Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛЮЧЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
36, С. 68-70 опубликовано: 6 июля 2019г.


КЛЮЧЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Ардатовской и Атяшевской епархии Мордовской митрополии), находится близ пос. Тургенево Ардатовского р-на Республики Мордовии.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Ключевском мон-ре. Фотография. 2007 г.
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Ключевском мон-ре. Фотография. 2007 г.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Ключевском мон-ре. Фотография. 2007 г.

1707-1918 гг.

Основан как загородный двор или пустынь Алатырского во имя Святой Троицы монастыря. Располагался близ с. Четвертакова, рядом с почитаемым источником (ключом), местом явления местночтимой Казанской Ключевской иконы Божией Матери. В 1707-1708 гг. по указу местоблюстителя Патриаршего престола митр. Стефана (Яворского) над источником была построена и 29 авг. 1708 г. настоятелем четвертаковского храма свящ. Иоанном с клириками освящена деревянная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Строительством руководили настоятели алатырского Троицкого мон-ря Лев (Александровский) и Иона (Шатилов). Согласно описи 1764 г., церковь «в длину на двенатцети саженях, в ширину на пяти саженях, около той церкви паперть. Та церковь крыта тесом, весьма ветха, на церкви крест железной позолочен. Цепи железные, в церкви трои двери на крюках и петлях железных, скобы железные, у передних дверей замок нутреной личинной»; антиминс «печатан на полотне», подписан в 1701 г. митр. Нижегородским и Алатырским Сильвестром (Холмским) (цит. по: Герасимов. 2007. С. 12, 20).

В 1764 г. Казанский храм с др. постройками был приписан к алатырскому Троицкому мон-рю в качестве загородного двора. Здесь имелись 2 келейные избы, сложенные из сосновых бревен, погреб, баня, скотный двор; в 1769 г. проживали алатырские иеромонахи Иаков (Иванов) и Иов, мон. Авраамий, пономарь Мисаил. В 1767-1768 гг. по благословению еп. Нижегородского и Алатырского Феофана (Чарнуцкого) на месте обветшавшего был построен и в июне 1769 г. архим. Варлаамом (Михайловым) освящен новый деревянный Казанский храм.

В 1806 г. недалеко от источника, на холме, над родником, алатырский архим. Авраамий (Соловьёв) заложил каменный Казанский храм. Строительство началось по указам имп. Александра I Павловича от 3 июня 1804 г. и от 11 сент. 1806 г. и осуществлялось на средства М. Ф. Кикиной († 1819), вдовы секунд-майора, проживавшей в имении близ Алатыря, И. П. Тургенева с сыновьями и др. благотворителей. Освящение храма состоялось 29 июня 1807 г., в день празднования апостолов Петра и Павла, по благословению еп. Казанского и Симбирского Павла (Зернова). Освящение совпало с открытием местной Ключевской, или Четвертаковской, ярмарки, это событие привлекло множество паломников. В нач. 40-х гг. XIX в. к четверику храма пристроили трапезную, а во 2-й пол. XIX в.- звонницу (по др. сведениям, колокольню). В 1851 г. установили иконостас, перенесенный из Сергиевского храма алатырской обители. По описи 1856 г., церковь (9 саж. в длину, 5 саж. в ширину, 12 саж. в высоту) имела 23 окна, железную крышу, окрашенную «медянкою».

У родника, на месте старой Казанской ц. (1767-1768), стояла часовня с купальней, несколько раз перестраивавшаяся, деревянный келейный корпус (1809). Согласно ведомости 1848 г., составленной алатырским архим. Иезекиилем, загородный двор владел 10 дес. 816 кв. саж. земли, в т. ч. 9 дес. 2092 кв. саж. огородной и порожней, 350 саж. «под разным строением», 75 саж. «под церковью и часовней над ключом», 480 саж. «под проселочною дорогою», 219 саж. «под ручьем, вытекающим из ключа». С 1856 г. в хозяйстве имелись ульи.

12 июля 1911 г. алатырский архим. Назарий (Андреев) произвел опись и алатырского Троицкого мон-ря, и загородного двора, на территории к-рого располагалась Казанская ц., крытая железом (длина 14 саж. 1 аршин, ширина 6 саж., высота до карниза 4 саж., над крышей купол 51/2 саж.), с 20 окнами и 3 дверями. Над колодцем стояла ветхая деревянная часовня с железной крышей (длина 10 аршин, ширина 10 аршин, высота 3 аршина) и 4 окнами. Др. «деревянная часовня, длиной 3 аршина, шириною 3 аршина, высотою с главкою 5 аршин, дверей 1 штука, крытая железом, сохранилась хорошо» (Там же. С. 149). При загородном доме были построены деревянные братский корпус и 3 дома, ярмарочные лавочные ряды. В 1913 г., во время пожара, сгорело 2 дома. 3 дек. того же года алатырский мон-рь получил за них страховые деньги в размере 1488 р. 88 к., на эти средства дома восстановили. В мае 1914 г. мастер И. Смыслов покрасил крыши, полы и иконостас Казанской ц.

Обретенная Казанская Ключевская икона, вероятно, постоянно находилась в алатырском Троицком мон-ре, и с 1768 г. лишь в дни праздников ее приносили в Казанскую ц. 23 июля 1823 г. архиеп. Казанский и Симбирский Амвросий (Протасов) особой резолюцией благословил носить икону по Алатырскому и Ардатовскому уездам. Весной 1848 г., во время эпидемии холеры в Симбирской губ., жители Алатыря попросили настоятеля Троицкого мон-ря архим. Иезекииля совершить крестный ход вокруг города с чудотворным образом, после чего эпидемия пошла на спад. С 1848 г. в память об избавлении Алатыря от холеры по распоряжению городского главы Новикова ежегодно 9 авг. совершали крестный ход вокруг города, в К. м. служили благодарственный молебен. Святыню в сопровождении братии и под охраной полиции носили «в дома» по специальному расписанию, утвержденному алатырским уездным исправником. Первый крестный ход был совершён, согласно указу Синода, 9 авг. 1849 г. Его возглавил архиеп. Симбирский и Сызранский свт. Феодотий (Озеров).

Икону украшал медный позлащенный оклад, а с 1803 г.- серебряный позлащенный оклад, риза с драгоценными камнями и венцом из червонного золота. В 1833 г. на средства мещанина Ф. Уланова был изготовлен новый, резной позолоченный киот. В 1858 г. по завещанию архиеп. Симбирского Феодотия (Озерова) к образу был привешен «крест изумрудный». Согласно описи 1918 г., икона находилась в иконостасе Свято-Троицкого собора алатырского мон-ря. Икона «мерою в вышину 61/2 вершков, а в ширину 51/2 вершков», «обложена серебром, вызолоченная, весу в оном окладе 10 фунтов, серебро непробное»; «икона сия иконописная, древняго писания на липовой доске, мерою в вышину 61/2 вершков, а в ширину 51/2 вершков. Риза на сей иконе серебряная, позлащенная, венец золотой, весом в ризе 1 фунт 24 золотника. Украшение сей ризы состоит из драгоценных камней страз и простых». В Троицкой обители имелась и копия чудотворного образа «мерою в длину 71/2 вершков, а в ширину 51/2 вершков» (Там же. С. 154-155).

1918-2014 гг.

После 1917 г. в дни праздников Казанской иконы и апостолов Петра и Павла в Казанской ц. служили в основном белые священники. Летом 1923 г. в храме произошел пожар, вскоре церковноприходский совет Симбирской епархии пожертвовал на восстановление церкви 2 тыс. р. В 30-х гг. XX в. К. м. был закрыт, земли, принадлежавшие обители, конфискованы, насельники изгнаны, храм, часовня над родником и все деревянные постройки уничтожены. В нач. 30-х гг. был арестован свящ. Н. А. Рождественский, клирик храма в честь Воскресения Христова в с. Тургеневе, к-рый после 1917 г. служил в Казанской ц.

По нек-рым сведениям, с 30-х гг. XX в. чудотворная Казанская икона хранилась у схим. Параскевы (Назаровой; Ɨ 1964), которая, возможно, передала ее в приходский алатырский Крестовоздвиженский храм. Несмотря на закрытие мон-ря, паломничество к роднику продолжалось, т. к. среди местных жителей сохранилась вера в целебные свойства родниковой воды. В кон. 50-х гг. ХХ в. над ключом близ с. Четвертакова местные жители построили небольшую часовню (Там же. С. 164-168). В 90-х гг. Казанский храм пребывал в аварийном состоянии: во мн. местах кладка оказалась разрушенной протечками, росписи испорчены, глава снесена, кровля большей частью сорвана.

Колокольня Ключевского мон-ря. 1999 г. Фотография. 2007 г.
Колокольня Ключевского мон-ря. 1999 г. Фотография. 2007 г.

Колокольня Ключевского мон-ря. 1999 г. Фотография. 2007 г.

27-28 дек. 1993 г. решением Синода РПЦ К. м. был открыт; в 2014 г. в нем проживают архим. Иларион (Царёв) и ок. 20 монахов и послушников. Восстановлена Казанская ц., к 1999 г. возведена колокольня, в 2000-х гг. построены деревянные корпуса, каменный келейный корпус с домовой церковью, два 3-этажных корпуса, в одном из к-рых освятили ц. прп. Серафима Саровского, во втором - прп. Сергия Радонежского. Над источником поставлена деревянная часовня, оборудованы 2 купальни. В окрестностях К. м. находятся 17 источников, большинство из к-рых считаются целебными. Для немощных паломников в стенах К. м. сооружен фонтан с 17 водяными струями - по количеству бьющих у подножия холма источников.

22 июля 2011 г. К. м. посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Приезд Патриарха был приурочен к освящению паломническо-просветительского центра Саранской епархии, построенного при К. м. В ходе визита Патриарх подарил К. м. список Казанской иконы Божией Матери.

Лит.: Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археологическое описание Св.-Троицкого муж. мон-ря в г. Алатыре Симбирской губ. М., 1897; Алатырский Св.-Троицкий муж. мон-рь и его подвижник схим. Вассиан. М., 1906. С. 20-22, 29-33, 71-72; Захаркина А. Е., Колесников С. С., Ишунин Д. А. Ардатов: (Ист. очерк). Саранск, 1966; Каталог памятников истории и культуры Мордовской АССР. Саранск, 1979; Красовский В. Э. Алатырский Св.-Троицкий муж. мон-рь Симбирской епархии // Он же. Алатырская старина: Сб. ист. очерков. М., 1995. С. 33-47; Бахмустов С. Б. Мон-ри Мордовии. Саранск, 2000; он же. Казанская Ключевская Тургеневская пустынь муж. мон-рь // Рус. мон-ри: Средняя и Нижняя Волга. Новомосковск; М., 2004. С. 234-244; он же. Православие в Мордовском крае: Ист.-культурологический аспект. Саранск, 2006. С. 249; Герасимов А. И. Казанская Ключевская пуст. Саранск, 2007; Терешина Т. Триста лет св. обители // Известия Мордовии. 2008. 23 июля.
Д. Б. Кочетов
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Мордовская митрополия Русской Православной Церкви, образована решением Синода от 6 окт. 2011 г. в адм. границах Республики Мордовия Ключевский в честь Казанской иконы Божией Матери мужской монастырь (Ардатовской и Атяшевской епархии Мордовской митрополии)
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АВРААМИЕВ СМОЛЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Авраамиев Богородицкий училищный)