Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛЯДОВ
Т. 42, С. 204-205 опубликовано: 14 октября 2020г.


ЛЯДОВ

Анатолий Константинович (30.04.1855, С.-Петербург - 15.08. 1914, усадьба Полыновка Боровичского у. Новгородской губ.), рус. композитор, педагог, дирижер, общественный деятель. Представитель династии профессиональных музыкантов, Л. с детства был вовлечен в мир высокого искусства: его отец К. Н. Лядов был 1-м рус. капельмейстером Мариинского театра. Прекрасным музыкальным образованием Л. был обязан преподавателям С.-Петербургской консерватории (1870-1876, 1878; практическое сочинение - Н. А. Римский-Корсаков, специальная теория - Ю. И. Иогансен) и композиторам Новой русской школы («Могучей кучки»), в к-рую он был принят в 1873 г., несмотря на юный возраст. Л.- младший из участников содружества, сформировавшегося вокруг М. А. Балакирева, один из руководителей кружка М. П. Беляева (наряду с Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым). С 1897 г. Л. был признан в правах личного дворянства, кавалер ордена св. Станислава 3-й степени.

К окончанию консерватории Л. представил кантату «Мессинская невеста» на сюжет произведения Ф. Шиллера (1878), в заключительный хор к-рой на текст «Requiem aeternam» (1-й опыт Л. в сфере духовной музыки) он ввел обиходный напев «Вечная память», применив в изложении темы принципы полифонии строгого письма.

А. К. Лядов. Худож. И. Е. Репин. 1902 г.
А. К. Лядов. Худож. И. Е. Репин. 1902 г.

А. К. Лядов. Худож. И. Е. Репин. 1902 г.
Изучение Л. рус. богослужебного пения продолжилось в 1883 г. благодаря его вхождению в педагогический состав руководимой Балакиревым Придворной певческой капеллы (с 1878 Л. преподавал в консерватории элементарную теорию музыки, гармонию и инструментовку) и участию в коллективной работе преподавателей капеллы во главе с Римским-Корсаковым по составлению нового Обихода, изданного в 1888 г. под названием «Пение при всенощном бдении древних напевов». Занятия церковной музыкой побудили Л. чаще обращаться к Евангелию. В 1883 г. он советовал будущей жене Н. И. Толкачёвой читать его «как можно более», т. к. «это такое чудо, так хорошо, там есть все ответы и на все» (Ан. К. Лядов. 2005. С. 29). Однако, как типичный представитель рус. интеллигенции, Л. на протяжении всей жизни находился в духовном поиске. Известно, напр., о его бесконечных спорах с близким другом, глубоко религ. человеком, мировым судьей и талантливым музыкантом В. А. Авдеевым, к-рый руководил любительским церковным хором, включавшим в свой репертуар песнопения Л.

Собственные духовные муз. произведения Л. начал писать на рубеже XIX и XX вв., придя к убеждению, что «в церковной музыке можно наделать чудеса». Подтверждением этой мысли стали его «Десять переложений из Обихода для смешанного хора» (Op. 61), посвященные Е. С. Азееву (изд. в 1907 в С.-Петербурге П. И. Юргенсоном, переизд.: М., 1992), сюда вошли стихира на Рождество Христово «Слава в вышних Богу», тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш», кондак на Рождество Христово «Дева днесь», тропари Великой субботы «Благообразный Иосиф» и «Мироносицам женам», ексапостиларий Великого четверга «Чертог Твой вижду», задостойник на Воздвижение, Херувимская, «Тебе поем» на литургии, причастны «Хвалите Господа с небес» и «Чашу спасения прииму». Авторские переложения Л. стали неотъемлемой частью творческих исканий и достижений представителей Нового направления рус. духовной музыки. К этому периоду относятся его гармонизации и переложения духовных стихов, вошедшие в сборники рус. народных песен, изданные в 1898-1907 гг.

В преддверии всероссийского прославления свт. Иоасафа Белгородского, весной 1910 г., Л. написал хор a cappella «Ежечасная молитва святителя Иоасафа Горленко». В том же году хор был опубликован в книге петербургского кружка почитателей свт. Иоасафа, возглавлявшегося прот. Александром Маляревским и кн. Н. Д. Жеваховым, и вошел в несколько следующих изданий наряду с одноименным сочинением В. А. Фатеева (см.: Святитель Иоасаф, еп. Белгородский: Чтение с световыми картинами для школ и народа / Сост.: прот. А. Маляревский. СПб., 1909, 19102, 19113. М., 19122).

Созданию на исходе жизни «Ежечасной молитвы...» сопутствовала работа Л. над симфонической картиной «Из Апокалипсиса» (1910-1912), вдохновленной содержанием 10-й главы Откровения св. Иоанна Богослова и образами народной веры, отразившимися в духовном стихе «Страшный Суд», музыкальная тема к-рого цитируется в сочинении.

Представление о творчестве Л. дополняют недатированные страницы рукописного наследия композитора: Величание Благовещению Пресв. Богородицы с пометкой «для голоса» (РИИИ КР. Ф. 7 (А). Р. XV. Ед. хр. 7) и одноголосное «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» (РНБ ОР. Ф. 449. Ед. хр. 39. Л. 17).

Л. похоронен в некрополе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

Лит.: Ан. К. Лядов. Пг., 1916. СПб., 2005р. [Вып.] 1. Жизнь: Биогр. очерк В. Г. Вальтера. [Вып.] 2. Портрет: По личным восп. С. М. Городецкого. [Вып.] 3. Творчество: Крит. очерк И. И. Витоля. 4. Из писем 1901-1909 гг.; Запорожец Н. А. К. Лядов. М., 1954; Михайлов М. К. А. К. Лядов: Очерк жизни и творчества. Л., 19852; Непознанный Лядов: Сб. ст. и мат-лов / Ред.-сост.: Т. А. Зайцева. Челябинск, 2009.
П. А. Боровик
Ключевые слова:
Композиторы русские Лядов Анатолий Константинович (1855 - 1914), русский композитор
См.также:
АГРЕНЕВЫ-СЛАВЯНСКИЕ деятели русской музыкальной культуры
АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1884– 1946), рус. хор. дирижер, композитор, педагог
АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787-1851), рус. композитор
АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог