Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИХАИЛ ХОНИАТ
Т. 46, С. 29-31 опубликовано: 6 октября 2021г.


МИХАИЛ ХОНИАТ

[Греч. Μιχαὴλ Χωνιάτης] (ок. 1138, Хоны, М. Азия, близ совр. г. Хоназ, Турция - 1222, мон-рь Иоанна Предтечи близ Водоницы (ныне Менденица, Греция)), свт. (пам. 4 июля), митр. Афинский (с 1182; в изгнании с 1205), визант. писатель; старший брат историка Никиты Хониата. В лит-ре ему приписывалось фамильное имя Акоминат (᾿Ακομινάτος), к-рое, как показал Г. Штадтмюллер (Stadtmüller. 1934. S. 274-278), является результатом ошибки в написании и не встречается в средневек. текстах. Основным источником для реконструкции биографии М. Х. служат его сочинения, в основном обширная переписка. Упоминания о нем содержатся также в «Истории» Никиты Хониата и в письмах др. визант. интеллектуалов кон. XII - нач. XIII в.

М. Х. род. в г. Хоны. Год его рождения восстанавливается на основании упоминания о возрасте М. Х., которое содержится в одном из его поздних писем (Ibid. S. 138). Он был старшим ребенком в многодетной семье. Получил начальное образование под рук. Никиты, митрополита г. Хоны, после чего был направлен отцом в К-поль для дальнейшего обучения. Поступил в столичную патриаршую школу, где учился у свт. Евстафия (впосл. митрополит Фессалоникийский) и сблизился с др. интеллектуалами его круга, в т. ч. с Евфимием Малаки, митрополитом Нов. Патр. В Патриаршество Михаила III Анхиала (1170-1178) или Феодосия I Ворадиота (1179-1183) стал помощником секретаря (ὑπογραμματεύς) патриаршей канцелярии. В апр. 1182 г. был свидетелем переворота в К-поле, приведшего к власти имп. Андроника I Комнина, а также последовавшей за этим событием резни латинян. Не позднее сент. 1182 г. М. Х. был рукоположен во епископа и возведен на митрополичью кафедру Афин. В приветственных речах в честь преторов Никифора Просуха и Димитрия Дрими, к-рые были направлены в Аттику имп. Андроником I, М. Х. прославлял нового императора за его мужество, справедливость и благочестие. Трудно сказать, насколько искренними были эти похвалы, поскольку в речах и письмах М. Х., написанных после свержения Андроника I в сент. 1185 г., содержится столь же горячее обличение его тиранического правления.

Свт. Михаил Хониат, митр. Афинский. Роспись в алтаре ц. св. Петра, Каливия-Торику. 2-я четв. XIII в.
Свт. Михаил Хониат, митр. Афинский. Роспись в алтаре ц. св. Петра, Каливия-Торику. 2-я четв. XIII в.

Свт. Михаил Хониат, митр. Афинский. Роспись в алтаре ц. св. Петра, Каливия-Торику. 2-я четв. XIII в.
М. Х. в основном проводил время в своей епархии. Известно лишь о 2 его поездках в К-поль (1185 и 1202-1203). В письмах друзьям М. Х. ярко описывает «варварский» характер провинциальной жизни, скорбя об утрате привычного круга общения. Тем не менее со временем в Афинах сложился круг учеников М. Х., к числу к-рых принадлежали его племянники Георгий, Михаил и Никита, а также секретарь Афинской митрополии Георгий Вардан (впосл. митрополит Керкирский). Несмотря на отдельные конфликты, М. Х., систематически выступавший защитником своей паствы перед лицом имп. чиновников, по всей видимости, смог добиться ее расположения (Angold. 1995. P. 198). В 1202-1204 гг. он сумел отстоять афинский Акрополь от нападения архонта Навплия Льва Сгура, который, воспользовавшись общим кризисом визант. гос-ва, провозгласил себя независимым правителем. Тем не менее в кон. 1204 г. М. Х. вынужден был передать город подошедшим отрядам крестоносцев во главе с Бонифацием Монферратским, а сам удалился в изгнание (впосл. в Афинах было учреждено лат. архиеп-ство).

В течение 1205 г. М. Х. посетил Фессалонику, где встретился с неким кардиналом (предположительно с Бенедиктом, кардиналом-пресвитером рим. ц. св. Сусанны, к-рый в 1205 г. находился в греч. землях в качестве легата Римского папы Иннокентия III (см.: Stadtmüller. 1934. S. 184; Κολόβου. 1999. Σ. 17)), а также ряд городов на о-ве Эвбея. Спустя нек-рое время М. Х. поселился на о-ве Кеос (ныне Кея) и провел там 12 лет, продолжая поддерживать связи с греч. духовенством Афинской епархии. В 1208 г., ссылаясь на старческую немощь и привязанность к Афинам, М. Х. отклонил предложение никейского имп. Феодора I Ласкаря (1208-1221) и своего друга Михаила IV Авториана, патриарха К-польского (1208-1213/14), принять попечение о вдовствующей кафедре Наксоса. При этом в своих письмах М. Х. прославляет Ласкаря как богоизбранного царя, с чьим именем связана надежда на освобождение ромеев от лат. тирании. В 1217 г., разуверившись в своей полезности для прежней паствы, переправился на о-в Эвбея, а затем в Фессалию, откуда планировал продолжить путь в Эпир (см. ст. Эпирское княжество), правитель к-рого Феодор Ангел Комнин Дука обещал ему свое гостеприимство. Поездка М. Х., однако, вызвала подозрение лат. властей, предполагавших, что Феодор Дука сможет использовать престарелого митрополита, чтобы увеличить свое влияние на греческие земли. По этой причине М. Х. был вынужден остановиться в монастыре Иоанна Предтечи близ Водоницы, где и пребывал до своей смерти в 1222 г.

Сохранилась речь на смерть (см. ст. Монодия) М. Х., составленная одним из его племянников и произнесенная в Афинах в присутствии паствы митрополита. О посмертном почитании М. Х. в Аттике свидетельствуют 2 фрески с изображением Афинского архипастыря по имени Михаил, относящиеся ко 2-й четв. XIII в.: в алтаре ц. св. Петра (г. Каливия-Торику, Вост. Аттика) и в ц. св. Спиридона, составляющей часть пещерного комплекса Давелис. Последняя роспись, хуже сохранившаяся, в наст. время снята со стены и хранится в Византийском музее в Афинах. В кодексе 322 (956) мон-ря Ватопед, содержащем список Иерусалимского устава, М. Х. упомянут как святой с днем памяти 4 июля; А. А. Дмитриевский относил эту рукопись к XIV в. (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 133, 754). Новую службу в честь М. Х. составил в 2005 г. гимнограф Александрийской Православной Церкви Х. Бусьяс.

Писательское наследие М. Х. состоит из произведений неск. жанров. Среди его риторических сочинений наиболее известны приветственные речи в честь имп. чиновников, в разное время посещавших Аттику, и монодии. К речам примыкают церковные проповеди, произнесенные в период архиерейского служения М. Х. в Афинах: гомилии на Крестопоклонную неделю (BHG, N 420m), на неделю Ваий, на погребение Господа Иисуса Христа, в честь сщмч. Леонида, еп. Афинского (Ibid, N 984), фрагмент гомилии в честь прп. Мартиниана Кесарийского (BHG, N 1180), а также значительное по объему собрание огласительных поучений (по номерам известны 26, из которых полностью или частично сохранились 23).

Эпистолярный корпус М. Х. включает 181 письмо, в числе адресатов - визант. интеллектуалы кон. XII - нач. XIII в., настоятели мон-рей, высшие сановники Византийской империи, а после 1204 г. - Никейской империи и Эпирского княжества. Имеется небольшая подборка поэтических произведений, написанных двенадцатисложником, или гекзаметром. Особое место занимает Прошение (῾Υπομνησικον, что буквально означает «напоминание», «меморандум») на имя Алексея III Ангела, составленное в 1198 г. и содержащее просьбу об избавлении от экстраординарных повинностей, грозящих Аттике разорением, а также т. н. Олицетворение (Προσωποποιΐα), где представлен спор человеческой души с телом перед лицом судей (первоначально опубликовано под именем свт. Григория Паламы).

Сочинениям М. Х. свойствен высокий риторический стиль, характерный в целом для авторов круга Евстафия Фессалоникийского. Речи и письма М. Х. являются ценным источником, позволяющим характеризовать состояние визант. провинции накануне лат. завоевания и непосредственно после него. В то же время вопрос о степени объективности представленной в них картины всеобщего упадка, разорения и бедности остается дискуссионным, поскольку археологические данные скорее дают основание говорить об экономическом росте в визант. Аттике в XII в. (Kazanaki-Lappa. 2002. P. 644-645; Μπούρας. 2010. Σ. 246). Проповеди М. Х. не отличаются оригинальностью содержания и, как правило, посвящены духовно-нравственным наставлениям, основанным на текстах Свящ. Писания и святоотеческих творениях. При этом автор не упускает случая подкрепить свою мысль заимствованиями из античной лит-ры. М. Х. также проявляет интерес к христ. антропологии и аскетике, а в нек-рых гомилиях обращается и к сюжетам из окружающей жизни, стараясь избегать, однако, конкретных деталей.

Соч.: Προσωποποιΐα // PG. 150. Col. 1347-1372; Μιχαὴλ ᾿Ακομινάτου τοῦ Χωνιάτου καὶ Γεωργίου Βούρτζου μητρ. ᾿Αθηνῶν Λόγοι, νῦν πρῶτον ἐκδιδόμενοι ἐκ χειρογράφου τῆς ἐν Χαλκῇ μονῆς τῆς Θεοτόκου. ᾿Αθήναι, 1882; Μιχαὴλ ᾿Ακομινάτου τοῦ Χωνιάτου Τὰ Σωζόμηνα / ᾿Εκδ. Σ. Λάμπρος. ᾿Αθήναι, 1879-1880. 2 τ.; Michaelis Choniatae Epistulae / Rec. F. Kolovou. B.; N. Y., 2001. (CFHB; 41); Арсений (Иващенко), еп. Четыре неизданные беседы Михаила Акомината, митр. Афинского. Новг., 1901.
Лит.: Сонни А. Михаил Акоминат - автор «Олицетворения», приписываемого Григорию Паламе // Визант. обозр. Юрьев, 1915. Т. 1. С. 104-109; Δυοβουνιώτης Κ. Αἱ ἀνέκδοτοι κατηχήσεις τοῦ μετροπολίτου ᾿Αθηνῶν Μιχαὴλ ᾿Ακομινάτου // Πρακτικὰ τῆς ᾿Ακαδημίας ᾿Αθηνῶν. 1928. Τ. 3. Σ. 296-315; Stadtmüller G. Michael Choniates, Metropolit von Athen (ca. 1138 - ca. 1222) // OrChr. 1934. Vol. 33/2. N 91. P. 125-324; ᾿Ορλάνδος Α. ῾Η Προσωπογραφία Μιχαὴλ τοῦ Χωνιάτου // ΕΕΒΣ. 1951. Τ. 21. Σ. 210-214; Hill I. C. A Medieval Humanist Michael Acominatos. N. Y., 1973; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 216-229, 235-236; Чичуров И. С. К вопросу о рукописной традиции поучений Михаила Хониата // Texte und Textkritik: Eine Aufsatzsammlung. B., 1987. S. 573-579; ODB. Vol. 1. P. 427-428; Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081-1261. Camb., 1995. P. 197-212; Κολόβου Θ. Μιχαὴλ Χωνιάτης̇ Συμβολὴ στὴ μελέτη τοῦ βίου καὶ τοῦ ἔργου̇ Τὸ corpus τῶν ἐπιστολῶν. ᾿Αθήναι, 1999; Kazanaki-Lappa M. Medieval Athens // The Economic History of Byzantium: From the VIIth through the XVth Cent. / Ed. A. E. Laiou. Wash., 2002. Vol. 2. P. 639-646; Крюков А. М. Античные реминисценции в контексте гомилий Михаила Хониата // Κανίσκιον: Юб. сб. в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова / Отв. ред.: М. В. Грацианский, П. В. Кузенков. М., 2006. С. 205-217; он же. Образованный проповедник на провинциальной кафедре: к вопросу об аудитории огласительных поучений Михаила Хониата // ВВ. 2008. Т. 67(92). С. 76-88; он же. Ученая традиция и провинциальные реалии в гомилиях митр. Афинского Михаила Хониата (1182-1205): Дис. М., 2015.
А. М. Крюков
Ключевые слова:
Святые Греческих Православных Церквей Митрополиты Константинопольской Православной Церкви Писатели византийские Михаил Хониат (ок. 1138 - 1222), святитель (пам. 4 июля), митрополит Афинский (с 1182; в изгнании с 1205), византийский писатель
См.также:
ИОАНН МАВРОПОД (после 1000? - после 1081?), свт. (пам. греч. 5 окт.), митр. Евхаитский, визант. писатель, интеллектуал
АФАНАСИЙ (1664-1735), митр. Христианупольский, свт. (пам. греч. 17 мая)
ВИССАРИОН (ок. 1490-1540/41), митр. Ларисский, свт. (пам. греч. 15 сент.)
ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.)
ЗАХАРИЯ († 1684), митр. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 30 марта)
ИГНАТИЙ АГАЛЛИАН (ок. 1492 - 1566), прп. (пам. греч. 14 окт.), митр. Мифимнский
ИГНАТИЙ ДИАКОН (ок. 785 - ок. или после 847), митр. Никейский (после 829-843), визант. писатель и поэт
ИОАНН свт. (без дня пам.), митр. Ираклии Понтийской (1295-1328), противник Лионской унии