Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАНДОРЛА
Т. 43, С. 320-325 опубликовано: 10 февраля 2021г.


МАНДОРЛА

[Mandorla, итал. «миндалина»; др. название - vesica piscis, лат.- «рыбий пузырь»], в вост. и зап. христ. искусстве условная изобразительная форма сияния вокруг фигуры Иисуса Христа (в т. ч. вокруг Его символических образов, напр. Агнца, Креста), Богоматери, евангелистов, аллегорических персонажей, святых (редко), которая используется для передачи идеи Силы и Славы Господа, явления/присутствия/исхождения Божественных энергий. М. присутствует в изображении теофанических сюжетов ВЗ и НЗ: «Гостеприимство Авраама», «Преображение», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Успение Богоматери», «Majestas Domini» (Слава Господня) и «Слава Богоматери», «Страшный Суд», а также в изображениях, опирающихся на литургические или богословские тексты: «Спас в Силах», «Собор архангелов», «Богоматерь «Воплощение»», «О тебе радуется», «София Премудрость Божия» и др. М. может иметь форму медальона, овала со скругленными (яйцевидная) или заостренными (миндалевидная) верхними и нижними краями, восьмерки и др., соединять в себе неск. форм; встречается М. синего, темно-зеленого, красного, золотого, белого и др. цвета, а также может включать в себя лучи, радугу, радужное или золотое сияние (в т. ч. ассист), иметь цветное или орнаментальное обрамление. Принципиальных смысловых различий в форме и цвете М., очевидно, не существует.

Преображение Господне. Мозаика базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг.
Преображение Господне. Мозаика базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг.

Преображение Господне. Мозаика базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг.
Происхождение М. до сих пор не получило однозначного объяснения и продолжает обсуждаться. Возможно, что на появление М. в христ. искусстве оказали влияние одновременно неск. лит. и изобразительных традиций (иудейская, зороастрийская, позднеантичная).

Существуют неск. гипотез о происхождении М. Согласно одной из них, М. происходит от нимба, визуального выражения идеи святости, божественной природы или статуса власти представленного персонажа (Didron. 1965; Brendel. 1944. P. 12-14). С этой т. зр. М. может рассматриваться как развитие зороастрийской идеи «славы» как проявления Бога, отличительными признаками Которого были свет, огонь и солнечные лучи. В соответствии с др. гипотезой М. произошла от триумфальных образов (Sol Invictus) или imago clipeata, медальона (щита) с бюстом античного героя, или императора, несомого крылатыми Никами. Эта иконографическая схема широко использовалась в декорации христианских саркофагов (Elderkin. 1938; Grabar. 1968; Miziołek. 1990); была адаптирована христ. художниками для сцены «Вознесение Господне». Третья версия возводит появление М. к традиции передавать Божественную силу в виде десницы Господней в облаках, к-рая со временем была заменена на М. Кроме того, в совр. искусствознании и исследованиях широкого культурологического характера предлагается целый спектр дискуссионных гипотез об источниках форм М. (Hagstrom. 1998; Pearson. 2002; Todorova. The migrating symbol. 2011).

Раннехристианская и восточнохристианская традиции

Вознесение Господне. Рельеф врат ц. Санта-Сабина, Рим. V в.
Вознесение Господне. Рельеф врат ц. Санта-Сабина, Рим. V в.

Вознесение Господне. Рельеф врат ц. Санта-Сабина, Рим. V в.

Самые ранние изображения М. в христ. искусстве относятся к IV-V вв., напр., в рим. катакомбах Домитиллы (мозаика «Христос между апостолами Петром и Павлом», 366-384), в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме (мозаики в нефе: «Гостеприимство Авраама» и «Моисей, побиваемый камнями», на триумфальной арке: «Этимасия», 432-440), в ц. Осиос Давид в Фессалонике (мозаика в центральной апсиде, 2-я пол. V в.), в баптистерии в Альбенге (на своде, кон. V в.), на панели деревянных дверей базилики Санта-Сабина в Риме («Второе Пришествие Христа», 432-440). В раннехрист. и ранневизант. время М. имеет преимущественно круглую форму (катакомбы Домитиллы; ц. Осиос Давид; баптистерий в Альбенге; Санта-Сабина), однако встречается также М. овальная (Санта-Мария-Маджоре, мозаики нефа) и миндалевидная (ампулы Монцы № 14, 16, VI в., Палестина; сокровищница Дуомо, Монца; мозаика «Богоматерь на престоле с ангелами» в апсиде ц. Панагии Канакарии на Кипре, 30-е гг. VI в.). Преобладает небесный (голубой, синий) цвет М., известна также радужная М. (ц. Осиос Давид). В большинстве названных случаев М. прозрачная, обладает свойствами объемно-пространственной среды. В доиконоборческое время сохраняются гл. обр. 2 типа М.: овал и медальон. Овальная М. превалирует. Форму медальона М. имеет на мозаике «Преображение Господне» в базилике вмц. Екатерины на Синае (550-565) - темно-синяя в центре и постепенно светлеющая к внешнему краю; с лучами света, исходящими от фигуры Иисуса Христа; на фреске «Вознесение» в капелле № XVII мон-ря Бауит (VI-VII вв., Коптский музей, Каир); на энкаустических иконах (крышка реликвария из капеллы Санта-Санкторум. Сцена «Вознесение», VI в., Ватиканский музей) и «Спас Еммануил» (VI-VII вв., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на миниатюрах «Вознесение» и «Христос на престоле с евангелистами Марком, Иоанном и святыми» в Евангелии Раббулы (Laurent. Plut. I 56. Fol. 13v, 14r, 586 г.) - синяя с белым и красным внешним ободком соответственно; на шитой иконе «Богоматерь на престоле» (VI в., Кливлендский музей) - темно-синяя с переходом в белый; на ампулах Монца-Боббио (Палестина, VI в.; сокровищница Дуомо, Монца); на костяном рельефе «Спас во славе» (VI в., Художественный музей Уолтерса в Балтиморе). В нек-рых случаях (икона «Спас Еммануил» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; рельеф «Спас во Славе» из Художественного музея Уолтерса; ампула № 2 из сокровищницы Дуомо в Монце; мозаика «Преображение» в апсиде базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI в.) поверхность М. покрыта изображением звезд.

«Христос во славе». Миниатюра к Пс 23. 7 из Псалтири Барберини. 3-я четв. XI в. (Vat. gr. 372. Fol 22)
«Христос во славе». Миниатюра к Пс 23. 7 из Псалтири Барберини. 3-я четв. XI в. (Vat. gr. 372. Fol 22)

«Христос во славе». Миниатюра к Пс 23. 7 из Псалтири Барберини. 3-я четв. XI в. (Vat. gr. 372. Fol 22)
«Сошествие во ад». Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай)
«Сошествие во ад». Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай)

«Сошествие во ад». Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай)
В средневизант. период продолжают существовать все 3 формы М. Овальная М. использована: в миниатюрах «Сошествие во ад» в Трапезундском Евангелии (РНБ. Греч. 21+21 А, 2-я пол. X в. Л. 1 об.); «Страшный Суд» в Евангелии 3-й четв. XI в. (Paris. gr. 74. Fol. 51v) и Лествице кон. XI в. (Vat. gr. 394. Fol. 12v), «Вознесение» в Евангелии 3-й четв. XI в. из Венской национальной б-ки (Vindob.Theol. gr. 154. Fol. 131v) и Гомилиях Иакова Коккиновафского (Paris. gr. 1208. Fol. 3v, 2-я четв. XII в.); «Христос Еммануил» в Евангелии 1-й пол. XII в. (Marc. gr. Z540. Fol. 11v); в монументальной живописи: в мозаиках «Преображение» в ц. Успения Божией Матери, мон-ря Дафни (ок. 1100), и «Страшный Суд» в соборе на о-ве Торчелло (ок. 1200); на фреске «Успение Пресв. Богородицы» в ц. Св. Троицы в Сопочани (ок. 1265). Круглая М. встречается в сцене «Вознесение» в мозаиках ц. Св. Софии в Фессалонике (2-я пол. IX в.) и на фреске ц. «Большая голубятня» в Чавушине, Каппадокия (965-969); в ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.); в сцене «Сошествие во ад» в ц. вмч. Георгия в Курбиново, Македония (1191); на миниатюре «Вознесение» в Евангелии кон. XI - нач. XII в. из Палатинской б-ки в Парме (Parma. Palat. 5. Fol. 90v); «Преображение» в Евангелии посл. трети XIII в. (Ath. Iver. Cod. 5. Fol. 269v) и т. д. Миндалевидная М.- на иконах «Вознесение» (IX-X вв., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) и «Преображение» (Лувр, ок. 1200), на мозаике «Преображение» в Палатинской капелле, Палермо (1143-1154). Параллельно с небесного цвета М. в этот период можно встретить М. красного цвета: иконы «Преображение» (ГЭ, 2-я пол. XII в.); «Сошествие во ад» (мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 2-я пол. XIII в.). Ее появление в визант. искусстве связывают с западноевроп. влиянием. Довольно редко встречается М. золотого цвета; она может иметь форму определенную и жестко очерченную (Хлудовская псалтирь - ГИМ. Греч. 129-д. Л. 63, ок. 830) или условную, намеченную посредством художественного или технического приема (иконы «Страшный Суд», рубеж XI и XII вв.; «Богоматерь с Младенцем и избранными святыми», 1-я пол. XII в.; «Преображение» из тетраптиха с 12 праздниками, XII в.,- все из мон-ря вмц. Екатерины на Синае).

Иисус Христос Ветхий Деньми с символами евангелистов. Миниатюра из Евангелия с Апокалипсисом. 1297 г. (Cantabr. Lib. Ms Dd 9.69. Fol. 139r)
Иисус Христос Ветхий Деньми с символами евангелистов. Миниатюра из Евангелия с Апокалипсисом. 1297 г. (Cantabr. Lib. Ms Dd 9.69. Fol. 139r)

Иисус Христос Ветхий Деньми с символами евангелистов. Миниатюра из Евангелия с Апокалипсисом. 1297 г. (Cantabr. Lib. Ms Dd 9.69. Fol. 139r)
В поздневизант. время, в кон. XIII-XIV в., возможно под влиянием идей исихазма, в визант. искусстве был создан новый тип М. Круглая или овальная, она включила в себя 2 геометрические фигуры: прямоугольник и ромб, наложенные друг на друга. Иногда острые края фигур выходили за пределы М. Один из первых классических примеров такого типа М.- мозаика «Преображение» в ц. св. Апостолов в Фессалонике (ок. 1312). Аналогичная форма М. использована в росписи ц. Богоматери Перивлепты в Мистре (ок. 1350) и в рукописи Теологических сочинений Иоанна VI Кантакузина (Paris. gr. 1242. Fol. 92v, 1371-1375 гг.). Вместо пересекающихся геометрических форм внутри М. могли быть сияние или лучи различной формы, золотой ассист. Несмотря на существование др. типов М., данная форма (часто в сильно модифицированном виде) оказалась доминирующей в визант. искусстве, она встречается на иконах и в монументальной живописи XIV-XV вв. в Греции, Болгарии, Сербии и Румынии, а также в поствизант. искусстве. В поствизант. искусстве колористическая гамма, использовавшаяся для передачи М., значительно расширилась.

Западноевропейская традиция

В период раннего средневековья в памятниках Малого Римского и Пасхалиевского ренессансов сохраняются раннехрист. типы композиций, включающих М. разных форм. Так, напр., в сцене «Преображения» в мозаике триумфальной арки рим. ц. Санти-Нерео-э-Акиллео (750-816) сохраняется овальная М., а в изображении Этимасии в ц. Санта-Мария-форис-Портас в Кастельсеприо (VIII в.?) - медальон. Равеннская схема Вознесения VI в. с медальоном и 4 ангелами повторяется в мозаике на своде капеллы Сан-Дзено в ц. Санта-Прасседе в Риме (817-824), но уже не с символами, а с полуфигурой Христа.

На рубеже VII и VIII вв. в искусстве христ. Запада наряду со сценой «Вознесение» (алтарь герц. Ратхиса из ц. Сан-Мартино (737-744, Музей христианского искусства и сокровищница Дуомо, Чивидале-дель-Фриули)) М. появляется в новом типе композиции - «Маэста», изображающей Христа во славе на престоле в окружении 4 апокалиптических животных, согласно тексту книги Откр 4. 2-9. Самыми ранними примерами такой сцены можно считать саркофаг еп. Агильберта (ок. 685) из крипты в аббатстве Жуар во Франции с овальной М. и фронтиспис к НЗ в «Амиатинском кодексе» (Laurent. Amiat. 1. Fol. 796v, 692-716 гг.) с медальоном. К сер. VIII в. в сцене «Маэста» в медальонах могут изображаться и Иисус Христос, и 4 апокалиптических животных (Кодекс Гвиндохина - Autun. Bibl. municip. Cod. 3. Fol. 12v, 754-755 гг.). Более частный вариант формирования композиции - вписывание в раму медальона с cидящим на престоле Христом и малых медальонов с символами евангелистов (Лоршское Евангелие - Budve. Bibliot. Nat. Roman. Ms. R II 1. Fol. 36, 810-814). Подобный мотив встречается в медальоне, обрамляющем заставку таблицы канонов в Россанском кодексе (Евангелия от Марка и от Матфея - Rossano. Museo Diocesano. Cod. 042. Fol. 9, VI в.). В дальнейшем животные Апокалипсиса могут изображаться в медальонах вне этой сцены («Поклонение Агнцу» в Суассонском Евангелии - Paris. lat. 8850. Fol. 4, 90-е гг. VIII в.).

В эпоху Каролингского возрождения происходит трансформация традиционных типов М. в более сложную форму путем комбинирования неск. схем. Так, в Трирском Евангелиарии (титульный лист - Trier. Stadtbibliothek. Cod. lat. 23, нач. IX в.) раннехрист. рим. тип изображения Христа, восседающего на космической сфере и опирающегося ногами на малую сферу, комбинируется с небольшим медальоном, а на окладе Золотого кодекса св. Эммерама (Monac. Clm. 14000, ок. 870) этот медальон, чуть более вытянутый, перемещается за верхнюю часть фигуры (Rapp. 1952. S. 128-129). Тот же тип М. присутствовал, насколько можно судить после многочисленных поновлений и реставрации 1871 г., в мозаике купола Ахенской капеллы и сохранился до XII в. в живописи каталон. антепендиев (Cook. 1923). Др. тип комбинирования - заключение в овальную М. фигуры Христа, восседающего на космической сфере,- наблюдается уже ок. 835 г. в изображении «Majestas Domini» (Христос во славе) в Библии Мутье-Грандваль (Lond. Brit. Lib. Add. 10546. Fol. 352v) и в Сакраментарии Карла Лысого (Paris. lat. 1141. Fol. 6r, 3-я четв. IX в.). Окончательное слияние этих 2 элементов порождает, видимо, М. в форме восьмерки с восседающим внутри нее на сфере Судией (композиция «Majestas Domini» в Библии Вивиана - Paris. lat. 1. Fol. 329v, 845). Эта форма и ее дериваты сохраняются до первых опытов монументальных скульптурных композиций: в 2-частной М. представлен Христос в сцене «Вознесение» на фасаде церкви аббатства Сен-Жени-де-Фонтен (ок. 1020). Такая 2-частная форма М. иногда ассоциируется с цитатой из Иез 1. 28 о двойном сиянии вокруг престола. На основе надписей в миниатюре с коронованием имп. Генриха III и Агнессы в Госларском Евангелиарии (Upsala. Carolina rediviva. Cod. C. 93. Fol. 3v, 1046-1056) Х. Б. Майер утверждает, что двойное сияние указывает на 2 природы Христа (Meyer. 1961). Однако этот тип М. сформировался по меньшей мере на 200 лет раньше. Одновременно используется традиционный медальон в сцене «Majestas Agni» (Прославление Агнца) в Бамбергской Библии (Bamberg. Staatsbibl. Misc. class. Ms. 1. Fol. 339v, 845-850), в сцене «Поклонение Агнцу» в Золотом кодексе св. Эммерама (Monac. Clm 14000. Fol. 6r, ок. 870). Новая для Запада миндалевидная форма в «Majestas Domini» присутствует в миниатюрах Евангелия Лотаря (Paris. lat. 266. Fol. 2v, ок. 850). Эта форма М. сохраняется в период Оттоновского возрождения, впервые появляясь в монументальной композиции Страшного Суда посл. четв. Х в. (Оберцелль, Райхенау); используется параллельно с М. в виде медальона и восьмерки в памятниках, восходящих к каролингским образцам («Majestas» в Евангелии Геро - Darmstadt. Hess. Landesbibliothek. Ms. 1948. Fol. 5v, 969; «Majestas» в Евангелии Хитды - Darmstadt. Hess. Landesbibliothek. Hs. 1640. Fol. 75, нач. XI в.). В XI в. миндалевидную М. комбинируют со сферой под ногами Христа, напр. в Бамбергском Апокалипсисе (Bamberg. Staatsbibl. Bib. 140. Fol. 10v, ок. 1020).

Примечательно, что в IX-XI вв. М. может сопровождать изображение не только Христа или Его символов, но также прор. Давида (Первая Библия Карла Лысого - Paris. lat. 1. Fol. 215v, 845-846 гг.) и евангелистов (Евангелие Оттона III - Monac. Clm. 4453. Fol. 25v, 94v, 139v, 206v, до 1000 г.- М. ромбовидная), императора в сцене его коронования (Евангелие Лиутара. Ахен. Сокровищница собора. Cod. 25. Fol. 16r, ок. 1000).

Маэста. Рельеф деамбулатория базилики Сен-Сернен в Тулузе. 1096 г.
Маэста. Рельеф деамбулатория базилики Сен-Сернен в Тулузе. 1096 г.

Маэста. Рельеф деамбулатория базилики Сен-Сернен в Тулузе. 1096 г.
В романский период М. миндалевидной (иногда со звездами) или овальной формы сопровождает в монументальной скульптуре и живописи изображения Христа в сценах: «Маэста» (рельеф деамбулатория в базилике Сен-Сернен, Тулуза, 1096; рельеф тимпана портала ц. Сен-Трофим, Арль, 1180-1190; рельеф тимпана центрального портала ц. Сен-Жиль-дю-Гар, ок. 1160), «Вознесение» (тимпан сев. портала собора Сент-Этьен в Каоре, 1135; витраж в соборе Сен-Пьер, Пуатье, сер. XII в.), «Пятидесятница», или «Отослание апостолов на проповедь» (тимпан центрального портала нартекса базилики Сент-Мадлен в Везле, 1120-1140), «Страшный Суд» (фреска в базилике Сант-Анджело-ин-Формис, ок. 1080; рельеф тимпана зап. портала собора Сен-Лазар, Отён, 1135-1140), «Преображение» (рельеф в юж. тимпане собора Нотр-Дам Ла-Шарите-сюр-Луар, 30-е гг. XII в.). Помимо Христа в М. может быть заключено изображение Божией Матери (фреска в апсиде ц. Санта-Мария в Тауль, 1123, Национальный музей искусства Каталонии, Барселона) и нек-рых аллегорических фигур (капители деамбулатория базилики св. Петра в Клюни с изображениями свободных наук и добродетелей, до 1115; Музей базилики, Клюни).

Коронование Богоматери. Мозаика апсиды базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме. 1296 г.
Коронование Богоматери. Мозаика апсиды базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме. 1296 г.

Коронование Богоматери. Мозаика апсиды базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме. 1296 г.
В готический период кроме изображений Христа М. сопровождает сцены «Коронование Богоматери» (мозаика апсиды базилики Санта-Мария-Маджоре, Рим, 1296; мастер Якопо Торити), а позже - «Вознесение Богоматери» (1340, Уголино Лоренцетти, Национальная Пинакотека, Сиена); с XV в. в Италии - изображения некоторых святых: Франциска Ассизского («Экстаз св. Франциска», Вилла Татти, Сеттиньяно. 1437-1444, худож. Сассетта), Бернардина («Вознесение св. Бернардина», рельеф оратория Сан-Бернардино в Перудже, 1457-1462, скульптор Агостино ди Дуччо). В ряде случаев М. приобретает сложную многолепестковую форму («Majesta Agni», Анжерский Апокалипсис, 1373-1382, Городской музей, Анжер).

Вероятно, М. присутствовала в персонификациях Света и Тьмы в сцене первого дня Творения во фресках нефа Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Рим, 440-461). Росписи известны в копиях, сделанных после поновления фресок П. Каваллини. В них аллегорические фигуры помещены в миндалевидные М. Аналоги - миниатюра Палатинской Библии (Vat. Palat. lat. 3. Fol. 5, посл. четв. XI в.), в которой Свет и Тьма изображены также в миндалевидных просиявших М., что напоминает медальон на триумфальной арке той же церкви; Библия из Перуджи (Perugia. Bibioteca comunale Augusta. L. 59, Fol. 1r, XII в.), где те же персонификации представлены в просиявших медальонах. В средневизант. октатевхах, а также на фресках капеллы Фомы Бекета в Ананьи (Лацио) Свет и Тьма фигурируют без М. Подобный мотив встречается в медальоне, обрамляющем заставку таблицы канонов в Россанском кодексе. В дальнейшем животные апокалипсиса могут изображаться в медальонах и вне этой сцены, напр. в сцене «Поклонение Агнцу» (Суассонское Евангелие).

В 1-й пол. XV в. М. может сопровождать изображения персонажей нецерковного характера (напр., «зодиакального человека» в Роскошном часослове герцога Беррийского, 1-я четв. XV в.- Chantilly. Musée Condé. Ms. 65. Fol. 14v; Венеры - Триумф Венеры. 1-я пол. XV в., мастер взятия Тарента. Лувр, Париж; Вергилия в иллюстрации к «Божественной комедии», сер. XIV в.- Lond. Brit. Lib. Add. 19587. Fol. 2r).

Уже в сер. XII в. появляется заменяющее М. более натуралистичное изображение облака вознесения (левый тимпан Королевского портала Шартрского собора, 50-е гг. XII в.; «Вознесение Еноха» и «Вознесение Христово», Морализованная Библия, 50-е гг. XIII в.- Vindob. 2554. Fol. 3r). С XIV в. в итал. живописи в сцене «Преображение» или «Сошествие во ад» М. часто заменяется на золотые ассисты (Алтарный образ худож. Дуччо, 1308-1311, Музей собора, Сиена), а потом вовсе исчезает («Преображение» худож. Джованни Беллини, 1455, Музей Коррер, Венеция). В изображениях Бога Отца, Христа или Божией Матери М. разных форм сохраняется до рубежа XV и XVI вв. в Италии («Коронование Марии», фреска апсиды собора в Сполето, 1467, худож. Филиппо Липпи; «Коронование Марии», фреска апсиды ц. Сан-Симпличано в Милане, 1508, худож. Амброджо Бергоньоне). В рафаэлевских станцах М. сохраняется в виде медальона с лучами, окружающими Христа во фреске «Диспута» (LCI. Bd. 3. S. 149), но превращается в сияние вокруг фигуры ангела, освобождающего ап. Петра из темницы. К сер. XVI в. М. как геометрическая форма практически повсеместно сменяется натуралистично изображенным сиянием.

В русском искусстве

Древнейшие примеры М. относятся к периоду единства с визант. искусством. Для эпохи позднего средневековья характерно усложнение формы М. в композиции «Преображение», где традиционные контуры в виде правильных геометрических фигур получают дополнения в виде многолучевых сложных фигур, раскрашенных в разные оттенки - белые на голубом фоне, как на иконе круга Феофана Грека (ок. 1403, ГТГ), синие или красные - на многочисленных праздничных или храмовых иконах XVI в.

Вознесение Господне. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 20 об.)
Вознесение Господне. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 20 об.)

Вознесение Господне. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 20 об.)
Очевидно, под влиянием западноевроп. образцов эпохи Проторенессанса в московской художественной среде появляется М. в виде миндалевидного сегмента в композиции сидящего на престоле Христа-Судии. К древнейшим относятся миниатюра Переславского Евангелия (кон. XIV - нач. XV в., РНБ. F.п.I.21) и 2 центральные иконы самых древних рус. деисусных чинов - из иконостаса московского Благовещенского собора (посл. четв. XIV в., мастер круга Феофана Грека) и владимирского Успенского собора (1408, мастера прп. Даниил Чёрный, прп. Андрей Рублёв). По мнению В. Г. Пуцко, иконография «Спас в силах» происходит от композиций европ. алтарей с тронным образом Христа. И. А. Кочетков считает, что визант. извод Христа-Судии на престоле с иконографическими деталями зап. происхождения, в т. ч. миндалевидной М., мог появиться после распространения в Русской Церкви Иерусалимского богослужебного устава, т. е. с эпохи митр. Киприана. Появление формы «славы» в виде миндалевидной М. Кочетков связывает с упрощением формы овала и не спешит возводить к лат. образцам. Мастер Переславского Евангелия использовал также сложные цветовые эффекты для характеристики М. как части теофанического виде́ния. М.- пурпурно-лилового цвета, но при пересечении с контурами предметов или др. «слав» отсвечивает тем цветом, к-рый пересекает. Композиция «Спас в силах» стала характерной для центральной иконы Христа Вседержителя на престоле в деисусном чине высокого рус. иконостаса, однако форма М. здесь, как правило, тяготеет к простым геометрическим фигурам (кругу и квадрату). Близкие к миндалевидной по характеру М. славы встречаются и в др. теофанических композициях, напр. в иллюстрации 9-го кондака Акафиста Пресв. Богородице («Всякое естество ангельское удивися») с образом сидящего на престоле в горнем мире Христа Еммануила или Христа средовека,- на рус. иконах «Похвала Пресв. Богородицы, с клеймами Акафиста» (начиная с 3-й четв. XIV в. и позднее), «Покров Пресв. Богородицы» (новгородская икона 2-й пол. XVI в., из собрания Н. П. Лихачёва, ГРМ).

Активное использование М. в различных композициях приходится на период интенсивного иконографического творчества в художественной культуре Вел. Новгорода и Пскова времени архиеп. Макария (с 1526, с 1542 - митрополита Московского) и совпадает с большими работами в Московском Кремле после пожара 1547 г. Возможно, она появилась под влиянием зап. книжной иллюминации или благодаря визант. образцам позднепалеологовского и поствизантийского времени. М. применена в теофанических композициях миниатюр в новгородской рукописи Апостол 40-х гг. XVI в. (РНБ. F.I.60), на «Четырехчастной иконе», написанной псковскими мастерами для Благовещенского собора после пожара 1547 г. (ГММК), напр. в верхнем правом клейме, иллюстрирующем сотворение мира и людей («И почи Бог в день седьмый» - по надписи на иконе). М. как форма небесного сегмента присутствует в 2 сюжетах. Оба связаны с темой Божественного Домостроительства и располагаются в верхней части клейма. В левой М. ангелы поддерживают своеобразное изображение Св. Троицы, восходящей к композициям западных рукописей. На них Бог Отец несет крест с распятым Христом, нагое тело которого прикрыто крыльями херувимов. В правой М. изображен нагой Христос в виде ангела, чьи крылья прикрывают тело. Он протягивает руку к Богу Отцу. Оба сюжета, несомненно, имели образцами западные миниатюры и были созданы мастерами, работавшими в митрополичьей мастерской в 40-60-х гг. XVI в. Позднее эти же сюжеты с М. в составе композиции «И почи Бог в день седьмый» оказались востребованы при составлении программы монументальных росписей. Уникальным ее примером являются фрески Успенского собора свияжского Богородицкого муж. мон-ря (ок. 1605). Те же теофанические видения и их деталь, миндалевидная М., что и на «Четырехчастной иконе» из московского Благовещенского собора, входят в композицию «И почи Бог в день седьмый», а в интерьере храма располагаются на обращенных друг к другу гранях зап. столбов. М. раскрашена в 3 высветляющихся тона одного цвета - пурпурного либо изумрудно-зеленого. Миндалевидная М. становится для иконописцев эпохи митр. Макария необходимым атрибутом теофанического образа Христа до Воплощения (в сценах Великого Совета и Домостроительства - на иконах «Страшный Суд», XVI в.) и восставшего из гроба Христа-Судии, сходящего в ад и выводящего оттуда прародителей и праведников, как в одном из клейм на правой стороне многосоставной иконы «Воскрешение - Сошествие во ад, со сценами земной жизни Христа и праздниками» (1567/68, мастер Дионисий Гринков, ВГИАХМЗ), а также видений Небесного Града в композициях «Страшный Суд». Подобного типа М. сочетается с традиц. круглой и обретает устойчивость иконографии «Воскресения - Сошествия во ад» мн. икон различных школ 2-й пол. XVI-XVII в. Заметно влияние миндалевидной М. на особенности традиц. изводов, к ее форме тяготеет очертание лежащей на пурпурной ткани Пресв. Богородицы в композиции Рождества Христова.

Сочетание М. различных форм, как правило в виде круга, свойственно иконографическим изводам цикла Сотворения мира («Бытия»), иллюстрирующего начало кн. Бытия ВЗ. Эти сюжеты составили цикл деяний Св. Троицы, или «бытийный цикл», известный уже по миниатюрам Лицевого летописного свода (70-е гг. XVI в.) и приобретший популярность в рус. искусстве кон. XVI-XVII в., особенно в эпоху царя Бориса Феодоровича Годунова. Они известны также в росписях (ц. Св. Троицы в с. Б. Вязёмы, 1602; Успенский собор свияжского муж. мон-ря, ок. 1605), на иконах, миниатюрах и лицевых пеленах 90-х гг. XVI - нач. XVII в., прежде всего связанных с костромским Троицким Ипатиевским мон-рем. Пространство М. в этот период также заполнено облаками, что характерно не только для сцен Теофании, но и для иконографии святых, к-рым являлись Христос или Божия Матерь, напр. для Никейского чуда свт. Николая, архиеп. Мирликийского; в сцене с явлением Христа прор. Илии на каргопольской иконе «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (кон. XVI - нач. XVII в., АМИИ). Сочетание неск. М. разных форм является особенностью различных иконографических вариантов Св. Троицы («Отечество», «Сопрестолие»), гимнографических образов Христа («Хвалите Господа с небес…», «Величит душа моя Господа…»), Пресв. Богородицы («О Тебе радуется…», «Всех скорбящих Радость», «Гора нерукосечная», «Собор Пресв. Богородицы», «Неопалимая Купина»), Софии, Премудрости Божией.

Лит.: LCI. Bd. 3. Sp. 147-150; Dewald E. T. The Iconography of the Ascension // AJA. 1915. Vol. 19. N 3. P. 277-319; Cook W.W. S. The Earliest Painted Panels of Catalonia (II) // The Art Bull. N. Y., 1923. Vol. 6. N 2 P. 31-60; Elderkin G. W. Shield and Mandorla // AJA. 1938. Vol. 42. N 2. P. 227-236; Brendel O. Origin and Meaning of the Mandorla // Gazette des Beaux-Arts. Ser. 6. 1944. Vol. 25. P. 5-24; Rapp U. Das Mysterienbild. Münsterschwarzah, 1952. S. 127-144; Grabar A. Virgin in a Mandorla of Light // Late Classical and Medieval Studies in Honor of A. M. Friend Jr. / Ed. K. Weitzmann. Princeton (N. J.), 1955. P. 305-311; idem. Ampoules de Terre Sainte: Monza-Bobbio. P., 1958; idem. Christian Iconography: A Study of its Origins. Princeton, 1968. P. 117; idem. Les voies de la création en iconographie crétienne. P., 1979; Meyer H. B. Zur Symbolik frühmittelalterlicher Majestasbilder // Das Münster. 1961. Bd. 14. S. 73-88; Didron A. N. Christian Iconography: The History of Christian Art in the Middle Ages. N. Y. 1965; Пуцко В. Г. «Maiestas Domini» в рус. миниатюре кон. XIV в. // Bsl. 1979. T. 40. N 2. S. 199-203; Miziołek J. «Transfiguratio Domini» in the Apse at Mount Sinai and the Symbolism of Light // J. of the Warburg and Courtauld Institutes. L., 1990.Vol. 53. P. 42-60; Кочетков И. А. «Спас в силах»: Развитие иконографии и смысл // Искусство Др. Руси: Проблемы иконографии / Ред.-сост.: А. В. Рындина, А. Л. Баталов. М., 1994. С. 45-68; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образы Богоматери в произведениях из собр. ГРМ: Кат. СПб., 1995. Кат. 25-26, 28-31, 35-36, 69-73, 76, 83, 104, 151, 161, 164, 189-190, 192, 197; Makseliene S. The Glory of God and Its Byzantine Iconography: MA Thesis / Central European Univ. Bdpst. 1998; Hagstrom A. A. The Symbol of the Mandorla in Christian Art: Recovery of a Feminine Archetype // Arts: The Arts in Religious and Theol. Studies. 1998. Vol. 10. N 2. P. 25-29; Kessler H. L. Spiritual Seeing: Picturing God's Invisibility in Medieval Art. Phil., 2000; Pearson A. Revealing and Concealing: The Presistance of Vaginal Iconography in Medieval Imagery: The Mandorla, the «Vecisa Piscis», The Rose, Sheela-na-gigs and the Double-Tailed Mermaid: Diss. Ottawa, 2002; Иконы Вологды XIV-XVI вв.: Кат. М., 2007. Кат. 91, 122, 128; Иконы Рус. Севера: Шедевры древнерус. живописи АМИИ: Кат. М., 2007. Т. 1. Кат. 17, 20, 22, 35-36, 43, 45, 52, 60, 65, 75, 78, 85, 102, 103, 109-111, 116, 141, 154, 164, 189, 195, 201, 205; Иконы Ярославля: XIII - сер. XVII в. М., 2009. Т. 2. Кат. 34, 42-43, 45, 48, 59, 83, 121, 128-129, 142, 145, 147, 162, 178, 184, 185, 197, 199; Самойлова Т. Е. Икона «Воскресение - Сошествие во ад» XVII в. из Музеев Моск. Кремля: К вопросу о формировании нового иконогр. извода // Каптеревские чт.: Сб. ст. М., 2010. Вып. 8. С. 256-279; Todorova R. G. New Religion - New Symbolism: Adoption of Mandorla in the Christian Iconography // Ниш и Византиjа: IX научни скуп. Ниш, 2011. С. 47-64; eadem. The Migrating Symbol: Vesica piscis from the Pythagoreans to the Christianity // Harmony of Naturу and Spirituality in Stone: Proc. of the 1th Intern. Conf., 17-18 March 2011. Kragujevac, 2011. P. 217-222; eadem Visualizing the Divine: Mandorla as a Vision of God in Byzantine Iconography // Ikon: J. of Iconographic Studies. 2013. N 6. P. 287-296.
С. П. Заиграйкина, М. А. Маханько, А. В. Пожидаева
Ключевые слова:
Иисус Христос, иконография Мандорла, в восточном и западном христианском искусстве условная изобразительная форма сияния вокруг фигуры Иисуса Христа
См.также:
АВГАРЯ ПЛАТ - см. Спас Нерукотворный
АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека
АЛЬФА И ОМЕГА первая и последняя буквы греч. алфавита, символика
АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изобр. Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии