Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛИБЕРИЯ
Т. 40, С. 716-725 опубликовано: 25 июня 2020г.


ЛИБЕРИЯ

[Республика Либерия; англ. The Republic of Liberia], гос-во в Зап. Африке. На северо-западе граничит со Сьерра-Леоне, на севере - с Гвинеей, на востоке - с Кот-д'Ивуаром, на юге и юго-западе омывается водами Атлантического океана. Площадь 111,369 тыс. кв. км. Столица - Монровия (1 010 970 чел., по офиц. переписи 2008 г.). Крупные города (по данным на 2008): Ганта (41,11 тыс. чел.), Бьюкенен (34,27 тыс. чел.), Гбарнга (34,05 тыс. чел.), Каката (33,95 тыс. чел.), Воинджама (26,59 тыс. чел.). Административно-территориальное деление: 15 графств. Офиц. язык - английский. Л.- член ООН (1945), Африканского союза (1963; до 2002 Орг-ция африканского единства), Движения неприсоединения, Союза гос-в р. Мано (1973), Экономического сообщества гос-в Зап. Африки (ЭКОВАС; 1975). География. Прибрежная низменность шириной 30-65 км простирается с северо-запада на юго-восток. Береговая линия довольно ровная, местами нарушается устьями рек, параллельно друг другу стекающих в Атлантический океан. Берег преимущественно песчаный, с характерными береговыми барами и косами; над прибрежной низменностью местами возвышаются скалистые останцы. На побережье распространены мангровые леса, за пределами досягаемости приливов растут пальмы. Прибрежная низменность постепенно переходит в холмистую равнину, к-рая занимает большую часть страны. Средняя высота холмов - 120-370 м; рельеф плато, ограничивающих равнину, местами пересекают гряды крутых уступов высотой 760 м над уровнем моря. Плато покрыто густыми зарослями вечнозеленых тропических лесов. Сев. районы Л. затронуты юж. отрогами Гвинейской возвышенности, откуда берут начало крупнейшие реки страны: Мано, Лофа (Лоффа), Сент-Пол, Сент-Джон и Кавалли. В этом регионе расположена наивысшая точка Л.- гора Вутеве (1440 м). Растительный мир сев.-вост. районов изобилует листопадными лесами и редколесьями, в северных районах распространены высокотравные саванны. Для Л. характерен субэкваториальный климат. Прибрежная низменность под влиянием океана более влажная, чем внутренние районы страны: среднее годовое количество осадков составляет 5 тыс. мм в прибрежной полосе и 1,5-2 тыс. мм во внутренних районах. Дождливый сезон продолжается на побережье с апр. по нояб., когда дует юго-зап. муссон, а в менее влажных внутренних районах - с июня по сент. В зимние месяцы погода более сухая благодаря дующим из Сахары ветрам. Среднемесячная температура на протяжении всего года не опускается ниже +24°C.

Население

Л., согласно офиц. переписи 2008 г., составляло 3 476 608 чел. По оценкам ООН, на сер. 2015 г. этот показатель - 4503,4 тыс. чел.

Подавляющее большинство жителей Л. (96,3%) говорит на нигеро-конголезских языках. Основные этнические группы: кпелле - 20,3% населения, басса - 13,4, гребо - 10, гио - 8, мано - 7,9, кру - 6, лома -5,1, кисси - 4,8, гола - 4,4% и др. В районе Монровии живут американо-либерийцы (2,5%) и американцы (1,1%) (офиц. данные переписи 2008 г.). В Л. проживают также арабы-ливанцы и йоруба.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни составляет 62,12 года (мужчины - 61,05, женщины - 63,19); коэффициент естественного прироста населения - 3,18%, естественный прирост - 28,5 на 1 тыс. жителей (рождаемость - 40,5, смертность - 12,0); средний возраст - 18,63 года; в возрастной структуре: доля детей до 14 лет - 41,94%, лиц от 15 до 64 лет - 54,66, лиц 65 лет и старше - 3,4%; средняя плотность населения - 41,3 чел. на 1 кв. км; степень урбанизации - 49%. Уровень грамотности - 47,6% (мужчины - 62,4%, женщины - 32,8%; одно из последних мест среди стран Зап. Африки) (данные представлены на 2015).

Государственное устройство

Л.- унитарное гос-во, по форме правления - президентская республика. Согласно Конституции, принятой 6 янв. 1986 г., президент, глава гос-ва и правительства (кабинета министров), является и верховным главнокомандующим. Президент и вице-президент, председательствующий в верхней палате парламента (сенате), избираются сроком на 6 лет всеобщим прямым тайным голосованием. Члены кабинета министров, к-рому принадлежит исполнительная власть, назначаются президентом и утверждаются сенатом.

Законодательная власть осуществляется 2-палатным парламентом - Национальным собранием, состоящим из палаты представителей и сената. В палату представителей входят 64 депутата, избираемые путем всеобщих прямых и тайных выборов сроком на 6 лет. Сенат состоит из 30 сенаторов (15 старших сенаторов избираются путем всеобщего прямого тайного голосования сроком на 9 лет, 15 младших - на 7 лет). В стране существует 20 политических партий.

Судебная власть включает Верховный суд, окружные суды, суды гражданских исков и др. Правовая система Л. носит смешанный характер, основываясь на амер. варианте англ. общего права, а также частично на африкан. обычном праве, к-рое преобладает в регулировании брачно-семейных, наследственных и иных отношений между гражданами страны.

Религия

Согласно переписи населения 2008 г., большинство верующих в Л.- христиане (85,5% населения): из них 6% - католики, ок. 79,5% - протестанты, принадлежащие к различным деноминациям, включая Независимые африканские церкви (НАЦ). Мусульмане составляют 12,2% населения. Традиц. племенные культы практикует 0,5% населения; новые религиозные движения представлены Бахаи религией (ок. 0,3% населения); 0,2% жителей Л. являются приверженцами проч. религий (индуизм, буддизм, сикхизм и др.). Не принадлежат ни к одной религии или являются атеистами ок. 1,3% населения.

Офиц. статистика может сильно отличаться от данных различных религ. орг-ций и независимых статистических источников, в т. ч. ввиду двоеверия (приверженности традиц. племенным культам одновременно с принадлежностью к различным христ. орг-циям). Согласно нек-рым источникам, значительное распространение имеют традиц. африкан. верования, количество их приверженцев составляет более 40% населения (см., напр.: World Christian Encyclopedia: A Comparative Survey of Churches and Religions in The Modern World / Ed. D. A. Barrett. Oxf., 2001. Vol. 1. P. 451-455).

Орг-цией, объединяющей основные христ. деноминации традиц. типа в Л., является Либерийский Совет Церквей, основанный в 1982 г. В него вошли такие организации, как Римско-католическая Церковь, Лютеранская церковь, Епископальная церковь Либерии (ЕЦЛ), Пресвитерия Либерии в Зап. Африке, Ассамблеи мира, Африканская методистская епископальная церковь, Африканская методистская епископальная сионская церковь, Объединенная методистская церковь Либерии, Либерийская баптистская конвенция и ряд др. Нек-рые крайние пятидесятнические орг-ции и НАЦ входят в состав Федерации независимых африканских церквей.

Римско-католическая Церковь

Католический собор Св. Сердца в Монровии. ХХ в.
Католический собор Св. Сердца в Монровии. ХХ в.

Католический собор Св. Сердца в Монровии. ХХ в.
Римско-католическая Церковь в Л. представлена архиеп-ством Монровия (30 приходов, ок. 140 тыс. чел.), в подчинении к-рого находятся 2 епископства-суффрагана: Мыс Пальмас (10 приходов, ок. 154 тыс. чел.) и Гбарнга (16 приходов, ок. 19,7 тыс. чел.). В стране служит 61 священник (в т. ч. 19 монашествующих), также подвизаются 31 монах и 70 монахинь. Действует Конференция католических епископов Либерии (статистические данные на 2013).

Протестантские церкви, деноминации и секты

Интерьер протестантской церкви в Монровии. ХХ в.
Интерьер протестантской церкви в Монровии. ХХ в.

Интерьер протестантской церкви в Монровии. ХХ в.
(Статистика отражает состояние на нач. XXI в., если не оговорено отдельно). Англиканская Церковь представлена ЕЦЛ, ведущей свою историю с 1836 г., когда в стране появились первые англикан. миссионеры из США. С 1982 г. входит в состав Церкви провинции Зап. Африка, являющейся членом Англиканского содружества. Сохраняются тесные связи с Протестантской епископальной церковью в США. По данным на 2005 г., в Л. существовало более 129 англикан. общин (26 тыс. верующих). Помимо этого действует независимая англикан. орг-ция - Церковь Вифлеемской звезды (Star of Bethlehem Church), созданная в 1960 г. и действующая в основном среди этносов сапо и кру (20 общин, 4 тыс. верующих).

Лютеранство представлено 2 организациями. Лютеранская церковь в Либерии (Lutheran Church in Liberia; 350 общин, ок. 70 тыс. чел.) была создана в 1860 г. миссионерами бывш. Лютеранской церкви в Америке (с 1988 Евангелическо-лютеранская церковь в Америке), в 1965 г. стала полностью автономной. Евангелическо-лютеранская церковь в Либерии (Evangelical Lutheran Church in Liberia; 350 общин, 11 тыс. чел.) была основана в 2009 г. в результате объединения 4 различных лютеран. групп при активном содействии Лютеранской церкви - Миссурийский синод, осуществляющей прозелитическую и каритативную деятельность в Л. с 1978 г.

Кальвинизм в Л. распространен меньше остальных протестант. направлений: единственной орг-цией данного толка является Пресвитерия Либерии в Зап. Африке (Presbytery of Liberia in West Africa; основана амер. миссионерами в 1833; с 1928 - независимая; 15 общин; более 4 тыс. верующих).

Баптистские старая (90-е гг. XIX в.) и новая (70-е гг. ХХ в.) церкви в Монровии
Баптистские старая (90-е гг. XIX в.) и новая (70-е гг. ХХ в.) церкви в Монровии

Баптистские старая (90-е гг. XIX в.) и новая (70-е гг. ХХ в.) церкви в Монровии
Баптисты, впервые прибывшие в Л. в 1822 г., представлены 3 организациями, наиболее значительной из к-рых является Либерийская баптистская конвенция (Liberian Baptist Convention; 290 приходов; ок. 90 тыс. чел.), возникшая в 1880 г. благодаря усилиям темнокожих репатриантов из юж. штатов США и сохраняющая тесные связи с Южной баптистской конвенцией. В 1931 г. в Л. прибыли первые проповедники из орг-ции Баптистские срединные миссии (Baptist Mid-Missions; основана в 1920 в Элирии (близ Кливленда, шт. Огайо, США) как Генеральный совет по координации баптистских миссий Сев. Америки). С 1952 г. действует независимая баптист. Церковь Бафу-Бей (Bafu Bay Church; 50 общин, 7 тыс. прихожан).

Методисты насчитывают неск. орг-ций, наиболее значительная из к-рых - Объединенная методистская церковь Либерии (United Methodist Church of Liberia; основана в 1822 темнокожими миссионерами из США; 420 общин, 43 тыс. чел.). В кон. XIX в. в страну также стали проникать независимые методистские орг-ции: Африканская методистская епископальная церковь (African Methodist Episcopal Church; в Л. с 1873; на 2005 имела 75 общин, более 13 тыс. чел.), Африканская методистская епископальная сионская церковь (с 1876; 121 община, 5 тыс. чел.), Мемориальная церковь Мэри Шарп (Mary Sharp Memorial Church; с 1876; 3 общины, 1 тыс. чел.).

Армия спасения представлена в Л. отдельным командованием (23 корпуса, более 2,5 тыс. солдат и офицеров). С 60-х гг. XX в. в стране действовала независимая Церковь Армии спасения Либерии (Salvation Army Church of Liberia), к-рая в 1988 г. была включена в структуру международной орг-ции Армии спасения как территория Ганы и Либерии. В 1997 г. Л. получила статус самостоятельного командования, к которому в 2010 г. была присоединена соседняя страна - Сьерра-Леоне.

Движение святости представлено 4 орг-циями: Церковью огненного cтолпа (Pillar of Fire Church; в Л. с 1961 (по др. данным - с 50-х гг. XX в.); 50 общин, 3 тыс. чел.), Евангелической конгрегационной церковью Христа (Evangelical Congregation Church of Christ; с 1971; 30 общин, 3 тыс. чел.), Уэслианской церковью (Wesleyan Church; с 1978; ок. 40 общин, ок. 3,5 тыс. чел.), Церковью Назарянина (Church of the Nazarene; с 1990; 80 общин, 6,5 тыс. чел.).

АдвентистыАдвентисты седьмого дня (АСД), начавшие свою деятельность в Л. в 1927 г., имеют в стране 3 подразделения, входящие в состав Объединенной Западно-Африканской миссии дивизиона Западно-Центральная Африка Генеральной конференции АСД: Конференцию Юго-Зап. Либерии (South-West Liberia Conference; 16 общин, 9,9 тыс. чел.), Миссию Центр. Либерии (Central Liberia Mission; 35 общин, 4,6 тыс. чел.), Миссию Юго-Вост. Либерии (South-East Liberia Mission; 18 общин, 1,4 тыс. чел.). По данным на 2014 г., общее количество адвентистов в Л. составляло ок. 16 тыс. чел. в 69 общинах.

Священник и прихожане Церкви Бога (Аладура). Фотография. 2013 г.
Священник и прихожане Церкви Бога (Аладура). Фотография. 2013 г.

Священник и прихожане Церкви Бога (Аладура). Фотография. 2013 г.
Пятидесятники из США открыли свою 1-ю миссию в Л. в 1908 г. В наст. время они представлены рядом групп классического типа (двух и трех кризисов): Ассамблеями Бога (Зарегистрированы в Л. в 1923; 400 общин, ок. 100 тыс. чел., по данным на 2005), Свободной пятидесятнической церковью (Free Pentecostal Church; в 1980 отделилась от миссии швед. пятидесятнического движения, действовавшей в Л. с 1946; 30 общин, 5 тыс. чел., гл. обр. принадлежащих к народностям кисси, гбанде и лома), Церковью Бога (Кливленд, шт. Теннесси, США) (Church of God, Cleveland; с 1974; 35 общин, 4 тыс. чел.) и др.

В Л. также действуют др. пятидесятнические орг-ции: Пятидесятнические Ассамблеи Мира (Pentecostal Assemblies of the World; с 1919; 75 общин, 70 тыс. верующих), Бетельская церковь всемирного охвата (Bethel World Outreach Church; с 1986; 35 общин, 10 тыс. верующих), Африканская перфекционистская церковь Бога огненного крещения (Fire Baptized Holiness Church of God of Africa; 150 общин, 10 тыс. членов), Объединенная пятидесятническая церковь Либерии (United Pentecostal Church of Liberia; основана амер. миссионерами в 1936; 70 общин, 6,5 тыс. чел.), Церкви Христа (Churches of Christ; с 1966; 45 приходов, 5 тыс. чел.), Либерийские христианские Ассамблеи Бога (Liberian Christian Assemblies of God; с 1920; 80 общин, 5 тыс. чел.), Всемирные миссии Либерии (World Wide Missions of Liberiа; с 1961; 50 общин, 5 тыс. чел.), Либерийская церковь евангельского крестового похода (Liberian Gospel Crusade Church; с 1952; 20 общин, 4 тыс. чел.) и мн. др.

Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария) насчитывает в Л. 20 общин, 3,5 тыс. прихожан.

Иеговы свидетели, действующие с 1887 г., имеют 125 общин, ок. 6 тыс. верующих.

Распространены НАЦ в основном харизматического характера. Многие из них возникли благодаря деятельности миссионеров из др. африкан. стран, гл. обр. из Нигерии и Ганы. Эти орг-ции разного типа, носят синкретический характер, испытывая влияние классического пятидесятничества или неохаризматии, а также заимствуя элементы местных традиц. культов. Наиболее значительные из них - Церковь Бога (Аладура) (Church of the Lord (Aladura); в Л. с 1947; 100 общин, 30 тыс. чел.), Объединенная либерийская внутренняя церковь (United Liberia Inland Church; 71 община, 20 тыс. чел.), Церковь межконтинентальной евангелической ассоциации (Transcontinental Evangelical Association Church; 25 общин, 10 тыс. чел.), Африканское христианское содружество (African Christian Fellowship; 43 общины, 7 тыс. чел.), Гефсиманская церковь Либерии (Gethsemane Church of Liberia; 40 общин, 3,5 тыс. чел.), Церковь 12 апостолов (Church of the Twelve Apostles; 20 общин, 3 тыс. чел.), Африканские ученики Христа (African Disciples of Christ; 20 общин, 2 тыс. чел.), Апостольская церковь Бога Милосердия (Apostolic God of Mercy Church; 15 общин, 2 тыс. чел.), Церковь армии Креста Христова (Army of the Cross Christ Church; 20 общин, 1,5 тыс. чел.) и др.

Ислам

Представлен в Л. гл. обр. мусульманами-суннитами маликитского мазхаба, действуют суфийские ордена Кадирия и Тиджания. В основном ислам исповедуют представители народностей ваи и гола, в меньшей степени - кпелле, кисси и др. Ислам начал распространяться на территории совр. Л. в XVI в., с распадом гос-в Сонгай и Мали, испытывая, как и в др. странах Зап. Африки, значительное влияние коренных религий. Основные мусульм. праздники свободно отмечаются верующими, функционируют мусульм. начальные и средние школы в городах и сельских населенных пунктах, действует Исламский ун-т в Монровии. Коран и др. мусульм. лит-ра издаются параллельно на англ. и араб. языках. В последние десятилетия отмечались быстрые темпы роста числа мусульман. В 1960 г. создан Национальный мусульманский совет Либерии (законодательно утвержден в 1966), к-рый с 80-х гг. XX в. объединяет основные мусульм. орг-ции в стране. В наст. время более 500 тыс. чел. исповедуют ислам. В незначительном количестве присутствуют адепты псевдоислам. движения Ахмадья.

Традиционные африканские верования

Распространены гл. обр. в периферийных районах, мало затронутых процессами урбанизации. Большинство данных культов сочетают элементы анимизма, тотемизма, тесно связанного с зоолатрией, фетишизма, а также культа предков. В значительной степени распространено знахарство, колдовство, использование заговоров, амулетов и т. д. Особенностью традиц. культов в Л. (как и в др. странах Зап. Африки) является такая форма религ. практики, как тайные об-ва. В стране действуют 2 основных тайных об-ва - Поро (мужское) и Санде (женское). В определенной степени они представляют социальные и политические интересы входящих в них мужчин и женщин. Каждое имеет свои особые ритуалы, язык и символы. С момента посвящения дается клятва секретности, члены об-в обычно собираются в уединенных местах в лесу. Во мн. племенах приверженность местным традиционным верованиям сочетается с введением в свои религ. учения норм христианства и исполнением нек-рых христ. обрядов. При этом племенные культы оказывают значительное влияние и на христ. орг-ции, в первую очередь на НАЦ. Ввиду двоеверия точный статистический подсчет приверженцев местных племенных культов затруднен: если официальная статистика снижает их количество до 17-20 тыс. чел., то нек-рые независимые источники считают, что их не менее 1,8 млн чел.

Новые религиозные движения

представлены последователями бахаизма, к-рые впервые появились в Л. в 50-х гг. XX в. Ведущей орг-цией бахаистов в стране является Национальная духовная ассамблея Бахаи в Либерии (National Spiritual Assembly of the Bahá'ís of Liberia), основанная в 1975 г. Общее количество адептов - до 12 тыс. чел. Их численность в последние десятилетия быстро растет.

Религиозное законодательство

При большом значении христианства в жизни общества Л. считается светским гос-вом. Основным документом, регламентирующим положение религии в Л., является Конституция 1986 г., к-рая гарантирует всем гражданам право на свободу мысли, совести и религии при соблюдении общественной безопасности и порядка, основ нравственности и прав и свобод др. лиц; все религии рассматриваются как равные (ст. 14). Закрепляется равенство всех либерийских граждан при реализации права на труд независимо от вероисповедания, пола, этнической принадлежности, места происхождения или политических взглядов (ст. 18). Также оговаривается, что никакие религ. и мировоззренческие факторы не могут служить препятствием для объединения людей в к.-л. группы или для создания сообществ и организаций, основанных на к.-л. общих взглядах (статьи 78-79).

Все религ. орг-ции проходят положенную по закону проверку и регистрацию в Мин-ве культов. Органом, регулирующим взаимодействие основных религ. учений с целью предотвращения и разрешения конфликтов в стране, является Межрелигиозный совет Либерии, в к-рый входят Либерийский Совет Церквей и Национальный мусульманский совет Либерии.

Э. Небольсин

История

Коренное население, которым считаются народы, говорящие на языках кру, проникло на территорию совр. Л. с севера, северо-востока и востока в X-XII вв. Европейцы появились здесь во 2-й пол. XV в. В 1461 г. побережья страны впервые достигли португ. мореплаватели и нарекли этот регион «побережьем зерна» (португ. Malagueta; англ. Grain Coast) из-за обилия семян красного перца, которые они называли «райскими зернами». В течение следующих 2 веков европ. купцы торговали с проживавшими вдоль побережья местными племенами. В XV-XVI вв. главными предметами торговли были слоновая кость и перец, но в XVII в. на 1-е место вышла работорговля. До сер. XIX в. жители прибрежных районов являлись посредниками в трансатлантической торговле невольниками.

В 1816 г. группа белых американцев основала в США Американское колонизационное об-во (АКО), поставившее перед собой цель решить «негритянскую проблему» путем расселения освобожденных черных рабов в Африке. Его возглавил Р. Финли, высокопоставленный представитель Пресвитерианской Церкви в США из Нью-Джерси, к-рый считал, что афроамериканцы никогда не смогут полностью интегрироваться в амер. общество, а их репатриация в Африку способствует постепенному распространению христианства и уничтожению работорговли на этом континенте. В 1818 г. 2 представителя АКО были направлены в Африку на поиск мест для поселения, и в 1820 г. 88 темнокожих колонистов из Юж. Каролины, Джорджии и Виргинии во главе с 3 белыми американцами направились к берегам Сьерра-Леоне. Перед отъездом они подписали документ о том, что управлять буд. поселением будет представитель АКО. В течение неск. недель поселенцы пытались обосноваться на о-ве Шербро (территория совр. Сьерра-Леоне), где свирепствовала малярия; от нее умерли 25 чел., включая всех белых. Руководство оставшейся частью группы принял на себя Э. Джонсон, один из черных поселенцев. Направившись с оставшимися в живых на материк, он соединился с др. группой колонистов из США. В 1821 г. вождь небольшого племени деи согласился продать им участок земли у мыса Месурадо, где колонисты приступили к строительству поселения под названием Кристополис («город Христа»). Однако серьезными проблемами для них были малярия, от к-рой умерла значительная часть поселенцев, и постоянные набеги воинственных местных племен. В 1822 г. для руководства поселением прибыл методистский свящ. Дж. Ашмун, который при помощи Джонсона построил укрепления, организовал отряды самообороны, расчистил участки земли под сельскохозяйственные угодья и установил торговые отношения с населением внутренних районов. В 1824 г. вся территория колонии получила название Либерия («страна свободы»; от лат. liber - свободный), ее столица была переименована из Кристополиса в Монровию (в честь Президента США Дж. Монро); была принята 1-я конституция; губернатором стал темнокожий ассистент и друг Ашмуна Лотт Кэри, бывш. раб из Виргинии, незадолго до прибытия в Л. ставший баптист. проповедником. Колония находилась в подчинении АКО.

Успехи, достигнутые командой Ашмуна, способствовали дальнейшей колонизации побережья совр. Л. В 1838 г., когда возникли трудности с финансированием и привлечением новых переселенцев, 7 колоний из США, кроме колонии Мэриленд, основанной Колонизационным обществом шт. Мэриленд в 1834 г. на мысе Пальмас, объединились в Содружество Либерии (Commonwealth of Liberia). Была принята новая конституция; губернатором стал Т. Бьюкенен.

Миссионерские об-ва из США начали полномасштабную работу с 30-х гг. XIX в., однако в первое время подобные миссии имели успех лишь на побережье страны. Выжить и утвердиться на этой территории вопреки неблагоприятному климату и тяжелым материальным условиям смогли представители Епископальной церкви, баптисты, методисты и пресвитериане из США. Проповедники совершали богослужения среди переселенцев и пытались расширить паству за счет местного населения и конголезских африканцев с захваченных невольничьих кораблей, к-рых расселяли в Л.

В это время значительный интерес к проповеди в Зап. Африке проявляли и католики из США. Амер. миссионер ирл. происхождения Э. Баррон был направлен в данный регион католич. Об-вом Св. Сердца Марии с целью создать прочную церковную структуру на берегах Гвинейского зал. В 1842 г. Баррон был поставлен апостолическим префектом Двух Гвиней, в состав новой префектуры входила также территория совр. Л. Баррон решил отправиться в Л. к мысу Пальмас с экспедицией из 6 чел. Неск. месяцев спустя, поняв, что сил для плодотворной работы в тяжелых условиях недостаточно, он направился в Габон. В 1843-1844 гг. новая экспедиция Об-ва Св. Сердца Марии, возглавляемая Ж. Р. Бессьё, пыталась утвердиться на мысе Пальмас. Однако в течение 8 месяцев мн. миссионеры умерли от болезней. Оставшиеся в живых вместе с Бессьё были вынуждены отплыть вслед за Барроном в Габон. В 1848 г. монахами Конгрегации отцов Св. Духа была открыта католич. церковь в Монровии, однако ввиду недовольства племенных вождей в 1887 г. ее пришлось закрыть.

В 1841 г. губернатором Л. стал темнокожий американец Дж. Дж. Робертс, выросший и получивший образование в Виргинии. Он сумел расширить прибрежные владения Л. до р. Гранд-Сесс на границе с поселением Мэриленд. Поскольку расходы АКО росли, а сами колонисты поддерживали идею независимости и хотели получить законные права на свою землю, об-во помогло поселенцам создать суверенное гос-во. В 1847 г. была обнародована Декларация независимости и принята 1-я Конституция независимой Л. 26 июля того же года Робертс стал 1-м Президентом Л. Новое гос-во признала Великобритания, а позднее др. страны, включая США. В 1857 г. колония Мэриленд вошла в состав Л. в качестве графства.

Независимая Л. с самого начала своего существования столкнулась с многочисленными проблемами. С 60-х гг. XIX в. Великобритания и Франция начали выдвигать претензии на территорию, ранее признанную либерийской. Во время Гражданской войны в США (1861-1865) сократилась эмиграция в Л. темнокожих американцев, страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, вызванного вытеснением Л. с международного рынка экспортеров сахара, кофе, пиассавы (пальмовых волокон для изготовления веревок) и натурального красителя из древесины бафии. Л. была вынуждена брать на невыгодных условиях иностранные займы, которые не могла выплачивать. В 80-х гг. XIX в.- 1900-х гг. значительная часть территории Л. (ок. 44%) была аннексирована Великобританией и Францией. Однако страна продолжала сохранять суверенитет, т. к. Великобритания, Франция и Германия, преследовавшие собственные финансовые интересы, не смогли договориться о полном разделе Л. Кроме того, самостоятельность Л. поддерживали США.

Образование независимого гос-ва стало важным событием и для Церквей, к-рые теперь могли действовать более свободно. Однако отсутствие взаимопонимания между миссионерами и местным населением оказалось значительной преградой. Афроамер. поселенцы и их потомки, именовавшие себя американо-либерийцами и проживавшие гл. обр. в Монровии и прибрежных поселениях, сохранили убеждение в своей особой роли как представителей высокой цивилизации в единственной свободной стране Африки, что затрудняло деятельность миссии. Отчуждение миссионеров от коренного населения усиливалось также из-за того, что нек-рые прибрежные племена, в частности гребо и кру, в 50-х гг. XIX в. воевали с переселенцами из-за вмешательства правительства Л. в работорговлю. Миссионерская деятельность вызывала отторжение у коренного населения, поскольку она ассоциировалась с чуждой культурой. Тем не менее определенных успехов достигла ЕЦЛ: в 1844 г. Генеральной конвенцией Епископальной церкви США была учреждена миссионерская область Мыс Пальмас и окрестности, первые епископы которой - Дж. Пейн (1851-1871) и Дж. Г. Ауэр (1873-1874) - начали перевод Библии и англиканских гимнов на язык гребо.

В 60-70-х гг. XIX в. на территории Л. возникли миссии амер. лютеран среди племен кпелле и лома. Позднее прозелитическую деятельность начали методисты из Африканской методистской епископальной и Африканской методистской епископальной сионской церквей. В 1887 г. в страну прибыли свидетели Иеговы. К этому времени успехи ЕЦЛ были очевидны: благодаря деятельности 1-го темнокожего еп. Сэмюэля Д. Фергюсона (1885-1916) количество миссионерских центров в Л. увеличилось до 100, школ - с 9 до 25, а число священников - с 10 до 26 чел. С 1913 г. юрисдикция ЕЦЛ стала называться миссионерская область Либерия. К 1914 г. англикане имели 11 тыс. последователей.

В нач. ХХ в. после ряда неудачных попыток была создана католич. миссия: 18 апр. 1903 г. Ватикан создал апостолическую префектуру Либерия, выделив ее территорию из апостолического викариата Сьерра-Леоне. Распространение католичества в Л. было поручено Об-ву африканских миссий (Society of African Missions), представитель к-рого - ирландец С. Кайн - 6 февр. 1906 г. был назначен апостолическим префектом Л. Он прибыл в Монровию со своими сподвижниками в окт. 1906 г. и в течение года в поселении Кекру среди племени гола основал миссию, которая получила название Миссия Св. Сердца. В дальнейшем католики распространили деятельность на народности басса, кпелле, гребо в глубине Л. В 1909 г. была открыта миссия в Монровии, к-рая выполняла задачу по координации работы всех миссионерских центров с целью распространения христианства в отдаленных горных и лесных районах страны. В янв. 1911 г. новым префектом был поставлен очередной представитель Об-ва африканских миссий - Жан Оже (1911-1931). Понимая, что миссия будет более успешной на побережье Кру, он перенес ее центральный штаб в Састаун. Прозелитизм здесь имел значительный успех благодаря интеграции идей христианства в повседневную жизнь племен. Посещение мессы и др. церковных служб смогло стать частью жизни людей за счет того, что Оже и его помощники пытались понять местную культуру и традиции и приобщиться к ним. К 1930 г. в графствах Л. было уже 12 миссий среди разных племен. В 1932 г., после смерти Оже, руководство было возложено на Дж. Коллинза (1932-1960). Через год Коллинз перевел руководство миссии в новый адм. центр Гбарнга, что способствовало открытию миссионерских станов во внутренних районах страны, которые были до этого недосягаемы. При каждой миссии создавались школы и медицинские пункты. В апр. 1934 г. статус апостолической префектуры Л. был повышен до викариата, Коллинз стал викарием. Для активизации прозелитической деятельности он привлек в 1936 г. монахинь из ордена Францисканских миссионеров Марии. Их работа способствовала улучшению общедоступного образования и бесплатных медицинских услуг. Коллинз поощрял местных юношей к принятию священнического сана, посылая на обучение в католич. семинарии на Золотой Берег (ЗБ, ныне Гана) кандидатов на рукоположение. Первый католич. священник из коренного населения Патрик Джувле был хиротонисан в дек. 1946 г.

В 1-й трети XX в. значительную миссионерскую активность в Л. проявляли также и протестанты, в числе к-рых были представители Ассамблей Бога, Пятидесятнических Ассамблей Мира, Либерийских христианских Ассамблей Бога, АСД. Христ. миссии и светская власть сообща противодействовали влиянию анимизма и фетишизма в стране. Католич. миссионеры колебались, не желая быть причисленными к разрушителям африкан. культуры; протестантские миссии заняли более жесткую позицию, но не могли ничего противопоставить традиционному отношению местного населения к элементам племенных культов. В нач. ХХ в. президенты страны А. Баркли и Д. Э. Говард отказались от жестких мер и гонений на туземные культы, наподобие предпринятых губернатором Берега Слоновой Кости (БСК, ныне Кот-д'Ивуар) Г. Ангульваном, посчитав это тупиковым путем: любое насилие заставляло туземцев укореняться в двоеверии, скрывая свои ритуалы, и создавать хорошо организованные тайные об-ва. Ответная реакция коренных африканцев на христ. проповедь была направлена на поиск собственного «африканского христианства». В 1913 г. в Зап. Африке появился новый харизматический проповедник У. У. Харрис, молодой африканец из племени гребо, крещенный англикан. еп. С. Фергюсоном, но недовольный как религ. жизнью «европейских миссий», так и социальным положением коренного населения. Получив (по собственному свидетельству) откровение свыше, Харрис пытался поднять восстание гребо против властей Л. и был арестован. В тюрьме, по словам Харриса, его «посетил архангел Гавриил и призвал на проповедь». Выйдя на свободу, он объявил себя «великим Божиим пророком» и в белом одеянии с огромным бамбуковым крестом в руках прошел весь берег Гвинейского зал.- от Л. до БСК и ЗБ. Его проповедь была столь успешна, что общее количество его сторонников на БСК и ЗБ достигло ок. 100 тыс. В нач. 1915 г. франц. колониальная администрация, обеспокоенная неконтролируемым ростом популярности движения Харриса, выслала его с БСК. Он вынужден был вернуться в Л., где оставался до смерти в 1929 г. Важным результатом этого движения стало возникновение условий, которые позднее привели к распространению т. н. НАЦ. Религ. политика властей Л. в межвоенные десятилетия состояла в отказе от покровительства к.-л. религии, что давало определенные возможности разным группам развернуть свою религиозную деятельность. Протестантский прозелитизм на протяжении 30-х и 40-х гг. XX в. развивался благодаря как приезду новых миссий из США (реже из Европы), так и созданию африканцами собственных автономных организаций, которые в это время искали новые формы выражения своей христианской веры, адаптированные к африканской культуре.

В 1926 г. при активном участии Гос. департамента США Л. получила от амер. компании «Файрстоун» кредит в 5 млн долл., к-рый необходимо было выплатить в течение 40 лет. Взамен правительство Л. сдало в аренду этой компании сроком на 99 лет территорию площадью примерно 400 тыс. га для выращивания каучуконосов. Был назначен финансовый советник из США, которому ежегодно направлялся для одобрения гос. бюджет Л. Более того, с этого времени Л. могла брать новые займы только с согласия компании «Файрстоун». В 30-х гг. XX в. Лига наций расследовала обвинения правительства Л. в использовании труда рабов и вскрыла причастность вице-президента А. Янси к насильственной вербовке коренных либерийцев для работы на о-ве Фернандо-По (ныне Биоко). Президент Ч. Кинг был вынужден уйти в отставку. Используя эту ситуацию, Великобритания поставила вопрос о введении над Л. опеки Лиги наций. Новый Президент страны Э. Баркли предотвратил установление международного контроля, запретив использование за рубежом рабочих из Л. и практику передачи родственников должника кредитору в качестве залога до выплаты долга. Кроме того, ему удалось договориться о более выгодных для Л. условиях по контракту с «Файрстоун». Когда началась вторая мировая война, Л. объявила о своем нейтралитете. Однако соглашение с «Файрстоун» значительно укрепило экономические связи с США, и в 1942 г., получив от них гарантии суверенитета и обещание технической помощи либерийским Вооруженным силам, правительство Л. дало согласие на строительство на своей территории американской военно-воздушной базы Робертсфилд. В 1943 г. между Л. и США было заключено соглашение о сооружении совр. порта в Монровии. Тогда же была достигнута договоренность о помощи США в реализации плана экономического и социального развития Л., в основу к-рого была заложена идея объединения американо-либерийцев с коренным населением и осуществления политики открытых дверей для частного иностранного капитала. В янв. 1944 г. Л. присоединилась к антигитлеровской коалиции и объявила войну Германии. Благодаря увеличению доходов от экспорта каучука и периодическим займам и субсидиям США в послевоенный период, Л. сумела выплатить все долги компании «Файрстоун» к 1951 г.

В 50-х гг. XX в. все основные протестант. церкви завершили «деколонизацию», т. е. передачу полномочий представителям коренного населения. Первыми это сделали пресвитериане и методисты, затем англикане, сформировавшие провинцию Зап. Африка (приходы в Л., Гамбии, Сьерра-Леоне и Нигерии), а также католики, к-рые уже имели священников из числа местного населения. В февр. 1950 г. состоялось разделение католических епархий Л.: была образована апостолическая префектура Мыс Пальмас. Коллинз получил титул апостолического викария Монровии, а апостолическим префектом Мыса Пальмас был назначен Ф. Кэрролл. Миссионеры ирландской провинции Об-ва африканских миссий отвечали за викариат Монровия, а окормление префектуры Мыс Пальмас было поручено амер. провинции об-ва. В 50-60-х гг. XX в. викариат смог привлечь ряд монашеских конгрегаций (в т. ч. Св. Франциска Сальского и Отцов Св. Духа) для помощи в социальном служении. В этот период возводились новые и модернизировались старые школы и клиники. В авг. 1963 г. по согласованию президента У. Табмана с папой Римским Пием XII был создан соответствующий требованиям того времени католический госпиталь св. Иосифа. Монашеские ордены пополнялись верующими из числа местного населения. Все больше кандидатов в священники отправлялись в семинарии Ганы и Нигерии. После кончины в 1961 г. Коллинза викариат Монровия возглавил Кэрролл, а незадолго до этого поставленный епископом Н. Гримли был назначен на кафедру Мыс Пальмас, возвышенную до статуса апостолического викариата. В 60-х гг. XX в. структуры католич. Церкви продолжили свое развитие: в 8 городах были созданы новые миссии; основаны 2 семинарии; модернизировались образовательные и медицинские учреждения; Церковью была организована система финансовой помощи малоимущим; внедрялись проекты освоения сельскохозяйственных угодий.

В кон. 60-х гг. XX в. шел процесс создания межконфессиональных христианских организаций. В 1967 г. было образовано Христианское сельское содружество (Christian Rural Fellowship). В 1968 г. консервативные протестанты объединились в Либерийское евангелическое фундаменталистское сообщество (Liberian Evangelical Fundamental Fellowship), которое 6 лет спустя, изменив название на Либерийское евангелическое сообщество (Liberian Evangelical Fellowship), вступило в Ассоциацию евангеликов Африки и Мадагаскара (Association of Evangelicals of Africa and Madagascar). В 1970 г. для объединения усилий мирян, работавших в социальной сфере, была создана Объединенная экуменическая орг-ция (United Ecumenical Organization), в которую вошли представители методистов, англикан и в меньшем количестве католиков. В эти же годы была создана Национальная межденоминационная епископская конференция (National Interdominational Conference of Bishops), к-рая дала возможность руководителям католической, англиканской, лютеранской и методистской Церквей Л. обсуждать проблемы служения и проповеди в трудных районах и координации своей деятельности.

В 1973 г. П. Джувле стал 1-м католич. епископом из коренного населения, возглавив после ухода на покой еп. Н. Гримли апостолический викариат Мыс Пальмас. При нем переводили и печатали богослужебную литературу на языках местного населения, что способствовало укреплению католич. Церкви в Л. После его смерти в 1974 г. все поставляемые епископы были коренными жителями Л. В 1976 г. викариат Монровия возглавил также автохтонный либериец М. K. Фрэнсис. В 1981 г. викариат Мыс Пальмас получил статус епископства, а викариат Монровия - архиепископства. В нояб. 1986 г. из архиепископства Монровия были выделены 3 округа (Бонг, Лола и Нимба) и включены в состав нового епископства Гбарнга, во главе которого был поставлен Б. Д. Секей. Тем самым было сформировано совр. административно-иерархическое устройство католич. Церкви в Л.

М. К. Фрэнсис, архиеп. Римско-католической Церкви в Монровии. 1981–2011 гг. Фотография. 1992 г.
М. К. Фрэнсис, архиеп. Римско-католической Церкви в Монровии. 1981–2011 гг. Фотография. 1992 г.

М. К. Фрэнсис, архиеп. Римско-католической Церкви в Монровии. 1981–2011 гг. Фотография. 1992 г.
В 1970 г. миссионерская область ЕЦЛ была преобразована в еп-ство Либерия. В 1979 г. ЕЦЛ подписала с Епископальной церковью США Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи. Данный документ, подготавливая переход ЕЦЛ в юрисдикцию Церкви провинции Зап. Африка, подчеркивает значимость исторической связи американских и либерийских англикан и важность регулярных консультаций и активного сотрудничества по всем вопросам. В 1982 г. общины ЕЦЛ официально перешли в юрисдикцию Церкви провинции Зап. Африка, перестав быть частью Епископальной церкви США, но сохранив с ней прочную связь. Тесное взаимоотношение с религ. орг-циями США является характерной чертой не только либерийских англикан, но и методистов и в определенной степени баптистов.

Значительные иностранные инвестиции в горнодобывающую промышленность позволили Л. к сер. 60-х гг. XX в. стать крупным экспортером железной руды. При президентах Табмане (1944-1971) и У. Толберте (1971-1980) Л. поддерживала тесные связи с США, стремясь одновременно повысить свою роль в Африке и улучшить отношения с коммунистическими странами. Монополия на власть по-прежнему сохранялась в руках американо-либерийской элиты. В 70-х гг. XX в. в Л. появилась сильная и хорошо организованная политическая оппозиция. В апр. 1979 г. по стране прокатились мощные волнения, вызванные недовольством населения ростом цен на продовольствие.

12 апр. 1980 г. в результате переворота во главе со старшим сержантом С. Доу было свергнуто правительство Толберта. Власть в стране перешла к Совету народного спасения, председателем которого стал Доу, присвоивший себе звание генерала. Внешний мир осудил убийство президента Толберта и 13 членов его кабинета, но вскоре отношения с США были восстановлены, а объем амер. финансовой помощи увеличился. Тем не менее в нач. 80-х гг. XX в. в экономике Л. произошел глубокий спад. Популярность режима Доу упала, в т. ч. из-за расправ над бывшими соратниками лидера страны, которых сажали в тюрьмы или казнили. В окт. 1985 г. Л. формально вернулась к гражданскому правлению, но на состоявшихся в том же году президентских выборах победу одержал Доу.

В дек. 1989 г. в графстве Нимба вспыхнуло вооруженное восстание небольшой партизанской группы Национальный патриотический фронт Либерии (НПФЛ), во главе которого стоял Ч. Тейлор - бывш. сотрудник гос. аппарата, в 1984 г. обвиненный Доу в казнокрадстве. К кон. 1990 г. НПФЛ контролировал более 90% территории страны, а численность его бойцов увеличилась до неск. тысяч. От него откололась группа во главе с Й. Джонсоном, воевавшая и против сил Тейлора, и против Доу. В результате совместных усилий Либерийского совета Церквей и Национального мусульманского совета Либерии в 1990 г. был основан Межрелигиозный совет Либерии для предотвращения и разрешения конфликтов в стране. Новообразованная организация, которую возглавил мусульманин шейх Кафумба Конне, сыграла важную роль в разработке ЭКОВАС мирного плана, который включал прекращение огня, подготовку мирных переговоров, ввод миротворческих сил и разоружение конфликтующих сторон. В авг. 1990 г. в Л. были направлены 3 тыс. миротворцев из Группы контроля за прекращением огня ЭКОВАС, получившей название ЭКОМОГ (ECOWAS Monitoring Group).

В сент. 1990 г. президент Доу во время переговоров с Джонсоном был захвачен и позднее убит. К 1991 г. численность ЭКОМОГ достигла 10 тыс. чел. Тейлор, Джонсон и капитан У. Диггз, возглавлявший либерийские Вооруженные силы, достигли договоренности о прекращении боевых действий, к-рая соблюдалась до весны 1992 г. Летом произошло неск. столкновений сил Тейлора с новым участником гражданской войны - Объединенным освободительным движением Либерии за демократию (УЛИМО), где главной силой были сторонники свергнутого режима Доу; их базы находились на территории Сьерра-Леоне. Усиливались бои за Монровию, в ходе к-рых части ЭКОМОГ атаковали укрепления НПФЛ с суши, моря и воздуха. Боевые действия продолжались до сер. 1995 г. 26 авг. 1995 г. в Абудже (Нигерия) было достигнуто соглашение о прекращении огня и разоружении 60 тыс. партизан. Управление Л. передавалось созданному еще в дек. 1994 г. Государственному совету, в состав к-рого вошли основные враждующие стороны. Государственный совет с переменным успехом пытался наладить управление страной, но часто его распоряжения выполнялись только в Монровии. Силы ЭКОМОГ и группа военных наблюдателей ООН стремились добиться выполнения договоренностей 1995 г. После того как в апр. 1996 г. Государственный совет обвинил в военных преступлениях руководителя одной из вооруженных группировок, Р. Джонсона, и отдал приказ о его аресте, в Монровии произошли самые крупные за годы гражданской войны вооруженные столкновения, сопровождавшиеся массовым мародерством. Через 2 недели было достигнуто хрупкое перемирие, а затем возобновились военные действия. В июле-авг. 1996 г. по инициативе ЭКОВАС было достигнуто соглашение, к-рое предусматривало полное прекращение огня к янв. 1997 г. и уход из Государственного совета лидеров основных противоборствующих сил накануне всеобщих выборов, намеченных на май 1997 г. Согласно одному из положений мирного соглашения, в сент. 1996 г. главой Государственного совета стала бывш. сенатор Рут Перри. В нач. 1997 г. Тейлор разоружил и распустил НПФЛ, создав на его основе Национально-патриотическую партию (НПП). Вскоре его примеру последовали лидеры других группировок, которые распустили свои военные формирования и создали политические партии. В марте 1997 г. Тейлор и др. руководители группировок, выполняя условия соглашения о мире, вышли из состава Государственного совета. 19 июля 1997 г. были проведены президентские и парламентские выборы, в результате которых Президентом Л. стал набравший 75,3% голосов Тейлор, а созданная им НПП завоевала подавляющее большинство мест в обеих палатах парламента. Тейлор сформировал кабинет министров из 19 чел., в его состав вошли несколько бывш. членов Государственного совета. В авг. 1997 г. страны - члены ЭКОВАС призвали силы ЭКОМОГ оставаться в Л. для поддержания порядка в период национального примирения. В сент. 1998 г. в Монровии вновь вспыхнули вооруженные столкновения между правительственными войсками и военными формированиями мятежников, поддерживавшими Р. Джонсона.

В 2000-2001 гг. зона военного конфликта расширилась до пограничных с Гвинеей и со Сьерра-Леоне районов. В февр. 2002 г. в Л. было объявлено чрезвычайное положение. 17 июня того же года в г. Аккра (Гана) между правительством и повстанцами было подписано соглашение о прекращении огня. Однако повстанцы нарушили соглашение и потребовали немедленной отставки президента Тейлора. 11 авг. 2003 г. он добровольно передал власть вице-президенту М. Бла и выехал в Нигерию, предоставившую ему убежище. 18 авг. между противоборствующими сторонами было подписано мирное соглашение, согласно к-рому в окт. были сформированы временные правительство и однопалатный парламент. С 2004 г. начался экономический рост. Осенью 2005 г. при поддержке ООН состоялись первые за 20 лет всеобщие демократические выборы: во 2-м туре (8 нояб. 2005) победу одержала бывш. высокопоставленный чиновник Всемирного банка Э. Джонсон-Серлиф, став 1-й в истории Африки женщиной-президентом. В марте 2006 г. новое правительство отменило некоторые заключенные прежним правительством контракты (на добычу железной руды, разведку месторождений нефти на прибрежном шельфе и др.), как не отвечающие национальным интересам. 17 марта 2006 г. правительство Л. официально обратилось к Нигерии с просьбой выдать бывш. президента Тейлора, который обвинялся в развязывании гражданской войны в Л. и в провоцировании конфликта в Сьерра-Леоне. В июне 2006 г. Тейлор был доставлен в Гаагу (Нидерланды), чтобы предстать перед Международным уголовным судом. В апр. 2012 г. он был признан виновным в военных преступлениях и приговорен к 50-летнему тюремному заключению, которое он по наст. время отбывает в Великобритании. Тейлор стал 1-м африкан. лидером, осужденным международным трибуналом.

Затяжная гражданская война в Л., в ходе к-рой погибли ок. 250 тыс. чел., сопровождалась массовыми репрессиями в отношении мирного населения, обострением межэтнических противоречий, хаосом в экономике, голодом и обнищанием огромного числа жителей страны. Сотни тысяч людей были вынуждены эмигрировать (по разным оценкам, в соседних с Л. странах насчитывается от 700 тыс. до 1 млн беженцев). В этих условиях представители христ. конфессий принимали участие в урегулировании конфликта и оказывали помощь пострадавшим от последствий гражданской войны. В 90-х гг. XX в. в миротворческих целях была создана Комиссия католической Церкви Либерии за справедливость и мир. Прибывшая в Л. еще в нач. 90-х гг. XX в. католич. благотворительная орг-ция «Каритас» в 1999-2003 гг. оказывала помощь вынужденным переселенцам, организуя поставки продовольствия и медикаментов. С 2003 г. она реализует программы долгосрочного развития сельского хозяйства, образования, здравоохранения и социальных программ.

На президентских выборах 2011 г. победу вновь одержала Джонсон-Серлиф, получившая 90,7% голосов избирателей. Ее деятельность была признана международным сообществом; в 2011 г. ее наградили Нобелевской премией мира за ненасильственную борьбу за безопасность женщин и их право на участие в миротворческой деятельности.

В марте 2014 г. в Л. началась эпидемия лихорадки Эбола. В авг. в стране было объявлено чрезвычайное положение и закрыты государственные границы. К осени 2015 г. от лихорадки умерло ок. 4 тыс. чел. Президент Джонсон-Серлиф в борьбе с эпидемией сумела мобилизовать внутренние силы страны и заручиться международной поддержкой. В февр. 2015 г. были открыты гос. границы и отменен комендантский час, введенный из-за распространения вируса Эбола. 3 сент. 2015 г. Всемирная орг-ция здравоохранения объявила Л. свободной от лихорадки Эбола.

Эпидемия значительно повлияла на социально-экономическую ситуацию в Л. Темпы роста ВВП страны резко сократились с 8,7% в 2013 г. до 0,5% в 2014 г.; инфляция в 2014 г. составила 9,8%; уровень безработицы - ок. 80%. В настоящее время ок. 70% населения живет за чертой бедности.

В то же время правительство проводит реформы по укреплению органов гос. власти и механизмов, позволяющих самостоятельно поддерживать стабильную ситуацию, т. к. Миссия ООН в Л., учрежденная СБ ООН в 2003 г., должна передать руководству страны все полномочия по обеспечению безопасности в Л. в 2016 г.

Характерной чертой религиозной жизни начиная с 80-х гг. XX в. является повышение активности пятидесятнических и неохаризматических орг-ций. В основном эти группы имеют африкан. происхождение и не связаны с к.-л. орг-циями из США и Европы. Причина их бурного роста заключается в близости к культуре местных племен, способности адаптироваться к специфическим условиям африкан. жизни, быстро откликаться на нужды верующих в меняющихся условиях. Результаты офиц. переписи населения 2008 г., согласно к-рой 85,5% жителей страны являются христианами, у мн. независимых статистических агентств (как христианских, так и светских) вызывают сомнение. По состоянию на кон. XX - нач. XXI в. они причисляют к приверженцам традиц. африкан. верований до 45% населения Л., при этом количество христиан оценивают не более чем в 40%. В то же время количество мусульман в офиц. и независимой статистике приблизительно совпадает: 12,2% - по переписи, 16-18% - согласно независимым источникам. При этом мусульмане, живущие гл. обр. на севере страны, имеют самый высокий рейтинг роста: 11,3% в год. Ежегодный темп роста количества христиан составляет 8,6%, традиц. племенных культов - 7,8% в год. Данная статистика предполагает, что значительная часть населения Л., проживающая в труднодоступных горных лесных районах, по-прежнему не охвачена христ. проповедью. В этой связи в последние годы в либерийском обществе ведется широкая дискуссия о том, может ли Л. считаться христ. страной. В обсуждениях принимают активное участие все религ. лидеры Л., представляющие все христ. орг-ции, а также ислам, бахаизм и традиц. племенные верования.

Лит.: Campbell R. F. Within the Green Wall: The Story of Holy Cross Liberian Mission, 1922-1957. West Park, 1957; Шаревская Б. И. Старые и новые религии Тропической и Юж. Африки. М., 1964; Holden E. Blyden of Liberia: An Account of the Life and Labors of Edward Wilmot Blyden. N. Y., 1967; Wold J. C. God's Impatience in Liberia. Grand Rapids (Mich.), 1968; Shick T. W. Behold the Promised Land: A History of Afro-American Settler Society in 19th Cent. Liberia. Baltimore, 1980; Hogan E. M. Catholic Missionaries and Liberia: A Study of Christian Enterprise in West Africa, 1842-1950. Cork, 1981; Либерия // Африка: Энцикл. справ. М., 1987. Т. 2. С. 50-59; Шпажников Г. А. Религии стран Африки: Справ. М., 19812; Gifford P. Christianity and Politics in Doe's Liberia. Camb., 1993; Кочакова Н. Б. Эволюция тайных обществ: Их меняющиеся роли в соц.-полит. жизни гос-в Зап. Африки // Африка: Культура и общество: Традиции и современность. М., 1994. С. 116-123; Blyden E. W. Christianity, Islam and the Negro Race. Baltimore, 1994; Kulah A. F. Theological Education in Liberia: Problems and Opportunities. Lithonia (GA), 1994; Somah S. L. Historical Settlement of Liberia and Its Environmental Impact. Lanham (Maryland), 1995; Brouwer S. et al. Exporting the American Gospel: Global Christian Fundamentalism. N. Y., 1996; Konneh A. Religion, Commerce, and the Integration of the Mandingo in Liberia. Lanham, 1996; Ellis S. The Mask of Anarchy: The Destruction of Liberia and the Religious Dimension of an African Civil War. N. Y., 1999; Sundkler B., Steed Ch. A History of the Church in Africa. Camb., 2000; Dunn E. D., Beyan A. J., Burrowes C. P. Historical Dictionary of Liberia. Lanham, 20012; Yoder J. Ch. Popular Political Culture, Civil Society, and State Crisis in Liberia. Lewiston, 2003; Pham J.-P. Liberia: Portrait of a Failed State. N. Y., 2004; Olukoju A. Culture and Customs of Liberia. Westport, 2006; Christianity in Liberia: Christian Missionaries in Liberia, Liberian Christians, Roman Catholic Dioceses in Liberia, George Weah. S. l., 2010; Sherman F. Liberia: The Land, Its People, History and Culture. Dar es Salaam (Tanzania), 2011; Конфликты в Африке: Причины, генезис и проблемы урегулирования: (Этнополит. и соц. аспекты): [Сб. ст.]. М., 2013; Bronwen E. Abolition and Empire in Sierra Leone and Liberia. Houdmills (Basingstoke), 2013; Денисова Т. С. ЭКОВАС и проблемы регионального миротворчества: (К 40-летию ЭКОВАС) // Азия и Африка сегодня. М., 2015. № 9. С. 37-43 Прокопенко Л. Я. Либерия // www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/LIBERIYA.html [Электр. ресурс].
Э. Небольсин, Л. Я. Прокопенко