Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕМИЛИАН
18, С. 448-449 опубликовано: 29 июля 2009г.


Содержание

ЕМИЛИАН

[греч. Αἰμιλιανός] († после 815), исп. (пам. 8 янв., 8 авг.), еп. Кизический, преемник еп. Николая, участвовавшего во Вселенском VII Соборе в 787 г. (Mansi. T. 13. Col. 381). Точное время рукоположения Е. неизвестно. Возможно, он упоминается в «Хронографии» прп. Феофана Исповедника в числе участников совета в имп. дворце (наряду с К-польским патриархом св. Никифором I (806-815) и Никейским митрополитом), к-рый был созван 1 нояб. 812 г. для обсуждения военной кампании против болгар (Theoph. Chron. P. 498-499).

Исп. Емилиан, еп. Кизический. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124)
Исп. Емилиан, еп. Кизический. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124)

Исп. Емилиан, еп. Кизический. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124)

В период возобновления иконоборческой политики при имп. Льве V Армянине (813-820) Е. был защитником иконопочитания и сторонником невмешательства гос-ва в дела Церкви. Вместе с патриархом Никифором и др. православными епископами (сщмч. Феофилактом Никомидийским, свт. Михаилом Синадским, сщмч. Евфимием Сардским, свт. Иосифом Фессалоникийским) он присутствовал на аудиенции 24 дек. 814 г. в имп. дворце, во время к-рой император попытался инициировать дискуссию об иконах. В связи с этим событием Е. упоминается в Житии прп. Никиты Мидикийского и в 2 версиях Жития сщмч. Феофилакта Никомидийского. После низложения патриарха Никифора и иконоборческого Собора 815 г. Е. был отправлен в ссылку, где и скончался.

Исп. Емилиан, еп. Кизический. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Исп. Емилиан, еп. Кизический. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Исп. Емилиан, еп. Кизический. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Краткое сказание о Е. содержится под 8 авг. в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), а также в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.), где он назван великим священномучеником. В визант. синаксаре семейства C (по классификации И. Делеэ) XII в. после повествования о Е. по ошибке переписчика следует Житие св. Мирона, епископа Критского. В палестино-груз. календаре X в. память Е. отмечена под 9 авг. (Garitte. P. 83). В Последовании, написанном исп. Феофаном Начертанным (Граптом), память Е. находится под 8 янв. (Σωφρόνιος. Σ. 18-19).

Сохранилась печать Е. с надписью: Αἰμιλιανῷ μητροπολίτῃ Κυζίκου (Zacos G., Veglery A. Byzantine Lead Seals. Basel, 1972. Vol. 1. Pt. 2. N 1326).

Ист.: ActaSS. Aug. T. 2. P. 353; Oct. T. 11. P. 33, 196; MartRom. Comment. P. 330; SynCP. Col. 875; PG. 117. Col. 576 [Минологий Василия II]; Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 297, 298; Gouillard. Synodikon. P. 1-316; Theoph. Chron. P. 498-499; ЖСв. Янв. С. 272; Авг. С. 134-135.
Лит.: ActaSS. Apr. T. 1. P. 262 [Theostericti Vita Nicetae]; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 7, 239; Т. 3. С. 315; Journier P. Aemilian // DHGE. T. 1. Col. 656-657; Vogt A. S. Théophylacte de Nicomédie // AnBoll. 1932. Vol. 50. P. 67-82, 71-82 [текст Жития]; Alexander P. J. The Patriarch Nicephorus of Constantinople: Ecclesiastical Policy and Image Worship in the Byzantine Empire. Oxf., 1958. P. 128-132; Αἰμιλιανός // ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1054; Amore A. Emiliano // BiblSS. Vol. 4. Col. 1185; Halkin F. Saint Théophylacte de Nicomédie confesseur sous les les iconoclastes // Hagiologie Byzantine / Textes inédits publ. en grec et trad. en franç. par F. Halkin. Brux., 1986. P. 170-184. (SH; 71); Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 138; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 18-19; Афиногенов Д. Е. Тактика правосл. сопротивления в начале второго периода иконоборчества // Традиции и наследие Христ. Востока: Мат-лы междунар. конф. М., 1996. С. 63-84; PMBZ, N 153.
Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий

Гимнография

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. Е. не упоминается. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря (Пентковский. Типикон. С. 359), 8 авг. отмечается память мч. Дометиана и Е.; на службе соединяются последования этих святых и попразднства Преображения, а также Октоиха. Последование Е. включает лишь минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир, седален. Служба совершается по праздничному чину (с пением «Бог Господь» на утрене) ради попразднства Преображения. Студийские Минеи могут и не содержать последование Е. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 73). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 482-483), 8 авг. отмечается только память Е., соединяются последования Е., попразднства Преображения и Октоиха, устав службы в целом тот же, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 178) приведены только память Е. и указание о соединении последований Е. и праздника.

В различных редакциях Иерусалимского устава, с ранних рукописных редакций (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; см.: Lossky. Typicon. P. 32) и до печатных изданий (греческих - вплоть до последних изданий, славянских - до изданий кон. XVI в.), последование Е. включает лишь минимальный набор песнопений; в Типиконах на этот день присутствуют краткие указания о соединении последований Е. и попразднства. В первопечатном московском издании Типикона 1610 г. устав 8 авг. описан подробно, к последованию Е. прибавлен кондак 3-го гласа    Кроме того, в слав. месяцесловах кон. XVI - нач. XVII в. 8 авг. указывается общий тропарь     (см., напр., списки РГБ. Троиц. № 340, 341, 351; а в списке № 366 - общий для Е. и «Илинарха, чюдотворца критцкого» тропарь    ), что не получило большого распространения в рус. традиции. В московских изданиях Типикона 1682 и 1695 гг. в целом сохраняется тот же устав, что и в первопечатном Типиконе 1610 г.

Последование Е. в совр. богослужебных книгах 8 авг. включает кондак 3-го гласа       (только в славянских), канон авторства Феофана 1-го гласа с акростихом Τὸν μέγαν Αἰμιλιανὸν ἐν ᾄσμασιν ἔξοχα μέλπω (Великого Емилиана в песнях изрядно пою; в слав. Минее акростиха нет), ирмос: Σοῦ ἡ τροπαιοῦχος̇ (  ), нач.: Ταῖς ὑπερκοσμίαις συνοικῶν ταξιαρχίαις (    ), цикл стихир-подобнов, седален.

А. А. Лукашевич
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Исповедники Русской Православной Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Гимнография исповедников Емилиан († после 815), епископ Кизический, исповедник (пам. 8 янв., 8 авг.)
См.также:
АГАПИТ (IV в.), еп. Синадский (Фригийский), исп. (пам. 18 февр., 5 июля)
АКАКИЙ († 251), еп. Мелитинский (Антиохийский?), исп., свт. (пам. 15 сент., 27, 29, 30 или 31 марта)
ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта)
ЕВЛОГИЙ еп. Эдесский (с 379), исп. (пам. 25 авг.; пам. зап. 5 мая)
ЕВСТАФИЙ (IX в.), еп. Кийский (Вифинский), исп. (пам. 29 марта)
ЕВСХИМОН († до 843), еп. Лампсакийский, исп., свт. (пам. 14 марта)
КОНОН (I в.), исп. Исаврийский (пам. 5 марта; пам. визант. 6, 8 марта, 4 нояб.)
МИХАИЛ (ок. 750-826), еп. Син(н)адский; церковный деятель, исп. (пам. 23 мая)
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АВЕРКИЙ († ок. 167, или 190, или 195), еп. г. Иераполь, равноап. (пам. 22 окт.)