Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛИДСКАЯ И СМОРГОНСКАЯ ЕПАРХИЯ
41, С. 53-55 опубликовано: 3 июля 2020г.


ЛИДСКАЯ И СМОРГОНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена решением Синода РПЦ от 25 дек. 2014 г., отделена от Новогрудской епархии; епископом Лидским и Сморгонским тогда же избран архим. Порфирий (Преднюк). Территория Л. и С. е. включает сев.-вост. часть Гродненской обл. Белоруссии: г. Лида, Ивьевский, Лидский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский р-ны. Кафедральный город - Лида. Кафедральные соборы: во имя арх. Михаила в Лиде и в честь Преображения Господня в Сморгони. Правящий архиерей - еп. Порфирий (Преднюк; с 5 апр. 2015). Епархия разделена на 5 благочиннических округов: Ивьевский, Лидский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский. В епархии насчитывается 47 храмов, в клире состоят 43 священнослужителя (42 иерея, 1 диакон). На территории епархии действует ставропигиальный (по отношению к Минскому митрополиту) Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь (в дер. Богуши Сморгонского р-на). При ЕУ работают отделы: по делам молодежи, миссионерский, религ. образования и катехизации, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по благотворительности и социальному служению.

Епархия охватывает территорию, которая исторически относилась к Лидскому и Ошмянскому поветам, существовавшим с 1566 г. в составе Литовского великого княжества, затем Речи Посполитой и Российской империи. После длительного господства в регионе униатской Церкви в 30-х гг. XIX в. произошло воссоединение белорус. униатов с Православием. В частности, к правосл. Церкви присоединились действовавшие в крае мон-ри василиан: Голдовский, Сутковский и Борунский; из них только последний продолжил существование как православная обитель. После подавления польского восстания 1863-1864 гг. была усилена миссионерская деятельность православного духовенства среди католиков. В 1840 г. построен Преображенский храм в Сморгони на месте старого, в 1863 г. в Лиде освящен Михаило-Архангельский собор. К началу первой мировой войны в Лиде действовали 3 храма: Михайловский, кладбищенский Георгиевский и гарнизонный Свято-Троицкий. Благочинный Лидского городского округа прот. Иосиф Коялович (брат профессора СПбДА М. О. Кояловича) в 1915 г. спросил благословение Виленского и Литовского архиеп. свт. Тихона (Беллавина; впосл. патриарх Московский и всея России) остаться в Лиде и не эвакуироваться в Россию.

В 1918 г. Виленская римско-католич. епархия, пользуясь слабостью властей Белорусской Народной Республики, в районах со смешанным польско-белорус. населением перешла к активным действиям против православных. Католики захватили кладбищенскую Иоанно-Предтеченскую ц. в с. Венславента (ныне дер. Аславеняты Сморгонского р-на), приходские храмы в с. Островцы (ныне пос. Островец) и дер. Быстрица (ныне Островецкого р-на).

Ситуация ухудшилась, после того как весной 1919 г. регион заняли польские войска. Пользуясь попустительством со стороны польского оккупационного режима, католики стали захватывать правосл. храмы в различных местностях под предлогом «ревиндикации». Одним из первых в апр. 1919 г. был захвачен Михаило-Архангельский собор в Лиде лишь на том основании, что он был построен на территории бывшего мон-ря пиаристов, упраздненного российскими властями в 1832 г. Нападавшие избили до смерти настоятеля 84-летнего прот. Иосифа Кояловича (по другим данным, прот. Иосиф был убит на след. день после погрома). В 1920 г. польск. власти признали собор Лиды за католич. общиной, у православных остался в Лиде только Георгиевский храм. В 1919 г. у православных были отняты храмы в деревнях Кирьяновцы и Белица (ныне Лидского р-на). В 1921 г. католики захватили Михаило-Архангельский храм в Сморгони (остается католическим и в наст. время). В 1922 г. католикам был передан Покровский мужской монастырь в мест. Боруны (ныне деревня в Ошмянском р-не), несмотря на то что он ранее принадлежал униатскому ордену василиан. В 1925 г. был захвачен правосл. храм в дер. Гавья (ныне село в Ивьевском р-не). В католических источниках отмечалось, что в Лидском у. наблюдался наиболее значительный прирост католиков.

Со 2 мая 1923 г. новый управляющий правосл. Виленской епархией архиеп. Феодосий (Феодосиев) имел титул «Виленский и Лидский», Георгиевский храм в Лиде стал его 2-й кафедрой. Настоятель прихода в Лиде свящ. Александр Левицкий, к-рый отказался признать архиеп. Феодосия и поддержал канонического главу епархии - архиеп. Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского), по требованию Феодосия в 1923 г. был выдворен из Лиды властями.

Кафедральный собор арх. Михаила в г. Лида. 1797 г. Фотография. 2015 г.
Кафедральный собор арх. Михаила в г. Лида. 1797 г. Фотография. 2015 г.

Кафедральный собор арх. Михаила в г. Лида. 1797 г. Фотография. 2015 г.

В Лидском повяте Новогрудского воеводства в кон. 30-х гг. XX в. особенно активно осуществлялась полонизация правосл. приходов. Власти требовали проповедовать Закон Божий по-польски, перейти на польский язык в делопроизводстве, в чем их поддерживал Виленский и Лидский архиеп. Феодосий. Против таких мер выступил бывш. епархиальный миссионер Виленско-Лидской епархии, ставший в 1938 г. настоятелем собора в Лиде прот. Николай Рогальский. По его инициативе 18 мая 1938 г. в Лиде прошел съезд духовенства и псаломщиков Лидского благочиннического округа, к-рый принял резолюцию с осуждением распоряжения архиеп. Феодосия об обязательном преподавании Закона Божия на польск. языке (ГА Брестской обл. Ф. Р-1. Оп. 10. Д. 2824). В ответ на это новогрудский воевода 30 июля 1937 г. запретил прот. Н. Рогальскому деятельность на территории воеводства, после чего прот. Николай уехал из края. Был уволен благочинный Лидского округа прот. Николай Богаткевич, выступивший в поддержку решений собрания духовенства.

В период Великой Отечественной войны проявил мужество свящ. Николай Устинович, спасший жителей дер. Гончары Лидского р-на от уничтожения фашистами из-за связей с советскими партизанами. Священник добровольно обрек себя на многомесячное заключение в нем. лагерях в качестве заложника, что, однако, не спасло его от ареста в СССР в 1950 г. по обвинению в антисоветской деятельности.

В 1944-1960 гг. половина совр. территории епархии (Сморгонский, Ошмянский, Островецкий и бывш. Юратишковский р-ны) входила в Молодечненскую обл. БССР, с нояб. 1960 г. указанные территории находятся в составе Гродненской обл. В 1948 г. Лида стала 2-й кафедрой Гродненской епархии, новый управляющий которой еп. Паисий (Образцов) при назначении на кафедру получил титул «Гродненский и Лидский»; такой же титул имел следующий архиерей - архиеп. Сергий (Ларин), служивший в Гродно с 1950 г. до упразднения кафедры в февр. 1951 г., когда Гродненская епархия была присоединена к Минской.

Приходы региона сильно пострадали в ходе антирелигиозной кампании 1958-1964 гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.). Первыми в области были закрыты в окт. 1960 г. храмы в деревнях Сукневичи и Светляны Сморгонского р-на. Если в нояб. 1960 г. Лидско-Ошмянское благочиние Минской епархии насчитывало 30 церквей, то к 1965 г. их число уменьшилось до 14. В частности, решением Гродненского облсовета от 6 сент. 1963 г. был закрыт Преображенский собор в Сморгони, взамен общине передали ранее закрытый храм в дер. Светляны. В 1964 г. упразднили благочиннический Воскресенский храм в Ошмянах. Уполномоченный Совета по делам религий инициировал снятие с регистрации ряда священников региона, что делало невозможным дальнейшее функционирование приходов. К нач. 1965 г. в Лидском р-не осталось 6 действующих храмов, в Сморгонском р-не - 4, в Ивьевском р-не - 3, в Ошмянском р-не - 1 храм, в Островецком р-не не было ни одной действующей церкви. В 60-80-х гг. XX в. в Гродненской обл. действовало 77 храмов.

На рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. началось возрождение церковной жизни. В 1989-2008 гг. был построен 5-главый Преображенский собор в Сморгони на месте разрушенного. В 1996 г. Церкви передали разоренный Михаило-Архангельский собор в Лиде, ставший кафедральным.

Святыни и крестные ходы

Наиболее почитаемыми святынями епархии являются иконы Божией Матери Борунская и местночтимая Сукневичская, явленная в нач. XVII в. Местно почитается образ Божией Матери в Георгиевском храме в дер. Залесье Сморгонского р-на. Паломников привлекают св. источники в с. Лесники Лидского р-на, в дер. Понара Сморгонского р-на. В дер. Бобры Лидского р-на почитанием пользуется место явления Пресв. Богородицы с отпечатком стопы на камне.

Среди уроженцев региона, ставших жертвами большевистских репрессий и канонизированных в 2000 г.,- сщмч. Владимир (Хрищенович) родом из дер. Гезгалы Лидского у., прмч. Галактион (Урбанович (Новиков)), уроженец дер. Пудино Лидского у.

Римско-католическая Церковь на территории Л. и С. е.

В 10-20-х гг. XIX в. среди белорусов-униатов активно насаждалось католичество лат. обряда. Под влиянием ряда пропольски настроенных униат. деятелей и местных польск. помещиков униаты массово переходили из вост. обряда в латинский, что в дальнейшем приводило к их полонизации. Это явление было характерно исключительно для Виленской губ., где польск. влияние оставалось наиболее сильным по сравнению с др. зап. губерниями Российской империи. Нек-рые униат. церкви в целях недопущения их передачи православным в спешном порядке перестраивались и освящались как католич. храмы.

В межвоенный период римско-католич. духовенство выступало против организации в Лидском повете приходов «византийско-славянского обряда», или неоунии, создававшихся на западнобелорус. землях с 1925 г. Считалось, что новообразованные монашеские конгрегации, специализировавшиеся на «миссии среди восточного обряда», будут обращать православных непосредственно в лат. обряд. Такой «миссией» занимались не только монашествующие, но и нек-рые приходские священники края.

В советский период большинство католич. церквей в крае было закрыто. Тем не менее весь советский период продолжал существовать Лидский деканат, насчитывавший в 50-60-х гг. XX в. 21 приход (более 50 тыс. верующих), что составляло почти треть всех зарегистрированных римско-католических общин в Гродненской обл.

В 1991 г. был основан Гродненский диоцез, находящийся в подчинении Минско-Могилёвской митрополии. В дек. 2007 г. для приходов северной части Гродненской обл. было создано генеральное викариатство с центром в Лиде, учрежден Лидский пастырский округ. В настоящее время на территории правосл. Л. и С. е. существуют следующие деканаты Гродненского диоцеза: Лидский (14 приходов), Островецкий (13 приходов), Ивьенский (10 приходов), Сморгонский (9 приходов), Ошмянский (8 приходов). В 2009 г. был возобновлен 1-й в регионе с послевоенного времени монастырь францисканцев в дер. Гольшаны Ошмянского р-на.

Особым почитанием у католиков края пользуются чудотворные иконы Богоматери в с. Боруны Ошмянского р-на (в Петропавловском костеле) и в дер. Гудогай Островецкого р-на (в Благовещенском костеле).

Мон-ри

Действующий: Богушевский Введенский ставропигиальный (женский, в дер. Богуши Сморгонского р-на, основан в 2000). Упраздненные: Голдовский (Олдовский) Рождество-Богородичный (мужской, в с. Голдово (ныне Лидского р-на), известен с 1543, в 1650 приписан к виленскому Свято-Духову мон-рю (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь), не позднее 1722 захвачен униатами, упразднен к 1839); Гольшанский Троицкий (мужской, в мест. Гольшаны (ныне деревня в Ошмянском р-не), известен с 1556, упразднен униатами в XVII в.); Борунский Покровский (мужской, в мест. Боруны (ныне деревня в Ошмянском р-не), основан в 1692 как униатский, в 1833 преобразован в православный, в 1874 упразднен, в 1886 г. возрожден как скит виленского Свято-Духова монастыря, в 1919 захвачен римо-католиками); Сутковский (Сутьковский) Преображенский (мужской, ныне дер. Сутьково Сморгонского р-на, основан в 1731, вскоре перешел в унию, упразднен к 1839).

Лит.: Слюнькова И. Н. Монастыри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002; она же. Храмы и мон-ри Беларуси XIX в. в составе Российской империи: Пересоздание наследия. М., 2010; Ярмусик Э. С. Католический Костел в Белоруссии в годы Второй мировой войны (1939-1945). Гродно, 2002; он же. Католический Костел в Беларуси в 1945-1990 гг. Гродно, 2006; Силова С. В. Деятельность правосл. Церкви на Лидчине в годы Великой Отечественной войны: Страницы истории // Лiда i Лiдчына: Да 685-годдзя з дня заснавання горада. Лiда, 2008. С. 159-162; Artemiusz (Kishchanka), biskup. Historia prawosławnej diecezji Grodzieńskiej w latach 1921-1939. Warsz., 2012; Зубко В., свящ. Церковная жизнь на территории совр. Гродненской епархии в 1945-1991 гг. Гродно, 2013; Горны А. С. Сiнодзiк пацярпелых за веру i Царкву Хрыстовую ў Гродзенскай епархii: ХХ стагоддзе. Гродна, 2014.
В. Г. Пидгайко