Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЕЛЕТИЙ ГРЕК
44, С. 585-587 опубликовано: 7 июня 2021г.


МЕЛЕТИЙ ГРЕК

Херувимская песнь Мелетиева распева из певч. сборника. Сер. XVIII в. (РНБ. ОЛДП. Q. 53. Л. 215–216)
Херувимская песнь Мелетиева распева из певч. сборника. Сер. XVIII в. (РНБ. ОЛДП. Q. 53. Л. 215–216)

Херувимская песнь Мелетиева распева из певч. сборника. Сер. XVIII в. (РНБ. ОЛДП. Q. 53. Л. 215–216)

(† 15.02.1686, Москва), иеродиак., певчий, учитель пения, церковный дипломат. Известно имя отца М. Г.- Стефан; в 1671 г. он находился в Валахии (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1672 г. № 2. Л. 1-3), к янв. 1676 г. имел сан иеромонаха с именем Евстафий (Там же. 1676 г. № 9. Л. 2, 3 и др.). М. Г. род. на о-ве Хиос, возможно, принял постриг в Новом мон-ре (Неа-Мони) на Хиосе (в его завещании эта обитель стоит на 1-м месте). Затем в сане иеродиакона он жил в К-поле, где служил у патриарха Парфения II. Здесь же, вероятно, он преподавал церковное пение; об авторитете М. Г. в этой области говорит тот факт, что в 1671-1673 гг. у него в Москве учился пению иеродиак. Феодосий, присланный митр. Ираклийским Варфоломеем (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1674 г. № 2, 16; Фонкич. 1997. С. 172).

28 нояб. 1655 г. М. Г. приехал в Москву «с листом от цареградского патриарха» (очевидно, Парфения, к тому времени уже оставившего кафедру - РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1656 г. № 9. Л. 1, 2). В апр. следующего года он намеревался вернуться, на что получил разрешение царя Алексея Михайловича (Там же. Л. 2-3), но в июне решил остаться - по-видимому, с целью открыть школу греч. церковного пения, что соответствовало направлению богослужебной реформы патриарха Никона. Документально подтверждено, что в авг. 1657 г. он учил «греческому пению диаков певчих и подьяков» и продолжал получать те же кормовые деньги («по десяти денег на день»), что и годом раньше (Там же. Л. 3-5, 6-7 об.), т. е., вероятно, школа была открыта еще в 1656 г., по-видимому в певч. палатах на Патриаршем дворе в Кремле. Антиохийский патриарх Макарий III в грамоте патриарху Никону от 12 дек. 1656 г. просил его ходатайствовать перед царем о находившихся в Москве иностранцах, гл. обр. греках, особо упомянув «Мелетиа диакона песнопевца Грека» (ГИМ. Син. грам. № 1043).

Школа греч. пения действовала, по-видимому, без перерыва до нач. 1663 г. В мае 1662 г. М. Г. пожаловался царю на недостаток кормовых денег и на перерывы в их выплате, но царь оставил сумму прежней (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1662 г. № 23. Л. 1-2). Кроме кормовых денег в 1657-1659 гг. М. Г. получал по указу патриарха и царя (но тоже через Патриарший Казенный приказ) разовые выплаты («в приказ») в 5, 20 и 30 р. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. № 41. Л. 255 об.; № 47. Л. 142 об., 143 об., 435).

С началом службы М. Г. в Москве репертуар патриарших певчих стал пополняться песнопениями «по-греческому», «греческого переводу», «греческого роспеву», «на роспев греческого переводу»: напр., 10 дек. 1656 г. они пели в Вязьме на встрече царя патриархом «С нами Бог» и «Достойно есть» по-гречески (Чиновник московского Успенского собора и выходы патр. Никона / Изд.: А. П. Голубцов. М., 1908. С. 235, 260-261; см. также: Парфентьев. 2005. С. 290).

Когда в 1658 г. патриарх Никон вслед. конфликта с царем покинул Москву, он позволил М. Г. оставить службу и дал ему подорожную на отъезд, но царь через боярина А. Н. Трубецкого удержал иеродиакона, обещав ему приличное жалованье «против прежнего» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1675 г. № 11. Л. 1).

В дек. 1662 г. царь Алексей Михайлович по совету бывшего митр. Газского Паисия Лигарида поручил М. Г. отвезти в К-поль грамоты вост. патриархам с приглашением на Московский Собор по делу патриарха Никона (ГИМ. № 409 (Син. греч. № 469). Л. 83 об. сл.). В связи с этим школа церковного пения М. Г. приостановила работу, по-видимому, до нояб. 1666 г. Весной 1663 г. М. Г. отвозил из К-поля в Александрию грамоты патриархов К-польского Дионисия III Вардалиса и Иерусалимского Нектария, а по возвращении, вероятно, получил для царя 2 экз. «Ответов четырех вселенских патриархов о власти царской и патриаршей». В окт. 1663 г. он уже находился в Молдавии, где провел неск. месяцев из-за военных действий и откуда отправил царю через ясского грека Николая Юрьева письма и устный наказ «о тайных царственных делах» (см.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1664 г. № 12). В Молдавии он, вероятно, обсуждал дело патриарха Никона с находившимся там патриархом Иерусалимским Нектарием, который в февр. 1664 г. сделал приписку на одном из экземпляров «Ответов...» о том, что епископ или патриарх может быть судим местным собором (Там же. Ф. 135. Отд. 3. Рубр. 1. № 7). Патриарх Нектарий, первоначально согласившийся ехать с М. Г. в Москву, в конечном счете отказался. В апр. М. Г. по дороге из Ясс был ограблен казаками гетмана И. М. Брюховецкого, посланными охранять его и проводить за Днепр; с помощью киевского воеводы И. И. Чаадаева М. Г. удалось вернуть часть похищенных вещей и документов (см.: Парфентьев. 2005. С. 296). 16 мая 1664 г. М. Г. с племянником патриарха Нектария митр. Амасийским Космой и др. спутниками пересек границу в Путивле и 30 мая был в Москве (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1664 г. № 21. Л. 1-2, 3, 14).

Патриарх Никон и его сторонники, пытаясь доказать подложность «Ответов...», обвинили М. Г. в подделке подписей и печатей в документах. Жившие в Москве греки разделились во мнении по этому вопросу: сторону патриарха Никона принял митр. Иконийский Афанасий, выдававший себя за родственника патриарха Дионисия, а его противниками были М. Г. и Паисий Лигарид. Чтобы выяснить истину и пригласить на Собор восточных патриархов, царь отправил к ним послов. Грек Стефан Юрьев встретился с Иерусалимским и К-польским патриархами (соответственно в Варне и в К-поле), а М. Г.- с Антиохийским и Александрийским (в Думьяте и в К-поле). Во время путешествия, начавшегося, видимо, 25 сент. 1664 г. и завершившегося 2 нояб. 1666 г., М. Г. проехал через Египет, Синай и Грузию; ему удалось уговорить приехать с ним в Москву патриархов Александрийского Паисия и Антиохийского Макария III, архиеп. Синайского Ананию и бывш. Трапезундского митр. Филофея. В грамоте царю от 26 июля 1666 г. патриархи Паисий и Макарий выразили благодарность за заботы о себе «словеснейшему и мусикейскому посланнику… кир Мелетию иеродьякону» (см.: Гиббенет. Ч. 2. С. 921-922), царь же в свою очередь отправил в авг.-сент. 1666 г. М. Г. несколько грамот с инструкциями (Там же. С. 923-924, 931-939, 948-949). В поездке М. Г. сблизился с греч. купцом Хадзикириакисом (с 70-х гг. XVII в. он представлял в странах Востока интересы Синайского мон-ря) и дал обет еще раз приехать на Синай (об этом Хадзикириакис писал в письме братьям Лихудам в 1685), однако осуществить это М. Г. не удалось (Фонкич. 1997. С. 171). Во время торжественной встречи вост. патриархов в Москве М. Г. «речь говорил, толмачил (т. е. переводил)» (см.: ДАИ. Т. 5. С. 99). М. Г. также пел на службах, к-рые совершались с участием вост. патриархов. Так, в Великую субботу и на Пасху 1667 г. в Успенском соборе Кремля «гречане» - М. Г., архим. Дионисий и др.- пели на правом клиросе, а патриаршие певчие - на левом клиросе «греческим же пением, речи русские», 26 июня 1668 г. «на правом крылосе пели Богородице канон по-гречески Мелетий с товарыщи… а на левом протопопы да дьяки певчие патриарховы с подьяками пели рускими речьми» (Там же. С. 105, 106, 132 и др.; см. также: РИБ. Т. 23. Стб. 1101; Парфентьев. 2004. С. 70, 71; Шеховцова. 2015. С. 6).

В результате успешных посольств М. Г. был приближен к царю и получил значительное вознаграждение (см.: Гиббенет. Ч. 2. С. 916, 918; Каптерев. 1912. С. 325, 370; РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1669 г. № 25. Л. 2), а вскоре (вероятно, с янв. 1667) ему и его людям было назначено кормовое жалованье и «питье» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1668 г. № 4. Л. 1-5; 1671 г. № 54. Л. 3-6; Фонкич. 1997. С. 170; Парфентьев. 2005. С. 306-307). Он стал настолько богат, что к нему обращались за займами соотечественники (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1670 г. № 76; Фонкич. 1997. С. 170). Однако, в приказных документах нояб. 1666 - авг. 1669 г. и апр. 1670 - авг. 1676 г. уже не встречаются упоминания о деятельности М. Г. по обучению пению, что может свидетельствовать о прекращении его работы с патриаршими и государевыми певчими. Возможно, в 70-х гг. XVII в. школа М. Г. переместилась с Патриаршего двора в Никольский греч. мон-рь, где какое-то время он жил (Парфентьев. 2005. С. 325-326).

Свидетельства о певч. деятельности М. Г. сохранились в описании б-ки певч. книг царя Феодора Алексеевича (1682): в ее составе среди многочисленных списков произведений греческого распева (в т. ч. «Охтай да Азбука греческого распеву, знаеменные») были «Ирмосы мелетиеву роспеву, греческие» и «Канон греческой да тетрать, а в ней «Взбранной Воеводе» писма грека Мелетия» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ед. 601. Л. 10, 30 об.; см.: Протопопов. 1977. С. 123-124, 130). В настоящее время из песнопений М. Г. обнаружена только херувимская - в сборнике сер. XVIII в. с киевской нотацией (РНБ. ОЛДП. Q. 53. Л. 215-216; см.: Парфентьева, Парфентьев. 2007).

Можно предполагать, что М. Г. участвовал в создании особой древнерус. «греческой нотации», появившейся в рукописях для записи греческого распева (песнопения Обихода и Стихираря) во 2-й пол. XVII в. Графика этой нотации основана гл. обр. на знаках путевой и отчасти демественной нотаций с присоединением оригинальных добавочных значков (Богомолова. 1989; Парфентьев. 2005. С. 328-429).

В авг. 1669 г. М. Г. был вновь отправлен в К-поль - с актами Большого Московского Собора для Константинопольского и Иерусалимского патриархов, царскими грамотами, в к-рых содержались просьбы о восстановлении на кафедрах Паисия Александрийского и Макария Антиохийского, деньгами «на поминок» у Гроба Господня скончавшейся 4 марта царицы Марии Ильиничны и с царскими подарками патриархам (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1669 г. № 27. Л. 43-59, 63, 67, 68, 70-71, 72-73, 78, 79, 82, 85-89; Парфентьев. 2005. С. 310). На пути он был задержан гетманом П. Д. Дорошенко, отпущен после просьб валашского господаря Антоние I Попешти и Паисия Александрийского, но добрался только до Ясс, где вновь был задержан по подозрению в подделке грамоты о милостыне Св. Гробу Господню и в присвоении денег (об этом известно из отправленных из Ясс грамоты Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары царю и писем Дионисия Грека Паисию Лигариду и М. Г. царю; см.: Фонкич. 1994. С. 114-126; он же. 1997. С. 165-166). Рассорившись с патриархами, из Ясс М. Г. вернулся в Москву, вероятно, в апр. 1670 г. (Парфентьев. 2005. С. 312-313).

Став известным лицом на греч. Востоке, М. Г. приобрел и недругов среди греч. высшего духовенства (в т. ч. в лице Иерусалимского патриарха Досифея), к-рые стремились дискредитировать его в глазах царя Алексея Михайловича, что, однако, им сделать не удалось. М. Г. пытался наладить отношения с Досифеем, отправив к нему с письмом летом 1671 г. серба Михаила Богданова, однако патриарх в ответном письме (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 636) просил М. Г. больше ему не писать.

По возвращении в Москву с 1671 г. М. Г. и 8 его челядников получали «поденного корма» и питья или заменявшее их годовое денежное жалованье в 300 р., а также конский корм, дрова и разовые пожалования продуктами (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1671 г. № 54; 1672 г. № 4; 1673 г. № 2; 1675 г. № 11; 1676 г. № 12; РИБ. Т. 21. Стб. 1650, 1714). Выдача государева жалованья продолжалась, видимо, до смерти царя, после к-рой М. Г. ушел на покой и проживал в московских мон-рях. Сохранились также документы, непосредственно связанные с работой школы (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1674 г. № 2; о школе М. Г. см. также: Фонкич. 2009. С. 99-100).

По поручению царя Алексея Михайловича, данному, по-видимому, незадолго до смерти, М. Г. заказал в К-поле «на 300 червонных золотых» греч. и греко-лат. книги: богослужебные, Жития святых, святоотеческие, по церковному и гражданскому праву, «Книгу еллинскую Алексикон», Библию и 2 греч. грамматики - всего более 40 (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1656 г. № 9. Л. 9-10; Парфентьев. 2005. С. 318-319). Возможно, среди этих книг был сохранившийся до наст. времени Анастасиматарий (Октоих) ГИМ. Син. греч. № 408, имеющий записи о принадлежности М. Г. и оттиск его печати (см.: Фонкич. 2009. Рис. 21); найдена и сама печать иеродиакона (см.: Станюкович, Фонкич. 2009).

В 70-80-х гг. XVII в. М. Г. занимался беспошлинной торговлей через своих людей и был достаточно состоятелен; вел тяжбы, отстаивая свое право не платить пошлины (Фонкич. 1997. С. 172; Парфентьев. 2005. С. 316-317). В 1675 г. по доносу купцов А. С. и Я. А. Кирилловых М. Г. и его отец, иером. Евстафий, были арестованы приставами на 3 недели по подозрению в долгах по пошлинам, но потом отпущены, после чего иером. Евстафий, получив в дорогу подводы, сани и съестные запасы, покинул Россию (Парфентьев. 2005. С. 317-318).

М. Г. поддерживал связи с греками в К-поле, на Афоне, на Синае, в Молдовлахии, на Украине и др. Особые отношения у него были с афонским Иверским монастырем, к-рому принадлежал московский греческий во имя святителя Николая Чудотворца монастырь в Китай-городе, где М. Г. провел остаток жизни. М. Г. также жертвовал деньги на ц. Всех святых в Нежине, строившуюся свящ. Христодулом для местной греч. общины. В последний год жизни М. Г. сблизился с братьями Лихудами: через Хадзикириакиса он способствовал приезду Лихудов в Россию; в документах о наследстве М. Г. иером. Иоанникий назван его духовным отцом, иеромонахи Иоанникий и Софроний - душеприказчиками (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1686 г. № 8. Л. 1, 4, 8). В завещании М. Г., записанном с его слов иером. Софронием Лихудом 15 февр. 1686 г. (РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. № 2991. Л. 220-220 об. (греч. текст), 200-203 (рус. пер.); опубл: Фонкич. 1997. С. 175-178), сказано, что царевна София Алексеевна обещала (в 1685 г.- Сменцовский. 1899. С. 279) отпустить его на родину, поэтому он отправил часть своих средств «во отечество свое с разными купцы». Однако уехать он не успел.

После смерти М. Г. за продажу его имущества было получено 4305 р. 30 алтын 10 денег. Из них 2008 р. было выделено архимандриту московского в честь Богоявления мужскогомонастыря Нифонту на строительство в нем нового каменного здания для школы Лихудов (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1686 г. № 8. Л. 19; Парфентьева, Парфентьев. 2007. С. 10).

На надгробной плите М. Г. в Никольском мон-ре была высечена греч. стихотворная эпитафия, составленная, по-видимому, Лихудами (текст сохр. в сб. Евфимия Чудовского ГИМ. Син. № 483. Л. 1; рус. пер. найден в сб. нач. XVIII в. ГВСМЗ. В-5636/112, 4°°; изд.: Богданов А. Р. Памятники общественно-политической мысли в России кон. XVII в.: Лит. панегирики. М., 1983. Вып. 1. С. 40; Фонкич. 1997. С. 174).

Лит.: Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патр. Никона. СПб., 1882. Ч. 1. С. 247-255; 1884. Ч. 2; Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимского патр. Досифея с рус. правительством (1669-1707 гг.). М., 1891; он же. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1912. Т. 2. С. 256-322; Сменцовский М. Н. Братья Лихуды: Опыт исслед. из истории церк. просвещения и церк. жизни кон. XVII и нач. XVIII вв. СПб., 1899. С. 52, 53, 56, 66, 67, 71, 190, 279, 282, 286, 289; Протопопов В. В. Нотная библиотека царя Федора Алексеевича // ПКНО, 1976. М., 1977. С. 119-133; Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв.: (Греч. рукописи в России). М., 1977. С. 68-188; он же. Греческое книгописание в России в XVII в. // КЦДР, XVII в.: Разные аспекты исслед. СПб., 1994. С. 33-38; он же. Мелетий Грек // РиХВ. 1997. Вып. 1. С. 159-178; он же. Греко-славянские школы в Москве в XVII в. М., 2009; Парфентьева Н. В. О нек-рых особенностях авторских разводов фит (по певч. рукописям XVII в.) // Муз. культура Средневековья / МГК. М., 1990. Вып. 1. С. 223-225; она же. Творчество мастеров древнерус. певч. искусства XVI-XVII вв. (на примере произведений выдающихся распевщиков). Челябинск, 1997; Богомолова М. В. Неизвестная крюковая нотация 2-й пол. XVII в. // ГДРЛ. 1989. Сб. 2: XVI - нач. XVII в. С. 423-446; она же. О репертуаре греческого распева в записи «греческой нотацией» // ГДРЛ. 1992. Сб. 4. С. 256-285; она же. Анализ знаковой системы «греческой» нотации (на основе песнопений нового греческого распева) // Вестн. ПСТГУ. 2007. Сер. 5. Вып. 1(1). С. 26-44; Парфентьев Н. П. Мастер «греческого пения» Мелетий Грек в России (1655-1686) // Культура и искусство в памятниках и исследованиях: Сб. науч. ст. / Науч. ред.: Н. П. Парфентьев. Челябинск, 2004. Вып. 3. С. 51-86 (переизд. в сб.: он же. Выдающиеся рус. музыканты XVI-XVII ст. Челябинск, 2005. С. 280-330); Парфентьева Н. В., Парфентьев Н. П. Херувимская песнь в авторском распеве мастера «греческого пения» Мелетия (ум. 1686) // Традиции и новации в отечественной духовной культуре: Сб. мат-лов 4-й Южно-Уральской межвуз. науч.-практич. конф. Челябинск, 2007. С. 38-63; Станюкович А. К., Фонкич Б. Л. Печать Мелетия Грека // РиХВ. 2009. Вып. 2/3. С. 412-417; Шеховцова И. П. Греческие церк.-певческие рукописи в Москве в XVII в. // Старинная музыка. 2015. № 1(67). С. 1-9.
Б. Л. Фонкич, Н. П. Парфентьев
Ключевые слова:
Певчие Педагоги музыкальные Мелетий Грек († 1686), иеродиакон, певчий, учитель пения, церковный дипломат
См.также:
АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог
АНИСИМОВ Иван Никифорович (нач. 80-х гг. XIX в.-1942), композитор, автор духовно-муз. сочинений, педагог
АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861-1906), русский композитор, дирижер, педагог
АРНОЛЬД Юрий Карлович (1811-1898), русский музыкальный теоретик, критик, композитор, педагог
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Андреевич (1846-1924), русский хоровой дирижер, композитор, педагог
АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве