Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАМРЕ
43, С. 290-292 опубликовано: 4 февраля 2021г.


МАМРЕ

Мамврийский дуб в Хевроне. Фотография. 1900 г.
Мамврийский дуб в Хевроне. Фотография. 1900 г.

Мамврийский дуб в Хевроне. Фотография. 1900 г.
[Евр.   араб. Харам-Рамет-эль-Халиль], в Библии название места (рощи, дубравы - евр.  ), где жил и построил жертвенник Богу ветхозаветный патриарх Авраам (Быт 13. 18; 18. 1; 23. 19); в христ. традиции почитается как св. место, где сохранился библейский т. н. мамврийский дуб. Владельцем этого участка земли в евр. тексте Свящ. Писания назван аморей Мамре (Быт 14. 13). М. находится в 3 км к северу от Хеврона, на зап. берегу Иордана.

«Мамврийский дуб» - также условное название для дерева теревинф, к-рое известно по упоминаниям в ВЗ (Быт 13. 18; 14. 13; ср.: 12. 6; Ис 6. 13). В Септуагинте и у Иосифа Флавия это τερεβίνθος (лат. наименование - Pistacia palaestina (палестинская фисташка); по-русски называется еще «терпентинное дерево»; не путать с др. видом - Quercus calliprinos, к-рый также распространен в Леванте и за которым в ряде европ. языков закрепилось название «палестинский дуб» (или «калепринский дуб»)). Это дерево упоминается в Книгах пророков (Ос 4. 13; Ис 6. 13; Сир 24. 19). В Свящ. Писании воспевается красота густой листвы теревинфа (Сир 24. 19), дающей летом тень, и потому дерево нередко называется ветвистым (Ис 57. 5; Ос 4. 13). Теревинф может достигать тысячелетнего возраста, но и после его гибели из корня растут молодые побеги - это свойство использовал в качестве сравнения прор. Исаия в обетовании праведникам: «Как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, [остается] корень их, так святое семя [будет] корнем ее» (Ис 6. 13).

Письменные источники

Иосиф Флавий упоминал, что Авраам жил рядом с Хевроном, рядом с дубравой под названием Огиг (ὠγύγος) (Ios. Flav. Antiq. I 186), добавляя, что эта местность расположена «в Хананее, невдалеке от города Хеврона». В др. сочинении (Idem. De bell. IV 533) Иосиф упоминает теревинф, к-рый рос в 3 км от Хеврона (18 стадий) со времени сотворения мира. Т. о., неясно, имеет ли автор в виду одно и то же место или нет. Иосиф не упоминал постройку вокруг дерева, однако, судя по археологическим данным, в его времена она уже здесь была. Не описал он также и постройку в Махпеле, кроме гробниц патриархов, хотя она также уже существовала.

Мамре на карте. Мозаика в ц. вмч. Георгия в Мадабе (Иордания). VI в.
Мамре на карте. Мозаика в ц. вмч. Георгия в Мадабе (Иордания). VI в.

Мамре на карте. Мозаика в ц. вмч. Георгия в Мадабе (Иордания). VI в.
В Книге Юбилеев (Юб 29. 17, 19; 37. 14, 17) упоминаются столица Авраама среди холмов Хеврона и построенная там башня. В раввинистических источниках место называется Бейт-Иланим, или Ботна. Здесь находился языческий рынок, один из нескольких в Палестине (Genesis Rabba. 47. 10). Евреям запрещалось посещать его, хотя, вероятно, запрет не действовал строго. Блж. Иероним (Hieron. In Jerem. VI 18. 6; Idem. In Zach. III 11. 4-5) также сообщал, что Веспасиан и Адриан продавали на рынке «Теребинфа» пленных евреев по цене лошади за одного человека (вероятно, недостоверное местное предание). Аналогичная история, рассказанная в Пасхальной Хронике (PG. 92. Col. 613), отличается некоторыми деталями. Неск. иначе ситуацию описал историк Созомен (нач. V в.; Sozom. Hist. eccl. II 4. 1-8), к-рый указывал, что в ярмарках участвовали не только идумеи и евреи, но и финикийцы и арабы. Язычники, иудеи и христиане приносили богатые жертвы, возжигали благовония и ладан; празднующие кидали в колодец глиняные лампы в качестве приношений, выливали в него вино, из чего можно заключить, что как источник воды колодец уже не использовался.

Паломник из Бордо (Itiner. Burdigal. 599. 3-7) сообщил, что имп. Константин построил базилику в М. Евсевий Кесарийский (Euseb. Vita Const. III 51-53) и Созомен (Sozom. Hist. eccl. II 4) оставили наиболее подробное описание этих событий. Ок. 329 г. паломническую поездку в Палестину совершила Евтропия, теща имп. Константина. Посетив св. места Иерусалима и Вифлеема, она обратила внимание на М. Евтропия написала письмо императору, в к-ром пожаловалась на то, что св. место принадлежит иудеям и используется неподобающим образом. В ответ Константин распорядился передать право собственности на священный участок М. христианам и построить там храм. Праздники в М. с участием иудеев и язычников продолжались в течение долгого времени, поскольку Созомен еще в нач. V в. был их свидетелем. Согласно Евсевию, Созомену и блж. Иерониму, в М. в IV - нач. V в. находились следующие почитаемые объекты: дерево Авраама, дом Авраама рядом с ним, отдельная комната (или жилище) Сарры, колодец, вырытый Авраамом, колыбель Исаака (вероятно, в доме), жертвенники иудеев и язычников, перенесенные за пределы священной ограды при имп. Константине, а также некие идолы (вероятно, изображения племенных богов местного араб. населения), также разрушенные или перемещенные (Euseb. Vita Const. III 51-53; Hieron. Vita Paul. 11; Sozom. Hist. eccl. II 4). Расположение, а также дальнейшая история большинства этих объектов М. неизвестны.

Гостеприимство Авраама. Мозаика в ц. Сан-Витале в Равенне. 532–547 гг.
Гостеприимство Авраама. Мозаика в ц. Сан-Витале в Равенне. 532–547 гг.

Гостеприимство Авраама. Мозаика в ц. Сан-Витале в Равенне. 532–547 гг.
На карте из Мадабы Ботна и М.- 2 места, между ними изображено дерево. В VII в. в М. был мон-рь, существовавший и после араб. завоевания (Adamn. De locis sanctis II 11. 6). При крестоносцах церковь была посвящена Св. Троице (Mader. 1957. Bd. 1. S. 95-121).

Т. о., в ряде источников - от сочинений Иосифа Флавия, нек-рых раввинов и до заметок христ. паломников VII в.- сообщалось, что со времен Второго храма на месте под одним из названий (Элонеэ-Мамре, Ботна, Теревинф или Бейт-Иланим) существовала почитаемая священная постройка, в центре к-рой рос священный дуб. На Мадабской карте дерево находится за пределами к.-л. постройки.

Рус. игум. Даниил (2-я пол. ХI - 1-я пол. ХII в.) также описывал мамврийский дуб и упоминал под ним площадку, вымощенную белым мрамором. В 1884 г. патриархи Иерусалимский Никодим и К-польский Иоаким III посетили это место и благословили построить здесь храм. Совр. паломники почитают старое дерево, расположенное в 3 км на северо-запад от Махпелы (см. в ст.: Святой Троицы монастырь в Хевроне).

Исследование

М. был впервые проведено в 1926-1928 гг. А. Э. Мадером в рамках работ католич. немецкого Об-ва Гёрреса (Görres-Gesellschaft). Раскопки были возобновлены в 1983-1990 гг. и позднее под рук. И. Магена и под эгидой Израильского мин-ва древностей и музеев.

Прямоугольная в плане постройка

(49,3×65,1 м) возведена на каменистой поверхности, к-рая имела естественный уклон в юго-зап. направлении. Фундамент находится на высоте ок. 1 м над уровнем моря. Были использованы камни 3 основных размеров: камни основания достигали 0,5 м в высоту, следующие ряды были выложены еще более крупными квадрами - 0,9 и 1,13 м соответственно. В визант. период в вост. части обширной постройки была возведена церковь, которая использовалась еще при крестоносцах. В юго-вост. части здания обнаружен колодец, внутри к-рого сохранились следы арки (вероятно, более поздняя конструкция), подпорная стенка, а также канал с остатками свинцовой трубы. Пол основной прямоугольной постройки был облицован каменными мелкими и разноразмерными квадрами, но данная облицовка, обнаруженная in situ, появилась уже в периоды ранневизант. или средневек. перестроек, когда рим. квадры, располагавшиеся примерно на 1,5 м выше, были сняты для каких-то иных строительных целей (Мадер датировал сохранившуюся облицовку полов периодом разделенных Царств или хасмонейским временем).

Юж. стена достигает длины 65,1 м, толщины - 1,76 м. Местами она сохранилась в высоту до 5,83 м (в юго-вост. углу лишь до 2,56 м). Техника кладки простая: 2 ряда камней со внутренней забутовкой, а их обработка в точности совпадает с квадрами иродианских построек в Махпеле и на Храмовой горе: по краям сняты фаски, центральная часть квадра обработана не так тщательно, как боковые. Рядом с юж. стеной внутри здания обнаружены вырезанная в камне цистерна, к-рая, вероятно, существовала ранее, чем колодец, и постройка рим. периода.

Западная стена в длину составляет 49,35 м. В середине стены обнаружен дверной проем шириной 5,28 м, к-рый, судя по его размерам и ориентации в сторону основной дороги, был главным. В стене вторично был использован фрагмент рим. фриза (возможно, при перестройках оригинальный фриз оказался частью кладки стены). Дополнительный вход с сев. стороны был сделан позже, возможно во времена крестоносцев.

Длина северной стены составляет 64,77 м. В центральной части обнаружены неск. квадров с характерной для иродианских построек обработкой поверхности. Дверной проем располагался в сев. части стены (2 м шириной) и к нему также скорее всего вел дополнительный лестничный пролет.

По сторонам от дверного проема стену украшают т. н. лопатки (в отличие от пилястр лопатки не имеют ни баз, ни капителей). Они образуются искусно выполненными отступами стены в промежутках, к-рые подчеркнуты наклонными срезами. Края камней и по данному наклонному срезу, и по краям лопаток обработаны тонкими фасками, к-рые подчеркивали особенный монументально-суровый стиль и строгую геометричность кладки. Ширина лопаток - 0,88 м, расстояние между ними - 1,9 м (аналогичные лопатки встречаются в декоре внешних стен Махпелы и Храмовой горы). По реконструкции Магена они охватывали весь внешний периметр здания, фланкируя 2 входа.

Церковь

Остатки построенной в М. при имп. Константине Великом церкви были найдены в вост. части здания. Строение занимало приблизительно 1/3 всего здания, открытое пространство играло роль атриума. В его юго-зап. углу располагался сохранившийся от более раннего периода колодец. Церковь проста по своей планировке: это однонефное сооружение с единственной апсидой, обращенной на восток (вероятно, апсида могла играть роль алтаря еще в языческой постройке и т. о. предшествовала церкви). Все здание размещается внутри стен рим. постройки. Входу предшествовал нартекс во всю ширину. По бокам от церкви пристроены симметричные галереи и отдельные боковые комнаты, в плане они образуют подобие трансепта, сдвинутого к вост. части постройки. Дж. Уилкинсон датировал постройку церкви временем крестоносцев.

Здесь было найдено большое количество римско-визант. керамики, ламп, монет, фрагментов скульптурного декора. Среди наиболее интересных находок мелкой пластики выделяются статуэтка Диониса и миниатюрный алтарь, на к-ром сделана надпись в честь идумейского бога Коса. Иосиф Флавий рассказал историю одного из членов жреческой семьи (Костобара), к-рая была связана с культом этого бога (Ios. Flav. Antiq. XV 253-256).

Построенное здание реконструируется как открытое прямоугольное сооружение с пилястрами и напоминает аналогичные сооружения в Махпеле, в Хевроне и на Храмовой горе в Иерусалиме. Археологи сделали вывод, что здание в М. было возведено Иродом Великим специально для идумеев примерно одновременно с Махпелой и Вторым храмом, что имеет особое значение ввиду идумейского происхождения царя. Идумеи издревле населяли юг Иудеи и вели свое происхождение от Исава, брата Иакова, поэтому и Махпела, и М. были сакрально значимыми для них местами. После разрушения храма в 70 г. дуб продолжали почитать, видимо, и др. группы язычников, и он стал главной святыней региона.

Лит.: Guérin V. Description géographique, historique et archéologique de la Palestine. P., 1868. Pt. 1: Judée. Vol. 3. P. 278-284; Mader A. E. La Basilica Constantiniana di Mambre presso Hebron second la traditione e gli ultimi scavi della Gerrs-Gesellschaft // RACr. 1929. Vol. 6. P. 249-312; idem. Mambre: Die Ergebnisse der Ausgrabungen im Heiligen Bezirk, Ramet el-Halil in Südpalästina 1926-1928. Freiburg i. Br., 1957. 2 Bde; Ovadiah A. Corpus of Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970. P. 131-132. Pl. 55; Bagatti B. The Church from the Gentiles in Palestine. Jerusalem, 1971. P. 67-68, 188-190; idem. Ancient Christian Villages of Judaea and the Negev. Jerus., 2002. P. 73-75; Kasher A. Jews, Idumaeans, and Ancient Arabs. Tüb., 1988. P. 1-6, 45-78; Magen Y. Elonei Mamre: A Herodion Cult Site // Qadmoniot. Jerus., 1991. Vol. 24. P. 46-55 (на иврите); idem. Mamre // NEAEHL. 1993. Vol. 3. P. 939-942; idem. Mamre: A Cultic Site from the Reign of Herod // One Land - Many Cultures / Ed. G. C. Bottini e. a. Jerus., 2003. P. 245-257; Hepper F. N., Gibson S. Abraham's Oak of Mamre: The Story of a Venerable Tree // PEQ. 1994. Vol. 126. P. 94-105; Беляев Л. А. Христианские древности. СПб., 2000. С. 52-55; Jericke D. Abraham in Mamre: Historische und exegetische Studien zur Region von Hebron und zu Genesis 11. 27-19. 38. Leiden; N. Y., 2003.
С. В. Тарханова
Ключевые слова:
Ветхозаветные реалии, термины и понятия Мамре, в Библии название места (рощи, дубравы), где жил и построил жертвенник Богу ветхозаветный патриарх Авраам
См.также:
ААРОНОВ ЖЕЗЛ образ, встречающийся в православной гимнографии и иконографии
ААРОНОВО БЛАГОСЛОВЕНИЕ троекратное священническое благословение из библейской книги Чисел
АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана
АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)