Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕЛЕВФЕРИЙ
18, С. 280-282 опубликовано: 2 июля 2013г.


ЕЛЕВФЕРИЙ

(Богоявленский Дмитрий Яковлевич; 14.10.1870, г. Нов. Оскол Курской губ.- 31.12. 1940, Вильнюс), митр. Виленский и Литовский. Из семьи сельского псаломщика. Окончил Старооскольское ДУ и Курскую ДС (1899), был назначен учителем церковноприходской школы в Ямской слободе (пригород Курска). В 1890 г. рукоположен во иерея к церкви с. Тростенец Новооскольского у. Курской губ. (ныне Новооскольский р-н Белгородской обл.). Овдовев, в 1900 г. поступил в СПбДА. В 1904 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Главнейшие черты нравственного мировоззрения русских подвижников XIX столетия». Вскоре пострижен в монашество ректором СПбДА Финляндским архиеп. Сергием (Страгородским; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) с именем Елевферий. С 1904 г. преподаватель гомилетики Подольской ДС в г. Каменец-Подольск, с 1906 г. инспектор Холмской ДС. В 1909 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской ДС.

21 авг. 1911 г. хиротонисан во епископа Ковенского, стал викарием Литовской и Виленской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил Финляндский архиеп. Сергий. В авг. 1915 г. в связи с наступлением нем. войск Е. организовал эвакуацию Пожайского в честь Успения Пресв. Богородицы и Сурдегского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мужских мон-рей. Вскоре выехал в Москву, проживал в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре. 28 июня 1917 г. в связи с избранием 21 июня на Московскую кафедру Литовского архиеп. свт. Тихона (Беллавина; с нояб. 1917 Патриарх Московский и всея России) Е. был назначен управляющим Литовской епархией. Принимал участие в начале работы Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В кон. 1917 г. Е. прибыл в Дисну (ныне на территории Белоруссии), единственную часть Литовской епархии, не занятую нем. войсками. На оккупированной территории епархии в то время оставалось не более 10 правосл. священнослужителей.

Елевферий (Богоявленский), архиеп. Литовский и Виленский. Фотография. 20-е гг. XX в. (ЦАК МДА)
Елевферий (Богоявленский), архиеп. Литовский и Виленский. Фотография. 20-е гг. XX в. (ЦАК МДА)

Елевферий (Богоявленский), архиеп. Литовский и Виленский. Фотография. 20-е гг. XX в. (ЦАК МДА)

В нояб. 1918 г., с окончанием первой мировой войны, Е. смог переехать в Вильно (Вильнюс), пребывал в вильнюсском в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужском монастыре. Приступил к восстановлению в епархии церковной жизни. Был организован Литовский епархиальный совет под председательством Е., периодически проводились епархиальные собрания. Поскольку власти Литовской республики, контролирующие сев.-вост. часть епархии, первоначально отказались признать Е. главой православных Литвы, он осуществлял управление литов. приходами через своего представителя. Позднее в Литовской республике было учреждено Ковенское правосл. духовное правление.

В связи с тем что с апр. 1919 г. Вильно был занят польск. войсками (за исключением периода с июля по окт. 1920), Е. оказался вовлечен в процесс устроения высшего церковного управления Православной Церкви в Польше. 24 мая 1920 г. Е. присутствовал на состоявшихся в Вильно переговорах управляющего Гродненской епархией Белостокского еп. Владимира (Тихоницкого) с представителями Мин-ва исповеданий и Отд-ния по национальностям и вероисповеданий Генерального комиссариата Восточных земель Польши. В результате переговоров было достигнуто соглашение, согласно к-рому Польское гос-во признавало за еп. Владимиром временные права на церковное управление правосл. приходами на территории Польши.

Е. твердо поддерживал позицию еп. Владимира по сохранению канонических связей с Московской Патриархией. Это противоречило намерениям польск. властей поставить правосл. епархии под свой контроль, отделить их от Русской Церкви. 17 апр. 1921 г. еп. Владимир и Е. по поручению Патриарха Тихона хиротонисали в виленском Свято-Духовом мон-ре во епископа Бельского Сергия (Королёва), назначенного временным управляющим Холмской епархией. Хиротония не была согласована с польск. властями, и они отказались признать нового архиерея, разорвали контакты с еп. Владимиром.

28 июня 1921 г. Патриархом Тихоном и Свящ. Синодом РПЦ Е. был возведен в сан архиепископа и утвержден правящим архиереем Виленской и Литовской епархии. С этого времени он возглавлял правосл. архиереев в Польше, выступавших за сохранение единства с РПЦ. Это вызывало противодействие со стороны поддерживаемого польск. властями Минского и Туровского архиеп. Георгия (Ярошевского; с окт. 1921 Патриарший экзарх и управляющий Варшавской епархией, с янв. 1922 митрополит Варшавский). В сент. 1921 г. на состоявшейся в Гродно встрече с архиеп. Георгием Е. и еп. Владимир заявили о несогласии с его взглядами на неканоничное отделение правосл. епархий от РПЦ. 30 сент. в Вильно состоялось совещание Е. с епископами Владимиром и Сергием (Королёвым), на к-ром архиереи высказались за реорганизацию церковного управления с участием представителей православных приходов.

24 янв. 1922 г. под предлогом того, что официально г. Вильно не являлся польск. территорией, Е. не был допущен на 1-й Совет правосл. епископов в Польше, созванный архиеп. Георгием в Варшаве. На Совете предполагалось подписание «Временных правил» о взаимоотношениях правосл. Церкви и Польского гос-ва. Однако большинство правосл. епископов, несмотря на оказанное на них давление, отказались подписать этот документ. 12 марта Е., епископы Владимир и Сергий послали Патриарху Тихону доклад о январском Совете, охарактеризовав «Временные правила» как ставящие правосл. Церковь в Польше под контроль польск. властей и фактически вводящие ее автокефалию.

В марте 1922 г. Польша приняла офиц. меры по включению в свой состав Виленского края. 29 марта Правительство Литовской республики, также претендовавшей на Вильно, признало Е. главой православных Литвы. После офиц. присоединения Вильно к Польскому гос-ву Е. получил право принять участие в работе состоявшегося в кон. мая 1922 г. в Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы мужской лавре 2-го Совета правосл. епископов в Польше, где обсуждалась ситуация, сложившаяся после ареста в Москве Патриарха Тихона. Это обстоятельство могло служить основанием для организации в церковной области самостоятельного высшего церковного управления. Е. вместе с еп. Владимиром подали офиц. заявление, в к-ром указали, что высшее церковное управление в Польше может быть организовано только Всепольским правосл. Собором, и призвали к его проведению, после чего покинули Совет.

14 июня 1922 г. в Варшаве был собран 3-й Совет правосл. епископов в Польше. Польск. власти потребовали от православ. архиереев решения о самостоятельности Православной Церкви в Польше на началах автокефалии. Е. и еп. Владимир сделали заявление, что меняющаяся ситуация вокруг Патриарха Тихона в Москве не дает оснований обсуждать такие крайние меры, как автокефалия, и вновь призвали к созыву Всепольского Собора. После этого Е. вернулся в Вильно, а еп. Владимир не участвовал в голосовании. Совет высказался в пользу автокефалии, хотя и обусловил это получением согласия от глав правосл. Поместных Церквей, в т. ч. Московского Патриарха. Было объявлено о переходе высшей церковной власти к Синоду Православной Церкви в Польше, состоявшему из митр. Георгия (Ярошевского) и его сторонников.

27 июля Е. созвал в Вильно епархиальный съезд духовенства и мирян. В работе съезда приняли участие представители Гродненской епархии, также в Вильно находился и еп. Владимир. Съезд осудил попытки Варшавского митрополита и др. иерархов Православной Церкви в Польше отделиться от Матери-Церкви неканоничным путем и призвал созвать для решения всех вопросов устройства церковного управления в Польше обл. Церковный Собор, «доколе же этот Собор не состоится... воздержаться от всяких распоряжений, связанных с провозглашением автокефалии». 15 июля аналогичную резолюцию принял и епархиальный съезд в Гродно.

6 сент. 1922 г. Синод Православной Церкви в Польше издал указ, объявляющий деятельность Е. «вредной и угрожающей Церкви смутой». Решением Синода Е. был уволен от управления Литовской и Виленской епархией в пределах Польши, было указано считать его «архиепископом Литовским только в пределах Ковенской Литвы». В ночь на 14 окт., после всенощной службы в виленском Свято-Духовом мон-ре, Е. был арестован польск. властями и доставлен в католич. камальдульский мон-рь около Кракова. В нач. февр. 1923 г., после протестов Правительства Литвы, поддержанных Лигой Наций, Е. был освобожден и выслан из Польши. 6 февр. он прибыл в Каунас - временную столицу Литовской республики. Вместо Виленской и Литовской епархии в Православной Церкви в Польше была учреждена Виленская и Лидская епархия. Назначенный туда правящим архиереем еп. Феодосий (Феодосиев), осознавая незаконность удаления Е. с кафедры, обратился к нему с извинительным письмом. В ответ Е. сообщил, что не отказывается ни от своей паствы, ни от Виленской кафедры. Прихожане, оставшиеся верными Е. и Московской Патриархии, образовали в Вильно Екатерининскую патриаршую общину во главе с прот. Л. Голодом.

По прибытии в Каунас Е. немедленно приступил к устроению нового центра епархии. Был избран епархиальный совет, началось издание «Литовских ЕВ» (с 1924 «Голос Литовской православной епархии»), были утверждены размеры приходских сборов. Правовой статус Православной Церкви в Литве регламентировали «Временные правила», официально утвержденные 20 мая 1923 г. В 1926 г. Е. получил от литов. МВД предложение предпринять действия по приобретению автокефалии. Е. отказался, предложив решать вопрос о судьбе епархии после возвращения под его управление Виленской кафедры, что нашло понимание у литов. властей, декларировавших невмешательство во внутренние дела Церкви.

В связи с тем что кафедральный Петропавловский собор в Каунасе еще в 1919 г. был отобран у верующих, кафедральным храмом Е. стала небольшая кладбищенская Воскресенская ц. В 1932 г. был заложен каунасский кафедральный Благовещенский собор (освящен в 1935), построенный при содействии литов. властей. Также в др. городах Литвы было выстроено 6 новых храмов взамен ранее отобранных у православных. Всего к сер. 30-х гг. управляемая Е. Православная Церковь в Литве имела 31 храм. Офиц. статус был только у 10 приходов, существовавших до 1919 г.; 15 новых приходов в Литве действовали без офиц. признания. Хотя Е. рукоположил в 1923 г. сразу 5 иереев и еще 5 до 1930 г., священников не хватало, нек-рым из них приходилось служить в неск. приходах. Для финансирования ремонта храмов Е. благословил создание благотворительных фондов правосл. епископии (до 1938) и им. Патриарха Тихона. Был создан ряд об-в: Мариинское жен. благотворительное об-во, Ковенское похоронно-благотворительное братство, Благовещенское сестричество и др., возобновило деятельность Свято-Никольское братство, действовали богословские курсы.

Е. никогда не прерывал канонических связей с Московской Патриархией. Поддерживал управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе митр. Евлогия (Георгиевского) в его противостоянии Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей. После того как Синод РПЦЗ объявил о лишении митр. Евлогия должности управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе и запрещении его в служении, митр. Евлогий в марте 1927 г. обратился к Е. с просьбой канонической оценки происшедшего. В ответном письме Е. подтвердил, что считает действия Синода РПЦЗ неканоничными и недействительными. Вместе с митр. Евлогием Е. в 1927 г. в соответствии с указом Временного Свящ. Синода РПЦ подписал обязательство не допускать нелояльных действий по отношению к советской власти.

В нояб. 1928 г. Е. совершил поездку в Москву для доклада на Временном Свящ. Синоде о деятельности Церкви за рубежом. 28 нояб. указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) Е. был возведен в сан митрополита, получил право самостоятельно решать все церковно-адм. вопросы Литовской епархии. По впечатлениям о поездке Е. написал кн. «Неделя в Патриархии», содержавшую как описание поездки, так и обзор основных событий церковной жизни в России в 20-х гг. В книге обосновывалась с канонической т. зр. позиция, занятая Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием, и осуждались выступления его противников - организаторов григорианского раскола и сторонников митр. Иосифа (Петровых). «Неделя в Патриархии» была неоднозначно встречена рус. эмиграцией за положительный в целом отзыв о положении Церкви в СССР после принятия «Декларации» 1927 г. митр. Сергия и предоставления РПЦ легального статуса. По словам Е., «на Родине совершается великое дело Божие, духовный рост нашей Церкви среди почти безнадежных условий». При этом у Е. не было сомнений в отношении правящего в СССР режима: «Безбожная власть уже по самому существу своему не может быть равнодушной, лояльной к Церкви Христовой, видя в Ней всегдашнего непримиримого врага себе».

10 июня 1930 г. митр. Сергий и Временный Свящ. Синод издали указ об увольнении митр. Евлогия (Георгиевского), управлявшего западноевроп. приходами РПЦ, и о временной передаче дел еп. Владимиру (Тихоницкому). После отказа еп. Владимира принять это назначение 24 дек. 1930 г. Е. был назначен временно управляющим западноевроп. приходами (управляющий с 30 апр. 1931). В 1931 г. Е. дважды посетил Париж, пытаясь вместе с еп. Вениамином (Федченковым) убедить митр. Евлогия не подвергать Церковь новому расколу. Однако митр. Евлогий вместе с большинством западноевроп. приходов неканоническим образом перешел в юрисдикцию К-польской Патриархии, образовав в ее составе Западноевропейский экзархат русских православных приходов. Верными Московской Патриархии остались только организованный еп. Вениамином Трехсвятительский приход в Париже и община прот. Г. Прозорова при Владимирской ц. в Берлине.

Е. вел письменную полемику с первоиерархом РПЦЗ митр. Антонием (Храповицким) в связи с указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя РПЦ митр. Сергия от 22 июня 1934 г. о запрещении в священнослужении и предании архиерейскому суду архипастырей РПЦЗ. Он обосновывал с канонической т. зр. позицию митр. Сергия и указывал на догматическую несостоятельность позиции митр. Антония. Е. критиковал ученые труды митр. Антония, указывая на наличие в его богословской теории ошибочного понимания первородного греха.

В окт. 1939 г., после разгрома Польши Германией, Виленский край по советско-литов. соглашению был передан Литве, благодаря чему стало возможным возвращение Е. на Вильнюсскую кафедру. 21 окт. Е. утвердил постановление Литовского епархиального совета об упразднении в Вильнюсе органов церковного управления неканонично провозглашенной автокефальной Польской Православной Церкви и о порядке перехода правосл. приходов в юрисдикцию Московской Патриархии. 2 нояб. Е. прибыл в Вильнюс, вновь ставший кафедральным центром Литовской епархии.

Е. был удостоен высшей гос. награды Литвы - ордена вел. кн. Гедиминаса 1-й степени (окт. 1936). Е. отпевал Дмитровский архиеп. Сергий (Воскресенский; впосл. митрополит Литовский). Похоронен в вильнюсском Свято-Духовом мон-ре.

Соч.: Неделя в Патриархии: Впечатления и наблюдения от поездки в Москву. П., 1933 ([переизд.] // Из истории христ. Церкви на родине и за рубежом в XX ст.: Сб. М., 1995. С. 174-295 (МИЦ; 2)); Мой ответ митр. Антонию (Храповицкому). П., 1935; Об искуплении: Письма к митр. Антонию (Храповицкому) в связи с его соч. П., 1937; Соборность Церкви: Божие и Кесарево. П., 1938; Папство в вопросе соединения Церквей. П., 1940; Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Богоявленского) с митр. Елевферием (Богоявленским), временно управляющим Зап.-Европ. приходами РПЦ // ЦиВр. 2000. № 1(10). С. 303-325; № 3(12). С. 288-330.
Лит.: Ведерников А. Блюститель канонич. истины: Памяти митр. Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского) // ЖМП. 1957. № 9. С. 65-76; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 150-153; Акты свт. Тихона. С. 555-560, 657-677, 757-759, 773-776, 781-783, 787; Цыпин. История РЦ. С. 221-227, 566-570; Серапинас В., свящ. Православная Церковь в Литве в межвоенный период // http://www.orthodoxy.lt/index.php/where, history;sub,mezvoen [Электр. ресурс].
Д. Н. Никитин
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Виленская и Литовская епархия Русской Православной Церкви Русская Православная Церковь. История. 1917 - 1990 Елевферий (Богоявленский Дмитрий Яковлевич; 1870 - 1940), митрополит Виленский и Литовский
См.также:
ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов
ЕЛЕВФЕРИЙ (Воронцов Вениамин Александрович; 1892 - 1959), митр. Ленинградский и Ладожский
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
АЛЕКСАНДР (Бердов) († 1591), митр. Новгородский
АЛЕКСАНДР (Добрынин Андрей Васильевич; 1820-1885), архиеп. Литовский и Виленский