Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАТВЕЕВ
44, С. 304-306 опубликовано: 30 апреля 2021г.


МАТВЕЕВ

Н. В. Матвеев. Фотография. Сер. ХХ в.
Н. В. Матвеев. Фотография. Сер. ХХ в.

Н. В. Матвеев. Фотография. Сер. ХХ в.

Николай Васильевич (23.01.1909, Вильна - 8.06.1992, Москва), регент, педагог. Род. в семье железнодорожного служащего. Родители М., будучи глубоко верующими, привили ему любовь к богослужению и церковному пению. В 1915 г. семья М. эвакуировалась в г. Новозыбков (Черниговская губ.), в 1918 г. переехала в Сергиевский посад (Московская губ.; с 1919 г. Сергиев, с 1930 Загорск, ныне Сергиев Посад), где в том же году М. начал учиться в муз. школе и петь в хоре Ильинской ц. В 1925-1930 гг. учился на вечернем дирижерско-хоровом отд-нии 1-го муз. техникума. В 15 лет начал руководить школьным хоровым кружком, с 18 лет - церковными хорами в Сергиеве. В 1930-1935 гг. учился в Московском архитектурном ин-те, впосл. работал в проектных орг-циях города. С началом Великой Отечественной войны был привлечен к сооружению оборонительных укреплений вокруг Москвы. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». После войны занимался восстановлением разрушенных зданий. С 1945 г. был регентом в ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Черкизове (ныне пос. Пушкинского р-на Московской обл.).

Весной 1948 г., оставив архитектурную деятельность, М. посвятил себя церковному служению в качестве регента во вновь открывшейся ц. Преображения Господня (иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») на Б. Ордынке по приглашению настоятеля храма прот. Михаила Зёрнова, ранее служившего в Покровской ц. в Черкизове (с 1961 Киприан (Зёрнов), еп. Подольский, затем еп. Дмитровский, с 1963 архиепископ, с 1964 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский). С 1952 г. М. учился на заочном отд-нии дирижерско-хорового фак-та Государственного музыкально-педагогического ин-та им. Гнесиных, к-рый окончил в 1957 г. с отличием по классу хорового дирижирования у проф. К. Б. Птицы. Годы сотрудничества с владыкой Киприаном, который в 1966-1987 гг. был почетным настоятелем храма, оказались наиболее плодотворными для М. Они оба обладали тонким вкусом в выборе репертуара, ценили творчество выдающихся рус. композиторов. Событиями церковной и муз. жизни Москвы становились дни поминовения великих рус. композиторов - П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, а также Д. С. Бортнянского, А. Л. Веделя, А. Ф. Львова, А. В. Никольского, П. Г. Чеснокова, когда хор Скорбященского храма за богослужением исполнял литургические циклы этих авторов. Особенно известными стали исполнения «Всенощного бдения» Рахманинова и «Литургии» Чайковского, собиравшие ценителей церковной музыки со всей Москвы.

Нередко хор под упр. М. приглашали в др. столичные храмы с просьбой исполнить любимые прихожанами песнопения. Число певчих хора М. доходило до 40 и более человек. В его хор стремились поступить лучшие вокалисты Москвы. Звучание хора М. отличали ровность и легкость верхних голосов, к-рые сохраняли естественную красоту тембра жен. сопрано и альта, но стараниями регента приближались к тембру голосов мальчиков. Особую красоту звучанию хора придавали мощные низкие басы и октависты. Хор М. никогда не форсировал звук, регент добивался отчетливого и осмысленного произношения текста, молитвенного и проникновенного исполнения. При исполнении читка (хорового речитатива) как важнейшего элемента при пении стихир, тропарей и кондаков регент требовал от хора ровного звучания ритмо-слогового рисунка с ясными ударениями и вершинами.

В 1969 г. М. возглавил регентский класс в МДА, до 1984 г. вел в нем авторский курс истории церковного пения, в 1970-1975 гг. был зав. кафедрой церковного пения МДА. Написал ряд учебных пособий и программ. Под редакцией М. для академического муж. хора и для преподавания в семинарии был составлен «Обиход церковного пения» в 3 частях (Всенощная, Литургия, Осмогласие). Плодом многолетней регентской и преподавательской деятельности М. является написанное им в 1976 г. учебное пособие по хороведению для регентского класса. Он также опубликовал ряд статей по истории рус. церковного пения в газете Среднеевропейского Экзархата «Голос Православия», написал статьи о рус. церковных композиторах и рус. церковном пении для греч. «Религиозно-нравственной энциклопедии». Член Предсоборной комиссии, присутствовал в качестве гостя на Поместном Соборе РПЦ 1971 г. По назначению Главного управления охраны памятников был хранителем и руководителем восстановительных работ в Скорбященском храме. Руководил строительством в МДАиС (1952) и на Троицком подворье в Лукине (Переделкине) под Москвой. Награжден орденами равноап. кн. Владимира 3-й (1966) и 2-й степени (1968), орденом прп. Сергия Радонежского 3-й (1979) и 2-й степени (1985) и Патриаршими грамотами (1954, 1957, 1971, 1975, 1977, 1979).

Хор под упр. М. довольно редко выступал в духовных концертах. Регент считал, что основным местом деятельности церковного хора является храм. Однако к празднованию 1000-летия Крещения Руси хор по благословению патриарха Пимена записал 3 двойных альбома грампластинок с выдающимися образцами церковной музыки. Специально для этого случая был собран увеличенный состав хора, были приглашены лучшие солисты Москвы. Эти пластинки были популярны в церковных кругах России и за рубежом и стали достойным памятником времени и самому М.

М. вошел в историю отечественного регентского и церковно-певч. искусства ХХ в. наряду с В. С. Орловым, Н. М. Данилиным, Чесноковым, М. Г. Климовым, А. В. Александровым, В. С. Комаровым, архим. Матфеем (Мормылём). М.- представитель концертного стиля в церковном пении, к-рый предполагает наличие большого профессионального хора с репертуаром из русской хоровой церковной классики - произведений Бортнянского, С. А. Дегтярёва, Веделя, Львова, А. А. Архангельского и др. церковных композиторов. Этому стилю пения и богослужения присуща торжественность, соответствующая традиции архиерейского служения. Все перечисленные признаки не исключают молитвенности пения, что и было свойственно звучанию хора под упр. М. В исполнительском стиле М. следовал традициям московской церковнопевческой школы и, в частности, Синодального хора.

М. ценил творческое начало в др. людях, владел церковным репертуаром и сам в меру сил и с присущей ему скромностью подготовил неск. аранжировок и переложений, оставшихся неизданными. Так, до настоящего времени некоторые церковные хоры исполняют за богослужением «Покаяния отверзи ми двери» Веделя в редакции М. В хоровых б-ках отдельных храмов хранятся величания ряду праздников и святым, написанные М. для большого хора и солистов.

Несмотря на многолетнее регентское служение в Москве и работу в лавре, М. практически не оставил учеников (как и Орлов в Синодальном хоре, Климов в Придворной певческой капелле, Комаров в Богоявления соборе в Елохове), поскольку, являясь творческой личностью со своими жизненными и профессиональными принципами, он считал любое копирование или подражание обесцененным и упрощенным. Тем не менее его учениками можно считать регента Скорбященского храма и руководителя Московского Синодального хора А. А. Пузакова и регента храма Христа Спасителя И. Б. Толкачёва. В кон. 80-х гг. XX в., будучи еще молодыми людьми, помогая М. на клиросе или замещая его, они наблюдали за его жестами, его трактовками песнопений, его манерой общаться с певчими и вести хор, старались понять и усвоить его общий регентский подход, что и позволило им стать его последователями.

Соч.: Всенощное бдение муз. С. В. Рахманинова // Голос Православия: Газ. Среднеевроп. Экзархата РПЦ. 1965. № 11-12; Богослужебные песнопения в РПЦ // Там же. 1969. № 5; Духовные произведения С. В. Рахманинова // Там же. 1970. № 8; Очерки по истории рус. церк. пения и биографии рус. церк. композиторов // Там же. 1974. № 5, 6, 10, 11; Всенощное бдение (муз. С. В. Рахманинова) // ЖМП. 1978. № 7. С. 22-25; Десятилетие регентского класса в МДА / Н. М. // Там же. 1979. № 8. С. 20; Певческое искусство на Руси // Музыка в СССР: Сб. ст. М., 1988. № 2. С. 64-65; Хоровое пение: Учеб. пособие по хороведению. [Н. Новг.], 1998.
Лит.:ЖМП. 1964. № 5. C. 15-16; 1971. № 1. С. 13; № 8. С. 19; № 9. С. 24; Σούμσκυ Σ. Ματφέγιεφ Β. Ν. (siс!) // ΘΗΕ. 1968. Τ. 12. Στ. 757-759; Золотой юбилей регента // Там же. 1978. № 7. С. 26-27; Гузняков Б., прот, Свенцицкий А. Б. Н. В. Матвеев: [Некр.] // ЖМП. Офиц. хроника. 1993. № 1. С. 63-64; Н. В. Матвеев - хоровой дирижер и регент (1909-1992): [Статья С. А. Шумского 1967 г. (доп. вариант текста: Σούμσκυ. 1968) и интервью А. А. Пузакова] // Тр. МРПС, 2002-2003. М., 2005. С. 85-95; Сереженко Е. И. Жизненный и творческий путь Н. В. Матвеева: Дипл. работа / ПСТГУ. М., 2009; Русских М. Церковнорегентская деятельность Н. В. Матвеева: Дипл. работа / МДС. Серг. П., 2010.Дискогр.: Песнопения Русской Православной Церкви: Песнопения всенощной. Песнопения литургии. Рождественские песнопения. Избр. песнопения Троице-Сергиевой лавры. Песнопения Великого поста. Песнопения Великой субботы и Пасхи / Хор п/у Н. В. Матвеева, хор Троице-Сергиевой лавры п/у иером. Матфея (Мормыля): Запись 1968 г. 3 грп. 1968-1969, 19832; То же [Russian Orthodox Church Music] / Ikon Records (England). 1975. 2 vol.; Концерт для гостей и участников Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. / Сводный хор п/у Н. В. Матвеева; Сер. «Тысячелетие Крещения Руси»: Песнопения Русской Православной Церкви / Хор моск. храма «Всех скорбящих Радосте» п/у Н. Матвеева: [1]. «Свет Христов просвещает всех»: Всенощная. Литургия / Запись 1984 г. 2 грп. 1984 [Éditions Studio S. M. (France)], 19872, 19893, 19914; [2]. Святая Русь: Великий Пост - Св. Пасха / Запись 1987 г. 2 грп. 1987, 19892, 19912; [3]. Торжество русского Православия: Молебные песнопения / Запись 1988 г. 2 грп. 1988.
Е. С. Тугаринов
Ключевые слова:
Регенты церковные Педагоги музыкальные Матвеев Николай Васильевич (1909 - 1992), регент, педагог
См.также:
АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве
БАГРЕЦОВ Федор Алексеевич (1812-1874), регент Чудова мон-ря, автор духовно-муз. сочинений
БЕЛОВ Николай Николаевич (кон. XIX - нач. ХХ в.), учитель пения, регент, автор песнопений
БЕНЕВСКИЙ Василий Дмитриевич (1864-1930), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог
ВАРГИН Константин Константинович (1876 - 1912), композитор, регент, педагог
ВИГИЛЕВ Дмитрий Григорьевич (1831 - сер. 1900-х), регент, учитель пения, автор духовно-муз. произведений