Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАКСИМИН
43, С. 125-133 опубликовано: 19 января 2021г.


МАКСИМИН

[Лат. Maximinus] († 346/7), св. (пам. зап. 29 мая), еп. г. Треверы (ныне Трир, Германия).

Сведения о жизни

Максимин, еп. г. Треверы. Мастерская А. Лоренцетти. Ок. сер. XIV в. (Национальная пинакотека, Сиена)
Максимин, еп. г. Треверы. Мастерская А. Лоренцетти. Ок. сер. XIV в. (Национальная пинакотека, Сиена)

Максимин, еп. г. Треверы. Мастерская А. Лоренцетти. Ок. сер. XIV в. (Национальная пинакотека, Сиена)
В списках предстоятелей Трирской кафедры (X-XI вв.) М. представлен как 5-й епископ Треверов. Его предшественник св. Агреций (Агриций) в 314 г. присутствовал на Соборе в Арелате (ныне Арль, Франция). Св. Павлин, преемник М., занимал епископскую кафедру в 347 г. (Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 58). М. был одним из основных сторонников никейской партии на Западе и противостоял евсевианам - вост. епископам, к-рые придерживались арианской ереси. Информация о М. содержится гл. обр. в сочинениях его сподвижника свт. Афанасия I Великого, еп. Александрийского. По приговору евсевианского Тирского Собора (июль 335) Афанасий был признан виновным в гос. измене и в тяжких канонических преступлениях. По указанию имп. Константина I Великого он был сослан в Треверы, где, согласно Хронике Евсевия-Иеронима, его радушно принял М. (ср.: Greg. Turon. Hist. Franc. I 37). В то время епископская кафедра Треверов была одной из важнейших в Римской империи, т. к. в городе находилась резиденция цезаря Константина II, к-рый после кончины отца (май 337) был провозглашен августом Запада. Императоры-соправители на совещании в Паннонии (сент. 337) решили вернуть на кафедры епископов, сосланных по указанию Константина Великого. По-видимому, еще до этого, летом 337 г., Константин II позволил Афанасию вернуться в Александрию. Однако уже в марте 339 г. под давлением противников Афанасию пришлось бежать на Запад, чтобы апеллировать к Юлию I, еп. (папе) Римскому. На Соборе, созванном в Риме зимой 340/1 г., Афанасий и его сподвижники были полностью оправданы, но вост. епископы-евсевиане отказались признать это решение.

По свидетельству свт. Афанасия, М. наряду с Осием Кордубским (Кордовским) был одним из самых влиятельных деятелей никейской партии на Западе (Athanas. Alex. Ep. ad epp. Aegypti et Libyae. 8). Он последовательно выступал за оправдание Афанасия и его сподвижников (ср.: Hilar. Pict. Fragm. hist. B II 5. 3), используя свое влияние на имп. Константина II, а после его гибели (340) - на имп. Константа (337-350). Впосл. Афанасий вспоминал о беседах с имп. Константом в присутствии М., еп. Протасия Медиоланского (Миланского) и магистра оффиций Евгения (Athanas. Alex. Apol. ad Const. 3). М. активно поддерживал Павла I, еп. К-польского, низложенного имп. Констанцием II и укрывшегося на Западе. После кончины Евсевия Никомидийского (занимал К-польскую кафедру в 338-341) М. способствовал возвращению Павла, однако имп. Констанций, выступавший за арианскую партию, вновь велел изгнать епископа и возвел на кафедру своего ставленника Македония I. В 342 г. Павел прибыл ко двору Константа в Треверы. Примерно тогда же в город явилась делегация евсевианского Антиохийского Собора (341), к-рая вручила императору т. н. 4-ю Антиохийскую формулу - примирительное исповедание веры, принятое участниками Собора. Однако император под влиянием М. отверг эту формулу. Треверский епископ враждебно принял евсевианское посольство и отказался вступить в общение с вост. епископами (Hilar. Pict. Fragm. hist. A IV 1. 27; см.: Barnes. 2001. P. 68-69).

В 342 г. имп. Констант пригласил Афанасия, находившегося в Риме, в Медиолан, чтобы обсудить возможность проведения совместного Собора зап. и вост. епископов. Афанасий утверждал, что предложение созвать Сардикийский Собор исходило от неких епископов (Athanas. Alex. Apol. ad Const. 4). По мнению евсевиан, этими епископами были папа Юлий I, М. и Осий Кордубский (Hilar. Pict. Fragm. hist. A IV 1. 14; см.: Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy, 318-381. Edinb., 1988. P. 294). Из Медиолана Афанасий направился в Галлию, скорее всего в Треверы, где он встретился с Осием Кордубским; затем оба епископа выехали в Сардику (Сердику, ныне София) (Athanas. Alex. Apol. ad Const. 4). Об участии М. в Соборе сохранились противоречивые сведения. Афанасий называл М. руководителем галльской делегации на Соборе (Idem. Apol. contr. ar. 50), поэтому нек-рые исследователи считают, что он присутствовал на соборных заседаниях (напр.: Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxf.; N. Y., 2002. P. 102-103). Однако в послании клиру и народу Мареотиды, написанном в Сардике, Афанасий упоминал, что епископы Галлии письменно одобрили решения Собора (per epistolas de Galliis - PG. 26. Col. 1334). В послании вост. епископов среди руководителей Собора названы Осий и Протоген Сардикский, но не М. (Hilar. Pict. Fragm. hist. A IV 1. 14-16, 18-19). Т. о., М. и др. галльские епископы скорее всего не посещали Сардику, хотя и приняли соборные постановления, возможно на местном Соборе; имена участников этого Собора Афанасий внес в перечень епископов, одобривших сардикские каноны (см.: Crabbe. 1979. P. 180).

Прибывшие в Сардику вост. епископы-евсевиане отказались участвовать в совместных заседаниях с правосл. епископами Запада и вскоре покинули город, чтобы провести Собор в Филиппополе (ныне Пловдив). В послании участников этого Собора содержатся обвинения против зап. епископов-никейцев, в т. ч. против М. Его осуждали за то, что он отказался принять делегацию Антиохийского Собора и вступил в общение с отлученными от Церкви Афанасием, Маркеллом Анкирским и Павлом К-польским. При его помощи Павел вернулся в К-поль, что вызвало волнения, которые привели к гибели мн. людей. Папа Юлий и епископы Осий, Протоген, Гауденций Наисский (Нишский) и М. были отлучены от Церкви как сообщники Афанасия, «еретика» Маркелла и «убийцы» Павла (Hilar. Pict. Fragm. hist. A IV 1. 27-28; Sozom. Hist. eccl. III 11. 7). После Собора имп. Констант пригласил Афанасия в Треверы. Вероятно, осенью 345 г. или зимой 345/6 г. епископ получил от имп. Констанция разрешение вернуться на кафедру и вскоре отправился на Восток (Афанасий прибыл в Александрию 21 окт. 346).

Встреча свт. Афанасия со св. Максимином. Миниатюра из «Исторического зерцала» Винцентия из Бове. 1463 г. (Paris. Fr. 51. Fol. 132)
Встреча свт. Афанасия со св. Максимином. Миниатюра из «Исторического зерцала» Винцентия из Бове. 1463 г. (Paris. Fr. 51. Fol. 132)

Встреча свт. Афанасия со св. Максимином. Миниатюра из «Исторического зерцала» Винцентия из Бове. 1463 г. (Paris. Fr. 51. Fol. 132)
С пребыванием свт. Афанасия в Треверах иногда связывают появление монашества в Галлии. Житие св. Антония, составленное Афанасием вскоре после кончины Антония в 356 г., было адресовано, вероятно, зап. аскетам (Athanas. Alex. Vie d'Antoine / Éd. G. J. M. Bartelink. P., 1994. P. 46. (SC; 400)). Возможно, именно в Треверах Евагрий Антиохийский выполнил лат. перевод Жития, получивший широкое распространение на Западе. Блж. Августин вспоминал о беседе с неким высокопоставленным придворным по имени Понтициан, к-рый в Треверах впервые познакомился с Житием Антония. Однажды Понтициан и его знакомые, молодые чиновники, во время прогулки в пригороде Треверов обнаружили дом, в к-ром жили «некие рабы Твои, такие нищие духом, каким принадлежит Царство Небесное». Там они увидели книгу с Житием св. Антония; под влиянием прочитанного двое знакомых Понтициана решили остаться в том доме, чтобы отречься от мира и служить только Богу (Aug. Confess. VIII 6. 14-15). Высказывалось предположение, что этими чиновниками были блж. Иероним и его друг Боноз, которые отказались от мирской карьеры и посвятили жизнь служению Богу. Скорее всего это произошло ок. 370 г. в Треверах (Courcelle P. Recherches sur les «Confessions» de St. Augustin. P., 19682. P. 181-187). Одни исследователи отвергали эту гипотезу (Kelly J. N. D. Jerome: His Life, Writings, and Controversies. L., 1975. P. 30), другие указывали на отсутствие надежных доказательств (Rebenich S. Jerome. L.; N. Y., 2002. P. 6-9). Эпизод, приведенный блж. Августином, свидетельствует о наличии общины аскетов в Треверах в годы правления Валентиниана I (364-375) или Грациана (375-383). Неизвестно, когда возникла эта община и было ли ее основание связано с деятельностью Афанасия и М. (подробнее см.: Vogüé A., de. Histoire littéraire du mouvement monastique dans l'Antiquité. P., 1991. Pt. 1. T. 1. P. 18, 21-22; см. также: Усков. 2001. С. 73).

О жизни М. после возвращения свт. Афанасия на Восток достоверных сведений нет. Последнее упоминание о М. содержится в актах Собора 14 галльских епископов, состоявшегося 6 мая 346 г. в Колонии (Колонии Агриппине; см. Кёльн); др. 10 епископов поддержали вынесенные ими постановления (consentientibus et mandantibus). В начале заседания было прочитано письмо «паствы агриппинской, а также из всех укреплений (castra) Второй Германии относительно Евфраты, который отрицает, что Христос - это Бог (Christum Deum negat)». В своем выступлении М., председатель Собора, подчеркнул, что еп. Евфрата должен быть низложен как еретик. Др. участники Собора, повторив обвинение в том, что Евфрата отрицал божественность Христа, потребовали не только лишить его кафедры, но и отлучить от Церкви. По их словам, ересь Евфраты была «известна всему миру», в частности «Афанасию, епископу Александрии, и множеству пресвитеров и диаконов»; мн. Церкви осудили это ложное учение в особых посланиях, и Евфрата был признан виновным по приговору 5 епископов, чьи имена не названы (CPL, N 1786; изд.: Concilia Galliae A. 314 - A. 506 / Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. P. 26-29. (CCSL; 148); Conciles Gaulois du IVe siècle / Éd. J. Gaudemet. P., 1977. P. 68-79. (SC; 241)).

Текст соборных актов сохранился в единственной рукописи среди приложений к каноническому «Собранию Дионисия-Адриана» (Brux. 495-505. Fol. 218v - 219v, IX в., из аббатства Орваль). Самое раннее упоминание о Соборе в Колонии и об осуждении Евфраты, «который утверждал, что Христос не был воистину Сыном Божиим», содержится в Житии М. (VIII в.- ActaSS. Mai. T. 7. P. 21). По мнению Л. Дюшена, к-рого поддержали мн. исследователи, акты являются подложными (Duchesne. 1902; Idem. Fastes. T. 1. P. 361-365; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 1. Pt. 2. P. 830-834; Leclercq H. Cologne // DACL. T. 3. Pt. 2. Col. 2180-2187; Crabbe. 1979; Gauthier. 1980. P. 447-453; Barnes. 2001. P. 270-271). Афанасий и Феодорит Кирский считали Евфрату твердым сторонником никейской партии. Вместе с Винцентием, еп. Капуи, он отправился к имп. Констанцию, находившемуся в Антиохии, чтобы вручить ему решения Сардикийского Собора. Евсевиане попытались скомпрометировать Евфрату, но делегаты достигли своей цели: император согласился вернуть свт. Афанасия в Александрию (Athanas. Alex. Hist. arian. 20. 2; Theodoret. Hist. eccl. II 9). Имена участников Собора в Колонии могли быть заимствованы из перечня галльских епископов, одобривших постановления Сардикийского Собора (34 имени - Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 49. 1; см.: Griffe. 1947. P. 148; против: Laporte. 2012). Возможно, акты Собора 346 г. были сфальсифицированы в VIII в., в условиях соперничества между архиепископскими кафедрами Трира и Кёльна (Brennecke. 1979; Anton. 1989. S. 55). Тем не менее некоторые исследователи признают соборные акты подлинными, указывая на близость учения Евфраты к ереси Фотина Сирмийского (Beckwith C. L. Hilary of Poitiers on the Trinity: From «De Fide» to «De Trinitate». Oxf.; N. Y., 2008. P. 33-34).

Дата кончины М. неизвестна. В 347 г. свт. Афанасий получил от его преемника Павлина покаянные письма арианских епископов Урсакия и Валента (Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 58; Idem. Hist. arian. 26). По мнению Т. Д. Барнса, письма были переданы Афанасию пресв. Моисеем, к-рому Павлин поручил известить епископа Александрии о своем избрании на кафедру (Barnes. 2001. P. 97, 268; The Correspondence of Pope Julius I / Ed. G. L. Thompson. Wash., 2015. P. 140-142). Т. о., М. скончался не ранее 345-346 гг., когда Афанасий покинул Галлию, но не позднее 347 г. (Gauthier. 1980. P. 53-56). Р. Ф. Эгрен, опираясь в т. ч. на позднее Житие М., предположил, что святой был возведен на епископскую кафедру 13 авг. 329 г. и скончался 12 сент. 346 г. (Aigrain. 1916. P. 77-78, 89-91). По мнению Х. Х. Антона, М. занял кафедру не позднее 335-337 гг.; из Жития святого можно сделать вывод, что он был епископом Треверским с 29 апр. 330 по 29 мая 347 г. (Anton. 1987. S. 71).

Д. В. Зайцев

Почитание

Агиография. Житие М., созданное во 2-й пол. VIII в., считается самым ранним агиографическим произведением, написанным в Треверах (BHL, N 5822-5823; изд.: ActaSS. Mai. T. 7. P. 21-25). Житие не могло быть составлено ранее 751 г., т. к. в нем Пипин Короткий назван королем; лит. особенности текста указывают на то, что он был создан до 90-х гг. VIII в. (Winheller. 1935. S. 19; ср.: Berschin W. Biographie und Epochenstil im lateinischen Mittelalter. Stuttg., 1991. Bd. 3. S. 64-70). По-видимому, Житие М. было написано до того, как Карл Великий изъял аббатство М. из юрисдикции епископа Трирского и сделал его королевским мон-рем (ок. 780?). Т. о., текст был составлен во время правления кор. Пипина Короткого (между 751 и 768 - Anton. 2007. S. 51-52) или, по мнению К. Крёнерта, в нач. 50-х гг. VIII в., когда был жив св. Бонифаций (эта датировка основана на предположении о соперничестве между Трирской и Кёльнской кафедрами в тот период). Однако есть основания полагать, что Житие могло быть составлено позднее (по мнению В. Бершина, ок. 770). В тексте М. и др. предстоятели Треверской кафедры названы епископами, но упоминается также об «архиепископском престоле Треверов» (Trevirorum archiepiscopalem... sedem - ActaSS. Mai. T. 7. P. 22). Епископы Трира стали именоваться архиепископами в 70-х или 80-х гг. VIII в. Так, в грамоте кор. Карла Великого (772) и в Лоршской хронике под 774 г. упоминается еп. Веомад Трирский (ранее 762-791). В грамоте о мон-ре Метлах (ок. 782) Веомад назван архиепископом, а его предшественники - епископами (MGH. Dipl. Kar. T. 1. P. 200-202. N 148). Об архиепископской кафедре Трира говорится в Лоршской хронике под 785 г. (MGH. SS. T. 21. P. 352).

Составителем Жития скорее всего был монах из аббатства М. (Winheller. 1935. S. 10-27; Krönert. L'exaltation. 2010. P. 52-54, 385). У агиографа было немного сведений о святом. По-видимому, он использовал устные предания, достоверность которых трудно определить (Krönert. L'exaltation. 2010. P. 49-51, 384-385). Так, нек-рые исследователи считали сведения об аквитанском происхождении М. достоверными (Aigrain. 1916; Ewig. 1954. S. 37; Anton. 1989. P. 57), тогда как др. авторы называли их вымыслом (Gauthier. 1980. P. 52; см. также: Krönert. Saint Maximin. 2010). Согласно более поздней традиции, М. был похоронен в Мутер-Сийи (деп. Вьенна, Франция), где сохранилась романская ц. во имя святого (XIII в.), расположенная на месте раннесредневек. некрополя. В сюжете о паломничестве святых Мартина и М. в Рим содержится ошибка, т. к. св. Мартин оставил военную службу и стал аскетом скорее всего в 356 г., примерно через 10 лет после кончины М. Согласованию противоречивых хронологических указаний в Житии посвящен трактат XII в., сохранившийся в рукописях из аббатства М. в Трире (Dolbeau. 1992).

В кратком предисловии автор Жития обращается к «любезнейшим братьям», призывая их подражать М., к-рому Бог даровал способность творить чудеса. Согласно Житию, М. род. в Аквитании, «в Пиктавийской области»; его братьев звали Максенций, Максим и Иовин, сестру - Максима. Впосл. Максенций стал епископом в Пиктавии (ныне Пуатье) (по-видимому, речь идет о св. Максенции, основателе мон-ря в Пиктавийском диоцезе (ныне Сен-Мексан-л'Эколь), жившем на рубеже V и VI вв.; его имя было включено в средневек. перечни епископов Пуатье; см.: Duchesne. Fastes. T. 2. P. 81-82). Др. братом М., вероятно, был св. Иовин, основатель мон-ря Энсион (ныне Сен-Жуэн-де-Марн), время жизни к-рого трудно определить (см.: Ledain B. Notice historique et archéologique sur l'abbaye de Saint-Jouin de Marnes. Poitiers, 1884. P. 15-17). Получив образование, М. отправился в Треверы, чтобы стать учеником еп. Агриция. Во время ночного бдения в базилике св. Евхария ангел открыл Агрицию и клирику Кириаку, что М. станет следующим епископом Треверов. Когда Агриций скончался, М. был избран на епископскую кафедру (это событие датировано 27-м годом правления имп. Константина). В то время в Иллирике и др. местах получила распространение арианская ересь. Епископ активно противодействовал еретикам и за это претерпел гонения от имп. Констанция. На Соборе в Колонии М. добился осуждения еретика еп. Евфраты и утвердил правосл. учение о Христе. Через много лет, когда М. получил известность как чудотворец, он совершил паломничество в Рим вместе со св. Мартином. В пути медведь задрал их осла, но М. усмирил зверя и велел ему нести вещи паломников. После возвращения в Треверы св. Мартин поручил заботам М. своего ученика Лубенция, которого епископ назначил пресвитером в сел. Кубрун (ныне Коберн-Гондорф) (о почитании св. Лубенция известно с 841, когда его мощи были перенесены в Диткирхен (ныне в черте г. Лимбург-ан-дер-Лан); см.: Struck W.-H. Das Stift St. Lubentius in Dietkirchen. B.; N. Y., 1986. S. 52-56. (Germania Sacra. N. F.; 22)). Перед смертью М. отправился в Аквитанию, чтобы навестить братьев, скончался там и был похоронен в неназванном монастыре в Пиктавийском еп-стве.

Во 2-й части Жития повествуется о перенесении мощей М. в Треверы по инициативе его преемника св. Павлина. Благодаря указанию свыше посланные в Аквитанию клирики и миряне нашли место погребения святого, но местные жители, собравшиеся в «бесчисленном множестве», стали их запугивать и прогонять. Треверцы пообещали уйти на следующий день. Ночью ангел показал св. Лубенцию место, где хранился ключ от церкви, и велел ему забрать мощи М. Похитив останки епископа, треверцы поспешили домой. Жители Аквитании обнаружили пропажу и отправились в погоню. На 3-й день они настигли беглецов, но, испугавшись сильной грозы, отказались от преследования. По дороге от мощей М. совершались чудеса. В Треверах останки святого торжественно встретили жители города во главе с еп. Павлином. Епископ похоронил М. в базилике св. Иоанна, «которую построили его предшественники» (упом., что первые епископы Треверов, святые Евхарий, Валерий и Матерн, были погребены в др. храме).

Житие завершается описанием посмертных чудес М., в основном исцелений больных и одержимых демонами. Слепой житель Беневента, по имени Крехтон, отправился в рим. базилику св. Петра, чтобы вернуть зрение, но апостол явился больному и направил его в Треверы, где тот получил исцеление у гробницы М. Когда крипту, в к-рой находилась гробница, стала заливать вода, святой велел еп. Лотберту перенести мощи в др. место; 3 епископа открыли саркофаг, крышку к-рого впосл. не смогли поднять 30 чел. Светильники у гробницы зажглись сами собой, церковь наполнилась светом, а крест, установленный перед саркофагом, чудесным образом переместился (по словам агиографа, это происходило каждый раз при смене правителя в Треверах). Карл Мартелл, страдавший от лихорадки, совершил паломничество к мощам М. и после исцеления щедро одарил церковь. Неск. приближенных кор. Пипина Короткого и его внук Гумберт были освобождены от одержимости демоном по молитвам к святому. Моряки-фризы, попавшие в шторм, были спасены, после того как воззвали к М. Некий Рустик, увидев в базилике М. светильники, к-рые двигались сами собой, обвинил клириков в мошенничестве, и им сразу же овладел демон. В заключение агиограф утверждает, что изложил далеко не все известные ему чудеса святого.

В 839 г. по просьбе мон. Вальдона, впосл. аббата мон-ря М., Житие святого было переработано Лупом Ферьерским (BHL, N 5824; изд.: MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 71-82). Причиной создания текста было несоответствие старого Жития требованиям, к-рые предъявлялись к агиографическим сочинениям в эпоху Каролингского возрождения. Луп стремился исправить язык произведения, далекий от норм классической латыни (meo stilo elucubrarem... accuratiori sermone). Подражая древним авторам, он использовал длинные периоды, но избегал синтаксических сложностей и заменял малопонятные слова более распространенными синонимами. Изменения были внесены и в содержание текста: по словам Лупа, о деятельности М. сохранилось мало сведений, а в старом Житии содержались неправдоподобные утверждения. Луп расширил повествование за счет агиографических топосов (напр., он упом. о знатном происхождении святого), риторических и исторических отступлений. Повествуя об арианстве и о гонениях на правосл. епископов, агиограф подчеркнул, что М. был соратником свт. Афанасия Александрийского (здесь Луп ссылается на Хронику Евсевия-Иеронима). Рассказы о паломничестве в Рим и особенно об осуждении еретика Евфраты подверглись сокращению. Из описания чудес были изъяты упоминания о чудесном свете, о передвижении предметов и др. подробности, к-рые агиограф посчитал неправдоподобными. Житие, составленное Лупом, получило более широкое распространение, чем древнее Житие (известны 39 рукописей; см.: Romano. 1995; Krönert. L'exaltation. 2010. P. 54-59, 386-388).

Составление агиографических сочинений о М. возобновилось в X в., в эпоху расцвета мон-ря во имя святого в Трире. В 962 г. по указанию аббата Виккера мон. Сигехард составил сказание о чудесах М. (BHL, N 5826; изд.: ActaSS. Mai. T. 7. P. 25-33). В прологе упоминается, что сказание было задумано как продолжение Жития М., написанного Лупом Ферьерским. Сигехард подчеркивает, что получил информацию от достойных доверия свидетелей, и заверяет читателей в истинности всего изложенного. Со слов аббата Виккера он описывает эпизод из жизни М., пропущенный Лупом: клирики, завидовавшие аскетическому образу жизни св. Кириака, донесли епископу, что тот по ночам занимается непотребными делами; М. отстранил его от служения, но явившийся ангел подтвердил невиновность Кириака (это событие было изображено на фресках в крипте ц. св. Кириака). В 1-й части сказания сообщается о чудесных исцелениях, об изгнании демонов из одержимых людей и о защите прав и имущества монашеской общины от посягательств местной знати. Во 2-й части описана история мон-ря М. после его разорения норманнами в 882 г.; основное внимание уделено обретению и перенесению мощей святого (Nightingale. 2001. P. 175-185; Krönert. 2005; Idem. L'exaltation. 2010. P. 66-69, 390-392). В большом легендарии аббатства М. в сочинение Сигехарда вставлено повествование о спасении ребенка, отданного родителями в мон-рь и похищенного неким воином. Когда похититель пересекал по мосту р. Мозель, мальчик воззвал к М.; рассерженный воин попытался ударить ребенка, но его конь оступился и упал в реку. Мальчик вернулся в обитель и рассказал о случившемся аббату Виккеру, к-рый впосл. поведал об этом имп. Оттону II (ркп.: Trier. Stadtbiblioth. 1151, IIoo. Fol. 135r-v, XIII в.; изд.: ActaSS. Mai. T. 7. P. 31; см.: Krönert. 2005. P. 147-150; Idem. L'exaltation. 2010. P. 392-393).

Т. н. метрическое Житие святого (BHL, N 5827) было составлено между 963 и 975 гг. (Anton. 2007. S. 53-56) или в 90-х гг. X в. (Krönert. L'exaltation. 2010. P. 69-77, 388-390). Текст сохранился в единственной рукописи, созданной в аббатстве М. в Трире (Gent. Univ. Bibl. 9. Fol. 25r-v, кон. X в.; изд.: MGH. Poet. T. 5. Fasc. 1. P. 147-152). Фактически Житие состоит из стихотворных подписей к фрескам в монастырском зале капитула, на к-рых были представлены эпизоды жизни и чудес святого. Среди росписей выделялись сцены основания мон-ря св. Иоанна еп. Агрицием по указанию имп. Елены, матери Константина Великого; прибытия М. в Треверы вместе со святыми Павлином и Кириаком; явления Кириаку ангела, предсказавшего кончину Агриция и избрание М. на кафедру; погребения еп. Агриция и рукоположения М.; чудесного оправдания Кириака; встречи М. с Афанасием Александрийским; низложения еретика Евфраты; паломничества святых М. и Мартина в Рим; кончины М. в Аквитании; перенесения его мощей в Треверы и встречи святыни еп. Павлином и аббатом Транквиллом. На фресках были изображены также нек-рые чудеса М. В последнем стихотворении указаны источники, к-рыми пользовался автор Жития,- сочинения Григория Турского, Лупа Ферьерского и Сигехарда.

Упоминания о М. содержатся в др. памятниках трирской агиографии, составленных в X-XI вв. В Житии св. Павлина сообщается, что этот святой происходил из Аквитании; он был крещен и воспитан М., отправился с ним в Треверы и впосл. стал его преемником на епископской кафедре. По его инициативе мощи М. были перенесены из Аквитании в Треверы. Как и М., Павлин боролся с арианской ересью (BHL, N 6562-6563; ActaSS. Aug. T. 6. P. 676). Аквитанское происхождение приписывается также св. Потентину, к-рый по совету М. стал отшельником и помогал св. Кастору, пресвитеру и миссионеру в Кароноте (ныне Трайс-Карден) (BHL, N 6904; ActaSS. Iun. T. 3. P. 576-577). О паломничестве святых Мартина и М. в Рим упоминается в пространном Житии св. Мансвета, еп. Тульского, составленном ок. 975 г. Адсоном, аббатом мон-ря Монтье-ан-Дер (BHL, N 5209-5210; ActaSS. Sept. T. 1. P. 644).

В трирских лит. произведениях XI в. особое внимание уделяется «славному прошлому» города, героическим деяниям его епископов и др. жителей. Так, в Житии святых Елены и Агриция Треверы описываются как «второй Рим», духовный центр Галлии и Германии. Среди епископов, прославившихся мужественной защитой правосл. веры, был М., соратник свт. Афанасия Александрийского (в этом тексте приведены и др. сведения о М., заимствованные из его Житий - BHL, N 178-179; Trierer Geschichtsquellen des 11. Jh. / Hrsg. H. V. Sauerland. Trier, 1889. S. 188-191, 206-211). Согласно «Деяниям трирцев» (1101), М. был учеником св. Агриция; он низложил еретика Евфрату и возвел св. Северина на епископскую кафедру Колонии, принял в Треверах Афанасия Александрийского, гонимого имп. Констанцием. Описывая перенесение мощей святого, автор «Деяний...» утверждает, что М., как и его предшественник Агриций, был похоронен «в усыпальнице св. Евхария». Это сообщение, к-рое противоречит данным др. источников, связано с притязаниями монахов трирского аббатства св. Евхария (св. Матфия): в этом мон-ре якобы были погребены почти все древние епископы города (автор «Деяний...» скорее всего был насельником мон-ря св. Евхария или каноником соборного капитула) (MGH. SS. T. 8. P. 153-154; см.: Krönert. L'exaltation. 2010. P. 277-287).

Сведения о М., основанные на Хронике Евсевия-Иеронима, сочинениях Григория Турского и трирской агиографии, приведены в энциклопедическом своде Винцентия из Бове (Vincent. Bellovac. Spec. hist. XIV 7). Краткие сказания о святом включены в нек-рые «новые легендарии» XIII-XV вв., напр. в «Перечень святых» Петра Наталиса (Petr. Natal. CatSS. V 64).

Литургическое почитание

Поминовение М. указано в Иеронимовом мартирологе под 29 мая (галльская редакция, кон. VI - нач. VII в.; см.: MartHieron. P. 68; MartHieron. Comment. P. 280-281). День памяти святого значится в календаре св. Виллиброрда (1-я четв. VIII в.- The Calendar of St. Willibrord from Paris. lat. 10837 / Ed. H. A. Wilson. L., 1918. P. 7, 31), в календаре Реомского монастыря (1-я пол. VIII в.- Paris. lat. 14086. Fol. 5r) и в др. франк. и герм. церковных календарях раннего средневековья. Память М. была включена в «исторический» мартиролог Беды Достопочтенного, но сказание о святом отсутствовало (St. Gallen. Stiftsbibl. 451. Р. 36); эта запись воспроизведена в мартирологе Рабана Мавра (ок. 843). Флор Лионский добавил упоминание о том, что М. принял в Треверах свт. Афанасия Александрийского, бежавшего от имп. Констанция. В таком виде запись о поминовении святого приведена в мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда. Ноткер Заика добавил к этой записи пространное рассуждение о том, можно ли епископам покидать свои кафедры в условиях гонений. Он также упомянул, что перед нашествием норманнов (882) в аббатстве М. в Трире хранились облачения святого в бронзовом ковчеге (PL. 131. Col. 1091-1094).

В средние века и Новое время М. был одним из самых почитаемых святых в архиеп-стве Трир. Кроме основного праздника 29 мая поминовение святого совершалось и в др. дни. Так, в трирском календаре 1-й пол. IX в. под 28 мая указано «освящение церкви славного Максимина, епископа Треверского» (Vat. Palat. lat. 1448. Fol. 8r). В календаре того же времени, который использовался скорее всего в аббатстве Прюм, под 13 окт. добавлено «освящение церкви св. Максимина в Треверах» (Berolin. Phillipps. 1869. Fol. 9r); этот праздник значится в некоторых календарях из Трира и др. мест как день перенесения мощей святого. Чаще всего память перенесения мощей М. совершалась 12 сент. Этот праздник указан во мн. средневек. герм. календарях, напр. в календаре сакраментария из аббатства Эхтернах (Paris. lat. 9433. Fol. 10v, между 895 и 898), а также в более поздних богослужебных книгах Трирского архиеп-ства (как день погребения святого). В аббатстве М. в Трире память перенесения мощей святого праздновалась 29 марта. Поминовение М. совершалось в еп-ствах Мец, Туль и Верден, входивших в церковную пров. Трир, а также во мн. диоцезах Германии (Grotefend H. Zeitrechnung des deutschen Mittelalters und der Neuzeit. Hannover, 1892. Bd. 2. Abt. 1. S. 187-192; 1898. Bd. 2. Abt. 2. S. 141). В наст. время память М. празднуется 29 мая в еп-стве Трир. В Римском Мартирологе под этим днем указано поминовение М. как защитника правосл. веры, помогавшего свт. Афанасию и др. исповедникам, изгнанного арианами и умершего на родине, в Аквитании.

Базилика. Монастырь. Мощи

Основным центром почитания М. была базилика, названная в честь святого. Она находилась в сев. пригороде Треверов, на месте римского некрополя, возникшего во II в. По данным раскопок 1976-1995 гг., в 1-й пол. IV в. на кладбище был сооружен «погребальный зал», ориентированный по оси «запад-восток», к-рый в сер. IV в. был существенно расширен (65×17 м). По-видимому, это монументальное здание служило усыпальницей состоятельных горожан и, возможно, придворных. Его строительство могло быть связано с тем, что между кон. III и кон. IV в. в Треверах неоднократно находилась имп. резиденция; город был также центром префектуры Галлия (Neyses. 1999). Высказывалось предположение, что поблизости от «зала» находился мавзолей имп. Констанция I Хлора (Binsfeld W. Wo ist der römische Kaiser Constantius Chlorus beigesetzt? // Funde und Ausgrabungen im Bezirk Trier. 2003. Bd. 35. S. 60-61). В кон. IV в. «зал» был вновь расширен: его длина достигла почти 100 м. Целью перестройки было включить в состав сооружения 2-ярусную гробницу, находившуюся примерно в 25 м к востоку. В этой гробнице, украшенной росписями, скорее всего были похоронены епископы Агриций и М. Благодаря их почитанию существенно увеличилось количество захоронений «ad sanctos»: в «зале» обнаружено более 1 тыс. погребений в саркофагах, расположенных в 2 яруса. По мнению А. Найзеса, «зал» служил только «крытым кладбищем», но не церковью. Так, в здании, вероятно, не было пола: почти все пространство занимали надгробия с эпитафиями. Не позднее VI в. «зал» был превращен в церковь. Это могло произойти при еп. Ницетии (525/6-566), к-рый был похоронен рядом с Агрицием и М. (Neyses. 2001. Bd. 1. S. 54-61; Weber. 2006).

В кон. VI в. Григорий Турский упоминал о почитании М. как заступника за жителей Треверов. По его словам, во время эпидемии чумы демоны не смогли проникнуть в город, чтобы принести в него моровую язву: с одной стороны Треверы оберегал св. Евхарий (он был похоронен на юж. кладбище), с другой - М., а в центре города находился «живой святой» еп. Ницетий (Greg. Turon. Vit. Patr. XVII 4). У гробницы М. совершались чудеса. Во время посещения святыни кор. Теодебертом I (543-547/8) некий пресв. Арбогаст произнес ложную клятву на гробнице святого и был наказан за это внезапной смертью. Архидиакон, к-рого еп. Ницетий обвинил в развратном поведении, решил очистить себя от подозрений клятвой над мощами М. Для того чтобы достичь усыпальницы святого, нужно было пройти через 3 двери и спуститься по лестнице. Пройдя через 1-ю дверь, архидиакон застыл на месте, но вскоре пришел в себя. Когда он подошел к 3-й двери, его охватила лихорадка. Осознав, что он не может переступить порог, архидиакон исповедал свой грех и получил от епископа прощение (Idem. Glor. conf. 91). По свидетельству Григория Турского, еп. Ницетий изгнал демонов из 3 одержимых, ожидавших исцеления во дворе базилики М. (Idem. Vit. Patr. XVII 4). Ницетий был похоронен в этой базилике, у его гробницы также совершались чудеса (Idem. Glor. conf. 92; Idem. Vit. Patr. XVII 6). Его преемник еп. Магнерих (566 - до 586) молился перед гробницей М. о Теодоре, еп. Массилийском (Марсельском), к-рого преследовал кор. Хильдеберт II (Idem. Hist. Franc. VIII 12). «Базилика господина Максимина в Треверах, где сам он телом почивает» упоминается в завещании диак. Адальгизила Гримона (30 дек. 634 - Levison W. Das Testament des Diakons Adalgisel-Grimo vom Jahre 634 // Trierer Zschr. 1932. Bd. 7. S. 80-81).

В Житии М. сообщается, что крипта, в которой был похоронен святой, подверглась затоплению, поэтому епископы Хидульф, Климент и Лотберт перенесли мощи М. в др. место (ActaSS. Mai. T. 7. P. 23). Луп Ферьерский привел более точные формы этих имен: Хильдульф и Хлодоберт (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 79). О перенесении мощей М. упоминается также в Житии св. Хильдульфа, составленном во 2-й пол. X в. (BHL, N 3945; ActaSS. Iul. T. 3. P. 222), и в трирском Житии святых Елены и Агриция: Хильдульф, «епископ Треверов», 29 мая перенес мощи М. из крипты, где они были погребены св. Павлином, «в здание (domum), где они теперь почитаются». Упомянутое в Житии «здание» - это базилика, построенная Хильдульфом, который поместил в ней останки 300 мучеников, щедро одарил храм и поселил при нем монахов (sua supellectile et suis fundis ditauit et cenobitis repleuit - Trierer Geschichtsquellen... Trier, 1889. S. 190; см.: Ibid. S. 124-126). По-видимому, св. Хильдульф был хорепископом при Треверском еп. Нумериане (646/7 - до 698) (см.: Ewig. 1954. S. 131-133; Gauthier. 1980. P. 340-343; Anton. 1987. S. 154; Goullet M. Les saints du diocèse de Toul // L'hagiographie du haut moyen âge en Gaule du Nord: Manuscrits, textes et centres du production / Éd. M. Heinzelmann. Stuttg., 2001. P. 69-81). Под Климентом скорее всего подразумевается св. Виллиброрд, к-рый получил это имя при епископском рукоположении в Риме в 695 г. (Gauthier. 1980. P. 342-343). О еп. Лотберте (Хлодоберте) сведений нет. Т. о., перенесение мощей М., вероятно, состоялось в 695 - ок. 700 г., до того, как Хильдульф покинул Треверы и основал мон-рь Муайенмутье в Лотарингии. У. Сандерсон связывал с этим событием перестройку крипты, в к-рой находились гробницы святых Агриция, М. и Ницетия (Sanderson. 1965. P. 306-307).

Вопрос о времени и об обстоятельствах возникновения монашеской общины при базилике М. вызывает дискуссии среди исследователей. О. Эвиг и Ф. Принц приписывали основание монастыря еп. Фибицию (нач. VI в.). Его преемник св. Ницетий до возведения на кафедру возглавлял мон-рь в Аквитании и, возможно, способствовал распространению леринской монашеской традиции (см. в ст. Лерен) (Ewig. 1954. S. 93-96; Prinz. 1965. S. 197-199). Однако в сочинениях Григория Турского и в завещании Адальгизила Гримона упоминается только базилика М., но не мон-рь. В подложных привилегиях из монастырского архива, изданных якобы кор. Дагобертом I (623-639), говорится об «обители (cella) св. Илария, что ныне именуется обителью св. Максимина» и о «монастыре св. Максимина» (monasterium sancti Maximini - Die Urkunden der Merowinger / Hrsg. Th. Kölzer. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 89-92, 121-124. N 33, 47. (MGH); ср.: MGH. Dipl. Kar. T. 1. P. 50-52, 54-55. N 36, 39). Учитывая эти сведения и житийные данные о том, что монастырю покровительствовали Карл Мартелл и Пипин Короткий, было высказано предположение об основании монашеской общины между сер. VII и нач. VIII в. (Wisplinghoff. 1970. S. 8-15). Возможно, существовавшая при базилике община клириков была преобразована в мон-рь во 2-й пол. VII в., при еп. Нумериане, под влиянием «иро-франкского» монашества и традиции св. Колумбана (Anton. 1987. S. 87-88; Idem. 1989. S. 67, 154-155; см. также: Усков. 2001. С. 89-91). В древнейшем Житии М. при описании ранних чудес, в т. ч. исцеления Карла Мартелла, упоминается «хранитель» (custos) базилики, который принимал паломников и допускал (introduxit) их к гробнице святого (ActaSS. Mai. T. 7. P. 23-24). Григорий Турский называл «хранителями» младших клириков, к-рые принадлежали к общинам «секулярного» духовенства, обслуживавшим крупные паломнические церкви. Впосл. мн. такие общины становились монастырями (Pietri L. Les abbés de basilique dans la Gaule du VIe siècle // RHEF. 1983. T. 69. N 182. P. 5-28). Описывая чудеса, которые произошли при Пипине Коротком (правил в Австразии с 747), агиограф упоминает «братьев» (fratres), т. е. монахов, живших при базилике М.; «братьями» именуются также адресаты Жития. Т. о., возникновение мон-ря можно датировать более поздним временем - 1-й пол. VIII в., когда базилика М. пользовалась покровительством Пипинидов (см. Каролинги) и получала от них земельные дарения. По мнению исследователей, это покровительство можно отчасти объяснить тем, что в 1-й пол. VIII в. Треверскую кафедру занимали епископы Базин, Лиутвин и Милон, выходцы из аристократического рода, тесно связанного с Пипинидами (Anton. 1987. S. 103-104, 161).

В грамоте кор. Карла Великого от 1 апр. 772 г. говорится о «трирской Церкви св. Петра и св. Максимина, особенного нашего покровителя» (MGH. Dipl. Kar. T. 1. P. 95-97. N 66). Это упоминание можно истолковать как свидетельство принадлежности мон-ря М. Трирской кафедре, однако не исключено, что оно является интерполяцией, т. к. в др. подобных документах покровителем Трирской кафедры назван только ап. Петр (напр., в грамоте имп. Людовика Благочестивого от 27 авг. 816). Вероятно, при Карле Великом или Людовике Благочестивом мон-рь М. был изъят из юрисдикции Трирского архиепископа и получил статус королевского аббатства (Anton. 1987. S. 181-182, 186-187). В 1-й пол. IX в. мон-рь предположительно возглавлял Элизахар, канцлер имп. Людовика Благочестивого, который был также аббатом мон-рей св. Альбина (Сент-Обен) в Анже и св. Рихария (Сен-Рикье) (Ibid. S. 200). Самое раннее достоверное упоминание о мон-ре М. содержится в дарственной грамоте Эрканфриды, вдовы Трирского гр. Нитхада, «монастырю св. Максимина, где почивает [этот] святой... вместе со св. Агрицием и св. Ницетием» (1 апр. 853 - Urkunden- und Quellenbuch zur Geschichte der altluxemburgischen Territorien bis zur burgundischen Zeit / Hrsg. C. Wampach. Luxemburg, 1935. Bd. 1. S. 80-84. N 88). В завещании Эрканфриды «св. Максимин» назван среди др. мон-рей Трирского архиеп-ства (Ibid. S. 84-90. N 89). В этом документе упомянут также гр. Адальхард, к-рый, согласно договору об обмене земельными владениями с мон-рем Прюм, был светским аббатом мон-ря М. (18 июня 855 - Urkundenbuch zur Geschichte der, jetzt die Preussischen Regierungsbezirke Coblenz und Trier bildenden mittelrheinischen Territorien / Hrsg. H. Beyer. Coblenz, 1860. Bd. 1. S. 73-74. N 65). Согласно Мерсенскому договору (870), аббатство М. было среди королевских мон-рей, отошедших под власть восточнофранк. кор. Людовика Немецкого (843-876).

В апр. 882 г. Трир был захвачен норманнами, к-рые разграбили городские церкви и мон-ри, в т. ч. аббатство М. (MGH. SS. T. 2. P. 213; см.: Anton. 1987. S. 180). По свидетельству Ноткера Заики, среди утраченных монастырских реликвий было богослужебное облачение М. (PL. 131. Col. 1091-1092). Мон. Сигехард сообщает, что мощи святого были спрятаны монахами, к-рые затем погибли от рук норманнов. Во время восстановительных работ место, где находилась святыня, было случайно обнаружено неким строителем из Аквитании, жившим в мон-ре ради служения М. О находке известили архиеп. Радбода (883-915), к-рый после совещания с монахами велел всем жителям города и окрестностей соблюдать 3-дневный пост. Собрав духовенство и народ, архиепископ вскрыл склеп; в мраморном саркофаге был обнаружен кипарисовый ковчег, внутри которого находились нетленные останки святого в епископском облачении. В честь обретения мощей был установлен ежегодный праздник. Мощи святого поместили в гробницу, воздвигнутую на месте их обретения. Однако при архиеп. Руотгере (915-931) М. явился некому больному, жившему недалеко от мон-ря, и обещал исцелить его, если он передаст монахам повеление «похоронить его тело по людскому обычаю». Узнав об этом, монахи с разрешения архиепископа поместили мощи в саркофаг, в к-ром они были обретены (ActaSS. Mai. T. 7. P. 32-33). Свидетельство Сигехарда получило подтверждение во время раскопок крипты, которая ок. 885 или ок. 900 г. была восстановлена и украшена фресками (Распятие, процессия мучеников, фигуры пророков и евангелистов, аллегории добродетелей; см.: Sanderson. 1968. S. 77-81; Exner. 1989). После нашествия норманнов кор. Арнульф Каринтийский (887-899) назначил светским аббатом мон-ря гр. Мегингауда (Мегингоза; † 892). В 915 г. в монастырской церкви был похоронен историк, канонист и муз. теоретик Регинон Прюмский, к-рый с 899 г. возглавлял аббатство св. Мартина в Трире.

Согласно монастырским анналам, в 933 г. обрушилась древняя базилика М., восстановленная после нападения норманнов. Вскоре Гизельберт, герц. Лотарингии и светский аббат мон-ря, решил передать обитель под управление реформированных монахов (conversio monachorum sancti Maximini - MGH. SS. T. 2. P. 213). В 934 г. он пригласил в Трир насельников аббатства Горце, чтобы восстановить в обители дисциплину и бенедиктинский устав в духе лотарингской монашеской реформы (см. ст. Иоанн из Горце). Под рук. аббата Огона (Угона; 934-945, впосл. епископ Льежский) и его преемников Виллера (945-957) и Виккера (957-966) аббатство М. стало центром монастырской реформы на герм. землях (Nightingale. 2001). В целях распространения реформы по указанию имп. Оттона I насельники мон-ря основали аббатство св. Маврикия в Магдебурге (937). Св. Адальберт, монах из обители М., был послан на Русь для проповеди христианства (961); впосл. он стал аббатом монастыря Вайсенбург, а в 968 г. занял архиепископскую кафедру в Магдебурге. По просьбе Оттона I мон. Сандрат совершил визитацию аббатства Санкт-Галлен (972) и впосл. возглавил монастыри Вайсенбург и Элльванген. В 975 г. св. Вольфганг, еп. Регенсбургский, назначил св. Рамвольда из мон-ря М. аббатом мон-ря св. Эммерама в Регенсбурге. По указанию Оттона I насельники аббатства М. реформировали мон-рь Эхтернах; при основании мон-ря св. Пантелеимона (Санкт-Панталеон) в Кёльне архиеп. св. Бруно пригласил монахов из обители М.

При аббате Огоне на месте древней базилики началось возведение монастырской ц. св. Иоанна, освящение к-рой состоялось в 942 г. Это был 3-нефный храм в стиле оттоновской архитектуры (известен гл. обр. по рисункам и планам XVII в.; сохр. часть сев.-вост. стены). Нефы длиной ок. 75 м с зап. и вост. сторон завершались 3 апсидами. Над окончаниями боковых нефов находились капеллы 2-го яруса, подобные капеллам в ц. св. Михаила в Хильдесхайме (1010-1033). На углах здания возвышались прямоугольные лестничные башни, над вестверком - массивная круглая башня (облик зап. фасада известен по гравюре 1512 г.). Перед входом в церковь располагался атриум, окруженный арочной галереей (ок. 25×30 м), к северу от храма - клуатр и помещения для монахов. Каролингская крипта, в основе к-рой был мавзолей IV в., оказалась снаружи храма и была перестроена в 2-этажное полуподземное сооружение с 5 небольшими ораториями: Пресв. Девы Марии, святых Каллиста, Маврикия, Себастиана и св. дев на нижнем ярусе и 3-нефной капеллой Спасителя и святых Сикста и Бенедикта на 2-м этаже. Саркофаги с мощами святых М., Агриция и Ницетия установили в новой небольшой крипте (confessio) под вост. хором церкви. Перенесение мощей возглавили Руотберт, архиеп. Трирский, и Адальберон I, еп. Мецский, в присутствии аббатов мон-рей Горце и Сент-Юбер, св. Мартина в Трире, Сент-Эвр в Туле и Сент-Арнуль в Меце (13 окт. 942). В 949 г. были освящены алтари в зап. части церкви, в 952 г.- алтари «внешней крипты» (всего в храме было 22 алтаря; см.: MGH. SS. T. 15. Pars 2. P. 1269-1272). С сер. X в. в аббатстве действовал скрипторий (Knoblich. 1996. S. 84).

В средние века мон-рь М., обладавший статусом имп. аббатства, был одним из важнейших духовных и культурных центров Германии, ему принадлежали обширные земельные владения в Зап. Германии и Лотарингии. Начиная с сер. X в. архиепископы Трира неоднократно пытались подчинить мон-рь, что привело к созданию многочисленных подложных документов, призванных обосновать юрисдикцию архиепископа над аббатством или, напротив, подтвердить самостоятельность обители (большинство текстов сохр. в монастырском картулярии XIII в.- Koblenz. Landeshauptarchiv. 211/2111; см.: Kölzer. 1989). Среди этих документов - папские, императорские и королевские грамоты; нек-рые датированы VII в., хотя они были составлены в кон. X-XII в. (самый ранний подлинный документ - грамота имп. Карла Толстого от 1 окт. 885; см.: Die Urkunden Karls III / Bearb. P. Kehr. B., 1937. S. 212-213. N 133. (MGH. Dipl. Kar. Germ.; 2)). Среди грамот, сохранившихся в подлинниках,- привилегии герм. королей и императоров, в к-рых говорится о почтении дарителей к М., погребенному в мон-ре, и о необходимости монахам неукоснительно соблюдать бенедиктинский устав. Одна из таких привилегий была дарована монахам имп. Оттоном III 29 мая 992 г., когда он посетил аббатство «в день праздника св. архиепископа Максимина» (напр.: Die Urkunden Konrad I., Heinrich I. und Otto I. Hannover, 1879-1884. S. 428. N 314. (MGH. Dipl. Reg. Imp.; 1); Die Urkunden Otto des III. Hannover, 1893. S. 468-469. N 62. (MGH. Dipl. Reg. Imp.; 2/2)).

Аббатство св. Максимина в Трире. Гравюра. XVIII в.
Аббатство св. Максимина в Трире. Гравюра. XVIII в.

Аббатство св. Максимина в Трире. Гравюра. XVIII в.
Конфликт между архиепископом и монахами завершился при архиеп. Альбероне из Монтрёя (1132-1152). Воспользовавшись распрей среди монахов, архиепископ добился смещения аббата Герхарда по обвинению в симонии. Однако монахи сразу же избрали настоятелем Сигера, которого Иннокентий II, папа Римский, возвел в сан аббата. Несмотря на это, в мае 1139 г. кор. Конрад III, находившийся под влиянием Альберона, передал ему права на монастырь М., якобы незаконно изъятый из юрисдикции Трирской кафедры (MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 9. P. 42-45. N 26-27). Сигер, отлученный архиепископом от Церкви, отправился к папе Римскому, к-рый снял с него отлучение и принял аббатство М. под защиту Папского престола (6 мая 1140). В конфликт вмешался католич. св. Бернард Клервоский, к-рый заявил, что Альберон был верным слугой Папского престола; он стремился вернуть Церкви древнюю обитель, захваченную мирянами, и восстановить в ней монашескую дисциплину. Благодаря заступничеству Бернарда понтифик утвердил переход монастыря в юрисдикцию архиепископа (20 дек. 1140 - Jaffé. RPR. N 8111; подробнее см.: Krönert K. Bernard de Clairvaux et l'affaire de Saint-Maximin de Trèves: Entre idéaux réformateurs et relations amicales // Revue du Nord. Lille, 2011. T. 93. N 3/4(391/392). P. 779-794). Однако впосл. аббаты М., опираясь в т. ч. на поддержку графов Люксембурга, занимавших должность фогта монастыря, успешно отстаивали самостоятельность аббатства и его имп. статус (Reichsunmittelbarkeit). Монастырь был внесен в имп. матрикул 1521 г.; аббат входил в Рейнскую коллегию имп. прелатов.

После пожара 1240 г. монастырская церковь, частично перестроенная в формах готической архитектуры, была освящена 8 июля 1245 г. Конрадом фон Хохштаденом, архиеп. Кёльнским, во имя ап. Иоанна и святых М., Агриция и Ницетия. В 1354 г. имп. Карл IV посетил Трир и поклонился святыням города, в т. ч. мощам М. Он получил от монахов часть покрова Пресв. Девы Марии, по преданию хранившегося в аббатстве со времен имп. Елены. В 1372 г. по просьбе императора аббат Рорих фон Эппельборн послал в Прагу 2 кости М. и часть его посоха (ActaSS. Mai. T. 7. P. 35). По-видимому, тогда же череп святого извлекли из саркофага и поместили в серебряный реликварий. Среди монастырских святынь были волосы М., паллий, якобы полученный им от папы Римского, а также посохи, с к-рыми святые Мартин и М. совершили паломничество в Рим (Ibid. P. 34).

Аббатство М. было разорено во время Рыцарского восстания 1522 г. Аббат Винценц Мор (1514-1525) с трудом собрал монахов, бежавших в др. обители. Его преемник Йоханнес фон Целль восстановил монастырскую церковь (освящена в 1533). Настоятели мон-ря отстаивали имп. статус обители от притязаний архиепископа-курфюрста Трирского. При аббате Райнере Бивере (1581-1613) на землях мон-ря велась охота на ведьм, в результате к-рой было казнено не менее 400 чел.; организуя процессы над ведьмами, монастырские власти стремились подтвердить независимость аббатства от курфюрста. Однако в 1669 г. мон-рь М. утратил имп. статус и был подчинен архиепископу (Käufer. 2003). Во время Голландской войны (1672-1678) Трир был оккупирован французами; монахи вывезли реликварий с черепом М. и др. святыни в Люксембург. В ходе работ по укреплению обороны города франц. солдаты разрушили церковь и др. здания монастыря (май 1674). При аббате Александре Хенне был возведен храм в стиле поздней готики (1680-1684, архит. Х. Н. Куккайзен). К кон. XVIII в. дисциплина в аббатстве пришла в упадок. В ходе архиепископской визитации (1786) почти все монахи (33 чел.) выразили желание покинуть обитель и вернуться в мир (Lehner U. L. Enlightened Monks: The German Benedictines 1740-1803. Oxf.; N. Y., 2011. P. 41, 150-152). Перед тем как Трир был вновь занят франц. войсками (авг. 1794), монахи бежали из города. В 1802 г. аббатство М. было секуляризовано, монастырские ценности утрачены, книжное и архивное собрания вывезены в разные места (более 200 рукописей из мон-ря хранятся в б-ках Берлина, Гента, Парижа, Трира и др. городов). В аббатстве размещались казарма, тюрьма, школа и т. д.; во время второй мировой войны мн. здания были разрушены. Бывш. церковь (ныне концертный зал) и др. сохранившиеся постройки принадлежат католич. школе св. Максимина (с 1996).

После бегства монахов в 1794 г. горожанин К. К. Кирн вынес нек-рые реликвии из монастырской ризницы и передал их в ц. св. Мартина в Пфальцеле близ Трира, где его брат был приходским священником. В 1805 г. саркофаг с основной частью мощей М. находился в крипте бывш. монастырской церкви; впосл. святыня была утрачена (Mohr. 1892. S. 121). Череп М. с 1962 г. хранится в алтаре ц. Пресв. Девы Марии в Пфальцеле. В той же церкви находится процессионный крест нач. XIII в. из аббатства М. Среди реликвий, хранившихся в Пфальцеле, был посох святого (впосл. утерян; см.: Heyen F.-J. Das St.-Marien-Stift in (Trier-)Pfalzel. B.; N. Y., 2005. S. 36, 41-42, 83-87, 198-201. (Germania Sacra. N. F.; 43)). Частица мощей М. находится в церкви во имя святого в Диллингене (земля Саар).

Ист.: BHL, N 5822-5827b; ActaSS. Mai. T. 7. P. 16-36; Hilar. Pict. Fragm. hist. // S. Hilarii episcopi Pictaviensis Opera / Ed. A. Feder. W.; Lpz., 1916. Pars 4. P. 41-177. (CSEL; 65); Eusebius Werke. B., 19562. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus / Hrsg. R. Helm. S. 236; Greg. Turon. Hist. Franc. I 37, VIII 12; Lupi Ferrariensis Vita Maximini episcopi Trevirensis // MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 71-82; T. 4. P. 765-766; Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh. / Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 2. S. 926, 929-930, 1287. Tl. 3. S. 1393-1394. (MGH. Libri memoriales; 2); MartRom. Comment. P. 214-215.
Лит.: Diel Ph. Der hl. Maximinus und der hl. Paulinus, Bischöfe in Trier. Trier, 1875; idem. Die Geschichte der Kirche des hl. Maximinus und ihrer Reliquien. Trier, 1886; Mohr J. Die Heiligen der Diözese Trier. Trier, 1892. S. 116-123; Duchesne L. Le faux Concile de Cologne (346) // RHE. 1902. T. 3. P. 16-29; idem. Fastes. T. 3. P. 35; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 26, 51, 234-235, 322, 428, 482; Aigrain R. Saint Maximin de Trèves // Bull. de la Société des Antiquaires de l'Ouest et des musées de Poitiers. Sér. 3. 1916. T. 4. P. 69-93; Hauck. KGD. 1922. Bd. 1. S. 45-46; Winheller E. Die Lebensbeschreibungen der Vorkarolingischen Bischöfe von Trier. Bonn, 1935. S. 10-27; Griffe É. La Gaule chrétienne à l'époque romaine. Toulouse, 1947. T. 1. Pt. 1. P. 141-149; Ewig E. Trier im Merowingerreich: Civitas, Stadt, Bistum. Trier, 1954. S. 33-37; Kreutz A. Maximinus von Trier // LTK. Bd. 7. Sp. 207-208; Zender M. Räume und Schichten mittelalterlicher Heiligenverehrung in ihrer Bedeutung für die Volkskunde. Düsseldorf, 1959. S. 208-213; Falkenstein L. Massimino, vescovo di Treveri // BiblSS. Vol. 9. Col. 33-34; Prinz F. Frühes Mönchtum im Frankenreich: Kultur und Gesellschaft in Gallien, den Rheinlanden und Bayern am Beispiel der monastischen Entwicklung (4. bis 8. Jh.). W., 1965; Sanderson W. The Early Mediaeval Crypts of Saint Maximin at Trier // JSAH. 1965. Vol. 24. N 4. P. 303-310; idem. Die frühmittelalterlichen Krypten von St. Maximin in Trier // Trierer Zschr. 1968. Bd. 31. S. 5-172; Wisplinghoff E. Untersuchungen zur frühen Geschichte der Abtei St. Maximin bei Trier von den Anfängen bis etwa 1150. Mainz, 1970; Brennecke H. C. «Synodum congregavit contra Euphratam nefandissimum»: Zur angeblichen Kölner Synode gegen Euphrates // ZKG. 1979. Bd. 90. S. 176-200; Crabbe A. Cologne and Serdica // JThSt. N. S. 1979. Vol. 30. N 1. P. 178-185; Gauthier N. L'Évangélisation des pays de la Moselle: La province romaine de Première Belgique entre Antiquité et Moyen Âge (IIIe-VIIIe siècles). P., 1980; Heinzelmann M. Gallische Prosopographie, 260-527 // Francia. Sigmaringen, 1982. Bd. 10. S. 531-718; Zender M. Die Verehrung des hl. Maximin von Trier. Köln, 1982; Anton H. H. Trier im frühen Mittelalter. Paderborn etc., 1987; idem. Die Trierer Kirche und das nördliche Gallien in spätrömischer und fränkischer Zeit // La Neustrie: Les pays au nord de la Loire de 650 à 850 / Éd. H. Atsma. Sigmaringen, 1989. Vol. 2. P. 53-73; idem. Neue Studien zu Trier im frühen und hohen Mittelalter: Zum Trierer hagiographischen Corpus und zu den Bischofsviten // Rheinische Vierteljahrsblätter. Bonn, 2007. Bd. 71. S. 43-83; Exner M. Die Fresken der Krypta von St. Maximin in Trier und ihre Stellung in der spätkarolingischen Wandmalerei. Trier, 1989; Kölzer Th. Studien zu den Urkundenfälschungen des Klosters St. Maximin vor Trier, 10.-12. Jh. Sigmaringen, 1989; Giessmann T. Besitzungen der Abtei St. Maximin vor Trier im Mittelalter. Trier, 1990; Dolbeau F. Les hagiographes au travail: Collecte et traitement des documents écrits (IXe-XIIe siècles) // Manuscrits hagiographiques et travail des hagiographes / Éd. M. Heinzelmann. Sigmaringen, 1992. P. 49-76; Romano A. L'opera agiografica di Lupo di Ferrières: Testo critico, traduzione e note della «Vita Maximini» e in appendice testo e traduzione della «Vita Wigberti». Galatina, 1995; Knoblich I. Die Bibliothek des Klosters St. Maximin bei Trier bis zum 12. Jh. Trier, 1996; Pohlsander H. A. Maximinus und Paulinus: Zwei Bischöfe im 4. Jh. // Trierer Zschr. 1996. Bd. 59. S. 119-180; Heyen F.-J. et al. Trier, St. Maximin // Die Männer- und Frauenklöster der Benediktiner in Rheinland-Pfalz und Saarland / Hrsg. F. Jürgensmeier. St. Ottilien, 1999. S. 1010-1088; Neyses A. Lage und Gestaltung von Grabinschriften im spätantiken Coemeterial-Grossbau von St. Maximin in Trier // Jb. des Römisch-germanischen Zentralmuseums Mainz. 1999. Bd. 46. S. 413-446; idem. Die Baugeschichte der ehemaligen Reichsabtei St. Maximin bei Trier. Trier, 2001. 2 Bde; Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Зап. Европе раннего средневековья. СПб., 2001. С. 73, 85, 89-91; Barnes T. D. Athanasius and Constantius: Theology and Politics in the Constantinian Empire. Camb. (Mass.); L., 20013; Nightingale J. Monasteries and Patrons in the Gorze Reform: Lotharingia c. 850-1000. Oxf.; N. Y., 2001; Käufer M. St. Maximin zwischen Kurfürst und Reich: Der Kampf der Benediktinerabtei St. Maximin bei Trier um die Reichsunmittelbarkeit in den Jahren 1548-1670. Trier, 2003; Krönert K. Les «Miracula sancti Maximini» (BHL 5826): Entre hagiographie et historiographie // RBen. 2005. T. 115. P. 112-150; idem. L'exaltation de Trèves: Écriture hagiographique et passé historique de la métropole mosellane (VIIIe-XIe siècle). Ostfildern, 2010. P. 48-78, 382-394; idem. Saint Maximin de Trèves, un Aquitain? // Saints d'Aquitaine: Missionnaires et pèlerins du haut Moyen Âge / Éd. E. Bozóky. Rennes, 2010. P. 81-102; Weber W. Vom Coemeterialbau zur Klosterkirche: Die Entwicklung des frühchristlichen Gräberfeldes im Bereich von St. Maximin in Trier // RQS. 2006. Bd. 101. S. 240-259; Veyrard-Cosme C. La «Vita» mérovingienne de Maximin de Trèves à travers sa réécriture par Loup de Ferrières: Hypotexte ou prétexte? // L'hagiographie mérovingienne à travers ses réécritures / Éd. M. Goullet, M. Heinzelmann, C. Veyrard-Cosme. Ostfildern, 2010. P. 193-217; Laporte J.-P. Que vaut la liste épiscopale de 346? // Bull. de la Société nationale des antiquaires de France, 2006. P., 2012. P. 147-159.
А. А. Королёв
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Мощи, в современном руссском языке - останки человека, причисленного к лику святых, являющиеся объектом почитания Почитание святых в Римско-католической Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Максимин († 346/7), епископ г. Треверы (ныне Трир, Германия), святой (пам. зап. 29 мая)
См.также:
ИЛАРИЙ (ок. 315 - 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви
ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня)
КОРНЕЛИЙ [Корнилий] († 253), св. (пам. зап. 14 (16) сент.), еп. (папа) Римский (с 251)
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АВЕНТИН († 528), еп. Шартрский, свт. (пам. зап. 4 февр.)
ВАРВАРА († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.)
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)
ГОРГОНИЙ И ДОРОФЕЙ († 303), мученики Никомидийские (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. зап. 9 сент.)
ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)