Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛОД
Т. 41, С. 389-392 опубликовано: 14 августа 2020г.


ЛОД

[Англ. Laud] Уильям (7.10. 1573, Рединг, графство Беркшир, Англия - 10.01.1645, Лондон), английский церковный и государственный деятель, богослов, архиеп. Кентерберийский. Л. был единственным сыном зажиточного торговца тканями У. Лода. Начальное образование получил в грамматической школе в родном городе, а в 1589 г. поступил в Сент-Джонс-колледж Оксфордского ун-та, где в следующем году получил стипендию, установленную для выпускников школы в Рединге. В 1593 г. он стал членом колледжа, в 1594 г. получил степень бакалавра искусств, в 1598 г.- магистра искусств и в 1608 г.- д-ра богословия, а в 1603 г. был избран проктором ун-та. Одновременно началась и его церковная карьера: 4 янв. 1603 г. он был рукоположен во диакона и 5 апр. того же года - во священника.

Архиеп. У. Лод. Витраж резиденции архиепископа Кентерберийского. XIX в.
Архиеп. У. Лод. Витраж резиденции архиепископа Кентерберийского. XIX в.

Архиеп. У. Лод. Витраж резиденции архиепископа Кентерберийского. XIX в.

Сведения о взглядах Л. во время учебы в ун-те противоречивы. Вероятно, члены его семьи, как и многие представители торгового слоя общества, придерживались кальвинист. воззрений, сам же он в ун-те сблизился с арминианами (хотя неизвестно, заявлял ли он о своей приверженности этой доктрине в это время) и испытал влияние Дж. Бакериджа (президент Сент-Джонс-колледжа с 1606, еп. Рочестерский в 1611-1628 и Илийский в 1628-1631), известного противника пуританизма, у к-рого Л. заимствовал мн. взгляды. В 1602 г. он выступил в защиту идеи апостольского преемства Церкви Англии, в диссертации бакалавра богословия 1604 г. отстаивал мысль о необходимости епископата, чем вызвал недовольство мн. университетских кальвинистов, а его проповедь в оксфордской ц. Девы Марии в окт. 1606 г. навлекла на него обвинения в «папизме». Это, однако, не помешало ему в 1603 г. стать капелланом Ч. Бланта, 1-го графа Девоншира, пуританина. По требованию патрона 26 дек. 1605 г. Л. сочетал его браком с леди П. Рич. Сомнительная законность этого брака (леди Рич, жена барона Р. Рича, до этого в течение 10 лет состояла в связи с графом Девонширом и после развода с мужем в 1605 не получила разрешения на новый брак и признания внебрачных детей) негативно сказалась на репутации Л., и сам он впосл. сожалел об этом поступке. После смерти Бланта он стал викарием в Стэнфорде в графстве Нортгемптоншир, а в апр. 1608 г. получил назначение в Норт-Килуэрт в графстве Лестершир.

Споры Л. с кальвинистами в Оксфордском ун-те привлекли внимание Ричарда Нила, занимавшего кафедру еп. Рочестерского. В авг. 1608 г. он назначил Л. своим капелланом и приблизил его ко двору. В сент. 1609 г. Л. впервые проповедовал перед кор. Яковом I, 3 нояб. 1611 г. стал королевским капелланом, а с 1612 г. регулярно входил в число проповедовавших при дворе во время Великого поста. В мае 1610 г. Л., получивший благодаря протекции Нила должность ректора церкви в Какстоне в графстве Кент, отказался от членства в Сент-Джонс-колледже и покинул Оксфорд.

10 мая 1611 г. Л. был избран президентом Сент-Джонс-колледжа. Против этого решения выступили оппоненты Л. в спорах 1600-х гг.- Дж. Аббот, ставший весной того же года архиепископом Кентерберийским, и поддержавший его канцлер ун-та Т. Эджертон, первый барон Эллсмер,- объяснившие свой протест процессуальными нарушениями при избрании. Затянувшийся на неск. месяцев конфликт удалось решить только после вмешательства короля, к-рый благодаря влиянию Нила 29 авг. 1611 г. утвердил избрание Л. в новой должности. Л. уделял особое внимание хозяйственным делам, значительно улучшив состояние колледжа, в т. ч. благоустроил часовню, где появились новые витражи и хоры; в часовне стали регулярно петь гимны, что осуждалось пуританами. Благодаря протекции Нила, в то время епископа Линкольнского, Л. в 10-х гг. XVII в. получил неск. важных назначений: в апр. 1614 г.- пребенду Бакден в линкольнском соборе, 1 дек. 1615 г.- архидиаконство Хантингдон. В кон. 1616 г. король сделал его деканом собора в Глостере, а в янв. 1621 г. Л. получил пребенду в Вестминстере.

Покровительство Нила неоднократно позволяло Л. избежать обвинений в католич. воззрениях. Так, в проповеди в последнее воскресенье перед постом в 1615 г. Л. заявил, что пресвитериане так же опасны для Церкви, как и паписты, за что Р. Аббот, старший брат архиепископа Кентерберийского и президент Бейллиол-колледжа, в своей пасхальной проповеди обвинил его в недостаточной приверженности протестантизму и скрытом католицизме. Это дело рассматривал король, и Л. был оправдан, Р. Аббота обязали принести извинения. Негативную реакцию паствы и еп. М. Смита вызвали перемены в глостерском соборе в кон. 1616 - нач. 1617 г.: Л. (по его словам, по поручению короля) приказал перенести стол для причастия из средней в вост. часть храма и обязал прихожан кланяться при приближении к нему. В разбирательстве при дворе Л. вновь был оправдан и даже включен в число священников, к-рые должны были сопровождать короля в поездке в Шотландию в 1617 г. Там, по-видимому, он вновь критиковал пресвитериан, чем вызвал недовольство местного духовенства. После отказа шотл. парламента ратифицировать Пертские статьи (Five Articles of Perth) Л. призывал Якова I найти др. пути для сближения богослужения Церкви Шотландии с английским (Пертские статьи были ратифицированы в 1621).

В 1621 г. Л. рассматривался как возможный кандидат на должность нового декана Вестминстера (вероятно, по протекции Нила), 18 нояб. он стал епископом Сент-Дэйвидсским и в том же году отказался от руководства Сент-Джонс-колледжем. Он приезжал в свой диоцез в 1622 и 1625 гг., в основном находился в Лондоне при дворе. Вопреки существующему мнению о недоброжелательном отношении к нему Якова I, в этот период Л. неоднократно проповедовал при дворе и получил от монарха ряд должностей и привилегий (ректорство Радбакстон в графстве Пемброкшир в Уэльсе, разрешение сохр. пребенду в Вестминстере и др.). В апр. 1622 г. король попросил его соучастия в том, чтобы убедить гр. Бакингем, мать королевского фаворита Дж. Вилльерса, маркиза Бакингема (с 1623 - герц. Бакингема), не принимать католицизм. Его выступление 24 мая 1622 г. в ответ на аргументы иезуита Дж. Пирси (Фишера), хотя и не достигло цели, впечатлило короля и его фаворита. Вскоре Л. сблизился с буд. герц. Бакингемом и 15 июня 1622 г. стал его капелланом.

После смерти Якова I в марте 1625 г. и восшествия на престол его сына Карла I начинается возвышение Л., к-рым он был в значительной мере обязан Бакингему. Он участвовал в коронации нового монарха 2 февр. 1626 г. После кончины в сент. 1626 г. Л. Эндрюса, еп. Уинчестерского и одного из наиболее влиятельных деятелей Церкви того времени, Л. стал деканом Королевской часовни, что способствовало его сближению с Карлом I. В сент. 1626 г. он занял кафедру епископа Бата и Уэлса, а уже в июне 1627 г. король обещал ему вакантную должность епископа Лондонского (Л. занял ее в июле 1628). В 1627 г. он также входил в состав комиссии, исполнявшей обязанности архиепископа Кентерберийского во время отстранения от должности Дж. Аббота из-за конфликта с королем. В апр. того же года Л. стал членом Тайного совета.

Взгляды Л. приводили к частым конфликтам при дворе, где его постоянным оппонентом был Линкольнский еп. Дж. Уильямс, советник Якова I, отличавшийся либеральным отношением к пуританам. Его интриг Л. опасался и позже, когда стал архиепископом Кентерберийским. На репутации Л. отразилась также его поддержка короля и Бакингема в их конфликтах с парламентом, вызванных антипуританскими настроениями монарха и его симпатиями к католич. Церкви. Разногласия усугубились, когда в 1625 г. парламент выделил на военные расходы существенно меньше средств, чем просил король, а также выразил недовольство тем, что Карл I поддержал осаду франц. королем протестантов в Ла-Рошели. В 1626 г. в ответ на требование удалить Бакингема Карл I приказал заключить в тюрьму 2 главных противников его фаворита и распустил парламент. В своих проповедях на открытии сессий парламента в 1625 и 1626 гг. Л. активно защищал верховную власть короля, для к-рой закон и парламент были лишь посредниками, обязанными своими полномочиями монарху и призванными служить ему. Безоговорочное подчинение воле короля он называл долгом парламентариев и богоугодным делом, призывал избегать нарушения спокойствия и единства в Церкви и гос-ве. Помимо того, Л. составил 3 речи в защиту Бакингема: 2 из них - 29 марта и 11 мая 1626 г.- произнес король, 3-ю - 8 июня того же года - сам фаворит. Подобными действиями Л. заслужил славу врага гражданской свободы и - вкупе с постоянными обвинениями в арминианстве и «папизме» - противника религ. истины. К тому же все это способствовало возвышению буд. архиепископа при дворе и росту его влияния на короля.

Позиции Л. не поколебало даже убийство его патрона, герц. Бакингема, 23 авг. 1628 г. Уже в следующем году король по совету Л. потребовал прекращения обсуждения спорных вопросов между кальвинистами и арминианами, однако это было крайне негативно воспринято палатой общин, высказавшейся в защиту своего права на осуждение как католицизма, так и арминианства. Необходимость поддержки парламентом войны с Испанией вынудила Л. отступить от своих взглядов: в февр. 1629 г. он произнес проповеди при дворе против арминианства, на заседании палаты общин сообщили, что Л. и Нил перед Тайным советом торжественно отреклись от этого учения. Впрочем, несмотря на все усилия, король не смог договориться с парламентом и прокламацией от 2 марта 1629 г. распустил его, после чего начался 11-летний период беспарламентского правления Карла I, когда король был постоянно под влиянием Л.

12 апр. 1630 г. Л. был избран канцлером Оксфордского ун-та. Он и ранее занимался университетскими делами, напр., в 1628 г. по его проекту был принят новый устав, регулировавший выборы прокторов. Кроме того, в течение всей жизни он неоднократно передавал в дар ун-ту рукописи, деньги и имущество. В новой должности Л. много внимания уделял дисциплине. Это касалось не только формальных требований к студентам носить мантии и шляпы, но и учебы, в т. ч. присутствия членов колледжей в ун-те. Кульминацией усилий Л. стало принятие в 1636 г. нового университетского устава, проект к-рого он составил. Стараясь не допустить религ. раскола в ун-те, он приложил значительные усилия по укреплению власти канцлера, а после 1633 г. защищал право архиепископа Кентерберийского на проведение визитаций в ун-те, хотя и не пользовался им. Л. стремился к тому, чтобы его политика в ун-те не связывалась с арминианством. Так, петицию 1638 г. о том, обязательно ли кланяться столу для причастия во время службы в начале семестра, он оставил без ответа.

После смерти Дж. Аббота (4 авг. 1633) Л. был избран на должность архиепископа Кентерберийского (19 авг.), что вызвало недовольство мн. подданных королевства. Тем не менее, оставаясь одновременно одной из влиятельнейших фигур при дворе, он имел в своих руках огромную власть. В новой должности, поддерживаемый Карлом I, Л. начал вести политику, направленную на усиление благополучия и «достоинства» Церкви и верховной королевской власти, а также обличение пуританизма. Едва переехав в свою резиденцию в Ламбете, он приказал перенести стол для причастия из центральной в вост. часть дворцовой часовни, в нояб. 1633 г. распоряжение Тайного совета предписывало провести такую перестановку во всех приходских церквах Англии, что было закреплено в канонах Церкви Ирландии 1635 г. и в англ. канонах 1640 г. Пуритане поняли эту меру как стремление превратить стол для причастия в алтарь. В 1634-1637 гг. Л. распорядился провести визитации в 20 диоцезах королевства, сопровождаемые ревизией соборных статутов, что было воспринято катипулами как нарушение их прав. Он стремился сделать богослужения более торжественными и пышными и считал единообразие обрядов важнейшим условием единства Церкви, настаивал на строгом следовании официально установленным ритуалам. Политика Л. в этой области отличалась жесткостью и бескомпромиссностью, хотя описания его жестокости некоторыми современниками и историками преувеличены: по возможности Л. отказывался от карательных мер в отношении тех, кого, с его т. зр., можно было переубедить.

Подобную политику, в частности такие меры, как фактическое введение целибата для духовенства, необоснованно называли «заигрыванием» с католич. Церковью. В 1634-1636 гг. в Англии находился папский посол Г. Пандзани, к-рый вел активные переговоры о воссоединении Церкви Англии с Римом со всеми противниками пуританизма в королевстве. Л., отнюдь не являвшийся ярым сторонником догматического единства Церкви, настороженно относился к этой идее и к благожелательному приему эмиссара при дворе. По свидетельству Пандзани, именно из-за влияния архиепископа Кентерберийского Карл I в конечном счете отказался от предполагаемого объединения, при этом миссия все же способствовала установлению дипломатических отношений между Англией и Римом. Точно так же Л. возражал и против попыток преемника Пандзани, Дж. Конна, добиться воссоединения Церкви Англии с католич. Церковью. Тем не менее пуритане постоянно обвиняли Л. в стремлении к реставрации католицизма.

Все изменения, а также тот факт, что архиепископ по-прежнему отстаивал арминианскую т. зр. на спасение, привели к усугублению конфликта между ним и его сторонниками, с одной стороны, и кальвинистами - с другой, ставшего одной из причин начала революции. Серьезные последствия имела попытка введения новых церковных порядков в Шотландии, куда Л. сопровождал Карла I во время визита в 1633 г. Видимо, по его совету король, продолжая политику Якова I по сближению Шотландской и Английской Церквей, предписал местному духовенству носить облачения и использовать схожие с принятыми в Англии каноны и новый молитвенник. Последний был составлен в 1637 г. и впервые применен во время службы в июле того же года в ц. св. Эгидия в Эдинбурге, что привело к беспорядкам. Хотя недовольство шотландцев политикой Карла I не ограничивалось церковной сферой (а распространялось также, напр., на Акт о ревокации 1625 г.), именно это событие стало толчком к масштабным выступлениям. 28 авг. 1638 г. в Эдинбурге был подписан Национальный ковенант - манифест, осуждавший попытки ввести изменения в Церковь Шотландии и обязывавший тех, кто его приняли, бороться за истинную религию до последней капли крови. Король направил для переговоров маркиза Дж. Гамильтона, однако его усилия, равно как и обещание отменить Пертские статьи, все новации в богослужении и восстановить кальвинистское «Негативное исповедание» 1581 г., не принесли результатов. Собравшаяся в нояб. 1638 г. в Глазго Генеральная ассамблея Церкви Шотландии отменила все нововведения и упразднила епископат, а отказ короля признать эти решения привел к началу Епископских войн 1639-1640 гг.

Хотя Л. формально и не имел отношения к этим событиям, именно он был их виновником в глазах как англичан, так и шотландцев. Шотл. восстание показало бесперспективность попыток архиепископа утвердить единство христиан на основе единства ритуалов. Стремясь оправдаться перед обвинениями в католицизме, Л. опубликовал в февр. 1639 г. тезисы диспута с Фишером, состоявшегося в 1622 г., однако это не улучшило общественное мнение о нем. Кроме того, Л. незаслуженно обвиняли в том, что в 1640 г., после роспуска Короткого парламента, конвокация вопреки традиции продолжала заседать и даже утвердила новые каноны, хотя это решение король принял без участия архиепископа. Содержавшееся в канонах требование об упоминании в присяге церковной иерархии вызвало еще большее неприятие, так что 22 окт. 1640 г. в Лондоне было разгромлено здание, где заседал Суд Высокой комиссии - верховный церковный суд королевства, и король приостановил действие канона.

Долгий парламент, созванный королем 3 ноября 1640 г. для получения средств на продолжение войн в Шотландии, уже в первые недели работы представил Карлу I петиции «О корне и ветвях» и «Великая ремонстрация», в которых говорилось о неподобающем состоянии дел в королевстве и значительная часть текста которых была уделена критике положения Церкви. Уже 18 дек. 1640 г. палата общин предъявила Л. обвинение в гос. измене, после чего его заключили под домашний арест. 24 февр. 1641 г. парламентарии приняли 14 статей, направленных против Л., вменяя ему в вину не только искажение учения, нарушения в Церкви и стремление реставрировать католицизм, но и узурпацию власти, взяточничество, создание препятствий для созыва парламента, влияние на суды и т. д. Два дня спустя он сам предстал перед палатой лордов и ответил на эти статьи, заявив, что всегда действовал в рамках закона, никогда не хотел восстановления католицизма, а новые каноны принимал не сам, но с согласия всей конвокации. Тем не менее 1 марта его заключили в Тауэр, 28 июня лишили должности канцлера Оксфордского ун-та. В мае 1643 г. давний противник Л. У. Принн и др. члены парламента получили распоряжение о поиске доказательств вины в личных бумагах архиепископа, в окт. того же года палата общин приняла дополнительные 10 статей обвинения против Л. Собственно судебный процесс начался 12 марта 1644 г. и невзирая на королевское помилование, подписанное в апр., закончился 29 июля того же года вынесением смертного приговора. 10 янв. 1645 г. Л. был обезглавлен во дворе лондонского Тауэра. Первоначально он был похоронен в лондонской ц. Олл-Халлоуз Баркинг, а 24 июля 1663 г. его останки были перенесены в часовню Сент-Джонс-колледжа в Оксфорде. Л. остается одним из наиболее противоречивых персонажей англ. церковной истории. Оценки его деятельности весьма разнообразны: одни обвиняли Л. в тирании и провоцировании революции, другие идеализировали его образ и превозносили роль в формировании «установленной законом» Церкви (Established Church), сравнивая Л. с Киприаном Карфагенским. День его памяти в Церкви Англии - 10 янв.

Соч.: The Works of the Most Reverend Father in God, William Laud, D. D. Sometime Archbishop of Canterbury. Oxf., 1847-1860. 8 vol.; Lectures on Archbishop Laud / Ed. E. W. Collins. L., 1895.
Ист.: Heylyn P. Cyprianus Anglicus, or the History of the Life and the Death of William Laud. L., 1668.
Лит.: Costin W. C. William Laud, President of St. John's College and Chancellor of University of Oxford. Oxf., 1945; Bourne E. C. The Anglicanism of William Laud. L., 1947; Hill C. Economic Problems of the Church: From Archbishop Whitgift to the Long Parliament. Oxf., 1956; Carlton C. Archbishop William Laud. L.; N. Y., 1987; Tyacke N. Anti-Calvinists: The rise of English Arminianism, c. 1590-1640. Oxf.; N. Y., 1987; Trevor-Roper H. Archbishop Laud, 1573-1688. L., 1988; Davies J. The Caroline Captivity of the Church: Charles I and the Remoulding of Anglicanism, 1625-1641. Oxf., 1992; Fincham K., Lake P. The Ecclesiastical Policies of James I and Charles I // The Early Stuart Church. Stanford, 1993. P. 23-51; Шулякова Н. Г. Архиепископ Лод - английский Киприан // Человек XVII столетия: Сб. ст. М., 2005. Ч. 1. С. 174-202.
В. А. Таубер
Ключевые слова:
Архиепископы Кентерберийские Богословы английские Лод Уильям (1573 - 1645), английский церковный и государственный деятель, богослов, архиепископ Кентерберийский
См.также:
ЛАНФРАНК (ок. 1010 - 1089), нормандский и англ. церковный деятель, богослов; архиеп. Кентерберийский (с 1070)
АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая)
БАКСТЕР Ричард (1615-1691), пуританск. богослов
БАЛДУИН († 1190), архиеп. Кентерберийский
БАРНС Эрнест Уильямс (1874-1953), англикан. еп. Бирмингемский, теолог и математик
БАТЛЕР Джозеф (1692-1752), еп. Даремский, теолог и религ. философ, св. Англикан. Церкви (пам. 16 июня)