Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОШЕЛЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 38, С. 370-371 опубликовано: 6 ноября 2019г.


КОШЕЛЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Кушеловский, Кошеловский), (Кишинёвской епархии Кишинёвской и всея Молдавии митрополии), находится близ с. Кушелэука (Кушеловка) р-на Шолдэнешть (Шолданештского) в Республике Молдова. Основан как скит в 1790 (1786?) г. жительницей с. Котюжаны Марией Токаносовой (мон. Митродорой), происходившей из резешей (собственников этого земельного участка), на косогоре возле р. Чёрной, с др. сторон окружен лесом под названием Кошелевка.

Кошелевский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в.
Кошелевский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в.

Кошелевский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в.

Первоначально в скиту была одна деревянная оштукатуренная церковь. В 1841 г. (по др. источникам, в 1847) стараниями духовника архиерейского дома архим. Никандра и схим. Ирины (его сестры), начальницы скита, на месте деревянной была построена каменная ц. Успения Пресв. Богородицы. В 80-х гг. XIX в. при церкви имелась колокольня на 4 столбах с 3 малыми колоколами. В 1855 г. по рук. начальницы скита схим. Елены был построен зимний храм во имя равноапостольных Константина и Елены. Но к 1907 г. в качестве зимней упомянута ц. во имя Св. Троицы.

В нач. XIX в. резеши сел Котюжаны-Мич и Котюжаны-Маре Сорокского у. Бессарабской губ. передали в дар скиту 50 фальчей (мера площади в Молдавском княжестве, равная 14,322 кв. м) земли. Самыми крупными жертвователями стали Георге Хыржеу и боярин Стрэжеску из Васкауц. В сер. XIX в. помимо пахотной земли скит владел и неск. садами, приносившими ежегодный доход 80 р. К 1851 г. в скиту проживали 40 сестер, в т. ч. 12 монахинь.

15 июня 1878 г. руководство Кишинёвской и Хотинской епархии постановило открыть при 6 мон-рях, в т. ч. при К. м., школы с приютами для 10 сирот из духовного сословия в возрасте от 6 до 10 лет. На их содержание К. м. выделил 800 р. Основной целью монастырских школ была подготовка учащихся к поступлению в духовные учебные заведения. В 1890 г. школа при К. м. получила название центральной; в ней бесплатно обучались 10 девочек. 25 авг. 1894 г. школы при монастырях были преобразованы в церковноприходские и переданы в ведение Кишинёвского епархиального училищного совета.

С кон. XVIII в. обителью управляли монахини Афанасия, Наталия, Авраамия, Анастасия, Митродора, Мария, схим. Параскева, в 1800-1810 гг.- Магдалина, в 1810-1848 гг.- Епистимия (Струтуляска; в схиме Ирина), в 1849-1878 гг.- Евпраксия (Костина; схим. Елена), в 1878-1886 гг.- Мигдония (Хрицку), в 1886-1892 гг.- Мелетина (Баконши). В 1819 г. в К. м. проживали 26 насельниц: начальница скита и 25 монахинь, в 1820 г.- 22 монахини, а в 1835 г.- 26 насельниц: начальница, 20 монахинь, 5 послушниц, в 1848-1850 гг.- 14 монахинь и 14 послушниц, в 1862 г.- уже 46 монахинь, к нач. ХХ в.- 50 монахинь, находившихся на собственном содержании. Скит владел 60 дес. земли, к-рые были пожертвованы резешами с. Котюжаны. В 1890 г. монашеская община владела 60 дес. земли и 4 дес. садов. С 1892 г. К. м. руководили монахини Евсевия (Ульман), с 1894 по 1901 г.- Маргарита (Берёзова), в 1901-1906 гг.- Евгения (Владимирова), в 1906-1912 гг.- вторично Евсевия (Ульман), в 1912-1918 гг.- Евгения (Скутарь). В 1907 г. община насчитывала 55 монахинь и 11 послушниц. Духовником был свящ. Василий Логин. В 1918 г. К. м. владел 65 дес. земли.

Вероятно, ок. 1918 г. скит был преобразован в мон-рь. С 29 авг. 1918 по 1925 г. во главе К. м. стояла мон. Неонилла (Петраки), в 57 кельях К. м. проживали 35 монахинь и 113 послушниц. В 1923 г. община насчитывала 144 чел. (63 монахини, 31 инокиня, 50 послушниц); имущество мон-ря включало: 1 га виноградника, 3 га садов, 4 га неудобной земли, 6 одноэтажных домов, в одном из которых располагалась начальная школа. Монахини и послушницы проживали в 53 домиках. В 1925-1936 г. К. м. возглавляла мон. Нина (Болгарка), община состояла из 62 монахинь, 36 инокинь и 48 послушниц. Из 60 га земель, к-рыми владел К. м., 28 га леса были экспроприированы, а оставшиеся 20 га обрабатывали монахини, послушницы, сироты и безграмотные послушницы. При К. м. находилась и небольшая мастерская по производству ковров. В 1926 г. духовником К. м. был назначен иером. Владимир (Скалецкий). С 1936 г. К. м. руководила мон. Магдалина (Комаровская), перешедшая из Речульского (Рэчула) в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря, с 1940 г.- Олимпиада (Кравец), в 1944-1946 гг.- мон. Ираида (Ротарь).

По состоянию на 10 июля 1944 г. в К. м. проживали 150 монахинь, в основном имевших собственные дома. Священником служил Савватий Власов. Прежняя настоятельница Олимпиада (Кравец), экономка Нина (Кожукарь) и свящ. Питирим Головатюк переехали в Румынию.

После освобождения Молдавии от фашистских оккупантов К. м. пожертвовал на нужды Красной Армии 50 пудов пшеницы, 6 пудов кукурузы, внес 5 тыс. р. в качестве военного займа.

Устав своекоштного мон-ря был записан весной 1945 г. настоятельницей мон. Ираидой. Согласно этому документу, «каждая поступающая в монастырь обязана пробыть на испытании в общежитии стареции 3-5 лет, где она должна исполнять всякую работу, какую заставят. Если ей за это время не понравится монастырская жизнь, она вправе уйти обратно в мир. Которые остаются, по прошествии этого испытания переходят в скит-монастырь в качестве ученицы и послушницы к какой-нибудь монахине, по определению настоятельницы и монастырского собора. Тут она должна ухаживать за своей наставницей, работать и слушаться ее во всем. Наставница же со своей стороны обязана одевать, обувать, кормить, обучать чтению, письму, пению, работе и монастырской жизни. По смерти наставницы послушница наследует ее келью. По достижении 40-летнего возраста послушница постригается в монашество. Тогда она имеет право иметь свою келью и иметь послушницу. Каждая монахиня должна лично о себе заботиться. От монастыря она не получает никакой помощи. Она должна, если не унаследовала от своей наставницы, выстроить или купить от монастыря в пожизненное пользование келью, содержать ее в полном порядке и ремонтировать на свои личные средства. Когда же наступают полевые работы, все проживающие в монастыре, за исключением старых и больных, обязаны выйти на общественные работы: полоть, прашевать, окапывать сад, виноградник, сажать картофель, бураки и др. овощи, жать, помогать при молотьбе, убирать, чистить кукурузу, убирать виноград, выкапывать картофель и проч. За все это ничего не получают. Каждая проживающая в монастыре, за исключением старых и немощных, должна нести какую-нибудь обязанность по своим способностям: читать, петь в церкви, убирать, звонить, мазать, белить и проч. Утром, вечером и в полночь все обязаны собираться в церкви для общего богослужения. В свободное от этих обязанностей время монашествующие работают в свою пользу, на свое пропитание… Все монашествующие должны жить в неприкосновенности, нравственности и чистоте. Если же какая-либо переступит эти правила и не раскается, тогда решением монастырского собора она удаляется из монастыря, как недостойная. Настоятельница монастыря избирается общим собранием монашествующих из их же среды, наиболее достойная большинством голосов. Утверждается епархиальным архиереем. Настоятельница управляет монастырем в сотрудничестве с экономическим советом, избранным из наиболее достойных монашествующих».

С 1946 по 1948 г. настоятельницей К. м. была мон. Платонида (Гытлан), затем до 1950 г.- игум. Аглая (Шербан), после к-рой до 1958 г. монастырем управляла игум. Пахомия (Даскал). Перед закрытием обители последней настоятельницей стала мон. Нина (Забулика). В 1959 г. община насчитывала 163 чел.: игумения, 3 схимонахини, 94 монахини, 35 инокинь, 30 послушниц. В 1946 г. К. м. передал 12 га в районный земфонд из-за отсутствия возможности обработать всю числившуюся за ним землю. По данным на 15 апр. 1952 г., в К. м. насчитывалось 165 насельниц. Монастырский комплекс состоял из 2 церквей, 66 жилых домов, в которых проживали 155 чел., и настоятельского корпуса.

26 янв. 1960 г. К. м. был закрыт, постройки переданы туберкулезной больнице, часть бывших монахинь стали санитарками, большинство поступили в колхоз им. И. В. Мичурина близлежащего с. Котюжаны. В летней Успенской ц. был устроен клуб, а позднее - склад угля. В зимней Константино-Еленинской ц. располагалась столовая больницы. В 1968-1970 гг. бывш. монастырский комплекс полностью был передан колхозу и использовался в качестве птицефермы.

В 1989 г. К. м. был возрожден. Община, которой руководила мон. Цецилия (Пэдурару), насчитывала до 100 чел. Были собраны деньги на ремонт летней Успенской ц., освящение которой 6 сент. 1989 г. совершил еп. Кишинёвский и Молдавский Владимир (Кантарян). В том же году были построены здания кухни с трапезной, келейный корпус для послушниц. С 1990 г. К. м. возглавила мон. Агнессия (Избаш), с 17 февр. 2010 г.- мон. (с 2012 г.- игум.) Вера (Спиней). В 1995 г. в К. м. проживали 60 чел.: 35 монахинь, 10 инокинь и 15 послушниц, в 2005 г.- 26 чел., в 2013 г.- 21 чел., к марту 2015 г.- 25 насельниц.

Отремонтирована и в 1992 г. освящена зимняя Константино-Еленинская ц., построены настоятельский корпус (1996), склад (2002), гараж для техники и скотный двор. В 1989 г. Успенская ц. была расписана, 21 сент. 2012 г. освящена митр. Кишиневским Владимиром. После закрытия К. м. сохранились лишь 4 иконы, наибольшую ценность из них представляет икона Пресв. Богородицы «Молдаванская», написанная для обители в 1895 г. на Афоне. Все богослужения совершаются на молдав. языке. К. м. располагает 10 га пахотной земли.

Арх.: НАРМ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 2865. Л. 20 об.- 21; Ф. 208. Оп. 2. Д. 1207. Л. 21 об.- 22; Ф. 3046. Оп. 1. Д. 6. Л. 31, 31 об.; Ф. 3046. Оп. 1. Д. 102. Л. 73-74 об., 94-95; Ф. 3046. Оп. 2. Д. 364. Л. 1, 9-11а.
Ист.: Православие в Молдавии: Власть, церковь, верующие, 1940-1991: Собр. док-тов: в 4 т. / Отв. ред., сост. и авт. предисл.: В. Пасат. М., 2009. Т. 1. С. 108-109, 262, 589.
Лит.: Мурзакевич Н. Сведения о некоторых правосл. мон-рях епархий Херсонской и Кишиневской // ЗапООИД. 1848. Т. 2. С. 325; Ганицкий М. Мон-ри в Бессарабии // Кишиневские ЕВ. 1883. № 16. С. 542-543; Яновский А. О церковно-приходских школах при мон-рях Кишиневской епархии. // Там же. 1895. № 14/15. С. 504, 507; Бессарабия. М., 1903. С. 163; Справочная книга Кишиневской епархии. Кишинёв, 1911. С. 15; Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia). Chişinău, 1922. Р. 8; Locaşuri sfinte din Basarabia. Chişinău, 2001. P. 36-38; Mănăstiri şi Schituri din Republica Moldova: Studii enciclopedice. Chişinău, 2013. P. 283-288.
Л. П. Алферьева, В. А. Содоль
Ключевые слова:
Монастыри Православной Церкви Молдовы (жен.) Кишинёвская епархия Кишинёвской митрополии Православной Церкви Молдовы (Московский Патриархат) Кошелевский (Кушеловский, Кошеловский) в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (Кишинёвской епархии Кишинёвской и всея Молдавии митрополии)
См.также:
ВЭРЗЭРЕШТСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Кишинёвской епархии
ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Кишинёвской епархии
ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Кишинёвской епархии
ДОБРУШСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Добружский) во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь (Кишинёвской епархии РПЦ)
ДУБОССАРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО митрополии Кишинёвской и всея Молдавии
ЖАБСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Кишинёвской епархии РПЦ