Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЕЛЕТИЙ I
Т. 44, С. 570-573 опубликовано: 4 июня 2021г.


МЕЛЕТИЙ I

Св. Мелетий I (Пигас), патриарх Александрийский. Икона. 2010 г. (собор в Айос-Томас, Крит)
Св. Мелетий I (Пигас), патриарх Александрийский. Икона. 2010 г. (собор в Айос-Томас, Крит)

Св. Мелетий I (Пигас), патриарх Александрийский. Икона. 2010 г. (собор в Айос-Томас, Крит)

(Пигас) (1535/40, г. Кандия, Крит - 13.09.1601, Александрия, Египет), св. (пам. греч. 13 окт.), патриарх Александрийский (с 5 июля 1590), местоблюститель К-польского Патриаршего престола (март 1597 - апр. 1598), выдающийся церковный деятель, писатель.

Биография

М. происходил с о-ва Крит, в то время находившегося под венецианским владычеством. В XVI в. критские греки, представляя собой одну из самых активно развивающихся общин поствизант. правосл. мира, играли важную роль в культурной и церковной жизни Вост. Средиземноморья. Получив начальное образование на родине, М. ок. 1558-1560 гг. перебрался в Венецию, а потом поступил в Падуанский ун-т, один из центров греч. образования в Италии. Обязательным условием получения университетского диплома о присвоении докторской степени было принятие католичества. М. отказался это сделать, что было тогда достаточно редко.

Ок. 1565-1566 гг. М. вернулся на Крит и принял монашество в мон-ре Анкарафу, духовном центре острова. В последующие годы преподавал в местной школе и стал заметной фигурой на острове. Он обратил на себя внимание Александрийского патриарха Сильвестра, тоже критянина, к-рый в 1581 г. пригласил его в Египет и возвел в сан протосинкелла, желая сделать его своим преемником.

Осенью 1583 г. Сильвестр вместе с М. пребывали в К-поле, где участвовали в работе церковного Собора, обсуждавшего отношение к григорианскому календарю, годом ранее введенному в католич. Церкви папой Римским Григорием XIII. Тогда же они встречались с рус. посланником Т. Коробейниковым, к-рый предложил М. переехать в Россию, где он мог бы найти лучшее применение своим талантам, чем в Египте. М. какое-то время склонялся к этому решению, но в конечном счете остался в К-поле, возможно в звании эпитропа (представителя) патриарха Сильвестра.

В сер. 80-х гг. XVI в. К-польский престол переживал череду смут. Несколько патриархов были свергнуты один за другим из-за интриг противоборствовавших кланов, заручившихся поддержкой османских властей ценой возраставших выплат из церковной казны. М. симпатизировал бывшему патриарху Иеремии II (Траносу), отправленному османами в ссылку в 1584 г. Патриарх Сильвестр, напротив, поддерживал противника Иеремии Феолипта II, в рукоположении к-рого Александрийский патриарх лично принял участие (16 февр. или 10 марта 1585). В период пребывания в К-поле М. занимался активной преподавательской деятельностью, писал богословские трактаты, вел переписку с лицами, известными в церковных и светских кругах в разных регионах правосл. мира.

В 1587 г. патриарх Сильвестр принял решение уйти на покой и поселился на о-ве Родос. Он вызвал к себе М. и убедил его в необходимости возглавить Александрийскую Церковь. Планировалась поездка М. к Антиохийскому патриарху для совершения хиротонии, но, видимо, она не состоялась (Мат-лы для истории. 1909. С. 264-265). Несколько лет М. управлял Александрийской Церковью в сане экзарха патриарха Сильвестра, а после его кончины в 1590 г., клир и народ избрали М. патриархом. Ввиду отсутствия в Египте должного числа архиереев хиротонию М. совершил в Каире 5 июля 1590 г. Антиохийский патриарх Иоаким V Дау (1581-1592), возвращавшийся из К-поля, где в мае того года прошел Собор, санкционировавший учреждение Патриаршества на Руси. После интронизации М. оба патриарха посетили монастырь вмц. Екатерины на Синае.

Св. Мелетий I (Пигас), патриарх Александрийский. Икона. 1985 г. (мон-рь Анкарафу, Крит)
Св. Мелетий I (Пигас), патриарх Александрийский. Икона. 1985 г. (мон-рь Анкарафу, Крит)

Св. Мелетий I (Пигас), патриарх Александрийский. Икона. 1985 г. (мон-рь Анкарафу, Крит)

М. был не согласен с введением на Руси Патриаршества и обвинял К-польского патриарха Иеремию, вновь взошедшего на кафедру в 1587 г., в совершении неканонического действия, поскольку в нем не участвовала Александрийская Церковь. В Москве, видимо, знали об этой позиции. Кроме того, рус. правительство не было удовлетворено тем, что в иерархии правосл. патриархов Московскому первосвятителю отвели 5-е место, а не 3-е, как хотели в России. Восточным патриархам вместе с дарами были отправлены новые грамоты. М., оценив финансовые и политические ресурсы Руси, изменил свою позицию и согласился с учреждением Московского Патриаршества. 12 февр. 1593 г. в К-поле по инициативе М. прошел новый Собор вост. патриархов. К тому времени М. стал играть первенствующую роль на правосл. Востоке. Он председательствовал на Соборе и выступал представителем Антиохийского престола, остававшегося вакантным после смерти Иоакима V. Собор подтвердил учреждение Патриаршества в Русской Церкви и принял ряд др. постановлений, относящихся гл. обр. к упорядочению церковной жизни. В т. ч. были введены запреты монахам покидать монастыри, клирикам - занимать светские должности, осуждались симония, в частности дорогостоящие одеяния высшего духовенства. Предписывались меры по активизации просветительской работы в епархиях и в очередной раз провозглашалось неприятие григорианского календаря.

Примерно в то же время по завершении своего образования в Италии в К-поль прибыл племянник М., будущий патриарх Александрийский и К-польский Кирилл I Лукарис, уже тогда выделявшийся своими талантами. Патриарх возвел его в сан священника и отправил в Киевскую митрополию. М. с опасением следил за усилением католичества в западнорус. землях и поддерживал тесные связи с лидерами правосл. партии в Речи Посполитой. Кирилл Лукарис впосл. по причине активного сопротивления Брестской унии (окт. 1596) был объявлен польскими властями османским шпионом и бежал из страны.

В апр. 1593 г. рус. царь Феодор I Иоаннович через послов М. Ф. Огаркова и Коробейникова вручил богатые дары Александрийскому патриарху и другим православным иерархам, не были обделены и монастыри. Вместе с возвращавшимся посольством Г. А. Нащокина М. отправил в Россию своего племянника архим. Неофита с грамотами о деяниях Собора 1593 г. В Москве, однако, остались крайне недовольны тем, что рус. патриарху опять отказали в 3-м месте в иерархии правосл. первосвятителей. Неофита обвинили в шпионаже и посадили в тюрьму, и М. пришлось писать ходатайства об освобождении своего родственника.

М. пытался оправдать титул вселенского судии Александрийских патриархов. Он активно участвовал в делах других Поместных Церквей и пытался разрешать конфликты, возникавшие в православном мире. Известна переписка 1592-1595 гг. М. с Антиохийскими патриархами Иоакимом V Дау и Иоакимом VI ибн Зияде (1593-1603). Александрийский первосвятитель разбирал кадровые проблемы Антиохийской Церкви, убеждал своих корреспондентов в необходимости поддержки строгого поста и в недопустимости неканонических действий среди епархиальных архиереев, пусть даже и пользовавшихся поддержкой османской власти (Мат-лы для истории. 1909. С. 264-268, 271-282).

Одной из самых болезненных проблем межцерковных отношений было положение дел с мон-рем вмц. Екатерины на Синае. После смерти в 1592 г. Синайского еп. Афанасия М. пытался определить на его место своего друга мон. Паисия, однако братия отдала предпочтение некоему Лаврентию, к-рый в нарушение всех канонов принял поставление от 2 епископов Антиохийского престола. М. требовал отменить хиротонию, но Антиохийский патриарх Иоаким VI поддержал своих епископов и привлек на свою сторону Иерусалимского патриарха Софрония V. Конфликт М. и Иоакима усугубился вмешательством Антиохийского патриарха в кон. 90-х гг. XVI в. в нестроения среди кипрского клира. Иоаким претендовал на юрисдикцию Антиохийского престола над Кипром, упраздненную еще в V в. Известно письмо М. Антиохийскому патриарху от 5 сент. 1599 г., где он в самых резких выражениях обвинял своего Антиохийского собрата в канонических проступках и угрожал ему низложением. В мае 1601 г. Синайский епископ пошел на примирение с М. и поддерживавшим его К-польским патриархом, принес покаяние и был восстановлен в сане (Τζώγα. 2009. Σ. 414-428; Мат-лы для истории. 1909. С. 283-292).

С июня 1593 по март 1597 г. с небольшим перерывом М. жил в Египте. Патриарх заново обустроил монастырь св. Саввы в Александрии, вел проповедническую деятельность, в т. ч., как утверждают нек-рые авторы, на араб. языке. Он поддерживал связи с главами Коптской Церкви и эфиоп. царем Малак-Сагадом (1563-1597), боровшимся с мусульманами и не принимавшим союза с католиками. К 1592-1594 гг. относится активизация миссионерской деятельности латинян среди коптов. Посольство Коптского патриарха, прибывшее в Рим в 1594 г., подписало документы о принятии унии, возможно тем самым превысив свои полномочия. В копт. общине начались волнения. Нек-рые копты в знак протеста против заключения унии перешли в юрисдикцию правосл. патриарха. М. вмешался в копт. конфликт, выступив на стороне противников католичества. По утверждению зап. авторов, патриарх прибег к помощи османских властей, традиционно препятствовавших католич. прозелитизму на своих землях. Известно окружное послание М. к коптам от дек. 1594 г., касавшееся даты празднования Пасхи и непризнания григорианского календаря. В итоге Коптский патриарх Гавриил VIII (1587-1603) отказался от принятия унии и введения нового календаря под давлением большинства своих единоверцев (Там же. С. 269-271).

Продолжительное отсутствие патриарха на К-польском престоле в 90-х гг. XVI в., частая смена недолговечных патриархов привели в расстройство церковные дела. Собор архиереев и архонтов К-польской Церкви обратился к М. с просьбой принять местоблюстительство Патриаршего престола. Это обращение поддержал и султан Мехмед III (1595-1603). В марте 1597 г. М. прибыл в столицу. По настоянию султана он выступил посредником в мирных переговорах Высокой Порты и мятежного валашского правителя Михая Храброго (1593-1601), вытеснившего османов из земель севернее Дуная. Возобновление Михаем в 1598 г. военных действий пошатнуло позиции М. при дворе. Он потерял расположение султана. Евр. ростовщики требовали погашения огромных долгов К-польской Церкви. В апр. 1598 г. М., обремененный этими проблемами, уступил К-польский престол бывш. патриарху Матфею II и уехал в Египет.

В последний год жизни М. озаботился выбором преемника. Весной 1601 г. он писал Кириллу Лукарису, призывая его в Египет. Кирилл приехал 11 сент. 1601 г., он успел увидеть М. за 2 дня до его смерти.

Ист.: Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. СПб., 1909. Т. 2. С. 264-442. (ППС; 58).
Лит.: Малышевский И. И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Русской церкви. К., 1972. 2 т.; Runciman S. The Great Church in Captivity. Camb., 1968. P. 214, 235, 261-266.
К. А. Панченко

М. и Киевская митрополия

Установление контактов между М. и Львовским братством относится к нач. 90-х гг. XVI в. Позднее в послании к царю Феодору Иоанновичу М. высоко оценивал деятельность братства и просил царя оказать ему поддержку. В 1593 г. в типографии братства было напечатано сочинение М. «О христианском благочестии к иудеям ответ». Перевод сделал ученик братской школы. К 1595 г. были установлены контакты и с Виленским братством. В июле 1596 г. в Вильно напечатали «Православный христианский диалог» М. К 1594 г., находясь в К-поле, М. узнал о подготовке к заключению унии и отправил в Киевскую митрополию Кирилла Лукариса с посланием к кн. Константину Константиновичу Острожскому, содержавшим призыв защищать правосл. веру. Планировалось путешествие М. в Россию, по дороге он должен был посетить Киевскую митрополию и принять меры по исправлению пороков церковной жизни. Путешествие не состоялось, т. к. Дунайские княжества в сер. 90-х гг. XVI в. выступили против Османской империи и путь в Россию оказался закрыт. Возможно, слухи об этих планах М. побудили епископов и сторонников унии к более активным действиям.

Контакты православных Киевской митрополии с М. усилились после заключения Брестской унии, когда М. стал местоблюстителем К-польского Патриаршего престола. Ему направили запись деяний правосл. Собора в Бресте 1596 г. Еще до заключения унии М. в авг. 1596 г. обратился к кн. Острожскому и духовным и светским людям с призывом отвергнуть унию. Получив текст деяний правосл. Собора, М. в письме, обращенном к кн. Острожскому и др. православным (27 апр. 1597), одобрил решения Собора о низложении митрополитов и епископов - сторонников унии. Затем в послании к еп. Львовскому Гедеону (Балабану) и всему духовенству и народу Малой России он назначил 3 экзархов К-польского патриарха в митрополии: еп. Гедеона, Кирилла Лукариса и кн. К. Острожского, пока на Соборе не будут избраны новый митрополит и епископы. Он рекомендовал в будущем устроить при каждой епископской кафедре, прежде всего во Львове, «академии сиречь училища». Экзархи должны были добиваться от кор. Сигизмунда III Вазы того, чтобы православные могли жить по отеческим догматам, соблюдать свои обычаи и не придерживаться григорианского календаря. Ряд посланий с призывом сохранять верность Православию М. направил также братствам и православным князьям и панам. Восемь таких посланий вошли в состав «Книжицы в 10 разделах», напечатанной в Остроге в июне 1598 г.

В июле 1597 г. М. обратился к кор. Сигизмунду III с просьбой отменить запрет жителям Греции посещать Речь Посполитую.

В 1598 г. М. направил ряд посланий к православным Киевской митрополии, отвечая на их вопросы, и призывал сохранять верность Православию. В послании к Львовскому братству от 29 нояб. 1598 г. он призывал братчиков положить конец их конфликту с еп. Гедеоном. Понимая, что главным, наиболее деятельным пропагандистом унии является еп. Ипатий Потей, М. 15 окт. 1599 г. обратился к нему с посланием. В нем, ссылаясь на суждения отцов Церкви, он отстаивал истинность правосл. догматов и обычаев, а также предсказывал, что униаты не смогут добиться полного равноправия с католиками. Ипатий Потей написал полемический ответ на послание М.

На рубеже XVI и XVII вв. часть правосл. знати во главе с кн. Острожским увидела выход из сложившегося положения в соглашении с протестантами об общих действиях против католиков. Совместный съезд состоялся в Вильно 15 мая 1599 г. Была достигнута договоренность о совместных действиях в борьбе с насилием со стороны католиков, но нек-рые протестант. духовные лица (при сочувственном отношении кн. Острожского) выступили с инициативой объединения церквей. 6 июня 1599 г. они направили письмо М. с перечислением 18 пунктов, в к-рых согласны между собой правосл. и протестант. вероучения. В своем кратком ответе М. отметил, что с рядом положений, выдвинутых в письме, он согласиться не может, и поручил дальнейшие переговоры Кириллу Лукарису. Лукарис не передал ответ патриарха протестантам, и на этом переговоры прервались.

Важный шаг М. предпринял в 1600 г., направив в Речь Посполитую Лукариса со своими посланиями. В послании к Сигизмунду III М. отклонял предложения подчиниться власти папы и снова ходатайствовал об отмене запрета для греков посещать Речь Посполитую. К польск. канцлеру Яну Замойскому и сенаторам М. обращался с просьбой оградить православных от преследований. Лукарис привез также послания к кн. Острожскому и др. правосл. князьям и панам с призывом сохранять верность Православию. Последние 2 письма М. сходного содержания были адресованы в 1601 г. членам Львовского братства и жителям Рогатина.

После смерти М. в Киевской митрополии продолжали публиковать его сочинения. В 1605 г. в Дерманском Свято-Троицком мон-ре был напечатан перевод его послания к Ипатию Потею, выполненный буд. митр. Киевским Иовом (Борецким). Послания М. в России стали известны в годы Смуты. В 1616 г. Собор епископов Московской Патриархии призывал православных Речи Посполитой порвать с католич. властью и униат. церковью, ссылаясь на сочинения «Мелетия мудрого». Послания М., вошедшие в «Книжицу о 10 разделах», были воспроизведены в составе «Кирилловой книги», напечатанной в Москве в 1644 г.

Лит.: Соколов I. I. Про вiдносини Украïнськоï церкви до Грецького Сходу на прикiнцi ХVI та на початку ХVII ст. за нововиданими матерiялами // Зап. iст.-фiлол. вiддiлу УАН. К., 1919. Кн. 1. C. 53-144; Podskalsky G. Der Union von Brest aus der Sicht des Ökumenischen Patriarchats (Konstantinopel) im 17. Jh. // OCP. 1995. Vol. 61. P. 555-570.
Б. Н. Флоря

Сочинения

Помимо обширной переписки, к-рая включает послания на Русь (Analecta Byzantino-Russica. 1891. P. 92-115), в Дунайские княжества (Documente privitoare. 1909. P. 343-352), в западнорус. земли (Ibid. P. 411-435), к кор. Сигизмунду III (Hofmann. 1932. P. 260-261) М. оставил множество сочинений различных жанров, однако большинство из них не изданы и не изучены критически. Наиболее полный аннотированный перечень трудов М. опубликован в диссертации В. Дзоги (Τζώγα. 2009. Σ. 429-571).

Богословские

Центральное произведение М. П. догматического содержания в различных списках озаглавлено либо «Пособие» (᾿Εγχειρίδιον), либо «Беседа учителя и ученика» (Διάλογος διδασκάλου καὶ μαθητοῦ), либо «Православное учение» (᾿Ορθόδοξος διδασκαλία), в некоторых рукописях приведены 2 варианта или их комбинация. Сочинение написано в излюбленной М. форме эротапокриз и его тема - догматические расхождения между православным, католическим и протестантскими вероучениями. Оно разделено на 4 тома: 1-й посвящен учению о человеке, 2-й - вопросу о Filioque, 3-й - таинствам, в 4-м томе опровергается учение о Чистилище и критикуется практика выдачи индульгенций. Это пространное сочинение было написано в 1580-1581 гг. и издано под названием «Православное учение» в 1769 г. на средства патриарха Иерусалимского Ефрема II при поддержке господаря Григоре III Гики, вероятно, в Бухаресте. На титуле книги ошибочно указано, что это 2-е издание. Дело в том, что за соч. «Православное учение» было принято др. произведение М., схожее по тематике и структуре,- «Православный христианский диалог» (Διάλογος ὀρθόδοξος χριστιανός), изданный в Вильно в 1596 г. под редакцией Кирилла Лукариса. Это также диалог, главные герои к-рого, «чужеземец» и «дитя», обсуждают противоречия между католич. и правосл. Церквами, касаясь вопросов папского примата, Filioque, значения крестного знамения, учения о чистилище. Диалог написан в 80-х гг. XVI в., когда М. был протосинкеллом Александрийского патриарха. В то же время и также в форме диалога написано краткое введение М. в правосл. догматику под названием «Хозяин постоялого двора» (Πανδοχεύς). Еще одно произведение М., где рассматривается более глубоко один из вопросов, затрагивавшихся в «Православном учении», а именно учение о пресуществлении Св. Даров, не сохранилось в оригинальном виде, однако его идеи были изложены М. в 3 посланиях: англ. послу в К-поле Э. Бартону, врачу и преподавателю Ингольштадтской академии Кириаку Фотину и митр. Филадельфийскому Гавриилу Севиру (частично изд.: Renaudotius. 1709. P. 100-150). Предположительное название этого утраченного сочинения - «О пречистых таинствах» (Περὶ τῶν ἀχράντων μυστηρίων).

Полемические

Основное полемическое сочинение М. «Строматы» (Στρωματεύς) создано в 1585 г. как послание к патриарху Сильвестру (Δοσίθεος. 1705. Σ. 553-604). Из его развернутого названия «О том, что есть истинная кафолическая Церковь и какова ее истинная и неложная глава» можно заключить, что основная цель трактата, как ее видел М., состояла в опровержении учения о примате папы Римского. Этому же вопросу посвящено сочинение, объединяющее серию посланий, отправленных М. в 1597-1598 гг. кн. Острожскому и всем православным, находившимся на территории Речи Посполитой. Первое издание писем в виде единого трактата под названием «О власти папы в виде посланий» (Περὶ ἀρχῆς τοῦ πάπα ὡς ἐν εἴδει ἐπιστολῶν) относится к 1627 г. К этим полемическим сочинениям примыкает «Александрийский томос о пасхалии» (Τόμος ἆΑλεξανδρινὸς περὶ τοῦ πασχαλίου) (Legrand. 1902. P. 138-155), написанный М. в нояб. 1583 г. при подготовке к Собору в К-поле, на к-ром обсуждался вопрос о григорианском календаре.

Одно полемическое сочинение выбивается из общего ряда атикатолич. трудов М.- «О христианском благочестии к иудеям ответ», или «Защитительное слово против иудеев» (Πρὸς ᾿Ιουδαίους ἀπολογία), к-рое сначала было написано на латыни и было рассчитано на католическую аудиторию, а затем самим М. переведено на греческий. Новыми адресатами трактата стали правосл. жители Речи Посполитой, при поддержке патриарха К-польского Иеремии II и Кирилла Лукариса он был опубликован в 1593 г. во Львове с переводом на слав. язык.

Прочие

Опубликованы собрания проповедей М. 1586-1588 гг. (Βαλέτας. 1958), пособие по грамматике, диалектике и риторике (Τζώγα. 2014/2015), краткая философская зарисовка «О происходящем с умом» (Περὶ τῶν τῷ νῷ συμβαινόντων) (eadem. 2012). М. также без надежных оснований приписывались труд по истории мон-ря Анкарафу на Крите и соч. «О примате папы», в действительности созданное современником М. иеромонахом из Афин Нафанаилом Хикасом.

Соч.: Δοσίθεος, Πατρ. ᾿Ιεροσολύμων. Τόμος χαρᾶς. [S. l.,] 1705; Renaudotius E., ed. Gennadii patriarchae Constantinopolitani homiliae De sacramento Eucharistiae, Meletii Alexandrini <…> De eodem argumento opuscula. P., 1709; Analecta Byzantino-Russica / Ed. W. Regel. Petropoli, 1891; Legrand E., ed. Lettres de Mélétius Pigas antérieures à sa promotion au Patriarcat. P., 1902; Documente privitoare la istoria Romănilor / Culese de E. Hurmuzaki. Bucur., 1909. Vol. 13: Texte Greceşti / Culese şi publ. de A. Papadopulos-Kerameus; Hofmann G. Griechische Patriarchen und Römische Päpste: Untersuchungen und texte. R., 1932. Tl. 2. Bd. 5: Die Patriarchen Meletios Pegas, Neophytos II, Timotheos II. S. 249-276. (OrChr; 25.2); Βαλέτας Γ., ἐκδ. Μελέτιος Πηγᾶς. «Χρυσοπηγή» Εὐαγγελικῆς διδασκαλίας περίοδος. ᾿Αθῆναι, 1958; Τζώγα Β. Τὸ ἐπιγραφόμενο «Περὶ τῶν τῷ νῷ συμβαινόντων» ἀνέκδοτο ἔργο τοῦ Μελετίου Πηγᾶ // Παρνασσός. 2012. Τ. 54. Σ. 298-343; eadem. Τὸ περὶ γραμματικῆς, διαλεκτικῆς καὶ ρητορικῆς (Στοιχειώσεις) ἀνέκδοτο ἔργο τοῦ Μελετίου Πηγᾶ // Μνημοσύνη. 2014/2015. Τ. 20. Σ. 3-60.
Лит.: Legrand. Bibl. hell. XVe-XVIe. T. 2. P. 115-120; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 128-135; Τζώγα Β. Μελέτιος Πηγάς (1550-1601) Πατριάρχης Αλεξανδρείας: Βίος - δράση - εργογραφία: Diss. Αθήνα, 2009.
Л. В. Луховицкий
Ключевые слова:
Патриархи Александрийские Святые Русской Православной Церкви Святые Греческих Православных Церквей Мелетий I (Пигас) (1535/40 - 1601), святой (пам. греч. 13 окт.), патриарх Александрийский (с 5 июля 1590), местоблюститель Константинопольского Патриаршего престола (март 1597 - апр. 1598), выдающийся церковный деятель, писатель
См.также:
ГЕРАСИМ II ПАЛЛАДА († 1714), патриарх Александрийский (1688 - 1710), свт. (пам. 15 янв.)
АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)
АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
АКЕПСИМ (IV в.), прп. Антиохийский (пам. 3 нояб., греч. 13 февр., 29 янв.)
АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 1 сент., 3 нояб., греч. 22 апр.)