Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОАВ
46, С. 161-163 опубликовано: 25 октября 2021г.


МОАВ

Моавитский саркофаг. IX в. до Р. Х. (Иорданский археологический музей, Амман)
Моавитский саркофаг. IX в. до Р. Х. (Иорданский археологический музей, Амман)

Моавитский саркофаг. IX в. до Р. Х. (Иорданский археологический музей, Амман)
[В моавитских текстах  ; в евр. Библии  ,  ], название территории в Заиорданье, к востоку от Мёртвого м., и проживавшего там во II-I тыс. до Р. Х. народа. Оседлое население древнего М. концентрировалось на узкой полоске вдоль Мёртвого м.- между крутым береговым откосом и Аравийской пустыней (90 км вдоль побережья, с севера на юг, и 25 км от моря к пустыне, с запада на восток). Эта территория - по большей части холмистое плоскогорье высотой ок. 1 тыс. м над уровнем моря (1300 м над уровнем Мёртвого м.). Плоскогорье прорезано глубоким ущельем, в к-ром протекает р. Арнон (ныне Эль-Мауджиб), разделяющая сев. и юж. части М. На юге протекает еще одна крупная река с библейским названием Зеред (совр. Эль-Хаса) в ущелье Аравим, впадающая в Мёртвое м., к-рая служит естественной границей М. на юге.

Сев. граница со временем менялась, города в сев. части М. в разные исторические периоды становились предметами споров. В рассказах о завоевании Заиорданья (Числ 21. 10-32; Втор 2. 26-37) библейский повествователь (VI в. до Р. Х.) многократно повторяет, что сев. граница М. проходит по р. Арнон (Числ 21. 13b; Суд 11. 18bв), а территория между реками Арнон и Яббок (ныне Эз-Зарка), ранее принадлежавшая аморейскому (хешбонскому) царю Сигону, была отвоевана Израилем. Говорится также (Числ 21. 26) о том, что Сигон отобрал эту землю у прежнего царя М. В Суд 11. 12-28 отвергаются и претензии аммонитян на эту территорию. На моавитские земли севернее Арнона претендует «Израиль» (Втор 2. 36; 3. 8; 4. 46-48; 4 Цар 10. 33), население и города этих земель включены в созданную девтерономическим автором систему «двенадцати племен Израиля» (Weippert. 1993. S. 320): они распределяются между племенами Рувима и Гада (Числ 32. 33-38). Название некоторых из этих городов встречаются в надписи моавитского царя Меши. В списке городов сев. М. из моавитского документа упомянуты Мадаба ( ), Баал-Меон ( ), Кирьятен ( ), Атарот ( ), Кериот ( ), Нево ( ), Яхац ( ), Дивон ( ), Ароер ( ), Бет-Бамот (  ), Бецер ( ), Бет-Дивлатен (  ), Бет-Баал-Меон (  ), Хавронан ( ).

Из этого списка только Хавронан (Ис 15. 5; Иер 48. 3, 5, 34 Хоронаим) находится в Юж. М. Бо́льшая часть перечисленных городов встречается в Библии. Почти все они идентифицированы археологами, в них проводятся или планируются раскопки (Miller. 1992. P. 891).

Постулат о том, что вся земля и население севернее р. Арнон являются израильскими, сформулированный в девтерономических текстах о завоевании Заиорданья (о девтерономической редакции см. в ст.: Исторические книги), возможно, отражает кратковременную оккупацию этих областей при Амврии (Омри) и Ахаве (Pardee. 1997. P. 39-40). Это единственный элемент исторического в сконструированной истории («una storia inventata» - Liverani. 2003. P. 273 et passim) завоевания Ханаана. Но не все библейские авторы придерживаются этих данных. Так, в пророческих речениях о М. (Ис 15-16; Иер 48), почти современных девтерономическим текстам, практически все города из списка Меши признаются моавитскими. М. согласно их авторам, простирается от Цоара на юге до Моавской равнины (  ) на севере, что соответствует и наименованию этой равнины в низовьях Иордана.

Впервые М. упоминается в надписях фараона Рамсеса II (XIII в. до Р. Х.), совершавшего грабительские походы на города Эдома и М. Через вост. часть М. проходила т. н. Царская дорога (  ), очевидно, торговый путь, соединявший Дамаск и зал. Акаба (Beitzel. 1992. P. 779-780). В ветхозаветной традиции Моисей по этой дороге вел народ Израиля через Эдом и М. (Числ 20. 17; 21. 22) в землю обетованную.

Археологическое обследование показывает, что заселение плоскогорья, на к-ром расположен М., восходит к меднокаменному периоду (VI-IV тыс. до Р. Х.). До последних десятилетий периода поздней бронзы (1300-1200 гг. до Р. Х.) территория М., видимо, была малонаселенной. Но с конца позднебронзовой эпохи число поселений неуклонно росло, а вдоль рубежей этой территории воздвигались крепостные сооружения. Однако однозначного свидетельства о появлении Моавитского царства именно в этот период, т. е. в начале железного века, не существует. Такое царство несомненно возникает в железном веке II (1000-900 гг. до Р. Х.), когда М. оказался на вершине политического развития и градостроительной активности. Его столицей был Дивон.

Важнейшее значение для реконструкции истории М. имело открытие в 1868 г. стелы из черного базальта (т. н. Моавитского камня) (см. в ст. Меша). На стеле имеется надпись, содержащая более 33 строк на моавитском языке, которая прославляет военные победы и строительную деятельность моавитского царя IX в. до Р. Х. по имени Меша, к-рый был известен как царь М. из 4 Цар 3. 4. Надпись сообщает о том, как он успешно освободил свою страну от израильской зависимости, причем сделал это будто бы по приказу главного национального бога Кемоша (Хамоса). Произошло это после смерти израильского царя Ахава (4 Цар 3. 6-26), что позволяет датировать время правления Меши. Т. о., в данном случае есть довольно яркий пример совпадения библейского рассказа и совр. исторического источника. Расхождения в изложении событий объясняются тем, что в библейском тексте рассказывается о сражении в юж. части М., тогда как в надписи Меши речь идет о др. эпизодах в сев. М. в др. время.

Согласно ветхозаветной традиции, израильский царь Давид (X в. до Р. Х.) покорил М. и сделал его частью своего царства (2 Цар 8. 2), но был еще более ранний и безрезультатный конфликт с предшественником Давида царем Саулом (1 Цар 14. 47).

Независимость моавитян, достигнутая при Меше, была непродолжительной. Ассир. походы на запад, предпринятые Тиглатпаласаром III, превратили М. и др. заиорданские гос-ва в вассалов Ассирии. Об этом известно из ассир. текстов того времени; из них можно узнать имена 4 моавитских царей (Vera Chamaza. 2005. S. 159-160): Саламану (между 757 и 723), Каммасу-надби (между 721 и 681), Муцури (между 680 и 669), Камаш-халта (между 668 и 626). (Указанные в скобках даты определяются по годам правления ассир. царей.) Период зависимости от Ассирии был для М., возможно, временем довольно мирного существования, в первую очередь благодаря защите этой территории ассирийцами от разбойничьих набегов кочевников. Однако во время правления Саргона II М., возможно, был вовлечен в антиассир. мятеж (ок. 713). Такое предположение можно сделать на основании фрагментарно сохранившегося текста на призме, к-рый датируется временем царствования Саргона.

После краха Ассирии в кон. VII в. до Р. Х. М. стал частью Вавилонской империи; согласно Иосифу Флавию (Ios. Flav. Antiq. X 9. 7), это произошло через 5 лет после разрушения Иерусалима. М. оставался зависимым от Вавилона вплоть до персид. периода и, вероятно, вместе со всем Заиорданьем подчинился царям Ахеменидской державы. Об этом периоде моавитской истории практически ничего не известно. Хотя моавитяне еще ок. 450 г. до Р. Х. упоминаются как существующий народ (Неем 13. 23), в этот период они постепенно растворяются среди араб. племен и теряют свою этническую идентичность. В упоминаемом Иосифом эпизоде покорения моавитян и галаадцев Александром (Ионафаном) Яннаем во II в. до Р. Х. (Ios. Flav. Antiq. XIII 13. 5) речь, судя по всему, уже идет об арабизированном населении Заиорданья.

Основные источники сведений о М. (Библия, Моавитский камень и небольшое количество печатей) позволяют получить нек-рые данные о религии моавитян в период их культурного расцвета (IX-V вв. до Р. Х.). Главный бог и покровитель страны - Кемош (моавитский   в качестве «рабочей» используется библейская вокализация). В Библии имя Кемош ( ) (в синодальном переводе - Хамос) встречается 8 раз: Числ 21. 29; Суд 11. 24; 3 Цар 11. 7, 33; 4 Цар 23. 13; Иер 48. 7 Qere [Ketib  ], 13, 46. В Суд 11. 24 о Кемоше (возможно, ошибочно) говорится как о боге аммонитян. В LXX слово   передается исключительно как Χαμος, поэтому «правильная» вокализация, возможно,-   к-рая восходит к моавитскому  

В отличие от имени Бога Израиля, имя Кемош не уникально; оно встречается в западносемит. пантеонах Сирии-Палестины начиная с кон. III тыс. до Р. Х. Консонантная форма этого слова -   или   а вокализуется оно различным образом, напр., в Эбле (ок. 2000 г. до Р. Х.) это имя звучит как «Камиш» (  или  ). Вероятно, Камиш был главным божеством города Каркамиш (пристань бога Камиша). В аккад. текстах начиная со II тыс. до Р. Х. это имя появлялось в форме Кам(м)уш (  или  ). В алфавитных угаритских текстах трижды встречается бинарное божество    [    ] (вокализация Парди). Моавитское   могло произноситься либо как Кам(м)аш, либо как Кам(м)уш (см. теофорные имена моавитских царей в аккад. документах:    и   (Weippert 1993. S. 323)).

Теофорные имена с элементом «Кемош» свидетельствуют о распространенности почитания этого бога и о тех надеждах, к-рые с ним связывали почитатели:   (no. 1008) - «Кемош милостив»;   (no. 1009) - «Кемош - это сила»;   (no. 1010) - «Кемош - родич»;   (no. 1032) - «Да здравствует Кемош»;   (no. 1034) - «Кемош дал»;   (no. 1036) - «Кемош справедлив» (Avigad, Sass. 1997. P. 372-386, 508).

В войне Кемош выступает как бог-воин, вдохновитель и участник сражений с врагом, при этом во время войны использовали ритуал херем (древнеевр.  ), как это практиковалось в Израиле (напр., Числ 21. 2-3; Нав 8. 18-29; 10. 28-40; 1 Цар 15. 3) и в др. странах Др. Ближ. Востока. Глагольная форма   в породе hifil (в моавитском неотличимая от еврейского) имеет значение «посвящать кого-либо богу как убиваемую жертву» («consecrate to destruction» - Stern. 1991. P. 7 et passim); относится прежде всего к уничтожению мирного населения при взятии города во время войны (Ibid. P. 19-56). Ср. надпись Меши: «(16) …Я убил их всех, семь тысяч мужчин… и женщин… (17) посвятив Аштар-Кемошу (   )» с библейским текстом Нав 10. 40b: «Он предал заклятью и уничтожил всех, кто жили в этой стране, до последнего человека (    ) - так повелел Господь, Бог Израиля» (перевод - С. Т.). Массовое убийство населения царем Мешой в г. Нево посвящается Аштар-Кемошу. Посредством двойного именования Кемош приравнивается к западносемит. астральному божеству Аштар (муж. аналог Астарты / Иштар) (Holm. 2005. P. 6094; обсуждение этого вопроса см. в: Müller. 1999. P. 227).

Вероятно, что наряду с культом главного бога в М. практиковался культ нек-рых др. божеств, прежде всего Баала ( ) (см. в ст. Ваал), о чем можно заключить на основе ряда топонимов: Бет-Баал-Пеор, Бет-Баал-Меон, Бемот-Баал, а также благодаря печати с теофорным именем   (no. 1020) (Avigad, Sass. 1997. P. 377).

Лит.: Van Zyl A. H. The Moabites. Leiden, 1960; Kitchen K. A. Some New Light on the Asiatic Wars of Ramesses II // JEA. 1964. Vol. 50. P. 47-70; Röllig W. Kamoš // Wörterbuch der Mythologie / Hrsg. H. W. Haussig. Stuttg., 1965. Bd. 1: Götter und Mythen im Vorderen Orient. S. 292; Ahituv S. Did Ramesses II conquer Dibon? // IEJ. 1972. Vol. 22. N 2/3. P. 141-142; Bartlett J. R. The «United» Campaign against Moab in 2 Kings 3:4-27 // Midian, Moab and Edom / Ed. J. F. Sawyer, D. J. A. Clines. Sheffield, 1983. P. 135-146; Garr W. R. Dialect Geography of Syria-Palestine, 1000-586 B.C.E. Phil., 1985; Miller J. M. Moab and the Moabites // Studies in the Mesha Inscription and Moab / Ed. A. Dearman. Atlanta, 1989. P. 1-40; idem. The Israelite Journey through (around) Moab and Moabite Toponymy // JBL. 1989. Vol. 108. N 4. P. 577-595; idem. Moab // ABD. 1992. Vol. 4. P. 882-889; idem. Early Monarchy in Moab? // Early Edom and Moab: The Beginning of the Iron Age in Southern Jordan / Ed. P. Bienkowski. Sheffield, 1992. P. 77-91; idem. Ancient Moab: Still Largely Unknown // BiblArch. 1997. Vol. 60. N 4. P. 194-204; Timm S. Moab zwischen den Mächten: Studien zu historischen Denkmälern und Texten. Wiesbaden, 1989; Knauf E. A. Hesbon, Sihons Stadt // ZDPV. 1990. Bd. 106. S. 135-144; Worschech U. Die Beziehungen Moabs zu Israel und Ägypten in der Eisenzeit: Siedlungsarchäologische und siedlungshistorische Untersuchungen im Kernland Moabs (Ard el-Kerak). Wiesbaden, 1990; Stern P. D. The Biblical herem: A Window on Israel's Religious Experience. Atlanta, 1991; Beitzel B. Roads and Highways: Pre-Roman Roads and Roads and Highways // ABD. 1992. Vol. 5. P. 776-782; Van Wyk K. Squatters in Moab: A Study of Iconography, History, Epigraphy, Orthography, Ethnography, Religion and Linguistics of the Ancient Near East. Berrien Springs (Mich.), 1993; Weippert M. Moab // Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie. Münch., 1993. Bd. 8. S. 318-325; LaBianca Ø. S., Younker R. W. The Kingdoms of Ammon, Moab, and Edom: The Archaeology of Society in Late Bronze/Iron Age Transjordan (ca. 1400-500 BCE) // The Archaeology of Society in the Holy Land / Ed. T. E. Levy. L., 1995. P. 399-415; Fritz V. Die Entstehung Israels im 12. und 11. Jh. v. Chr. Stuttg., 1996; Avigad N., Sass B. Corpus of West Semitic Stamp Seals. Jerus.,1997; Dearman J. A. Roads and Settlements in Moab // BiblArch. 1997. Vol. 60. N 4. P. 205-213; idem. Moab and Ammon: Some Observations on Their Relationship in Light of a New Moabite Inscription // Studies on Iron Age Moab and Neighbouring Areas in Honour of M. Daviau / Ed. P. Bienkowski. Leuven, 2009. P. 97-116; Pardee D. Moabite Stone // OEANE. 1997. Vol. 4. P. 39-41; Müller H.-P. Chemosh // Dictionary of Deities and Demons in the Bible. Leiden, 19992. P. 186-189; Daviau P. M. M., Dion P.-E. Moab Comes to Life // BAR. 2002. Vol. 28. N 1. P. 32-49, 63; Parker S. B. Ammonite, Edomite, and Moabite // Beyond Babel: A Handbook for Biblical Hebrew and Related Languages / Ed. S. McKenzie, J. Kaltner. Atlanta, 2002. P. 43-60; Liverani M. Oltre la Bibbia: Storia antica di Israele. R.; Bari, 2003; Ray P. J. Kemoš and Moabite Religion // Near East Archaeol. Society Bull. 2003. Vol. 48. P. 17-31; Routledge B. Moab in the Iron Age. Phil., 2004; Holm T. L. Moabite Religion // Encyclopedia of Religion / Ed. J. Lindsay. Detroit, 20052. Vol. 9. P. 6093-6095; Vera Chamaza G. W. Die Rolle Moabs in der neuassyrischen Expansion. Münster, 2005; Gass E. Die Moabiter: Geschichte und Kultur eines ostjordanischen Volkes im 1. Jahrtausend v. Chr. Wiesbaden, 2009; Trevor B. Moab // Idem. The Routledge Handbook of the Peoples and Places of Ancient Western Asia: The Near East from the Early Bronze Age to the Fall of the Persian Empire. L.; N. Y., 2009. P. 479; Finkelstein I., Lipschits O. Omride Architecture in Moab: Jahaz and Ataroth // ZDPV. 2010. Bd. 126. N 1. S. 29-42; iidem. The Genesis of Moab: A Proposal // Levant. 2011. Vol. 43. N 2. P. 139-152; Fassberg S. E. Moabite and Hebrew // Encyclopedia of Hebrew Language and Linguistics / Ed. G. Khan. Leiden, 2013. Vol. 2. P. 653-655.
С. В. Тищенко
Ключевые слова:
Ветхозаветные реалии, термины и понятия Моав [в моавитских текстах ; в евр. Библии], название территории в Заиорданье, к востоку от Мёртвого моря, и проживавшего там во II-I тыс. до Р. Х. народа
См.также:
ААРОНОВ ЖЕЗЛ образ, встречающийся в православной гимнографии и иконографии
ААРОНОВО БЛАГОСЛОВЕНИЕ троекратное священническое благословение из библейской книги Чисел
АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана
АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)