Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«КНИГА МЕРТВЫХ»
Т. 36, С. 80 опубликовано: 14 мая 2019г.


«КНИГА МЕРТВЫХ»

Похоронная процессия. Текст из гл. 27 "Книги мертвых". Папирус Ани, ок. 1250 г. до Р.Х. (Британский музей, Лондон)
Похоронная процессия. Текст из гл. 27 "Книги мертвых". Папирус Ани, ок. 1250 г. до Р.Х. (Британский музей, Лондон)

Похоронная процессия. Текст из гл. 27 "Книги мертвых". Папирус Ани, ок. 1250 г. до Р.Х. (Британский музей, Лондон)
[егип.- Главы о выходе к свету дня/Изречения о выходе в день], собрание древнеегип. религ. текстов, связанных с заупокойным ритуалом. «К. м.» является 3-й условно выделяемой стадией развития произведений, связанных с древнеегип. погребальным ритуалом, после Текстов пирамид и Текстов саркофагов, с к-рыми «К. м.» частично связана. Фрагменты еще не сформированной «К. м.» наряду с Текстами пирамид и Текстами саркофагов впервые использованы в погребальном ритуале в гробнице царицы Ментухотеп из 13-й династии (ок. 1700 г. до Р. Х.). Широкое распространение К. м. получила в погребениях членов 17-й династии, правившей в Фивах (1-я пол. XVI в. до Р. Х.). Со времени 18-й династии, объединившей Египет и в сер. XVI в. до Р. Х. создавшей Новое царство, «К. м.» становится обязательным элементом погребального ритуала. «К. м.» создавалась преимущественно жрецами из Абидоса, Панополя, Гермополя, Гераклеополя, Мемфиса, Гелиополя, Бусириса и Буто. Исследователи считают, что жрецы из Фив не имели отношения к ее созданию, т. к. в ней не упоминается Амон - главный фиванский бог. В эпоху Саисского возрождения (правление 26-й династии в VII-VI вв. до Р. Х.) была сформирована новая каноническая версия «К. м.», к-рая в дальнейшем использовалась в царских и др. погребениях Египта до рубежа I в. до Р. Х. и I в. по Р. Х. Наиболее поздние папирусные копии «К. м.» в Египте рим. эпохи датируются предположительно II в. по Р. Х. «К. м.» состоит из молитв и гимнов богам, магических заклинаний, записей погребального ритуала (объяснения, как установить погребальное ложе, как обставить погребальную камеру и др.). Эти изречения-тексты условно называют главами, порядок и их число в разных списках были различными, общее число изречений «К. м.» ок. 200. Первое издание «К. м.» по папирусному тексту Птолемеевской эпохи (кон. IV - I в. до Р. Х.) предпринял в 1842 г. нем. египтолог К. Р. Лепсиус (1810-1884). Он же впервые использовал принятое ныне название сборника «Книга мертвых» и предложил ее разделение на главы. Условно ее композиция делится на 4 части. 1-16-я главы: шествие погребальной процессии к некрополю; молитвы о «выходе в день»; гимны богам Ра и Осирису. Главы 17-63: «выход в день» и возрождение умершего; его победа над силами тьмы; бессилие врагов; власть умершего над стихиями. Главы 64-129: «выход в день» - превращение умершего в божество; приобщение его к солнечной ладье (ладье «миллионов лет»): возвращение в гробницу; загробный суд. Главы 130-162: прославление умершего - тексты, которые читали в продолжение года на праздники, в дни подношения даров умершему с целью обезопасить его. Реконструированный совр. учеными полный текст саисской редакции «К. м.» состоит из 192 глав. Папирусом с текстами «К. м.» оборачивали мумию; иногда изречения писали на вложенных папирусах или на стенах саркофага, а в период правления 21-й династии (ок. 1075-945 гг. до Р. Х.) появилась «К. м.», состоящая из рисунков. Представления о загробной жизни древних египтян см. в статьях Египет Древний; Ка и Ба.

Ист.: Чегодаев М. А. Древнеегипетская Книга Мертвых - фрагменты перевода и комментарии // ВИ. 1994. № 8. С. 145-163; № 9. С. 141-151; Уоллис Бадж Э. А. Путешествие души в Царстве Мертвых. Египетская Книга Мертвых / Пер. с англ.: К. Корсаков. М., 1995 [и др. изд.]; Handschriften des Altagyptischen Totenbuches. Wiesbaden, 1995-2011. 13 Bde.
Лит.: Тураев Б. А. Египетская лит-ра. М., 1920; Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.; Л., 1956; она же. Избр. тр. по мифологии и идеологии Др. Египта. М., 1996; она же. Искусство древнего Египта. СПб., 20053; Morenz S. Ägyptische Religion. Stuttg., 1960; Studien zum altägyptischen Totenbuch. Wiesbaden, 1998-2013. 18 Bde; Hornung E. The Ancient Egyptian Books of the Afterlife. Ithaca (N. Y.); L., 1999; Assmann J. Mort et au-delà dans l'Égypte ancienne. P., 2003; Servajean F. Les formules des transformations du Livre des Morts à la lumière d'une théorie de la performativité, XVIIIe - XXe dynasties. Le Caire, 2004; Ancient Egyptian: Book of the Dead: Journey through the Afterlife / Ed. J. H. Taylor. L., 2010; Гранин Р. С. Структура эсхатологической парадигмы «Египетской книги мертвых» // Вестн. РГГУ. Сер.: Философия. Социология. 2011. № 15. Окт. С. 126-136; Das altägyptishe Totenbuch: Ein digitales Textzeugenarchiv // Nordrhein-Westfälische Akademie der Wissenschaften und der Künste / Hrsg. U. Rößler-Köhler [Электр. ресурс: totenbuch.awk.nrw.de//].