Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРТКОПИ
44, С. 223-227 опубликовано: 22 апреля 2021г.


МАРТКОПИ

Монастырь Марткопи
Монастырь Марткопи

Монастырь Марткопи

[Груз. მარტყოფი; Гвтаеба - Спасский], муж. мон-рь во имя Спасителя Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), один из древнейших в Грузии. Расположен недалеко от с. Марткопи, приблизительно в 30 км к юго-востоку от Тбилиси, на склоне хребта Ялно (основной комплекс на высоте 1200 м, столп прп. Антония Марткопского - 1389 м).

История

Согласно сведениям источника нач. XVIII в. «Гуджари (грамота) церкви Гвтаеба», церковь была основана царем Картли св. Вахтангом Горгасали во 2-й пол. V в.: в ней царь «посадил инока епископом», к-рый после основания г. Бостан-Калаки (ныне г. Рустави) стал именоваться епископом Руставским (ПГП. 1965. Т. 2. С. 352-353). В VI в. прп. Антоний Марткопский, один из 12 сир. отцов, проповедовавших в Грузии под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского, поселился на горе Акриани и подвизался на столпе близ церкви. Его прозвали Мартомкопели (მარტომყოფელი - «пребывающий в одиночестве»), откуда произошло название горы и мон-ря (Матиашвили. 1963. С. 3; ПГП. 1965. Т. 2. С. 368-369; Вахушти Багратиони. 1973. С. 537-538). Вскоре М. стал крупным монастырским комплексом и известным центром христианства в Грузии.

Прп. Антоний Марткопский. Литография М. Г. Сабинина. Тбилиси. 1882 г.
Прп. Антоний Марткопский. Литография М. Г. Сабинина. Тбилиси. 1882 г.

Прп. Антоний Марткопский. Литография М. Г. Сабинина. Тбилиси. 1882 г.

По причине выгодного географического положения М. в случае необходимости исполнял функции крепости или адм. центра. Особую известность М. получил благодаря животворящему образу-керамиону Спасителя, к-рый прп. Антоний принес из Эдессы и в руках с к-рым часто изображается на иконах. По преданию, керамион - современник Нерукотворного образа Спасителя, который Христос отправил царю Авгарю. Когда плат с Нерукотворным образом Спасителя положили на глиняную поверхность (предмет посуды, табличку), он чудесным образом отразился на керамике. Керамион был помещен в кафоликоне М. и привлекал внимание множества паломников. В 1394 г., во время 3-го похода монг. завоевателя Тамерлана (в груз. источниках - Темурленг) на Грузию, М. был разорен. Еп. Марткопский Георгий спрятал икону, но был убит, и местонахождение образа осталось неизвестным (Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 124, 144; Гоиладзе. 2002. С. 172). В М. сохранилась копия керамиона, к-рая также считалась нерукотворной. В делах московского посольства в Кахети в 1589 г. описаны кафоликон М. и его святыни: «Архиепискупия Мартукопская за горами. Церковь Преображение Христово, камена в верх. А в ней образ Нерукотворенной Господа нашего Ис Христа, обложен золотом, венец с дорогим каменьем, перед ним свеча поставная; да образ Пречистые Богородицы, обложен серебром, позолочен, и иные образы многие обложены серебром, позолочены... в церкве лежит преподобный Антоней Пустынник» (Белокуров. 1889. С. CXXII). В 1752 г. копию привезли в Тбилиси и поместили в специально устроенной часовне. При иконе постоянно находился иеромонах для совершения богослужений и треб. Она была поновлена греч. худож. Ксантопуло (Иоселиани. 2009. С. 102-103). В 1818 г. по распоряжению экзарха Грузии архиеп. Феофилакта (Русанова) икона была перенесена в тифлисский кафедральный собор Сиони (Монастырь Марткопи. 1890. С. 9; Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 144; Иоселиани. 2009. С. 102-103). В XIII в. католикос-патриарх всей Грузии Арсений IV (Булмаисимисдзе) (1241/42-1249/50) составил гимнографические произведения в честь Марткопской Нерукотворной иконы (НЦРГ. A 85. Л. 278 об.- 284 об.; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 219). XVII-XVIII вв. датируется Синаксарь «иконы Марткопской и святого отца Антония Марткопели» (16 авг.), где сказано: «И оставил (прп. Антоний.- Авт.) нам образ тот Господень, и доныне он невидим, а чудотворения его зримы; легче сосчитать песок в море, чем чудеса, образом сим Господним творимые» (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 393-398).

Столп прп. Антония Марткопского. Фотография. 1895 г. (Нац. парламентская б-ка Грузии, Тбилиси)
Столп прп. Антония Марткопского. Фотография. 1895 г. (Нац. парламентская б-ка Грузии, Тбилиси)

Столп прп. Антония Марткопского. Фотография. 1895 г. (Нац. парламентская б-ка Грузии, Тбилиси)

М. пользовался особым покровительством царей Картли (св. Вахтанга Горгасали, мч. Арчила († 744 или 766)) и единой Грузии (св. Давида IV Строителя и царицы св. Тамары): они возобновляли и перестраивали обитель, щедро одаривали М. поместьями и крестьянами (ПГП. 1965. Т. 2. С. 368; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 712-713). Одним из ранних пожертвований монастырю, наряду с с. Марткопи, считается с. Ахмета, где в нач. 2-й пол. VI в. была воздвигнута церковь Гвтаеба (Спасителя), ставшая подворьем М. (Чубинашвили. 1959. С. 78-79). После 1265 г., когда золотоордынский хан Берке разрушил г. Рустави и епископская кафедра была перенесена в М., началось расширение М. (Вахушти Багратиони. 1973. С. 538; Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 149-150). В 1477 г. в Грузию вторгся персид. правитель Узун-Гасан и «опустошил Харки, Сагурамо, Марткопи и Тианети» (Вахушти Багратиони. 1973. С. 568; Монастырь Марткопи. 2009. С. 17).

В XV в., после распада единой Грузии, царь Кахети Георгий I (1466-1476) упразднил эриставства и разделил Кахети на садрошо (военные округа), во главе которых были поставлены не эриставы, а епископы. Главой 2-го садрошо и командующим левым флангом груз. армии стал епископ Руставский, резиденция которого находилась в М. Здесь же хранилось боевое знамя садрошо, на одной его стороне был изображен Нерукотворный образ Спасителя, а на другой - вмч. Георгий (Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 158-159). В 10-х гг. XVII в. М. и его окрестности разорил персид. шах Аббас I. В нач. XVIII в. из тур. плена бежал царь Кахети Константин (Махмадкули-хан); он скрывался сначала в М., затем в Телави. В 1723 г. турки разорили М.: взяли в плен насельников и жителей села, разбили иконы и кресты, ограбили собор, сожгли и опустошили село и окрестности и возвратились в Тбилиси (Ассирийские отцы. 2013. С. 132). В окт. 1735 г. в сопровождении царя Кахети Теймураза II и царя Картли Ираклия II с 3-тысячным отрядом персов в М. прибыл персид. правитель Надир-шах. Он пожертвовал мон-рю 2 тыс. р. серебром и 200 драгоценных «восточных» камней. По его приказу на крыше маленькой ц. во имя вмч. Георгия (кон. XVII в., датируется на основании использования в кладке красного кирпича) установили символ ислама - полумесяц, который был виден со всех сторон (Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 720).

Монастырь Марткопи. Фотография. 1957 г. (Национальная парламентская б-ка Грузии, Тбилиси)
Монастырь Марткопи. Фотография. 1957 г. (Национальная парламентская б-ка Грузии, Тбилиси)

Монастырь Марткопи. Фотография. 1957 г. (Национальная парламентская б-ка Грузии, Тбилиси)

С течением времени М. разрастался, на его территории появлялись новые строения. Сторожевая башня с колокольней была выстроена в 1699 г. в вост. части комплекса, напротив столпа прп. Антония. На ее сев. и юж. фасадах сохранились 2 надписи (одна сильно повреждена) с именами заказчика работ сына кизикского моурави (князя) Руставского еп. Захарии (Андроникашвили) и известного каменщика того времени Ахверды (Барнавели. 1961. С. 112-113; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 713-714). М. сохранял статус кафедрального центра до нач. XIX в., хотя с 1752 г. жизнь в мон-ре заглохла. Одно из последних упоминаний М. относится к 1803 г. В своем письме кн. А. Орбелиани (10 июля 1803) царица Мария просила князя передать ее матери, чтобы она сделала различные пожертвования в груз. церкви, в т. ч. послала священникам М. средств «на 40 обедень» (АКавАК. 1868. Т. 2. С. 122). Постоянные нашествия лезгинских племен вынудили последнего епископа Руставского и Марткопского переехать в с. Марткопи. В 1810-1825 гг. в центре села на пожертвования каймакам-паши Египта (представитель османского султана) Ибрагим-бея (грузин по происхождению, Авраам Шинджикашвили) был выстроен новый кафедральный собор в честь Нерукотворного образа Спасителя.

Со дня основания М. являлся крупным духовно-просветительским центром. Известны подвизавшиеся и работавшие здесь поэт, литургист и проповедник митр. Николай (Черкезишвили) (XVII-XVIII вв.), архиепископы Руставские библиофилы XVIII в. Иоанн (Кобулашвили) и Стефан (Джорджадзе). До 1752 г. в М. действовало 2-классное приходское уч-ще (позже школа), при котором находилось богатое книгохранилище (духовная лит-ра, церковные документы, в т. ч. грамоты, дарованные М. груз. царями; большинство было уничтожено во время набега персов в 1795). Сохранилась только грамота «Гмртаебис гуджари» (4 авг. 1722), составленная царем Кахети Давидом II (Имам-кули-ханом) (1702-1723) (до 37-го листа); продолжение (37-99 листы) было собрано его сестрой царицей Мариам. Документ является уникальным образцом груз. дипломатии: текст делится на 5 глав, интересных с т. зр. космогонии, теологии, философии, истории; здесь содержатся книги пожертвований М., дана история строительства кафоликона и монастыря со времен царя св. Вахтанга Горгасали (ПГП. 1965. Т. 2. С. 337-384; Менабде. 1992. С. 56; Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 149).

Кафоликон в честь Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в. (Национальная парламентская б-ка Грузии, Тбилиси)
Кафоликон в честь Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в. (Национальная парламентская б-ка Грузии, Тбилиси)

Кафоликон в честь Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в. (Национальная парламентская б-ка Грузии, Тбилиси)

В 1823 г. из-за землетрясения М. был сильно поврежден, обрушился купол кафоликона. В 40-х гг. XIX в. храм посетил и описал груз. историк П. И. Иоселиани. По его сведениям, с правой стороны алтаря кафоликона находилась ниша для жертвенника, слева была устроена малая часовня тех же размеров во имя прп. Антония. Стоа у входа была расписана, в стенах храма были помещены глиняные горшки-голосники, среди рельефных украшений фасада внимание ученого привлекли 2 креста (на сев. и зап. фасадах, возле окон), отличавшиеся изысканностью. Роспись кафоликона Иоселиани классифицировал как «византийскую с греческими надписями». Также он отметил, что часть изображений имеет рус. надписи,- по его сведениям, эта роспись была создана «во времена царствования Феодора Иоанновича, когда в 1586 г. в Грузии находились русские послы». На 2 столбах кафоликона были изображены в рост цари Грузии святые Вахтанг Горгасали и Давид IV Строитель (утрачены в 1865). На паперти церкви, у входа в храм, Иоселиани отметил «необыкновенные фризы на фронтоне, на котором изображена Нерукотворная икона Спасителя» - по его наблюдению, портал был украшен резным рельефом. По описанию Иоселиани, выше кафоликона находились здание трапезной, еще один храм и «помещение с каменными сводами для хранения церковной утвари. Эти помещения устроены под арками специально разрозненных, секретных подвалов, где некогда хранились сокровища храма и все богатство мон-ря. Узкий вход, ведущий туда, указывает на эпоху гонений христианской Грузии и трудных временах, но из-за отсутствия надписей трудно определить эпоху» (Иоселиани. 1847. С. 13-17).

Иоселиани разместил описание М. в «Закавказском вестнике». Публикация вызвала широкий резонанс среди груз. общественности, разрушенной святыней заинтересовался обер-прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Ф. Ф. Исмайлов, был открыт сбор пожертвований на возобновление храма. Значительные изменения произошли в М. после посещения обители в нояб. 1846 г. экзархом Грузии архиеп. Исидором (Никольским), по благословению к-рого 25 нояб. началось восстановление купола на пожертвования (ок. 2,5 тыс. р. серебром), собранные приходом. Также была возобновлена малая церковь во имя прп. Антония Марткопского, 15 авг. 1847 г. ее освятил еп. Горийский Никифор (Джорджадзе). Тогда же в мон-рь торжественным крестным ходом из Тифлиса вернули хранившуюся в Тифлисском Сиони копию Нерукотворного образа Спасителя (утрачена) (Иоселиани. 1847. С. 37; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 713).

М. стал летней резиденцией экзархов Грузии. В 1856 г. по проекту архит. Белова близ М. был выстроен архиерейский дом. Под кафоликоном М. находилась крипта, где хоронили братию мон-ря; через тоннель в крипте кафоликон был связан с жилыми помещениями мон-ря, в т. ч. с архиерейским домом. В том же году кафоликон расписал М. Трощинский, что привело к уничтожению ранних фресок (Иоселиани. 1847. С. 15-17). Новая роспись довольно быстро пришла в негодность, в окт. 1887 г. кафоликон был расписан заново архит. Л. Лонго (Матиашвили. 1963. С. 6-5; Он же. 1998. Т. 3. С. 712, 714-716). В 1857 г. были выстроены дополнительные помещения для насельников (10 келий). В 1894 г. в марткопской резиденции жил экзарх Грузии сщмч. Владимир (Богоявленский), к-рого насельник тифлисского Преображенского мон-ря иером. Иоанн (Хосрошвили) обучал грузинскому языку, так что вскоре экзарх смог проводить богослужения по-грузински (Монастырь св. Антония // ДВГЭ. 1894. № 18. С. 17-18; То же // Кавказ. Тифлис, 1894. № 229. С. 1). В 80-х гг. XIX в. и в нач. XX в. в М. вновь проводились ремонтные работы: были возобновлены столбы кафоликона, перекрытие и колокольня малой церкви, дом экзарха. В доме хранились писанные маслом портреты царя Грузии св. Давида IV Строителя, католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811), архиереев 1-й пол. XIX в. экзарха Грузии митр. Варлаама (Эристави) (1811-1817), архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе), митр. Бодбийско-Сигнахского Иоанна (Макашвили) и архиеп. Астраханского и Кавказского Гаия (Такаова) (все в ГМИГ) (Иверия. 1888. 27 июля; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 717). В 1909 г. неск. строений мон-ря отремонтировал настоятель М. иером. Герман (Иашвили), израсходовав 2 тыс. р. В этот же период во дворе М. был сделан резервуар для питьевой воды (Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 716-717). 31 мая 1902 г., во время вечернего богослужения, 10 грабителей вторглись на территорию М., начали стрелять, избили монахов, взяли деньги и церковные ценности (Цнобис пурцели (Новостной листок). Тифлис, 1902. № 1829. С. 2).

Известны имена настоятелей М. кон. XIX - нач. XX в. (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57648, 64347; Ф. 500. Оп. 4. Д. 11). В М. более 40 лет служил иеродиак. Иосиф (Харазишвили). В кон. XIX в. он оборудовал дорогу к столпу прп. Антония, прежде неприступному. Основываясь на древнем предании о том, что в лесу близ М. была церковь, рядом с к-рой под деревянным крестом погребены мощи 12 убитых братьев-монахов, иеродиак. Иосиф раскопал находившийся рядом с крестом холм и в 1911 г. нашел развалины старой церкви (высота стен чуть больше метра, сохр. черепица зеленого цвета). Под одиночным крупным камнем он обнаружил большую комнату, выстроенную из камня и извести, с выступами в нижней части стены, где в сидячем положении находились скелеты 12 чел. с отрубленными головами (Сахалхо газети (Народная газета). Тифлис, 1912. № 7. С. 2).

Рельеф кафоликона. Фотография. Нач. XXI в.
Рельеф кафоликона. Фотография. Нач. XXI в.

Рельеф кафоликона. Фотография. Нач. XXI в.

27 июня 1918 г. в М. был убит первый после восстановления автокефалии ГПЦ католикос-патриарх Грузии сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили) (1917-1918). С установлением в Грузии советской власти (1921) на Церковь начались гонения. Благодаря письмам, посланным католикосу-патриарху Грузии исп. Амвросию (Хелая) (1921-1927) настоятелем М. архим. Германом (Иашвили) (12 и 20 апр. 1923), известно, что члены Марткопско-Норийского исполнительного комитета на Благовещение описали имущество мон-ря, но «народ не давал им арбы и сопротивлялся разорению монастыря». 19 апр. братию М., состоявшую из 12 насельников, разогнали, в М. разрешили жить только «слепым, хромым и старикам»: остались архим. Герман, иером. Харалампий (Хомасуридзе), иеродиак. Айтала (Дзамашвили), слепой мон. Иосиф (Меладзе) (Монастырь Марткопи. 2009. С. 18). 19 июля 1926 г. жители с. Марткопи обратились к председателю ЦИК Грузии с просьбой открыть церковь в М. (ЦГАНИГ. Ф. 284. Оп. 1. Д. 149. С. 44). Был открыт не только кафоликон, но и сам мон-рь. 9 авг. 1932 г. по благословению католикоса-патриарха всей Грузии Каллистрата (Цинцадзе) (1932-1952) еп. Урбнисско-Мацкверский Ефрем (Сидамонидзе; впосл. католикос-патриарх Ефрем II) провел службу в кафоликоне и рукоположил иеродиак. Иоакима (Рамазашвили) во иерея, мон. Андрея (Коблишвили) - во диакона. В письме от 30 дек. 1935 г. архим. Герман просил католикоса-патриарха Каллистрата выдать иером. Иоакиму «специальную справку», чтобы тот мог совершать богослужения и требы в дер. Качрети (Архив Груз. Патриархии. Д. 2054. Л. 11, 14). В кон. 30-х гг. XX в. М. был вновь разорен, архим. Герман и братия перебрались в съемный дом в верхней части села. На них напали, избили, отобрали у них деньги и облачения, одному из монахов сбрили полбороды. В 1941 г. игум. Харалампий (Хомасуридзе) переселился в дер. Норио, а после кончины архим. Германа (1946/47), уже будучи архимандритом, ушел в затвор в М. в келье на столпе (Архим. Харлампий (Хомасуридзе). 2013. С. 18-20). В 1947-1951 гг. настоятелем М. был архим. Евагрий (Диасамидзе) (Мачуришвили, Тогонидзе. 2012. С. 357-359). 19 авг. 1952 г. Совет министров Республики Грузии взял М. под гос. защиту вместе с другими историческими архитектурными памятниками, но о благоустройстве мон-ря никто не заботился (Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 721). В 1960 г. скончался архим. Харалампий, и в М. остался один насельник, иером. Айтала (Дзамашвили) († дек. 1972). В 50-60-х гг. XX в. в М. находился приют для сирот, позднее - дом отдыха для работников 31-го авиационного завода. В 1985 г. М. был возвращен ГПЦ, в 1989 г. здесь был возобновлен муж. мон-рь, ставший резиденцией католикоса-патриарха всей Грузии. После окончания грузино-абх. войны (27 сент. 1993) духовенство Сухумско-Абхазской епархии ГПЦ было вынуждено покинуть Абхазию, и по благословению Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) часть из них (в основном иеромонахи) поселилась в М. 22 дек. 2010 г. была основана Гардабанско-Марткопская епархия, кафедрой к-рой стал М. Настоятель - архим. Вениамин (Белкания), в мон-ре (по состоянию на февр. 2016) подвизается 15 монахов, 20 рясофорных послушников, 5 послушников, трудники.

В 10-х гг. XXI в. в М. были произведены реставрационные работы, в ходе которых столп прп. Антония был практически возведен заново (высота ок. 15 м), поставлен крест, устроены малая церковь и 2 кельи для отшельников; появилось много строений бытового назначения; на прилегающей к М. территории отремонтированы и обновлены зальные церкви разных периодов, а также построены новые, включенные в архитектурный ансамбль.

В М. с древности отмечали 2 праздника: 19 янв., день памяти прп. Антония, и 16 авг. (на 2-й день после Успения Пресв. Богородицы), престольный праздник, день Гвтаеба (Бога), который продолжался 3 дня и в котором принимало участие значительное число людей, что, по словам неизвестного паломника, «походило на великое переселение народов» (Кавказ. Тифлис, 1856. № 67).

Настоятели М.

Иером. Мартирий (Цулукидзе) (18 июля 1873 - 28 сент. 1879), иером. Герасим (Габуния) (1887 - июнь 1894), иером. (позже архим.) Герман (Иашвили) (8 мая 1900 - 18 дек. 1912, 1918-1946/47), иером. Климентий (Пухашвили) (18 дек. 1912 - 31 мая 1915), архим. Евагрий (Диасамидзе) (1947-1951), игум. Иов (Акиашвили; ныне митрополит Руисско-Урбнисский) (22 июня 1988 - окт. 1989, нояб. 1990 - май 1992), иером. Георгий (Баришвили) (окт. 1989 - нояб. 1990), игум. Иосиф (Киквадзе; ныне митрополит Шемокмедский) (май 1992 - март 1993), мон. Михаил (Габричидзе) (окт. 1993 - 30 мая 1994), иером. Исаия (Чантурия; ныне митрополит Никозский и Цхинвальский) (11 июля 1994 - 5 апр. 1995), иером. Вениамин (Белкания) (23 апр. 1995 - 23 мая 1997), игум. Савва (Кучава) (23 мая - 3 сент. 1997), архим. Вениамин (Белкания) (с 3 сент. 1997).

Г. Мачуришвили, М. Сахлтхуцишвили

Архитектурный ансамбль М.

Архитектурный ансамбль М. состоит из 11 церквей, столпа прп. Антония, колокольни, ограды, келий и подсобных помещений. Монастырский комплекс был окружен оградой длиной до 1400 м с проемами (высота сохранившихся фрагментов до 8 м, ширина - почти 2 м). Уцелела паперть, включенная в ограду; Иоселиани пишет, что она имела фронтон (значительно видоизменена) (Матиашвили. 1963. С. 6; Иоселиани. 2009. С. 106).

Кафоликон в честь Нерукотворного образа Спасителя

Крестово-купольное сооружение (20×13 м), неоднократно реставрировался. Окончательный архитектурный облик храм получил в сер. XIX в. Здание выстроено из тесаного камня, входы с запада и с юга. Барабан имеет 12 окон, на фасадах - 8 (Матиашвили. 1963. С. 5-6). Алтарь 3-частный, с запада над основным входом сооружены хоры. В сев. части храма находится главная святыня монастыря - могила прп. Антония, над которой был установлен белый мраморный камень с грузино-русской билингвой: «Преподобный отче, молись за нас» (Там же. С. 50). В кон. XX в. (очевидно, в 1989) камень был заменен аналогичным с орнаментальной каймой и груз. надписью: «Святой Антоний Марткопский».

Оформление фасадов соответствует стилистике груз. архитектуры 2-й пол. XIX в. Все фасады венчают фронтоны. Вост. фасад 4 низкими пилястрами делится на 3 плоскости. На средней плоскости вырезано окно с округлым верхом, которое опоясано двойной орнаментальной рамкой. Над окном, на малом пьедестале, помещен крест с медальоном посередине, рукава завершены трифолиями. К средней части сев. фасада пристроена малая часовня с независимым перекрытием (венчается отдельным небольшим фронтоном), в интерьере это помещение является продолжением сев. рукава. Пристройка имеет большое окно с округлым верхом в профилированной рамке. Над окном помещен небольшой крест с округлыми рукавами; его обрамление соединяется с наличником окна. Над крестом расположено небольшое округлое окно. По бокам от пристройки находятся 2 окна, обрамленные крупным орнаментом, сохранились следы рельефов. Зап. фасад делится пилястрами на 3 плоскости. Посередине расположен главный вход, над к-рым помещено рельефное изображение головы ангела, выше - удлиненное окно, над ним - равноконечный крест в медальоне. Аналогично устроен юж. фасад: над входом помещены рельефное изображение головы ангела и окно. По бокам от входа находятся 2 крупных окна, на наличниках видны поврежденные рельефные изображения голов ангелов. Очевидно, такие же изображения были и на окнах сев. фасада. Фасады также украшены малыми рельефными изображениями виноградной лозы, крестов и звезд. Искусствоведческое исследование храма не проводилось.

Другие строения

Церкви: в честь Рождества Пресв. Богородицы (1527, построена еп. Руставским Иларионом на престоле более древней церкви); во имя вмч. Георгия (кон. XVII в.); в честь Успения Пресв. Богородицы (дата неизв.; возможно, XIX в.). В нач. XXI в. в М. были построены и возведены на фундаментах древних храмов еще несколько церквей: в 2005-2006 гг.- во имя св. Иоанна Предтечи, в 2015 г.- во имя прп. Антония Марткопского и во имя св. Иоанна Предтечи (обе на столпе прп. Антония), во имя вмч. Георгия (на древнем фундаменте), во имя вмц. Варвары, во имя свт. Николая, еп. Мирликийского. Строится ц. во имя св. Иоанна Предтечи на вершине Швиндадзе.

Столп прп. Антония находится на горе к востоку от М. По преданию, святой построил его, скрепляя камни оленьим молоком и яичным желтком. Строение выдержало множество переделок. Среди исторических зданий мон-ря выделяется 4-этажная колокольня (в вост. части комплекса), выстроенная из известкового камня и кирпича. Внешне она похожа на колокольни мон-ря Никорцминда и тбилисского храма Анчисхати, оформлена ромбами, крестами и стрельчатыми арками, выполненными кирпичной кладкой, характерной для позднесредневек. груз. архитектуры.

М. Сахлтхуцишвили
Ист.: Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Т. 1: 1578-1613 гг.; Иоселиани П. Описание Марткопского мон-ря, составленное надворным советником и кавалером П. Иоселианом. Тифлис, 1847; он же. То же / Сост., пер. с рус. яз.: Х. Марушашвили. Тб., 2009 (на груз. яз.); Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l'Arménie en 1847-1848. St.-Pt., 1850. Vol. 2; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. (ЗОЛКА; Кн. 1); Мон-рь Марткопи и его состояние // Дроеба (Времена). Тифлис, 1883. № 165. 21 авг. С. 1-2 (на груз. яз.); Монастырь Марткопи // Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1890. № 11. С. 9-10 (на груз. яз.); Какабадзе С. Исторический сб. Тифлис, 1913. Т. 1 (на груз. яз.); Барнавели Т. Надписи ист. памятников Кахети. Тб., 1961 (на груз. яз.).
Лит.: Арджеванидзе И. От Тбилиси до Алазанской долины. Тб., 1958. С. 69-70 (на груз. яз.); Матиашвили А. Марткопский мон-рь Гвтаеба. Тб., 1963 (на груз. яз.); он же. Акриани-Мартомкопи-Марткопи-4500: Природа, прошлое, быт. Тб., 1998. 3 т. (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4) (на груз. яз.); Менабде Л. Древнегрузинские культурные очаги. Тб., 1992 (на груз. яз.); Гоиладзе В. Родина ассирийских отцов и Грузия. Тб., 2002 (на груз. яз.); Мерквиладзе Д. Ассирийские отцы. Тб., 2006. Т. 1 (на груз. яз.); Монастырь Марткопи // Сапатриаркос уцкебани (Ведомости Патриархии). Тб., 2009. № 8. 5-11 марта. С. 17-20 (на груз. яз.); Мачуришвили Г., Тогонидзе Л. Жизнь и деятельность духовных лиц XVIII-XX вв. Тб., 2012. Т. 1 (на груз. яз.); Архим. Харлампий (Хомасуридзе), 1874-1960 // Сапатриаркос уцкебани. 2013. № 4. 24-30 янв. С. 18-20 (на груз. яз.); Ассирийские отцы: Сб. Тб., 2013 (на груз. яз.).
Ключевые слова:
Монастыри Грузинской Православной Церкви Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Грузия) Марткопи [Гвтаеба - Спасский], мужской монастырь во имя Спасителя Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), один из древнейших в Грузии
См.также:
ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия
ГАРЕДЖИ комплекс пещерных мон-рей в Грузии
ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии
ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви
ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)
ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви