino, 2004; Giannotti P. La scuola e la politica scolastica nel pensiero di Romolo Murri (1910-1922). Urbino, 2005; Caponi M. Un secolo di murrismo // RSLR. 2006. T. 42. N 1. P. 163-173; idem. Combattere sul fronte interno: Romolo Murri e la propaganda per lo Stato nuovo (1916-1918) // Mondo Contemporaneo. 2008. T. 4. N 1. P. 5-33; idem. La collaborazione di R. Murri a «Il Resto del Carlino»: Repertorio degli articoli pubblicati (1919-1926) // Le Carte. Urbino, 2008. T. 13. N 8. P. 26-61; Le città di Romolo Murri /А cura di G. Rossi. Fermo, 2007.
Е. С. Токарева
Ключевые слова:
Деятели Римско-католической Церкви Мурри Ромоло (1870 - 1944), католический пресвитер, церковный и политический деятель
См.также:
АДАЛЬБЕРТ († 1072), архиеп. Гамбургский и Бременский (c 1043), церк. и полит. деятель средневек. Германии
АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ
АДЕЛАРД БАТСКИЙ (oк.1070 – после 1146), средневековый философ и богослов английского происхождения
АКВАВИВА Клаудио (1543–1615), генерал ордена иезуитов с 1581 г.