Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОЛОХ
46, С. 507-508 опубликовано: 1 декабря 2021г.


МОЛОХ

[Евр.   греч. Μολόχ], в Библии, возможно, имя почитавшегося в Палестине, Финикии и Карфагене ханаанского божества, с которым были связаны человеческие жертвоприношения; М. могло быть и просто названием финикийско-ханаанского ритуала принесения в жертву детей. В библейской традиции человеческие жертвоприношения были запрещены (Лев 18. 21 и 20. 2-5; ср. предание о жертвоприношении Авраама); иудейский царь Иосия уничтожил жертвенники тофета (2 Цар 23. 10); человеческие жертвоприношения совершали, согласно библейской традиции, лишь цари-отступники, напр. Ахаз (2 Цар 16. 3) и Манассия (4 Цар 21. 6).

Как имя божества М. встречается 8 раз в МТ (5 раз в кн. Левит (Лев 18. 21; 20. 2-5), дважды в книгах Царств (в 3 Цар 11. 7 («Молох, мерзость Аммонитская», судя по всему, ошибочно вместо Милхома, ср.: 3 Цар 11. 6) и в 4 Цар 23. 10) и один раз в Книге прор. Иеремии (Иер 32. 35; здесь говорится о том, где этот культ совершали в Палестине,- месте Тофет в долине Еннома)). В LXX слово передается как общее имя (ἄρχων - «правитель» в кн. Левит; βασιλεύς - «царь» в 3 Цар 11. 5 (MT 1 Цар 11. 7)) и как имя собственное (4 Цар 23. 10; Иер 39. 35 (MT 32. 35)). В LXX М. передает масоретское выражение   («ваш царь») в Ам 5. 26; этот вариант LXX приводится и в НЗ, где имя М. встречается один раз - в Деян 7. 43.

С вопросом о значении имени библейского М. и его этимологии связана длительная научная дискуссия. Большинство ученых выводят это имя из западносемитского корня   - «править, быть царем» либо видят в нем масоретское искажение слова   («царь»), в к-ром были использованы огласовки слова   («стыд»); другие считают это формой причастия породы qal от глагола с этим корнем; некоторые относят его к форме cеголатного имени (дискуссии см. в: Heider. 1985. P. 223-228; Day. 1989. P. 56-58).

В 1935 г. немецкий библеист О. Айсфельдт на основании изучения неопунических надписей (кон. I тыс. до Р. Х.- первые века по Р. Х.) выдвинул предположение о том, что ветхозаветное М. нужно соотносить с неопуническим  /  - термином, обозначающим культ принесения в жертву детей, известный из надписей на погребальных стелах, к-рые были обнаружены недалеко от Карфагена и в др. местах финик. колонизации. («Священные места» культа М. со следами жертвоприношения детей и молодых животных раскопаны на Сицилии, Сардинии и в Сев. Африке.) Т. о., М.- название самого ритуала жертвенного сжигания людей или животных, позже принятое уже как имя божества. Согласно гипотезе Айсфельдта, все места, где в ВЗ встречается М. ( ), нужно понимать исходя из того, что   здесь - общее родовое имя, и соответствующим образом переводить выражения с этим словом (напр., в 4 Цар 23. 10:        - как «проводить своего сына или дочь через огонь как молх-жертву»; ср. синодальный перевод: «И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху»).

Гипотеза Айсфельдта оспаривается многими учеными. Среди выдвигаемых контраргументов можно назвать, во-первых, тот факт, что археологи не находят свидетельств детского жертвенного культа в самой Финикии, дающего необходимое связующее звено между Израилем и пуническими колониями; во-вторых, надписи на финик. погребальных стелах появляются только в VII-VI вв. до Р. Х. и, кроме того, надписи на стелах со словом   обнаруживаются и в местах (напр., на Мальте), где не найдено погребений,- это дает основание для понимания   как указания на того, кто приносил жертву; и наконец, все больше ученых сомневаются в том, что исследования финик. останков указывают на детский культ (Pardee D. Review: Heider G. C., Cult of Molek // JNES. 1990. Vol. 49. P. 372) (см. в статьях Финикийская религия, Ханаана религии).

Лит.: Eissfeldt O. Molk als Opferbegriff im Punischen und Hebräischen und das Ende des Gottes Moloch. Halle, 1935; Weinfeld M. The Worship of Molech and of the Queen of Heaven and its Background // UF. 1972. Vol. 4. P. 133-154; Stager L. Carthage: A View from the Tophet // Phönizier im Westen / Ed. H. G. Niemeyer. Mainz am Rhein, 1982. S. 159-160; Heider G. C. The Cult of Molek: A Reassessment. Sheffield, 1985; Day J. Molech: A God of Human Sacrifice in the OT. Camb., 1989; Smelik K. A. D. Moloch, Molech or Molk-Sacrifice?: A Reassessment of the Evidence Concerning the Hebrew Term Molekh // SJOT. 1995. Vol. 9. P. 133-192.
Ключевые слова:
Ветхозаветные реалии, термины и понятия Молох, в Библии, возможно, имя почитавшегося в Палестине, Финикии и Карфагене ханаанского божества, с которым были связаны человеческие жертвоприношения
См.также:
ААРОНОВ ЖЕЗЛ образ, встречающийся в православной гимнографии и иконографии
ААРОНОВО БЛАГОСЛОВЕНИЕ троекратное священническое благословение из библейской книги Чисел
АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана
АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)