Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОСКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 47, С. 429-435 опубликовано: 25 января 2022г.


МОСКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Находился в Москве между улицами Покровкой и Мясницкой. О нем напоминают названия Б. и М. Златоустинских переулков.

1412-2017 гг.

Златоустовский мон-рь. Литография по рис. А. Феррари. 1860 г.
Златоустовский мон-рь. Литография по рис. А. Феррари. 1860 г.

Златоустовский мон-рь. Литография по рис. А. Феррари. 1860 г.
Основан, вероятно, до 1412 г. Первое исследование по истории М. И. м.- «Историческое описание московского Златоустовского монастыря» - издал в 1871 г. его настоятель архим. Григорий (Воинов-Борзецовский). Благословение на этот труд автор получил от митр. Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) в 1867 г., за 10 дней до смерти святителя. Этот труд уникален, поскольку монастырский архив XV-XVIII вв. почти полностью утрачен.

Впервые М. И. м. упоминается в летописях в 1412 г.: во время пребывания архиеп. Новгородского Иоанна (Стухина) «на Москве у Фотия митрополита с дары», 9 марта, скончался его архидиак. Иоаким и был погребен в «монастыре Ивана Златоуставо вне града Москвы» (ПСРЛ. Т. 3. С. 135; Григорий (Воинов-Борзецовский). 1871. С. 3). Решающим моментом в истории обители стало ее посещение вел. кн. Владимирским, Московским и всея Руси Иоанном III Васильевичем, к-рый был крещен во имя свт. Иоанна Златоуста, а по дню рождения имел небесного покровителя ап. Тимофея. Но в храмах Московского Кремля нет престолов во имя этих святых - для их освящения вел. князь избрал уже существующий в Загородье вблизи своего загородного двора мон-рь, основанный московскими «гостями» (купцами) («Бе же изначала церковь гостей Московьских строение») (ПСРЛ. Т. 27. C. 354; Баталов, Беляев. 2010. С. 111). 11 июля 1479 г. вместо разобранного деревянного были заложены каменный храм во имя свт. Иоанна Златоуста и рядом, через простенок, ц. во имя ап. Тимофея. К строительству князь привлек именитых мастеров из Пскова. Вел. кн. Иоанн III «учини игумена» М. И. м. «выше всех соборных попов и игуменов града Москвы», т. е. Московского Кремля, «и загородских попов», т. е. священников, служивших на посаде. Однако вскоре «оскудевати начат монастырь» (ПСРЛ. Т. 25. С. 323), и особый статус обители по поздним документам уже не прослеживается.

По велению вел. кн. Иоанна III в мон-ре разбирают деревянный и закладывают каменный собор. Миниатюра и Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 289)
По велению вел. кн. Иоанна III в мон-ре разбирают деревянный и закладывают каменный собор. Миниатюра и Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 289)

По велению вел. кн. Иоанна III в мон-ре разбирают деревянный и закладывают каменный собор. Миниатюра и Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 289)
В 1571 г., во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея, М. И. м. был сожжен, затем восстановлен, в 1611 г. разорен поляками, в 1613 г. возобновлен. В писцовых книгах 1621 г. значится «монастырь Златоустовской» с каменным Иоанновским храмом, братскими кельями, дворами «стряпчаго» и конюшенным. «Земли внутри монастыря по святыя ворота 54 саж., позади 51, по сторон 55 саж.». Рядом с мон-рем имелись «жилецкие» дворы, в т. ч. двор кн. Андрея Тюменского (Григорий (Воинов-Борзецовский). 1871. С. 7). В 1663 г. по инициативе и на средства кн. Федора Никитича Барятинского в М. И. м. был возведен одноглавый собор Нерукотворного образа Спасителя. По описи 1679 г., в обители находились каменный собор свт. Иоанна Златоуста (со 2-м престолом ап. Тимофея) с нижней ц. Покрова Пресв. Богородицы, «под колоколами» - каменная ц. вмч. Феодора Стратилата, храм Нерукотворного образа Спасителя, каменные св. ворота, деревянная ограда, игуменская и ок. 10 братских келий, хлебопекарня, хозяйственные службы.

Собор во имя свт. Иоанна Златоуста. 1479 г. Фотография. 1914 г.
Собор во имя свт. Иоанна Златоуста. 1479 г. Фотография. 1914 г.

Собор во имя свт. Иоанна Златоуста. 1479 г. Фотография. 1914 г.
На Московский Собор 1666-1667 гг. среди др. настоятелей московских мон-рей был призван златоустовский игум. Ермоген (ДАИ. Т. 5. № 102. С. 476). В апр. 1675 г. М. И. м. посетил царь Алексей Михайлович, 25 апр. 1678 г.- вел. кн. Феодор Алексеевич. В 1676 г. игум. Дионисий участвовал в коронации царя Феодора Алексеевича. При венчании на царство великих государей Петра I и Иоанна V Алексеевичей в 1682 г. настоятель М. И. м. вместе с 3 другими служителями нес царскую державу (ДАИ. Т. 10. № 15. С. 37-40).

Среди пожертвований в М. И. м. известны вклады старицы инокини Марфы Иоанновны (30 р.), царя Алексея Михайловича (1654; напрестольное Евангелие из Приказа Большого дворца), кнг. Анны Григорьевны, жены касимовского царевича Никифора Васильевича («ризы золотой парчи по красной земле»), Конона, Петра, Андреяна и Никиты Апраксиных (700 р.), Ф. Н. Апраксина (1632; напрестольное Евангелие), князей П. И. и И. П. Пронских (1649, 1678, 1679; толковое Евангелие, напрестольное Евангелие, обложенное красным бархатом, серебряный позолоченный потир и др.), Михаила Бахтеярова (1658; напрестольный крест с частицами мощей различных святых), бояр Зюзиных (1661; 570 р., неск. богато украшенных икон), кн. Ф. Н. Барятинского (1666; сосуды и облачения на 920 р.), кнг. Е. В. Пожарской (1696; 100 р.), кнг. А. С. Урусовой (богато украшенное серебром Евангелие) и др.

Первоначально М. И. м. управляли игумены. 15 авг. 1706 г. по прошению монастырских ктиторов, прежде всего представителей семьи Апраксиных, царь Петр I учредил в мон-ре архимандрию. В 1701 г. в М. И. м. проживали игум. Иов и ок. 14 насельников, в 1703 г.- 17 чел., в 1732 г.- 4 иеромонаха, 6 иеродиаконов, 16 монахов. Мон-рь был небогат. С 1705 г. в ответ на челобитные игум. Антония Монастырский приказ выделял годовое жалованье на каждого монаха по 5 р. по 5 четв. хлеба со «столовыми запасами». В 1721 г. архим. Антоний доносил в Синод, что к М. И. м. приписано лишь 100 дворов и монахи «пропитание имеют с великою нуждою». 28 апр. 1721 г. к обители была приписана Давидова в честь Вознесения Господня пустынь, которая в 1727 г. стала самостоятельной, к 1722 г.- часовня за Покровскими воротами у Белого города Москвы. В 1728 г. архим. Спиридон участвовал в коронации имп. Петра II.

Церковь в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1712 г. Фотография. 1926 г.
Церковь в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1712 г. Фотография. 1926 г.

Церковь в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1712 г. Фотография. 1926 г.
Монастырская ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы (1712; освящена митр. Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским)) была возведена на средства Ф. М. Апраксина и стала родовой усыпальницей Апраксиных. Храм во имя св. Иоанна Воина (1736) построен на средства комнатного стольника И. П. Матюшкина; сгорел при пожаре 1737 г. На месте его алтаря, слева от собора, вырос многоветвистый дуб. В мае 1737 г. во время пожара сгорела Благовещенская ц., пострадали кровли собора и др. постройки. На восстановление монастыря крупную сумму пожертвовала имп. Анна Иоанновна (ЧОИДР. 1858. Кн. 3. Смесь. С. 10, 41). В ходе восстановления М. И. м. над св. воротами была построена и освящена бывш. еп. Воронежским и Елецким Львом (Юрловым) ц. во имя прор. Захарии и прав. Елисаветы. Средства на ее строительство (2 тыс. р.) пожаловала имп. Елизавета Петровна во время посещения обители 1 сент. 1742 г. Авторство храма, а также новой монастырской колокольни приписывают архит. И. Ф. Мичурину. В 1743 г., при посещении имп. Елизаветой Петровной Москвы, архим. Лаврентий лично преподнес ей икону свт. Иоанна Златоуста в серебряном позолоченном окладе. При нем же был создан драгоценный оклад на храмовую икону с образом свт. Иоанна Златоуста (1750, ГММК). В раму оклада были вставлены частицы Древа Креста Господня, мощей св. Иоанна Предтечи, вмч. Пантелеимона, прав. Анны, свт. Симеона Богоприимца, еп. Иерусалимского, прмч. Андрея Критского. Архим. Лаврентий сохранил давние духовные связи с монаршей семьей, восходящие ко временам совместного правления царей Иоанна и Петра Алексеевичей (1682-1696). В бытность иеромонахом Лаврентий являлся духовником дочери царя Иоанна Алексеевича царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Мекленбургской, старшей сестры буд. имп. Анны Иоанновны, и пользовался большим уважением всех потомков царя Иоанна V и имп. Петра I. После пожара 1737 г. восстановить М. И. м. помогло пожертвование от имп. Анны Иоанновны - 1050 р.

В 1757 г. было начато строительство ц. Св. Троицы с приделом во имя свт. Димитрия Ростовского (один из первых престолов, посвященных этому святому после его канонизации). 17 мая 1761 г. храм был освящен митр. Московским и Севским Тимофеем (Щербацким). Преемник архим. Лаврентия († 1758) архим. Иосиф в 1759 г. с разрешения митрополита организовал денежный сбор в пользу обители. На эти средства были отделаны иконостасы, стены, пол и окна Троицкой ц. Оставшиеся деньги настоятель использовал при строительстве ц. во имя свт. Иоанна Златоуста в монастырской вотчине - с. Новлянском (ныне в черте Воскресенска Московской обл.). В 1761 г. этот храм был освящен, в 1855 г. к нему пристроена колокольня (к 2017 это главный храм г. Воскресенска).

К 1744 г. М. И. м. владел 556 крестьянами; в 1764 г. причислен к необщежительным обителям 3-го класса, недвижимое имущество отнято, братии положено денежное жалованье (806 р. 30 к.). В 1775 г. мон-рю возвращена (подтверждена) архимандрия. При имп. Павле I было увеличено штатное жалованье братии с 806 р. 30 к. до 1460 р.; в собственность М. И. м. перешла мельница в Дмитровском у. и огородная земля за Симоновым мон-рем, Румянцевская пустошь в Подольском у., луговая земля с прудом в сельце Владычине Московского у. В 1800 г. митр. Московский и Коломенский Платон (Левшин) составил монастырские правила: «получаемые с земель деньги все обращать на содержание» М. И. м.; «где с земель приход есть натурою - хлебом, употреблять его на содержание настоятеля и братии»; «с лугов сено и получаемые за сено деньги все употреблять на конюшню, на корм лошадям, на покупку овса»; половину доходов, «получаемых с мельниц прочих монастырей», также рекомендовалось оставлять в М. И. м.; доход от рыбных ловель - «натурою или деньгами» - разделять среди настоятеля и братии (Григорий (Воинов-Борзецовский). 1871. С. 39). В 1801 г. монастырская земля (60,5 саж.) у Покровских ворот была передана купцам П. и С. Аверкиевым для строительства гостиницы; часовня ранее была упразднена.

Надвратная ц. во имя прор. Захарии и прав. Елисаветы. 1742 г., разрушена в 1933 г. Архит. И. Ф. Мичурин. Фотография. 1881 г.
Надвратная ц. во имя прор. Захарии и прав. Елисаветы. 1742 г., разрушена в 1933 г. Архит. И. Ф. Мичурин. Фотография. 1881 г.

Надвратная ц. во имя прор. Захарии и прав. Елисаветы. 1742 г., разрушена в 1933 г. Архит. И. Ф. Мичурин. Фотография. 1881 г.
Среди благотворителей М. И. м. выделяются Апраксины. Неск. поколений представителей этой династии благоустраивали мон-рь, построили 3 церкви: во имя вмч. Феодора Стратилата, мч. Василиска и в честь Благовещения Пресв. Богородицы. В мон-рь передали 2 паникадила швед. работы - трофеи Северной войны. Медное паникадило (7 пудов 2 фунта) было передано в Троицкую ц. в 1729 г. наследниками ген.-адмирала Апраксина на его поминовение. В верхней части оно имело 24 шандала для свечей, а в нижней на медном яблоке - надпись на швед. языке с именами жертвователей и датой - 1696 г. Согласно надписи, паникадило было подарено церкви швед. г. Ваза (ныне Вааса, Финляндия). В рус. военных хрониках зафиксировано, что «9 сентября 1714 года галерный флот под командованием генерал-адмирала Апраксина прибыл из Аландских шхер к городу Ваза для действий отсюда против шведского побережья». Др. паникадило, медное, высеребренное, на 10 шандалов, украшало ц. святых Захарии и Елисаветы. Надпись на швед. и лат. языках имела дату - 1703 г.: «Да просветит Бог сердца верующих светом большим, сравнительно с тем, какой будет разливать в храме сей канделябр». На рубеже 20-х и 30-х гг. XX в., после закрытия М. И. м., оба паникадила были взяты на учет музейного подотдела Московского отделения народного образования как исторические ценности. Известно, что в янв. 1929 г. финляндский посланник вел переписку о возврате их в г. Вааса и выражал готовность возместить их стоимость «по справедливой оценке». Паникадила были оценены в 2,4 тыс. р. и при внесении этой суммы могли быть проданы в Финляндию. Благодаря сохранившимся фотографиям их удалось идентифицировать в собрании Музея Похьянмаа и природного центра Терранова (г. Вааса).

Златоустовский мон-рь. Фотография. 1882 г.
Златоустовский мон-рь. Фотография. 1882 г.

Златоустовский мон-рь. Фотография. 1882 г.
С 1808 г. М. И. м. возглавлял архим. Лаврентий (Бакшевский; впосл. архиепископ Черниговский и Нежинский). При нем в обители пол соборной церкви был выстлан лещадью (плиткой), в 1809 г. оштукатурены стены; в 1811 г. поновлены 7 местных икон в иконостасе; позолочены кресты на всех храмах и колокольне; в 1810-1811 гг. частично выстроена новая ограда. В авг. 1812 г. по поручению викария Московской епархии Дмитровского еп. Августина (Виноградского) архим. Лаврентий принимал меры по заблаговременному вывозу из Москвы (при угрозе захвата франц. войсками) церковных святынь, ризницы. 23-24 авг. архимандрит тайно перевез в настоятельские покои М. И. м. церковную утварь и ризницу загородного Перервинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря. 31 авг. 1812 г. архим. Лаврентий направил в Вологду по Троицко-Сергиевскому тракту обоз с имуществом Златоустовского и Перервинского мон-рей. «Оставшиеся вещи, хотя и были убраны, но все отысканы неприятелем и разграблены» (ЧОИДР. 1858. Кн. 4. Отд. 2. С. 43). К сент. 1812 г. в М. И. м. остались лишь иером. Серафим и иеродиак. Геннадий. Вскоре и они, испуганные ворвавшимися французами, покинули обитель. После отступления франц. войск, 31 дек., архим. Лаврентий вернулся в Москву и поселился в мон-ре, который не пострадал от пожаров, но подвергся разграблению и осквернению (так, в Троицкой ц. франц. солдаты устроили конюшню). Среди проч. реликвий после франц. оккупации сохранились драгоценные митра и венец, к-рые в 1819 г. дополнили оклад 1750 г. на соборном образе свт. Иоанна Златоуста (ГММК).

После 1812 г. в восстановленной обители строили новые храмы. На средства тульского купца 1-й гильдии Д. П. Шапошникова 11 сент. 1821 г. в Свято-Троицкой ц. был освящен придел во имя свт. Иннокентия (Кульчицкого), еп. Иркутского,- 1-й престол в Москве, устроенный в его честь. Купец давно почитал Сибирского чудотворца: по торговым делам он часто бывал в Иркутске и посещал иркутский в честь Вознесения Господня монастырь, где почивали мощи святителя. Во время одной из поездок, летом 1798 г., Даниил Петрович тяжело заболел: 2 месяца не вставал с постели, не принимал пищи. Жена Шапошникова стала молиться свт. Иннокентию, и ночью он явился к ним в дом, ударил жезлом в пол и приказал купцу встать. Наутро больному стало легче, и вскоре он выздоровел. Шапошников объявил о своем чудесном исцелении, что было зафиксировано и впосл. нашло отражение в печатном издании (Громов П. В., прот. Начало христианства в Иркутске и св. Иннокентий. Иркутск, 1868). Купец с семьей переехал в Москву, выкупив дом близ мон-ря. В приделе свт. Иннокентия был установлен пожертвованный Шапошниковым образ святителя, писанный в 1810 г. с подлинной иконы, находившейся в иркутском Вознесенском мон-ре.

В 1832-1834 гг. храм был обновлен и благоукрашен, новый иконостас выполнен по проекту архит. О. И. Бове. В 1848 г., во время эпидемии холеры, тяжко заболел почетный гражданин Москвы 60-летний купец И. В. Воробьёв. Он получил облегчение после сонного видения, в к-ром к нему с иконы Божией Матери «Знамение» обратилась Царица Небесная. Через 2 дня поисков он нашел Ее образ в М. И. м., где молился, когда был молодым: икона находилась над входом на паперть Троицкой ц. Воробьёв испросил разрешение у Московского митр. Филарета (Дроздова) снять икону с наружной арки и перенести в церковь с подобающей честью. По благословению митрополита святыня была внесена в храм и неск. недель находилась на аналое в правом приделе во имя свт. Иннокентия Иркутского. 19 марта того же года свт. Филарет указывал в своей резолюции: «Молебные пения для желающих пред сею иконою совершать невозбранно. Из монастыря оную, по принятому вообще в Москве правилу, без особого разрешения не выносить» (Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова). 2015. Т. 5. С. 255). На 5-й неделе Великого поста он посетил монастырь, приложился к чудотворной иконе и указал лучшее место для ее расположения. В благодарность за исцеление купец Воробьёв украсил икону серебряной позолоченной ризой с драгоценными камнями, полностью возобновил Троицкую ц., лично следил за ходом работ и пожертвовал в алтарь много ценной утвари. В 1848 г. было официально зафиксировано 8 чудесных исцелений от образа Божией Матери «Знамение». В М. И. м. стекались мн. богомольцы, для бедных и болящих странников на заднем дворе была устроена особая комната, где они находили бесплатный приют и пищу. Со времени прославления иконы «Знамение» мон-рь сохранял стабильное экономическое состояние.

23 нояб. 1850 г., в день преставления свт. Митрофана Воронежского, в Троицкой ц. на иконе святителя появились капли мира. Икону освидетельствовал архимандрит мон-ря. После вечерни он благоговейно собрал маслянистые капли полотном, на др. день икона вновь покрылась ими. Мироточение продолжалось 4 месяца и привлекло в М. И. м. мн. верующих. В 1853 г. иркутский гражданин А. П. Медведников преподнес в дар Троицкому храму новый образ свт. Иннокентия с драгоценной ризой. Искусно сделанная икона была представлена на Московской мануфактурной выставке. Первую икону святого, пожертвованную купцом Шапошниковым, решили перенести в собор. Когда в 1865 г. соборный храм стал теплым, в него перенесли и чудотворную икону Божией Матери «Знамение», при этом образ свт. Иннокентия оказался по правую сторону от нее. Связь эта неслучайна: в день празднования иконе Божией Матери «Знамение», 27 нояб. 1731 г., скончался свт. Иннокентий.

Среди братии М. И. м. было много служителей, получивших хорошее образование: историки, переводчики, переписчики книг, преподаватели. Первому архимандриту обители Антонию (1706-1726) была поручена Тиунская изба, или Приказ церковных дел, к-рый наблюдал в Москве за благочинием священнослужителей, рассматривал дела о раскольниках, следил за подготовкой буд. приходских пастырей. Настоятель (1784-1789) архим. Евгений (Романов) был учителем истории и географии в Александро-Невской семинарии, затем преподавал Закон Божий, российскую и слав. грамматики в Имп. Сухопутном кадетском корпусе. После назначения в М. И. м. архим. Евгений продолжал учительское служение: был катехизатором в Имп. Воспитательном доме (благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для детей-сирот). Согласно ведомости 1735 г., в М. И. м. проживали 19 монахов (Горчаков. 1868. С. 43. № 3).

Памятная доска на здании бывш. Златоустовского мон-ря. Фотография. 2017 г.
Памятная доска на здании бывш. Златоустовского мон-ря. Фотография. 2017 г.

Памятная доска на здании бывш. Златоустовского мон-ря. Фотография. 2017 г.
В 1742 г. иеродиак. Досифей был возведен в сан игумена и назначен настоятелем Бабаевского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря; в том же году иером. Митрофан стал игуменом Малицкой пуст. (см. Малицкий во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь); в 1755 г. иером. Нифонт назначен строителем Екатерины великомученицы монастыря Московской епархии; в 1771 г. казначей иером. Филипп был возведен в сан игумена московского Крестовоздвиженского мон-ря. Настоятель (1800-1802) архим. Моисей (Близнецов-Платонов) в февр. 1804 г. был назначен ректором московской Славяно-греко-латинской академии. Настоятель (1832-1837) архим. Даниил (Сивиллов) еще в молодости был введен в состав 10-й Пекинской духовной миссии, преуспел в изучении кит. языка, занимался переводами, содействовал распространению христианства среди китайцев. В должности настоятеля мон-ря с 5 июля 1835 г. состоял членом Московской духовной консистории.

В сент. 1817 г. указом управляющего Московской епархией архиеп. Августина (Виноградского) московские мон-ри давали приют ученикам Заиконоспасского уч-ща, чьи отцы, бедные священнослужители, не могли их содержать. Высокопетровскому и златоустовскому архимандритам было предписано обеспечить бедных учеников кельями и всем необходимым. В М. И. м. для них была организована бурса, в к-рой семинаристы (8-15 чел.) проживали до 1852 г.

С 7 июня 1900 г. М. И. м. возглавлял архим. Исидор (Колоколов), 12 мая 1902 г. хиротонисанный во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии; с 1 дек. 1905 г.- архим. Алипий (Попов; † 5 марта 1912), 21 дек. 1909 г. хиротонисанный во епископа Старицкого, викария Тверской епархии. В 1908 г. в М. И. м. проживали архимандрит, 11 монахов и 2 послушника, к 1917 г.- архим. св. Феодосий (Ганицкий), игумен, духовник иером. св. Пахомий (Туркевич), 11 иеромонахов, 3 иеродиакона, 3 монаха, 5 послушников. Мон-рь получал из казны 1460 р. с процентами от денежных вкладов, владел более 1 дес. огородной земли в дер. Новинки Московского у. (ныне в черте Москвы).

В 1909-1920 гг. настоятелем М. И. м. являлся священноисп. Феодосий (Ганицкий), в 1912 г. включенный в состав строительного комитета по сооружению в Москве храма во имя св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского в память об отмене крепостного права. Прмч. Рафаил (Тюпин) стал одним из последних насельников обители: в 1922 г. в М. И. м. он был пострижен в монашество, в 1926 г.- рукоположен во иерея. После закрытия мон-ря служил в сельских храмах Калужской и Московской областей, был ревностным пастырем. С 1915 г. в М. И. м. подвизался иером. прмч. Пахомий (Туркевич), служил духовником братии. К 1933 г. церковные постройки мон-ря были снесены. В 2016 г. в келейном корпусе бывшей обители была устроена часовня, в ней поставлена новая икона свт. Иоанна Златоуста, повторяющая древний несохранившийся образ. По пятницам совершается молебен святителю с чтением акафиста перед иконой Божией Матери «Знамение». В Б. Златоустинском пер. установлены памятный камень и 2 стенда с рассказом о мон-ре и его утраченных постройках. Сбором научной информации и просветительскими проектами, посвященными М. И. м., занимаются клир и прихожане ц. во имя святых Космы и Дамиана на Маросейке.

Архитектурный ансамбль и некрополь

Древнейший собор во имя свт. Иоанна Златоуста был деревянный, каменное здание появилось в 1479 г.; в том же году был оборудован придел во имя ап. Тимофея, еще одного небесного покровителя вел. кн. Иоанна III Васильевича. Видимо, они были соединены в один архитектурный ансамбль, построенный псковскими зодчими, к-рые позднее возводили великокняжеский Благовещенский собор в Кремле.

Каменное здание собора было создано в 1663 г. «тщанием» кн. Ф. Барятинского. Это был типичный по архитектуре монастырский собор: белокаменный, 2-столпный с сомкнутым сводом, 5-главый (световой барабан имела лишь центральная глава), с 3-частный алтарем. Его фасады имели позакомарное покрытие, позднее объединенное 4-скатной кровлей. В стиле московского узорочья сер. XVII в. были декоративные элементы: наличники порталов, окон, колонки барабанов.

К 1632 г. в М. И. м. появилась каменная трапезная, построенная «по старому окладу», т. е. на месте прежней трапезной. При трапезной существовала ц. во имя мч. Василиска. Ее посвящение могло быть связано с неск. причинами. Свт. Иоанн Златоуст скончался близ склепа-погребения этого святого. Кроме того, такое редкое имя встречается в синодике семьи Апраксиных, с деятельностью к-рых связано сооружение при трапезной церкви 2 новых приделов: во имя сщмч. Корнилия и мч. Конона. Поставили новый храм во имя мч. Василиска и снабдили его всей необходимой утварью Конон, Петр, Андрей и Никита Апраксины. В 1663 г., после пожара 1660 г., на месте трапезного храма на средства дворян Зюзиных и др. вкладчиков была построена трапезная ц. во имя Нерукотворного образа Спасителя.

В 1711-1712 гг. в М. И. м. была возведена каменная колокольня, облик к-рой неизвестен. На ее месте по заказу имп. Елизаветы Петровны выстроили каменную 3-ярусную колокольню (1743; архит. И. Ф. Мичурин). На средства того же заказчика мон-рь был восстановлен после пожара 1737 г. Помимо колокольни была построена надвратная церковь с посвящением престола праведным Захарии и Елисавете (1740; архит. Мичурин), символизируя продолжение традиции высочайшего покровительства обители. Небольшая по площади церковь, родственная по типу храмам малороссийского круга кон. XVII - 1-й пол. XVIII в., напр. произведениям архит. И. Григоровича-Барского, своей архитектурой вносила новую вертикальную доминанту в ансамбль М. И. м. и окрестностей. Это была многоярусная постройка: над четвериком с 3-частной аркой св. ворот поднимались уменьшающиеся в объеме октагоны. Фасады четверика-основания были центрированы полукруглыми фронтонами, подобно декорации др. храмов Москвы эпохи барокко. Верхний восьмерик с арочными окнами напоминал завершение колокольни. Сохранились подробные обмеры сооружения, фотографии интерьера, описание убранства. Место, где стояли св. ворота, не занято, что позволяет энтузиастам надеяться на воссоздание этого уникального по своей значимости и неординарного по художественным достоинствам памятника. В правление имп. Елизаветы Петровны была построена еще одна церковь - Троицкая (1757-1763) вместо старой трапезной ц. во имя Нерукотворного образа Спасителя.

Композицию «восьмерик на четверике» и барочный декор в духе петровской архитектуры имела и Благовещенская ц., построенная в 1713 г. на месте сгоревшей в 1660 г. Покровской ц. Храм сооружен благодаря стараниям адмирала Ф. М. Апраксина и освящен Рязанским митр. Стефаном (Яворским). К 2017 г. территория М. И. м. полностью свободна от застроек и доступна для исследования.

Некрополь монастыря пострадал, как и строения; сведения о нем можно получить из разных источников. Из исследований XIX в. известно, что здесь были упокоены «птенцы гнезда Петрова»: адмирал Апраксин, ген.-аншеф М. А. Матюшкин, ген.-аншеф П. А. Румянцев, вице-адмирал М. Сенявин, контр-адмирал Муханов, а также древние княжеские и боярские семьи Московского периода: Урусовых, Борятинских, Кольцовых-Мосальских, Касимовских, Засекиных, Кучумовичей. Круг жертвователей М. И. м. древнейшего периода в пределах XVII в. может быть отчасти восстановлен по монастырскому синодику. Вопрос, сохранился ли и в какой степени некрополь М. И. м., помогают решить археологи. Какая-то часть захоронений сохранилась в земляных отвалах в виде археологического материала на первоначальной территории, ныне во дворе, в подвалах и под фундаментами жилых домов и др. сооружений, возведенных после 1933 г. на месте мон-ря. Летом 2011 г., в ходе земляных работ во дворе жилого дома (Б. Златоустинский пер., д. 5), были обнаружены фрагменты 6 белокаменных надгробий, 2 саркофагов и крышки от саркофага XVI-XVIII вв. Место их обнаружения не было зафиксировано, можно лишь отчасти предполагать первоначальное их местоположение. Несколько предметов были атрибутированы как фрагменты захоронений представителей рода Кучумовичей, датируемые 20-ми, 40-ми гг. XVII в. и рубежом XVII и XVIII вв. Одна из плит оказалась закладной, предназначенной для отметки захоронения в стене храма. Благодаря сохранившейся 9-строчной надписи удалось установить, что плита принадлежала к захоронению 2 сыновей-младенцев и жены Сибирского царевича Андрея Кучумовича (сына последнего татарского хана Сибири и Чингизида), поступившего в кон. XVI в. на службу к рус. государю. Среди тех же находок был фрагмент погребения еще одного члена этой семьи, младенца Евдокии, внучки царевича Андрея Кучумовича и дочери боярина В. И. Стрешнева. Возможно, погребения членов знатной семьи были обусловлены тем, что в окрестностях обители у них было владение. Места их обнаружения показывают, что связанные с ними погребения были сделаны внутри или около каменного собора во имя свт. Иоанна Златоуста (1663) и могли составлять родовой мемориальный участок этой семьи.

Апраксины, многое сделавшие для мон-ря в XVII-XVIII вв., также принадлежали к числу выходцев из Золотой Орды. В подклете Благовещенской ц. был погребен отец Ф. М. Апраксина, убитый в 1667 г. башкирами и калмыками, а в 1728 г. похоронен сам ктитор, Апраксин, один из основателей Российского флота. Культурный слой на участке с их родовыми погребениями достигает 3 м, на этом уровне, возможно, хорошо сохранились нижняя часть церкви и погребения внутри усыпальницы.

Археологическое изучение остатков построек М. И. м. и некрополя имеет большие перспективы. При наложении опубликованного исторического плана мон-ря на план совр. застройки специалисты получили подтверждение полной сохранности внешних и внутренних границ обители. В ряде мест по сев.-зап. и сев.-вост. границам хорошо прослеживаются стены монастырской ограды. Во дворе дома 5/3 по Б. Златоустинскому пер. видна старая стена, к к-рой в советское время была сделана хозяйственная постройка. К моменту сноса мон-ря, т. е. к 30-м гг. XX в., все храмы и постройки располагались на 1,5-2 м ниже уровня земли, увеличившегося благодаря мощному культурному слою. Раскопки позволят открыть не только фундаменты или подклеты сооружений, но и сохранившиеся наземные части зданий.

Реликвии

Сохранился синодик-помянник М. И. м.- один из самых ранних письменных памятников монастыря. Он был начат в царствование Бориса Феодоровича Годунова, в 1602-1605 гг., и заполнялся до 70-х гг. XVII в. (ЦМиАР). Это небольшая (19×14,7 см) рукописная книга в кожаном переплете на 268 листов. На листе помещалось 13 строк, высота каждой строки - 4 мм, междустрочия - 7 мм. Книга украшена художественными заставками. Заголовки написаны киноварью, а основной текст - темно-коричневыми чернилами красивым московским полууставом рубежа XVI и XVII вв. Последние листы помянника заполнены разными «почерками», нарушающими основной стиль.

Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 187-194; Горчаков М. И. Монастырский приказ: (1649-1725 г.): Опыт ист.-юрид. исслед. СПб., 1868; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Ист. описание моск. Златоустовского мон-ря. М., 1871; Калачов Н. В. Писцовые книги Московского гос-ва. СПб., 1872. Ч. 1. Отд. 1. С. 3, 199, 391; Грабарь И. Э. История рус. иск-ва. СПб., 1914-1916; Поселянин Е. Богоматерь. 2002. Кн. 2. С. 603; Костина И. Д. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003. Кат. 362. С. 430-431; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневек. Москвы. М., 2010; Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского. М., 2010. Т. 2. С. 32, 260, 262, 285, 328; 2012. Т. 3. С. 42, 46, 63, 155; 2015. Т. 5. С. 228, 255, 271, 312; Беркович В. А., Егоров К. А. Новые мат-лы о потомках хана Кучума: (По результатам охранных исслед. в историческом центре Москвы) // Проблемы сохранения и использования культурного наследия: История, методы и проблемы охранных археол. исслед. Екатеринбург; Нефтеюганск; Ханты-Мансийск, 2014. С. 296-301; Златоустовские чт.: Сб. докл. ист.-богосл. науч.-практ. конф., 9 февр. 2016. М., 2017; Кондратьев И. И. Моск. Златоустов мон-рь: Перспективы археол. изучения // Златоустовские чт.: Сб. ст. М., 2017. С. 3-20.
Т. Н. Батурина, М. А. М., Д. Б. К.