Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОСМА ОТШЕЛЬНИК
Т. 38, С. 261 опубликовано: 17 октября 2019г.


КОСМА ОТШЕЛЬНИК

Прп. Косма Отшельник. Икона. ХХ в. (мон-рь Кузумас)
Прп. Косма Отшельник. Икона. ХХ в. (мон-рь Кузумас)

Прп. Косма Отшельник. Икона. ХХ в. (мон-рь Кузумас)
[греч. Κοσμᾶς ὁ ᾿Ερημίτης; лат. Cosmas Eremita] († 658), прп. Критский (пам. крит. 2 сент.). Самое раннее дошедшее Сказание о К. О. (BHL, N 1980) было написано в XIV в. на лат. языке католич. епископом г. Езоло Петром Наталисом. Святой, названный в Сказании исповедником, вел отшельническую жизнь на о-ве Крит. Ежедневно подвизаясь в посте и молитве, он пребывал в пещере, где после жизни, достойной похвалы, скончался в мире 2 сент. По прошествии нек-рого времени жители острова перенесли останки К. О. в город, желая окружить их более достойным почитанием. Однако это было неугодно ни Богу, ни самому святому, о чем было дано явное знамение: внезапно началась сильная засуха, так что почва иссохла и наступил сильный голод. И до тех пор, пока тело святого не было возвращено на место его прежнего упокоения, не было дождя и земля не давала урожай. Примерно через 400 лет мощи К. О. увезли с Крита венецианские купцы-мореплаватели, которые доставили их в Венецию и положили в мон-ре св. Георгия (Сан-Джорджо-Маджоре), где они покоятся доныне.

Почитание К. О. получило распространение в Венеции, о чем свидетельствует еще одно Житие (BHL, N 1981) из рукописи монастыря Сан-Джорджо-Маджоре, написанное неизвестным автором. Время составления текста и дальнейшая судьба первоначальной рукописи неизвестны, существуют 2 кодекса XVI-XVII вв. с копией этого Жития, которые находятся в Ватиканской (Vat. Reg. lat. 532) и в Александрийской б-ках (Biblioteca Universitaria Alessandrina. Cod. 95) Рима. В отличие от краткого Сказания Петра Наталиса, написанного довольно лаконично, анонимное Житие К. О. дополнено интересными деталями: в рассказе о нахождении мощей святого прибывшими на Крит купцами говорится, что К. О. явился во сне одному из них и повелел увезти его тело в Венецию. Проснувшись, этот человек рассказал своим спутникам об откровении, и все они без промедления отправились к месту упокоения святого. Нек-рые из венецианцев шли босиком, но благодаря заступничеству К. О. не чувствовали на дороге острых камней. Другие же, хотя и были в обуви, дойдя до пещеры, оказались с израненными ногами. Воздав благодарение Богу, торговцы проникли внутрь сквозь небольшое отверстие и нашли тело святого нетленным, словно он почил совсем недавно.

В кон. XV-XVI в. память К. О. под 2 сент. появилась в добавлениях к Мартирологу Узуарда, но не была включена в Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.). В нач. XVII в., желая сделать историю К. О. более известной, Фортунато Ольмо, венецианец и монах аббатства Монте-Кассино, на основе Сказания Петра Наталиса и анонимного Жития составил новую биографию святого, добавив в нее важные сведения о времени кончины и перенесения мощей К. О. Так, он указал, что преподобный, «…блистая прочими бесчисленными добродетелями, достиг Небес… в 4 ноны сентября (2 сент.), в год по рождеству Христову DCLVIII (658), и был похоронен в той же пещерке, где и жил». Останки святого были принесены купцами «…в год от рождения Девы Марии MLVIII (1058), в апреле месяце, в XI индикт, в 20 день» и были положены в алтаре св. Бенедикта в ц. Сан-Джорджо-Маджоре, где они покоятся и по сей день. Несмотря на все старания венецианцев, почитание К. О. не стало общецерковным, и день его памяти под 2 сент. так и остался лишь в Календаре Венецианского Патриархата. Но даже местное празднование иногда перемещалось на др. число или замещалось днем празднования перенесения мощей святого (20 апр.).

Спустя века на родине К. О.- о-ве Крит, возродилось его почитание. В муж. Успенском мон-ре Кудумас, основанном в XIV в., затем пришедшем в запустение и заново отстроенном лишь в кон. XIX в., было создано Сказание о святом, дополненное деталями о воспитании буд. подвижника, его борьбе с ересью монофелитства, об уходе в мон-рь, а затем и в пустыню. Согласно этому рассказу, преподобный скончался 9 сент., однако день его памяти отмечается в местных церковных календарях под 2 числом того же месяца. Недалеко от мон-ря находится пещера, в к-рой, по преданию, подвизался К. О., и где сейчас располагается освященный во имя святого парекклисион.

Ист.: BHL, N 1980-1981; ActaSS. Sept. T. 1. P. 440-444; Petr. Natal. CatSS. VIII 26; Vita S. Cosmae eremitae: Cuius corpus Venetiis in Templo S. Georgii Majoris quiescit / Auctore D. Fortunato Ulmo Veneto et Casinensi Monacho. Venetiis, 1612.
Лит.: Martyrologium Usuardi monachi, quod ad Karolum Magnum scripsit. Coloniae 1515; Usuardi Martyrologium / Ed. J. Molanus. Lovanii, 1568; Cornaro F. Ecclesiae Venetae antiquis monumentis nunc etiam primum editis illustrarae. Venetiis, 1749. Vol. 8. P. 88-93; idem. Notizie storiche delle chiese e monasteri di Venezia e di Torcello. Padova, 1758. P. 469-470; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 682; Proprium Missarum pro Venetiarum Patriarchatu. Venetiis, 1916. P. 5; Van Doren R. Cosme // DHGE. 1956. T. 13. P. 930; Daniele I. Cosma // BiblSS. 1964. Vol. 4. P. 219; Δετοράκης Θ. Οἱ ῞Αγιοι τῆς Πρώτης Βυζαντινῆς Περιόδου τῆς Κρήτης κα ἡ Σχετικὴ πρὸς αὐτοὺς Θιλολογία. ᾿Αθῆναι, 1970. Σ. 146-148; Συλλιγαρδάκης Τ. Κρῆτες ῞Αγιοι. Ρέθυμνο, 1983. Σ. 247; Κρητικὸν Πανάγιον ἤτοι ᾿Ακολουθίαι Πάντων τῶν ἐν Κρήτῃ ῾Αγίων. ῾Ηράκλειον. 2000. Τ. 1. Σ. 52-53; Ястребов А. О., свящ. Святыни Венеции: Правосл. ист.-худож. путев. по базилике св. Марка и церквям Венеции. Падуя, 2010. С. 118-132.
А. А. Королёв, А. Н. Крюкова
Ключевые слова:
Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Косма Отшельник, († 658), преподобный Критский (пам. крит. 2 сент.) Критские святые
См.также:
АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)
АКАКИЙ прп. Латрский (пам. греч. 3 янв.)
АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)