Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛУАТР
Т. 36, С. 12-15 опубликовано: 29 апреля 2019г.


КЛУАТР

[от лат. сlaustrum - закрытое место, ограда, убежище, территория мон-ря; франц. сloitre; итал. chiostro; позднее мон-рь, отсюда польск. klasztor; нем. Kloster], внутренний двор средневек. мон-ря и обрамляющая его со всех сторон обходная галерея (нем. вариант Kreuzgang - круговой обход). По данным письменности, археологии и изобразительных источников, предшествующие К. элементы монастырской планировки известны с раннего средневековья. К. стал обязательным элементом монастырского ансамбля в Зап. Европе XII-XVI вв.

Термин К. и обозначаемое им пространство внутри застройки мон-ря вошли в обиход, по-видимому не ранее эпохи зрелого средневековья. Образцы К. раннего времени (VIII-IX вв.) известны по раскопкам и описаниям (Horn. 1973. P. 1-13; Hodges, Lippard, Mitchell. 2012). Латинское слово claustrum в ранних описаниях означало как сам мон-рь, так и его внутренний двор, в к-ром должны были трудиться монахи в часы, свободные от молитвы (Meyvart. 1973. P. 53-55). К. на всех этапах формирования и развития планировки мон-рей Зап. Европы предназначался только для монашествующих. Развитие К. как обязательной части мон-ря было связано с введением Устава св. Венедикта Нурсийского, особенно при Каролингах, согласно которому все необходимые службы и строения должны были находиться внутри монастырских стен. Как правило, К. располагался с юж. стороны церковного здания, что, вероятно, могло быть связано с необходимостью освещать помещение для занятий монахов и экономией тепла. Согласно Житию прп. Филиберта (кон. VII в.), основателя и аббата мон-ря Жюмьеж, среди строений обители назван двор (claustra), каменные аркады к-рого представляли собой «подходящее место для приема приходящих [в монастырь]» (Vita S. Filiberti Abbatis Gemetricensis, auctore gemeticensi monacho anonymo. 7 // ActaSS. Bened. 1669. T. 2. P. 819; Braunfels. 1969. S. 279-280). В этом дворе располагался странноприимный дом. Согласно комментарию мон. Хильдемара к Уставу прп. Венедикта (ок. 850), в К. нельзя было устраивать больницу для мирян и хоронить умерших. О сложившемся облике К. можно судить по самым ранним известным монастырским планам, напр. плану аббатства Санкт-Галлен (ок. 825 г., б-ка мон-ря Санкт-Галлен, Швейцария). Он имел вид квадрата длиной почти 100 шагов; с 3 сторон его окружали 2-этажные корпуса; в корпусе с вост. стороны, к-рый был на одной линии с трансептом соборного храма, на 2-м этаже располагались помещения для сна (дормиторий) и для мытья, в корпусе с юж. стороны - трапезная на нижнем этаже и ризница на верхнем, в корпусе с зап. стороны - кухня, винные и иные погреба, кладовые (Braunfels. 1969. S. 54, 58-59). Через нижний этаж К., его галереи в виде аркад или колоннад, монахи проходили путь в храм и на послушания. В описаниях средневек. монастырей упоминаются отдельные дворы-атриумы, «где могут стоять миряне, чтобы не препятствовать процессиям» (Ibid. S. 290). В крупных центрах зап. монашества эпохи Каролингов, таких как в Сен-Рикье (Центуле) в Пикардии (ок. 800, не сохр.), галереи, образующие К., как предполагают исследователи, соединяли разные храмы обители, а двор был неправильной формы (Ibid. S. 47; см. также: Ротенберг. 2007. С. 17-18). С развитием хозяйства монастыря к западу от К. (или в его зап. части) пристраивали отдельные жилые здания (дом настоятеля, странноприимный дом) (Беляев. 1998. С. 372). В сер. XI в., при 3-й перестройке мон-ря Клюни в Бургундии, все сооружения вокруг К. были возведены в камне и украшены не хуже, чем церковь, что сделало обитель образцом для подражания (Braunfels. 1969. S. 76, 108). В период зрелого средневековья к К. примыкал и зал капитула.

План аббатства Санкт-Галлен. Ок. 825 г. (St. Gallen. Stiftsbibl, 1092)
План аббатства Санкт-Галлен. Ок. 825 г. (St. Gallen. Stiftsbibl, 1092)

План аббатства Санкт-Галлен. Ок. 825 г. (St. Gallen. Stiftsbibl, 1092)
Облик К. определялся формой сводов, перекрывавших галереи, и арок, составлявших фасад. С усложнением строительных техник, особенно сводчатых перекрытий, низкие цилиндрические своды древних галерей заменили высокими крестовыми и стрельчатыми. Соответственно повысилась степень освещенности помещений от слабой под суровыми сводами эпохи романики (напр., в К. мон-ря Пресв. Богородицы в Магдебурге (XI в.) или мон-ря Тороне (1160-1175)) до более яркой в эпоху готики (напр., К. в Руайомоне (1231-1235)). Простые галереи уступили место стрельчатым аркадам, заполненным резьбой или витражами в эпоху интернациональной («пламенеющей») готики (напр., на фасадах К. цистерцианского мон-ря Маульбронн (Вюртемберг)).

С расширением обители могло расти число К., соединенных между собой, как правило, галереями и отличавшихся размерами. В самом крупном, примыкавшем к церкви непосредственно, могла располагаться монастырская б-ка, как, напр., в цистерцианском монастыре Тен-Дёйнен (или Дёйненабдей) во Фландрии. Прибавление братии, потребность в отдельных помещениях для сна и занятий увеличивало число К. в итал. мон-рях, особенно в тех, что находились в богатых городах-республиках. Такие К. получали отдельные наименования - в честь св. Антония и св. Доминика в доминиканском монастыре Сан-Марко; «зеленый», «большой», «с воротами» К. во францисканском мон-ре Санта-Мария-Новелла, оба - во Флоренции (Braunfels. 1969. S. 89, 140, 184, 186-187). Отдельные кельи размещали, надстраивая здания по сторонам К. Большое количество К. было неизбежно и в монастырях, ставших королевскими резиденциями, напр. Поблет и Эскориал в Испании в XII-XIX вв. Продолжением К. внутри церкви исследователи считают особые проходы-леттнеры, появившиеся в картезианских монастырях и соседних с ними городских храмах, часто украшенные росписями или скульптурой; древнейший (сер. XIII в.) - в ц. св. Екатерины в Сьоне (Швейцария, см.: Ibid. S. 160-161).

Хотя К. возникли в мон-рях, их устраивали при городских соборах, где они могли использоваться как кладбища - Кампосанто (1277-1464) близ кафедрального собора в Пизе: протяженный, с готическими аркадами К. вокруг места, где были помещены реликвии, в XII в. привезенные в город из крестового похода. К. сохранился в ансамблях средневековых ун-тов: Тринити-колледж в Оксфорде (1555); Большой двор Тринити-колледжа в Кембридже (сооружен при Томасе Невиле (1593-1615)).

Об архитектурном облике К. можно судить по памятникам романского и готического периодов (время перестройки более ранних монастырских комплексов). Как правило, обрамление К. имело вид простых аркад, пролеты к-рых могли украшать колонны. Из Жития св. Одилона, аббата Клюни, известно, что в конце жизни он построил в мон-ре еще один К. (ок. 1042). Для его оформления с большим трудом по рекам из отдаленных мест сплавляли мраморные колонны; это строительство дало повод сравнивать св. Одилона с имп. Августом Октавианом

Клуатр в аббатстве Сен-Пьер в Муассаке, Франция. Сер. XI в.
Клуатр в аббатстве Сен-Пьер в Муассаке, Франция. Сер. XI в.

Клуатр в аббатстве Сен-Пьер в Муассаке, Франция. Сер. XI в.
(Vita Sancti Odilonis. Lib. 1. Cap. XI // PL. 142. Col. 905-906). Капители колонн в К. начиная с сер. XI в., особенно в мон-рях Каталонии и юга Франции, богато украшали, размещая зоо- и антропоморфные орнаментальные композиции, в т. ч. с сюжетами из ВЗ и НЗ, а также из житий святых, как, напр., в К. аббатства Сен-Пьер в Муасаке (Лангедок), сер. XI в. На гранях столпов сохранились рельефы с образами апостолов в рост, а также портрет заказчика, аббата Дюрана де Бредона, погребенного перед входом в К. (Braunfels. 1969. S. 109-110. Abb. 19). Об иконографии скульптурного убранства можно судить также по памятникам письменности, напр. по «Апологии» св. Бернарда Клервоского, обращенной к Гийому, аббату монастыря Сен-Тьерри (Apologia ad Guillelmum. 1127). С поразительной наблюдательностью в ней описана скульптурная декорация К. клюнийского аббатства Сен-Дени, вызвавшая осуждение читателей (Bernard. Clar. Apologia // PL. 182. Col. 915-916; Mortet, Deschamps. 1929. P. 43; История эстетики. 1962. Т. 1. С. 282-283; Rudolph. 1990. P. 282; Bernard de Clarvaux. 2005. P. 54-55). Сюжеты и мотивы подобной декорации чрезвычайно близки тератологическому орнаменту, который господствовал в европ. искусстве книжной иллюминации в раннем средневековье, получив распространение в Др. Руси, где сохранял устойчивые позиции, напр. в новгородской книжности, вплоть до сер. XV в. В К. эпохи романики, напр., в мон-ре Кёнигслуттер (ок. 1150), в монастыре Зинона Веронского, Бад-Райхенхалль (1208), можно встретить колонны, покрытые резьбой, в т. ч. «плетенкой», напоминавшей основной мотив книжной «тератологии». Капители или пьедесталы колонн украшают фигуры людей с птичьими головами - в нижнем этаже К. монастыря Санто-Доминго-де-Силос, пров. Бургос (50-70-е гг. XII в.), изображение всадника, оседлавшего верблюда,- в К. собора монастыря в Милльштатте в Каринтии (Carlsson. 1976. Ill. 115, 177, 248, 251).

Клуатр в аббатстве Сен-Пьер в Муассаке, Франция. Сер. XI в.
Клуатр в аббатстве Сен-Пьер в Муассаке, Франция. Сер. XI в.

Клуатр в аббатстве Сен-Пьер в Муассаке, Франция. Сер. XI в.
Особенности региональной архитектуры, соседство с др. культурными и архитектурными традициями, в т. ч. иноверными, оказывало влияние на детали убранства К. В центре колоннады могли поставить изогнутые, переплетающиеся колонны, как в мон-ре Санто-Доминго-де-Силос; арки и колонны в памятниках итал. романики украшали цветной смальтой. Пышность в украшении, сочетание традиций визант., ислам. и европ. искусства было характерно для К. в королевских резиденциях, как, напр. в соборе в Монреале, Сицилия (1174 - ок. 1185), где при оформлении К. сохранили араб. фонтан, окружив его колоннадой. В укрепленных крепостях монастырских орденов К. мог составлять единый ансамбль с приемными залами, напр., в Верхнем замке Мариенбурга - резиденции Тевтонского ордена в Ливонии (кон. XIII-XIV в., ныне Мальборк, Польша). Программа изобразительной декорации была самой разнообразной, в т. ч. прославляющей святых и подвижничество монахов. В Санкт-Галлене для К. между 980 и 990 гг. были написаны 24 композиции из Жития свт. Галла. Сохранились 2 композиции из цикла фресок, предназначенных А. Лоренцетти для К. и зала капитула мон-ря Сан-Франческо в Сиене и посвященных замученным проповедникам-францисканцам (1324-1327, см.: Вазари. 2001. Т. 1. С. 301; о Сеуте в Сев. Африке как месте казни см.: Прокопп. 1988. С. 28. Ил. 23; о Тане в Индии см.: Крамаровский. 2012). В доминиканском мон-ре Сан-Марко (Флоренция) на фресках работы Фра Анджелико
Клуатр собора в Монреале, Сицилия. 1174 — ок. 1185 г.
Клуатр собора в Монреале, Сицилия. 1174 — ок. 1185 г.

Клуатр собора в Монреале, Сицилия. 1174 — ок. 1185 г.
(нач. 40-х гг. XV в.) были изображены святые, «а также весьма прославленное Распятие со св. Домиником у его подножия» (Вазари. 2001. Т. 2. С. 216). В Италии XV в. архитекторы все чаще использовали свободно стоящие колонны с гладким толосом и ордерными капителями, превращая галереи К. в открытые портики-лоджии с высокими сводами, как в К. Сан-Антонио мон-ря Сан-Марко во Флоренции (ок. 1437-1445, архит. Микелоццо ди Бартоломео см.: Лазарев. 1956. Т. 1. С. 76-77; 1959. Т. 2. Ил. 84). Ордерные колоннады оформляют 2 этажа в К. (1500-1504, архит. Д. Браманте) ц. Санта-Мария-делла-Паче в Риме. Возможно, архитектурный образ монастыря с К. повлиял на типологию итальянских дворцов эпохи Возрождения, «сердцем» которых служил световой колодец-двор. О том, что К. оставался композиционным центром в монастырских ансамблях Зап. Европы, свидетельствует перестройка доминиканской обители Ла-Турет близ Лиона (архит. Ле Корбюзье, 1956-1960), где вокруг него построены бетонные корпуса.
Клуатр аббатства Ла Туретт ок. Лиона. Франция. По плану архит. Ле Корбюзье
Клуатр аббатства Ла Туретт ок. Лиона. Франция. По плану архит. Ле Корбюзье

Клуатр аббатства Ла Туретт ок. Лиона. Франция. По плану архит. Ле Корбюзье

Византийское, а вслед за ним древнерус. градостроительство и архитектура не использовали К. как самостоятельную, архитектурно оформленную часть монастырского ансамбля (подробнее см.: Popović. 2005. C. 170-176). В рус. мон-рях XVI-XVII вв. чаще строили крытые галереи-паперти, в т. ч. для соединения летней и зимней церквей и трапезной, но точных аналогий К. не возникало. К. мог ассоциироваться с образом райского сада, что повлияло на развитие в средневек. иконографии напоминавших о нем изображений, напр., цветущего огороженного сада в изводе иконографии Пресв. Богородицы hortus conclusus, известного в рус. иконописи позднего средневековья и Нового времени под названием «Вертоград заключенный»; или с храмом царя Соломона (Dynes. 1973).

Ист.: Hanslik R., rec. Benedicti regula. Vindobonae, 1960. (CSEL; 75); История эстетики: В 35 т. М., 1962. Т. 1: Античность. Ср. Века. Возрождение / Ред.-сост.: В. П. Шестаков (Памятники мировой эстетической мысли); Bernard de Clairvaux, st. Écríts sur l'art / Trad. du latin: A. Ravalet. Clermont-Ferrand, 20052 (Sources d'histore de France).
Лит.: Mortet V., Deschamps P. Reсueil de textes relatifs à l'histoire de l'architecture et à la condition des architéctes en France au Moyen âge. P., 1929. Vol. 2; Лазарев В. Н. Происхождение итал. Возрождения. М., 1956-1979. 3 т.; Braunfels W. Abendländische Klosterbaukunst. Köln, 1969; Dynes W. The Medieval Cloister as Portico of Solomon // Gesta. 1973. Vol. 12. N 1/2. P. 61-69; Horn W. On the Origines of the Cloister // Ibid. P. 13-52; Meyvaert P. The Medieval Monastic Claustrum // Ibid. P. 53-59; Carlsson F. The Iconology of Tectonics in Romanesque Art. Hässleholm, 1976; Прокопп М. Итал. живопись XIV в. Будапешт, 1988; Rudolph C. The «Things of Greater Importance»: Bernard of Clairvaux's Apologia and the Medieval Attitude Toward Art. Phil., 1990; Беляев Л. А. Христ. древности: Введение в сравн. изучение. М., 1998; Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Под ред. А. Г. Габричевского. М., 2001; Ротенберг Е. И. Искусство романской эпохи: Система худож. видов. М., 2007; Popović S. The Byzantine Monastery: Its Spatial Iconography and Sacredness // Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Др. Руси / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2005. С. 150-178; Крамаровский М. Г. А. Лоренцетти: «Казнь францисканцев в Танафи» (место действия и тюркские персонажи фрески) // Лазаревские чт.: Искусство Византии, Др. Руси, Зап. Европы: Мат-лы науч. конф. М., 2012. Вып. 4 (35). С. 303-318; Hodges R., Leppard S., Mitchell J. Reconstructing the Later Eighth-century «claustrum» at San Vicenzo al Volturno // Papers of the British School at Rome. 2012. Vol. 80. P. 145-155.
М. А. Маханько
Ключевые слова:
Искусствознание. Основные понятия Клуатр, закрытое место, ограда, убежище, территория монастыря
См.также:
АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ творческое объединение художников и гос. учреждение, осуществляющее научно-методическое руководство и подготовку кадров в области изобразительного искусства и архитектуры
АКАНФ термин для обозначения декоративного мотива
АЛКОНОСТ морская птица, символизирующая Божий Промысел и Божие милосердие
АЛЬФА И ОМЕГА первая и последняя буквы греч. алфавита, символика