Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВГЕНИЙ III
Т. 17, С. 87-89 опубликовано: 7 февраля 2013г.


ЕВГЕНИЙ III

Алтарная часть бывш. базилики св. Леокадии в Толедо. VII в.
Алтарная часть бывш. базилики св. Леокадии в Толедо. VII в.

Алтарная часть бывш. базилики св. Леокадии в Толедо. VII в.
(† 657), свт. (пам. зап. 13 нояб.), архиеп. г. Толет (ныне Толедо, Испания), поэт и писатель. Основным источником сведений о Е. является соч. архиеп. Толетского свт. Ильдефонса († 667) «О знаменитых мужах» (De viris illustribus), согласно к-рому Е. был секулярным клириком при дворцовой церкви в Толете. Возможно, Е. играл значительную роль при вестгот. королевском дворе (Ильдефонс называет его «великим клириком»). Вероятно, он также руководил епископской школой. Впосл. из любви к монашеской жизни Е. оставил Толет и переселился в Цезаравгусту (ныне Сарагоса), где поступил в монастырь Восемнадцати мучеников. Святой сблизился с бывш. настоятелем мон-ря еп. Цезаравгусты Иоанном и его братом архидиак. Браулионом (см. Браулио). После вступления на кафедру свт. Браулион возвел Е. в сан архидиакона, сделав его своим доверенным лицом. Е., сопровождавший епископа на V и VI Соборы в Толете (636 и 638), стал известен при королевском дворе. После смерти Толетского архиеп. Евгения II (май 646) кор. Хиндасвинт пожелал, чтобы его преемником стал архидиакон из Цезаравгусты. Свт. Ильдефонс подчеркивал, что избрание и рукоположение Е. состоялись по воле короля (vuilentia principis) и вопреки желанию Е., а также вызвали протест свт. Браулиона, к-рый видел его своим преемником в Цезаравгусте. Святитель направил королю письмо с просьбой не забирать Е., называл архидиакона своим утешением и «частью своей души». Ссылаясь на преклонный возраст, Браулион убеждал Хиндасвинта не оставлять его без помощника (Braulio. Ep. 31). В ответном послании король отказался изменить свое решение, напомнив, что Е. изначально был клириком в Толете, а не в Цезаравгусте.

Как первенствующий епископ Вестготского королевства Е. принял участие в общеиспан. Соборах духовенства и светской знати в Толете - VII (646), VIII (653), IX (655) и X (656), на 2 последних святитель председательствовал. На VII Толетском Соборе было решено, что епископы Карфагенской пров. (т. е. митрополии Толета) должны ежегодно посещать Толет для обсуждения текущих проблем Церкви и гос-ва. Т. о., при Е. в Испанской Церкви возникло подобие временного синода по образцу К-поля.

Е. приобрел большую известность как поэт. Его крупнейшее произведение - переработка поэмы африкан. поэта V в. Драконтия «Хвала Богу» (De laude Dei). Вероятно, в вестгот. Испании была известна только 1-я кн. поэмы, к-рая имела хождение под заглавием «Шестоднев» (Hexameron), или «О сотворении мира» (De creatione mundi) (см.: Isid. Hisp. De vir. illustr. 37). По просьбе кор. Хиндасвинта Е. исправил ошибки, возникшие во время переписывания текста, а также составил новую редакцию поэмы, убрав, добавив от себя и перефразировав мн. стихи (640 стихов из 755). Он убрал предисловие Драконтия и начал произведение с описания сотворения мира. Вместо предисловия Е. добавил составленный им краткий «Шестоднев», написанный под влиянием Драконтия, но являющийся самостоятельным произведением. В него включено описание 7-го дня творения, к-рое отсутствовало у Драконтия. В редакции Е. поэма имеет 2 предисловия: прозаическое, в форме послания к Хиндасвинту, и поэтическое, в к-ром Е. оправдывается за то, что предпринял переработку чужого труда. «Хвала Богу» в редакции Е. пользовалась широкой известностью в эпоху Каролингского возрождения, сохранилась в ряде рукописей IX в. (оригинальный текст в виде цитат содержится лишь в 2 флорилегиях IX-X вв.). Е. переработал и поэму Драконтия «Оправдание» (Satisfactio), не только отредактировав ее, но и изменив суть произведения, к-рое было задумано как оправдание перед кор. вандалов Гунтамундом. В интерпретации Е. поэма превратилась в молитвенное обращение к Богу. Святитель был одним из представителей круга вестгот. писателей VI-VII вв. (святители Леандр и Исидор Гиспальские, Ильдефонс и Юлиан Толетские), творения к-рых имеют общие черты и могут считаться произведениями одной школы.

Е. приписывается также ок. 120 мелких поэтических произведений, объединенных, по свидетельству свт. Ильдефонса, в книгу. Вероятно, авторство нек-рых стихотворений принадлежит менее известным вестгот. поэтам, современникам Е. Так, небольшое стихотворение о базилике св. Викентия в Цезаравгусте (Eugenius. Carm. 8) скорее всего написано еп. Цезаравгусты Иоанном II (619-631), братом свт. Браулиона. Сохранился также ряд стихов и гимнов, к-рые были составлены позднее и ложно приписаны Е. Наиболее известен из них гимн в честь сщмч. Дионисия Ареопагита, о котором упоминает Гилдуин в Житии св. Дионисия (ActaSS. Oct. T. 4. Col. 729-733). В кон. IX в. автором этого гимна считался свт. Евгений I, легендарный основатель Толетской кафедры.

Свт. Ильдефонс среди произведений Е. упоминает некую прозаическую книгу, а также трактат о Троице, написанный для христиан Ливии и Востока (возможно, первая на лат. Западе попытка полемики с исламом (сочинения не сохр.)). Из его эпистолярного наследия до наст. времени дошло 3 послания: к кор. Хиндасвинту (предисловие к «Шестодневу» Драконтия), к свт. Браулиону (об отношении к таинствам, совершенным пресвитером, каноничность рукоположения к-рого вызывает сомнения) и к Протасию, еп. Тарраконы (ныне Таррагона). В последнем послании святой сообщал о своей деятельности, направленной на реформу богослужения, и о составленном им проприи мессы в честь св. Ипполита. Сохранилось также 2 послания, адресованные Е.: ответное послание свт. Браулиона, в к-ром тот рекомендовал святому привезенные из Рима творения свт. Григория I Великого, и послание Тагона, еп. Цезаравгусты.

С именем Е. связана реформа вестгот. богослужения, которая имела целью сближение испан. литургической практики с римской. Проприй мессы в честь св. Ипполита вошел в «Orationale Visigoticum» (CPL, N 2016). Известно 5 гимнов, составленных Е.: «На очищение Марии» (Sacer puritatum dies), «О святых Адриане и Наталии» (Hierusalem gloriosa), «О св. Ипполите» (Assunt, o populi), «О св. Леокадии» (Sanctissimae Leucadiae), «На освящение базилики» (Ecce te Christe). Принадлежность Е. гимна «Христе, Владыка всяческих» (Christe, cunctorum Dominator) вызывает сомнение, так же как и его испан. происхождение (Wilmart A. Precum Libelli quattor Aevi Karolini. R., 1940. P. 120).

Сущность проведенной Е. реформы церковного пения (melodiae cognitione correxit - Hildef. Tolet. De vir. illustr. 14) неясна, поскольку сохранившиеся 3 нотированных кодекса мосарабской литургии (X в.) не расшифрованы (Gonsález. 1979. P. 744, 746).

Согласно свт. Ильдефонсу, Е. был погребен в базилике св. Леокадии. Память святого впервые появляется в Мартирологе Узуарда (сер. IX в.) под 13 нояб. (PL. 124. Col. 689). Составитель Мартиролога различал его и Евгения I, легендарного еп. Толета, память к-рого как мученика в Паризийском окр. помещена под 15 нояб. После того как частицы мощей Евгения I были помещены в толедской ц. св. Леокадии (1156), произошло полное смешение почитания 2 святых. Базилика, в к-рой был похоронен Е., впосл. пришла в упадок и частично разрушилась. В наст. время на ее месте находится монашеская обитель (ermita) Кристо де ла Вега на окраине Толедо (гробницы архиепископов не сохр.). Кард. Цезарь Бароний внес память Е. в Римский Мартиролог, основываясь на свидетельстве Узуарда. Почитание Е. было восстановлено в Испании в 1613 г.

Соч.: Opera omnia / Ed. P. F. Alberto. Turnhout, 2005. (CCSL; 114); Opuscula // PL. 87. Col. 347-418; Carmina. Epistulae. Fragmenta // MGH. AA. T. 14. P. 229-291; Hymni // AHMA. Vol. 27. P. 117, 122-124, 183-184, 213, 263-264.
Ист.: Hildef. Tolet. De vir. illustr. 14 // PL. 96. Col. 204-206; Braulio Caesaraugustanus. Ep. 31-32, 35-36 // Epistolario de S. Braulio / Ed. J. Madoz. Madrid, 1941. P. 151-156, 159-169; MartRom. Comment. P. 520.
Лит.: CPL, N 1236-1246, 2016; Dzialowski G., von. Isidor und Ildefonsus als Litterarhistoriker. Münster, 1898. S. 145-147; Pérez de Urbel J. Los monjes españoles en la Edad Media. Madrid, 1933. Vol. 1. P. 302-303; idem. Las letras an la época visigoda // Historia de España / Ed. M. Pidal. Madrid, 19632. T. 3. P. 378-479; Madoz J. Eugène de Tolède (Ɨ 657): Une nouvelle source du symbole de Tolède de 675 // RHE. 1939. Vol. 35. P. 530-532; Rivera Recio J. F. S. Julian de Toledo: Época y personalidad. Barcelona, 1944. P. 67-78; idem. Eugène III // DHGE. Т. 15. Col. 1368-1370; Gaiffier B., de. Les oraisons de l'office de S. Hippolyte dans le «Libellus orationum» de Vérone // RAM. 1949. Vol. 15. P. 219-224; Prado G. Estado actual de los estudios sobre la música mozárabe // Estudios sobre la liturgia Mozarabe / Ed. J. F. Rivera Recio. Toledo, 1965. P. 95; López Torrijos R. Iconografía de S. Eugenio de Toledo // Anales Toledanos. 1977. Vol. 12. P. 3-40; González T. La Iglesia desde la conversión de Recaredo hasta la invasión árabe // Historia de la Iglesia en España. Madrid, 1979. T. 1 / Ed. R. G. Villoslada. P. 415, 582-583, 591, 695, 722-724, 744, 746; Codoñer C. The Poetry of Eugenius of Toledo // Papers of the Liverpool Latin Seminar. 1981. Vol. 3. P. 323-342; Norberg D. Carmen oder Rhythmus? // Mittellateinisches Jb. 1984. Bd. 19. S. 63-72; Ярхо В. Н. Античный миф на пороге средневековья: Поэмы Драконция // Драконций. Мифологические поэмы / Пер. с лат., коммент. В. Н. Ярхо. М., 2001. С. 5-6; Alberto P. F. Eugenio of Toledo's Poetry in León and Asturias in the 11th Cent. // Latin Culture in the 11th Cent.: Proc. of the 3rd Intern. Conf. on Medieval Latin Studies. Turnhout, 2002. Vol. 1. P. 16-28; idem. The Anthology of Eugenius of Toledo's Poems in León, Fragm. 8: A Reconstruction // Aevum. 2004. Vol. 78. P. 259-275.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Святители Римско-католической Церкви Архиепископы Римско-католической Церкви Церковные писатели (V - VII вв.) Архиепископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Евгений III († 657), святитель (пам. зап. 13 нояб.), архиепископ г. Толет (ныне Толедо, Испания), поэт и писатель Поэты испанские
См.также:
АДАЛЬГАР КОРВЕЙСКИЙ († 909), архиеп. Бременский и Гамбургский , свт. (пам. зап. 9 мая)
АДОН (ок. 819 - 874 или 875), архиеп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 16 дек.)
АМВРОСИЙ († ок. 455), архиеп., свт. (пам. зап. 3 сент.)
АПОЛЛИНАРИЙ († 611), архиеп. Битуригский (современная Франция), свт. (пам. зап. 6 окт.)
БАЗИН († 705), архиеп. Трирский, свт. (пам. зап. 4 марта)
БАРНАРД (ок. 778 - 842), архиеп., свт. (пам. зап. 23 янв.)
ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж)
ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая)
ЕККЛЕСИЙ († 531/ 532), архиеп. г. Равенна (Италия), свт. (пам. зап. 27 июля)
АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)
АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),
АНИАН († после 451 г.), архиеп. Аврелианский, свт. (пам. зап.17 нояб., 14 июня.)
АНИСИЙ († ок. 406), архиеп. Фессалоникийский, свт. (пам. зап. 30 дек.)
АНТОНИН († между 657 и 677), архиеп. Медиоланский, свт. (пам. зап. 31 окт.)