Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОКИЯ СВЯТОГО ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
Т. 46, С. 370-371 опубликовано: 23 ноября 2021г.


МОКИЯ СВЯТОГО ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

(Мокион) [греч. Μωκίον], храм во имя сщмч. Мокия Амфипольского (пам. 11 мая), пострадавшего в кон. III - нач. IV в. в г. Византий (буд. К-поль). Находился, вероятно, на юго-западе совр. Стамбула. По преданию, эту церковь построил основатель К-поля имп. равноап. Константин I Великий (306-337), причем в самом начале строительства города, т. е. ок. 330 г., за его стенами, неподалеку от места казни мученика. Он же перенес в храм мощи сщмч. Мокия и положил их под алтарем. Однако самые ранние источники, фиксирующие это предание, относятся к VIII в. (Παραστάσεις σύντομοι χρονικαί (ок. 750) см.: Patria CP. Pt. 1. P. 19-20); в них сообщается также, что равноап. Константин перестроил под храм во имя Мокия бывшее святилище Зевса. В Хронике Псевдо-Симеона (X в.) есть сведения о том, что языческий храм, на основании к-рого возник Мокион, был посвящен не Зевсу, а Гераклу (Theoph. Contin. P. 478). Главными праздниками в Мокионе были память сщмч. Мокия и официальный день основания столицы (11 мая) и Преполовение Пятидесятницы; кроме того, в Мокионе особо отмечали память некоторых святых, напр. сщмч. Лукиана Антиохийского

Также, согласно поздним источникам, при имп. Феодосии I Великом (379-395) храм был отдан изгнанным из К-поля арианам, к-рые занимали его 7 лет и оставили из-за ветхости. Впервые храм был отремонтирован при имп. Маркиане (450-457).

Р. Жанен сомневается в том, что Константин I имел отношение к постройке этой церкви, т. к. более ранние источники, напр. «Церковная история» Созомена (V в.), не называют храм в числе построек равноап. Константина, хотя перечисляют таковых немало; исследователь также подвергает сомнению и всю хронологию, изложенную в более поздних источниках. Храм во имя Мокия упомянут у Созомена в связи с погребением в нем егип. отшельников, прп. Аммония Долгого и Диоскора, еп. Гермопольского (Долгих или Длинных братьев; † ок. 403) (Sozom. Hist. eccl. VIII 17). Т. о., с уверенностью можно сказать только то, что храм существовал в нач. V в., а определить точное время его строительства не представляется возможным. На рубеже V и VI вв., при имп. Анастасии I (491-518), рядом с храмом была сооружена большая цистерна, называемая «цистерна Мокия».

Храм был серьезно реконструирован в VI в., при имп. Юстиниане I (527-565) (Procop. De aedif. I 4), но на 2-й год правления имп. Льва III Исавра (717-741) здание обрушилось. Известна городская легенда, будто имп. Лев разрушил некие статуи (в частности, статую под названием Тризодон (Τρίζωδον), изображавшую 3 животных (зодиакальные знаки?)), находившуюся в подземных помещениях храма, где вероятно проводились астрологические вычисления (Patria CP. Pt. 2. P. 198). Видимо, здание простояло в полуразрушенном виде до 2-й пол. IX в., когда было вновь отстроено при имп. Василии I Македонянине (867-886). Скорее всего после этой реконструкции Мокион был преобразован в мон-рь, известный из дальнейшей истории К-поля; мн. императоры Македонской династии и династии Комнинов делали вклады в эту обитель. 11 мая 903 г. в храме произошло покушение на имп. Льва VI Мудрого (886-912): некий злоумышленник ударил императора по голове и ранил его. Мокион неоднократно упомянут в трактате имп. Константина VII Багрянородного (913-959) «О церемониях византийского двора»; в тексте изложен и порядок процессии в день Преполовения Пятидесятницы, когда императоры посещали эту церковь (Const. Porthyr. De cerem. I 17; II 55). Подробных описаний храма не сохранилось, но по косвенным сведениям можно заключить, что это была очень большая и богато украшенная постройка. Когда Никита Хониат († нач. XIII в.) хочет подчеркнуть величие храма арх. Михаила в г. Хоны, он пишет, что храм во имя архангела превосходил красотой храм во имя Мокия (Nicet. Chon. Historia. P. 20).

Мокион посетил рус. паломник Антоний, архиеп. Новгородский, ок. 1200 г. Он поклонился мощам сщмч. Мокия и покоящимся рядом мощам прп. Сампсона Странноприимца (Книга Паломник. С. 26). Однако Стефан Новгородец, побывавший в К-поле ок. 1350 г., уже не упоминает этот храм. Его судьба при крестоносцах, захвативших К-поль в 1204 г., неизвестна, скорее всего он был ими разграблен и разрушен. При имп. Иоанне V Палеологе (1341-1391) обломки Мокиона использовались для починки городских стен.

Ист.: SynCP. Col. 141, 205, 241, 367, 674-676, 776, 877; Patria CP. Pt. 1. P. 18, 19-20; Pt. 198, 214-215, 246.
Лит.: Janin. Églises et monastères. P. 367-371; Иванов С. А. В поисках Константинополя. М., 2011. С. 409-410.
О. Н. А.
Ключевые слова:
Церковная архитектура. Храмы (Турция) Константинополь. Храмы Мокия святого храм в Константинополе (Мокион), храм во имя священномученика Мокия Амфипольского
См.также:
АНИ столица арм. гос-ва Багратидов, в X-XII вв. кафедра арм. католикоса
БАНА церковь VII в. (совр. Турция)
БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ глав. резиденция визант. императоров
ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы
ЕВГЕНИЙ, КАНДИД, ВАЛЕРИАН И АКИЛА мученики Трапезундские (пам. 21 янв.)
ИРИНЫ СВЯТОЙ ХРАМ один из древнейших и крупнейших христ. храмов Константинополя и Византийской империи