Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВГЕНИЙ
17, С. 53-55 опубликовано: 30 января 2013г.


ЕВГЕНИЙ

[Мар Авгин (Авген, Евген); сир.   ; араб.   ] († 363), прп., чудотворец (пам. сиро-яковитская 20/21 апр., 2, 15 нояб., 3 марта; пам. несторианская в 1-ю или 3-ю пятницу Входа (Обновления Церкви)), согласно сир. традиции, основатель монашества в Персии.

Житие Е. на сир. языке сохранилось в неск. рукописях (самая ранняя - IX-X вв.), представляющих собой разные редакции. Оно написано в форме рассказа очевидца от лица ученика Е. Михаила и, согласно замечанию автора, составлено «по повелению царскому» и по «письму [некоего] святого [или святых] из Рима». В 1892 г. Житие было опубликовано П. Беджаном по 2 рукописям (XII и XIX вв.). Часть перевода Жития на согдийский язык была недавно обнаружена В. Зундерманном среди неопубликованных фрагментов из турфанской коллекции Берлинско-Бранденбургской АН (Sundermann W. Byzanz und Bulayq Iranian and Indo-European Stud.: Memorial Volume of O. Klima / Ed. P. Vavrouek. Praha, 1994. P. 263-264). Кроме того, деятельность Е. отражена в «Книге целомудрия» Ишоднаха, несторианского еп. Басры (IX в.), а также в поздних сир. и арабо-христ. исторических источниках: в яковитской «Церковной истории» Григория Бар Эвройо (XIII в.), в несторианской анонимной «Хронике Сеерта» (не ранее IX в.), в «Книге Башни» Мари ибн Сулеймана (XII в.) и в одноименном сочинении Амра ибн Матты (сер. XIV в.).

Согласно опубликованной версии Жития, Е., коренной житель Клисмы (ныне Суэц, Египет; в Житии данный топоним определен как «морской остров»), в течение 25 лет был ловцом жемчуга, заработанные деньги жертвовал на храмы и раздавал бедным. Уже в те годы он обладал даром предвидения и чудотворения: укрощал и вызывал бури, ходил по воде, спасал моряков от кораблекрушений. Избегая славы, Е. удалился сначала в обитель прп. Пахомия Великого (здесь он поразил братию, совершая молитву посреди зажженной печи), затем «в Египет» (т. е., вероятно, в Нитрию), а оттуда, взяв с собой 70 монахов, в Сев. Месопотамию, в Нисибин, рим. форпост на границе с Персией. Во время короткой остановки на берегу р. Машак (Гурмиш; к югу от Нисибина) Е. исцелил бесноватого, что привлекло внимание горожан. Тогда монахи удалились на гору Изла (к северо-востоку от Нисибина). Там они прожили 30 лет; вокруг Е. собрались ученики со всех концов Римской империи, так что число братии достигло 350. После этого монахи по благословению свыше начали проповедовать окрестным жителям, совершая дела милосердия и чудеса.

Вторая ч. Жития повествует об отношениях Е. с известными церковными и политическими деятелями того времени. Он предсказал и инициировал избрание на кафедру свт. Иакова, еп. Нисибинского († 350), вместе с к-рым совершил множество чудес. По благословению Е. святитель нашел на горе Карду место, где ангел показал ему сокрытый Ноев ковчег, и основал там мон-рь, на освящение к-рого пригласил преподобного и его учеников. Правитель Нисибина, которому Е. воскресил умершего сына, доложил о чуде визант. имп. равноап. Константину I Великому (306-337), и тот в ответном письме назвал Е. вместе с преподобными Антонием Великим и Иларионом Великим главным молитвенником за свое царство. Е. предсказал возникновение арианства, смерть основоположника манихейства Мани (Манеса; явный анахронизм, т. к. Мани ум. ок. 275), мученическую кончину от рук персов сщмч. Милию (Мар Милу), пришедшему из Иерусалима, а буд. имп. Иовиану - смерть имп. Юлиана Отступника. После исполнения последнего пророчества и захвата Нисибина персами (363) шаханшах Шапур II пожелал увидеть чудотворца и принял его с большим почетом. Зороастрийские маги попытались навязать Е. религ. спор. Он предложил им испытание огнем, к-рое они не выдержали. Е. исцелил от беснования одного из сыновей Шапура, в результате чего правитель даже решил прекратить гонения на христиан. Воспользовавшись расположением шаханшаха, Е. попросил разрешить строить мон-ри в обл. Бет-Хузайе (в Хузестане, на юго-западе Ирана). Шапур согласился и снабдил учеников Е. охранительными грамотами, а мон-рю на горе Изла пожертвовал деревню с мельницей. Тогда ученики Е., поименно названные в Житии, испросив благословение у своего духовного отца, разошлись, чтобы возводить новые обители. В их числе были 2 сестры Е.- Фекла и Стратоника. Вскоре после этого Е. мирно скончался и был погребен под престолом храма в своем мон-ре.

В XVIII в. И. С. Ассемани пытался отождествить Е. с Аоном, упоминаемым в «Церковной истории» Созомена (V в.) в числе положивших начало монашеству в Сирии (Sozom. Hist. eccl. VI 33), однако эта гипотеза, первоначально принятая в науке, впосл. была признана несостоятельной. На рубеже XIX и XX вв. нек-рые ученые принимали (У. Бадж, П. Р. Дюваль), другие отрицали (Г. Вестфаль) достоверность сказания о Е. Первое значительное историко-лит. исследование Жития было осуществлено Ж. Лабуром. Он подверг сомнению деятельность Е. в IV в. на том основании, что о нем нет упоминаний ни у блж. Феодорита Кирского (V в.) и Созомена, сообщавших ценные сведения о монашестве в Месопотамии, ни в деяниях несторианских Соборов V-VII вв., ни в монастырских правилах VI в.; о Е. ничего не пишет Фома Маргский в «Истории монахов» (IX в.); Бабай Великий в трактате «О единении» именует «отцом монахов» прп. Авраама Кашкарского (Ɨ 588). Однако в поздних несторианских сочинениях Е. называют основателем монашества в Персии. Лабур объясняет это тем, что Е., вероятно, был основателем или эпонимом яковитского мон-ря в Тур-Абдине (к северу от Нисибина), где о нем сложилась легенда. Впосл. мон-рь был покинут монофизитами; между 750 и 800 гг. его заняли несториане (материальную поддержку обители оказывал ее бывш. игум. Рузбихан, митр. Нисибина). Они заимствовали легенду и дали ей столь широкое распространение, что большинство мон-рей на севере, а позднее и на юге Месопотамии пожелали вести свое происхождение от учеников Е., и т. о. статус «начальника монахов» в Персии утвердился за Е. к нач. XI в. Выводы Лабура разделял А. Выыбус.

Данная гипотеза встретила ряд возражений П. Петерса, к-рый датировал окончательный вариант легенды кон. IX в., а первоначальную редакцию отнес к циклу свт. Иакова Нисибинского (в арм. деяниях свт. Иакова и сщмч. Милия Е. фигурирует как Маругэ). Петерс считал, что Ишоднах мог заимствовать повествование о Е. из сборника сказаний о монахах «Рай восточных» Иосифа Хаззаи (не сохр.; по мнению Петерса - VII в., совр. датировка - VIII в.). Возможным аргументом в пользу хронологической достоверности Жития является также отмеченное Петерсом упоминание Е. в «Хронографии» Илии бар Шинайи (сост. в 1018/19) в связи с избранием на кафедру свт. Исаака Нисибинского. Событие датировано 309 г., а в качестве источника указано несохранившееся сочинение о Нисибинской митрополии (т. н. Narrationes (или Historiae) Metropolitarum Nisibis), предположительно древнее, т. к. автор пользовался им лишь для событий до 60-х гг. IV в. включительно.

Фундаментальный текстологический анализ Жития Е. (с обзором предыстории вопроса) был осуществлен А. П. Дьяконовым. Одним из основных инструментов для воссоздания истории текста явилось сопоставление списков учеников Е. Не считая сестер святого, их количество в различных редакциях составляет 9, 12, 28/29 и, наконец, 72 чел. Многие из них жили после Е.; наиболее поздний (монофизитский) список включает имена Иоанна бар Калдуна (кон. X-XI в.) и Дады (известен яковитам с XV в.). Древнейшей из сохранившихся Дьяконов считал редакцию Ишоднаха, а факт ее заимствования из «Рая восточных» он подтвердил указанием «Сирийского лексикона» Абу-ль-Хасана ибн Бахлуля (X в.). Однако и эта редакция, по мнению Дьяконова, отстояла от первоначальной не менее чем на 100 лет. Кроме того, Авдишо бар Бриха (Ɨ 1318) в «Каталоге писателей» приписывает Феодору Мервскому (VI в.) составление «в стихах истории Мар-Евгена» (Assemani. BO. T. 3/1. P. 147), к-рую Дьяконов предложил отождествить с опубликованной и переведенной им метрической гомилией (мемрой) из рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 14653, где она помещена вслед за одной из редакций прозаического Жития Е. Т. о., 1-я редакция Жития Е. была составлена не позднее нач. VI в.

Раннюю датировку сказания о Е. также подтверждает наличие сокращенной версии Жития в комментарии Дадишо Катрая (2-я пол. VII в.) на сборник мон. Ананишо «Рай отцов» (Sims-Williams. 1994).

Почитание Е. широко распространено как среди яковитов, так и среди несториан. Помимо гомилии Феодора Мервского Е. посвящен анонимный гимн из рукописи Vat. Syr. 90 (Assemani. BO. T. 3/1. P. 147. Not. 4), вероятно составленный в XIII в. Георгием Вардой (Дьяконов. 2006. С. 623), и похвальное слово на араб. языке, чье авторство приписывается Ишояву бар Малкону (кон. XII - нач. XIII в.; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 209), но к-рое сохранилось в составе литургического сборника, известного под именем патриарха Илии III (Ɨ 1190; cм.: Élias III, Patriarch Nestorians. 1873). День памяти Е. в обеих традициях, по-видимому, носит условный характер: у несториан - это переходящая память в цикле, посвященном основанию и утверждению Церкви, у монофизитов (наиболее распространенная дата - 21 нисана (апреля)) - день памяти «племянника» и ученика Е., Мар Малке, к-рый обычно стоит в яковитских месяцесловах под этим числом один или перед «дядей» (Дьяконов. 2006. С. 605).

Мон-рь Е. в Тур-Абдине известен в нач. XII в. и в XV-XVI вв. как несторианский, а с XVII в. как монофизитский. Примерно с 1983 г. в мон-ре никто не жил, он был частично разрушен курдами. В 1999 г. возрожден в г. Арт (Швейцария) в качестве 2-го сиро-яковитского мон-ря в Европе.

Ист.: BHO, N 120-123; Assemani. BO. T. 4. P. 862-868; Élias III, Patriarch Nestorians. Discours religieux pour les principales fêtes de l'année / Éd. l'Abbé Yacoub. Mossoul, 1873. P. 153-161; Bedjan. Acta. T. 3. P. 376-480 (рус. пер.: Житие блж. Мар Евгена, начальника иноков в стране Низибийской на горе Изла / Пер.: архим. Пимен (Белоликов) // Феодорит. История боголюбцев. М., 1996р. С. 385-445); Greg. bar Hebr. Chron. eccl. 1874. Vol. 2. Col. 85, 88; Patr. Nestor. Comment. Pars 1. Lat. P. 8, 23; Pars 2. Lat. P. 9; Livre de la Chasteté, composé par Jésudenah, évêque de Basrah / Éd. J.-B. Chabot. R., 1896. Not. 1-7, 84, 109; Histoire nestorienne: (Chronique de Séert). Pt. 1 / Éd. A. Scher. P., 1907. Turnhout, 1993r. P. 234-236. (PO; T. 4. Fasc. 3. [N 17]); Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. P. 65, 73, 76, 95, 110. (PO; T. 10. Fasc. 1. [N 46]); Sims-Williams N. Dadišo Qatraya's Commentary on the Paradise of the Fathers // AnBoll. 1994. Vol. 112. P. 44-47; Слово о доблестях св. Мар-Евгена // Дьяконов А. П. Иоанн Ефесский и его церк.-ист. труды. СПб., 2006. С. 639-646 [сир. текст], 647-654 [рус. пер.].
Лит.: Hoffmann G. Auszüge aus syrischen Akten persischer Märtyrer. Lpz., 1880. Nendeln, 1966r; Budge E. A. W. The Book of the Governors: The Historia Monastica of Thomas Bishop of Marga, A. D. 840. L., 1893. Vol. 1. P. CXXV sq.; Labourt. Christianisme dans l'empire perse. P. 302-315; Peeters P. [Рец. на кн.:] Labourt J. Le Christianisme dans l'empire perse sous la dynastie sassanide // AnBoll. 1905. Vol. 24. P. 129-132; Duval. Littératures. P. 155, 179-181; Анатолий (Грисюк), сщмч. Исторический очерк сир. монашества до пол. VI в. К., 1911. С. 2-13; Baumstark. Geschichte. S. 122, 191, 235-236; Vööbus A. History of Ascetism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture in the Syrian Orient. Louvain, 1958. Vol. 1. P. 217-220. (CSCO; 184. Subs.; 14); Fiey J.-M. Aonès, Awun et Awgin (Eugène): Aux origines du monachisme mésopotamien // AnBoll. 1962. Vol. 80. P. 52-81; idem. Jalons pour une histoire de l'Église en Iraq. Louvain, 1970. P. 100-111. (CSCO; 310. Subs.; 36); idem. Nisibe, métropole syriaque orientale et ses suffragants, des origines à nos jours. Louvain, 1977. P. 134-141, 194-204. (CSCO; 388. Subs.; 54); Van Roey A. Eugène (11) // DHGE. Vol. 15. Col. 1359-1360; Sanders J. Het Klooster van Mar Awgen // Phoenix. Leiden, 1978. Bd. 24. P. 39-46; Morony M. G. Continuity and Change in the Administrative Geography of Late Sasanian and Early Islamic al-‘Ira q // Iran: J. of the British Inst. of Persian Studies. L., 1982. Vol. 20. P. 1-9. Fig. 1-3; Habbi J. Awgen // Enciclopedia dei Santi: Le Chiese Orientali. R., 1998. Vol. 1. Col. 325-326; Johnson D. A. Monks of Mount Izla: Origins of Monasticism in Upper Mesopotamia in the 4th-6th Cent. S. l., 2004. P. 20-25; Дьяконов А. П. К истории сирийского сказания о св. Мар-Евгене // Он же. Иоанн Ефесский и его церк.-ист. труды. СПб., 2006. С. 581-639.
А. И. Колесников, С. А. Моисеева
Ключевые слова:
Монашество Древней Церкви Святые несторианские Святые Восточных (нехалкидонских) Церквей Евгений [Мар Авгин (Авген, Евген)] († 363), чудотворец, преподобный (пам. сиро-яковитская 20/21 апр., 2, 15 нояб., 3 марта; пам. несторианская в 1-ю или 3-ю пятницу Входа (Обновления Церкви)), согласно сирийской традиции, основатель монашества в Персии
См.также:
АВГЕН - см. Евгений [Мар Авгин (Авген, Евген)]
АВДИШО (IV в.), распространитель христианства в Северо-Восточной Аравии
АВРААМ НАТФАРСКИЙ (VI в.), прп. (пам. сиро-халд. 3 марта)
АГИОДУЛ (VI в.), настоятель лавры прп. Герасима на Иордане, прп. (пам. в субботу сырную)
АДАМНАН (ок. 624 - 704), 9-й аббат мон-ря св. Ионы, прп. (пам. зап. 23 сент.)
АЗЕЛЛА (ок. 334 - после 405), прав. (пам. зап. 6 дек.)
АЙМАРД († 963 или 965), настоятель мон-ря Клюни, прп. (пам. зап. 5 окт.)
АЙЯ († между 707-709 гг.), прп. (пам. зап. 18 апр., 20 мая)