Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН
43, С. 251-260 опубликовано: 1 февраля 2021г.


МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН

Мальтийский крест, символ ордена госпитальеров. Рельеф фасада ц. Сан-Джованни Деколлато во Флоренции. XVI в.
Мальтийский крест, символ ордена госпитальеров. Рельеф фасада ц. Сан-Джованни Деколлато во Флоренции. XVI в.

Мальтийский крест, символ ордена госпитальеров. Рельеф фасада ц. Сан-Джованни Деколлато во Флоренции. XVI в.
[офиц. название - Суверенный военный орден госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского на Родосе и Мальте; лат. Supremus Ordo Militaris Hospitalis Sancti Ioannis Hierosolymitani Rhodius et Melitensis; также орден св. Иоанна Крестителя, орден госпиталя св. Иоанна в Иерусалиме, госпиталь св. Иоанна; лат. Hospitale Sancti Johannis, Militia Hospitalis Ierosolimitani, Ordo Hospitalis Sancti Johannis Ierosolimitani, Fratres Hierosolymitani Hospitalis; члены ордена - госпитальеры, иоанниты, рыцари Родоса, рыцари Мальты], духовно-рыцарский орден Римско-католической Церкви, основан в XI в. как странноприимный дом (госпиталь) для христ. паломников в Иерусалиме; в 1113 г. был преобразован в орден, главной задачей которого являлся уход за паломниками, больными и нуждающимися. На протяжении XII в. трансформировался в духовно-рыцарский орден, взяв на себя также военную защиту пилигримов и оборону христ. владений в Леванте. После завоевания Иерусалима в 1187 г. султаном Салах-ад-Дином (1174-1193) центральная резиденция ордена была утрачена. С 1191 г. орденское руководство располагалось в Акре (ныне Акко, Израиль). После того как мамлюки завладели Акрой (1291) и христиане лишились последних форпостов на Св. земле, орден перебазировался на о-в Кипр, в 1306-1310 гг. завоевал принадлежавшие Византийской империи о-в Родос и неск. др. островов архипелага Додеканес. До 20-х гг. XVI в. орден находился на Родосе и воевал против мамлюков и турок. В нач. 1523 г. был вынужден эвакуироваться с Родоса после почетной капитуляции перед тур. султаном Сулейманом I (1520-1566). В 1530 г. имп. Карл V (1519-1556) передал ордену во владение о-в Мальта и г. Триполи. В 1530-1798 гг. Мальта являлась центром деятельности ордена (отсюда название Мальтийский орден); капитулировав в июне 1798 г. перед флотом Наполеона Бонапарта (1769-1815), орден покинул Мальту, на краткий период найдя поддержку в лице российского имп. Павла I Петровича (1796-1801). После убийства имп. Павла I орденское руководство выехало из России в Рим, где и находится по наст. время. Имеющий гос. статус совр. Суверенный военный орден госпитальеров св. Иоанна в Иерусалиме, на Родосе и Мальте активно занимается благотворительной деятельностью во всем мире.

Основание ордена

Орден возник в качестве госпитального братства еще до 1-го крестового похода (1096-1099; см. ст. Крестовые походы) и был связан с деятельностью на Св. земле итал. купцов из Амальфи, основавших в 1070-1080 гг. в Иерусалиме по разрешению егип. халифа аль-Мустансира (1036-1094) муж. мон-рь св. Марии Латинской, жен. мон-рь св. Марии Магдалины, а также госпиталь св. Иоанна Крестителя с собственной церковью, к-рый располагался недалеко от Гроба Господня (Воскресения Христова) храма в Иерусалиме. По преданиям, позднее получившим широкое распространение в ордене, его возникновение относилось к дохрист. периоду. Так, согласно одной из легенд, свящ. Мельхиар на деньги, взятые из гробницы царя Давида, основал в Иерусалиме приют для нуждающихся. Затем Иуда Маккавей (ум. в 160 г. до Р. Х.; см. в ст. Маккавейские книги) якобы выделил 12 тыс. драхм иерусалимскому странноприимному дому. Согласно др. более поздней легенде, Иуда Маккавей предписывал заботиться о больных и раненых, а госпиталь в Иерусалиме на деньги из гробницы царя Давида основал хасмонейский царь Иоанн I Гиркан (135/4-104 гг. до Р. Х.). События жизни Иисуса Христа на Св. земле также связывали с иерусалимским приютом: согласно орденской традиции, Иисус останавливался там вместе с учениками и творил чудеса. В целом подобные легенды были типичны для средневек. институтов, желавших вписать историю своих орг-ций в рамки Свящ. истории. Идеологическая связь с Маккавеями, сражавшимися за освобождение Св. земли от иноверцев и очищение храма в Иерусалиме, была также характерна для духовно-рыцарских орденов.

Первый известный руководитель госпиталя в Иерусалиме - Герард († ок. 1120). Согласно орденскому преданию, зафиксированному также хронистом Вильгельмом Тирским († ок. 1186), летом 1099 г., во время осады Иерусалима крестоносцами, Герард находился в городе и снабжал войска христиан хлебом, но был разоблачен, схвачен и помещен в тюрьму, где его пытали. Достоверные сведения о Герарде и его происхождении отсутствуют. Завоевание Иерусалима крестоносцами в 1099 г. и последовавшее затем усиление потока христ. паломников на Св. землю способствовали расширению госпиталя, возглавлявшегося Герардом. В организационном плане госпиталь св. Иоанна изначально, вероятно, подчинялся монахам-бенедиктинцам из мон-ря св. Марии Латинской. Сам Герард и члены его общины предположительно являлись мирянами. 15 февр. 1113 г. папа Римский Пасхалий II (1099-1118) буллой «Pie postulatio voluntatis» утвердил госпитальное братство св. Иоанна в качестве отдельного ордена с правом избрания собственного предстоятеля-магистра и объявил, что новый орден и его собственность находятся под защитой Папского престола. Т. о., в период между 1099 и 1113 гг. произошло полное институциональное разделение между госпиталем св. Иоанна и мон-рем св. Марии Латинской. Фактически с этого момента начинается история ордена св. Иоанна.

Вскоре после завоевания крестоносцами Иерусалима и образования Иерусалимского королевства «защитник Гроба Господня» Готфрид Бульонский (1099-1100) пожаловал госпиталю св. Иоанна небольшие владения. В 1110 г. кор. Балдуин I (1100-1118) утвердил это пожалование и передал в собственность госпиталя дополнительный комплекс владений на территории Иерусалимского королевства. Примерно в это же время госпиталь получил в свое распоряжение первые владения и в Зап. Европе, в районе Тулузы. К 1118 г. отделения ордена св. Иоанна появились в графстве Триполи и в Антиохийском княжестве. В 1129 г. кор. Балдуин II (1118-1131) утвердил пожалования своих предшественников.

Милитаризация ордена св. Иоанна

Замковая церковь в Бейт-Гуврине (Израиль). XII в.
Замковая церковь в Бейт-Гуврине (Израиль). XII в.

Замковая церковь в Бейт-Гуврине (Израиль). XII в.
Замок Крак (Сирия). 2-я пол. XII в.
Замок Крак (Сирия). 2-я пол. XII в.

Замок Крак (Сирия). 2-я пол. XII в.
Милитаризация ордена св. Иоанна была постепенной и проходила в течение XII в. К 1120 г. при лат. Иерусалимском Патриархате действовали 3 орг-ции с разделением обязанностей: каноники Гроба Господня отвечали за богослужения и пастырское окормление христиан, тамплиеры - за военную защиту паломников, госпитальеры (иоанниты), т. е. члены ордена (госпитального братства) св. Иоанна Крестителя,- за заботу о больных и нуждающихся. Постоянные внешние угрозы, с которыми сталкивались крестоносцы на Св. земле, вынуждали госпитальеров брать на себя дополнительную ответственность по охране рубежей Иерусалимского королевства. В 1136 г. кор. Фульк (1131-1143) передал во владение ордена св. Иоанна крепость Бет-Гиблин (ныне Бейт-Гуврин, Израиль), являвшуюся частью сети укрепленных пунктов, которые были воздвигнуты крестоносцами для изоляции Аскалона (ныне Ашкелон, Израиль), все еще подконтрольного егип. Айюбидам, откуда совершались нападения на христ. паломников. На данном этапе госпитальеры еще не вели военной деятельности. Орден являлся администратором Бет-Гиблина, обязывался привлекать на эту территорию новых поселенцев, в то время как военные обязанности, по-видимому, были возложены на наемников и слуг. В булле папы Римского Иннокентия II (1130-1143) «Quam amabilis Deo», составленной между 1140 и 1143 гг., среди госпитальеров упоминаются servientes - воины на службе ордена, к-рые должны были охранять пути следования паломников. В 1142-1144 гг. граф Триполи Раймунд II (1137-1152) пожаловал госпитальерам на границах своего графства обширные владения с рядом укреплений, в частности, замок Крак (Крак-де-Шевалье, ныне Калъат-эль-Хусн, Сирия), превращенный орденом в одну из мощнейших крепостей лат. Востока. Охрана рубежей Иерусалимского королевства и графства Триполи требовала от госпитальеров наличия многочисленных военных контингентов, при этом сам факт возложения такой серьезной ответственности на орден говорит о том, что уже к сер. XII в. эта организация успешно совмещала свои госпитальные обязанности с военными. В идеологическом плане одно не противоречило другому, т. к., согласно представлениям того времени, оборона с оружием в руках беззащитных и паломников являлась прямым продолжением заботы о них в приютах и странноприимных домах. Так, в частности, в 1152 г. охарактеризовал деятельность ордена папа Римский Евгений III (1145-1153). В 1153 г. военные контингенты ордена были заняты в осаде и штурме Аскалона. В 60-х гг. XII в. госпитальеры приняли активное участие в егип. военных кампаниях иерусалимского кор. Амальрика (Амори) I (1163-1174), при этом общий неудачный исход военных действий привел орден к банкротству и серьезному внутреннему кризису. В связи с егип. катастрофой наметилось временное охлаждение орденского руководства к военным операциям. В 1178 г. папа Римский Александр III (1159-1181) призвал орден не забывать о своих основных обязанностях по заботе о больных и нуждающихся и использовать оружие только для защиты Иерусалимского королевства. Тем не менее процесс милитаризации госпитальеров продолжался. В 1182 г. в статутах магистра Роже де Мулена (1177-1187) впервые упоминаются fratres armorum - вооруженные братья ордена. К нач. XIII в. в ордене св. Иоанна окончательно оформилось разделение в правовом отношении между братьями-рыцарями и братьями-сержантами.

Деятельность ордена до конца XIII в.

Следующим после Герарда известным магистром ордена был Раймон дю Пюи (1120-1158/60) (нек-рые исследователи предполагают наличие еще одного магистра, имя которого неизв.). В течение его долгого правления определился характер возглавляемой им орг-ции: именно при этом магистре начался процесс милитаризации ордена.

Примерно в сер. XII в. был построен новый, значительно расширенный госпиталь в Иерусалиме. В огромном зале со 124 мраморными колоннами можно было принимать до 2 тыс. чел. Напр., в 1177 г. туда были доставлены 750 раненых в битве при Монжизаре. Паломников и больных обслуживали 4 врача и ок. 150 помощников. Согласно описаниям паломников, в госпитале принимали всех пациентов вне зависимости от пола, религии и происхождения за исключением прокаженных, к-рых полностью изолировали от общества. Мужчины и женщины были отделены друг от друга, предусматривалась также палата для рожениц. Медики ордена св. Иоанна проверяли состояние больных 2 раза в день. У пациентов были отдельные кровати, постельные принадлежности меняли каждые 2 недели. Для младенцев и детей постарше были предусмотрены специальные кроватки. Дважды в неделю цирюльники мыли ноги больным горячей водой и высушивали полотенцами. Помимо этого госпиталь св. Иоанна принимал бездомных нищих и сирот. По меркам Зап. Европы того времени госпиталь в Иерусалиме предоставлял бесплатную квалифицированную медицинскую помощь и уступал только наиболее развитым центрам медицины в К-поле, Багдаде и Каире. Впосл. эта традиция была продолжена орденом: подобные госпитали были основаны в Акре, затем в Лимасоле на Кипре, на Родосе и на Мальте.

При магистре Раймоне дю Пюи (вероятно, во 2-й части его правления) был составлен устав ордена, определивший нормы повседневной жизни братства. Магистр заручился поддержкой Римских пап, предоставивших ордену целый ряд привилегий буллами «Ad hoc nos disponente» (1135), «Christianae fidei religio» (1137), «Quam amabilis Deo» (между 1140 и 1143) и обновленной «Christianae fidei religio» (1154), в которой были подытожены все предыдущие. К сер. XII в. в Зап. Европе сложилась система многочисленных владений ордена, пожалованных госпитальерам местными правителями и знатью; владения включали территориальные комплексы, церкви, деревни и отдельные строения. За время правления Раймона дю Пюи небольшой странноприимный дом в Иерусалиме превратился в могущественный интернациональный орден с владениями, к-рые простирались от Испании до лат. Востока.

Крепость Бельвуар в Национальном парке Кохав-ха-Ярден (Израиль). 70-е гг. XII в.
Крепость Бельвуар в Национальном парке Кохав-ха-Ярден (Израиль). 70-е гг. XII в.

Крепость Бельвуар в Национальном парке Кохав-ха-Ярден (Израиль). 70-е гг. XII в.
Замок Маргали (Сирия). 1118 — ок. 1130 г.
Замок Маргали (Сирия). 1118 — ок. 1130 г.

Замок Маргали (Сирия). 1118 — ок. 1130 г.
Магистр Жильбер д'Эссайи (1162/63-1169/70), близкий друг кор. Амальрика I и латинского патриарха Иерусалима Амори де Неля (1157/8-1180), во многом способствовал усилению влияния ордена. Значительные средства были выделены на выкуп у местных баронов замков и территорий в Иерусалимском королевстве и графстве Триполи. Одним из самых важных приобретений стал замок Бельвуар (ныне Кохав-ха-Ярден, Израиль), купленный у одного из вассалов князя Галилеи (сделка была официально оформлена в 1168) и располагавшийся на стратегически важной высоте юго-западнее Геннисаретского (Тивериадского) оз., откуда открывался вид на озеро и Иорданскую долину. В 1168 г. магистр основал при замке город, где разместились семьи 32 франков-переселенцев. Впосл. Бельвуар был превращен госпитальерами в мощную крепость, имевшую хорошую систему обороны и большие запасы питьевой воды. Крепость стала одним из важнейших укрепленных пунктов Иерусалимского королевства. В 1168 г. князь Антиохии Боэмунд III (1163-1201) пожаловал ордену ряд замков на границах княжества, взяв обязательство, что орден завоюет порубежные территории, находившиеся под контролем мусульман. Госпитальеры стали надежными защитниками княжества, однако условия договора не были выполнены полностью из-за того, что Жильбер д'Эссайи был вынужден принимать участие в военных действиях кор. Амальрика I в Египте. Магистр активно поддерживал походы короля в 1163, 1164 и 1168 гг. В 1168 г. он снарядил за счет ордена 500 рыцарей и 500 легковооруженных туркополов (конных лучников), надеясь за счет военных трофеев восполнить финансовые потери. Расчет магистра не оправдался: в нач. 1169 г. армия крестоносцев была вынуждена отступить из дельты Нила. Опрометчивая политика Жильбера д'Эссайи привела орден к финансовой катастрофе и огромным задолженностям. В кон. 1169 - нач. 1170 г. магистр ушел в отставку, спровоцировав затяжной кризис в ордене. В 3-й четв. XII в., при магистре Роже де Мулене, орден св. Иоанна являлся одной из влиятельнейших военно-политических организаций на лат. Востоке. В 1184 г. магистр Роже совместно с Ираклием, лат. патриархом Иерусалима (1180-1191), и магистром ордена тамплиеров Арнау де Торрожа (1180-1184) предпринял поездку в Зап. Европу для сбора средств в пользу Иерусалимского королевства и др. владений крестоносцев в Леванте. В февр. 1186 г. магистр Роже вернулся на Св. землю и оказался вовлечен в противостояние между иерусалимским кор. Ги де Лузиньяном (1186-1192) и графом Триполи Раймундом III (1152-1187), выступив на стороне последнего. В этом же году князь Антиохии Боэмунд III утвердил передачу во владение ордена госпитальеров замка Маргат (ныне Калъат-эль-Маркаб, Сирия) с прилегающей территорией на юж. границах Антиохийского княжества. В апр. 1187 г. Роже де Мулен участвовал в переговорах с графом Триполи Раймундом III, а 1 мая погиб в битве при Крессоне. В битве при Хаттине 4 июля 1187 г. госпитальеры сражались без магистра в составе армии крестоносцев против войск Салах-ад-Дина. Султан полностью разгромил своих противников, кор. Ги де Лузиньян был взят в плен. По приказу Салах-ад-Дина 200 пленных тамплиеров и госпитальеров были обезглавлены прямо на поле боя. После катастрофы при Хаттине Иерусалимское королевство и др. владения крестоносцев оказались на грани гибели: множество городов и замков вскоре пали, 2 окт. 1187 г. Иерусалим был захвачен султаном. Тем не менее госпитальеры удержали под своим контролем замки Маргат и Крак-де-Шевалье, в то время как осажденная в июле 1187 г. крепость Бельвуар упорно сопротивлялась до янв. 1189 г. хорошо вооруженным войскам султана. Флот госпитальеров в 1187-1188 гг. принял активное участие в обороне Тира (ныне Сур, Ливан) и своими успешными действиями сорвал морскую блокаду города Салах-ад-Дином. Работа членов ордена в госпиталях снискала уважение и среди мусульман: после взятия Иерусалима егип. султан разрешил 10 госпитальерам в течение года ухаживать за больными в городе.

Члены орденов госпитальеров (2-й слева) и тамплиеров. Витраж ц. ап. Андрея (графство Уорикшир, Англия). 1875 г.
Члены орденов госпитальеров (2-й слева) и тамплиеров. Витраж ц. ап. Андрея (графство Уорикшир, Англия). 1875 г.

Члены орденов госпитальеров (2-й слева) и тамплиеров. Витраж ц. ап. Андрея (графство Уорикшир, Англия). 1875 г.
После того как на Св. землю прибыли армии 3-го крестового похода (1189-1192), орден активно участвовал в боевых действиях, предоставив крестоносцам осадные машины для взятия Акры и выделив дополнительные войска для поддержки похода англ. кор. Ричарда I Львиное Сердце (1189-1199) на Иерусалим. В сент. 1192 г. с Салах-ад-Дином было заключено перемирие сроком на 3 года, в результате чего Акра стала новым центром Иерусалимского королевства и ордена госпитальеров. Поскольку правители Иерусалимского королевства на протяжении XIII в. редко посещали Св. землю, ордены тамплиеров и госпитальеров, представлявшие собой грозную военную силу, стали одной из руководящих сил на лат. Востоке.

Во время 3-го крестового похода (1228-1229) духовно-рыцарские ордены оказали его руководителю имп. Фридриху II Штауфену (1220-1250) прохладный прием, поскольку он был отлучен от Церкви в 1227 г. в результате конфликта с папой Римским Григорием IX (1227-1241). В янв. 1229 г. имп. Фридриху II удалось оформить 10-летнее перемирие с егип. султаном аль-Камилем (1218-1238), по условиям к-рого христианам были возвращены Иерусалим, Вифлеем и неск. др. городов. Выжидательно-враждебное отношение госпитальеров и тамплиеров к действиям Фридриха II привело к тому, что император конфисковал все владения обоих орденов в Сицилийском королевстве после своего возвращения. Тем не менее во время «крестового похода баронов» (1239-1241) госпитальеры активно выступали за сохранение перемирия с Египтом, что отвечало политике Фридриха II. Вероятно, к этому моменту был достигнут некий компромисс ордена с императором. На это указывает также поддержка, к-рую госпитальеры оказывали Рикардо Филанджери, представителю Фридриха II на Св. земле, во время «ломбардских войн» (1229-1243).

Тем временем положение раздираемого внутренними конфликтами Иерусалимского королевства значительно ухудшилось после появления в его пределах изгнанных монголами хорезмийцев, нанятых султаном Египта. В авг. 1244 г. хорезмийцы захватили и разграбили Иерусалим. Против египетско-хорезмийской армии выступили значительные силы крестоносцев, заключивших военный союз с эмирами Сирии. Франко-сир. войска, включая 350 госпитальеров, встретились с противником при Форбии. 17 окт. 1244 г. произошло решающее сражение, в ходе к-рого крестоносцы и их сир. союзники были полностью разгромлены. 324 госпитальера погибли, и лишь 26 рыцарей остались в живых. Магистр ордена Гийом де Шатонёф (1243-1258) попал в плен и вместе с др. пленниками был отправлен в Египет, где провел 6 лет в заточении; в 1250 г. он был выкуплен франц. кор. Людовиком IX Святым (1226-1270). Егип. султан ас-Салих Айюб (1240-1249) не смог воспользоваться плодами победы при Форбии, и в Иерусалимском королевстве вскоре с новой силой вспыхнули внутренние конфликты, вызванные конкуренцией между итал. торговыми городами, прежде всего между Венецией и Генуей. В 1256-1258 гг. между ними началась т. н. война св. Саввы за одноименный мон-рь в Акре (до 1270). Действительная причина конфликта не совсем ясна. Госпитальеры приняли сторону Генуи и Анконы, в то время как тамплиеры оказались в лагере Венеции и Пизы. Госпитальеры оказывали посильную помощь генуэзцам, но сами, как и тамплиеры, не принимали участия в военных действиях, завершившихся победой венецианцев.

В 1250 г. династия Айюбидов в Египте была свергнута военным сословием рабов-мамлюков, установивших там свою власть. В 1259-1260 гг. монголы, захватив Дамаск и Алеппо (Халеб), двинулись на Египет. Крестоносцы дали право прохода через свою территорию и оказали логистическую помощь войскам мамлюков, встретившихся с монголами при Айн-Джалуте. Монг. корпус был полностью разгромлен, впосл. мамлюкам удалось подчинить себе Сирию. Остатки христ. владений вновь, как и во времена Салах-ад-Дина, были полностью окружены неприятелем. Мамлюкский султан Кутуз (1259-1260) был убит вскоре после битвы при Айн-Джалуте. Глава заговорщиков Бейбарс I (1260-1277), объявленный новым султаном, не замедлил развернуть военную кампанию против оставшихся территорий Иерусалимского королевства. В 1265 г. пали Кесария, Хайфа и переданный в 1261 г. госпитальерам Арсуф. В 1266 г. христиане потеряли Галилею. В 1267 г. мамлюки предприняли 1-ю попытку овладеть Акрой. В 1268 г. пали Яффа и Антиохия (ныне Антакья, Турция). В 1271 г. султан Бейбарс I осадил замок Крак-де-Шевалье. После месячной осады гарнизон крепости был вынужден капитулировать с правом свободного отхода. Султан Калаун (1279-1290) вскоре возобновил войну против крестоносцев. В 1285 г. он осадил Маргат - последнюю мощную крепость госпитальеров - и взял ее после месячной осады. Гарнизону было позволено беспрепятственно отступить из замка. В 1287 г. Калаун захватил Латакию, а в 1289 г.- Триполи (город обороняли госпитальеры). В нач. апр. 1291 г. султан аль-Ашраф (1290-1293) осадил Акру, где с войсками находился магистр ордена госпитальеров Жан де Вилье (1285-1293/94). Оборона города продолжалась до 18 мая 1291 г., когда мамлюкам удалось прорваться в Акру. Тамплиеры удерживали свой замок в городе до конца мая. Лишь тяжело раненному в бою магистру Жану де Вилье и 7 госпитальерам удалось эвакуироваться на Кипр, куда прибыли все уцелевшие беженцы. Новым центром ордена св. Иоанна стал Лимасол.

Внутреннее устройство ордена

Организация и иерархия ордена св. Иоанна оформились к посл. трети XII в. Вместе с завершением процесса милитаризации руководящая роль отошла к братьям-рыцарям (milites, fratres armorum) - мирянам, приносившим перед вступлением в орден 3 монашеских обета: бедности (нестяжания), послушания и целомудрия. Братья-священники (sacerdotes) отвечали за пастырскую, душепопечительскую и госпитальную деятельность ордена. В ордене имелись служащие братья (сержанты - servientes armorum, servientes officii) и сестры (sorores), а также связанные с орденом донаты (donati, donatae - букв. «отданные ордену») и собратья/сосестры (confratres, consorores). Сержанты могли участвовать в боевых действиях в качестве легковооруженной кавалерии или пехоты либо занимались хозяйственной или госпитальной деятельностью. Сестры ордена жили отдельными общинами, как правило, в европ. отд-ниях ордена - от Испании до Богемии. Сестры проводили время в молитвах, занимались хозяйственной деятельностью. Донатами могли быть мужчины и женщины или супружеские пары, приносившие магистру обет послушания и принимавшиеся на службу в зависимости от нужд ордена. Донаты давали обещание впосл. вступить в орден и не являлись его полноправными членами (выбор времени принесения обетов оставался за самими донатами). К категории собратьев/сосестер относились миряне, не вступавшие в орден, но жертвовавшие на нужды орг-ции значительные суммы либо собственность; они имели право на душепастырство и опеку в старости. Братья-рыцари и братья-сержанты ордена в качестве отличительных знаков надевали во время битвы красные плащи-сюрко с белым крестом; в повседневной жизни все члены ордена носили черные плащи с белым крестом.

Главой ордена был магистр, избираемый особой комиссией на пожизненный срок. Руководство орденом осуществлялось коллегиально: все важные решения принимались магистром после совещания с высокопоставленными братьями ордена и в соответствии с постановлениями генерального капитула - регулярного собрания старших должностных лиц и представителей орденских провинций. К главным должностным лицам ордена относились: великий прецептор (зам. магистра), тезаурарий (казначей), маршал (военачальник), госпитальер (администратор госпиталя), драперий (распределитель одежд), туркопольер (начальник легковооруженных вспомогательных воинов-туркополов) и приор (руководитель братьев-священников).

Владениями ордена св. Иоанна на Востоке управляли коммендаторы (commendator) и кастеляны (castellanus) - администраторы замков. Территориально-адм. единицами являлись прецептории, или командории (лат. preceptoria, франц. commanderie). В Иерусалимском королевстве находились прецептории Эммаус и Вифания близ Иерусалима, Спина на морском берегу между Кесарией и Яффой, Тивериада в Галилее, Акра и Тир на севере. Кастеляны управляли замками Бет-Гиблин, Бельмон и Бельвуар. В графстве Триполи находились прецептория Мон-Пелерен (Сен-Жиль) и кастелянство Крак-де-Шевалье; в Антиохийском княжестве - прецептории Латакия и Габала и кастелянство Маргата. До 1187 г. в Зап. Европе возникли 17 приоратов - территориально-адм. единиц ордена во главе с администраторами-приорами (не путать с приором, являвшимся главой братьев-священников), руководившими территориальными комплексами, госпиталями, церквами и др. владениями ордена. Главной задачей членов ордена, находившихся в европ. владениях, были организация паломничеств, сбор и распределение денег и необходимых материалов, переселение новых братьев ордена на Восток. Доставка паломников к св. местам являлась одной из важных статей дохода ордена. Треть доходов, а в случае острой необходимости и половину, приораты направляли на Св. землю (т. н. респонсии - responsiones). В Европе в этот период действовали следующие приораты ордена св. Иоанна: во Франции - Сен-Жиль и Франкия, в Италии - Барлетта, Мессина, Венеция, Ломбардия, Пиза и Рим, на Пиренейском п-ове - Ампоста, Наварра, Кастилия-Леон и Португалия, а также Англия, Аламания, Богемия, Венгрия и К-поль.

Деятельность ордена на Кипре и Родосе

Замок Колосси (Кипр). Нач. XIV в.
Замок Колосси (Кипр). Нач. XIV в.

Замок Колосси (Кипр). Нач. XIV в.
В 1292 г. генеральный капитул ордена утвердил создание в кипрском Лимасоле центральной резиденции братства. В 1296 г. в городе был организован госпиталь по примеру Иерусалима и Акры. Госпитальеры намеревались отвоевать Св. землю, в защите которой они все еще видели свою главную задачу. В 1299-1300 гг. проходили переговоры с монг. ильханом Газан-ханом (1295-1304), заинтересованным в союзе с орденом в борьбе против егип. мамлюков. В июле 1300 г. король Кипра совместно с тамплиерами и госпитальерами направил из Фамагусты небольшой флот с войсками для атаки береговой линии мамлюков. Корабли подошли к Александрии, но затем двинулись на север, столкнувшись с вражеским флотом близ Акры и Тортозы (ныне Тартус, Сирия). Госпитальеры высадились возле Мараклеи и разорили город. Подошедшие войска мамлюков вынудили рыцарей отступить и спешно вернуться на галеры. В том же году в ходе следующей операции киприоты совместно с госпитальерами захватили Тортозу, но не смогли удержать город из-за отсутствия обещанной помощи со стороны монголов. Войска вскоре эвакуировались на контролируемый тамплиерами о-в Руад (ныне Арвад, Сирия). В сент. 1302 г. мамлюки захватили и этот форпост. Неудачная кампания продемонстрировала важность наличия сильного флота для успешного противостояния мамлюкам. В этот период происходит переориентация ордена на морскую военную деятельность; в источниках под 1299 г. впервые упоминается об адмирале ордена.

В период пребывания госпитальеров на о-ве Кипр магистр Фульк де Вилларе (1305-1317/19) принял судьбоносное для ордена решение о завоевании о-ва Родос. В мае 1306 г. магистр встретился с неким генуэзцем Виньоло деи Виньоли, к-рому визант. имп. Андроник II Палеолог (1282-1328) якобы пожаловал о-ва Кос и Лерос и имение Лардос на Родосе. Виньоли договорился с магистром о совместном завоевании о-вов Додеканес и передал ордену права на Кос и Лерос с получением взамен 1/3 доходов от захваченных владений. Месяц спустя флотилия госпитальеров из 2 галер и 4 дополнительных кораблей с 35 братьями-рыцарями, некоторым количеством всадников и 500 пехотинцами на борту направилась из Лимасола на Родос. Попытка штурмом взять г. Родос провалилась, началась изнурительная осада. В сер. 1308 г. жители согласились сдать город госпитальерам; весь остров перешел под контроль ордена только к 1310 г. Разрешение папы Климента V (1305-1314) на завоевание Родоса магистр Фульк де Вилларе получил в сент. 1307 г., аргументировав действия ордена тем, что Родос - необходимая база для последующего отвоевания крестоносцами Св. земли и Иерусалима. Однако после тяжелого покорения Родоса ордену пришлось сражаться с тур. эмирами, пытавшимися в 1312, 1318 и 1319 гг. изгнать госпитальеров с острова. Рыцарям удалось успешно разбить все флотилии противника.

Завоевание острова и создание на нем независимой территории госпитальеров проходили в сложный для духовно-рыцарских орденов период. После утраты Св. земли в 1291 г. деятельность орденов подвергалась критике, на них возлагалась ответственность за разгром христиан на Востоке. В 1307-1314 гг. франц. кор. Филипп IV Красивый (1285-1314), руководствуясь мотивами, к-рые до наст. времени остаются предметом споров, уничтожил орден тамплиеров на территории Французского королевства. В 1312 г. папа Климент V постановил распустить орден тамплиеров и передать орденское имущество госпитальерам. В 1307-1311 гг. в папской курии проходил схожий процесс против Тевтонского ордена в Ливонии. Орден св. Иоанна смог избежать преследования: размещение центра ордена на независимом Родосе вне юрисдикции королей и вдалеке от папской курии, а также поддерживаемая военными операциями против турок крестоносная риторика гарантировали госпитальерам сохранность орденских структур. После папского решения о передаче ордену имущества тамплиеров (1312) и завоевания Родоса европ. приораты госпитальеров постепенно были реорганизованы. С XIV в. существовали приораты Барлетта, Венеция, Капуя, Ломбардия Мессина и Рим (в Италии); Арагон, Кастилия-Леон, Каталония, Наварра и Португалия (на Пиренейском п-ове); Аквитания, Овернь, Сен-Жиль, Тулуза, Франкия и Шампань (во Франции); Англия и Ирландия (на Британских о-вах), а также Богемия, Венгрия, Германия, Дакия (Скандинавия) и Польша.

Коллахий на о-ве Родос. Нач. XIV в.
Коллахий на о-ве Родос. Нач. XIV в.

Коллахий на о-ве Родос. Нач. XIV в.
После покорения Родоса в 1310 г. орден приступил к организации своих органов управления на острове. Местное население состояло из правосл. греков, в столице имелась небольшая евр. община. Госпитальеры пытались привлечь на остров западноевропейских переселенцев-католиков, но их количество всегда оставалось ограниченным. Ордену необходимо было договариваться с правосл. населением, чтобы утвердить свою власть на острове. Уже в 1309 г. госпитальеры заключили соглашение с правосл. митрополитом Родосским: правосл. митрополия на Родосе и соседних островах была формально подчинена папе Римскому, назначения греч. священников и настоятелей мон-рей с этого момента утверждались орденом, но правосл. Церковь сохраняла в богослужении визант. обряд. Евр. население Родоса также долгое время не подвергалось гонениям. Орден привлекал евр. врачей к работе в госпитале. Однако, несмотря на многолетнее успешное сотрудничество, в 1503 г. евреи были все же изгнаны с Родоса под предлогом их нежелания принять христианство. Население острова приносило клятву верности не всему ордену, но лично магистру, к-рый руководил Родосом фактически в качестве государя. Именно на Родосе руководитель ордена начал именовать себя «великим магистром» (magnus magister). Постепенно вокруг магистра сложился двор помощников во главе с сенешалем.

На Родосе орденская структура претерпела изменения. В г. Родос размещался центр ордена, официально называвшийся конвент (conventus). Там же был создан коллахий (collachium) - отделенный стеной «город рыцарей», где проживали госпитальеры. В столице созывался генеральный капитул, на к-ром помимо магистра должны были присутствовать конвентуальные и капитулярные бальи, представители всех приоратов и «языков» (lingue) ордена. «Языками» назывались региональные группы братьев-рыцарей, занимавших должности в ордене на паритетной основе. К «языкам» относились итал., англ., нем., 3 франц. (Франция, Овернь, Прованс) и 2 испан. группы. Конвентуальные бальи - высшие должностные лица конвента, распределенные между «языками»: адмирал (итал. «язык»), драперий (испан. «язык»), великий прецептор (Франция), маршал (Овернь), госпитальер (Прованс), туркопольер (англ. «язык»), великий бальи (нем. «язык») и канцлер (2-й испанский «язык»). Туркопольер руководил легковооруженными вспомогательными войсками и наемниками. В обязанности великого бальи (должность утверждена ок. 1428 специально для нем. «языка») входили наблюдение за замком св. Петра (ныне Бодрум, Турция), обеспечение его оружием, припасами и наемниками. Канцлер изначально руководил орденской канцелярией, но с 1462 г. должность была утверждена для 2-го испан. «языка» в качестве конвентуального бальи и носила с тех пор почетный характер по отношению к деятельности канцелярии. Капитулярные бальи - должностные лица, не состоявшие в конвенте, но имевшие достаточно высокий авторитет для участия в генеральном капитуле, в обсуждении и принятии важных решений, касавшихся всего ордена.

Интерьер здания госпиталя св. Иоанна на о-ве Родос. XIV–XV вв.
Интерьер здания госпиталя св. Иоанна на о-ве Родос. XIV–XV вв.

Интерьер здания госпиталя св. Иоанна на о-ве Родос. XIV–XV вв.
Дополнительные функции на Родосе осуществляли др. орденские администраторы. Бальи коммеркия (baiulivus commerchii) отвечал за порт и торговое судопроизводство в г. Родос. Инфирмарий возглавлял центральный госпиталь ордена; его кандидатура выдвигалась конвентуальным бальи-госпитальером и утверждалась магистром и его советом. Кастелян Родоса - брат-рыцарь, ответственный за гражданское и уголовное судопроизводство на острове и возглавлявший столичную тюрьму. Эта должность обладала особым престижем, т. к. кастелян председательствовал на ежегодных выборах городских должностных лиц и обладал правом решающего голоса. Приор конвента в качестве главного брата-священника ордена обладал широкими полномочиями, почти равными епископским. Тезаурарий был капитулярным бальи, до сер. XV в. отвечал за финансовую деятельность ордена; впосл. эта должность стала почетной и предусматривала только ответственность за хранение печати конвента. Генеральный консерватор вместе с сотрудниками своей канцелярии вел учет доходов и расходов ордена. Комиссия аудиторов, с 1446-1449 гг. состоявшая из представителей всех «языков», контролировала финансовую деятельность ордена. Вице-канцлер изначально был заместителем канцлера, но с 1462 г. фактически руководил работой орденской канцелярии. Генеральный прокуратор являлся постоянным дипломатическим представителем ордена при папской курии.

В нач. XIV в. госпитальеры составили свод городских законов Родоса (Capitula Rhodi), устанавливавших наказания за различные преступления и регулировавших торговую, ремесленную, портовую и рыночную деятельность. Городские статуты постоянно дополнялись и в 1510 г. были выпущены в обновленной редакции под названием «Pragmaticae Rhodiae». Этот свод законов был введен госпитальерами и на Мальте. Законодательство ордена предусматривало соблюдение прав греч. правосл. населения, представители которого участвовали в управлении городом наравне с латинянами. Так, 4 «присяжных земли» (jurati dala terra), из к-рых 2 были католиками, а 2 - православными, отвечали за снабжение города продовольствием и устанавливали вместе с кастеляном Родоса и его судьями критерии цены и качества товаров. Два «господина здоровья» (signori de la sanità) - католик и православный - были обязаны препятствовать распространению эпидемий и проверяли в связи с этим корабли, входящие в городской порт. От 2 до 4 «управляющих» (prothomaestri), поровну католики и православные, контролировали качество товаров и рассматривали жалобы. Греч. население должно было служить на кораблях ордена (servitudo marina), но в 1462 г. эта обязанность была отменена.

Флот ордена постоянно был задействован в военных операциях. Так, в окт. 1344 г. госпитальеры совместно с венецианцами, генуэзцами и киприотами захватили портовый г. Смирна (ныне Измир, Турция). В 1365 г. флот ордена поддержал крестовый поход короля Кипра Петра I (1359-1369) и участвовал в захвате Александрии. В 1374 г. Папский престол передал госпитальерам управление Смирной. Город удерживался орденом до 1402 г., когда он был захвачен войсками Тамерлана. В 1376 г. Джоанна I, королева Неаполя (1343-1382), передала на 5-летний срок рыцарям Родоса управление Ахейским княжеством на Пелопоннесе. После падения Смирны орден в 1407-1408 гг. соорудил на малоазиатском берегу др. форпост - замок св. Петра. В 1440 и 1444 гг. Родос выдержал 2 осады мамлюков. Однако главную опасность для рыцарей представляли турки-османы, захватившие в 1453 г. К-поль и уже в 1454 г. атаковавшие о-ва Додеканес после отказа ордена платить дань тур. султану. В 1464 и 1466 гг. госпитальеры снова отказались платить дань туркам. Нападение на Родос казалось неминуемым, но в этот период османы были заняты в др. регионах, в основном на Балканах. Воспользовавшись этим, магистр ордена Пьер д'Обюссон (1476-1503), укрепил городские стены и собрал на Западе дополнительные войска для обороны Родоса. Он заключил перемирие с мамлюками и подписал в 1478 г. договор с правителем Туниса о доставке зерна на остров. В кон. 1479 г. тур. армада появилась близ Родоса, в мае 1480 г. началась осада. Несмотря на то, что защитники окруженного города (300 братьев-рыцарей, 300 сержантов и 3-4 тыс. наемников из Франции и Италии) заметно уступали в численности нападавшим и 27-28 июля 1480 г. тур. войско прорвалось в город, оно вынуждено было отступить, понеся значительные потери. 17 авг. султан Мехмед II (1444-1446, 1451-1481), завоеватель К-поля, завершил осаду Родоса, не достигнув цели.

Но новая турецкая атака представлялась госпитальерам лишь делом времени. После осады 1480 г. и мощных землетрясений 1481 г. на Родосе были произведены масштабные строительные работы. В 1498 г. орден возобновил перемирие с османами. В 1516-1517 гг. турки овладели Сирией и Египтом, положив конец господству мамлюков. В июне 1522 г. флот тур. султана Сулеймана I из 400 кораблей с многотысячной армией на борту появился возле Родоса. Тур. армаде орден мог противопоставить войско из 600 братьев, 500 генуэзских моряков, 400 критских наемников и неск. тысяч греков - жителей города. Тем не менее госпитальерам вновь удалось успешно отразить штурмы городских стен. С наступлением зимы Сулейман предложил защитникам почетную капитуляцию, опасаясь возможного подхода подкрепления с Запада. Рыцари сначала ответили отказом, но под давлением местного населения, опасавшегося резни в городе в случае его успешного штурма турками, передумали и 9 дек. 1522 г. решили капитулировать. 20 дек. был заключен договор о почетной сдаче Родоса, а 1 янв. 1523 г. магистр с братьями ордена и нек-рыми семьями греч. подданных покинули остров. Вскоре туркам сдались замок св. Петра и о-в Кос.

Госпитальеры направились на Крит, откуда 1 марта 1523 г. прибыли в Мессину. В авг. того же года начались переговоры с папой Римским Адрианом VI (1522-1523) о будущем ордена. 24 марта 1530 г. имп. Карл V передал рыцарям о-ва Мальту и Гоцо вместе с завоеванным испанцами в 1510 г. Триполи. 26 окт. 1530 г. магистр Филипп де Вилье де л'Иль-Адам (1521-1534) прибыл на Мальту.

Деятельность ордена на Мальте

Рыцари М. о. продолжили морскую войну против турок. В 1531 г. они атаковали Модон на юге Пелопоннеса и затем направили свои галеры на Корфу (Керкиры), Тунис и Алжир. В 1551 г. Триполи был захвачен корсаром Тургут-реисом. Пиратские нападения М. о. в Средиземноморье побудили тур. султана Сулеймана I к новой атаке против рыцарей. В мае 1565 г. многотысячная турецкая армия высадилась на Мальте и начала осаду орденских укреплений. 23 июня ценой больших потерь турками был взят форт св. Эльма. Форты Св. ангела и св. Михаила продолжали отражать все попытки штурма. В нач. июля М. о. получил 1-е подкрепление из 700 чел. К сент. в тур. войске закончились запасы воды и продуктов питания, также изменилась погода - повысилась влажность, что имело плачевные последствия для тур. артиллерии. 7 сент. на помощь ордену прибыл испан. флот, нанесший 11 сент. поражение туркам. На следующий день все тур. силы покинули Мальту.

Собор св. Иоанна в Валетте (Мальта). 1573–1578 гг. Архит. Дж. Кассар
Собор св. Иоанна в Валетте (Мальта). 1573–1578 гг. Архит. Дж. Кассар

Собор св. Иоанна в Валетте (Мальта). 1573–1578 гг. Архит. Дж. Кассар
Командовавший успешной обороной острова магистр Жан Паризо де ла Валетт (1557-1568) основал на Мальте новую укрепленную столицу (названа в его честь Валеттой). Город застраивали по планам итал. архит. Ф. Лапарелли, к-рому помогал мальтиец Дж. Кассар. В Валетте были сооружены дворец великих магистров, госпиталь и ц. св. Иоанна. Структуры ордена и принятые на Родосе принципы управления были перенесены на Мальту. Для жителей острова господство М. о. стало временем стабильности и процветания, вместе с тем представителям мальтийской знати было запрещено вступать в орден, что исключало их участие в управлении Мальтой и вызывало недовольство с их стороны.

После отражения тур. осады флот М. о. продолжил пиратские нападения (corso) на тур. суда. В окт. 1571 г. галеры рыцарей участвовали в разгроме тур. флота при Лепанто. В 1606 г. рыцари атаковали с моря Хаммамет в Тунисе, в 1611 г.- Коринф. В 1614 г. турки снова высадились на Мальте, но вскоре отступили. В 1619 г. рыцари М. о. неудачно атаковали Сус в Тунисе, но рейды 1639-1640 гг. против Триполи и Голетты (ныне Хальк-эль-Уэд, Тунис) были более успешны. Вплоть до сер. XVIII в. М. о. нападал в Средиземном м. не только на мусульм. корабли, но и на корабли христиан, заподозренных в торговле с мусульманами, что приносило рыцарям большой доход. Орден поддерживал Францию в атаках против Туниса в 1770 г. и Испанию в ударах по Алжиру в 1775, 1783 и 1784 гг.

Французская революция (1789-1799) привела к конфискации всех франц. владений ордена (1792), что отразилось на финансовом положении М. о. Для компенсации убытков руководство ордена попыталось возобновить пиратские нападения на море, но не добилось к.-л. успехов. К кон. XVIII в. произошло обмирщение братьев М. о., привыкших жить в роскоши. Поскольку франц. монархи являлись протекторами М. о., казнь кор. Людовика XVI в 1793 г. вызвала резкую реакцию со стороны ордена, отказавшегося признать Французскую республику. Однако конфликта не произошло, т. к. у республики были более серьезные проблемы. Ситуация изменилась в 1797 г. с избранием великим магистром ордена немца Фердинанда фон Гомпеша (1797-1798/99), в связи с чем франц. Директория заподозрила Австрию в желании захватить стратегически важный остров. Кроме того, действия Российской империи (в 1795, после 3-го раздела Польши (1793), местные владения М. о. были преобразованы имп. Павлом I в российский приорат) могли свидетельствовать о том, что Мальта попала в сферу российских политических интересов. 9 июня 1798 г. возле острова остановился направлявшийся в Египет франц. флот с экспедиционным корпусом под командованием генерала Наполеона Бонапарта. Укрепления Мальты находились в прекрасном состоянии, но их было некому оборонять: военные силы ордена были немногочисленны, а рыцари не решились доверить оборону местному населению. Мальтийцы призвали великого магистра заключить мирный договор с французами, т. к. не собирались воевать с христианами. После небольших стычек с франц. войсками руководство ордена пришло к соглашению о переговорах с Наполеоном и запросило мира. Наполеон потребовал полной сдачи острова. 17 июня 1798 г. Гомпеш с рыцарями покинул Мальту, оставив на острове архив и казну ордена вместе с мн. почитаемыми реликвиями. Мальтийские церкви были разграблены франц. солдатами, множество орденских ценностей было утрачено после уничтожения англичанами франц. флота в битве при Абу-Кире (авг. 1798).

М. о. в кон. XVIII - нач. XXI в.

Сдача Мальты привела орден к серьезному кризису. Ок. 50 рыцарей последовали за Наполеоном в Египет. Великий магистр Гомпеш с 12 рыцарями и 2 сержантами прибыл в Триест под защиту имп. Франца II (1792-1806, император Австрии в 1804-1835). Др. группа рыцарей из российского приората собралась в С.-Петербурге и 7 нояб. 1798 г. объявила Гомпеша низложенным, провозгласив российского имп. Павла I великим магистром М. о. Православный женатый монарх в принципе не мог стать главой католического духовно-рыцарского ордена, однако Павел I согласился взять на себя эти обязанности. Вероятно, император руководствовался скорее романтическими представлениями о рыцарстве и желанием возглавить древний славный орден, нежели серьезным политическим расчетом. Это вызвало противоречивую реакцию в сохранившихся провинциях ордена. Приораты России и Германии признали избрание Павла I, в то время как приораты Испании, Богемии и Баварии отказались сделать это. Под давлением Павла I и Франца II и после неудачной попытки договориться с англичанами о возвращении Мальты ордену Гомпеш согласился уйти в отставку и в июле 1799 г. отправил в Россию важнейшие реликвии М. о.: частицу Честного и Животворящего Древа Креста Господня, Филермскую икону Божией Матери и десницу св. Иоанна Крестителя. В С.-Петербурге собрались 249 рыцарей М. о., что превратило столицу Российской империи также и в новую столицу ордена. В сент. 1800 г. англичане захватили Мальту, и имп. Павел I начал переговоры о возвращении острова ордену. В марте 1801 г. Павел I был убит. Новый имп. Александр I Павлович (1801-1825) не проявил интереса к должности великого магистра М. о. В 1810-1811 гг. он распустил приорат России и конфисковал его собственность.

После смерти великого магистра Джованни Батисты Томмази (1803-1805) в ордене вплоть до 1879 г. не избирали новых магистров, утверждая лишь временных заместителей-лейтенантов. При Томмази центр ордена находился на Сицилии, затем в 1827 г. переместился в Феррару и только в 1834 г. обрел постоянную штаб-квартиру в Риме, где под его ответственность снова был передан госпиталь. М. о. окончательно отказался от военных функций и сконцентрировался на медицинской и благотворительной деятельности, которой занимается до наст. времени. В 1879 г. папа Римский Лев XIII (1878-1903) утвердил лейтенанта Джованни Батиста Чески а Санта Кроче (1879-1905) в качестве нового великого магистра М. о. В 1962 г. М. о. вернулся к практике созыва генерального капитула для избрания руководителей братства, называемого ныне Суверенным военным орденом госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского, на Родосе и Мальте.

Итальянская Республика признаёт существование М. о. на своей территории в качестве суверенного государства и экстерриториальность его резиденции в Риме (Мальтийский (Магистерский) дворец по адресу Виа-деи-Кондотти, 68, и Магистерская вилла на Авентине). С 1998 г. (договор ратифицирован в 2001) орден владеет фортом Св. ангела (Сант-Анджело), также имеющим экстерриториальный статус в течение 99 лет с момента заключения договора с правительством Республики Мальта. Т. о., М. о. формально имеет территорию, над к-рой осуществляет собственную юрисдикцию, но вопрос о фактическом статусе этой территории (собственная территория М. о. или территория дипломатического представительства, временно переданная под его нужды) является предметом дискуссий.

Вел. магистр М. Фестинг на приеме у папы Римского Франциска. Фотография. 2016 г.
Вел. магистр М. Фестинг на приеме у папы Римского Франциска. Фотография. 2016 г.

Вел. магистр М. Фестинг на приеме у папы Римского Франциска. Фотография. 2016 г.
М. о. имеет статус организации-наблюдателя при ООН и в Совете Европы. Орден выдает собственные паспорта, печатает собственную валюту (скудо) и марки. Имеет почтовые соглашения примерно с 70-80 странами. Великий магистр ордена несет службу в качестве папского вице-короля, предоставляя дипломатам Ватикана процессуальную поддержку при подаче ходатайств, при внесении предложений о поправках, а также при необходимости принятия решений в сфере международной дипломатии. Нидерланды, Финляндия, Швеция, Исландия и Греция не признают паспорта М. о. и не имеют с ним дипломатических отношений. Офиц. отношения с Россией были восстановлены в 1992 г. Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина и ныне осуществляются на уровне офиц. представителей в ранге послов с аккредитацией в гос-вах - местах представительств (Рим).

В наст. время численность М. о. составляет более 13,5 тыс. чел.; с орденом сотрудничают более 80 тыс. волонтеров и 20 тыс. медицинских работников. С 2008 г. великим магистром М. о. является Мэтью Фестинг. При великом магистре действует Суверенный совет, к-рый выполняет функции правительства и избирается Генеральным капитулом на 5-летний срок. К членам Суверенного совета относятся Великий командор (отвечает за религ. аспекты деятельности ордена), Великий канцлер (министр иностранных дел), Великий госпитальер (министр гуманитарной и благотворительной деятельности) и Хранитель общей казны (министр финансов), а также др. 6 должностных лиц. Члены совр. ордена разделяются на 3 класса: к 1-му относятся «рыцари справедливости» и «конвентуальные капелланы», принявшие обеты бедности, целомудрия и послушания; ко 2-му классу - «рыцари и дамы в послушании», принесшие обет послушания (среди них выделяются 3 категории); в 3-м классе состоят миряне, не давшие к.-л. религ. обетов, но живущие в соответствии с нравственным учением Римско-католич. Церкви (6 категорий). Орден состоит из великих приоратов Рима, Ломбардии и Венеции, Неаполя и Сицилии, Богемии, Австрии и Англии, субприоратов с центрами в Дублине, Кёльне, Мадриде, Мельбурне, Нью-Йорке и Сан-Франциско, а также 47 национальных ассоциаций, связанных с М. о. Деятельность ордена регулируется Конституцией 1961 г. с дополнениями, утвержденными Папским престолом.

Помимо католич. М. о. существуют 4 его протестант. ответвления: иоанниты Бранденбурга в Германии, иоанниты Голландии и Швеции, а также Почтеннейший орден госпиталя св. Иоанна Иерусалимского в Великобритании.

Символика

До кон. XV в. основным символом ордена был белый 4-конечный «латинский» крест на красном или черном фоне. В статутах рыцарей Родоса 1489 г. (Stabilimenta Rhodiorum militum) впервые содержится требование носить 8-конечные кресты, хотя подобные изображения встречаются на миниатюрах и монетах с XIV в. Т. о., 8-конечный крест стал символом М. о. еще до его перенесения на Мальту. Изменение эмблемы могло быть связано с оформлением структуры 8 «языков» ордена, которая завершилась с появлением 2-го испан. «языка» (1462). Возможно, 8 концов креста символизировали также 8 Заповедей блаженства или 8 рыцарских добродетелей. После установления власти ордена над Мальтой 8-конечный крест стал ассоциироваться с этим островом и получил обиходное название мальтийского.

Ист.: Cartulaire général de l'Ordre des Hospitaliers de S. Jean de Jérusalem (1100-1310) / Éd. J. Delaville Le Roulx. P., 1894-1906. 4 t.; The Rule, Statutes and Customs of the Hospitallers, 1099-1310 / Transl. E. J. King. L., 1934; Papsturkunden für Templer und Johanniter / Hrsg. R. Hiestand. Gött., 1972-1984. 2 Bde; Documents on the Later Crusades, 1274-1580 / Ed. N. Housley. Basingstoke, 1996; Les Légendes de l'Hôpital de Saint-Jean de Jérusalem / Éd. A. Calvet. P., 2000; Stabilimenta Rhodiorum militum: Die Statuten des Johanniterordens von 1489/93 / Hrsg. J. Hasecker, J. Sarnowsky. Gött., 2007; Letters from the East: Crusaders, Pilgrims and Settlers in the 12th-13th Cent. / Transl. M. Barber, K. Bate. Farnham, 2013; Hospitaller Piety and Crusader Propaganda: Guillaume Caoursin's Description of the Ottoman Siege of Rhodes, 1480 / Ed. Th. M. Vann, D. J. Kagay. Farnham, 2015.
Лит.: Riley-Smith J. The Knights of St. John in Jerusalem and Cyprus, c. 1050-1310. L., 1967; idem. Hospitallers: The History of the Order of St. John. L.; Rio Grande, 1999; idem. The Knights Hospitaller in the Levant, c. 1070-1309. Basingstoke et al., 2012; Luttrell A. The Hospitallers in Cyprus, Rhodes, Greece, and the West, 1291-1440. L., 1978; idem. Latin Greece, the Hospitallers and the Crusades, 1291-1440. L., 1982; idem. The Hospitallers of Rhodes and their Mediterranean World. Aldershot et al., 1992; idem. The Earliest Hospitallers // Montjoie: Stud. in Crusade History in Honour of H. E. Mayer / Ed. B. Kedar, J. Riley-Smith, R. Hiestand. Aldershot, 1997. Р. 37-54; idem. The Hospitaller State on Rhodes and its Western Provinces, 1306-1462. Aldershot, 1999; idem. Studies on the Hospitallers after 1306: Rhodes and the West. Aldershot, 2007; Hiestand R. Die Anfänge der Johanniter // Die geistlichen Ritterorden Europas / Hrsg. J. Fleckenstein, M. Hellmann. Sigmaringen, 1980. S. 31-80; Forey A. The Militarisation of the Hospital of St. John // StMon. 1984. Vol. 26. P. 75-89; idem. The Military Orders from the 12th to the Early 14th Cent. L., 1992; Hospitaller Malta, 1530-1798: Studies on Early Modern Malta and the Order of St John of Jerusalem / Ed. V. Mallia-Milanes. Msida, 1993; Sire H. J. A. The Knights of Malta. New Haven; L., 1994; Vatin N. L'Ordre de Saint-Jean-de-Jérusalem, l'Empire ottoman et la Méditerranée orientale entre les deux sièges de Rhodes (1480-1522). Louvain; P., 1994; Edgington S. Medical Care in the Hospital of St. John in Jerusalem // The Military Orders. Aldershot, 1998. Vol. 2: Welfare and Warfare / Ed. H. J. Nicholson. P. 27-33; Kedar B. Z. A Twelfth-Century Description of the Jerusalem Hospital // Ibid. P. 3-26; Selwood D. Knights of the Cloister: Templars and Hospitallers in Central-southern Occitania, 1110-1300. Woodbridge, 1999; Nicholson H. The Knights Hospitaller. Woodbridge, 2001; Sarnowsky J. Macht und Herrschaft im Johanniterorden des 15. Jh.: Verfassung und Verwaltung der Johanniter auf Rhodos (1421-1522). Münster, 2001; idem. Die Johanniter: Ein geistlicher Ritterorden in Mittelalter und Neuzeit. Münch., 2011; Demurger A. Chevaliers du Christ: Les ordres religieux-militaires au Moyen-Âge (XIe-XVIe siècles). P., 2002; Mitchell P. D. Medicine in the Crusades: Warfare, Wounds, and the Medieval Surgeon. Camb.; N. Y., 2004; Bronstein J. The Hospitallers and the Holy Land: Financing the Latin East, 1187-1274. Woodbridge, 2005; Hospitaller Women in the Middle Ages / Ed. A. Luttrell, H. J. Nicholson. Aldershot, 2006; The Hospitallers, the Mediterranean and Europe: FS for A. Luttrell / Ed. K. Borchardt, N. Jaspert, H. J. Nicholson. Aldershot, 2007; Borchardt K. Der Johanniterorden // Burgen und Städte der Kreuzzugszeit / Hrsg. M. Piana. Petersberg, 2008. S. 60-69; Burgtorf J. The Central Convent of Hospitallers and Templars: History, Organization, and Personnel (1099/1120-1310). Leiden, 2008; Hasecker J. Die Johanniter und die Wallfahrt nach Jerusalem (1480-1522). Gött., 2008; Сокровища Мальтийского ордена: Девять веков служения вере и милосердию: [Кат. выст.] / Сост.: Л. Гаврилова. М., 2012; Güttner-Sporzynski D., von. Evolution and Adaptation: The Order of St. John in War and Peace // Ordines Militares: Colloquia Torunensia Historica: Yearbook for the Study of the Military Orders / Ed. R. Czaja, J. Sarnowsky. Toruń, 2013. T. 18. P. 205-217; Morton N. The Medieval Military Orders, 1120-1314. Harlow, 2013.
А. В. Баранов
Ключевые слова:
Мальтийский Орден, духовно-рыцарский орден Римско-католической Церкви Духовно-рыцарские ордена Римско-католической Церкви
См.также:
АВИШСКИЙ ОРДЕН СВЯТОЙ МАРИИ духовно-рыцарский орден католической Церкви Португалии
АЛЬКАНТАРА испанский духовно-рыцарский орден, предполож-но основан в 1156
ГОСПИТАЛЬЕРЫ - см. Мальтийский орден.
ИАКОВА АПОСТОЛА ОРДЕН см. Сантьяго, духовно-рыцарский орден