Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИХАЙЛОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 46, С. 72-74 опубликовано: 12 октября 2021г.


МИХАЙЛОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Михайловский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь. Фотография. 2015 г.
Михайловский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь. Фотография. 2015 г.

Михайловский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь. Фотография. 2015 г.
(Рязанской епархии Рязанской митрополии), находится в г. Михайлове Рязанской обл. М. м. является преемником Аграфениной рязанской в честь Покрова Пресвятой Богородицы женской пустыни, к-рая первоначально располагалась в 14,5 км к северу от г. Рязани, на левом берегу Оки, у оз. Куцкого (ныне с. Агро-Пустынь Рязанского р-на). Основательницей и ктитором этой обители была последняя вел. кнг. Рязанская Агриппина († ок. 1521), супруга вел. кн. Рязанского Иоанна Васильевича (1483-1500). Впервые пустынь упоминается в жалованной грамоте от 1 дек. 1506 г. игум. Агриппине (Глебовой) на владение с. Белыничи-Татариновом с землями по р. Осётру близ г. Зарайска. В ХVI-ХVII вв. жители Переяславля Рязанского (ныне Рязань) жертвовали в пустынь вотчины и вклады. Известны потир с надписью: «Зделан потырь к Покрову Богородице в Ографенину пустыну при игумение Александре Ромадановской 7153 (1645) жду июня 8 днями»; крест с надписью: «Лета 7151 (1643) февраля в 1-й день положила сей крест уезду Переславля резанском в церковь Покрова Пресвятыя Богородицы девичья монастыря Агрепенины пустыни вклачица старица Пелагея Русиновская посестрия Данилова по своих родителех и по своей души». Неподалеку от мон-ря находилось древнее с. Шумашь, в к-ром в 1517 г. скрывался сын основательницы мон-ря кн. Агриппины Васильевны, последний вел. кн. Рязанский Иоанн Иоаннович. В 2 верстах к северо-востоку от обители существовал Зачатьевский девичий мон-рь, основанный вел. кнг. Рязанской Евфросинией Ольгердовной (в иночестве Евпраксия), супругой вел. кн. Олега Ивановича Рязанского (на этом месте ныне Казанская ц. пос. Солотчи в черте Рязани). В 1682 г., после закрытия Зачатьевского монастыря, его насельницы были переведены в Аграфенину пуст.

По описи 1763 г., в пустыни были каменные собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделом ап. Иоанна Богослова, ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи на св. воротах и 2-этажная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с колокольней, а также 4 настоятельские кельи и 52 кельи для сестер. В особой палате близ алтаря Покровского собора ок. 1540 г. была погребена 1-я игум. Агриппина (позже и ее преемницы). В принадлежавшем мон-рю с. Пустынь находился храм во имя прп. Сергия Радонежского (сохр.).

Михайловский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь. Фотография. Нач. XX в.
Михайловский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь. Фотография. Нач. XX в.

Михайловский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь. Фотография. Нач. XX в.

К нач. ХIХ в. обитель пришла в упадок. Вслед. весенних паводков случались оползни совсем близко от Покровского собора и др. строений пустыни. 18 июня 1812 г. игум. Евпраксия писала в Рязанскую консисторию о том, что Предтеченская ц. обветшала и требует ремонта, а Никольская ц. лет «6 тому назад, от подмытия берега полою водою обвалилась с монастырскою оградою» и теперь колокольни «у них не имеется». Она просила исходатайствовать у Синода необходимую сумму на ремонт, но деньги так и не были выделены. Сохранилось дело «О переносе Покровского пустынского девичьего монастыря на новое место около г. Михайлова» (ГАРО), в к-ром значится, что, узнав о нуждах мон-ря, представители купеческого и мещанского сословий г. Михайлова просили перенести обитель «на прилегающее к г. Михайлову место… называемое Чёрная гора, состоящее близ самой кладбищенской церкви». Прошение было утверждено Михайловской городской думой. При этом предполагалось оставить «навсегда церковь каменную, с приделом, недавно устроенную», с тем чтобы совершать «всегдашнее в ней священнослужение и поминовение по умершим предкам... покоящимся на кладбище»; пашенную землю 39 дес. (более 42 га) отдать обители «впредь до того времени, пока» она будет существовать «на означенном месте». Сверх того жители Михайлова обещали постоянно прикладывать «усилия» к приведению этого «святого места во всевозможное совершенство». Высочайшим повелением от 18 июня 1819 г. «за неудобностию места» пустынь была упразднена, а насельницы в нач. сент. 1819 г. переведены в Михайлов, на место, называвшееся Чёрная гора. Постройки Аграфениной пуст. не сохранились. 24 июля 1819 г. из Рязанской духовной консистории на имя игум. Евсевии (Хлебосоловой) с сестрами пришел указ Синода о разрешении перенести мон-рь на Чёрную гору. На новом месте были построены 2 деревянных сестринских корпуса. Богослужения сначала совершались в кладбищенской ц. в честь Обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (1808) (ГАРО. Ф. 627. Оп. 77. Д. 211. Л. 1-34). Ок. 1820 г. был заложен каменный 5-главый 2-этажный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1830 г. освящен нижний соборный храм во имя Софии Премудрости Божией с правым приделом во имя св. Иоанна Предтечи (1832) и левым - во имя свт. Николая Чудотворца (1848). В 1836 г. был освящен верхний Покровский храм. Стенная роспись выполнена живописцем П. Шубниковым. В пристройке, примыкавшей к собору, в 1879 г. освятили придельный храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Здесь хранился этот образ, почитавшийся чудотворным (перенесен из Аграфениной пуст.; украшен драгоценными камнями, золотом и серебром - пожертвованиями от прихожан, получивших помощь по молитвам перед иконой). В М. м. почиталась и Смоленская икона Божией Матери (XVII в.), также принесенная из Аграфениной пуст.

В течение 20 лет (до лета 1841) велось строительство каменной ограды с колокольней высотой 26 м над св. воротами. По периметру ограды в 2-3 ряда стояли деревянные домики-кельи для насельниц; близ въездных сев. ворот - игуменский корпус с надворными постройками. Со временем в мон-ре была открыта небольшая школа-приют для девочек-сирот из духовного сословия, в которой воспитывали буд. монастырских послушниц. За оградой размещалась деревянная гостиница, с сев. стороны - обширный сад, граничивший с полем; в самом сухом месте поля устроили ригу с хорошо утрамбованным током, куда в косовицу подвозили на телегах снопы зерновых и обмолачивали их цепами. В сев.-зап. стороне от ограды располагался хутор Поповка с неск. усадьбами клириков мон-ря. На зап. склоне Чёрной горы был устроен небольшой пруд для разведения рыбы.

В М. м. подолгу жили подвижники благочестия, к-рые своей духовно-нравственной жизнью были примером для сестер обители: старец иерей Феофилакт (1779-1841) и старица Евдокия (1830-1890). С. А. Нилус писал о Феофилакте: «...за лютые скорби, за смирение чистого сердца, за веру, не ведавшую сомнения, благодатию Христовой отверзлись духовные очи праведника, сообщились одинокому сердцу дары благодатных утешений» (Нилус С. А. Голос веры из мира торжествующего неверия. СПб., 1997. С. 139). Иерей Феофилакт предсказал перенесение обители на Чёрную гору задолго до того, как это совершилось. По его просьбе некий иконописец создал образ Божией Матери «Взыскание погибших», к-рый старец хранил в своей келье в с. Новопанском Михайловского у. Рязанской губ. Свящ. Феофилакт завещал после его смерти перенести эту икону в мон-рь на Чёрной горе. Первоначально образ поместили на столбе в Никольском приделе Покровского собора; впосл., когда при игум. Раисе (Ураевой) был выстроен придел в честь этого образа, икону перенесли туда. О чудотворениях, происходивших по молитвам перед иконой, игум. Раиса свидетельствовала в письме от 12 марта 1866 г. свящ. Михаилу Путинцеву: «Божья Матерь через Свою святую икону непрестанно исцеляет больных, устраивает девиц очень счастливо. И вся благая подает всем верующим». (К 2017 местонахождение иконы неизв.)

Во второклассном мон-ре в соответствии с клировыми ведомостями 1914 г. числилось 306 насельниц, в т. ч. 17 монахинь; в 1916 г.- 17 монахинь, 129 указных послушниц, 158 белиц (ГАРО. Ф. 627. Оп. 161-177. Д. 76).

Собор Покрова Пресв. Богородицы. 2005–2015 гг. Фотография. 2015 г.
Собор Покрова Пресв. Богородицы. 2005–2015 гг. Фотография. 2015 г.

Собор Покрова Пресв. Богородицы. 2005–2015 гг. Фотография. 2015 г.
В 1919 г., в год 100-летия пребывания М. м. на Михайловской земле, мон-рь был закрыт, в 20-х гг. XX в. состоялось изъятие церковных ценностей, имущество было частично конфисковано, частично разграблено, бо́льшая часть строений опечатана. После офиц. упразднения М. м. сестрам удалось создать хозяйственную артель, т. о. они смогли сохранить монастырский уставной порядок жизни. Артель просуществовала до кон. 20-х гг. XX в. Лишившись всех средств к существованию, сестры зарабатывали на жизнь рукоделием: стегали одеяла, плели мерное кружево, вышивали бисером, украшали иконы фольгой, изготавливали восковые цветы и выполняли мн. др. виды работ. Богослужения совершались в кладбищенском храме Воскресения словущего, последним клириком которого был прот. Василий Лебедев. Во 2-й пол. 20-х гг. XX в. участились нападения на артель и на сестер; прот. Василий переселился с семьей в Михайлов, вскоре и насельницы покинули обитель. Монастырские постройки разграблялись. В 30-50-х гг. XX в. на территории М. м., переданной колхозу им. В. И. Чапаева, содержались стада свиней и овец, в Покровском соборе находился продуктовый склад (на нижний этаж ссыпали зерно, на верхнем - хранили мед и др. продукты). В начале Великой Отечественной войны г. Михайлов был на короткое время оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, 6 дек. 1941 г. освобожден. Осенью 1954 г. Покровский собор взорвали, уничтожили кладбищенскую Воскресенскую ц. Во 2-й пол. 50-х гг. XX в. колхоз на месте бывш. мон-ря распался.

1 июля 1999 г., в праздник в честь Боголюбской иконы Божией Матери, впервые за 70 лет на территории мон-ря было совершено всенощное бдение. Тогда же был поставлен сруб, из к-рого предполагали сделать небольшой храм. Осенью 1999 г. старшей сестрой возрождающейся обители была назначена мон. Феодорита (Маркова; впосл. игумения Мологского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря); духовником утвержден иером. Серафим (Масляев; ныне игумен). В 1999 г., в праздник Покрова Пресв. Богородицы, архиеп. Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) освятил храм-часовню в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», построенную на пожертвования жителей Михайлова.

19 апр. 2000 г. настоятельницей была назначена мон. Сергия (Масляева; с 2007 игумения), бывш. насельница Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря. В мае 2001 г. было совершено освящение деревянного храма в честь Покрова Пресв. Богородицы, стали совершать ежедневные богослужения, состоялся 1-й иноческий постриг послушниц. Вскоре была возведена храмовая колокольня. 2 июля 2005 г. архиеп. Рязанский и Касимовский Павел (Пономарёв) освятил закладной камень в основании соборного храма Покрова Пресв. Богородицы. К 2013 г. на предварительно раскрытом и расчищенном фундаменте собора XIX в., взорванного в 1954 г., возвели каменный собор в прежних архитектурных формах (научная реконструкция выполнена по архивным материалам и фотографиям). На месте бывш. притвора выстроена 5-ярусная колокольня. В окт. 2011 г. для нее были приобретены 10 колоколов, к-рые в праздник Покрова Пресв. Богородицы освятил митр. Рязанский и Михайловский Павел. Внутри собора проведены отделочные работы и расписаны стены. 6 сент. 2015 г. митр. Рязанский и Михайловский Вениамин (Зарицкий) совершил чин великого освящения нижнего храма Покровского собора - во имя Софии Премудрости Божией. Вокруг мон-ря возведена каменная ограда, в центре восточной стены устроены св. ворота с надвратной ц. во имя ап. Иоанна Богослова. В М. м. имеются просфорня, пекарня, хозяйственные постройки, скотный двор, огород.

К янв. 2017 г. в М. м. проживали настоятельница игум. Сергия (Масляева), 17 насельниц, 3 клирика.

Арх.: Арх. Рязанского ЕУ. Д. Михайловский Покровский жен. мон-рь; ГАРО. Ф. 627. Оп. 1. Д. 1а. Л. 135 об.; Оп. 1. Д. 31. Л. 1; Д. 338. Св. 31 (1741); Оп. 2-14. Д. 80. Св. 59. Л. 1; Оп. 4. Д. 40. Св. 19. Л. 2-2 об.; Оп. 10. Д. 80. Л. 7-7 об.; Оп. 53. Д. 129. Л. 26-27 (1795); Оп. 58. Д. 30. Св. 6. Л. 70; Оп. 62. Д. 245. Л. 30-32 (1803); Оп. 77. Д. 211. Л. 1-34 (1818); Оп. 108. Д. 55. Л. 105-108 (1847); Оп. 114. Д. 63. Св. 1979. Л. 20, 23, 32; Оп. 148-160. Д. 10. Св. 2109. Л. 3-9; Оп. 161-177. Клировые вед. за 1916 г. Д. 76; Оп. 236. Д. 767. Св. 52; Оп. 240. Д. 87. Л. 420, 424 (1913); Ф-1033. Д. 664. Л. 10 (1919); Ф. Р-497. Оп. 1. Д. 12. Л. 107-110, 163, 308; Ф. Р-3482. Оп. 1. Д. 168. Л. 474 (1927); Ф. Р-6788. Оп. 1. Д. 694. Л. 1-10.
Ист.: ПСРЛ. 1913. Т. 18. С. 271; ПСРЛ. СПб., 1910. С. 352; Писцовые книги Рязанского края XVI-XVII вв. Рязань, 1997. Т. 1. Вып. 2. С. 303-305; Симеоновская летопись. Рязань, 1997. С. 364; Львовская летопись. Рязань, 1999. С. 456; Указы Ея имп. величества за 1764 г. // Научно-справ. б-ка ГАРО. С. 78.
Лит.: Воздвиженский Т. Д. Аграфенинский Покровский, или Аграфенина пуст. // Он же. Ист. обозрение Рязанской иерархии. М., 1820. С. 311-313; Иловайский Д. И. История Рязанского княжества. М., 1858; Баранович М. С. Рязанская губ. СПб., 1860. С. 537, 538. (Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба; Т. 19)); Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших мон-рей. СПб., 1876. С. 85, 236; Добролюбов И., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных. Зарайск, 1884. Т. 1. С. 116-121, 298-299; Число крестьянских дворов, состоявших за мон-рями Рязанской епархии в 1700 г. // Тр. Рязанской УАК. 1887. № 4. С. 86; Михайловский Покровский жен. мон-рь: История устроения мон-ря. Рязань, 1891; Михайловский Покровский жен. мон-рь // Рязанские ЕВ. 1891. № 6. С. 277-285; № 7. С. 322-328; № 8-9. С. 409-415; № 11. С. 509-514; № 12. С. 551-559; Головщиков К. Д. Духовные деятели Рязанского края: (Агриппина - основательница Аграфенинского Покровского мон-ря) // Там же. 1897. № 2. С. 63-64; Дмитрев А. Церковь и крестьянство на Руси. М., 1931. С. 29; Памятники рус. письменности XV-XVI вв.: Рязанский край. М., 1978. С. 17-18, 22-23, 95-98; Дёгтев Ю. А. Рязань православная. Рязань, 1993. С. 63; «И были полки Ольговы…» / Сост.: А. И. Цепков. Рязань, 1994. С. 278; Кулиничин Н. Аграфенина пуст. // Переяславль. Рязань, 1995. Кн. 4; Рязанская энциклопедия. Рязань, 1995. С. 32; Под покровом Владычицы: История возникновения и существования Покровского жен. мон-ря г. Михайлова Рязанской обл. Рязань, 2006.
Мон. Мелетия (Панкова)
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Рязанская митрополия Русской Православной Церкви Михайловский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь (Рязанской епархии Рязанской митрополии)
См.также:
АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской епархии)
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АГРАФЕНИНА РЯЗАНСКАЯ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в 14,5 км к сев. от Рязани
АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Воронежской и Липецкой епархии
АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Алатырской и Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви
АЛЕКСАНДРИНСКИЙ КОШЛОУШСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Казанской епархии