Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
45, С. 326-327 опубликовано: 30 июля 2021г.


МИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Минский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.
Минский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.

Минский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.

Находился в Минске. Основан в 1872 г. как первоклассный необщежительный. Располагался в зданиях бывшего жен. бенедиктинского мон-ря, закрытого в 1871 г. К XIX в. в бенедиктинской обители находились 2-башенный костел (1633), обращенный алтарем на юг, и пристроенный к зап. стороне нартекса кляштор, представлявший собой небольшой корпус, а также хозяйственные постройки (Слюнькова. 2002. С. 188). Указом Синода в М. м. были переведены сестры Свято-Троицкого мон-ря (упразднен в 1872) с. Вольна Новогрудского у. Минской губ. и пинского Варваринского мон-ря.

После 1872 г. башни костела были разобраны, к нему пристроена шатровая колокольня, над центральным нефом возведен барабан с большим куполом и 4 малыми куполами по бокам. 2 февр. 1874 г. в бывшем костеле был освящен престол в честь Преображения Господня с небольшим приделом на хорах во имя вмц. Варвары (1876). Иконостас для Преображенского собора пожертвовала настоятельница костромского Богоявленско-Анастасиина женского монастыря игум. Мария (Давыдова; 1822-1889). В 1892-1899 гг. собор был капитально перестроен в рус. стиле и 8 нояб. 1899 г. освящен Минским и Туровским еп. Михаилом (Темнорусовым). Среди чтимых святынь в храме находились копия Толгской иконы Божией Матери, присланная из Ярославля, и частица мощей (кость руки) вмц. Варвары.

В М. м. помимо каменного корпуса, в к-ром проживали настоятельница и сестры, имелись 3 деревянных флигеля. К кон. XIX в. на месте обветшавшего флигеля был построен одноэтажный каменный трапезный корпус, в 1894 г. вместо деревянной ограды - каменная.

После открытия М. м. возглавляла бывшая настоятельница пинского Варваринского мон-ря Назарета (Томашевская). С 1874 г. игуменией М. м. была Михаила (Максимова; † 1891), из дворян Тульской губ., постриженица белёвского Крестовоздвиженского мон-ря; с 1882 г.- Аполлинария (Сергеева), из дворян Тверской губ.; с 1884 г.- Елисавета (Шутеева; † 1891); с 1892 г.- Корнилия (Кубенская), из дворян Вологодской губ. До 80-х гг. XIX в. в М. м. сестры из Вольнянского монастыря конфликтовали с насельницами, переехавшими из Варваринской обители, из-за чего игумении Михаила и Аполлинария были вынуждены удалиться на покой. К нач. XX в. в мон-ре проживали 32 монахини и 62 послушницы, к 1908 г.- 20 монахинь и 50 послушниц. Насельницы занимались подготовкой к крещению и переходу в Православие из старообрядчества женщин; мон-рь бесплатно предоставлял им жилье и питание. При М. м. действовали детский приют и школа грамоты, в к-рой обучались 12 девочек на монастырском содержании. Обучение длилось 4 года. Богатая монастырская б-ка была открыта для всех желающих.

М. м. был крупным земельным собственником: владел землями бывш. бенедиктинского мон-ря, частью земель Вольнянского и пинского Богоявленского мон-рей, в т. ч. плацем в г. Пинске с 3 домами («Базилянская горка»), который был продан в 1889 г. Кроме того, в Минске обители принадлежали: 1123 кв. саж. сенокоса около Татарской ул., 1 дес. близ р. Переспа, 7 дес. 621 кв. саж. на Серебрянке, несколько плацев на Лаховке, плац «Добрые Мысли» на Московской ул., 12 дес. земли в урочище Карауловка, 4 дес. 959 кв. саж. земли за Татарским кладбищем, 17 га земли у Черничьего леса, неск. га земли по Виленскому тракту. Обитель владела также 9 дес. земли в г. Слуцке, фольварком Серафиново Минского у., водяной мельницей в с. Гатове Минского у. и 136 дес. рыбных ловель в дер. Багримовичи Мозырского у. От всех владений мон-рь получал ежегодный доход свыше 4 тыс. р. Также М. м. приносили доход имение в с. Вольна и дом на Преображенской ул. Минска. Помещица Орлова-Денисова сделала вклад в М. м. на вечное поминовение на сумму 10 тыс. р. В нач. XX в. обитель получала из казны штатную сумму 3161 р. в год.

В 1-й пол. 20-х гг. XX в. М. м. был закрыт. Нек-рое время при Преображенском храме, в к-ром, вероятно, продолжали совершать богослужения, проживали сестры. После 1924 г. монахини Ангелина (Зон), Евфросиния (Гутор), Елена (Галкина), Евдокия (Лукашевич), Ксения (Лецко), Людмила (Полянская), духовник прот. И. П. Зенюк служили при минской кладбищенской ц. во имя свт. Николая Чудотворца, в 1933-1935 гг. они были арестованы.

В 1925 г. Преображенскую ц. захватила община самочинного обновленческого «митрополита» Даниила Громовенко. Затем храм был закрыт. 17 авг. 1941 г., после оккупации Минска немецко-фашистскими захватчиками, в М. м. собралась монашеская община, в к-рой проживали ок. 12 монахинь и 5 священников. 30 авг. 1942 г. в Преображенском храме под председательством еп. Слуцкого, викария Минской епархии (Белорусской автономной православной Церкви), Филофея (Нарко) открылся «Всебелорусский Православный Собор» (см. Минская епархия). В 1942 г. из минского Музея атеизма в Преображенский храм перенесли мощи мч. Гавриила Белостокского. В июне - июле 1944 г. по поручению архиеп. Филофея мощи мученика были доставлены в Покровский собор г. Гродно.

В 1944 г., после освобождения города Красной Армией, обитель вновь была закрыта. Прот. П. И. Каменцев, служивший в окт. 1943 - апр. 1944 г. в монастырском Преображенском храме, был арестован, скончался в 1945 г. в тюрьме НКВД БССР. В кон. 1944 г. репрессиям подверглись протодиак. Г. Л. Колядюк и казначея Антонина Единович (схим. Серафима). В 60-х гг. XX в. на месте Преображенского храма, к-рый пострадал во время пожара 1944 г., построили здание Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, а на месте монастырского корпуса - кинотеатр «Победа».

Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 72. № 74 [Сведения о мон-рях, общинах и пустынях Минской епархии за 1901 г.].
Лит.: Зверинский. Т. 1. № 389; Хвалебнов А. В. Минский Спасо-Преображенский жен. монастырь. Мн., 1899; Товаров А. В. Памятная книжка Минской епархии на 1901 г. Мн., 1901; он же. Ист.-стат. справочная книжка Минской епархии: Ист.-стат. обзор городов, церквей и приходов Минской епархии. Мн., 1903; он же. Личный состав епарх. управления, епарх. учреждений, духовно-учеб. заведений, мон-рей, духовенства и учащих в церковноприходских школах Минской епархии. Мн., 1904; Денисов. 1908. С. 379; Шибеко З. В., Шибеко С. Ф. Минск: Страницы жизни дореволюционного города. Мн., 1990; Кривонос Ф., свящ. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии: (1918-1951). Киевец, 1996. С. 15-17, 23-24; Чистяков П. А. Минская епархия: (Ист.-стат. описание). Жировичи, 2000. Ркп.; Церкви и приходы Минска: История и современность. Мн., 20012. С. 19-21; Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002; Силова С. В. Крестный путь: Белорусская правосл. Церковь в период нем. оккупации 1941-1944 гг. Мн., 2005; Витебский мартиролог: (1918-1952) / Сост.: свящ. В. Горидовец. Витебск, 2008; Морозько Е. В. Социальная деятельность мон-рей Минской правосл. епархии (2-я пол. XIX в.) // Вучоныя зап. Брэсцкага дзяржаўнага ўн-та, 2012. Вып. 8. Ч. 1. С. 138-145.
Д. Б. К.