Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИНИАТ
45, С. 279-280 опубликовано: 29 июля 2021г.


МИНИАТ

Мч. Миниат Флорентийский, со сценами мученичества. Ок. 1320 г. Худож. Якопо дель Казентино (ц. Сан-Миниато-аль-Монте, Флоренция)
Мч. Миниат Флорентийский, со сценами мученичества. Ок. 1320 г. Худож. Якопо дель Казентино (ц. Сан-Миниато-аль-Монте, Флоренция)

Мч. Миниат Флорентийский, со сценами мученичества. Ок. 1320 г. Худож. Якопо дель Казентино (ц. Сан-Миниато-аль-Монте, Флоренция)

[Мина; лат. Minias] († ок. 250), мч. Флорентийский (пам. зап. 25 окт.). Мученичество М. сохранилось на лат. языке в неск. редакциях (BHL, N 5965-5970) и носит легендарный характер. По мнению болландистов, наиболее ранние версии Мученичества (BHL, N 5965-5966) были составлены ок. сер. X в. (ActaSS. Oct. T. 11. P. 415). Однако Ф. Ланцони предложил др. датировку: более ранние Мученичества написаны до IX-X вв., более поздняя редакция (BHL, N 5968) - после 1000 г. (Lanzoni. Diocesi. P. 574, 576). В нач. XI в. Дрогон, 1-й аббат мон-ря М., по повелению Хильдебранда, еп. Флоренции (1008 - после 1020), переработал более раннее Мученичество М. в соответствии с лит. нормами своего времени. В XV в. Мученичество М. было переведено на итальянский язык (Lamius. 1758. T. 3. P. XLIV-LI).

Иисус Христос, с предстоящими Богоматерью и мч. Миниатом. Мозаика конхи ц. Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции. 1297 г.
Иисус Христос, с предстоящими Богоматерью и мч. Миниатом. Мозаика конхи ц. Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции. 1297 г.

Иисус Христос, с предстоящими Богоматерью и мч. Миниатом. Мозаика конхи ц. Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции. 1297 г.

Согласно Мученичеству (BHL, N 5965), в 1-й год правления нечестивого имп. Деция (249-251) началось жестокое гонение на христиан. Когда Деций приехал во Флоренцию, к нему привели М., которого приближенные императора схватили в пригородном лесу, называемом Елизабот, за то, что он назвал себя христианином. На допросе Деций обвинил М. в том, что он не только сам исповедует Христа, но и др. жителей провинции призывает обратиться в христианскую веру. Святой смело обличил языческое нечестие, за что его отдали на растерзание леопарду. Но после того как М. совершил молитву, дикий зверь испустил дух. Тогда мученика вновь доставили к Децию, который льстивыми обещаниями и угрозами склонял М. принести жертву идолам. Святой остался верен Христу, тогда император приказал растопить печь и бросить в нее нагого, обмазанного маслом М. Ангел Господень явился мученику, укрепил его в вере и предсказал М. скорую мученическую кончину и награду на небесах от Бога. М. возблагодарил Господа, после чего пламя потухло, и воин Христов вышел из печи невредимым. Деций приказал отдать его на съедение свирепому льву. М. осенил животное крестным знамением, после чего лев скончался. Император велел растянуть мученика на дыбе и во время пыток сказал ему, что он признаёт закон Моисея и ветхозаветных пророков, но не верит во Христа. Тогда М. рассказал о чудесах, совершённых Спасителем во время земной жизни. Несмотря на то что многие из слуг Деция поверили рассказанному, мучения М. продолжались: ему вонзили под ногти острые деревянные шипы, сломали пальцы, влили в уши раскаленный свинец и прокололи их железным острием, затем подвесили, привязав к ногам тяжелый камень. Во время этих пыток Спаситель предстал перед М. в образе юного воина и повелел ему оставаться мужественным, что видели слуги императора. Наконец, не зная, каким еще пыткам подвергнуть М., Деций решил привести его в языческий храм и, показав все богатства, хранящиеся там, склонить к вероотступничеству. Однако и это не повлияло на решение М. быть верным Христу до смерти. Тогда император приказал отрубить М. голову. Мученика вывели за город на Флорентийскую гору (ныне гора Сан-Миниато) и казнили 25 окт.

В более поздней редакции Мученичества (BHL, N 5968) говорится, что М. был сыном правителя Армении и с детства воспитывался в христ. вере. Услышав, что имп. Филипп (Филипп I Араб (244-249)) обратился ко Христу под влиянием проповеди Оригена, М. захотел посетить Рим и по пути остановился во Флоренции. В это время Деций, убив Филиппа, пришел к власти и начал преследовать христиан. М. раздал все имущество нищим и с неск. единоверцами стал вести отшельническую жизнь в лесах недалеко от Флоренции. После казни, к-рая в Мученичестве датируется 252 г., М. поднял свою отрубленную голову, дошел, держа ее в руках, до пещеры на горе, где он подвизался, и там почил. Флорентийцы построили на могиле М. базилику в его честь (Сан-Миниато-аль-Монте).

В XIV в. Петр Наталис составил краткое сказание о М. (BHL, N 5970) на основе текста раннего Мученичества и включил его в «Перечень святых», добавив в конце рассказ о том, как свт. Фридиан, еп. Лукки (VI в.), чудесным образом переправился через р. Арно во время половодья, чтобы посетить базилику М. (Petr. Natal. CatSS. IX, 109).

Самое раннее упоминание о мощах М., к-рые покоились в посвященной ему базилике во Флоренции, содержится в грамоте Карла Великого от 786 г. (basilicam praefati martiris Christi Miniatis sitam Florentiae ubi eius venerabile corpus requiescit; MGH. Dipl. Karol. T. 1. P. 210). В более поздних источниках указано, что вместе с останками М. хранились мощи и др. святых, не названных по имени. Так, в грамоте Ламберта Сполетского, кор. Италии, от 21 мая 898 г. отмечено, что мощи М. и еще 9 мучеников находились в церкви М. (I diplomi di Guido e di Lamberto / Ed. L. Schiaparelli // Fonti per la storia d'Italia. R., 1906. Vol. 36. P. 90-91). В дарственной грамоте кор. Италии Беренгария I (889-924) от 25 апр. 899 г. говорится о земельных пожертвованиях, сделанных королем церкви М., «где покоятся мощи восьми святых» (Ughelli F. Italia Sacra. R., 1718. T. 3. Col. 28). Известна также привилегия, дарованная базилике М. в 971 г. имп. Оттоном I (MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 1. P. 546-547). В 1018 г. Хильдебранд, еп. Флоренции, получив одобрение кор. Генриха II (1002-1024), основал бенедиктинский мон-рь и восстановил пришедшую к тому времени в ветхость базилику М. (Ughelli F. Italia Sacra. R., 1718. T. 3. Col. 47). Согласно Мученичеству М., составленному Дрогоном, аббатом мон-ря М., Хильдебранд, заново отстроив базилику, приказал выкопать мощи мученика, в результате чего были обнаружены и другие останки, к-рые епископ посчитал за мощи святых, пострадавших вместе с М. Однако в более ранних редакциях Мученичества нет упоминаний о христианах, претерпевших мученическую кончину вместе с М. О многочисленных мощах, хранящихся в базилике М., упоминается в привилегии папы Римского Пасхалия II от 9 янв. 1110 г. (PL. 163. Col. 266; Jaffé. RPR. N 6256), в привилегии Арденго Тротти, еп. Флоренции, от 10 июля 1246 г. и в более поздних документах (ActaSS. Oct. T. 11. P. 419). В 1256 г. папа Римский Александр IV отдал монастырь монахиням-клариссам, в 1373 г. обитель была возвращена бенедиктинским монахам Оливетанской конгрегации, к-рые владеют аббатством до наст. времени (Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1908. Vol. 3. P. 43-46). В 1667 г. в базилике М. во Флоренции произошло освидетельствование мощей М. и еще 7 мучеников, которые покоились в крипте под главным алтарем храма. Ланцони предположил, что в VI в. на горе св. Миниата существовала базилика, где покоились частицы мощей вмч. Мины, привезенные с Востока, но впосл. они стали почитаться как мощи местночтимого святого (Lanzoni. Diocesi. P. 575-576).

Согласно др. традиции, в 969 или 970 г. мощи М. были перенесены в Мец (Франция) Теодорихом I (Дитрихом), епископом этого города, и положены в ц. св. Винцентия (MGH. SS. T. 4. P. 476; T. 6. P. 351), хотя, возможно, речь идет не о всех мощах, а только об их части.

Впервые память М. под 25 окт. появляется в Мартирологе Узуарда (70-е гг. IX в.; MartUsuard. 1965. P. 329), откуда в 80-х гг. XVI в. ее заимствовал кард. Ц. Бароний и внес в Римский Мартиролог под тем же числом, добавив, что мученик был воином (MartRom. P. 476). В совр. редакции Римского Мартиролога М. также поминается под 25 окт., без указания на то, что мученик служил в войсках (MartRom. (Vat.). P. 557). В средние века почитание М. было широко распространено в Тоскане, где ему было посвящено более 40 церквей. Одной из наиболее известных (помимо ц. Сан-Миниато-аль-Монте) была ц. Сан-Миниато-тра-ле-Торри, согласно преданию, построенная на месте казни мученика. Эта базилика упоминается с 1046 г., она была закрыта в 1785 г. и вскоре разрушена (Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1908. Vol. 3. P. 23).

Ист.: BHL, N 5965-5970; Lamius I. Sanctae ecclesiae Florentinae monumenta. Florentiae, 1758. T. 1. P. 570-572; T. 3. P. XL-LI; ActaSS. Oct. T. 11. P. 415-432.
Лат.: De Passione S. Miniatis a Drogone composita // AnBoll. 1898. T. 17. P. 197-199; Lugano P. S. Miniato a Firenze; Storia e leggenda. Firenze, 1902; Donatelli A. S. Miniato al Monte di Firenze nella storia e nell'arte. Firenze, 1957; Lanzoni. Diocesi. P. 574-576; Amore A. Miniato // BiblSS. T. 9. Col. 493-494.
А. Н. Крюкова
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Мученики Римско-католической Церкви Миниат [Мина] († ок. 250), мученик Флорентийский (пам. зап. 25 окт.)
См.также:
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВГУРИЙ, ИУЛИЙ, ИУЛИАН, ВИНЦЕНТИЙ И ЭКЛОДИЙ мученики Испанские (пам. зап. 21 авг.)
АВГУСТ мч. Италийский (пам. зап. 9 апр.)
АВГУСТИН И ЕГО МАТЬ ФЕЛИЦИТА († ок. 255), мученики (пам. зап. 15 нояб.)
АВГУСТИН, САНКЦИАН, ЕГО СЕСТРА БЕАТА и др. († 273 или 274), мученики Санские (пам. зап. 6 сент.)
АВИТ, КИННАНК, АРТЕМОН, ЕРЕМИТ, АЛИК, КАПИТОН мученики Никомидийские (пам. зап. 23 июня)