Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРИЯ
Т. 43, С. 524-525 опубликовано: 9 марта 2021г.


МАРИЯ

Сиро-яковитская церковь ап. Марка в Иерусалиме
Сиро-яковитская церковь ап. Марка в Иерусалиме

Сиро-яковитская церковь ап. Марка в Иерусалиме

[Греч. Μαρία; лат. Maria] (I в.), св. равноап. (пам. греч. 30 июня и 28 нояб.- в Соборе Киринских святых), мать ап. Марка. В кн. Деяния св. апостолов о М. говорится, что она проживала в Иерусалиме и предоставила свой дом для собраний христиан. Когда Ангел Господень освободил ап. Петра из темницы, тот «пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились» (Деян 12. 12). О М. сказано, что она была матерью упомянутого в НЗ спутника ап. Павла в его 1-м миссионерском путешествии Иоанна Марка, племянника ап. Варнавы (Деян 12. 25; 13. 5; Флм 1. 24; Кол 4. 10; 2 Тим 4. 11 - Fitzmyer. 1998), отождествляемого в церковном Предании с евангелистом Марком (см., напр.: Euseb. Hist. eccl. III 39. 13 - Левинская. 2008. С. 173-174). Однако нек-рые поздние церковные авторы рассматривали это отождествление как предположение (см., напр.: Theoph. Bulg. Exp. ad Act. 12. 12). М. была состоятельной благодетельницей первохрист. апостольской общины, владелицей богатого дома как одного из мест, где собирались иерусалимские христиане (ср.: Деян 2. 46). Она могла принимать большое число людей, и у нее была как минимум одна служанка, Рода (Деян 12. 13). По всей видимости, она была вдовой, т. к. нигде не упоминается имя ее мужа и отца Марка. Также высказывается предположение, что ее дом мог быть передан ей в наследство или составлял ее приданое, в противном случае владельцем дома должен был выступать ее сын (Бокэм. 2015. С. 412).

Дополнительные сведения о М. содержатся в более позднем источнике - «Похвальном слове ап. Варнаве», написанном мон. Александром Кипрским (кон. V - нач. VII в.; наиболее вероятно - 2-я пол. VI в.). В нем повествуется, как ап. Варнава уверовал во Христа при виде чудес, совершённых Им в Иерусалиме, и обратил в христианство М. Она отправилась в Иерусалимский храм, где проповедовал Спаситель, упала перед Ним на колени и умоляла Его удостоить ее дом благословения. Господь не только благословил дом М., но и посещал каждый раз, когда приходил в Иерусалим. Здесь, по словам мон. Александра, Христос совершил Тайную вечерю, ап. Фома вложил персты в раны Господа и Св. Дух сошел на апостолов в день Пятидесятницы (Sancti Barnabae laudatio. 1993. P. 91-92). Однако господствующая православная традиция связывает эти события с Сионской горницей. По сиро-яковитскому преданию, дом М. находился на месте совр. ц. ап. Марка в Старом городе, на границе между Еврейским и Армянским кварталами (XII в., на месте визант. постройки). Сиро-яковиты тоже считают, что в нем была Тайная вечеря (Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 2007. Vol. 3. P. 261, 322-326; Лисовой Н. Н. Откровение Св. Земли: Путев. М., 2012. С. 177-178). Мн. совр. исследователи не разделяют мнение, что Тайная вечеря совершалась в доме М. (Barrett. 1994. P. 583; Левинская. 2008. С. 174). Тем не менее дом М. являлся одной из первых домовых христианских церквей. Высказывалось предположение, что в нем собирались только женщины, т. к. ап. Петр, посетив этот дом, не увидел там ап. Иакова, брата Господня, и др. сыновей Иосифа Обручника (Деян 12. 17) (Witherington. 1992. P. 582).

М. была родственницей апостолов Варнавы и Аристовула, происходивших с Кипра. Степень их родства с М. зависит от толкования относящегося к ап. Марку греч. слова ἀνέψιος (Кол 4. 10), к-рое может означать как двоюродного брата, так и племянника. В наст. время библеисты отдают предпочтение 1-му варианту (Barrett. 1994. P. 583; Fitzmyer. 1998. P. 488; Левинская. 2008. С. 174). Александр Кипрский называет М. теткой ап. Варнавы (Sancti Barnabae laudatio. 1993. P. 91), и это толкование принято в совр. Кипрской Минее (Κύπρια Μηναῖα. 2002. Σ. 190). Тем не менее Х. Бусьяс считает, что М. была сестрой Варнавы и Аристовула и, следов., киприоткой по происхождению (Μπούσιας. 2010. Σ. 5). Афанасий (Киккотис), митр. Киринский, основываясь на том, что апостолы Марк и Варнава были двоюродными братьями по муж. линии, и на сообщении Каталога апостолов от 70 Псевдо-Епифания (V-VI вв.), где ап. Марк назван Киринянином (Schermann Th. Prophetarum vitae fabulosae: Indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicata. Lpz., 1907. Р. 115), делает вывод, что он мог быть уроженцем Кирены (Кирины) только по матери, т. к. родственники, связанные с ап. Варнавой, происходили с Кипра. Т. о., митр. Афанасий считает, что М. род. в Кирене (᾿Αθανάσιος (Κυκκώτης). 2014. Σ. 18-19).

Память М. отсутствует в визант. и ранних лат. календарях. Она была внесена под 29 июня в Римский Мартиролог, составленный кард. Цезарем Баронием (XVI в.). Его формулировка «На Кипре [память] святой Марии, матери Иоанна, прозываемого Марком» (MartRom. Comment. P. 261-262) вызвала догадки, что она скончалась на этом острове, т. е. скорее всего когда сопровождала в миссионерском путешествии на Кипр апостолов Варнаву и Марка (ActaSS. 1744. P. 476; Rolla. 1964. Col. 963).

Из православных авторов первым о М., как о святой, пишет архим. Киприан в «Хронологической истории острова Кипр» и называет днем ее памяти 29 июня (Κυπριανός, ἀρχιμ. ῾Ιστορία χρονολογικὴ τῆς νήσου Κύπρου. ᾿Ενετία, 1788. Σ. 352). Он считает М. дочерью ап. Аристовула и женой ап. Петра, к-рая, согласно «Строматам» Климента Александрийского, приняла мученическую смерть еще при жизни мужа (Clem. Alex. Strom. VII 11). Но в тексте «Строматов» не указаны родственные связи жены ап. Петра, архим. Киприан привлек сведения средневизант. агиографических источников, в к-рых сообщается, что дочь ап. Аристовула была замужем за ап. Петром (SynCP. Col. 777; Van Deun P. Un Mémoire anonyme sur S. Barnabé (BHG, 226e) // AnBoll. 1990. T. 108, fasc. 3-4. P. 326), и ошибочно отождествил ее с М.

Вслед за архим. Киприаном имя М. внес в книгу, посвященную кипрским святым, Кипрский архиеп. Макарий III (Μακάριος, ἀρχιέπ. Κύπρου. Κύπρος ἡ ῾Αγία Νῆσος. Λευκωσία, 19972. Σ. 38). В 2002 г. память М. как святой и равноапостольной была включена под 30 июня в изданную Кипрской Архиепископией Кипрскую Минею (Κύπρια Μηναῖα. 2002. Σ. 189-193; службу М. составил гимнограф Великой церкви иером. Афанасий Симонопетрит), а в 2013 г.- в Собор Киринских святых (Μπούσιας. 2014. Σ. 84). Бусьяс причисляет М. к женам-мироносицам (Idem. 2010. Σ. 25).

Во имя М. освящен парекклисион в ц. ап. Марка, расположенной в р-не Архангелос в Никосии.

Ист.: Sancti Barnabae laudatio auctore Alexandro Monacho et Sanctorum Bartholomaei et Barnabae vita e menologio imperiali deprompta. Vita Sancti Auxibii / Ed. P. Van Deun, J. Noret // Hagiographica Cypria. Turnhout e. a., 1993. (CCSG; 26).
Лит.: ActaSS. 1744. Iun. T. 5. P. 475-476; Rolla A. Maria, madre di S. Marco // BiblSS. 1964. Vol. 8. Col. 962-963; Witherington B. Maria (6) // ABD. 1992. Vol. 4. P. 582; Barrett C. K. The Acts of the Apostles. Edinb., 1994. Vol. 1; Fitzmyer J. The Acts of Apostles. Doubleday, 1998. P. 488; Κύπρια Μηναῖα. Λευκωσία, 2002. Τ. 8. Σ. 189-195; Левинская И. А. Деяния Апостолов. Ист.-филол. коммент.: Гл. 9-28. СПб., 2008; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2008. Τ. 10: ᾿Ιούνιος. Σ. 361-362; Μπούσιας Χ. Μ. ᾿Αποστολικὴ ῾Αγία Οἰκογένεια: Συγγενεῖς τοῦ ᾿Αποστόλου Μάρκου. Λευκωσία, 2010. Σ. 5, 23-26; ᾿Αθανάσιος (Κυκκώτης), μητρ. Πρόλογος // Μπούσιας Χ. Μ. ῾Ιεραὶ ἀκολουθίαι τοῦ ἁγίου ἐνδόξου ἱερομάρτυρος Θεοδώρου ἐπισκόπου Κυρήνης καὶ πάντων τῶν ἐν Κυρήνῃ ἁγίων. ᾿Αθῆναι, 2014. Σ. 7-37; Бокэм Р. Иисус и женщины: Роль женщин в общине Иисуса и в первоначальном христианстве. М., 2015.
О. В. Лосева
Ключевые слова:
Святые Греческих Православных Церквей Мария (I в.), мать апостола Марка, святая равноапостольная (пам. греч. 30 июня и 28 нояб.- в Соборе Киринских святых)
См.также:
ААРОН мч. Иерусалимский (пам. греч. 21 окт.) - см. Иерусалимские мученики, 60
АВВАКУМ ( † 1628), нмч. Солунский (пам. греч. 6 авг.)
АВДА И АВДИЕС (IV в.), епископы, мученики Персидские (пам. греч. 14, 16 или 17 мая, 28 окт.)
АВДА И САВА мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 8 июля)