Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛЫКОВ
Т. 36, С. 16-19 опубликовано: 29 июня 2019г.


КЛЫКОВ

Вячеслав Михайлович (19.10.1939, с. Мармыжи Советского р-на Курской обл.- 2.06.2006, Москва), российский скульптор и общественный деятель, автор многочисленных памятников деятелям рус. культуры, в т. ч. церковной, установленных в России, на Украине, в Сербии, Болгарии, Греции, Италии. К. род. в крестьянской семье, окончил Курский строительный техникум (1958), трудился на производстве. В 1960 г. К. поступил на художественно-графическое отд-ние Курского гос. педагогического ин-та, где проучился 2 года и, разочаровавшись в характере обучения и буд. профессии, решил поступать в художественный ин-т. В 1962 г. К. стал студентом фак-та скульптуры МГХИ им. В. И. Сурикова (ныне МГАХИ им. В. И. Сурикова), который окончил в 1968 г., получив специальность скульптора-монументалиста (мастерская М. Г. Манизера; руководитель диплома Н. В. Томский). С 1969 г. К.- член Союза художников СССР и участник московских, республиканских, всесоюзных и международных выставок.

В ин-те и в первые годы по окончании К. искал собственный стиль, интересовался архаической скульптурой, к-рая привлекала его скупыми, но выразительными формами, изучал африкан., мекс., древнеегип., япон. искусство, греч. архаику, половецкие каменные изваяния. Это увлечение нашло отражение в ранних произведениях К., в к-рых поиски простой и знаково-выразительной формы соединялись со знанием академической скульптуры. Формальные искания сопровождались пробой сил в использовании различных техник и разных материалов - бронзы, меди, известняка, мрамора и др. Первой монументальной работой К. стал памятник детям-узникам концлагеря (Константынув-Лудзки, Польша, 1973). Вскоре он выполнил памятник писателю, актеру и режиссеру В. М. Шукшину (с. Сростки, Алтайский край, 1975), надгробие поэту В. Хлебникову (дер. Ручьи, Новгородская обл., 1975), статую писателя М. Горького (Москва, переход между станциями метро «Чеховская» и «Тверская», 1979).

Известность к К. пришла в 1979 г., когда он оформил пространство возле Центрального детского музыкального театра (ныне Московский гос. академический детский театр им. Н. И. Сац; создал декоративно-парковые скульптуры «Лель», «Орфей», «Боян», «Трубач», «Бегущая по волнам» и др.), а для фасада здания выполнил композицию «Синяя птица», ставшую эмблемой театра (архитекторы В. Д. Красильников, А. П. Великанов). Скульптуры имеют выразительный силуэт, легко читающийся на фоне окружающего пространства. Свой успех К. закрепил созданием статуи «Меркурий», которая была установлена в Совинцентре в Москве (1979; Хаммеровский центр, ныне Центр международной торговли на Краснопресненской наб., архит. В. С. Кубасов; в 1982 К. удостоен Государственной премии СССР). К этому времени К. уже стал опытным организатором и сумел привлечь к работам разных специалистов, что позволило ему в короткий срок выполнять работы в различных материалах.

Постепенно внимание скульптора сосредоточилось на изображении деятелей рус. истории и культуры. Его работы стали формировать галерею образов выдающихся писателей, поэтов, музыкантов, ученых, исторических лиц. В нее вошли и станковые портреты, и десятки монументальных памятников. К. стремился передать духовное напряжение личности, драматизм ее внутреннего мира, связанный с самоотречением ради искусства, науки, справедливости, процветания Отечества. Среди работ К. памятники: акад. М. В. Келдышу (Москва, 1984, архит. Р. И. Семерджиев); актеру М. С. Щепкину (Белгород, 1986; совместно с А. А. Шишковым, архит. С. С. Михалёв); поэтам Н. М. Рубцову (Тотьма, Вологодская обл., 1986) и К. Н. Батюшкову (Вологда, 1987, архит. В. И. Снегирёв; в 1988 К. удостоен Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина); композитору А. С. Даргомыжскому (пос. Арсеньево, Тульская обл., 1988); А. С. Пушкину в Тирасполе (1990), Перми (1993, архит. М. И. Футлик) и Софии (Болгария, 2001); писателям И. А. Бунину (Орёл, 1995, архит. Семерджиев) и Ф. М. Достоевскому (Ст. Русса, Новгородская обл., 2001); промышленникам Ивану и Родиону Баташёвым (г. Выкса, Нижегородская обл., 2002); П. А. Столыпину (Саратов, 2002) и др.

Расцвет творчества К. совпал с перестройкой, когда в России усилился общественный интерес к дворянской культуре, религии, церковным традициям; начиналась эпоха возрождения забытых святынь. Первостепенной творческой задачей для К. стало определить, как национальность художника выражается в его произведениях, в чем состоит особенность рус. школы монументального искусства. Для этого К. шел по пути изучения фактов истории, биографии исторических деятелей и использования традиц. художественных форм.

Памятник прп. Сергию Радонежскому . Радонеж, Московская обл. 1988 г.
Памятник прп. Сергию Радонежскому . Радонеж, Московская обл. 1988 г.

Памятник прп. Сергию Радонежскому . Радонеж, Московская обл. 1988 г.
Важным этапом в творчестве К. стала работа над монументом прп. Сергию Радонежскому, установленным близ Троице-Сергиевой лавры (с. Радонеж, Московская обл., 1988). Он стал первым в СССР памятником духовному лицу и был возведен без согласования с органами власти. Планировавшаяся установка осенью 1987 г. была запрещена, а монумент «арестован». Однако через год под влиянием общественного мнения открытие состоялось. Монумент расположен на холме, имеет высоту 3 м и представляет собой обобщенный образ старца, на фигуре к-рого помещено рельефное изображение мальчика. С одной стороны, скульптурный образ напоминает о Житии прп. Сергия, где описано явление старца отроку Варфоломею. С другой - его можно воспринимать как образ прп. Сергия одновременно в детстве и в старчестве (подобное соединение разновременных событий в одном изображении характерно для русской иконы). Памятник прп. Сергию Радонежскому - это новая ступень в творчестве скульптора, открытие для себя истории Др. Руси, неразрывно связанной с церковной культурой, и переход от формальных художественных исканий к отечественным традициям понимания формы.

Впосл. К. создал памятники мн. деятелям православной Церкви - монахам, подвижникам, молитвенникам: прп. Серафиму Саровскому в Сарове (Нижегородская обл., 1991); равноап. кн. Владимиру в Севастополе (1993, архитекторы А. Л. Шеффер, А. И. Баглей) и Белгороде (1998); прп. Илии Муромцу (Муром, 1999), равноап. кнг. Ольге (Псков, 2003); свт. Савве Сербскому (Белград, Сербия, 2004) и др. Выразителен камерный памятник вел. кнг. прмц. Елисавете Феодоровне (Москва, Марфо-Мариинская обитель, 1990). Интересен по композиции последний из монументов - вмч. Георгию Победоносцу на бульваре Победы в Рязани (2006), ставший символом города. Для установки памятников К. приглашал к сотрудничеству архитекторов, но порой и сам выступал в этой роли, поскольку имел необходимые знания по первой, строительной специальности. Созданные К. памятники святым нередко вызывали дискуссии в церковной среде по поводу их художественного решения и соответствия канонам правосл. искусства.

Изучая отечественные художественные традиции, К. обратился к первым монументальным скульптурным образам Др. Руси - поклонным крестам. По подобию каменного Боровичского креста XIII-XIV вв. он создал серию поклонных крестов, установленных в 90-х гг. XX в.- нач. 2000-х гг. в Москве, Краснодаре, Белгороде, Мичуринске (Тамбовская обл.), Липецке, на границе Белоруссии, России и Украины близ с. Нов. Юрковичи (Брянская обл.), в с. Красная Поляна (Курская обл.) и др. Круговая форма памятников создавалась оригинальным приемом: лопасти креста так сильно расширялись к концам, что почти сходились. Пространственные промежутки между концами лопастей заполнялись перемычками, придающими кресту форму круга. Нижний конец крестов был удлинен, что подчеркивало вертикальную линию установки. На крестах расположены рельефные изображения: в средокрестии - 3-фигурный Деисус; в верхней части - Св. Троица; в нижней - святые. Более традиц. форму крестов с изображением Распятия с предстоящими, но меньших размеров К. использовал для установки на месте буд. памятников (напр., блгв. кн. Димитрию Донскому в Москве), в мон-рях (Новоспасский, Сретенский в Москве), в качестве надгробий певцу И. В. Талькову (Ваганьковское кладбище, Москва) и архим. Ипполиту (Халину) (рыльский Николаевский монастырь, Курская обл.). Образцом для перевода в монументальные формы для них стали аналойные деревянные резные кресты, распространенные на Русском Севере.

Памятник прмц. Елизавете Феодоровне. Марфо-Мариинская обитель, Москва. 1990 г.
Памятник прмц. Елизавете Феодоровне. Марфо-Мариинская обитель, Москва. 1990 г.

Памятник прмц. Елизавете Феодоровне. Марфо-Мариинская обитель, Москва. 1990 г.
Большое место в творчестве К. занимала тема защиты Отечества, военной истории. Он создал памятники блгв. кн. Димитрию Донскому (г. Дзержинский, Московская обл., 1997); блгв. кн. Александру Невскому (Курск, 2000); кн. Святославу Игоревичу (Запорожье, Украина, 2005); первому солдату Преображенского полка С. Л. Бухвостову (Преображенская пл., Москва, 2005).

В год 300-летия строительства рус. флота в Липецке был открыт памятник имп. Петру I (1996, рельефы выполнены скульптором А. Е. Вагнером, архит. С. А. Сошников), который стал символом города. Здесь, на р. Воронеж, шли работы по заготовке материалов для строительства кораблей перед 2-м Азовским походом 1696 г. Благодаря Петру в 1700 г. стали возводиться Липские железоделательные заводы для производства пушек (ныне Новолипецкий металлургический комбинат), где и была отлита скульптура. Фигура молодого царя, показанная К. в энергичном движении, установлена на высокий постамент - ростральную колонну.

Наиболее масштабной работой К. является созданный к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне памятник «Звонница» в военно-историческом музее-заповеднике «Прохоровское поле» (Белгородская обл., 1995, архит. Семерджиев, инженер Г. К. Солохин). Архитектурно «Звонница» связана с храмом апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка Белгородской обл. (архит. Д. С. Соколов). Она является главным памятником мемориального комплекса, к-рый возведен на месте танкового сражения, состоявшегося 12 июля 1943 г., на Курской дуге. Сооружение напоминает владимирские белокаменные храмы XII в., фасады к-рых украшены рельефами. Стены белой «Звонницы» представляют собой 4 устремленные вверх пилона, отделенные друг от друга и переходящие в четверик (общая высота сооружения 59 м). Барабан с позолоченным куполом венчает 7-метровая статуя Божией Матери, простирающей Покров над Россией. Сооружение ориентировано по сторонам света. Многоярусные рельефы на пилонах (в нижних рядах - защитники Отечества, в верхних - «Собор всех святых, в земле Российской просиявших», «Св. Георгий Победоносец», образ Божией Матери «Знамение», «Св. Троица») выполнены из совр. материалов, имитирующих мрамор. В свободном пространстве между пилонами помещен колокол. Вверху по периметру барабана размещена рельефная надпись на церковнослав. языке: «Больше всея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя».

"Звонница" в военно-историческом музее-заповеднике "Прохоровское поле". 1995 г.
"Звонница" в военно-историческом музее-заповеднике "Прохоровское поле". 1995 г.

"Звонница" в военно-историческом музее-заповеднике "Прохоровское поле". 1995 г.
Тема военной победы и подвига в Отечественной войне 1941-1945 гг. была увековечена К. в монументах маршалу Советского Союза Г. К. Жукову (Москва, Манежная пл., 1995, архит. Ю. П. Григорьев; Калач-на-Дону, Волгоградская обл., 1998), памятнике полководцу К. К. Рокоссовскому (Курск, 2005). Памятник Г. К. Жукову на Манежной пл., установленный в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, представляет собой конную статую из бронзы высотой 5 м, поставленную на красный гранитный постамент. Маршал показан в момент принятия Парада Победы 24 июня 1945 г.

С 1991 г. К. являлся президентом Международного фонда славянской письменности и культуры, основная задача к-рого - изучение и популяризация наследия создателей слав. азбуки равноапостольных Кирилла и Мефодия, русского языка, культуры славянского мира. По инициативе фонда праздник Славянской письменности и культуры стал государственным (ежегодно отмечается 24 мая).

В 1992 г. К. создал памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию (Москва, Лубянский проезд, архит. Григорьев; подарен автором городу), являющийся одним из лучших монументальных произведений мастера. Он пластически выразителен, удачно расположен в пространстве сквера, обращен к площади, получившей название Славянской (до 1992 - часть пл. Ногина). Памятник представляет собой композицию из 2 фигур, водруженных на высокий постамент. Главным атрибутом одного из первоучителей славян является раскрытая книга; другой держит в правой руке большой крест, который главенствует в композиции, в левой руке - свиток. В портретах равноапостольных Кирилла и Мефодия заметно влияние иконных образов, переведенных в скульптурную пластику. На постаменте с 4 сторон помещены надписи. У подножия при открытии монумента горела неугасимая лампада, которая впосл. была перенесена в храм Всех святых на Кулишках, который находится напротив памятника. Скульптуры равноапостольных Кирилла и Мефодия, выполненные К., но не повторяющие композицию московского монумента, были установлены в пос. Кшенский (Курская обл., 1995) и г. Самаре (2004).

Памятник равноапостольным Кириллу и Мефодию в Самаре. 2004 г.
Памятник равноапостольным Кириллу и Мефодию в Самаре. 2004 г.

Памятник равноапостольным Кириллу и Мефодию в Самаре. 2004 г.
Будучи сторонником объединения рус. народа (русских, украинцев, белорусов) в единое гос-во, К. состоял в руководстве мн. национально-патриотических общественных орг-ций. Любимым детищем К. являлось созданное им в 1995 г. и бессменно возглавляемое Всероссийское соборное движение (ВСД). При жизни К. ВСД провело 4 Собора: Донской (1996) в Новочеркасске, Курский (1997), Крымский (1999) и Невский (2000) в С.-Петербурге. Целью соборов были пропаганда монархической идеи и объединение патриотических сил. Движение выступало за прославление царя-мученика Николая Александровича, скульптурный образ к-рого К. создал и установил в с. Тайнинское (Мытищинский р-н Московской обл., 1996; 1 апр. 1997 г. взорван экстремистами, восстановлен в 2000) и в дер. Плещеево (Подольский р-н Московской обл., 1998). Тема белого воинства, защищавшего монархию, была осмыслена К. при выполнении памятника адмиралу А. В. Колчаку в Иркутске (2004).

В конце жизни К. создал статую настоятеля рыльского Николаевского мон-ря архим. Ипполита, с к-рым скульптор был лично знаком (пос. Марьино, Курская обл.), выполнил проект памятника митр. С.-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычёву) для Самары. Наиболее полно основные темы деятельности и творчества К., по-видимому, выражает созданный им памятник протопопу Аввакуму в с. Григорове (Нижегородская обл., 1991), в к-ром отражены человеческая энергия, пламенность, готовность стоять за идею до конца.

Помимо монументальных работ К. создавал произведения станковой скульптуры (напр., надгробные памятники на московских кладбищах, в т. ч. надгробие литературного критика Ю. И. Селезнёва на Кунцевском кладбище, ныне замененные надгробия над могилами преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябяти) Радонежских в соборе Рождества Пресв. Богородицы Старого Симонова мон-ря).

К. был удостоен наград: золотой медали (Гран-при) на Международной выставке-квадриеннале в Любляне (1973), Государственной премии СССР (1982), Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1988), золотой медали АХ СССР (1989), благодарности Президента РФ (1995). Имел звания: заслуженный деятель искусств РФ (1996), народный художник РФ (1999).

Погребен в с. Мармыжи Советского р-на Курской обл. После кончины К. были открыты памятники, над которыми он работал при жизни: монахам Иоанникию и Софронию Лихудам (Москва, 2007); свт. Николаю Чудотворцу (Пермь, 2008); гвардейцу Семеновского полка (Москва, Семёновская пл., 2008), блгв. кн. Димитрию Донскому (Москва, 2013). В пос. им. Ленина близ железнодорожной ст. Мармыжи открыт музей К. (2008). Памятники К. установлены в Курске (2007, скульптор А. В. Клыков), в военно-историческом музее-заповеднике «Прохоровское поле» (2007, скульптор А. А. Шишков), Москве (Черниговский пер.).

Лит.: Вячеслав Клыков: Скульптура: [Кат. выст.] / Сост.: Е. С. Шостакович. М., 1979; Светлов И. Е. О советской скульптуре, 1960-1980 гг. М., 1984. С. 43-45, 54-55; В. Клыков: Альбом / Авт.-сост.: Н. В. Дмитриева. М., 1999; Панова И. Г. В. Клыков: Воин святой Руси. М., 2007; В. Клыков: «Возьмите меч мой»: [Фотоальбом]. М., 2009.
М. А. Климкова
Ключевые слова:
Скульпторы русские Клыков Вячеслав Михайлович (19.10.1936 - 2.06.2006), российский скульптор и общественный деятель
См.также:
АВРАМ мастер, предположительно русский скульптор и литейщик
ГОРДЕЕВ Федор Гордеевич (1744 - 1810), скульптор, мастер монументально-декоративной пластики
ЛОГАНОВСКИЙ Александр Васильевич (1812-1855), скульптор эпохи классицизма, мастер русской церковной скульптуры