Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛУГАНСКАЯ И АЛЧЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ
Т. 41, С. 530-541 опубликовано: 11 августа 2020г.


ЛУГАНСКАЯ И АЛЧЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ

УПЦ, образована 6 сент. 1991 г. как Луганская и Старобельская, отделена от Донецкой и Луганской епархии (см. Донецкая и Мариупольская епархия), с 31 мая 2007 г. имеет совр. название. Территория включает города обл. подчинения Луганск, Алчевск, Брянка, Кировск, Первомайск, Стаханов, а также Беловодский, Марковский, Меловской, Новоайдарский, Перевальский, Славяносербский и Станично-Луганский районы Луганской обл. Украины. Кафедральный город - Луганск (в 1935-1942, 1943-1958, 1970-1990 Ворошиловград). Кафедральные соборы: св. апостолов Петра и Павла, равноап. кн. Владимира и Николо-Преображенский в Луганске, свт. Николая Чудотворца в Алчевске (с 1931 Ворошиловск, в 1961-1991 Коммунарск). Правящий архиерей - митр. Митрофан (Юрчук; с 20 июля 2012 в сане архиепископа, с 28 авг. 2014 в сане митрополита). Епархия разделена на 10 благочиннических округов: Александровский, Алчевский, Беловодский, Центр. Луганский, 1-й и 2-й Луганские, Марковский, Меловский, Новоайдарский и Станично-Луганский. В епархии имеется 148 приходов, 9 часовен и молитвенных комнат, 5 мон-рей (2 мужских, 3 женских). При ЕУ действуют отделы: социального служения и благотворительности, по взаимодействию с общественностью, по приграничному сотрудничеству, по взаимодействию с пенитенциарной системой, по взаимодействию с милицией, по сотрудничеству с обл. Управлением МЧС, церковно-медицинский, религиозного образования и катехизации, по делам семьи, по делам молодежи, по делам пастырской опеки казачества, миссионерский, по взаимодействию со СМИ, гуманитарный.

Территория Л. и А. е. с 1943 г. входила в Донецкую епархию, Луганск (Ворошиловград) являлся 2-м кафедральным городом, в 1942-1963 гг. центр епархии находился в Ворошиловграде. В 1942-1943 гг. епархия имела название Луганская и Донецкая, в 1943-1944 гг.- Ворошиловградская. В 1944-1945 гг. существовало Ворошиловградское викариатство Днепропетровской и Запорожской епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия). В янв. 1945 г. Донецкая епархия была возобновлена с названием Ворошиловградская и Сталинская, с февр. 1945 г.- Донецкая и Ворошиловградская, в 1956-1961 гг.- Ворошиловградская и Сталинская, в 1961-1969 гг.- Донецкая и Луганская, в 1969-1990 гг.- Луганская и Донецкая, в 1990-1991 гг.- Донецкая и Луганская.

Православная Церковь и расколы на Луганщине в 1917-1942 гг.

Революционные события и ход гражданской войны в Донбассе имели особенности, обусловленные значительным влиянием здесь большевизма в силу индустриального характера региона. В 1919 г. часть священников поддержала большевиков в борьбе против деникинцев, о чем сообщалось в отчете Донецкого губернского отдела ЧК от 1 июля 1920 г. Мн. клирики подверглись преследованиям белогвардейцев в период их господства в Донбассе в 1919 г.

Сразу же после своего появления в регионе получило широкое распространение обновленчество. В сент. 1923 г. Донецкий губ. комитет «Живой церкви» просил власти обратить внимание на засилье тихоновцев в Славянске и уезде, требовал расторгнуть договоры с тихоновскими общинами (ЦГАВОГВУ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 2187. Л. 47). 12 апр. 1923 г. в Бахмуте (в 1924-1941, 1943-2015 Артёмовск) прошел губ. съезд «Живой церкви». Главой Донецко-Бахмутской епархии был избран Николай Гиляровский (в кон. 1923 переведен в Екатеринослав) (Там же. Ф. 3984. Оп. 1. Д. 355. Л. 17). Никольский собор в Луганске стал кафедральным храмом обновленцев. В составе обновленческой Донецкой епархии было образовано Мариупольское вик-ство, к-рое возглавил уездный уполномоченный «Живой церкви» прот. Георгий Доманицкий. Викарную кафедру обновленцев для Таганрогского у. Донецкой губ. занял «епископ» Андрей Одинцов. Уполномоченным по Луганскому у. стал свящ. Николай Алексюк. Также было образовано «викариальное управление» раскольнической Харьковско-Слободской митрополии в Старобельске, его в сент. 1923 г. возглавил «епископ» Александр Мигулин. В дек. 1923 г. он был избран на Донецкую кафедру.

Обновленческий Луганский окр. находился в составе Донецко-Бахмутской (с 1924 Донецко-Артёмовской) епархии. В 1925 г. от Донецко-Артёмовской отделилась Сталинская епархия. В 1924 г. были образованы Мариупольско-Бердянская, Старобельская и Луганская раскольнические кафедры. На Луганское викариатство Донецко-Артёмовской епархии, преобразованное вскоре в самостоятельную кафедру, в 1924 г. был назначен «епископ» Вениамин, в нач. 1925 г. его сменил Георгий Прокопович, вскоре снявший сан. 3 июня 1925 г. в Луганск был переведен бывш. «архиепископ Днепропетровский» Павел Масленников, однако уже 22 апр. 1926 г. Луганскую кафедру занял Августин Вербицкий (по др. данным, Разумовский), бывш. «епископ Мариупольско-Бердянский». В кон. 1926 - 1-й пол. 1927 г. «епископ Луганский и Сумской» Августин находился в григорианском расколе. Позднее он примкнул к расколу Феофила Булдовского (лубенский раскол) и перерегистрировался как «епископ» в юрисдикции «Соборно-епископской православной церкви», в 1932-1933 гг. в документах он упоминается как «епископ Луганский и Донецкий». В февр. 1933 г. Августин был отправлен на покой и вскоре скончался, его сменил переехавший в Луганск из Харькова лжемитр. Булдовский, который стал настоятелем Троицкой ц., закрытой в авг. 1935 г., и Воскресенского собора, закрытого в окт. того же года.

Раскол Булдовского, поддерживаемый властями, имел прочные позиции в Донбассе. В дек. 1925 г. в Луганске состоялся 1-й окружной съезд духовенства и мирян «соборно-епископской» юрисдикции, на к-ром присутствовали 59 делегатов из 20 общин. Собор провозгласил своим архиереем архиеп. Иоанникия (Соколовского) и пригласил его переехать в Луганск. Окружной съезд лубенцев в Артёмовске в 1925 г. собрал 34 делегата. 12 февр. 1926 г. Луганский окружной админотдел передал лубенцам Казанский храм в Луганске. В сент. 1926 г. власти пытались передать этому расколу Петропавловский храм в Каменнобродском предместье Луганска. Архиеп. Иоанникий приехал, чтобы принять храм, но тихоновцы не пустили его, после чего Иоанникий уехал из Луганска. В 1927 г. власти выдворили из храма тихоновскую общину и передали его булдовцам. Рубеж 20-х и 30-х гг. XX в. в Донбассе был отмечен острым противостоянием обновленцев и булдовцев, при этом влияние последних в регионе снижалось, очевидно, из-за прекращения гос. поддержки их деятельности. В дек. 1929 г. в Луганске закрыли 2 храма булдовцев - Преображенский и Петропавловский на Каменном Броде.

Новый кафедральнй Свято-Владимирский собор в Луганске. 1995–2006 г. Фотография. 2014 г.
Новый кафедральнй Свято-Владимирский собор в Луганске. 1995–2006 г. Фотография. 2014 г.

Новый кафедральнй Свято-Владимирский собор в Луганске. 1995–2006 г. Фотография. 2014 г.

Для противодействия раскольникам в авг. 1923 г. было образовано каноническое Луганское окружное церковное управление, главой которого стал благочинный прот. Василий Сахновский, служивший в Никольском уездном соборе в Луганске (в окт. 1925 власти передали собор обновленцам). В 1925 г. викарий Днепропетровской епархии Александровский еп. Стефан (Адриашенко) назначил благочинным Луганского окр. и главой церковного уездного управления прот. Симеона Шалкинского, служившего в храме в с. М. Вергунка (ныне в черте Луганска). В марте 1927 г. прот. Симеон был арестован по обвинению в организации нелегального окружного управления. В 1926-1927 гг. Луганский окр. подчинялся еп. Макарию (Кармазину), которого на время ареста замещал прот. Кирилл Перевозников из Днепропетровска. Освободившись из тюрьмы, прот. С. Шалкинский вновь возглавил Луганский окр., о чем свидетельствует его письмо экзарху Украины митр. Киевскому и Галицкому Константину (Дьякову) от 20 нояб. 1933 г. Возглавляемый им Вознесенский приход в М. Вергунке оставался единственной в регионе общиной РПЦ до закрытия храма в февр. 1935 г., когда Шалкинского вынудили снять с себя сан. В сент.-окт. 1927 г. был разогнан Успенско-Серафимовский Раздабаровский женский мон-рь близ г. Сватово. В 1929 г. закрыты Покровский собор в Старобельске и Никольский собор в Луганске.

В принятом Синодом РПЦ «Положении об областных преосвященных» от 12 марта 1934 г. указано, что самостоятельный статус предоставляется Мариупольской епархии, охватывающей территорию Донецкой обл. (в которую входила тогда почти вся совр. Луганская обл.). В Мариуполе и прилегающих районах позиции РПЦ были сильными, обновленцы не смогли добиться роста приходов, и в 1935 г. обновленческая кафедра в Мариуполе была упразднена. На Луганщине обновленцы имели большое влияние, их приходы в 1928-1933 гг. состояли под управлением «епископа» Фотия (Топиро), в этот период шло активное распространение раскола в регионе. К нач. 1929 г. в Луганском окр. имелось 27 общин обновленцев, 25 общин булдовцев и 55 общин тихоновцев. В Артёмовском окр. были зарегистрированы 72 общины РПЦ, 20 общин обновленцев, 14 общин булдовцев и 3 общины Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). С дек. 1933 по июнь 1935 г. Луганской обновленческой епархией временно управлял настоятель Казанского собора в Луганске прот. Арсений Гусев. С июня 1935 по янв. 1936 г. епархию возглавлял «епископ» Владимир Ковин, после него обновленческие структуры в регионе пришли в упадок. Луганский окр. перешел в ведение обновленческого «архиепископа Сталинского» Иоакима Пухальского, к-рый в окт. 1936 г. дал согласие на передачу гос-ву Казанского собора в Ворошиловграде (ныне Луганск).

Ликвидация церковных общин Донбасса завершилась в 1936-1937 гг. К 1937 г. относятся последние сведения о существовании в регионе «соборно-епископских» приходов. В апр. 1937 г. Булдовский постановил открыть недействующий храм в пос. Сорокино (с 1938 Краснодон), настоятелем которого был назначен Максим Мельник. В авг. того же года Мельник был репрессирован, а Булдовский за несогласованное с властями открытие храма был выдворен из Донбасса. К началу Великой Отечественной войны в Донбассе действовали 2 храма, принадлежавшие обновленцам: Покровский храм в пос. Старомихайловка (ныне Марьинского р-на Донецкой обл.) и Вознесенский собор в Александровске (ныне в черте Луганска).

После оккупации Донбасса нем. войсками началось возрождение церковной жизни, в первую очередь в западной части Донбасса, занятой немцами вместе с г. Юзовка (до 1943 Сталино, с 1961 Донецк) в окт. 1941 г. В июле 1942 г. был оккупирован вост. Донбасс с Ворошиловградом, к-рому вернули название Луганск. Процесс церковного возрождения осложнялся деятельностью УАПЦ, пользовавшейся поддержкой нем. военной администрации и гражданских властей. Кроме того, на конфессиональную ситуацию оказывала значительное влияние деятельность вышедших из подполья различных направлений истинно православных христиан.

В связи с угрозой распространения в крае раскольнических течений представители духовенства Донбасса, желавшие сохранить верность Московскому Патриархату, создавали временные епархиальные управления и епархиальные советы, задачами к-рых были восстановление довоенных кафедральных соборов, координация деятельности районных благочинных, создание условий для прибытия в регион епископа. Оккупационные власти запрещали назначение епископов, поэтому церковными общинами временно управляли епархиальные и окружные благочиннические советы.

В авг. 1942 г. в Луганске были открыты Петропавловский и Казанский храмы. Староста Казанской ц. получил от городской управы разрешение на восстановление в Луганске центра православной епархии и кафедрального собора. В связи с тем что довоенный собор разрушили в 1935 г., Николаевский кафедральный собор был освящен 1 нояб. 1942 г. в здании бывш. главной синагоги Луганска, использовавшемся до войны под клуб. 1 сент. 1942 г. начало работу Луганско-Донецкое ЕУ, к-рое возглавил настоятель луганского Николаевского собора прот. Константин Анпилогов. Его юрисдикция охватывала центральную и юж. части совр. Луганской обл. и часть совр. Донецкой обл. Украины. При Петропавловском приходе в Луганске сложилась жен. монашеская община. Жен. мон-рь из 5 монахинь был организован в 1942 г. при храме в пос. Новоэкономическое Сталинской обл. Делалась попытка возродить монашескую жизнь в Славяногорске (ныне Святогорск). Сев. часть Луганщины, составлявшая ранее территорию Старобельского викариатства Харьковской епархии, перешла под управление Харьковского ЕУ, созданного в мае 1942 г.; в авг. того же года Полтавско-Лубенским епископом Автономной УПЦ был назначен Вениамин (Новицкий). Часть приходов на севере Луганщины признала над собой власть лжемитр. Харьковско-Полтавского УАПЦ Ф. Булдовского.

В нояб. 1942 г. создавалось ЕУ для г. Юзовки при благочинническом Александро-Невском храме в пос. Авдотьино (ныне в черте Донецка), настоятель которого прот. Евдоким Пальчевский был избран главой ЕУ. 1 дек. 1942 г. было получено разрешение на организацию ЕУ в Бахмуте, но из-за невозможности совершения богослужений в полуразрушенном кафедральном храме Бахмута центр ЕУ разместился в Енакиеве, его возглавил настоятель местного храма прот. Арсений Кнышев. Юж. часть Донбасса была подконтрольна назначенному 15 дек. 1942 г. епископом Мелитопольским и Таврическим Автономной УПЦ Серафиму (Кушнеруку). Не все приходы признали этого архиерея, стремившегося к сближению с УАПЦ. Часть духовенства на юге Донбасса подчинялась еп. Таганрогскому и Приазовскому Иосифу (Чернову). Приазовская часть совр. Донецкой обл. 20 мая 1943 г. вошла в новообразованную Мариупольскую епархию, которой управлял архиеп. Николай (Амасийский). По всей видимости, центр оккупированного Донбасса -Юзовка в Мариупольскую епархию не вошел. В дек. 1942 - янв. 1943 г. Луганск и Бахмут посетил еп. Екатеринославско-Запорожский Димитрий (Маган). Он служил в кафедральном соборе Луганска, в отдельных документах упоминается как «епископ Екатеринославский и Донецкий».

Православная Церковь на Луганщине в 1943-1991 гг.

14 февр. 1943 г. был освобожден от оккупантов Луганск, 8 сент.- Юзовка. Не позднее кон. 1943 г. в пределах Сталинской обл. была образована Сталинская епархия. 31 дек. 1943 г. Синод РПЦ принял решение о поручении еп. Ростовскому и Таганрогскому Елевферию (Воронцову) «разрешать дела и по Сталинской области». К тому времени статус кафедральных церквей в Донбассе имели Николаевский храм в Сталине, Николаевский храм в Ворошиловграде, Николаевский собор в Ворошиловске и Троицкий храм в Славянске. В 1943-1944 гг. церковной жизнью на Луганщине руководили настоятели кафедрального собора Ворошиловграда и благочинные Ворошиловградского окр.: свящ. Иоаким Олексюк (до сент. 1944), прот. Евфимий Качан (с сент. 1944).

Петропавловский собор в Луганске. 1793-1795 гг. Фотография. 2010 г.
Петропавловский собор в Луганске. 1793-1795 гг. Фотография. 2010 г.

Петропавловский собор в Луганске. 1793-1795 гг. Фотография. 2010 г.

Вскоре после освобождения Донбасса прошли аресты среди немногочисленных клириков региона. В 1943-1945 гг. были арестованы свящ. Иосиф Сухошин-Сухомлинов, открывший Петропавловский храм в Луганске, свящ. Феодор Ромашкевич из пос. Боково-Антрацит (ныне г. Антрацит), Иоанн Крещановский из Бахмута, Иоанн Колесников и Сергий Дурницкий, однако уже в нач. 50-х гг. все пятеро были амнистированы, что свидетельствует о фальшивости обвинений в коллаборационизме (ЦГАВОГВУ. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 128. Л. 207). Храм в Боково-Антраците был закрыт местными властями, что привело к массовым протестам жителей этого поселка и соседнего пос. Шарапкино в кон. 1943 - нач. 1944 г. В кон. 40-х гг. ХХ в. были репрессированы бывш. иподиаконы еп. Днепропетровско-Донецкого Димитрия (Магана) - псаломщик Кирилл Литвиненко, связанный с катакомбным движением, и свящ. Пантелеимон Козинский.

В документе Московской Патриархии от 14 апр. 1944 г. названы возрожденные в оккупационный период епархии юго-востока Украины, существование к-рых было признано священноначалием РПЦ: Днепропетровская, Запорожская, Ворошиловградско-Сталинская (ею временно управлял Днепропетровско-Запорожский архиеп. Андрей (Комаров)) (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 4. Л. 5). 19 мая 1944 г. Синод издал указ о назначении епископом Ворошиловградским свящ. Александра Петина по пострижении его в монашество. (Ранее собрание местного духовенства избрало на Ворошиловградскую кафедру благочинного Ворошиловградского окр. свящ. Иоакима Олексюка. В марте 1944 митр. Сергий (Страгородский) обсуждал эту кандидатуру с главой Совета по делам РПЦ Г. Г. Карповым, однако последний отверг это назначение из-за «антисоветских» проповедей Олексюка в период оккупации. По этому обвинению свящ. Иоаким 16 сент. 1944 был арестован и выслан в Казахстан.) 21 мая 1944 г. иером. Никон (Петин) был хиротонисан во епископа Ворошиловградского, викария Днепропетровской епархии. В янв. 1945 г. он уже именуется как самостоятельный епископ Ворошиловградский и Сталинский, в документе от 21 февр. 1945 г. впервые назван епископом Донецким и Ворошиловградским. 10 марта 1945 г. последовало решение Синода о назначении еп. Никона на Львовско-Тернопольскую кафедру, 18 апр. это решение было отменено ввиду незнания им укр. языка.

Поселившись в Ворошиловграде, еп. Никон приступил к организации епархиального управления. В 1945-1947 гг. в Ворошиловграде работала епархиальная канцелярия, которой заведовали священники Николай Клебановский (1945-1947) и Николай Гаврилов (с 1947). Была введена должность уполномоченного ЕУ по Сталинской обл. В 1944-1945 гг. эту должность занимал прот. Гавриил Коханов, настоятель Никольского храма в Сталино-Заводском р-не г. Сталино, в 1945-1946 гг.- прот. Петр Сергеев, настоятель Никольского храма при железнодорожной станции Сталино. В 1946 г. еп. Никон образовал секретариат Ворошиловградской епархии по Сталинской обл.; глава секретариата, которым стал свящ. Гавриил Коханов, получил должность уполномоченного представителя епископа по Сталинской обл. Однако из-за протестов уполномоченного Совета по делам РПЦ архиерей в 1947 г. упразднил секретариат и с того времени работал непосредственно с благочинными. В 1947 г. был образован Ворошиловградско-Донецкий епархиальный совет. 6 мая 1947 г. указом еп. Никона организован епархиальный миссионерский совет. В 1947 г. в Ворошиловграде по инициативе еп. Никона были проведены 3-месячные богословско-пастырские курсы для духовенства, на к-рых преподавали архим. Нафанаил (Смердынский) и проф. богословия И. Г. Айвазов.

К 1 окт. 1944 г. в епархии насчитывался 361 приход. В Ворошиловградской обл. имелось 128 приходов, служили 150 священников, в Сталинской обл. было 233 общины и 196 священников. В 1946 г. в Ворошиловградской обл. действовали 129 приходов (в 1945 открылся храм в с. Иллирия Успенского р-на), в Сталинской обл.- 215 приходов. Борьба прихожан за возможность зарегистрировать правосл. общину в пос. Боково-Антрацит увенчалась успехом, и постановлением Совета по делам РПЦ от 18 июля 1947 г. данный приход получил регистрацию. Тогда же был открыт новый храм в с. Щетинине Боково-Антрацитовского р-на. Еп. Никон добивался у властей разрешения на восстановление в Ворошиловградской обл. закрытых в 20-х гг. XX в. мон-рей: старобельского в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Раздабаровского, указывая на тот факт, что группа монахинь бывш. старобельского Скорбященского мон-ря хочет легализоваться. Власти отказали и вскоре перешли к репрессиям в отношении тех, кого считали организаторами тайных монастырей или нелегальных приходских общин. Были арестованы свящ. Сергий Петров из Первомайска (1945), мон. Антония (Смирнова) из г. Кременная (1946).

В 1945 г. в Ворошиловградской обл. ряд клириков были удостоены гос. наград за сотрудничество с партизанским движением, за активное участие в сборе средств в пользу Советской Армии и на восстановление Донбасса (начат в 1945 по решению еп. Никона): прот. Иоанн Рашкевич (г. Попасная), свящ. Леонтий Яржемский (Каменнобродский приход в Луганске, в период оккупации являлся духовником Луганского благочиннического окр.), Яков Войченко (г. Верхний Лисичанского р-на), Михаил Терещенко (пос. Алмазное Кадиевского р-на), Василий Попов (ст. Верхне-Теплая Верхнетепловского р-на).

Местные власти решительно пресекали попытки совершения несанкционированных богослужений, несмотря на то что количество действующих храмов не удовлетворяло нужд верующего населения. Так, в 1946 г. свящ. Иоанн Кутепов из с. Малоивановка открыл домовый храм в с. Юрьевка Александровского р-на, за что был подвергнут строгому взысканию, храм разобрали. Был наказан свящ. Михаил Могущий, настоятель прихода в пос. Первомайка Краснодонского р-на, который освятил колодец и установил часовню над ним. В 1950 г. за аналогичное нарушение был судим свящ. Никанор Городовников из с. Святогоровка Добропольского р-на, благодаря к-рому в епархии стал почитаемым чудотворный источник близ Святогоровки. В 1946 г. за самовольное служение литургий в частном доме в райцентре Троицкое был снят с регистрации свящ. Николай Крахмалев. В янв. 1946 г. уполномоченный по делам РПЦ по Ворошиловградской обл. П. Кариков запретил совершать на Богоявление крестный ход к р. Лугань и настоял на проведении водосвятного молебна в ограде храма (ЦГАВОГВУ. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 23. Л. 171). Тяжелые последствия для церковной жизни имел голод 1946-1947 гг., в этих условиях мн. клирики покинули Донбасс, прежде всего северную, аграрную часть Луганщины, наиболее пострадавшую в этот период.

В кон. 40-х - нач. 50-х гг. XX в. проводились аресты и высылки нелояльных по отношению к власти клириков в связи с обвинением их в проведении нелегальных крестных ходов, совершении богослужений за пределами храмов и т. п. Так, в 1947 г. был арестован свящ. Симеон Калинин из г. Попасная Ворошиловградской обл., в 1950 г.- свящ. Михаил Раевский из г. Дебальцево Сталинской обл. Широко практиковалось изъятие у Церкви вместительных храмов в обмен на неприспособленные здания. Так произошло в 1948 г. с Вознесенской ц. в с. М. Вергунка, с Георгиевской ц. в Б. Вергунке, с храмом в Ровеньках. По предписанию Совета по делам РПЦ от 15 окт. 1949 г. епархия освободила здание Николаевского кафедрального собора в Ворошиловграде, клирики собора были переведены в Петропавловский храм в Каменнобродском р-не Ворошиловграда. Никольской общине власти выделили частный дом на окраине города, в пос. Гусиновка, к-рый было позволено перестроить под храм. Освящение новопостроенного Николо-Преображенского собора состоялось в 1951 г. При этом кафедральным остался Петропавловский храм.

В 1949 г. были закрыты храмы в селах Осиново Новопсковского р-на, Куземовка и Райгородка Сватовского р-на, Курячевка Старобельского р-на, Литвиновка Евсугского р-на, в поселках Успенка, Серебрянка Лисичанского р-на, в с. Гречишкине Новоайдарского р-на. После жалоб в Москву членов общины и епископа приход в с. Гречишкине был восстановлен в янв. 1950 г. В том же году закрылся храм в с. Заайдаровка (ныне Новопсковского р-на), в 1951 г.- храм в с. Закотном Новопсковского р-на. К 1952 г. в Ворошиловградской обл. насчитывалось 122 зарегистрированные общины, в Сталинской обл. на регистрации состояли 195 общин. В 1952 г. впервые со времен безбожной пятилетки власти в Донбассе вернулись к практике изъятия храмов под зернохранилища. Так, Сталинский облисполком принял решение о «временной засыпке зерна в церковное здание» в с. Новоивановка Амвросиевского р-на. В ответ на жалобу еп. Никона Совет по делам РПЦ подтвердил правомерность этих действий своим постановлением от 2 окт. 1952 г. Местные власти обещали вернуть храм после того, как в селе построят новое зернохранилище, однако не сдержали обещание, и в 1956 г. приход в Новоивановке был снят с регистрации, здание храма официально изъято в пользу гос-ва.

В 1947 г. у еп. Никона возник конфликт с уполномоченным по делам РПЦ по Сталинской обл. из-за изъятия Троицкого собора в Славянске, что негативно повлияло на дальнейшие отношения архиерея с властями. 3 авг. 1948 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий I издал указ о поручении еп. Донецкому и Ворошиловградскому Никону временного управления Одесской епархией. Решением Синода от 21 окт. 1949 г. Никон был назначен епископом Херсонским и Одесским с оставлением за ним управления Ворошиловградско-Сталинской епархией, что предполагало переезд архиерея из Ворошиловграда в Одессу.

16 апр. 1956 г. в Одессе архиеп. Никон скончался. Синодальным решением от 25 апр. 1956 г. временно управляющим Ворошиловградско-Сталинской епархией был назначен архиеп. Одесский и Херсонский Борис (Вик), также являвшийся экзархом в Сев. и Юж. Америке. Он прибыл в Ворошиловград 28 нояб. 1956 г. Архиеп. Борис предпринял попытку организовать церковно-административный аппарат в Ворошиловградской и Сталинской областях. Указом от 6 дек. 1956 г. он возобновил в Ворошиловграде деятельность епархиального совета (прекратившуюся в связи с кончиной архиеп. Никона), главой к-рого и секретарем Донецко-Ворошиловградского ЕУ стал прот. Николай Панченко из Ворошиловграда, секретарем ЕУ по Сталинской обл. и благочинным Сталинского окр. был назначен прот. Роман Дуравкин, настоятель храма в пос. Калиновка Сталинского горсовета. По требованию властей архиеп. Борис исключил из епархиального совета бывш. секретаря епархии прот. Григория Гавриленко и бывш. благочинного Ворошиловградского окр. прот. Евфимия Качана. Архиеп. Борис перевел в Сталинскую обл. настоятеля прихода в Старобельске архим. Амвросия (Торопченко), вокруг к-рого организовалась группа насельниц бывшего старобельского Скорбященского жен. мон-ря. Несмотря на такие уступки, уже в 1958 г. отдельный секретариат ЕУ по Донецкой обл. пришлось по требованию властей упразднить. Вместо него существовал епархиальный совет при Донецкой кафедре, к-рый в 1959 г. возглавил благочинный Луганского городского окр. прот. Василий Пожарский. Половина членов совета была с Луганщины, половина - с Донечщины. Фактически центр епархии продолжал находиться в Луганске. По благословению архиеп. Бориса епархиальный совет 19 мая 1958 г. издал циркуляр для благочинных об усилении антисектантской работы в связи с распространением в регионе сект (ЦГАВОГВУ. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 212. Л. 165).

С 28 дек. 1956 по 8 сент. 1958 г., на время отпуска архиеп. Бориса по болезни, временно управляющим Ворошиловградско-Донецкой епархией являлся еп. Балтский и викарий Одесской епархии Донат (Щёголев). В нач. 1958 г. митр. Крутицкий Николай (Ярушевич) внес предложение о разделении Донецко-Ворошиловградской (с марта 1958 Донецко-Луганской) епархии на 2 обл. епархии под упр. еп. Доната. Архиеп. Борис в дек. 1958 г., в условиях развертывания новой антицерковной кампании (см. в ст. Хрущёв Н. С.), обратился к уполномоченному по Сталинской обл. К. Черноморченко с просьбой, чтобы тот «через Совет по делам РПЦ высказал мнение о ненадобности в самостоятельном епископе в Донецкой и Луганской епархиях, чтобы в Москве убедительно подсказали патриарху и митр. Крутицкому» (ЦГАВОГВУ. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 212. Л. 162).

В нач. 1958 г. в Донецко-Ворошиловградской епархии насчитывалось 308 приходов, из них 188 - в Сталинской обл. и 120 - в Луганской обл. В 1958 г. на Луганщине были закрыты храмы в селах Первомайка Сватовского р-на, Давыдово-Никольское Новосветловского р-на, Петровка Верхнетепловского р-на, Бараниковка Беловодского р-на. Массовыми протестами прихожан и столкновениями с милицией сопровождалось закрытие церквей в 1960 г. в пос. Красный Яр Луганского горсовета и в пос. Алмазная Кадиевского горсовета. В нач. 1962 г. уполномоченный по делам РПЦ по Луганской обл. заявил митр. Борису (Вику) о необходимости освободить здание Петропавловского кафедрального собора в Луганске, к-рое до 1941 г. использовалось под кинотеатр. Вместо собора епархия передала Луганскому горкоммунхозу здание Донецко-Луганского ЕУ, сотрудники ЕУ перешли работать в дом на окраине города, ранее принадлежавший митр. Борису. (Позднее глава Совета по делам РПЦ при СМ Украинской ССР Г. П. Пинчук обвинил луганского уполномоченного П. Голощапова в «нечистоплотной сделке с духовенством».) Второй кафедральный храм епархии - Никольский собор в пос. Шахтостроитель (в черте Донецка) - был закрыт в 1963 г., новым местом служения архиерея стал Никольский собор в пос. Ларинка (в черте Донецка). Общине закрытого собора выделили в порядке компенсации маленький частный дом в том же районе Донецка. В Луганске постановлением Совета по делам РПЦ от 14 сент. 1961 г. были закрыты Вознесенский храм в М. Вергунке, переоборудованный под магазин, и Казанский храм, позже снесенный. В 1962-1963 гг. Голощапов требовал закрыть Никольский храм в Коммунарске, но благодаря активному сопротивлению общины и священнослужителей (2 клирика прихода были судимы и лишились регистрации) храм удалось отстоять.

16 нояб. 1962 г. митр. Борис (Вик) был освобожден от управления Донецко-Луганской епархией, к-рая перешла в непосредственное ведение Московской Патриархии (в 1962-1963 ее окормлял еп. Дмитровский и викарий Московской епархии Пимен (Извеков; впоследствии патриарх Московский и всея Руси)), в 1963-1964 гг. епархия подчинялась митр. Киевскому и экзарху Украины Иоанну (Соколову). В 1962 г. ввиду преклонного возраста был уволен секретарь Донецко-Луганского ЕУ прот. Иоанн Пожарский, настоятель Николо-Преображенского собора в Луганске, его дела принял благочинный Донецкой обл. прот. Иоанн Левицкий. В 1962-1964 гг. центр Донецко-Луганской епархии и штат ЕУ находились в Донецке, епархиальный совет с 1963 г. возглавлял прот. Григорий Гавриленко, благочинный Донецкого городского округа. Инициатором такого переноса был митр. Борис, стремившийся усилить контроль за приходской жизнью и церковным окормлением зап. части Донбасса. ЕУ вернулось в Луганск в 1964 г., когда местное духовенство избрало новый состав епархиального совета, к-рый возглавил прот. Николай Гаврилов, клирик Николо-Преображенского собора в Луганске.

С 30 марта 1964 по 25 мая 1965 г. Донецко-Луганская епархия находилась под управлением Киевского митр. Иоасафа (Лелюхина). У него возник конфликт с прот. Н. Гавриловым, к-рый в нач. 1965 г. указом митрополита был уволен с должности главы епархиального совета. В дек. 1964 г. митр. Иоасаф направил письмо патриарху Алексию I с отчетом о своих действиях по руководству Луганской епархией (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 156). 25 мая 1965 г. митр. Иоасаф был отстранен от управления Донецко-Луганской кафедрой. Причинами стали роспуск им епархиального совета и присвоение всех его полномочий, массовое увольнение с приходов духовенства и пособничество властям в закрытии храмов Донбасса, что привело к массовым жалобам местного духовенства в Патриархию.

В 1965-1990 гг. епархия находилась в ведении архиеп. Одесско-Херсонского Сергия (Петрова). Архиерей по 3-4 раза в год совершал поездки по приходам Донбасса. Не позже 1969 г. епархия начала в документах именоваться как Луганская и Донецкая, о чем свидетельствуют новая печать ЕУ и новые епархиальные бланки; примечательно, что даже после переименования Луганска в 1970 г. в Ворошиловград в обозначении епархии сохранилось старое название города. Епархиальный совет остался в Луганске (Ворошиловград). Вместо ранее существовавших должностей обл. благочинных были учреждены должности секретарей митр. Сергия по каждой области, координировавших работу местного духовенства: по Донецкой обл. секретарем в 1969 г. стал прот. Александр Шокало из Горловки, по Ворошиловградской обл.- прот. Борис Панов, они также являлись членами епархиального совета, отвечали за контакты с обл. уполномоченными. Архиеп. Сергий в кон. 60-х гг. ХХ в. поставил вопрос об открытии (замещении ранее существовавшей) епископской кафедры для Донбасса в Донецке или Жданове (ныне Мариуполь), но власти не разрешили. В 1979 г. архиерей ходатайствовал перед Советом по делам религий при СМ СССР о строительстве нового здания ЕУ в Ворошиловграде и о назначении архиерея на Луганско-Донецкую кафедру. На эти просьбы также был получен отказ.

К 1965 г. в епархии насчитывалось 160 зарегистрированных приходов, из них 94 в Донецкой обл., 66 в Луганской обл. В результате антирелиг. кампании 1958-1964 гг. число приходов уменьшилось почти вдвое. Подверглись преследованиям мн. клирики, сопротивлявшиеся закрытию храмов. В 1961 г. был арестован свящ. Сергий Петров (пос. Голубовка Кадиевского р-на), в 1963 г. арестованы свящ. Михаил Быкодоров из Луганска и свящ. Иоанн Колесников из Коммунарска, в 1964 г.- свящ. Борис Толстопятенко (г. Зимогорье). В 1962 г. подвергся аресту свящ. Борис Науменко (пос. Павловка Свердловского горсовета) за попытку сорвать антирелиг. лекцию атеистического пропагандиста Е. К. Дулумана. Клирик был приговорен к году заключения, после освобождения указом архиерея восстановлен на прежнем приходе и представлен к церковной награде, что вызвало недовольство уполномоченного.

В кон. 60-х гг. ХХ в. закрытие храмов возобновилось. В 1967 г. в Луганской обл. были упразднены храмы в с. Хорошем (ныне Славяносербского р-на, храм переоборудовали под клуб) и в с. Чугинка Станично-Луганского р-на, временный молитвенный дом в Миусинске. В 1968 г. снята с регистрации община в г. Снежное Донецкой обл., в 1969 г. закрыт храм в пос. Павловка Свердловского горсовета Луганской обл., в 1970 г. снята с регистрации община в с. Золотой Колодезь Добропольского р-на Донецкой обл. В 1971 г. закрыт храм в пос. Калиново Лисичанского р-на. В 1973 г. изъята под клуб старинная церковь в с. Ст. Айдар Станично-Луганского р-на. В следующем году были закрыты храмы в с. Штормове Новоайдарского р-на и в с. Петровском Волновахского р-на Донецкой обл. В 1975 г. снята с регистрации община в с. Знаменовка Александровского р-на Донецкой обл. В 1976 г. закрыли храм в пос. Ольгинка Волновахского р-на Донецкой обл., в 1977 г. была изъята под клуб Успенская ц. в с. Фёдоровка Великоновоселковского р-на Донецкой обл.

Серьезным конфликтом с прихожанами обернулась попытка уполномоченного по Донецкой обл. закрыть Пантелеимоновский храм в г. Артёмово. Местные рабочие активно поддержали священника, возникла угроза забастовок и др. акций протеста. 30 окт. 1980 г. Совет по делам религий при СМ СССР вынес решение об отказе от снятия с регистрации общины. В 1981 г. лишились регистрации общины в с. Покровском Артёмовского р-на Донецкой обл. и в пос. Белолуцк Новопсковского р-на. В 1982 г. закрыт храм в с. Новороссошь Новопсковского р-на. В нек-рых случаях принималось решение о закрытии и сносе храма. В 1983 г. со снятием с регистрации общины в с. Николаевка Попаснянского р-на Ворошиловградской обл. принято постановление о «сносе молитвенного здания как непригодного к дальнейшему использованию». Последним из антицерковных актов было решение Совета по делам религий от 21 февр. 1985 г. о снятии с регистрации общины в с. Герасимовка Станично-Луганского р-на и о сносе молитвенного здания. В 1986 г. был урегулирован конфликт местных властей с общиной Рождество-Богородичного храма в г. Красный Луч Ворошиловградской обл., к-рую облагали штрафами за попытку расширения церковного здания. 24 нояб. было принято разрешительное постановление о завершении реконструкции церкви.

К нач. 1988 г. в епархии насчитывалось 143 зарегистрированных прихода, из них 88 в Донецкой обл. и 55 в Ворошиловградской обл. В 1988 г. в ходе перестройки был возобновлен ряд храмов. Первым стало решение Совета по делам религий при СМ СССР от 28 янв. 1988 г. о регистрации общины в г. Дружковка Донецкой обл. 14 окт. возвращен храм в с. Новокраснянка Кременского р-на Ворошиловградской обл. 28 окт. зарегистрирована община в пос. Ясеновском Ровеньковского горсовета Ворошиловградской обл. 16 нояб. открыт храм в Кировске Ворошиловградской обл. 14 окт. принято решение о регистрации Никольской общины в Жданове Донецкой обл. и о проведении реконструкции молельного дома, рядом с к-рым в 1989 г. началось строительство Никольского собора (окончено в 1993). 16 нояб. 1988 г. впервые в практике местных уполномоченных общине РПЦ в Волновахе разрешили разобрать ветхий храм и построить новый, а в с. Дмитровка Шахтёрского р-на Донецкой обл. было разрешено восстановить сгоревшую церковь.

Более 20 храмов было возвращено верующим в 1989 г. В Ворошиловградской обл.: в с. Ст. Айдар Станично-Луганского р-на, в пос. Павловка Свердловского горсовета, в с. Николаевка Попаснянского р-на, в с. Городище Беловодского р-на, в с. Смолянинове Новоайдарского р-на, в г. Попасная, в пос. Новосветловка Краснодонского р-на, в с. Гречишкине Новоайдарского р-на, в с. Новороссошь Новопсковского р-на, в с. Варваровка Кременского р-на, в с. Хорошем Славяносербского р-на, в пос. Красный Кут Антрацитовского р-на, в с. Благовка Ровеньковского р-на. В Донецкой обл.: в пос. Николаевка Славянского горсовета (общине позволили начать строительство нового храма вместо временного молитвенного здания), в пос. Володарское, в г. Горняк, в г. Иловайске, в г. Макеевка, в пос. Зайцево (в черте Горловки), в Новоазовске, в пос. Владимировка Волновахского р-на, в пос. Благодатное Волновахского р-на, в с. Грабове Шахтёрского р-на.

В связи с увеличением числа приходов в Донецкой и Ворошиловградской (с 1990 Луганской) областях для управления ими 13 дек. 1988 г. был хиротонисан еп. Славянский, викарий Одесской епархии Иоанникий (Кобзев). 19 февр. 1990 г. еп. Иоанникий стал епископом Донецким и Ворошиловградским (с мая 1990 Донецкий и Луганский). Еп. Иоанникий жил в Луганске из-за отсутствия в Донецке вместительного кафедрального собора и епархиального дома.

Появление в Донбассе епископа активизировало процесс церковного возрождения. В 1990 г. были зарегистрированы многие общины, открыты храмы или получено разрешение на строительство молитвенных зданий. В Луганской обл.: в с. Алексеевка Белокуракинского р-на, в с. Ребрикове Антрацитовского р-на, в г. Счастье (в черте Луганска), в пос. Бирюково и в с. Астахове Свердловского р-на, в г. Теплогорске (ныне Ирмино), в с. Першозвановка Лугутинского р-на, в пос. Есауловка Антрацитовского р-на, в пос. Щетово Антрацитовского горсовета, в с. Герасимовка Станично-Луганского р-на, в с. Пархоменко Краснодонского р-на, в пос. Белолуцк Новопсковского р-на, в пос. Селезнёвка Перевальского р-на, в с. Мостки Сватовского р-на, в пос. Славяносербск, в Миусинске, в пос. Нижнее Первомайского горсовета. В Донецкой обл. получили регистрацию общины: в Донецке (приход получил дом для перестройки его в ц. во имя прав. Иоанна Кронштадтского), в г. Волноваха, в Артёмовске, в г. Снежное, в Шахтёрске, в с. Звановка Артёмовского р-на.

Луганская епархия в 1991-2015 гг.

6 сент. 1991 г. от Донецкой епархии была отделена Луганская и Старобельская епархия, правящим архиереем которой стал еп. Иоанникий (Кобзев; с 7 апр. 1993 архиепископ, с 19 июня 2002 митрополит). В сент.-окт. 1991 г. в Донбассе насчитывалось 275 зарегистрированных правосл. общин, в т. ч. 122 в Луганской обл., 153 в Донецкой обл. В 1994 г. в Луганской обл. насчитывалось 145 приходов и мон-рь УПЦ, в клире епархии состояли 201 священнослужитель, 11 монашествующих, действовали 5 воскресных школ.

В нояб. 1996 г. открылась духовная школа в Алчевске, в 1999 г. она была зарегистрирована как ДУ, в 2002 г. получила от Синода УПЦ статус ДУ с 3-годичным курсом обучения. Постановлением Синода УПЦ от 23 дек. 2010 г. на базе Луганского ДУ был открыт Луганский богословский ун-т арх. Михаила. В дек. 1996 г. начало работу Свято-Владимирское ДУ при одноименном соборе в Свердловске. В 1998 г. постановлением Синода было образовано церковнопевческое уч-ще в г. Красный Луч, однако уже в следующем году оно прекратило работу. К 2000 г. в Луганской обл. были зарегистрированы в юрисдикции УПЦ 262 прихода, 2 мон-ря, 349 священнослужителей и 17 монашествующих, духовное учебное заведение с 30 слушателями, 14 воскресных школ, периодическое издание.

В сент. 2002 г. в Луганске начала работу правосл. гимназия им. мц. Татианы. В 2005 г. в Луганске открыто епархиальное ДУ, при к-ром в 2007 г. образовано регентское отделение. 19 марта 2006 г. состоялось освящение новопостроенного Владимирского кафедрального собора в Луганске.

31 мая 2007 г. от Луганской епархии отделилась Северодонецкая и Старобельская епархия, после чего Луганская кафедра получила совр. название. На время разделения епархия насчитывала 345 приходов, 4 монастыря, в клире состояли 458 священнослужителей и 30 монашествующих, действовали 2 духовных учебных заведения с 25 слушателями, имелось 58 воскресных школ и выходили 8 периодических изданий. 24 нояб. 2009 г. решением Синода УПЦ было учреждено Ровеньковское викариатство Л. и А. е. 20 июля 2012 г. митр. Иоанникий был почислен на покой с назначением почетным настоятелем Николо-Преображенского собора в Луганске, новым правящим архиереем стал архиеп. Митрофан (Юрчук), возведенный 28 авг. 2014 г. в сан митрополита. 5 янв. 2013 г. была образована Ровеньковская и Свердловская епархия в результате выделения из состава Л. и А. е. Антрацитовского, Краснодонского, Лутугинского и Свердловского р-нов Луганской обл. и прилежащих городов областного подчинения. Из Северодонецкой епархии в Луганскую тем же синодальным решением были переведены Беловодский, Марковский и Меловский р-ны Луганской обл.

К 2014 г. в Луганской обл. в юрисдикции УПЦ были зарегистрированы 408 приходов, 5 мон-рей, 595 священнослужителей, 48 монашествующих, 245 воскресных школ, 5 периодических изданий.

6 дек. 2019 г. решением Синода Украинской Православной Церкви на вновь учрежденную викарную Беловодскую кафедру был избран архим. Павел (Валуев). 9 дек. в храме преподобных Антония и Феодосия он был харотонисан во епископа Беловодского, викария Луганской епархии. Богослужение возглавил митр. Киевский Онуфрий (Березовский).

Святыни и крестные ходы на Луганщине

С нач. XX в. местами паломничества являлись «святая купель» близ с. Новопавловка (ныне в черте Миусинска) и «святая криница» в урочище Рассыпная Балка (близ с. Малоивановка, ныне Перевальского р-на). Как сообщал в 1958 г. уполномоченный по делам РПЦ по Луганской обл., эти места почитались катакомбникам» и священнослужителями РПЦ, которые неоднократно организовывали там молебны, заботились об устройстве часовен. В нач. 60-х гг. XX в. в рамках кампании по борьбе с паломничествами власти закрыли доступ к этим местам. Тем не менее в Новопавловке массовое посещение источника продолжалось до 1967 г., когда власти закрыли Покровский храм в селе. Был широко известен также св. источник в урочище Киселева Балка (близ с. Чугинка Станично-Луганского р-на), связанный с явлением в этом месте Богоматери в 1924 г. В нач. 60-х гг. власти засыпали источник. В 1991 г. здесь возобновились регулярные богослужения, в 2001 г. был освящен Благовещенский храм. Почитаются источники св. Антипы в пос. Нагольно-Тарасовка Ровеньковского горсовета, св. Пантелеимона близ с. Закотного Новопсковского р-на и Дмитриева криница близ с. Осинова Новопсковского р-на, связанная с деятельностью местного подвижника Димитрия Горского († 1828).

В 2009 г. была обретена считавшаяся утраченной местночтимая Луганская икона Божией Матери, хранившаяся в Петропавловском кафедральном соборе Луганска после своего явления в 1905 г. С 2013 г. образу совершается празднование в пределах Луганской епархии 15 июня. Возведенный в 2000 г. памятник Божией Матери в центре Луганска повторяет изображение на данной иконе.

Бывшие общины РПЦЗ и истинно православных христиан на Луганщине

В 90-х гг. XX в. в регионе появились общины Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), апеллировавшие к традициям истинно православных христиан. В РПЦЗ к истинно православным и катакомбным общинам ошибочно причисляли иосифлян, общины к-рых были распространены в 30-х гг. XX в. в регионе. Однако иосифлянские приходы до нач. 30-х гг. имели регистрацию как общины РПЦ, они были легальными. К иосифлянам относились Старобельский еп. Павел (Кратиров), живший в Харькове, и Донецко-Бахмутский еп. Иоасаф (Попов), к-рый не получил разрешения служить в Донбассе и жил в Новомосковске. В НКВД считали, что в «Харьковский филиал Истинно православной церкви (ИПЦ)» входили группы в городах Сталино, Дебальцево, Кадиевка, Мариуполь, Попасная и Свердловск. Представителями истинно православного движения в регионе были буевцы. Власть еп. Алексия (Буя) с мая 1928 г. признавал Кременский благочиннический округ во главе с прот. Григорием Поповым. В округ входили Дружковский, Изюмский, Рубежновский, Сватовский, Краснолиманский р-ны. Заместителем Попова стал настоятель храма в Часовом Яре прот. Павел Линницкий, к-рый в нач. 30-х гг. XX в. перешел на нелегальное положение. К буевцам присоединилась община Раздабаровского женского мон-ря под рук. игум. Херувимы (Дмитриевской), хотя обновленцы в своих изданиях утверждали, что обитель тяготеет к обновленчеству. В 1939 г. были репрессированы представители ИПЦ: архим. Димитрий (Танин), игум. Амвросий (Горобченко), иером. Иаков (Зеленский), мон. Надежда (Бурякова).

Др. направление истинно православных христиан в регионе - подгорновцы (стефановцы). Их общины существовали в Горловском, Чистяковском р-нах, в Макеевке и Никитовке, а также на северо-востоке Донбасса, на территории созданной в 1938 г. Ворошиловградской обл. В 1929 г. дочь основателя движения игум. Евдокия (Подгорная) основала подпольный Крестовоздвиженский монастырь в Дебальцеве, где с 1927 г. существовал приход подгорновцев. Иером. Исаия (Кушнарёв) в 1927 г. организовал общину подгорновцев в г. Верхний (ныне в черте Лисичанска). Руководители общины - иером. Кирилл (Черненко) и мон. Надежда (Ковалёва) - были арестованы в 1945 г. В июне-сент. 1943 г. иером. Кирилл (Черненко) пытался зарегистрировать общину при легально открытом Никольском храме в с. Николаевка Попаснянского р-на. После отказов и угроз со стороны властей он перешел на подпольное положение и открыл в хозяйственном помещении на окраине Лисичанска тайный храм. Там же существовал нелегальный скит монахинь бывш. Раздабаровского мон-ря, к-рым руководила игум. Параскева (Дыбина; † 1944), скит состоял под окормлением иером. Кирилла. В 1946 г. арестовали мон. Антонию (Смирнову) из г. Кременная. В кон. 40-х гг. в Новоайдарском р-не фиксировались нелегальные «кочующие священники», проповедовавшие о скором конце света.

Ворошиловградский еп. Никон (Петин) стремился к диалогу с истинно православным подпольем, нек-рых представителей движения он присоединил к РПЦ. В 1945 г. еп. Никон «в целях приближения к православию» рукоположил во диакона 77-летнего «духовного старца» Филиппа Горбенко из Ворошиловграда; старец, имевший славу провидца, в кон. 20-х гг. XX в. был тесно связан с действовавшей на Луганщине группой иоаннитов. В нач. 50-х гг. уполномоченный констатировал, что старец Филипп и его сторонники действуют нелегально, храмы РПЦ почти не посещают, совершают богослужения на дому. (Могила диак. Филиппа, умершего в 1956 и похороненного в Луганске, в наст. время пользуется почитанием, в 2005 над ней построили часовню.) 15 марта 1948 г. еп. Никон присоединил к РПЦ бывш. катакомбника игум. Варсонофия (Юрченко) и назначил его настоятелем Покровского храма в Краматорске. В 1950 г. игум. Варсонофий был снят с регистрации за то, что организовал при храме «подпольную монашескую общину». В причастности к этому подполью был обвинен и сменивший в 1950 г. Варсонофия в должности настоятеля храма в Краматорске архим. Онуфрий (Сусленко). В кон. 40-х гг. ХХ в. были репрессированы несколько монахинь бывшего старобельского Скорбященского мон-ря, пытавшиеся через еп. Никона легализовать обитель. В Старобельске и окрестностях в 1947 г. жили 33 монахини и 42 послушницы, однако далеко не все они, вероятно, относились к истинно православному подполью. В 1947 г. за «пропаганду идей ИПХ» был снят с регистрации и вскоре арестован свящ. Григорий Шимко из с. Михайловка Ворошиловского р-на. В рамках кампании по борьбе с нелегальными формами религ. жизни органы госбезопасности в 1951 г. объявили об обнаружении и о ликвидации подпольного монастыря ИПЦ в окрестностях Ворошиловграда; в нач. 50-х гг. прошли аресты в др. истинно православных общинах Донбасса. В нач. 60-х гг. ХХ в. небольшие группы истинно православных христиан были зафиксированы в Луганске и Донецке.

В 1992 г. получила регистрацию 1-я в Донбассе община РПЦЗ - приход «Российской свободной православной церкви» в пос. Фащевка Антрацитовского р-на. В 1997 г. в юрисдикции «Российской православной автономной церкви» (суздальского раскола) зарегистрирован приход блж. Ксении Петербургской в Суходольске Луганской обл. В февр. 2001 г. настоятель общины иером. Геронтий Рынденко был поставлен во «епископа Суходольского, викария Суздальской митрополии». После смерти Рынденко в 2008 г. «епископом Суходольским» стал Иаков Антонов-Антониади. Три общины РПЦЗ митр. Виталия получили в 2006 г. регистрацию как «приходы Одесской епархии Российской истинно православной Церкви»: Казанский приход в г. Краснодоне, Михайловский в пос. В. Краснянка Краснодонского р-на и Иверско-Богородичный в с. Новоанновка того же р-на.

В 2007 г. группа истинно православных христиан в Новоайдарском р-не, заявившая о выходе из подполья, зарегистрировала «Фонд св. Иоанна Иерусалимского», связанный с раскольнической ИПЦ Рафаила; была также создана независимая группа «Самостоятельная православная церковь». Обе организации сначала относились к Донецкой епархии ИПЦ Рафаила с центром в пос. Кирово Донецкой обл. (руководитель - «епископ» Виталий Гуменюк). В марте 2013 г. зарегистрирована Пантелеимоновская община ИПЦ в с. Дмитровка Новоайдарского р-на, глава к-рой, А. В. Стешенко, с 2011 г. известен в ИПЦ Рафаила как «епископ Луганский и Старобельский Никодим». В 2014 г. он вышел из ИПЦ Рафаила и объявил о создании самостоятельной конфессии - «Автономной Украинской ИПЦ» с центром в пос. Новоайдаре (не зарегистрирована).

К 2014 г. в Луганской обл. официально действовали община РПЦЗ митр. Виталия, 2 общины Российской ИПЦ.

За одно из ответвлений истинно православных христиан выдают себя в регионе общины секты «Богородичный центр»: зарегистрированная в 1991 г. в Донецке община «Православной церкви Божией Матери Преображающейся» и зарегистрированная в 2000 г. в Луганске община «Православной церкви Божией Матери Державной». С 2005 г. в Луганске и Красном Луче существуют «независимые православные общины» либерально-экуменического и неопятидесятнического толка, которые связаны с аналогичными псевдоправосл. орг-циями в Донецкой обл. (там зарегистрировано 15 таких общин).

УАПЦ

С нач. 20-х гг. XX в. в Донбассе активно действовала УАПЦ под рук. лжемитр. В. Липковского. В марте 1923 г. был зарегистрирован 1-й автокефалистский приход в пос. Ново-Славянске (ныне в черте Славянска), в том же году появились приходы в селах Бараниковка, Зеленовка и Павловка Старобельского окр. В Ново-Славянске в 1923-1924 гг. право на Александро-Невский собор оспаривали община РПЦ (1555 прихожан) и община УАПЦ (706 прихожан); в итоге окружной админотдел разделил собор перегородкой и предоставил 2 придела в пользование РПЦ, придел - УАПЦ. В 1924 г. возникли автокефалистские приходы в селах Голубовка и Прилесное Бахмутского окр., Рудовое Старобельского окр., в поселках Алмазное (ныне г. Алмазная), Дружковка и Константиновка. 25 окт. 1924 г. малая рада при Всеукраинской православной церковной раде УАПЦ избрала Николая Пивоварова «краевым архиепископом Донецкой губернии» с титулом «архиепископ Донецкий и Славянский». В июне 1926 г. к УАПЦ присоединился обновленческий «епископ Луганский» Георгий Прокопович, но уже в авг. 1926 г. под давлением ГПУ он снял сан. В 1926 г. был закрыт крупнейший в регионе приход УАПЦ в пос. Алмазное.

В период немецко-фашистской оккупации УАПЦ возобновила деятельность в Донбассе. В 1941-1942 гг. открылись автокефалистские приходы в Мариуполе, Горловке, Славянске, пос. Алексеево-Дружковка (ныне в черте Дружковки), пос. Кондратовка близ Горловки, состоявшие в юрисдикции главы УАПЦ Поликарпа (Сикорского) и поставленных им «епископов»: «епископа Екатеринославского (Сечеславского) и Запорожского» Геннадия Шиприкевича и «епископа Мелитопольского и Таврического» Сергия Охотенко (южная и центральная части Донбасса). В сев. части Ворошиловградской обл. неск. приходов подчинялось лжемитр. Харьковско-Полтавскому Ф. Булдовскому, епархия которого имела фактически самоуправляемый статус в составе УАПЦ. Власть Булдовского с нач. 1942 г. признавали Покровский приход в с. Трёхизбенка Славяносербского р-на, Троицкий приход в пос. Троицкое и Успенский приход в с. Распасеевка Троицкого р-на. Два последних храма входили в Уразовско-Троицкий благочиннический округ УАПЦ, объединявший неск. общин Ворошиловградской и Белгородской обл., благочинным был свящ. Алексий Кириченко, арестованный в сент. 1943 г. На допросе Кириченко сообщил, что Булдовский собирался порвать с Поликарпом (Сикорским) и планировал к кон. 1942 г. разделить приходы Харьковской митрополии на ряд «областных епархий»: в частности, север Донбасса должен был отойти к проектируемой Валуйской епархии УАПЦ (с центром в совр. г. Валуйки Белгородской обл.). После освобождения Донбасса, в 1942-1943 гг., автокефалистские клирики перешли в РПЦ, где были приняты через перерукоположение, но это не помогло им избежать репрессий.

Первая после войны община УАПЦ во имя свт. Николая была зарегистрирована 20 марта 1992 г. в Луганске. В 1993 г. получил регистрацию приход Всех святых в г. Красный Луч, а в 1999 г.- Покровский приход в г. Сватово и Александро-Невский приход в пос. Н. Дуванка Сватовского р-на. Указанные общины относятся к Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ (обновленной). На 2014 г. УАПЦ насчитывала 6 общин и 2 священнослужителя.

УПЦ-КП

К 2014 г. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ-КП) имела 35 общин в Луганской обл., включая монастырь (фактически недействующий), в клире состояли 23 священнослужителя.

Первым в дек. 1995 г. был зарегистрирован Николаевский приход в Луганске, подчинявшийся образованной в 1992 г. Донецко-Луганской епархии УПЦ-КП. (Данная епархия известна с 1999, до этого и ЕУ в Донецке, и др. орг-ции УПЦ-КП в Донбассе существовали только на бумаге. Такой же фиктивной была и зарегистрированная в Артёмовске Донецкой обл. община под рук. «епископа» Поликарпа Гуца.) В 1999-2000 гг. фактическим руководителем общин УПЦ-КП в Луганской обл. был «архимандрит» Гавриил Саютин, основавший и зарегистрировавший в Луганске Восточноукраинское ДУ и луганский Крестовоздвиженский муж. мон-рь (единственным насельником к-рого стал он сам). Саютин выступал за выделение из Донецко-Луганской епархии отдельной епархии в рамках Луганской обл. под своим руководством, что вызвало недовольство со стороны поставленного в 2002 г. во «епископа Славянского и викария Донецкой епархии» Сергия Горобцова, также претендовавшего на управление приходами Луганской обл. Не желая поддерживать ни одну из сторон конфликта, руководство УПЦ-КП зарегистрировало 25 июля 2000 г. Луганскую епархию УПЦ-КП, к-рая находилась под упр. «епископа Донецко-Луганского» Юрия Юрчика. Ко времени разделения Донецко-Луганская епархия УПЦ-КП насчитывала 62 общины в Донецкой обл. и 10 общин в Луганской обл. В 2003 г. был поставлен «епископ Луганско-Старобельский» Всеволод Матвиевский. Действовавшие в Луганске ДУ и Крестовоздвиженский монастырь фактически самоликвидировались.

25 нояб. 2008 г. собрание духовенства и мирян Донецко-Мариупольской епархии УПЦ-КП потребовало соборного суда над Филаретом Денисенко. Поводом для такого решения стали действия Денисенко и его «препятствование объединению православных в Украине». В условиях нестроений среди раскольников в 2008 г. в УПЦ вернулся Иоанно-Предтеченский приход УПЦ-КП в пос. Калиново Попаснянского р-на, ушедший в раскол в 2004 г. Синод УПЦ-КП исключил Юрчика из состава епископата УПЦ-КП. В 2010 г. Юрчик присоединился к Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), юридически его структуры остались «независимыми православными общинами», с особым статусом в УГКЦ. К 2014 г. Юрчик организовал не менее 20 «независимых православных общин» в Донбассе, в т. ч. 3 - в Луганской обл.

В 2009 г. «епископ Луганско-Старобельский» Матвиевский был уволен на покой, в 2009-2010 гг. епархией руководил «епископ» Тихон Петранюк, в 2010-2013 гг.- Мефодий Срибняк, в 2013 г. ее возглавил «епископ» Афанасий Яворский.

Кроме Луганска, где в 2013 г. был открыт Троицкий кафедральный собор УПЦ-КП, действующими являются 7 приходов: Покровский в Северодонецке, Преображенский в г. Кременная, святых Веры, Надежды, Любови и Софии в Старобельске, Покровский в Краснодоне, Вознесенский в г. Красный Луч, Сергиевский в Ровеньках, Николаевский в с. Волкодаеве Новоайдарского р-на. Остальные общины имеют фиктивный характер, никакой деятельности не ведут. Зарегистрированы 12 священников. Яворский и его сторонники делают попытки захвата храмов УПЦ (18 окт. 2015 в с. Райгородка Новоайдарского р-на).

Старообрядчество на Луганщине

Первые староверы прибыли на территорию совр. Донбасса не позднее 1720 г. из Московской губ. и основали с. Ольховатка (Славяносербского у. Новороссийской губ.). Вторая группа переселенцев-староверов прибыла в 80-х гг. XVIII в. из Стародубского и Севского уездов, они селились как в районе Ольховатки, так и на побережье Азовского м., где было основано с. Мелекино. В 80-х гг. XVIII в. в основанном старообрядцами с. Городище (Славяносербского у., ныне Перевальского р-на Луганской обл.) были построены 2 часовни: Успенская и Покровская, появился Преображенский муж. скит. В Городище служили те же священники, что и в Ольховатке. Позже возник приход Белокриницкой иерархии в с. Орехове Славяносербского у. (ныне Ореховка Лутугинского р-на Луганской обл.). В 60-х гг. XIX в. в Городище насчитывалось 3736 старообрядцев, в Ольховатке - 1597, в Орехове - 757 старообрядцев. В 1866 г. для прихода Ольховатки был рукоположен свящ. Емилиан Бессчатный (Бессчастнов), исполнявший свои обязанности вплоть до кончины в 1910 г. По данным переписи 1897 г., в Славяносербском у. проживало 6275 староверов, в Старобельском - 985, в Бахмутском у.- 638 старообрядцев. Между 1905 и 1910 гг. в Орехове был построен Покровский храм. В 1908 г. сооружен старообрядческий Вознесенский храм на хуторе Никитин Славяносербского у. (ныне с. Никишино Шахтёрского р-на Донецкой обл.). Не позднее 1910 г. построен храм белокриницкого согласия в рыбацком пос. Мелекино Мариупольского у. (ныне село Першотравневого р-на Донецкой обл.). В 1911 г. упоминались храмы белокриницкого согласия в Славянске и в с. Н. Богдановка Старобельского у. Харьковской губ. (ныне Червоный Жовтень Станично-Луганского р-на).

Общины поморцев до 1917 г. были известны в Старобельском у.: в селах Райгородка (Вознесенский храм) и Б. Черниговка (Покровский храм). Отдельные группы поморцев до 1917 г. жили в селах Новоайдар и Трёхизбенка (ныне Новоайдарского р-на Луганской обл.), но молельных у них не было.

На рубеже 20-х и 30-х гг. XX в. все старообрядческие храмы были закрыты. В период немецко-фашистской оккупации возобновили деятельность 2 общины в с. Городище, по одной - в с. Орехове и в с. Ольховатка. 31 мая 1945 г. получил регистрацию Успенский приход в Городище в составе 900 прихожан, настоятель - свящ. Павел Коростылёв. 26 июня 1945 г. зарегистрирован Покровский приход в Городище (600 прихожан, настоятель - свящ. Максим Разорёнов). Покровский храм в с. Ореховка Успенского р-на получил регистрацию 31 дек. 1945 г., главой общины, насчитывавшей 150 прихожан, стал уставщик Денис Кубаткин (ЦГАВОГВУ. Ф. 4648. Оп. 2. Д. 159. Л. 11). (В 1945 местные власти ошибочно зарегистрировали как старообрядцев общину молокан в пос. Кутейниково Амвросиевского р-на Сталинской обл., в янв. следующего года наставник общины Петр Дудин зарегистрировал общину под правильным названием.) Покровский храм в Городище был закрыт в 1964 г., через неск. лет сгорел, остальные 3 старообрядческих храма Донбасса - Успенский в Городище, Покровский в Ореховке и Покровский в Ольховатке (в 1995 освящено новое здание) оставались действующими весь советский период. В Ореховке старообрядческая община к 80-м гг. XX в. распалась.

В 2000-х гг. старообрядческие общины появились в Донбассе там, где ранее их не было. В 2001 г. была зарегистрирована 1-я в Донбассе община беглопоповцев (Русской древлеправославной церкви) - Благовещенский приход в Донецке в юрисдикции рукоположенного в 2010 г. Украинского еп. Николы Полозова, жившего в Кременчуге. В 2006 г. в Донецке получил регистрацию «независимый старообрядческий приход» в честь непризнанной иконы Богоматери «Воскрешающая Русь». В 2008 г. зарегистрированы община и благотворительный фонд Русской православной старообрядческой церкви в Луганске.

Католическая Церковь и униаты на Луганщине

В совр. Луганской обл. католич. церкви впервые появились в г. Кадиевка (ныне Стаханов) в 1896 г. и в Луганске в 1902 г. В 20-х гг. XX в. оба храма были закрыты и разрушены. В 1992 г. в Луганске получила регистрацию католич. община, открывшая в 1994 г. храм в честь Успения Богородицы.

Первая в Донбассе община католиков вост. обряда была организована в 1918-1919 гг. в с. Н. Богдановка. Она состояла из прихожан бывш. единоверческой (см. Единоверие) общины в честь Казанской иконы Божией Матери, настоятель которой, иером. Потапий (Емельянов), в июне 1918 г. перешел в унию, в подчинение Леонида Фёдорова. В 1920 г. община получила регистрацию, в мае 1923 г. ей передали Казанско-Богородичный храм, отнятый у единоверческой общины РПЦ. В 1927 г. Потапий был сослан, после чего община самоликвидировалась. Большие группы греко-католиков прибыли в Луганскую обл. в 1945-1947 гг. в ходе переселения неск. тысяч галичан, в основном из Зап. Галичины (Лемковщины и Перемышльщины). Подпольная группа греко-католиков, которую окормлял освободившийся из заключения униат. священник, в 50-х гг. XX в. существовала в с. Урало-Кавказ Краснодонского р-на.

20 авг. 1992 г. был зарегистрирован приход Украинской греко-католической Церкви во имя Христа Царя в Луганске (в 2000 устроен храм), в 1993 г. был создан Петропавловский приход в г. Красный Луч. В 2011 г. зарегистрированы общины Милосердия Божия в Антраците, Успения Богородицы в Северодонецке, в 2013 г. зарегистрирован Рождество-Богородичный приход в г. Кременная. Все они вошли в образованный в 2002 г. Донецко-Харьковский экзархат УГКЦ.

На 2014 г. в Луганской обл. насчитывалось 5 зарегистрированных общин УГКЦ.

Архиереи

Иоанникий (Кобзев; 6 сент. 1991 - 20 июля 2012; первоначально в сане епископа, с 7 апр. 1993 в сане архиепископа, с 19 июня 2002 в сане митрополита); митр. Митрофан (Юрчук; с 20 июля 2012 в сане архиепископа, с 28 авг. 2014 в сане митрополита).

Монастыри

Действующие: Иоанна Предтечи (мужской, в с. Чугинка Станично-Луганского р-на, основан в 2007), Староайдарская община в честь Иверской иконы Божией Матери (женская, в с. Ст. Айдар Станично-Луганского р-на, основана в 2008), Ольги, святой великой княжны (женский, в Луганске, основан в 2013), Хорошевский в честь Вознесения Господня (мужской, в с. Хорошем Славяносербского р-на, основан в 2013), Рождества Пресв. Богородицы (женский, в с. Красный Деркул Станично-Луганского р-на, основан в 2015).

Упраздненные (в границах Луганской обл.): луганский Троицкий (мужской, в Луганске, основан в 1912, упразднен в 1923), Успенско-Серафимовский Раздабаровский (женский, в с. Фомовка Сватовского р-на, основан в 1897 как община, с 1904 мон-рь, упразднен в 1927), скит во имя св. Жен-мироносиц (женский, на хуторе Писаревка Старобельского у. (ныне село Новопсковского р-на), основан в 1867, упразднен в 1924).

Арх.: ЦГАВОГВУ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 2187, 2193; Оп. 2. Д. 951, 1026, 2255, 2256; Оп. 3. Д. 1064, 1115, 1147, 1640; Ф. 4648. Оп. 3. Д. 23; ЦГАООУ. Ф. 1. Оп. 20. Д. 1450, 1842, 2006, 2318.
Ист.: Кравченко А. Н. «И свет во тьме светит...». Од., 1996 (на укр. яз.).
Лит.: Никифоренко А. Р. Вилучення церк. цiнностей пiд час голоду 1921-1922 pp.: На мат-лах Донеччини // Мат-ли наук. конф. професорсько-викладацького складу за пiдсумками науково-дослiдноï роботи: iст. науки, полiтологiя. Донецьк, 1997. Кн. 1. С. 104-107; Хюренина И. Ю. Антирелиг. политика советской власти и обществ. настроения в Донбассе в 20-е гг. // Новi сторiнки iсторiï Донбасу. Донецьк, 1998. Кн. 6. С. 134-142; Форостюк О. Д. Правосл. Луганщина в годы гонений и трагических испытаний (1917-1988 гг.): Справ. Луганск, 1999; он же. Правове реґулювання державно-церк. вiдносин на Донбасi у 1917-1941 рр. Луганськ, 2000; он же. Змiни в законодавствi УРСР щодо релiгiï наприкiнцi 20-х - на початку 30-х рр. // Вiсник Ун-ту внутрiшнiх справ МВС Украïни. Х., 2001. Вип. 13. С. 202-205; он же. Нагляд i регламентацiя релiгiйного життя органами державноï влади в радянськiй Украïнi в 20-х рр. // Проблеми правознавства та правоохоронноï дiяльностi. Донецьк, 2001. № 1; он же. Впровадження радянського законодавства щодо релiгiï на Донбасi у 20-30-х рр. // Вiсник Луганського ин-ту внутрiшнiх справ МВС Украïни. Спец. вип.: Iдея правовоï держави: iсторiя i сучаснiсть. 2001; Пригарин А. А. Рус. старообрядцы и сектанты в Юж. Украине и Бессарабии: численность и расселение в 1860-е гг. // Археологiя та етнологiя Схiдноï Європи: Мат-ли i дослiдження: Зб. наук. робiт. Од., 2000. С. 271-298; Клепалова Г. Ю. З iсторiï старообрядництва в Донбасi // Iсторiя Украïни: Маловiдомi iмена, подiï, факти: Зб. наук. ст. К., 2001. Вип. 18. С. 286-289; Петровская А. А. Православная Церковь в Донбассе в 1941-1981 гг. // Лiтопис Донбасу. Донецьк, 2001. № 9. С. 42-46; Фирсов А. Подвижники благочестия и св. места Луганской земли. Луганск, 2005; Луковенко I. Г. Радянська держава i Росiйська Правосл. Церква: Iст. досвiд вiдносин на мат-лах Донецькоï обл. (1943-1964 рр.): АКД. К., 2007; Черкашин А. Л. Хозяйствование старообрядцев Слобожанщины в XIX в. // Липоване. Од., 2008. Вып. 5. С. 191-193; он же. Причини та умови мiграцiï старообрядцiв на Слобожанщину (2-а пол. XVII-XVIII ст.) // Доля старообрядства в ХХ - на початку ХХI ст.: Iсторiя та сучаснiсть. К., 2009. Вип. 3. С. 245-252; Мартынов А. С. Украинский коллаборационизм и православие в оккупированном регионе Донбасса (1941-1943 гг.) // Государство, общество, Церковь в истории России, ХХ в.: Мат-лы IX междунар. науч. конф. Иваново, 2010. Ч. 1. С. 259-265; Сумишин Ю. С. и др. Луганская епархия: Информ.-справ. изд. Луганск, 2011; Довжук I. В., Пiдченко С. А. Росiйська Правосл. Церква в культурному та економiчному життi Донбасу у 20-х рр. ХХ ст. Луганськ, 2012; Нестерцова С. М., Майорова Е. П. Старообрядчество в Донбассе в XIX - нач. XX в. // Новi сторiнки iсторiï Донбасу: Зб. ст. Донецьк, 2012. Кн. 21. С. 158-169; Нiкольський В. М., Шимко О. В. Соцiальна полiтика радянськоï держави та ïï реалiзацiя в Донбасi (сер. 1960-х - сер. 1980-х рр.). Донецьк, 2012; Онищук О. О. Вiдродження релiгiйного життя на Луганщинi в роки Великоï Вiтчизняноï вiйни // Вiсник Харкiвського нац. ун-ту iм. В. Н. Каразiна. Сер.: Iсторiя Украïни. Украïнознавство: iст. та фiлос. науки. 2012. Вип. 15. № 1006. C. 83-89; Никольский В. Н. Правосл. духовенство Донетчины, репрессированное в 1920-х - 1950-х гг. (в док-тах и мат-лах). Донецк, 2013; Парамонов А. Ф. Мат-лы по истории православных храмов Луганской обл. Х., 2013; Войналович В. А., Кочан Н. I. Релiгiйний чинник етнополiтичних процесiв на Донбасi: Iсторiя i сучаснiсть. К., 2014; Реброва М. И. Изъятие церк. ценностей на территории совр. Донецкой обл. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2015. Вып. 6(67). С. 64-77.
В. Г. Пидгайко