Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛАОС
Т. 40, С. 56-63 опубликовано: 3 апреля 2020г.


ЛАОС

[Лаосская Народно-Демократическая Республика; ЛНДР], гос-во в Юго-Вост. Азии. Расположено в центре п-ова Индокитай. Выхода к морю не имеет. На западе граничит с Таиландом. на севере - с Китаем и Мьянмой, на востоке - с Вьетнамом, на юге - с Камбоджей. Территория - 236,8 тыс. кв. км. Столица - Вьентьян (946 тыс. чел., 2014). Крупные города (тыс. чел., 2014): Саваннакхет (офиц. Кейсон-Фомвихан; ок. 120), Паксе (ок. 90), Луангпхабанг (ок. 50). Официальный язык - лаосский. Административно-территориальное деление: 16 провинций и столичный город центрального подчинения Вьентьян. Л.- член ООН (1955), Движения неприсоединения (1955), МВФ (1961), МБРР (1961), АСЕАН (1997), ВТО (2013). География. Значительную часть территории Л. составляют горные районы. Возвышенный, изрезанный речными долинами рельеф снижается к югу, где расположены плато и аллювиальные долины. Основная водная артерия - Меконг. Климат субэкваториальный муссонный. На его условия оказывают влияние сезонная смена ветров и особенности рельефа. Различаются жаркий влажный (май-окт.) и прохладный сухой (нояб.-апр.) сезоны. Средняя температура января от 15°C на севере (в горах бывают заморозки) до 23°C на юге. Летом температура воздуха повсеместно высокая (в июле 28-30°C). Годовое количество осадков от 1300-1700 мм на равнинах, до 3700 мм в горах. Неравномерность выпадения и распределения осадков, частые засухи и наводнения обусловливают зависимость земледелия от ирригации и мелиорации. Л. находится в зоне тропических муссонных лесов, в горных и нек-рых равнинных районах распространены вечнозеленые широколиственные муссонные леса. В ряде районов имеются сухие муссонные леса и саванны.

Население

Л., по офиц. данным на 2014 г., составляло ок. 6,8 млн чел. (по оценочным данным на 2015 -6,9 млн чел.). Этнический состав: лао - 55%, кхмоу - 11, хмонг - 8, вьетнамцы и др.- 26%. Согласно оценочным данным на 2015 г., среднегодовой прирост населения составил 1,55%; рождаемость - 24,25 чел. на 1 тыс. жителей, смертность - 7,63 на 1 тыс. жителей; показатель фертильности - 2,82 ребенка на 1 женщину; детская смертность - 52,97 на 1 тыс. новорожденных; средняя продолжительность жизни - 63,88 года (мужчины - 61,88, женщины - 65,95). В возрастной структуре населения доля детей до 14 лет составляет 34,1%; лиц в возрасте от 15 до 64 лет - 62,1; лиц старше 64 лет - 3,8%. Средняя плотность населения - 28,73 чел. на кв. км. Городское население составляет 38,6%.

Государственное устройство

Л.- унитарное гос-во. Конституция принята 13-15 авг. 1991 г. (действует в редакции от 6 мая 2003). Форма правления - смешанная республика. Глава гос-ва - президент, избираемый 2/3 голосов депутатов парламента сроком на 5 лет. Президент назначает и освобождает от должности премьер-министра и членов правительства (с согласия Национального собрания). Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент (Национальное собрание). Состоит из 115 депутатов, избираемых всеобщим прямым тайным голосованием на 5 лет. Сессии Национального собрания созываются дважды в год. В период между сессиями парламента функции законодательного органа исполняет Постоянный комитет Национального собрания (возглавляет председатель, состоит из 7 членов, включая президента и вице-президента). Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Члены правительства назначаются президентом и утверждаются парламентом. Правительство подотчетно Национальному собранию. В Л. существует однопартийная политическая система. Правящая партия - Народно-революционная партия Лаоса.

Религия

По переписи 2005 г. и различным оценкам, 67% населения исповедуют буддизм. Ок. 2% - христиане (гл. обр. католики и протестанты), ок. 30% - приверженцы традиц. верований. Представители др. религий (ислам, даосизм и др.) немногочисленны.

Православие

Православие представлено в Л. в основном постоянно проживающими в стране иностранцами. Число местных жителей, принявших Православие, незначительно. Правосл. храмов нет, богослужения и требы совершаются в частных домах. Духовное окормление правосл. общины Л. осуществляет представитель РПЦ в Таиланде.

Католицизм

Действуют 4 апостолических викариата Римско-католич. Церкви: Вьентьян, Саваннакхет, Луангпхабанг и Паксе. По данным на 2014 г., численность католиков (в большинстве этнических вьетнамцев) составляет ок. 45 тыс. чел.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Крупнейшей протестант. орг-цией является Лаосская Евангелическая Церковь (76 общин, 16 тыс. чел.). Среди др. протестант. деноминаций в Л. действуют Плимутские братья (90 общин, свыше 13 тыс. чел.), адвентисты седьмого дня (АСД; 2 общины, ок. 300 чел.) и др. Точная численность последователей различных протестант. церквей неизвестна: по нек-рым оценкам, она составляет до 100 тыс. чел.

Ислам

Ислам в Л. распространен в основном среди иностранцев, постоянно проживающих в стране, его исповедуют ок. 400 чел.

Буддизм

Буддизм тхеравады исповедует большинство населения Л., при этом значительная часть является буддистами лишь номинально, совершая традиц. обряды и придерживаясь нек-рых моральных принципов и обычаев буддизма. На территории Л. буддизм появился в I тыс. по Р. Х., стал господствующим религ. учением с сер. XIV в. Наибольшего подъема достиг в XVII в. К кон. XIX в. оказался в кризисе. Его возрождение началось с приходом франц. колонизаторов, считавших, что буддизм - залог мира и политической стабильности. К сер. XX в. он приобрел особое влияние в стране под покровительством короля. По 1-й Конституции Л. 1947 г. буддизм получил статус офиц. религии. С образованием ЛНДР фактически отделен от гос-ва, однако социализация буддийской общины (сангхи) усилилась, а ее роль в обществе возросла. В наст. время сангха, известная под названием Лаосская буддийская ассоциация (ЛБА), объединяет всех буддийских монахов страны; их численность составляет от 15 до 22 тыс. чел. ЛБА входит в состав Фронта национального строительства Лаоса (ФНСЛ), имеет своих представителей во всех отд-ниях и в ЦК ФНСЛ. Помимо культурно-религ. миссии сангха выполняет просветительскую, здравоохранительную и миротворческую функции. К нач. ХХI в. насчитывалось 86 буддийских школ, в т. ч. 63 начальные, 21 неполная средняя и 2 полные средние, в к-рых обучались ок. 7 тыс. монахов и послушников.

Новые религиозные движения

Новые религиозные движения представлены Бахаи религией, получившей в Л. офиц. регистрацию. Численность ее последователей составляет ок. 8,5 тыс. чел.

Традиционные верования

Анимизм распространен среди племен алак, брао, маконг и др.

Религиозное законодательство

В основе политики правящей партии и правительства ЛНДР в отношении религии лежат сформулированные на съезде Народно-революционной партии Лаоса в 1972 г. положения, такие как уважение свободы совести и вероисповедания; уважение прав верующих на отправление культа и прав священнослужителей заниматься культово-религ. деятельностью; неприкосновенность всех культовых сооружений; обязанность всех верующих и священнослужителей вносить вклад в дело служения нации и соблюдать законы народной власти. В действующей Конституции ЛНДР зафиксирована свобода совести, все граждане страны независимо от пола, социального статуса, образования, вероисповедания и этнической принадлежности равны перед законом (ст. 35), имеют право исповедовать или не исповедовать религ. учения (ст. 43). «Государство уважает и защищает любые законные действия буддистов и представителей остальных вероисповеданий, поощряет и привлекает участие буддийских монахов, послушников и служителей других вероисповеданий в проектах, которые благотворны для страны и для народа» (ст. 9). Конституция запрещает любые действия, ведущие к розни и расколу общества на религ. основе. Вопросы религии и деятельность религ. орг-ций курирует ФНСЛ, роль которого закреплена постановлением правительства от 5 июля 2002 г. № 92 «О контроле и защите религиозной деятельности в ЛНДР».

Данное постановление, принятое под давлением зап. стран и правозащитных орг-ций, легализует ряд ранее преследовавшихся видов религ. деятельности и обеспечивает защиту основных прав верующих, в т. ч. право на пропаганду религ. учений, на проведение молитвенных собраний, строительство религ. сооружений, а также на поддержание контактов и получение помощи от единоверцев из-за рубежа. Представители всех конфессий в свою очередь обязаны уважать конституцию и законы ЛНДР, а их объединения должны зарегистрироваться в ЦК ЛНДР.

Реальная практика правоприменения в сфере религии свидетельствует о случаях отхода от данных принципов. Органам власти на местах даны значительные полномочия, что при отсутствии контроля и низком уровне образования местных администраторов нередко приводит к злоупотреблениям и нарушениям законодательства. По-прежнему правом совершать религ. обряды пользуются лишь представители официально признанных и зарегистрированных религий: буддизма, католицизма, ислама, бахаизма и 2 протестант. деноминаций - евангелистов и адвентистов седьмого дня. Проповедники и верующие др. протестант. церквей и сект подвергаются преследованиям.

История

Следы обитания человека на территории Л. отмечаются со времен палеолита и подтверждают, что она входила в ареал хоабиньской и донгшонской культур. В неолитический период жители долины среднего Меконга переходят к рисоводству. Самые древние мегалитические памятники в стране, созданные ее австронезийскими первонасельниками, находятся в сев.-вост. провинциях Хуапхан и Сиангкхуанг. Примерно с VII в. до Р. Х. начинаются регулярные миграции на п-ов Индокитай тайских народов, к к-рым относятся и лао. Этот процесс продолжался до XIII в. по Р. Х., и его результатом стало т. н. вертикальное расселение этнических групп. Народности мен, мяо и яо, именующиеся лаосунг (лаосцы горных вершин), обосновались на высотах 1000-1500 м над уровнем моря; представители мон-кхмерской языковой семьи - лаотенг, или лаосцы горных склонов, обитают на средних высотах - 700-1000 м, лаолум (лаосцы долин), составляя более 2/3 совр. населения страны, занимают низинные местности.

Ранние государственные образования

С VIII в. по Р. Х. известно первое на территории совр. Л. гос. образование - королевство Вентан (др. название - Полу; иногда ассоциируют с кхмерским гос-вом Ченла, известным с VI в. по Р. Х.), к-рое позже вошло в состав Кхмерской империи (Камбуджадеша). В сер. VIII в. в среднем Меконге, в районе совр. г. Луангпхабанг, зафиксировано гос. образование Суа, которое, как и близлежащие территории, вплоть до XIV в. входило в зону военно-политического контроля сиамского гос-ва Сукхотхай. Ряд восточнолаосских княжеств той эпохи подвергались нападениям со стороны вьет. гос-ва Дайвьет.

Средневековая история

В XIV в. старший сын правителя Суа принц Фангум (Фа Нгум) объединил под своей властью земли по обе стороны среднего течения Меконга в единое гос-во Лансанг, существовавшее с 1353 по 1707 г. на значительной территории совр. Л. и части Сев. Таиланда. Фангум (правил Лансангом в 1353 - ок. 1371) активно поддерживал проникновение буддизма тхеравады на подвластные ему земли из Кхмерской империи, где был обретен палладиум Л.- статуя Будды Пхабанг; приглашали монахов, распространяли тексты канона Трипитака. В XV в. в Лансанге не была достигнута необходимая для создания единого гос-ва степень централизации и господствующими оставались вассально-даннические отношения периферии с центром. Стабилизация и усиление центральной власти отмечены с нач. XVI в., когда при монархах Висунарате (ок. 1500-1520) и Потисарате (1520 - ок. 1548) стремительно вырос авторитет буддизма, были изданы указы о запрете поклонения индуистским божествам и духам анимистического пантеона. К середине века лаосцы овладели речными долинами в районе среднего течения Меконга, которые стали единым целым в хозяйственном и политическом отношениях. Окрепла социально-этническая общность этих районов и усилилось их культурно-идеологическое единство. В 1563 г. столица была перенесена во Вьентьян. Во 2-й пол. XVI в. Лансанг отразил вторжения войск из соседних стран. В нач. XVII в. наступило время затяжных междоусобных войн, к-рое при победившем в них кор. Сулиньявонгсе (1637 - ок. 1694) сменилось периодом наивысшего развития: был проведен ряд реформ, направленных на централизацию гос-ва и укрепление монархической власти, включая установление верховной собственности короля на землю; велась активная торговля с соседями (экспортировали золото, ткани, бензойную смолу, мед); развивалась культура. На период правления Сулиньявонгсы приходится установление первых контактов с европейцами и ознакомление местных жителей с христ. учением. В 1641 г. купец Нидерландской Ост-Индской компании Г. ван Вёйстхофф, пытаясь открыть новый торговый путь по р. Меконг, проник в гос-во Лансанг, где был благосклонно принят при королевском дворе во Вьентьяне. После смерти Сулиньявонгсы в результате борьбы за престол произошел раскол гос-ва Лансанг на 3 лаосских королевства (в 1707 - Луангпхабанг и Вьентьян, от последнего в 1713 отделилось гос-во Тямпасак), сохранявших до прихода франц. колонизаторов формальную независимость, но фактически находившихся в сфере влияния Сиама.

Эпоха французского владычества

Расположенные в центре Индокитайского п-ова, на пересечении дорог из Юго-Вост. Азии в остальные регионы Азии, а также граничившие с Мьянмой (Бирмой), Китаем, Вьетнамом, Камбоджей и Таиландом, ослабленные и разобщенные лаосские гос-ва оказались втянутыми в сферу политических и экономических интересов не только соседних, но и заморских держав. В кон. XIX в. территория совр. Л. как удобный географический и стратегический район привлекла внимание Франции и в 1893 г. стала частью ее колониальных владений, а в 1898-1899 гг. протекторат Французский Лаос на особых правах вошел в состав Индокитайского союза, включавшего также Вьетнам и Камбоджу. В 1904 г. на королевский трон Л. был посажен принц Сисавангвонг (Сисаванг Вонг; 25 марта 1904 - 29 окт. 1959) из лояльной к французам луангпхабангской династии. Главой правительства стал сводный брат Сисавангвонга принц Пхетсалат (Пхетсарат Ратанавонгса), к-рый ведал, в частности, назначением всех лаосских управленческих кадров. Т. о., местная администрация страны в основном заполнялась представителями его клана. Франц. управление в колониальном Л. сохранялось в период японской оккупации в годы второй мировой войны и действовало до 1954 г. В 30-40-х гг. ХХ в. в Л. ускорился процесс формирования новых слоев общества - интеллигенции, мелкой буржуазии, бюрократии, а также наемных рабочих, занятых на шахтах, плантациях, строительстве дорог. Общенациональную борьбу с франц. колониализмом и национально-освободительное движение народов Вьетнама и Камбоджи возглавило руководство Компартии Индокитая (КПИК). После того как японцы в марте 1945 г. ликвидировали франц. колониальную администрацию, а вскоре и сами были изгнаны из Л., было создано Временное правительство, к-рое 12 окт. 1945 г. провозгласило независимость страны, дав ей название Патхет Лао (Страна Лао). Кор. Сисавангвонг, отказавшийся признать временную конституцию и Временное правительство, был низложен, но монархия официально сохранялась.

Весной 1946 г. началось вторичное завоевание Францией территории Л., что явилось прологом индокитайской войны 1946-1954 гг. Колонизаторам удалось подавить сопротивление местного населения, восстановить 23 апр. 1946 г. на престоле Сисавангвонга и заключить ряд соглашений с королевским правительством Л., согласно к-рым страна получила внутреннюю автономию в рамках Французского союза, конституцию и основы парламентского строя при наличии многопартийной системы. Временное правительство Патхет Лао эмигрировало в Таиланд (Сиам), оставив в лесных и горных районах партизанские группы орг-ции Лао Итсал, одним из руководителей к-рой был принц Суфанувонг (Супханувонг), младший единокровный брат Пхетсалата. Командиром 1-го отряда, ставшего прообразом Национально-освободительной армии Л., был Кейсон Фомвихан (13 дек. 1920 - 21 нояб. 1992). К сер. 1950 г. на востоке Л. появляются крупные районы на границе с Вьетнамом, подконтрольные национально-освободительным силам. Здесь формируются Фронт свободного Л. и правительство сопротивления, возглавляемые Суфанувонгом. К кон. 1953 г. Фронт свободного Л. взял под свой контроль значительную часть территории Сев. и Центр. Л. Не имея возможности остановить освободительное движение, правительство Франции 22 окт. 1953 г. признало Л. независимым государством. Военно-политическое поражение колониальной Франции стало окончательно очевидным после битвы при Дьенбьенфу (Сев. Вьетнам), закончившейся 7 мая 1954 г. капитуляцией франц. войск перед Вьетнамской народной армией. В результате Женевских соглашений 1954 г. было заключено перемирие, с территории Л. выведены как вьетнамские, так и франц. войска и установлено разграничение сил, но бывшие колонизаторы сохранили 2 военные базы и оставили в стране ок. 1,5 тыс. офицеров и унтер-офицеров для обучения королевской армии.

Период независимости

В первые годы независимости наблюдалось неустойчивое равновесие правящих сил - королевского правительства и Патхет Лао. После 1954 г. наметилась консолидация левого движения в Л. На базе лаосской секции КПИК оформляется Народная партия Лаоса (впосл. переименованная в Народно-революционную партию Лаоса (НРПЛ)); в 1956 г. под ее руководством был создан Нео Лао Хаксат - Патриотический фронт Лаоса (ПФЛ). В 1957 г. председатель ЦК ПФЛ принц Суфанувонг и его единокровный брат премьер-министр королевского правительства принц Суванна Фума (Суванна Пхума) подписали Совместное коммюнике и Заключительную декларацию, где было зафиксировано решение о создании правительства национального единства. Коалиционное правительство просуществовало лишь 3 года, и после переворота 1960 г. в стране произошел раскол на 3 политические силы (левые (ПФЛ), нейтралисты во главе с Суванной Фумой и правая группировка). Каждая из них контролировала определенную территорию и враждовала с остальными, продолжались боевые действия. Время от времени достигались перемирия, образовывались коалиционные правительства, либо свергаемые в ходе очередного путча, либо раскалывающиеся. В этот период состоялся ряд Женевских конференций с участием 14 гос-в, также велись переговоры в Париже и в Сиангкхуанге, на к-рых попытались добиться мирного урегулирования в Л., но создаваемые в стране коалиционные правительства были недолговечными, а открытое вмешательство США и войск сайгонского режима лишь усугубляли ситуацию. Резкое обострение военного противоборства произошло в 1969 г. В сражениях против войск Патхет Лао, особенно в зоне прохождения «тропы Хо Ши Мина», на стороне правительственных войск участвовали таиландские наемники и подразделения сайгонской армии, к-рые вели боевые действия при активной поддержке амер. авиации и артиллерии. В общей сложности за 1964-1971 гг. на подконтрольные ПФЛ районы Л. американцы сбросили ок. 3 млн тонн бомб. Тем не менее радикализирующийся ПФЛ добивался все новых успехов. В 1973 г., когда он контролировал основную часть страны, а под властью королевского правительства оставались лишь Вьентьян и прибрежная полоса Меконга, было достигнуто Вьентьянское соглашение, по к-рому прекращались любые военные действия, включая американские бомбардировки Л., был запрещен ввоз в страну иностранного военного снаряжения и ввод персонала, нейтрализованы Вьентьян и Луангпхабанг. Были сформированы Временное правительство национального единства (ВПНЕ) во главе с Суванной Фумой и Национальный политический коалиционный совет (НПКС), председателем к-рого стал Суфанувонг. Началась работа по формированию местных органов власти и подготовка выборов в парламент. В окт.-нояб. 1975 г., уже после победы Вьетнама во 2-й индокитайской войне (кон. 50-х XX в.- 1975), когда страну покинул амер. военный персонал и были распущены проамер. «войска специального назначения», прошли всеобщие выборы, где победили представители ПФЛ. Из подполья вышла НРПЛ и провела Национальный конгресс народных представителей, в котором участвовали 264 делегата. 2 дек. 1975 г. конгресс упразднил монархию и провозгласил ЛНДР. Была принята отставка ВПНЕ и НПКС и образовано Верховное народное собрание (ВНС) в составе 44 депутатов. Президентом ЛНДР и председателем ВНС стал Суфанувонг, премьер-министром нового правительства был назначен генсек НРПЛ Кейсон Фомвихан. Бывш. глава правительства Суванна Фума получил почетный, но не влияющий на принятие политических решений пост советника премьер-министра. Были утверждены гос. герб, флаг и гимн ЛНДР, принята Декларация с изложением основных целей и задач нового лаосского гос-ва.

Эпоха ЛНДР

После установления республиканского строя начался период восстановления народного хозяйства, перестройки действующих архаичных социальных институтов и отношений, особенно в аграрной и национальной сферах, вовлечения широких слоев населения в общегос. деятельность. К осени 1976 г. были прекращены вооруженные выступления и преодолены последствия организованной Таиландом экономической блокады ЛНДР. Создавались органы новой власти, реконструировалась система юстиции и финансов. Была принята программа социалистического переустройства общества, связанная с развитием государственного и кооперативного секторов. Была проведена национализация природных ресурсов, энергетического и дорожного хозяйства, значительной части промышленных и торговых предприятий, банковского сектора; установлен строгий государственный контроль; начался переход к массовому кооперированию крестьян. В ходе реализации этой программы проявилось стремление властей к неоправданно быстрым форсированным темпам преобразований, к введению принудительных форм объединения крестьян, запретов и ограничений на различные формы частного предпринимательства. Низкие закупочные цены на рис, обременительный сельскохозяйственный налог и принудительные изъятия у крестьян части урожая привели к возникновению в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. острого социально-экономического и политического кризиса, который проявился в виде резкого спада производства в промышленности и в сельском хозяйстве, в массовом сопротивлении крестьян политике коллективизации и в росте эмиграции и числа беженцев. В 1982 г. состоялся III съезд НРПЛ, на к-ром был провозглашен отказ от политики директивного форсирования темпов социально-экономических преобразований, переход к комплексу поэтапных мер, рассчитанных на вывод страны из состояния отсталости, и положено начало качественно новой политике гос-ва, направленной на стимулирование и активизацию экономической деятельности всех слоев населения. Большинство прежних кооперативных хозяйств были распущены, стали создаваться новые формы объединения крестьян в сфере промысловой и снабженческой кооперации, в т. ч. и путем предоставления им кредитной и экономической помощи; была модернизирована структура хозяйственно-управленческого аппарата. Благодаря принятым мерам наметился рост промышленного производства, улучшилось товарное снабжение городов, снизилась эмиграция и безработица.

В февр. 1979 г. состоялся II съезд ПФЛ, где он был переименован в ФНСЛ. В его состав вошли патриотически настроенные профсоюзы, молодежная и женская орг-ции, представители буддийской общины; были поставлены задачи мобилизации крестьянства на путь кооперирования, воспитания молодежи в соответствии с идеологическими установками НРПЛ, обеспечения равноправия женщин, укрепления национального единства всех народностей и этнических групп. В сент. 1987 г. состоялся II съезд ФНСЛ. Были внесены изменения в его устав, состав ЦК ФНСЛ был расширен и обновлен более чем наполовину. Была обозначена роль Фронта как координатора деятельности всех массовых орг-ций страны, проводника курса партии и правительства среди всех слоев населения республики. Особое внимание стали уделять межнациональным отношениям. Во 2-й пол. 80-х гг. XX в. наметился переход к радикальным рыночным реформам, включающим либерализацию экономики и формирование рыночной модели развития. Была создана либеральная законодательная система, и в 1994 г. пакетом важнейших законодательных актов были введены либеральные формы управления хозяйством, социальных и земельных отношений, гражданских прав, внешнеторговых связей, взимания налогов, создания и функционирования коммерческих банков и проч. Все эти изменения привели к заметному улучшению экономики страны, росту национального благосостояния, улучшению платежного баланса и уменьшению зависимости от иностранной помощи. В 1997 г. Л. вступил в АСЕАН, что также способствовало дальнейшим позитивным сдвигам в экономическом и социальном развитии. К кон. ХХ в. экономический рост стабилизировался на уровне 7-8% в год, в 10 раз снизился индекс роста потребительских цен, вдвое (со 135 до 270 долл. США) вырос среднегодовой доход на душу населения.

В стране сохраняется политическая и социальная стабильность при наличии однопартийной системы и коммунистической идеологии. Регулярно проходят съезды НРПЛ и ФНСЛ, на к-рых подтверждается приверженность социалистическому пути развития. Обеспечена мирная преемственность в передаче власти. Первых лидеров ЛНДР сменили в 1992 г. Кхамтай Сипхандон (род. 8 фев. 1924) как генсек НРПЛ (1992-2006) и Нухак Пхумсаван (9 апр. 1910 - 9 сент. 2008) как президент страны (1992-1998). В 1998 г. Кхамтай Сипхандон, сохраняя должность генсека НРПЛ, стал одновременно президентом страны, а с 2006 г. посты генерального секретаря НРПЛ и Президента ЛНДР занимает Тюммали Сайнясон (род. 6 марта 1936). Новый импульс экономическим преобразованиям придал состоявшийся в марте 2006 г. VIII съезд НРПЛ, к-рый обобщил результаты 20-летнего социалистического развития страны и подтвердил курс на формирование народно-демократического режима. Были подтверждены 6 базовых принципов: защита социалистической идеологии; утверждение ведущей роли НРПЛ как единственной политической партии; поддержка принципа демократического централизма; утверждение народно-демократической диктатуры; неприятие политического плюрализма; полный отказ от многопартийной системы.

Н. А. Толмачёв

История христианства

Католическая ц. Св. Сердца Иисуса Христа во Вьентьяне. 1928 г.
Католическая ц. Св. Сердца Иисуса Христа во Вьентьяне. 1928 г.

Католическая ц. Св. Сердца Иисуса Христа во Вьентьяне. 1928 г.
Первые свидетельства проникновения христианства на территорию совр. Л. относятся к сер. XVII в. В 1642 г. пьемонтский миссионер-иезуит Джованни Мария Лериа, как и незадолго до него голл. купец Г. ван Вёйстхофф, плывя из Камбоджи по р. Меконг, достиг юж. территорий гос-ва Лансанг, где провел 5 лет без видимых результатов обращения местного населения в христианство. Лериа покинул страну в дек. 1647 г., отправившись сухопутным путем в Дайвьет (ныне Вьетнам). Отчет о его путешествии, впервые опубликованный в 1663 г. на итальянском языке, а через 3 года - на французском, стал первым в Европе сравнительно подробным письменным свидетельством о существовании государства Лансанг. При всем интересе к буддизму Лериа обвинил буддийских монахов в том, что они препятствовали свободно вести проповедь и упорствовали в нежелании принять христианскую истину. Первый апостолический викарий Сиама (ныне Таиланд) Луи Лано (1669 или 1673-1696) обратил в христианство расположенную в этой стране лаосскую деревню. Вдохновленный успехом, он составил миссиологический документ «Инструкции для миссионеров в Лаосе» и направил туда неск. проповедников. Однако Сиамская революция 1688 г. прервала прозелитическую деятельность в Л., о к-рой вплоть до сер. XIX в. практически ничего не известно. В 1858 г. апостолический викарий Римской курии в Камбодже Жан Клод Миш (1850-1864; в 1864-1869 администратор) поручил 2 членам Парижского общества заграничных миссий проповедовать в Л. Затем миссионерская деятельность велась под рук. апостолического викария Вост. Сиама Жана Луи Вея (1875-1909), к-рый также направил в Л. неск. членов Парижского об-ва заграничных миссий. Однако до вхождения лаосских гос-в во франц. колониальную империю в 1893 г. католич. проповедь приносила лишь незначительные результаты. По инициативе Ж. Л. Вея 4 мая 1899 г. папским декретом образован Лаосский апостолический викариат, охвативший Л. и Вост. Сиам, где насчитывалось ок. 8 тыс. католиков и 2 тыс. катехуменов (оглашенных). Ввиду большого авторитета буддизма и традиц. верований, а также тяжелых природно-климатических условий для проповедников обращения были немногочисленны, в основном среди равнинных лао, проживавших в долине р. Меконг и в определенных пограничных с соседними странами провинциях. Среди городского населения католиками были преимущественно вьетнамцы. Лишь в 1929 г. католич. миссионерам удалось проникнуть вглубь страны - в сев. районы Л., вокруг священного г. Луангпхабанг.

С 50-х гг. XX в. в связи с неудовлетворительными результатами проповеди среди лао католич. миссия все больше обращается к горным этническим меньшинствам, представители к-рых в 1970 г. составляли 21% от общего числа католиков в Л., а их катехумены - вплоть до 80% от общего числа новообращенных в стране. Иностранцы составляли значительную часть католич. населения Л.: вьетнамцы - 15%, китайцы - 1,2, французы - 1, амер. филиппинцы - 0,2%. Всего католиков в 1970 г. насчитывалось ок. 41,48 тыс. чел. В 1963 г. представитель народа лао был впервые посвящен в католич. священники, в 1974 г. др. коренной лаосец впервые возведен в сан епископа (вспомогательного епископа Вьентьяна).

Церковь св. Терезы в Саваннакхете. ХХ в.
Церковь св. Терезы в Саваннакхете. ХХ в.

Церковь св. Терезы в Саваннакхете. ХХ в.
К 1975 г. в Л. действовали 4 существующих и поныне апостолических викариата: Вьентьян (1938), Саваннакхет (основан в 1950 как апостолическая префектура в г. Тхакхэк; с 1958 апостолический викариат в г. Тхакхэк; в 1963 переименован в викариат в г. Саваннакхет), Луангпхабанг (1963), Паксе (1967). Первый из перечисленных был самый большой по количеству верующих, они составляли половину всех католиков страны. При коммунистическом режиме иностранные миссионеры были вынуждены покинуть страну, а христиане стали подвергаться преследованию. Особенно жестокие гонения на католич. общины были в викариате Луангпхабанг, к-рый с 1975 г. ввиду офиц. запрета на постоянное пребывание здесь викария управляется апостолическим администратором из г. Вьентьян. Церковное имущество викариата было конфисковано, из 3 существовавших здесь церквей одна была разрушена, другая преобразована в полицейский участок, а 3-я используется как жилое помещение. В наст. время апостолическому администратору разрешено посещать только 2 из 6 сев. провинций Л.

Первым протестантом-проповедником, посетившим Л., был пресвитерианец Дэниел Макгилврей (1828-1911), к-рый из сиамского г. Чиангмай совершил несколько поездок в Л. между 1872 и 1898 гг. В 1902 г. анабаптист. орг-ция «Швейцарские братья» начала под рук. Габриэля Контесса (14 июня 1878 - 8 июня 1908) миссионерскую работу в юж. районах Л. Они полностью перевели Библию на лаосский язык (впервые опубл. в 1932). В Сев. Л. протестантская миссия начала работу в 1929 г., когда в Луангпхабанг прибыл член Христианского и миссионерского альянса Дж. Э. Рофф (1 февр. 1905 - 14 сент. 2000). Он проповедовал в Л. вплоть до изгнания иностранных миссионеров в 1975 г.; за это время он перевел НЗ на лаосский язык, снабдил его перекрестными ссылками, глоссарием и словарем незнакомых и труднопереводимых терминов (опубл. в 1973). После второй мировой войны усилия протестант. проповедников активизировались; в 1957 г. при участии Христианского и миссионерского альянса и других протестант. миссий организована крупнейшая ныне в Л. протестантская орг-ция - Лаосская евангелическая церковь (ЛЕЦ), к-рая с 1967 г. стала членом Христианской конференции Азии. Появление в 1957 г. др. значимой протестант. деноминации в Л.- АСД - связано с деятельностью Р. Холла. К 1961 г. он и его последователи организовали церковь с 44 прихожанами, преимущественно из числа представителей народа мяо. К 1974 г. существовало 2 общины АСД с 87 членами.

С 1975 г. протестант. орг-ции понесли серьезный урон в связи с запретом иностранной миссионерской деятельности и гонениями на христиан. Мн. протестанты Л. принадлежали (и принадлежат) к этническим меньшинствам (кхмоу, хмонг, мяо, яо и проч.) и были обращены в результате деятельности иностранных миссионеров, в т. ч. из США, что вызывало дополнительные подозрения у офиц. властей страны. Протестанты активно проповедовали и занимались социальной работой среди многочленных беженцев как в самом Л., так и за его пределами.

Католическая церковь в г. Тхакхек. ХХ в.
Католическая церковь в г. Тхакхек. ХХ в.

Католическая церковь в г. Тхакхек. ХХ в.
С сер. 80-х гг. XX в. власти Л. стали снова признавать христианство как религиозное учение, условия для прозелитической и общественной деятельности христ. Церквей улучшились. Католиков насчитывалось ок. 30 тыс. чел., протестантов - ок. 15 тыс. чел. В 2000-х гг. укрепилось положение католич. общины в апостолическом викариате Луангпхабанг: в 2003 г. им было разрешено приобрести в городе землю для строительства резиденции епископа, а в 2005 г. в Банпонгванге впервые с 1975 г. был освящен новый католич. храм. Протестанты, в т. ч. АСД, интегрируются в общество через проведение социальных программ, включая организацию классов по изучению англ. языка. В 2000 г. был опубликован новый перевод Библии на лаосский язык, понятный для носителей всех его диалектов; в 2002 г. по инициативе орг-ции «Объединенные библейские общества» и ЛЕЦ специальный комитет из 7 экспертов перепроверил и подготовил перевод Библии в новой редакции, вышедший в свет в 2011 г.

Согласно офиц. переписи 2005 г., в Л. общее количество христиан составляло 84 750 чел. (примерно поровну протестантов и католиков). Тем не менее данные цифры считаются заниженными, т. к. мн. жители Л. скрывают свои истинные религиозные убеждения. По данным ФНСЛ, в наст. время количество жителей Л., исповедующих различные христ. конфессии, составляет порядка 150 тыс. чел.

Несмотря на проведенные в 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. реформы, в т. ч. по защите прав верующих, притеснения христиан со стороны гос-ва и общества полностью не прекратились. Были зарегистрированы случаи, когда власти лишали исповедующих христианство крестьян урожая, несколько протестантских пасторов были арестованы. Применение суровых мер против христиан усилилось с апр. 2011 г., когда представители народности хмонг, часть к-рой исповедует протестантизм, провели акцию протеста, жестко подавленную властями. Отмечались случаи разгона молитвенных собраний христиан, конфискации религ. лит-ры, ограничения прав верующих на образование.

Возникают конфликты между представителями автохтонных религий и нетрадиц. для данной местности конфессий, причем к последним относятся с предубеждением не только власти, но и местное население. Имеют место случаи принуждения представителей христ. конфессий участвовать в традиц. церемониях буддистского и анимистского характера, а отказ интерпретируется как попытка «внесения раскола в общество». Зафиксированы и др. многочисленные случаи нарушения прав верующих.

Начало офиц. присутствию РПЦ в Л. было положено в 2001 г., когда по результатам 1-го офиц. архипастырского визита в Таиланд митр. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева; ныне Патриарх Московский и всея Руси) было образовано Представительство РПЦ в Таиланде, руководителем к-рого был назначен игум. Олег (Черепанин; ныне архимандрит) с благословением духовно окормлять правосл. паству также в Л. и Камбодже (направлен в 1999, официально назначен в 2001).

В сент. 2011 г. группа прихожан правосл. храма в г. Паттая (Пхаттхая; в Таиланде) во главе с лаосским студентом С.-Петербургской ДС Тонгхамом (Антонием) Пхиаксаявонгом побывала в Л. для проведения ряда миссионерских встреч в дальних деревнях. Для местных жителей были произнесены проповеди на лаосском языке, исполнены некоторые правосл. богослужебные песнопения, прозвучал рассказ об иконопочитании. В окт. 2013 г. архим. Олег провел встречу с руководством ФНСЛ по поводу гос. регистрации РПЦ в Л., приобретения в церковную собственность участка земли и строительства правосл. храма во Вьентьяне. Однако офиц. власти Л. занимают очень жесткую позицию по вопросу допуска в страну новых деноминаций, и прогресс в переговорах по поводу регистрации РПЦ в наст. время отсутствует.

В. К. П.
Лит.: Le Boulanger P. Histoire du Laos français. P., 1931; Laos: Its People, its Society, its Culture. New Haven, 1960; Religion and Legitimation of Power in Thailand, Laos, and Burma. Chambersburg, 1978; Dommen A. J. Laos. Boulder, 1985; Stuart-Fox M. Laos. L., 1986; idem. A History of Laos. Camb., 1997; idem. Historical Dictionary of Laos. Scarecrow Press, 20083; Deuve J. Le Laos, 1945-1949. Montpellier, [1993]; Лаос: Справ. М., 1994; Hours B. Essai d'anthropologie politique sur de Laos contemporain: Marché, socialisme et génies. P., 1997; Laos: Culture and Society / Ed. G. Evans. Chiang Mai, 1999; Laos and Cambodia. L., 2000; Evans G. A Short History of Laos: The Land in Between. Crows Nest, 2002; idem. The Last Century of Lao Royalty: A Documentary History. Chiang Mai, 2009; Иоанесян С. И. Лаос в ХХ в.: (Экон. развитие). М., 2003; Pholsena V. Post-war Laos: The Politics of Culture. Singapore, 2006; Tappe O. Geschichte, Nationsbildung und Legitimationspolitik in Laos: Untersuchungen zur laotischen nationalen Historiographie und Ikonographie. B.; Münster, 2008; Holt J. Spirits of the Place: Buddhism and Lao Religious Culture. Honolulu, 2009; Морев Л. Н. Христианство и буддизм в Лаосе // Восток: Афро-азиатские об-ва: История и современность. М., 2010. № 1. С. 39-48; Райков Ю. А. Лаос в системе междунар. отношений Азиатско-Тихоокеанского региона в нач. ХХI в. М., 2010; Jacobs S. The Universe Unraveling. Ithaca, 2012; Иванов В. В. Гражданская война в Лаосе 1959-1975 гг.: Военно-полит. аспекты. Комсомольск-на-Амуре, 2013.