Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЕЛЕТИЙ II
44, С. 578-580 опубликовано: 7 июня 2021г.


МЕЛЕТИЙ II

Мелетий II, патриарх Антиохийский. Фотография. 1906 г.
Мелетий II, патриарх Антиохийский. Фотография. 1906 г.

Мелетий II, патриарх Антиохийский. Фотография. 1906 г.

Думани [араб.   ] (8.11.1837, Дамаск - 26.01.1906, там же), патриарх Антиохийский (с 15 апр. 1899). Избрание М. на Патриаршество стало ключевым событием в новейшей истории Антиохийской Православной Церкви (АПЦ), ознаменовавшим возвращение Патриаршего престола арабам после полуторавековой греч. гегемонии.

В юности М. обучался у известного дамасского просветителя Юсуфа аль-Хаддада (см. Иосиф Дамаскин, сщмч.), к-рый воспитал целое поколение арабо-христианской интеллектуальной и церковной элиты. М. в разной степени владел помимо родного также греч., тур., франц. и итал. языками. В 20 лет он принял монашество и был рукоположен во диакона Антиохийским патриархом Иерофеем и вскоре стал его личным секретарем. В 1858-1861 гг. сопровождал Иерофея в К-поль; по возвращении принял священство. Позже был возведен в сан архимандрита и стал одним из ближайших помощников патриарха. В 1865 г. (по др. данным, в 1868) он стал митрополитом Лаодикии (Латакии). В период пребывания на Лаодикийской кафедре М. построил 7 церквей, основал семинарию и покровительствовал ее талантливым ученикам, в числе к-рых были известные впосл. богословы и архиереи.

Хотя в XVIII-XIX вв. не менее половины архиерейских кафедр АПЦ было занято араб. митрополитами, патриархами становились выходцы из греческого клира К-польского, а с 1850 г.- из Иерусалимского Патриархата (Святогробского братства). Однако по мере роста в арабо-христ. среде образования и национального самосознания стал неизбежным арабо-греческий конфликт, связанный с борьбой за преобладание в ближневост. Церквах. Российская дипломатия и общественность, пребывавшие в достаточно напряженных отношениях с греками, поддерживали национальные устремления правосл. арабов, рассчитывая сделать их своей опорой в регионе. Арабо-греч. противостояние приняло открытый характер в 70-х гг. XIX в. и обострялось в периоды патриарших выборов. Так, после кончины Антиохийского патриарха Иерофея (март 1885) араб. митрополиты и архонты приняли решение выдвинуть на выборах его преемника кандидатуру араб. иерарха. Однако активная поддержка этого плана российской дипломатией вызвала опасения османских властей. Дамасский губернатор угрожал архиереям-арабам ссылкой, если они попытаются выбрать патриарха из своей среды. В результате на Антиохийскую кафедру взошел представитель Святогробского братства Скифопольский архиеп. Герасим (Протопапас).

После отречения Иерусалимского патриарха Никодима I (1890) Святогробское братство 27 февр. 1891 г. предложило Иерусалимский престол патриарху Герасиму. В результате его перехода на Иерусалимскую кафедру в АПЦ снова началась борьба за замещение Патриаршего престола. Араб. митрополиты и политически активная часть паствы настаивали на избрании араб. архиерея. В то же время значительное число арабо-христ. нотаблей в Дамаске и Бейруте было равнодушно к националистическим лозунгам и готово принять греч. иерарха, заинтересованного, как им казалось, в поддержке со стороны местной элиты. Святогробское братство и высший клир К-польского Патриархата продвигали своих кандидатов, из к-рых наибольший авторитет имел Вифлеемский митр. Спиридон (впосл. патриарх Антиохийский). Греч. духовенство убеждало османские власти в том, что избрание патриархом араба будет чревато ростом национализма у сирийцев и усилением рус. влияния. Исходя из этих соображений, Высокая Порта исключила из списка кандидатов на Патриаршество ряд араб. представителей, в т. ч. Селевкийского митр. Герасима Яреда, тесно связанного с Россией, и наиболее перспективного кандидата Бейрутского митр. Гавриила Шатилу. М. остался единственным араб. кандидатом, и голоса Синода разделились поровну между ним и митр. Спиридоном. Греч. дипломаты, фанариотское и святогробское духовенство активно склоняли на свою сторону арабо-христ. нотаблей обещаниями денежной поддержки и греч. орденов. В итоге 3 арабских митрополита перешли на сторону Спиридона, и 2 окт. 1891 г. он победил на выборах. В нач. нояб. новый патриарх получил от султана подтверждение своих полномочий. Тем не менее 4 араб. митрополита, включая М., долгое время отказывались его признавать.

Патриаршество Спиридона прошло в непрерывных конфликтах с араб. паствой и духовенством. Он не выполнил большинство своих обещаний и разочаровал неумелым управлением даже греков. В араб. среде нарастали националистические настроения. Деятельность араб. оппозиции координировал российский генеральный консул в Дамаске А. П. Беляев (в должности с 1893). Летом 1897 г. в Дамаске разгорелся очередной скандал в связи с обвинениями патриарха Спиридона в нарушении канонов. Против патриарха выступили не только арабские, но и греч. митрополиты, претендовавшие на его место, и в дек. 1897 г. (или в янв. 1898) он был смещен.

Высокая Порта утвердила низложение Спиридона и избрание местоблюстителем Антиохийского престола митрополита-грека Германа Киликийского. Дальнейшая борьба развернулась вокруг списка кандидатов на Патриаршество. Фанариотское духовенство, поддержанное греч. и брит. дипломатией, настаивало на недопущении к выдвижению на патриарших выборах кандидатур араб. митрополитов. Соответствующее распоряжение отдал великий везир, выступавший на стороне греков. Однако российский посол в К-поле И. А. Зиновьев обратился с этим вопросом напрямую к султану Абдул-Хамиду II. Пользуясь дружескими отношениями между имп. Николаем II Александровичем и османским султаном, посол добился разрешения на включение араб. иерархов в список кандидатов (март 1898).

В Синоде АПЦ, состоявшем из 8 арабских и 4 греч. митрополитов, начались разногласия по вопросу о допуске к патриаршим выборам представителей К-польской и Иерусалимской Церквей. Араб. архиереи и примкнувший к ним греч. митр. Никодим Аккарский настаивали на том, что выборы должны проводиться только из иерархов АПЦ. Ввиду жесткого противодействия этим планам митр. Германа Киликийского Синод в мае 1898 г. освободил его от обязанностей местоблюстителя и назначил на этот пост М.

Мелетий II, патриарх Антиохийский, и консул А. П. Беляев в окружении клира Антиохийской Православной Церкви и др. лиц. Фотография. 1899 г. (Архив востоковедов ИВР РАН)
Мелетий II, патриарх Антиохийский, и консул А. П. Беляев в окружении клира Антиохийской Православной Церкви и др. лиц. Фотография. 1899 г. (Архив востоковедов ИВР РАН)

Мелетий II, патриарх Антиохийский, и консул А. П. Беляев в окружении клира Антиохийской Православной Церкви и др. лиц. Фотография. 1899 г. (Архив востоковедов ИВР РАН)

Греч. митрополиты оспаривали отставку Германа. Османские власти не торопились признавать М. местоблюстителем. Консул Беляев склонял дамасского губернатора к поддержке требований арабов. В нояб. 1898 г. Высокая Порта утвердила список кандидатов на Патриаршество, состоявший только из представителей антиохийского клира. Греч. лобби еще неск. месяцев препятствовало признанию полномочий М. и соответственно проведению патриарших выборов, пока в марте 1899 г. султан не утвердил М. местоблюстителем Антиохийского престола.

15 апр. 1899 г. Синод АПЦ провел выборы патриарха, к-рые бойкотировали 3 греч. митрополита. В среде самих арабов не было единства, престол оспаривали митрополиты М. и Герасим Яред, причем именно Герасим, в прошлом имевший российское подданство, пользовался поддержкой Беляева. Консул присутствовал на заседании Синода и обещал заступничество российского императора за патриарха-араба. По итогам выборов большинство голосов получил М.

Однако Высокая Порта, отказавшись признать результаты голосования, потребовала восстановить митр. Германа Киликийского на посту местоблюстителя и провести новые выборы. Дипломатическая борьба продолжалась, дамасский паша получал противоречившие друг другу указания от султана и великого везира. 12 сент. 1899 г. скоропостижно скончался главный соперник М. митр. Герасим Яред. Ходили слухи, что он был отравлен араб. националистами, желавшими любой ценой прекратить противоборство между митрополитами-арабами, ослаблявшее их перед лицом греков (Крымский А. Е. История новой арабской литературы, XIX - нач. XX в. М., 1971. С. 318). В окт. того же года Синод подчинился требованию проведения повторных выборов и снова проголосовал за М., после чего его признали османские власти и состоялась интронизация в кафедральном соборе Дамаска (31 окт.).

Большинство греч. митрополитов отказались признать выборы и отбыли в К-поль, рассчитывая склонить Высокую Порту на свою сторону. Ввиду самовольного оставления ими своих епархий М. низложил митрополитов-греков и заместил их араб. архиереями. После смерти единственного остававшегося в Сирии греч. митр. Никодима Аккарского (4 окт. 1901) клир АПЦ стал состоять исключительно из арабов. Однако М. столкнулся с протестным движением греч. паствы, компактно проживавшей в городах Киликийской епархии. Попытка поставить туда в 1901 г. араб. митр. Александра Тахана (впосл. Антиохийский патриарх Александр III) вызвала массовые беспорядки, и Александр был переведен на Триполийскую кафедру.

Греч. патриархи К-поля, Александрии и Иерусалима, а также Элладская и Кипрская Церкви не признали избрание М. На протяжении всего правления греч. пресса именовала его «бывшим Лаодикийским митрополитом» или «антиканоническим патриархом». Российская же общественность приветствовала победу араб. кандидата; Синод Русской Церкви в дек. 1899 г. поздравил М. со вступлением на престол. По настоянию российской дипломатии Антиохийский патриарх был признан Церквами Румынии, Черногории и Сербии.

Стремясь предотвратить повторение конфликтных ситуаций, связанных с претензиями греч. Патриархатов на участие в выборах Антиохийского первоиерарха, М. разработал новый устав АПЦ, к-рый был утвержден Синодом в 1900 г. Устав предписывал избирать патриарха только из архиереев Антиохийского престола, бывших тур. подданными не меньше чем во 2-м поколении. Епископы должны были знать язык своей паствы и постоянно проживать в епархиях. Оговаривались прерогативы Синода, поместных Соборов и смешанного совета, в к-рый входили архиереи и представители от мирян.

Современники оценивали Патриаршество М. как время духовного подъема правосл. арабов. Создавались благотворительные и просветительские учреждения, стимулировавшие консолидацию и рост самосознания общины. Главным образовательным проектом М. стало открытие в Баламанде духовной семинарии (1900), ставшей крупнейшим учебным заведением в АПЦ. Курс семинарии, рассчитанный на 6 лет, включал церковные и светские науки. Лучшие из выпускников продолжали образование в российских духовных академиях. Смена игуменов ставропигиальных мон-рей позволила увеличить доходы, поступавшие от обителей в казну Патриархии. Эти средства М. направил на ремонт ряда храмов и постройку патриаршего подворья в Антиохии (Антакье). Рост численности правосл. населения в Горном Ливане побудил патриарха выделить в 1901 г. из состава Бейрутской митрополии митрополию Гор Ливанских с центром в Библе (Джубайле).

Арабизация АПЦ привела к значительному усилению рус. присутствия в регионе. В переписке с российскими дипломатами и гос. деятелями М. подчеркивал, что рус. поддержка стала главным фактором победы арабов в противостоянии с греч. клиром. Российские консулы отныне стояли справа от патриарха во время богослужений (ранее эта привилегия принадлежала греч. дипломатическим агентам). Главным инструментом рус. влияния на Ближ. Востоке выступало Императорское Палестинское православное общество (ИППО) - полуофиц. орг-ция, содержавшая, в частности, сеть школ в Сирии. М. был избран почетным членом ИППО и поддерживал постоянные контакты с его ученым секретарем, к-рым в 1903 г. стал бывш. консул в Дамаске Беляев. Образовательным программам ИППО был предоставлен режим наибольшего благоприятствования, и число русских школ в Сирии за 5 лет выросло с 41 до 74. Рус. язык был включен в учебную программу Баламандской семинарии. АПЦ получала через ИППО ежегодные субсидии от 20 до 40 тыс. р., в т. ч. негласные выплаты патриарху и митрополитам через российское генеральное консульство в Дамаске.

После кончины М. греч. патриархи в последний раз попытались вмешаться в процесс выборов Антиохийского первосвятителя, но, потерпев неудачу, вынуждены были пойти на восстановление отношений с АПЦ.

Арх.: АВП РИ. Ф. 208. Оп. 819. Д. 113, 319, 323.
Ист.: ЦВ. 1891. № 18. С. 285; № 28. С. 436; № 45. С. 717; 1899. № 5, 26, 32, 45, 50; СПбВед. 1898. № 162.
Лит.: Петкович К. Антиохийская православная патриархия в 1893 г. // СИППО. 1899. Т. 9. С. 321-347; [Жузе П.] Устав Антиохийской православной церкви // Там же. 1906. Т. 17. Вып. 1. С. 23-52; Померанцев И. Блаженнейший Мелетий, патриарх Антиохийский: Некролог // Там же. С. 246-288; Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843-1914: Church and Politics in the Near East. Oxf., 1969. P. 159-172; Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой земле и на Ближнем Востоке в XIX - нач. XX в. М., 2006. С. 236-249; Копоть Е. М. К вопросу об интерпретации греко-арабского противостояния и влияния России в Антиохийском Патриархате во 2-й пол. XIX в. (по материалам АВПРИ) // ВМУ: Вост. 2011. № 3. С. 31-38; Якушев М. И. Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российской империи, 1830-е - нач. XX в. М., 2013. С. 189-208, 353-359, 413-416, 435-437.
К. А. Панченко
Ключевые слова:
Патриархи Антиохийской Православной Церкви Мелетий II Думани (1837 - 1906), патриарх Антиохийский
См.также:
АГАПИЙ (I) († 960), Патриарх Антиохийский
АГАПИЙ I (II) I (II) († 997), Патриарх Антиохийский
АЛЕКСАНДР I († 424), Патриарх Антиохийский с 414
АЛЕКСАНДР II (кон. VII в.), Патриарх Антиохийский