Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МНАСОН
Т. 46, С. 140-142 опубликовано: 22 октября 2021г.


МНАСОН

Святители Мнасон и Ираклидий. Икона. XXI в.
Святители Мнасон и Ираклидий. Икона. XXI в.

Святители Мнасон и Ираклидий. Икона. XXI в.
[Греч. Μνάσων] († кон. I в. (?)), сщмч. (?) (пам. греч. 18, 19 окт.), еп. Тамасский (Кипрский). В Деяниях св. апостолов упоминается «некий давний ученик, Мнасон Кипрянин» (Деян 21. 16), принявший в своем доме, к-рый находился либо между Иерусалимом и Кесарией Палестинской, либо в самом Иерусалиме, ап. Павла и его спутников. В греч. Житии сщмч. Ираклидия (BHG, N 743; см. ст. Ираклидий, еп. Тамасский), составленном в IV в. (Nau. 1907. P. 126-127) или в V в. (Halkin. 1964. P. 135-136), упоминается М., сподвижник Ираклидия, занявший после его кончины епископскую кафедру Тамаса. В Житии говорится, что некий христианин Феодор записал деяния М. и поручил Родону, от лица к-рого ведется повествование, составить общий рассказ об Ираклидии и о М. В тексте указано, что отца М. звали Хрисипп, сам он стал учеником Ираклидия, а затем и его преемником на епископской кафедре Тамаса. Совместно они проповедовали Христа жителям Кипра, крестили их и совершали множество чудес: воскрешали умерших, исцеляли больных, изгоняли бесов. О дальнейшей жизни и кончине М. после смерти Ираклидия в тексте не сообщается.

Церковь во имя св. Мнасона близ с. Политико, о-в Крит
Церковь во имя св. Мнасона близ с. Политико, о-в Крит

Церковь во имя св. Мнасона близ с. Политико, о-в Крит
В более поздней агиографической традиции Кипра были совмещены сведения о Мнасоне из НЗ и о М., еп. Тамаса. М. происходил из языческой семьи, проживавшей в Тамасе. Родители отправили его с другом Феоной в Рим для разрешения спора между язычниками Кипра. В Риме М. и Феона встретили нек-рых апостолов от 70, бежавших туда после мученической кончины архидиак. первомч. Стефана, и от них узнали о Христе. Для того чтобы углубить свои познания, друзья отправились в Иерусалим, где от ап. Иоанна услышали подробный рассказ о земной жизни Спасителя, приняли крещение и затем вернулись на Кипр. В это время на острове находились ап. Варнава, ап. Марк и ап. Павел, к-рых вместе с Ираклидием М. нашел в пещере недалеко от Тамаса. М. стал сподвижником Ираклидия в деле проповедования христианства киприотам. Предчувствуя близкую смерть, он назначил Родона своим преемником на епископской кафедре Тамаса и через 3 дня (19 окт.) почил. М. был похоронен учениками рядом с еп. Ираклидием. Впосл. недалеко от могилы святых был основан мон-рь во имя М. В 1735 г. В. Г. Григорович-Барский, путешествуя по Кипру, видел мон-рь М. По его словам, обитель, «малая и тесная», была заново отстроена христианами во время тур. владычества. Григорович-Барский видел в мон-ре, состоявшем из храма и 3 келий, 2 насельников: игумена и иеромонаха, к-рые вели весьма бедное существование, занимались земледелием и собирали милостыню в соседних поселениях (Пешеходца Василия Григоровича-Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, мон. антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 г. СПб., 1793. Ч. 1. С. 452-453). В наст. время на месте мон-ря, около дер. Политико, находится небольшая ц. во имя М., где ежегодно память святого отмечается 19 окт. В сел. Потамиу (Кипр) находится частица мощей (рука) М.

В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 19 окт. содержится память М. как священномученика без сказания (SynCP. Col. 150). В Типиконе Великой ц. М. также назван священномучеником и поминается под этим же числом вместе со свт. Модестом, патриархом Иерусалимским (Mateos. Typicon. T. 1. P. 70-71). В некоторых визант. Минологиях память святого обозначена под 18 окт. В греч. печатной Минее (Венеция, 1774) содержится служба в честь М. Память М. и посвященное ему двустишие, в к-ром говорится, что святой был усечен мечом, были внесены под 18 окт. в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. Бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис) считал, что Мнасона, упомянутого в НЗ, не следует отождествлять с М.- епископом Кипра, к-рый, согласно визант. Синаксарям, претерпел мученическую кончину за Христа.

В зап. «исторических» Мартирологах IX в. содержится память Мнасона, известного из Деяний св. апостолов. Впервые свт. Адон, архиеп. Вьеннский, внес его имя под 12 июля в свой Мартиролог и в т. н. Древний или Малый Римский Мартиролог (в искаженной форме - Насон (Nason)). Местом кончины святого Адон указал Кипр (Ado V. Le martyrologe: ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 224). В Мартирологе Узуарда имя Мнасона под 12 июля также искажено и указано как Насон (MartUsuard. 1965. P. 266). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог под 12 июля память не Мнасона, а Иасона (возможно, ап. от 70 Иасона, упомянутого в Деян 17. 4-9 и в Рим 16. 21; см ст. Иасон и Сосипатр), назвав его «давним учеником Христа» и указав Кипр местом кончины святого (MartRom. P. 283). В совр. редакции Римского Мартиролога под 12 июля не обозначена ни память Мнасона, ни память Иасона.

Свт. Димитрий, митр. Ростовский, в составленных им Четьих-Минеях упомянул под 4 янв. Мнасона в числе апостолов от 70, но без указания номера, и высказал сомнения в том, что его следует отождествлять с ап. от 70 Иасоном (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 267 об.). В современном календаре РПЦ имя М. не обозначено.

Ист.: ActaSS. Iul. T. 3. P. 248-249; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 377; Halkin F. Les Actes Apocryphes: De St. Héraclide de Chypre disciple de l'Apotre Barnabé // AnBoll. 1964. Vol. 82. P. 133-170; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. 20092. Τ. 2. Σ. 206; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 715-716.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 323-324, 332; Delehaye H. saints de Chypre // AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 238, 255, 258, 267; Nau F. La légende des saints évêques Héraclide, Mnason et Rhodon ou l'apostolicité de l'Église de Chypre // ROC. 1907. T. 12. P. 125-138; Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 433, 461, 589, 595; Mariani B. Giasone // BiblSS. Vol. 6. Col. 441-442; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 339; ΘΗΕ. Τ. 8. 1966. Σ. 1226.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Священномученики Греческих Православных Церквей Мнасон († кон. I в. (?)), епископ Тамасский (Кипрский), священномученик (?) (пам. греч. 18, 19 окт.)
См.также:
АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля)
АСТИЙ (нач. II в.), еп. г. Диррахий (Иллирик), сщмч. (пам. 4 июня; греч. 5, 6 июля)
ЕРАЗМ († между 303 и 305), еп. Формийский, сщмч. (пам. 4 мая; пам. зап. и греч. 2 июня)
ИАННУАРИЙ († между 303 и 305, сщмч., еп. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.)
ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.)
КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля)
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АВЕРКИЙ († ок. 167, или 190, или 195), еп. г. Иераполь, равноап. (пам. 22 окт.)