Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КРАСНОХОЛМСКИЙ АНТОНИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
38, С. 443-448 опубликовано: 19 ноября 2019г.


КРАСНОХОЛМСКИЙ АНТОНИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье Бежецкой и Весьегонской епархии Тверской митрополии), находится близ дер. Слобода Краснохолмского р-на Тверской обл.

Источники

Краснохолмский Антониев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в.
Краснохолмский Антониев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в.

Краснохолмский Антониев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в.
Архив К. м. был изучен во 2-й пол. XIX в. игум. Анатолием (Смирновым) и тверским краеведом А. К. Жизневским. Документы из монастырского архива частично изданы в сер. XIX - нач. XX в., а также в 1955 г. А. Г. Маньковым (Белюстин. 1852. С. 32-33; Описи. 1879; Летописец о зачатии Бежицкаго верху. 1879; Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева мон-ря. 1904). К. м. упоминается в документах по истории Бежецкого края XVI-XVIII вв.: в «Переписной книге письма и меры Данилы Свечина да подьячего Федора Второго 1627-1629 гг.» (ГАТвО. Ф. 186. Оп. 1. Ед. хр. 33, 34); «Дозорной книге церковных приходов Новгородской кафедры в Бежецком Верхе дозора Долмата Тишнева» 70-х гг. XVI в. (Писцовые книги Новгородской земли. 2001. С. 198-200); «Переписной книге Бежецкого верха 1676-1682 гг. (Бежецкий Верх и его уезд. 1888. С. 164-197); «Переписной книге 1710 г. Сказки о дворянах, церковнослужителях, крестьянах Березовского, Антоновского, Верховского станов, Максимовского и Еского присельев и Лесоклинской вол. Бежецкого у., поданных стольнику Любиму Афанасьевичу Лихачеву» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ед. хр. 11447. Л. 195-270, 691-693, 701-702); «Переписной книге 1710 г. дворян, церковнослужителей, крестьян Городецкого, Полянского, Есеницкого, Лошицкого станов Бежецкого у. переписи Саввы Михайловича Ушакова» (Там же. Ед. хр. 11448. Л. 22, 1227-1236 об.), в «Хронологионе Петра Воинова» (Попов. 1882. С. 9, 10, 16, 22, 30).

В кон. XIX в. часть документов из архива К. м. была передана игум. Анатолием (Смирновым) в Тверской музей. К 2015 г. в составе фонда Тверской ученой архивной комиссии Тверского гос. объединенного музея имеются рукописи неизвестных авторов 2-й пол. XIX в.: «Историческая записка о Краснохолмском Антониевом монастыре (1690-1853)» (ТГОМ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 137); «Историческое описание Краснохолмского Антониева монастыря» (Там же. Ед. хр. 141).

Богатая коллекция документации К. м. составила отдельный фонд ГАТвО (Ф. 186). В фонде насчитывается 4640 ед. хр. за 1560-1920 гг. Древнейший документ этого собрания - приходные денежные книги монастыря 1560-1565 гг. Два архивных дела XIX в. содержат обстоятельные исследования по истории обители: «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря» (ГАТвО. Ф. 186. Ед. хр. 4546. 67 листов; предположительно черновик труда игум. Анатолия (Смирнова)) и «Очерк древнего быта Антониева монастыря» (ГАТвО. Ф. 186. Ед. хр. 4570. 77 листов; автор неизв.). В 2013 г. началась оцифровка документов из Ф. 186. Семь подлинных монастырских актов XVI-XVII вв. отложились в составе фонда Государственных и частных актов поместно-вотчинных архивов РГАДА (Ф. 1455. Оп. 4. Ед. хр. 35-41). Среди них - древнейший из известных документов мон-ря, сохранившихся в оригинале,- выкупная запись Серко Федорова сына Олвсофиева и Семена Дмитриева сына Олвсофиева на «половину деревни Медведева у игумену у Енатия з братиею щнтонова монастыря» 1545/46 г. (Там же. Ед. хр. 35). Копии отдельных актов К. м. отложились также среди документов экономических казначеев в Углицкой пров. (Там же. Ф. 1090) и в составе грамот Коллегии экономии по Бежецкому у. (Там же. Ф. 281).

Основной письменный источник сведений по истории К. м.- «Летописец о зачатии Бежицкого верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании в обитель сию великих князей и боляр и прочих благодетелей», составленный неизвестным автором, вероятно насельником, в кон. XVII в. (Каган, Охотина. 1993. С. 265-266). В нем содержатся сведения об основании и о ранней истории обители. Первая дата Летописца - основание К. м. в 1461 г., последняя - 1593 г.- земельное пожалование в мон-рь «по своей душе и по своих родителех» от А. И. Маслова. Рукописный оригинал Летописца, хранившийся изначально в архиве мон-ря, в 1778 г. был отослан в Тверскую духовную консисторию. В XVIII в. с оригинала Летописца были сделаны 2 копии, одна из которых осталась в мон-ре, другая - в консистории. Текст Летописца был напечатан (Жизневский. 1879. С. 66-73; Он же. 1880. С. 66-73; Ист. б-ка Тверской епархии. 1879. С. 331-345) и в 2002 г. прокомментирован В. З. Исаковым (Исаков. 2002. С. 143-252).

Комплекс письменных источников дополняют материалы археологии. В 1991 г. и 1995-1996 гг. на территории К. м. работали экспедиции В. А. Булкина и А. М. Салимова. Фотографии монастыря представлены в фондах ЦГАКФФД, ГНИМА, ИИМК РАН. Церковная утварь из мон-ря после революции была передана в гос. музеи, отдельные предметы присутствует в фондах ТГОМ, МГОМЗ.

1461-1917 гг.

Согласно монастырскому Летописцу, К. м. был основан «священноиноком пустынножителем старцем» прп. Антонием, пришедшим с земель белозерских. Оказавшись в Городецке (ныне г. Бежецк Тверской обл.) в пределах вотчинных владений бояр Нелединских-Мелецких, старец заболел. Выздоровев, прп. Антоний решил поселиться недалеко от города в уединенном месте. По прошению старца землевладелец А. В. Нелединский-Мелецкий позволил ему построить часовню у рек Неледина и Могоча. Вскоре к пустынножителю стали приходить люди, постепенно собралась братия и возник мон-рь. По одному из преданий, однажды ночью прп. Антоний увидел из окна кельи необыкновенный свет. На том месте, где увидел «чудное зрелище», он обрел на дереве икону свт. Николая Чудотворца. Для новообразованной монашеской общины было решено построить деревянную ц. во имя свт. Николая Чудотворца и поместить в ней явленный образ.

Краснохолмский Антониев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 20-е гг. XX в.
Краснохолмский Антониев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 20-е гг. XX в.

Краснохолмский Антониев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 20-е гг. XX в.

Основную роль в устроении обители Летописец отводит местным боярам Нелединским-Мелецким. Предполагают, что старец Антоний был специально призван кем-то из них для основания мон-ря (Жизневский. 1880. С. 67). Согласно др. т. зр., ктитором К. м. мог быть кн. Андрей Васильевич Большой Угличский, младший брат вел. кн. Иоанна III Васильевича (Выголов. 1991. C. 25).

Первоначально К. м. состоял из деревянных келий, часовни (60-е гг. XV в.), Никольской ц. и ограды-частокола (60-80-е гг. XV в.). Строительство каменного собора во имя свт. Николая Чудотворца началось в 1481 г. и продолжалось до кон. XV в. Основатель К. м. не дожил до окончания строительства: в 1481/82 г. скончался и, согласно Летописцу, «достойно погребен собранною им братиею» в обители. Со временем место погребения было утрачено, но насельники сохранили предание, что старец-основатель погребен под спудом у стен Никольского собора. В 1690 г. над предполагаемым местом погребения рядом с Никольским храмом была воздвигнута ц. во имя Всех святых. К 2015 г. место погребения неизвестно. Прп. Антоний является местночтимым святым для Красного Холма и Бежецка, прославлен в Соборе Тверских святых (Димитрий (Самбикин). 1908. С. 55-57).

В церковном управлении Бежецкий Верх, а следов., и К. м. в XV-XVII вв. подчинялись Новгородским архиереям. Мн. игумены К. м. были выходцами из новгородских мон-рей. Согласно расходным книгам мон-ря, в XVI-XVII вв. братия жила по общежительному уставу.

Конец XVI в.- время расцвета монастыря, в к-ром находились каменные Никольский собор с приделом и ц. во имя вмч. Димитрия Солунского с трапезной; в собственности обители имелись богато украшенные иконы, богослужебная утварь, священнические облачения и богослужебные книги (в т. ч. 11 напрестольных Евангелий, некоторые из к-рых украшены золотом, серебром и бархатом). В мон-рь вносили пожертвования как местные землевладельцы, так и представители именитых боярских родов: кн. Андрей Большой Угличский, Бутурлины, Шереметевы, Годуновы. Позднее царь Иоанн IV Васильевич Грозный не раз жертвовал в К. м. богатые дары, в т. ч. и на поминовение убитых и опальных (12 небольших икон в серебряных окладах). За счет передачи в собственность К. м. сел и деревень выросла его вотчина.

В Смутное время, во время польско-литовского нашествия в 1611 г., краснохолмские монахи были убиты (в старинном синодике записаны 26 их имен), монастырские села и деревни сожжены. Постепенное возрождение К. м. и его владений началось после 1616 г., когда царь Михаил Феодорович Романов пожаловал К. м. тарханную грамоту. В 1638 г. игум. Иона III получил от царя разрешение на сбор таможенных пошлин на воскресных ярмарках в монастырском с. Спас-на-Холму (ныне г. Красный Холм Тверской обл.), что значительно пополняло казну обители. Он был духовником «великой государыни» инокини Марфы, матери царя. В 1647 г. игуменом стал Иоасаф (с 1667 патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II). В 1654 г. Иоасаф просил у царя Алексея Михайловича, чтобы окладная сумма за право сбора таможенных пошлин на ярмарках «у Преображенья Спасова на Холму», вносимая ежегодно в приказ Большого прихода, оставалась в пользу монастыря. Это позволило получать дополнительные средства на восстановление построек. В том же году он был переведен архимандритом во владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы монастырь. По переписи 1678 г., за К. м. значились 103 селения, в к-рых находилось 614 дворов. В кон. XVII в. в обители учреждена архимандрития.

Наибольшее число людей, находившихся на содержании мон-ря, пришлось на 20-е гг. XVIII в.: монашествующих - 72 чел. (в т. ч. 10 иеромонахов) и проч. служителей - более 100 чел. По 1-й переписи населения, проведенной в 1722 г., за К. м. числилось 4031 крестьянин муж. пола, а по 3-й - 1762 г.- 4620 чел. Во владении также находились скотный двор, 5 мельниц, неск. подворий, приписной мон-рь и 2 пустыни, земельные угодья. Однако с началом преобразований имп. Петра I благосостояние К. м. постепенно ухудшалось. С 1724 г. К. м. был фактически приписан к Новгородскому архиерейскому дому. Только в 1727 г. по прошению сановитых и именитых вкладчиков (в т. ч. сенатора Ю. С. Нелединского-Мелецкого) мон-рю были возвращены самостоятельность и архимандрития. В 1764 г. К. м. был отнесен ко 2-му классу. В 1766 г. мон-рю принадлежало 14,6 тыс. (вместе с лесными угодьями) дес. земли.

На протяжении ХVIII в. неск. раз менялось адм. подчинение Бежецкого Верха: он входил в состав Ингерманландской, С.-Петербургской, Московской губерний, Тверского наместничества, затем Тверской губ. Одновременно изменялось и административно-территориальное положение мон-ря. В ходе губ. реформы имп. Екатерины II в 1764 г. монастырское с. Спас-на-Холму перестало быть вотчиной обители. В 1776 г. села Весьегонское и Спас-на-Холму были преобразованы в города и присоединены к Тверскому наместничеству. В 1778 г. был утвержден регулярный план нового города, по к-рому мон-рь вошел в городскую черту Красного Холма. Уже в 1796 г. Краснохолмский у. был упразднен, а его территория поделена и включена в состав Бежецкого и Весьегонского уездов Тверской губ. В 1836 г. К. м. был переведен в 3-й класс штатных мон-рей Весьегонского у. Тверской губ.: состоял в епархиальном управлении, надзор за обителью осуществлял благочинный над монастырями. В 1783 г. в мон-ре была открыта церковноприходская школа, а с 1809 по 1834 г. действовало ДУ. В XIX в. монастырская б-ка насчитывала более 300 печатных книг и 2 рукописи, имела богатый старинный рукописный архив XVI-XVIII вв.

В 1850 г. в К. м. был сильный пожар. К 1917 г., по воспоминаниям, мон-рь уже был лишен своего былого великолепия (Мясников. 2011. С. 30-31). В 1917 г. К. м. был закрыт, последним настоятелем (с 1914) служил игум. Иоанн (Гречников).

Настоятели

Настоятелями К. м. служили (список неполный): игум. Иона III (1635-1639); игум. Иоасаф (1647-1654); игум. Сергий (Клоков; в 1795 г. переведенный в ростовский Борисоглебский мон-рь), автор переводов с греч. языка «Слова иже во святых Отца нашего Григория, епископа Неокесарийского, переведенные с Еллиногреческого языка на славянороссийский Императорской Академии Художеств законоучителем, Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря архимандритом Сергием» (СПб., 1792); игум. Анатолий (Смирнов; 1869-1915/16; с 1887 архимандрит), автор исторических описаний обители; игум. Рафаил (Трухин; с 1899; † 1901); игум. Иоанн (Гречников; 1914-1917).

Братия

В 1564 г. в К. м. проживали 201 чел., в 1575 г.- 171 чел. (31 чел. братии и 140 чел.- диаки и монастырские служители). В дозорной книге Долмата Тишнева на 70-е гг. XVI в. приводятся данные о 47 насельников вместе с игуменом (Дозорная книга. 2001. С. 198). В 20-х гг. XVIII в. в обители проживали 72 чел. братии (в т. ч. 10 иеромонахов) и более 100 разного рода служилых людей.

До 1861 г. в мон-ре имелись штатные служители. После 1861 г. К. м. стал получать 300 р. в год на наем рабочих. В 1876 г. в братстве состояли 15 чел., в т. ч. игумен, казначей, 2 иеромонаха, 3 иеродиакона и 8 послушников; в 1899 г.- 26 чел., в т. ч. настоятель, 4 иеромонаха, иерей, 2 иеродиакона; в 1908 г.- 22 чел., в т. ч. игумен, 7 монахов, 14 послушников; в 1918 г.- 16 чел., в т. ч. настоятель, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 монаха, бывш. игумен; в 1920 г.- 12 чел. (настоятель, 7 иеромонахов, бывш. игумен, 3 послушника).

Святыни

Сохранилось описание иконы свт. Николая Чудотворца, обретенной старцем Антонием и находившейся в Никольской ц.: «...длин. 6 верш., шир. 5 верш., по полям и оплечью оклад и венец серебряные, чеканные, вызолоченные, в венце 4 камня зеленых и 4 красных... В XVII столетии она помещалась на аналогие близ царских дверей, венец на ней обведен был ниткой жемчуга, а пелена под нею вся была низана жемчугом. Эту пелену в последний раз мы видим в описи 1680 года, а потом жемчуг, должно быть, употреблен был на вышепомянутую местную икону Святителя Николая» (Анатолий (Смирнов), игум. 1883. С. 20). В К. м. хранилась и древняя Владимирская икона Божией Матери, «длин. 6 верш., шир. 5 верш., в ризе серебряной вызолоченной», которая также считалась «явленною преподобному Антонию вместе с иконою св. Николая». Игум. Анатолий отмечает: «Обе последния иконы вставлены в одну доску в киот за левым столбом, а на зиму переносятся в Покровскую церковь» (Там же. С. 20, 21). В XIX в. особо чтимой являлась и местная икона свт. Николая Чудотворца с чудесами: «Икона эта известна была еще в XVI столетии и тогда на ней был серебряный оклад игумена Иосифа, похищенный, должно быть, в литовское время, так как в 1631 году на ней серебряный вызолоченный оклад был духовника государыни великия инокини Марфы Иоанновны чернаго священника Ионы» (Там же. С. 20). Местонахождение святынь после закрытия К. м. неизвестно.

Архитектурный комплекс

Собор в честь свт. Николая Чудотворца. 1481–1490 гг. Фотография. 2010 г.
Собор в честь свт. Николая Чудотворца. 1481–1490 гг. Фотография. 2010 г.

Собор в честь свт. Николая Чудотворца. 1481–1490 гг. Фотография. 2010 г.
Первоначально постройки были деревянными. Строительство каменного собора началось в 1481 г. при участии прп. Антония, а также, вероятно, угличского кн. Андрея, сына вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного, в наследственный удел к-рого входила территория Бежецкого Верха, и, возможно, представителей рода местных землевладельцев Нелединских-Мелецких. Продолжалось строительство храма при преемнике прп. Антония игум. Германе до 90-х гг. XV в. Собор был освящен во имя свт. Николая Чудотворца, придел - в честь Благовещения Пресв. Богородицы. С разных сторон Никольского собора размещались братские захоронения. В 1494 г., при игум. Паисии, начато строительство каменного храма с трапезной, освященного во имя вмч. Димитрия Солунского.

В XVI - нач. XVII в. в ограде К. м. еще сохранялась 1-я деревянная церковь. В 1590-1594 гг. была построена трапезная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Мон-рь был обнесен деревянной оградой с «красными вратами» с вост. стороны, над к-рыми возвышалась деревянная ц. вмч. Никиты с приделом во имя прп. Макария Египетского. В 1599 г. эта церковь была перестроена и переосвящена в честь Вознесения Господня, во имя вмч. Димитрия Солунского и св. князей Бориса и Глеба. К нач. XVII в. на территории обители также находились деревянная колокольня с 8 колоколами и часами, игуменские келейные покои, 20 братских келий с больницей, служебные и хозяйственные постройки (казначейская, келарская, «погребная», хлебная, пономарская, «поварня естовная», «строжняя», гостиница). За оградой стояли мельница, конюшня, «служен дворец» для работников (до 70 чел.), воловий двор.

Братский корпус и ц. в честь Вознесения Господня. Кон. XVII в. Фотография. 2012 г.
Братский корпус и ц. в честь Вознесения Господня. Кон. XVII в. Фотография. 2012 г.

Братский корпус и ц. в честь Вознесения Господня. Кон. XVII в. Фотография. 2012 г.

В нач. XVII в. К. м. подвергся разорению и разрушению от полько-литовских интервентов. Восстановление обители продолжалось до кон. XVII в. В 1683 г. каменный Никольский собор XV в. был расписан фресками на деньги стольника Я. В. Нелединского. Над предполагаемым местом погребения прп. Антония была возведена ц. во имя Всех святых (1690), пристроенная к Никольскому собору. В 1650 г. вместо разобранной надвратной 3-придельной церкви (Вознесения Господня, вмч. Димитрия Солунского и святых Бориса и Глеба) был построен деревянный храм в честь Вознесения Господня с приделами вмч. Димитрия Солунского и прп. Алексия, человека Божия. В 1690 г. эта церковь была разобрана и перенесена на остров, а в кон. XVII в. на ее месте над вост. св. воротами возведена каменная Вознесенская ц. В 1667-1668 гг. на пожертвования боярина С. П. Нелединского была возведена каменная колокольня. Ко 2-й пол. XVIII в. над западными воротами находилась каменная ц. св. Иоанна Предтечи (1764). В 1685 г. были построены каменные 2-этажные палаты с ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы (одноименный придел в Никольском соборе был упразднен), в 90-х гг. XVII в. по южной стене ограды - 2-этажная братская поварня (впосл. Иверский корпус), по восточной стене ограды - Макариевские кельи (к северу) и кельи над проездными воротами (к югу). Вокруг К. м. построена каменная ограда с башнями, крытыми переходами и бойницами в 2 ряда.

В 1748 г. началось строительство каменных настоятельских келий по зап. стене ограды. В 1754 г. были расширены монастырские стены, возведены еще 4 башни в ограде. Появились новые каменные служебные помещения (сторожевая и столярная по западной стене ограды, поварня по северной стене ограды). В 1822 г. были упразднены Макариевские кельи, столярная и сторожевая, находившиеся по западной стене ограды. В 1834 г. Покровская трапезная ц. была перестроена. Одновременно была упразднена и больничная Благовещенская ц., а сам «казенно-больничный» корпус перестроен. В результате был образован 2-этажный братский корпус, соединенный с сев.-вост. башней. В 30-х гг. XIX в. перестроен настоятельский корпус. После пожара (1850) в 1852 г. была восстановлена Покровская трапезная ц. с приделом в честь Воздвижения Креста Господня. В 1859 г. был упразднен Иверский корпус.

К нач. ХХ в. в обители располагались 4 каменных храма, каменный 2-этажный настоятельский корпус с трапезной, кухней, 2 кельями и кладовой, 2-этажный каменный братский корпус, малый братский корпус над проездными воротами с вост. стороны; каменная ограда (360 саж.) с 6 башнями (в юго-вост. башне находилась часовня), баня и деревянный амбар; в каменной 3-ярусной колокольне размещались б-ка и архив. За оградой находились деревянный дом для богомольцев, скотный двор, каменная рига, деревянное гумно и 2 сарая. В 4 верстах от мон-ря, на р. Мологе, находилась мельница.

Некрополь

Проездные ворота. Фотография. 2010 г.
Проездные ворота. Фотография. 2010 г.

Проездные ворота. Фотография. 2010 г.
монастыря сохранился частично. В 90-х гг. XX в., во время архитектурно-археологических исследований Никольского собора, нашли несколько надгробий, представлявших собой белокаменные плиты, которые датировали XVI-XVII вв. На территории некрополя похоронены некоторые из братии и служителей мон-ря, вкладчики и благотворители. Нек-рые вкладчики и благотворители были внесены в монастырский синодик. Ряд представителей различных фамилий известен по Харчевым книгам и частично сохранившимся в XIX в. каменным надгробиям. Ко 2-й пол. XIX в. из старинных надгробий сохранилось менее 10 (Анатолий (Смирнов), игум. 1883. С. 90-91). Игум. Анатолий называет фамилии тех, кто были похоронены в монастырском некрополе: Нелединские-Мелецкие, Шереметевы, Непейцыны, Ловчиковы, Ларионовы, Перфильевы, Замыцкие, Морткины, Орловы, Сеитовы (или Сентовы), Щербатовы, Глазатые, Лаптевы, Масловы, Милюковы, Пантелеевы, Лонцовы, Зиновьевы, Коростелёвы, Ураковы, Ушаковы, Бешенцевы, Тютчевы. Из расходной книги 1637 г. известно, что над могилами Шереметевых были надгробия, которые обшивали материей. В различное время на территории К. м. были захоронены: прп. Антоний; предположительно строитель, впосл. игум. Герман (1482 - ок. 1493), игумены Паисий I (1494 - нач. XVI в.), Вонифатий (после 1520 - ?), Макарий и Арсений, известные только по синодику; Стефан (30-40-е гг. XVI в.), инок Иона (Антропов; † 1591), инок Варлаам (Муранов; † 1592), Федор Иванович Ловчиков (в постриге Феодосий; † 1657), архим. Митрофан († 1745), игум. Иосиф († 1756; его останки были обнаружены и обследованы в ходе археологических раскопок в зап. притворе Никольского собора в 2008), архим. Марк († 1767), игумены Иларион († 1797), Макарий (Новоникитский; † 1791), Иоасаф († 1829), архимандриты Павел (Алимпиев; † 1836), Паисий († 1853), Иннокентий (Одинцов; † 1861), игум. Рафаил (Трухин; † 1901); Домонтиан Быков, Семен Андреевич Нелединский, Матвей Чертов († 1537), Андрей Игнатьевич Прокофьев (по прозвищу Басман; † 1575), Алексей Львович Ушаков († 1629), кн. Василий Иванович († 1629), Андреян Петрович Ураков († 1654), думной дворянин Стефан Богданович Ловчиков († 1711), полковник Иван Иванович Ушаков († 1793).

1917 г.- XXI в.

В 1917 г. К. м. был официально закрыт, во 2-й пол. 20-х гг. XX в. насельники изгнаны, постройки разорены. 12 июля 1929 г. по постановлению ВЦИК «О составе округов и районов Московской области и их центрах» г. Красный Холм стал центром вновь образованного Краснохолмского р-на в составе Бежецкого окр. Московской обл. В янв. 1935 г. Краснохолмский р-н вошел в состав Калининской обл.

Разместившийся в стенах обители «Жилкомхоз» имел скотный двор, курятник, кроликовую ферму. В 1922 г. из К. м. были вывезены церковные ценности. В 30-х гг. практически полностью была разобрана каменная ограда, разрушены колокольня и ц. св. Иоанна Предтечи, начата разборка Никольского собора. В 1931 г. полуразрушенный Никольский храм был обмерен техником Маргуновой. По воспоминаниям местных жителей, в 30-х гг. на территории обители размещались машинно-тракторная станция, дом культуры, общежитие для рабочих. Определенный ущерб постройкам К. м. нанесла дорога, проложенная по монастырской территории.

В 1947 г. студенты и аспиранты МАРХИ с научной целью посетили мон-рь и сделали подробные обмеры (планы, фасады и разрезы) частично разрушенного Никольского собора. В 1948 г. старший инспектор по охране памятников Н. А. Барулин обследовал остатки монастырского комплекса и составил план мон-ря. Научные изыскания привели к тому, что в нач. 50-х гг. XX в. в Никольском соборе были проведены первые консервационные работы. В июне 1960 г. монастырский комплекс был обследован экспедицией ГРМ в составе научного сотрудника И. Я. Богуславской и художника-реставратора Н. А. Шапошниковой. Богуславская подготовила отчет о проделанной работе, куда вошло описание архитектуры Никольского собора и его живописного убранства. 30 авг. 1960 г. по постановлению Совета Министров РСФСР комплекс К. м. как архитектурный объект был взят под охрану гос-ва. Однако границы охранной зоны памятника не были установлены. Это позволило часть зданий бывш. мон-ря по-прежнему использовать под жилье, другая же часть зданий ветшала, и местные жители разбирали строения на кирпичи. В 1967 г. комиссией Методсовета и московским архитектором ЦНРМ Б. Л. Альтшуллером вновь был обследован Никольский собор; в кон. 60-х гг. XX в. провели новые консервационные работы. В 1969 г. Е. Н. Подъяпольская составила 1-й паспорт на памятник. В 1971 г. реставратор 1-й категории ВЦНИЛКР Г. В. Жаренков и старший научный сотрудник Калининской областной картинной галереи В. Ф. Гершфельд провели исследования настенной живописи собора. Был предложен комплекс мер по спасению фресковой живописи, но реставрация не была начата. Охрана монастырского комплекса как исторического архитектурного объекта вновь была подтверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 дек. 1974 г. «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 авг. 1960 г. «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР»». Паспорт на монастырский комплекс как на памятник архитектуры, составленный в апр. 1980 г. архитектором ВПНРК Г. К. Смирновым, еще раз подтвердил, что на территории Калининской обл. находятся уникальные памятники архитектуры кон. XV в. и монастырский комплекс XV-XVIII вв. (Там же. С. 43). По итогам исследования и археологических раскопок 1991 и 1995-1996 гг. также был сделан вывод, что архитектурный комплекс монастыря является памятником русского культурного наследия (Выголов. 1991. С. 3-26).

В 2005 г. настоятель Николо-Кладбищенского храма г. Красный Холм свящ. Василий Симора установил на территории К. м. поклонный крест и возобновил традицию крестного хода из города к обители. В 2010 г. по благословению архиеп. Тверского и Кашинского Виктора (Олейника) иером. Силуан (Конев) был назначен штатным священником в г. Красный Холм с полномочиями по восстановлению монастыря. Территория и частично уцелевшие постройки К. м. находятся в федеральной собственности. В 2011 г. в Краснохолмском краеведческом музее открылась экспозиция, посвященная монастырю. В авг. 2013 г. К. м. был зарегистрирован как Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. Настоятелем подворья был назначен иером. Силуан. Богослужения совершаются в храме прп. Зосимы и Савватия Соловецких в дер. Слобода.

Арх.: РГАДА. Ф. 181. № 386. Л. 1-126; Ф. 1209. Оп. 1. Ед. хр. 11447. Л. 195, 691, 701-702; Ф. 1354. Оп. 501; Ф. 1455. Оп. 4. Ед. хр. 35-41; Ед. хр. 11448. Л. 22, 1227-1236 об.; РГИА. Ф. 799. Оп. 3. Ед. хр. 2061; ГАТО. Ф. 103 (ТУАК). Оп. 1. Ед. хр. 193. Л. 13; Ф. 160. Оп. 2. Ед. хр. 1395, 4629, 19237, 19255, 33443, 33444; Ф. 186. Оп. 1. Ед. хр. 33, 34, 52, 4419, 4435, 4476, 4488, 4546, 4570, 4559, 4608, 4618, 4620; Ф. 468. Оп. 1. Ед. хр. 11760, 11943, 11947, 12027, 12066, 12418, 12427, 13238, 13501, 13858, 14087, 14126, 14157, 14243, 14247, 14537, 14853; Ф. 575. Оп. 4. Ед. хр. 1093. Л. 130 об., 226 об.; Ф. 645. Оп. 1. Ед. хр. 2784; Ф. 1215. Оп. 1. Ед. хр. 57. Л. 548-549; ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Ед. хр. 55, 406, 431, 918; ИИМК РАН. Фотоархив. 0.360. № 2232; ТГОМ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 137, 141.
Ист.: ИРИ. Т. 4. С. 807-815; ПСЗ. Т. 20. Указ № 14.420. С. 337; Антониев Краснохолмский мон-рь: Из записок пешехода. М., 1852; Белюстин И. С. Уставная грамота о пошлинах и таможенных сборах, 1641 г. // Тверские ГВ. 1852. № 8. 23 февр. С. 32-33; Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева мон-ря. М., 1879; он же. То же // Древности. М., 1880. Т. 8. С. 1-95; Летописец о зачатии Бежицкаго Верху Николаевского Антониева мон-ря и о строении церквей Божиих и о дани вотчин в обитель сию великих князей, бояр и прочих благодетелей // Ист. б-ка Тверской епархии. Тверь, 1879. Т. 1. С. 331-345; Описи Краснохолмского Николаевского Антониева мон-ря: относящиеся к XVI ст. // Там же. Т. 1. С. 346-400; Попов Н. А. Ист. заметки о Бежецком Верхе XVII-XVIII в. М., 1882; Бежецкий Верх и его уезд: Извлеч. из переписных книг, 1676-1682 гг. / Сост.: Е. Е. Замысловский // ЛЗАК. 1888. Вып. 8. Отд. 2. С. 164-197; Житие и чудеса свт. Николая Чудотворца [с изд.: СПб., 1899] / Сост.: Ф. Гусев, А. Вознесенский. М., 2005. С. 324-325; Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева мон-ря. Тверь, 1904; Мат-лы по истории крестьян в Русском гос-ве XVI в.: Сб. док-тов. Л., 1955. С. 9-82; Дозорная книга церк. приходов Новгородской кафедры в Бежецком Верхе дозора Долмата Тишнева // Писцовые книги Новгородской земли / Сост.: К. В. Баранов. М., 2001. Т. 3. Прил. 2: Писцовые книги Бежецкой пятины XVI в. C. 198; Исаков В. З. Летописец об основании Краснохолмского Николаевского Антониева мон-ря // Памятники лит-ры Древней Твери. Тверь, 2002. С. 143-252; Мат-лы круглого стола «Проблемы сохранения архитектурного комплекса Краснохолмского Антониева монастыря» // Первый Петербургско-Тверской семинар «Тверской край в науке и культуре»: Сб. науч. ст. / Ред.: Ю. В. Кривошеев, В. М. Воробьев. Тверь, 2009. С. 304-324; Мясников А. Л. Я лечил Сталина: Из секретных архивов СССР. М., 2011. С. 30-31.
Лит.: Строев. Списки иерархов. 1877. С. 458-460; Анатолий (Смирнов), игум. Ист. описание Краснохолмского Николаевского Антониева мон-ря Весьегонского у. Тверской губ. Тверь, 1883; Тверской епарх. стат. сб. / Сост.: И. Добровольский. Тверь, 1901. С. 617; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик: Кр. сведения о Тверских местночтимых святых. Каз., 1908. Тверь, 1991. С. 55-57; Иванов И. А. О Синодике Краснохолмского мон-ря 1685 г. // Журнал 95-го заседания Тверской УАК. 1904. С. 22-45; Крылов Л. И., свящ. Г. Красный Холм и его соборы: К 200-летнему (1713-1913) юбилею Преображенского собора: Ист. очерк. Тверь, 1913; Виктор (Олейник), архим. Подвижник Тверской земли - прп. Антоний Краснохолмский // ЖМП. 1984. № 2. С. 8-9; Выголов В. П. Никольский собор Антониева Краснохолмского мон-ря: (Посл. четв. XV в.) // Памятники рус. архитектуры и монументального искусства: Пространство и пластика. М., 1991. С. 3-26; Каган М. Д., Охотина Н. А. «Летописец о зачатии Бежицкаго Верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дани вотчин в обитель сию великих князей, бояр и прочих благодетелей» // СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 263-267; Булкин В. А., Салимов А. М. Памятник каменного зодчества XV в. // Тверской археологический сб. Тверь, 1994. С. 249-255; они же. Архитектурно-археол. исслед. Никольского собора Антониева Краснохолмского мон-ря // Реставрация и архит. археология. М., 1995. Вып. 2. С. 37-50; они же. Исследования Никольского собора Антониева мон-ря в Тверской обл. // Археол. открытия, 1996 г. М., 1997. С. 165-166; они же. Никольский собор Антониева Краснохолмского мон-ря: Мат-лы исслед. М., 2001; они же. Трапезная Антониева Краснохолмского мон-ря // Архит. наследство. М., 2006. Вып. 46. С. 71-86; Кубарев А. Г. Калязинские храмы: (Кр. ист. очерк). М., 2001. С. 44; Подъяпольский С. С. О датировке Никольского собора Антониева-Краснохолмского мон-ря // Архит. наследство. М., 2001. Вып. 44. С. 26-31; Романенко Е. В. Прп. Антоний Краснохолмский // ПЭ. 2001. Т. 2. С. 669; Булкин В. А., Гадалова Г. С., Салимов А. М. Антониев Краснохолмский мон-рь // Рус. средневек. надгробие XIII-XVII вв.: Мат-лы к своду. М., 2006. Вып. 1. 286-291; Брагин В. И. Так погибали бежецкие церкви: Книга-покаяние. СПб., 2008; Край Краснохолмский: Исследования краеведов. Тверь, 2009; Алексеева С. В. Антониев Николаевский Краснохолмский мон-рь по воспоминаниям XIX в. // Тверская старина. Тверь, 2010. Вып. 32. С. 12-13; Тарасова Н. П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря» как ист. источник // Проблемы ист. регионоведения: Сб. науч. ст. / Отв. ред.: Ю. В. Кривошеев. СПб., 2012. Вып. 3. С. 179-189; Яганов А. В. Об источниках датировки памятников «Бежецкого Верху Николы чудотворца Онтонова монастыря» // Архит. наследство. М., 2012. Вып. 57. С. 51-66; Гусева С. В., Тарасова Н. П. Архим. Анатолий (Смирнов) - настоятель Краснохолмского Николаевского Антониева и Троицкого Калязина мон-рей - церковный деятель XIX в. // Прп. Макарий Калязинский - св. заступник земли Русской: Сб. докладов Первых Макарьевских Калязинских чт. Калязин; Тверь, 2014. С. 90-100.
С. В. Гусева, Н. П. Тарасова, А. Е. Тарасов
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Краснохолмский Антониев во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь (Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье Бежецкой и Весьегонской епархии Тверской митрополии)
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле