Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЕГИДДО
Т. 44, С. 436-438 опубликовано: 26 мая 2021г.


Содержание

МЕГИДДО

Тель-Мегиддо
Тель-Мегиддо

Тель-Мегиддо

(Мегиддон) [евр.  ,  ; араб.  ; Телль-аль-Мутеселлим - «холм правителя»], телль в сев. части Израиля, приблизительно в 30 км к юго-востоку от Хайфы; памятник археологии (Национальный парк Мегиддо), внесенный в кн. «Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО». Название Мегиддон известно также в греческом варианте (Септуагинта: Μεγιδδώ/Μαγεδδών), по-латыни (Mageddo), по-аккадски (  ), упоминается в Амарнских письмах (  ) и в древнеегип. источниках (   ). Согласно Откровению Иоанна Богослова (Откр 16. 16), последняя битва, Апокалипсис, произойдет на равнине Армагеддон (от    - гора М.), что породило наряду с известным греч. вариантом имя равнины, на к-рой состоится последнее сражение добра и зла. В результате слово «Армагеддон» стало синонимом Страшного Суда и последней битвы Христа с силами ада (см. также в ст. Гог и Магог).

В бронзовом веке М.- важный город-государство хананеев, в период раннего железного века - город в составе Израильского царства (см. в ст. Израиль древний). Его стратегическая позиция позволяла контролировать верхнюю часть перевала через хребет Кармил и господствовать с запада над долиной Изреель. На телле насчитывается до 26 строительных уровней.

Он защищал с запада торговый путь в зоне «Плодородного полумесяца», в к-рой впервые возникло производящее хозяйство. Путь связывал Египет с Месопотамией и М. Азией и позже был известен как Via Maris (Приморская дорога). Как стратегический пункт М. стал местом исторически значимых сражений (напр., XV в. до Р. Х.: битва армии Тутмоса III с войсками обширной коалиции хананеян во главе с царями М. и Кадеса-Варни; 609 г. до Р. Х.: войско фараона Нехо II выступило против иудейского царя Иосии, последний в битве погиб).

Город обживался с рубежа VIII и VII тыс. до Р. Х. (7000 г.). Первые важные следы цивилизации относятся к энеолиту (4500-3500 гг. до Р. Х.) и даже позднее - к нач. 1-й фазы раннего бронзового века (3500-3100). В то время в городе уже археологически фиксируется храмовый комплекс, одно из крупнейших сооружений Ближ. Востока. Позже была построена и 1-я стена (2-я и 3-я фазы раннего бронзового века). В 4-й фазе раннего бронзового века (2300-2000) наблюдался упадок, но на рубеже III и II тыс. до Р. Х. город вновь ожил и в период средней бронзы достиг максимальной площади - 10-12 га.

В эпоху поздней бронзы М. пережил очередной расцвет, находясь в составе егип. царства Тутмоса III (1490-1436) (М. упом. в древнеегип. текстах как захваченный фараоном ок. 1479), когда здесь воздвигли роскошный дворец.

Ок. 1130 г. до Р. Х. город был разрушен и заново заселен, как полагают, израильтянами, к-рых сменили филистимляне, создавшие неукрепленное поселение (вопрос об идентичности новых жителей остается дискуссионным). М., процветающий и важный город, вскоре был уничтожен (возможно, арамеями) и вновь отстроен как адм. центр ассир. царя Тиглатпаласара III, захватившего Самарию (?).

М., столица ассир. провинции, восстановленная и укрепленная ассирийцами, в кон. VII в. до Р. Х. была разрушена, а на ее месте воздвигнута крепость того же типа, что в Асоре и Тель-Киннерете, с открытым двором в месопотамском стиле. Находок здесь очень мало, но в отдельных местах обнаружены небольшие жилые постройки с керамикой персид. периода. По-видимому, это слой восстановления города в начале персид. периода, когда М. вновь был заселен. К тому же времени Э. Штерн относит остатки мощной и крупной (68×48 м) цитадели также в месопотамском стиле на вост. участке.

В вавилонский период М., видимо, не восстанавливали. Это подтверждает и стратиграфия 2 ближайших к М. поселков, Тель-Кири и Йокнеам, почти полностью уничтоженных в кон. VII в. до Р. Х. Следующая фаза относится уже к персид. периоду, а свидетельств вавилонского времени нет ни в одном из поселений. Несмотря на большие разрушения, к-рые ассирийцы произвели в пров. Мегиддо, и на частичную депортацию населения, были восстановлены самые значительные объекты (М., Асор, Аелет-ха-Шахар, Тель-Кири и Йокнеам), уничтоженные в кон. VII в. до Р. Х. вавилонянами (Stern. 2001. P. 315).

В персид. период в М. (возможно, столице провинции) строительные остатки составляли мощный верхний слой I (600-300 гг. до Р. Х.). Здесь открыты стены и ворота, окружавшие крепость, к-рые не раз перестраивали. Из жилых районов города особенно густо застроен южный. В неукрепленной части города постройки разнообразны, но преобладает традиц. план (открытый двор с 3-сторонней обстройкой помещениями).

Археология

Исследования М. проводили 3 основные экспедиции, в настоящее время они возобновлены. Первая, которой руководил Г. Шумахер, работала в М. с 1903 по 1905 г. под эгидой Немецкого об-ва исследования Палестины. По современным стандартам эта группа использовала в работе технически устаревшие методы; полевые дневники и подготовленные к публикации отчеты Шумахера были утрачены во время первой мировой войны. После войны К. Ватцингер опубликовал сохранившиеся материалы этих раскопок. В 1925 г. работы возобновились, раскопки вел Восточный ин-т Чикагского ун-та при финансировании Дж. Д. Рокфеллера. Они продолжались вплоть до начала второй мировой войны (руководители К. С. Фишер, Ф. Л. О. Гай, Р. Ламон и Г. Лауд). Специалисты Восточного ин-та ставили своей целью сплошные стратиграфические раскопки всего телля, но финансирование закончилось до завершения работ. Современные исследователи ограничиваются отдельными площадями или траншеями, оставляя участки для буд. археологов, к-рые смогут работать с использованием более совершенных технологий и методов. Мн. артефакты хранятся в Музее Рокфеллера в Иерусалиме и в Восточном ин-те Чикагского ун-та.

В 1960, 1966, 1967 и 1971 гг. по заказу Еврейского ун-та раскопки проводил И. Ядин (результаты см.: Zarzecki-Peleg. 2016).

Мозаичный пол церкви в Мегиддо. Кон. III — нач. IV в.
Мозаичный пол церкви в Мегиддо. Кон. III — нач. IV в.

Мозаичный пол церкви в Мегиддо. Кон. III — нач. IV в.

С 1994 г. М. исследуется группой Тель-Авивского ун-та «Экспедиция Мегиддо» под рук. И. Финкельштейна и Д. Усишкина, а также Э. Клайна из Ун-та Дж. Вашингтона (США) с участием специалистов ряда ун-тов из разных стран. Важной особенностью этих работ является тесное сотрудничество археологов и др. ученых, осуществляющих самый точный анализ артефактов с использованием инфракрасного спектрометра.

В 2010 г. в рамках регионального проекта по исследованию долины Изреель под рук. М. Дж. Адамса (Бакнеллский ун-т) совместно с «Экспедицией Мегиддо» были осуществлены раскопки вост. склона Тель-Мегиддо, на к-рый М. распространил свою территорию в раннебронзовое время.

Основная дорога на холм ведет вверх через Соломоновы ворота, откуда открывается вид на раскопки Восточного ин-та. Большая круглая каменная структура интерпретируется исследователями как алтарь или «высота» (бима) ханаанского периода. Недалеко расположены: зерновая яма, использовавшаяся в израильский период для хранения запасов продуктов на случай осады; конюшни, изначально датированные временем правления Соломона, сегодня - на полтора столетия позже, годами правления царя Ахава; система водоснабжения, основанная на квадратной шахте 35 м глубиной, на дне к-рой начинается 100-метровый туннель к источнику воды, пробитый в каменной породе.

«Великий храм» М., датированный 1-й фазой раннего бронзового века (3500-3100 гг. до Р. Х.), интерпретируется исследователями как наиболее монументальный в Леванте этого периода из открытых на сегодняшний день и относится к самым большим структурам своего времени на Ближ. Востоке. Комплекс включает огромное (47,5×22 м) святилище; в целом храм более чем в 10 раз превосходит по размерам типичные для региона храмы той эпохи. Первая стена возведена во 2-й или в 3-й фазе раннего бронзового века. Установлено, что храм был местом жертвоприношений животных. Коридоры использовались в качестве подземных хранилищ культовых принадлежностей, сюда складывали кости после жертвоприношений. Более 80% жертвенных животных составляли молодые овцы и козы, остальные - крупный рогатый скот.

В 2010 г. в керамическом сосуде был найден клад ювелирных изделий (сердоликовые бусины, кольцо и серьги), датируемых приблизительно 1100 г. до Р. Х. Судя по всему, украшения могли принадлежать богатой хананейской семье, относящейся к правящей элите.

В М. в слое позднего бронзового века найдены изделия из слоновой кости (раскопки Лауда). Они экспонируются в Восточном ин-те Чикагского ун-та и в Музее Рокфеллера в Иерусалиме. Изделия обнаруживают стилистическое влияние Египта. На телле был также найден пенал из слоновой кости с картушем фараона Рамсеса III.

В М. раскрыты 2 комплекса конюшен (страта IVA): один - на севере М., другой - на юге. Юж. комплекс включает 5 структур, построенных вокруг оштукатуренного двора. Строения были разделены на 3 секции. Два больших каменных придела (ок. 21×11 м) были пристроены к главному коридору, покрытому штукатуркой, и отделялись от главного коридора рядом каменных колонн. Во многих из них были просверлены отверстия, в к-рые монтировались приспособления для привязывания коней. Здесь же были найдены остатки каменных яслей, расположенных между колоннами, непосредственно перед стоявшими там конями. Это позволяет исследователям предположить, что на каждой стороне стояло по 15 лошадей, а во всем здании - до 30. Строения на сев. стороне города были похожи по конструкции, но без центрального двора. Общая вместимость сев. конюшен составляла примерно 300 лошадей, а обоих комплексов - 450-480.

Эти постройки были раскопаны в 1927-1934 гг., тогда их обозначили как конюшни. В наст. время это утверждение подвергнуто сомнению (Дж. Б. Притчард, З. Херцог и др.), в качестве возможных вариантов предложены хранилища, рыночные площади или казармы (Archaeology of the Land of the Bible. N. Y., 1992. Vol. 1. P. 476-478).

Несколько в стороне от Тель-Мегиддо, недалеко от перекрестка путей, в 2005 г. археологами была раскрыта т. н. тюремная церковь (руководитель Й. Теппер, Тель-Авивский ун-т). Построена она была уже на территории древнего г. Легио. Здесь обнаружена обширная мозаика на христ. сюжеты. На основе стилистических и эпиграфических особенностей она отнесена к III в. по Р. Х.: мозаика включала надпись по-гречески («Боголюбивый Акептус воздвиг престол в память Господа Иисуса Христа»), в силу чего может считаться древнейшей христ. мозаикой, а сама церковь - первой известной «домус экклесия» со столь статусной декорацией (среди надписей донаторов есть, напр., текст рим. офицера Гаиана). Но в опубликованных материалах нет сведений о том, что здание было церковным уже в момент его постройки. Делать выводы о существовании столь ранних памятников христ. живописи только на основе стиля рискованно, следует дождаться итоговой публикации материалов с градуировкой строительных периодов, при к-рой, возможно, обнаружится постройка рим. времени, использовавшаяся после 314 г. как церковная.

Лит.: Kempinski A. Megiddo: A City-State and Royal Centre in North Israel. Münch., 1989; Ussishkin D. Jezreel, Samaria and Megiddo: Royal Centres of Omri and Ahab // Congress Volume: Cambridge, 1995. Leiden, 1997. P. 351-364; idem. The Destruction of Megiddo at the End of the Late Bronze Age and its Historical Significance // Mediterranean Peoples in Transition: 13th to Early 10th Cent. BCE / Ed. S. Gitin, A. Mazar, E. Stern. Jerus., 1998. P. 197-219; idem. The Sacred Area of Early Bronze Megiddo: History and Interpretation // BASOR. 2015. Vol. 373. P. 69-104; Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000; Halpern B. The Gate of Megiddo and the Debate on the 10th Cent. // Congress Volume: Oslo, 1998 / Ed. A. Lemaire, M. Sæbø. Oslo, 2000. P. 79-121; Megiddo III: The 1992-1996 Seasons / Ed. I. Finkelstein, D. Ussishkin et. al. Tel Aviv, 2000. 2 vol.; Stern E. The Assyrian, Babylonian and Persian Periods // Archaeology of the Land of the Bible. N. Y., 2001. Vol. 2; Tepper Y., Di Segni L. A Christian Prayer Hall of the Third Century CE at Kefar 'Othnay (Legio): Excavations at the Megiddo Prison 2005. Jerus., 2006; Беляев Л. А., Мерперт Н. Я. От библейских древностей к христианским. М., 2007; Tzaferis V. Inscribed «To God Jesus Christ»: Early Christian Prayer Hall found in Megiddo Prison // BAR. 2007. Vol. 33. N 2. P. 38-49; Adams E. The Ancient Church at Megiddo: The Discovery and an Assessment of its Signficance // Expository Times. Edinb., 2008. Vol. 120. N 2. P. 62-69; Huber M. Gab es ein davidisch-salomonisches Großreich?: Forschungsgeschichte und neuere Argumentationen aus der Sicht der Archäologie. Stuttg., 2010; Adams M. J. et al. The Rise of a Complex Society: New Evidence from Tel Megiddo East in the Late Fourth Millennium // NEA. 2014. Vol. 77. N 1. P. 32-43; Zarzecki-Peleg A. Yadin's Expeditions at Megiddo: Final Rep. of the Archaeol. Excavations (1960, 1966, 1967 and 1971/2 Seasons). Jerus., 2016.
Л. А. Беляев
Ключевые слова:
Страноведение. Израиль Мегиддо (Мегиддон), телль в северной части Израиля, приблизительно в 30 км к юго-востоку от Хайфы; памятник археологии (Национальный парк Мегиддо)
См.также:
АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
АНТОНИЕВА БАШНЯ название крепости в Иерусалиме (ок. 36 г. до Р. Х.)
АСКАЛОН г. на юге Израиля, один из 5 главных филистимских городов
БЕТ-АЛЬФА город в вост.части долины Йизреэль