Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ЦЕРКОВЬ (СВИРСКАЯ) В СМОЛЕНСКЕ
Т. 46, С. 64-65 опубликовано: 11 октября 2021г.


МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ЦЕРКОВЬ (СВИРСКАЯ) В СМОЛЕНСКЕ

Церковь арх. Михаила. 1180–1194 гг.
Церковь арх. Михаила. 1180–1194 гг.

Церковь арх. Михаила. 1180–1194 гг.
памятник смоленского церковного зодчества XII в. Построена в период правления кн. Давида Ростиславича (1180-1197) в его загородной резиденции на зап. окраине Смоленска, на левом берегу Днепра близ впадения Смядыни (совр. адрес: Парковая ул., д. 2а). В Ипатьевской летописи под 1197 г. в похвальном слове усопшему князю говорится, что он «по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княжении своем, такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея, иконы златомь и серебромь и жемчугомь и камениемь драгим украшены, и всею благодатью исполнены» (ПСРЛ. Т. 2. С. 703-704). Сведения о том, что к моменту смерти кн. Давида храм был не только возведен, но и роскошно украшен, позволили исследователям уточнить датировку строительства 1180-1194 гг. (Воронин, Рапопорт. 1979. С. 372). С кон. XV в. при церкви существовал мон-рь (Трофимовский. 1864. С. 214), в документах 1609 г., освещающих период осады Смоленска польским кор. Сигизмундом III, он упоминается среди обителей, где остановились вражеские войска (АИ. 1841. Т. 2. С. 318. № 266). На гравюре В. Гондиуса 1634-1636 гг. церковь изображена без главы, ее барабан покрыт растительностью. В документах кон. XVIII в. упоминается устроенный в диаконнике придел во имя прп. Алексия, человека Божия, святого покровителя царя Алексея Михайловича, т. о., вероятно, церковь была возобновлена и перестроена в период его правления, после взятия рус. войсками Смоленска в 1564 г., однако мон-рь при этом возобновлен не был. Известно, что в кон. XIX в. существовал антиминс, выданный в нояб. 1713 г. Смоленским митр. Сильвестром для освящения ц. в честь чуда архистратига Михаила; освящение состоялось после завершения масштабных ремонтных работ. В 1733 г. на месте жертвенника был устроен придел во имя прп. Александра Свирского, благодаря чему сама церковь получила название Свирской. В 1833 г. к церкви с запада был пристроен придел во имя князей Бориса и Глеба. Во время Отечественной войны 1812 г. близ церкви располагалась франц. батарея, здание пострадало от артиллерийского огня и было разграблено. После восстановления церкви Александро-Свирский придел был переосвящен во имя блгв. кн. Александра Невского - святого покровителя имп. Александра I. В 30-х гг. XX в. богослужения были прекращены. В 1990 г. церковь была передана Смоленской епархии, освящена в 1994 г.

Архитектура

Церковь арх. Михаила. Фотография. Нач. ХХ в.
Церковь арх. Михаила. Фотография. Нач. ХХ в.

Церковь арх. Михаила. Фотография. Нач. ХХ в.
В архитектурном плане М. а. ц.- самый яркий и лучше всего сохранившийся памятник, являющийся примером направления в древнерус. церковном зодчестве, возникшего в кон. XII в. Если более ранние памятники Смоленска, такие как церкви ап. Иоанна Богослова и апостолов Петра и Павла, относятся к киевской архитектурной школе, то М. а. ц. представляет новый тип храма - центрическую столпообразную церковь с 3 притворами и 3-лопастным завершением фасадов, вертикальная динамика объемов к-рой подчеркнута элементами декора. Этот тип, возникший в полоцком зодчестве XII в., получил развитие в храмоздательстве Смоленска и попал в Вел. Новгород (ц. св. Параскевы на Торгу, 1207) и Рязань (Спасский собор в Ст. Рязани, кон. XII в.). Генезис типа связан с проникновением в строительство зап. княжеств элементов романо-готической архитектуры и «стиля 1200 года» (рукава трансепта оформлены дополнительными апсидиолами, прямоугольные боковые апсиды, внутристенные обходы, подчеркнутый вертикализм, пучковые пилястры и др.).

Церковь арх. Михаила. Реконструкция П. Д. Барановского
Церковь арх. Михаила. Реконструкция П. Д. Барановского

Церковь арх. Михаила. Реконструкция П. Д. Барановского
Церковь представляет собой крестово-купольный 4-столпный одноглавый 3-апсидный храм (размер без притворов 23,6×16,3 м). Для него характерна динамичная пирамидальная композиция, составленная из симметричных в плане объемов: к центральному четверику с 3 сторон по осям здания примыкают равновеликие притворы. С востока притворам соответствует полуциркульная центральная апсида, объем к-рой контрастирует с пониженными боковыми апсидами, имеющими снаружи прямоугольный абрис при полукруглом внутреннем. Т. о., общий план церкви приближен к равноконечному кресту и имеет ярко выраженный центрический характер. По результатам археологических раскопок у сев. и юж. притворов были выявлены остатки небольших полуциркульных апсидиол, не имевших алтарей, но создававших дополнительный нижний ярус в сложной объемно-пространственной композиции. Храм имеет 3 яруса окон. Барабан поставлен на квадратный пьедестал.

Характерным архитектурным элементом храма было 3-лопастное завершение фасадов. На фасадах устремленность композиции вверх подчеркивало обилие вертикальных членений - пучковых лопаток сложного профиля с тонкой полуколонкой по центру. Основной объем был декорирован аркатурным поясом, а фасады притворов украшены киотами над входами, декоративными нишами и крестами. Первоначально стены церкви были оштукатурены.

Внутреннее пространство отличалось цельностью и преобладанием вертикали. Притворы были полностью открыты внутрь храма и разделены на 2 яруса, в нижнем помещались приделы, в верхнем - хоры (ныне деление сохр. только в зап. притворе). В зап. стене первоначально существовали проходы, соединявшие хоры всех 3 притворов.

Основной массив стен, столбы, подпружные арки и барабан сложены из плинфы, при этом чередуются порядковая кладка и кладка с утопленным рядом. В нач. XVIII в. при перестройке верхняя часть церкви была переложена и получила скатное покрытие (при сохранении подпружных арок и частично барабана), в стенах притворов прорезаны крупные 8-гранные окна, сбиты центральные полуколонки пучковых лопаток, сломаны апсидиолы приделов. В посл. четв. XVIII в. при церковном старосте купце В. Г. Хлебникове вокруг храма была сооружена кирпичная ограда (ныне разобрана) с надвратной колокольней (1780). В кон. XVIII - нач. XIX в. были также образованы круглые окна по центру стен основного объема храма над уровнем притворов.

В 1964 г. по проекту П. Д. Барановского было выполнено кровельное покрытие, выдержанное в формах, характерных для XVIII в. Научная реставрация фасадов и интерьера по проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е. Каменевой проводилась с 1978 г. до нач. 90-х гг. XX в., частично воссозданы элементы архитектуры XII в., напр. оригинальные окна.

Живопись

Храм был первоначально расписан в кон. XII в. (?). Живопись покрывала стены, своды, оконные откосы, имелась также в киотах на фасадах, однако утраты столь велики, что реконструировать систему росписи невозможно. Сохранились лишь нек-рые фрагменты орнамента и часть многофигурной сцены на сев. стене сев. притвора. В. Г. Брюсова предположила, что здесь могла размещаться ктиторская композиция с изображением семейства кн. Давида Ростиславича (Брюсова. 1967. С. 88), однако эта гипотеза была опровергнута Н. Н. Ворониным (Воронин. 1977. С. 133). Роспись XII в. имеет 2 слоя записи, относящихся к XVIII в. и к 1837 г. (также сохр. фрагментарно). По стилю и технике исполнения древняя живопись близка к фрескам Вел. Новгорода и Владимира 2-й пол. XII в., в ней заметно использование темперы по фресковой основе, характерное и для др. памятников Смоленска.

Лит.: Трофимовский Н. В. Ист.-стат. описание Смоленской еп. СПб., 1864. С. 213-217 (переизд.: Смоленск, 2013); Писарев С. П. Княжеская местность и храм князей в Смоленске. Смоленск, 1894; Брунов Н. И. Извлечение из предв. отчета о командировке в Полоцк, Витебск и Смоленск в сент. 1923 г. М., 1926; Алешковский М. X., Подьяпольский С. С. Новые данные о церкви Михаила-архангела в Смоленске // Сов. Арх. 1964. № 2. С. 231-236; Каргер М. К. Зодчество древнего Смоленска ХII-ХIII вв. Л., 1964; Брюсова В. Г. Вновь открытые фрески ц. Архангела Михаила в Смоленске // Культура и искусство Др. Руси. Л., 1967. С. 82-89; Воронин Н. Н. Смоленская живопись XII-XIII вв. М., 1977; Подъяпольский С. С. Церковь архангела Михаила // Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII-XIII вв. Л., 1979. С. 163-195; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982; Каменева Т. Е., Подъяпольский С. С. Реставрация ц. Михаила Архангела в Смоленске: Предв. итоги // Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 2001. Вып. 4. С. 44-55; СПАМИР: Смоленская обл. М., 2001. С. 11, 248-250; Беляев Л. А. Романо-готический след в строительстве зап. городов Руси (сер. XII - 1-я треть XIII в.) // История: Дар и долг: Юбил. сб. в честь А. В. Назаренко. М., 2010. С. 12-24.
А. А. Климкова
Ключевые слова:
Церковная архитектура. Храмы (Россия) Михаила Архангела церковь (Свирская) в Смоленске, памятник смоленского церковного зодчества XII в.
См.также:
АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, на правом берегу р. Волхов
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома
БЕСЕДЫ с. в Московском у., с ц. в честь Рождества Христова
БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ В ЧЕРНИГОВЕ XII в.