Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛЕВ IV
Т. 40, С. 295-296 опубликовано: 11 мая 2020г.


ЛЕВ IV

(25.01.750 - 8.09.780), визант. имп. (с 14 сент. 775, как соправитель - с 6 июня 751). Прозвище - Хазар (ὁ Χάζαρις, Χάζαρος), архаизированное - «Скифородный» (Σκυθογένης), «что от хазарянки» (ὁ ἐκ τῆς Χαζάρας).

Источники

Рассказ о правлении Л., помещенный в хронике прп. Феофана Исповедника († 818), составлен современником Л., взявшим за основу дворцовые протоколы. В агиографических текстах упоминается об иконоборческих убеждениях Л., но отмечается его сравнительная толерантность по отношению к иконопочитателям. Хронист Георгий Амартол (сер. IX в.) даже называет его «благочестивым» (Georg. Mon. Chron. P. 765). В «Послании 3 восточных патриархов имп. Феофилу» (836) сказано: «Второй Лев, унаследовав царскую власть, тихим и мирным образом жизни усмирил многомятежную бурю против Церкви и утихомирил треволнения против святых икон, и жизнь его окончилась мирно» (Afinogenov. 2014).

Биография

Имп. Лев IV. Имп. Константин VI. Золотой солид. Аверс. 776–780 гг.
Имп. Лев IV. Имп. Константин VI. Золотой солид. Аверс. 776–780 гг.

Имп. Лев IV. Имп. Константин VI. Золотой солид. Аверс. 776–780 гг.
Л.- старший сын имп. Константина V от дочери хазар. кагана Вирхора (по имени Чичак; в крещении Ирина; † 750, возможно, при родах). 17 дек. 769 г. женился на Ирине (буд. императрице - восстановительнице иконопочитания), их единственным сыном был Константин (род. 14 янв. 771, буд. имп. Константин VI).

Согласно Феофану и Георгию Монаху (Theoph. Chron. P. 453; Gеorg. Mon. Chron. P. 765), Л. очень понравился некий «венец Великой Церкви», украшенный драгоценными камнями, и он возложил его себе на голову (Георгий интерпретирует это как святотатство). После этого у императора на голове появились язвы (ἄνθρακες, букв.- «угли», также название драгоценного камня) и случилось воспаление, от которого он и умер. Возможно, эта история свидетельствует о враждебной по отношению к Л. традиции, следы к-рой можно заметить и у Феофана. Неизвестно, что имеется в виду под «венцом Великой Церкви»; позднейшая традиция, отраженная Константином VII Багрянородным, объясняет, что венец - это царская корона, которую следует надевать исключительно во время религ. процессий. Л. же, надев ее по собственной прихоти, проявил непочтение к святыне и гордыню. Л. был похоронен там же, где его отец (прах Константина V был выброшен из гробницы в 852 и уничтожен по распоряжению патриарха К-польского свт. Игнатия) и дед (Лев III Исавр), в ц. св. Апостолов в К-поле.

Внешняя политика

При Л. арабы совершили несколько успешных, но малозначимых походов в М. Азию, а в 778 г. византийские войска во главе с Михаилом Лаханодраконом (см. в ст. Константин V) и др. одержали над ними победу. Имел место также обмен посольствами между империей и халифатом, в ходе которого Л. будто бы послал халифу аль-Махди кн. «Ианний и Иамврий» о египетской магической премудрости (Mich. Syr. Chron. III 1). Л. продолжал прежнюю политику, переселяя христиан-монофизитов (сирийцев и армян) из Сирии во Фракию для укрепления визант. позиций против болгар. В 776/7 г. болг. хан Телериг бежал в Византию, где Л. стал его крестным отцом и выдал за него замуж родственницу своей жены Ирины. На Западе продолжалось ухудшение отношений с папством. В 778 г. дело дошло до военного конфликта, когда папа Адриан I захватил г. Таррацину (ныне Террачина), принадлежавший Неапольскому дукату. Город удалось вернуть при помощи герц. Беневентского Арихиса II. Когда сын последнего лангобардского кор. Дезидерия Арихис (Адельхис, в крещении Феодор) бежал в К-поль, Л. предоставил ему убежище и возвел в сан патрикия.

Внутренняя и церковная политика

На первую же Пасху после вступления на престол (14 апр. 776) Л. короновал своим соправителем сына, Константина VI, нарушив порядок престолонаследия, утвержденный имп. Константином V в 769 г., поскольку младшие единокровные братья Л. были исключены из числа претендентов на трон. Вероятно, по этой причине венчание превратилось в некий спектакль, в ходе к-рого народ и вельможи, включая младших сыновей Константина V, просили младенца Константина себе в цари, а император взял с них присягу в верности сыну-соправителю. Тем не менее правление Л. было омрачено заговорами, вызванными, видимо, кроме прочего, тем, что нек-рые лица из визант. знати хотели посадить на престол представителя той же династии с более крепким здоровьем. Один заговор в пользу сводных братьев Л. был разоблачен в мае 776 г., другой - в нач. 780 г. Участников жестоко наказали. Л. продолжал иконоборческую политику своего отца, однако отказался от репрессий против иконопочитателей и от гонений на монахов. Более того, из монахов начали рукополагать предстоятелей наиболее важных епископских кафедр. Когда 6 февр. 780 г. скончался патриарх К-польский Никита I Славянин, его преемником был избран тайный иконопочитатель Павел IV. Т. о., предпосылки для восстановления иконопочитания сложились уже в правление Л.

Ист.: Niceph. Const. Chronogr. 100, 105; Cedrenus G. Сomp. hist. Vol. 2. P. 19-20; Mich. Glyc. Annales. P. 528; Хронограф Георгия Амартола / Изд.: Э. Г. фон Муральт. СПб., 1859. С. 940A, 948A; Theodoros Scutariotes. Σύνοψις Χρονική // Σάθας. ΜΒ. 1894. Τ. 7. Σ. 125, 126; Chronicon Bruxellense // Gumont F. Anecdota Bruxellensia. Gent, 1894. T. 1: Croniques byzantines du manuscrit 11376. P. 31-32; Zonara. Epit. hist. 1897. Vol. 2. P. 282-284; Duffy J., Parker J., ed. The Synodicon Vetus. Wash., 1979. P. 126; Vita S. Ioannicii auctore Saba Monacho // ActaSS. Nov. T. 2. Col. 334 [BHG, N 935]; Vita S. Theodori Studitae [A; BHG, N 1755] // PG. 99. Col. 120; Vita [B; BHG, N 1754] // Ibid. Col. 240, 265; Const. Porphyr. De cerem. II 42; idem. De adm. imp. 13; The History of al-Tabari / Ed. E. Yarshater. Albany, 1995. Vol. 29. P. 221; Sym. Log. Chron. 2006. P. 194-196.
Лит.: Speck P. Kaiser Konstantin VI: Die Legitimation einer fremden und der Versuch einer eigenen Herrschaft: Quellenkritische Darstellung von 25 Jahren byzant. Geschichte nach dem ersten Ikonoklasmus. Münch., 1978. Bd. 1. S. 53-103; Bd. 2. S. 423-492; Leo IV the Khazar // ODB. Vol. 2. P. 1209; Treadgold W. T. An Indirectly Preserved Source for the Reign of Leo IV // JÖB. 1984. Bd. 34. S. 69-76; idem. A History of the Byzantine State and Society. Stanford (Calif.), 1997. P. 365-370, 388, 403, 411, 417; PMBZ, N 4243; Afinogenov D. Mnogoslo nyj Svitok: The Slavonic Letter of the Three Patriarchs to Emperor Theophilos. P., 2014.P. 108. (Collège de France. Centre de rech. d'histoire et civilisation de Byzance. Monogr.; 41).
Д. Е. Афиногенов
Ключевые слова:
Императоры византийские Лев IV (750 - 780), византийский император (с 14 сент. 775, как соправитель - с 6 июня 751)
См.также:
АЛЕКСАНДР (ок. 870-913), имп. Византии (с 11 мая 912)
АЛЕКСЕЙ I КОМНИН (ок. 1057-1118), визант. император с 1081
АЛЕКСЕЙ III АНГЕЛ КОМНИН (ок.1153-1211 или 1212), визант. имп. в 1195 – 1203
АЛЕКСЕЙ II КОМНИН (1169 – 1183), визант. имп. с 1180