Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЕЛИТИНА
44, С. 609-610 опубликовано: 9 июня 2021г.


Содержание

МЕЛИТИНА

Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 42)
Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 42)

Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 42)

(II в.), мц. Маркианопольская (пам. 16 сент.). Свидетельство о М. сохранилось лишь в визант. Синаксарях в виде небольшого сказания, которое, возможно, было составлено на основе утраченного Мученичества. М. жила в г. Маркианополе (Фракия, территория совр. Турции) при имп. Антонине (вероятно, Антонин Пий (138-161)). Она была христианкой, и правитель Маркианополя игемон Антиох принуждал ее отречься от истинной веры. При попытке игемона заставить ее принести жертву языческим богам идолы Геракла и Аполлона рухнули и рассыпались. По ее молитвам Господь сотворил мн. др. чудеса, свидетели к-рых обратились ко Христу. Антиох привел М. к своей жене, надеясь, что та сможет жен. хитростью и лестью переубедить святую, но после беседы с М. жена правителя сама исповедала себя христианкой. После этого игемон приказал обезглавить мученицу, и она предала свой дух Господу.

Тело мученицы оставалось некоторое время непогребенным. Вскоре через Маркианополь возвращался к себе на родину в Македонию некий благочестивый человек по имени Акакий. Он обнаружил останки М. и попросил у игемона разрешения забрать их; тот, не подозревая, что Акакий - христианин, отдал ему честные мощи. Акакий положил их в ковчежец, сел на корабль и отплыл на родину. Однако по пути он скончался. Когда корабль пристал к о-ву Лемнос, местные христиане похоронили у себя честные останки М. и рядом - благочестивого Акакия.

Возможно, легенда о перенесении мощей М. на Лемнос возникла уже на острове, чтобы обосновать почитание некой местной святой. Во всяком случае мощи М., вероятно, находились в К-поле, где ей был посвящен храм в квартале Петрион (ἐν τῷ Πετρίῳ).

По мнению прп. Никодима Святогорца и иером. Макария Симонопетрита, М. отличается от мц. Мелитины (пам. греч. 29 окт.; пам. визант. 29, 30 окт.), тогда как И. Делеэ и Ж. М. Соже склонны к их отождествлению. В Римском Мартирологе память М. помещена под 15 сент. (MartRom. P. 417).

Ист.: SynCP. Col. 49-51; ActaSS. Sent. T. 5. Col. 29-30; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 157-159.
Лит.: ЖСв. Сент. С. 318; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 381; Delehaye H. Les Saints des Thrace et de Mésie // AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 272-273; Sauget J.-M. Melitina, santa, martire a Marcianopoli di Tracia // BiblSS. Vol. 9. Col. 306-307; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 331-332; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 277.
О. Н. А.

Иконография

Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г.
Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г.

Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г.
Имя святой упомянуто среди имен 12 преподобных жен (все без описания) в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) (Ерминия ДФ. С. 178). Миниатюра со сценой мученичества М. предваряет ее Житие в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 42, 1-я четв. XI в.). На фоне пейзажа с живописными горками воин замахивается мечом, чтобы отсечь голову святой, к-рая изображена в падении от толчка палача. М. молода, голова не покрыта, 2 вьющиеся пряди длинных каштановых волос спадают на спину; облачена в лилового цвета платье. В отдалении справа изображено строение, 2-й ярус к-рого представляет собой киворий, в его пространстве видна поверженная фигура кумира, еще одна падает на землю на уровне 1-го яруса здания. Предположительно святая изображена в Минологии на сент., созданном во 2-й пол. XI в. в скриптории к-польского мон-ря апостолов Петра и Павла в Пане (Bodl. Barocci 230; под 16 сент.), и в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 9v, 1322-1340 гг.) - ростовой образ вмц. Евфимии Всехвальной фланкируют 2 полуфигуры дев, одна из них, очевидно, М. (в красном мафории, с крестом в руке), другая - мц. Севастиана (в коричневом мафории). В настенных минеях ряда храмов представлена сцена мучения М., напр. в росписи притворов: ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18); ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия (ок. 1320).

В рус. минейных циклах под 16 сент. показан, как правило, только образ вмц. Евфимии Всехвальной, чья память приходится на общий день с М. Это является отражением достаточно позднего включения в рус. иконописные подлинники памяти святой. Так, в наиболее раннем известном тексте подлинника - Софийском списке подлинника Новгородской редакции (кон. XVI в.; сент.- по списку Г. Д. Филимонова XVII в.; см.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 11) под 16 сент. содержатся память и краткое описание облика лишь вмц. Евфимии. Соответственно ее изображение помещено и в лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. 16 сент.). Краткое упоминание о М. включено в подлинники сводной редакции XVIII в.: «И святых мучениц Севастианы и Мелетины, аки Пятница (обе.- Э. Ш.)» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 30; то же - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 153). Пространное описание облика святой дает составитель руководства для иконописцев (1910) акад. В. Д. Фартусов: «…болгарского типа из Малой Азии, средних лет, в тунике и епанче; на голове покрывало» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 16).

Лит.: LCI. Bd. 8. Sp. 1; Миjовић. Менолог. С. 192, 260, 287.
Э. В. Шевченко
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Иконография мучеников и мучениц Мелитина (II в.), мученица Маркианопольская (пам. 16 сент.)
См.также:
АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.)
АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская (Катанская) (пам. 5 февр.)
АГАФОКЛИЯ мц. (пам. 17 сент.)
АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.)
АГНИЯ († III или нач. IV в.), мц. Римская (пам. зап. 21 янв., 5 июля, зап. 21 или 28 янв.)
АГРИППИНА († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня)