Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕФРЕМ
19, С. 41-45 опубликовано: 28 мая 2009г.


ЕФРЕМ

(† 28.01.1053 (?), г. Нов. Торг, ныне Торжок Тверской обл.), прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Новоторжский, основатель новоторжского во имя святых князей Бориса и Глеба мужского монастыря.

Источниками

Прп. Ефрем Новоторжский. Икона. Посл. треть XVII - нач. XVIII в. (ц. арх. Михаила в Торжке)
Прп. Ефрем Новоторжский. Икона. Посл. треть XVII - нач. XVIII в. (ц. арх. Михаила в Торжке)

Прп. Ефрем Новоторжский. Икона. Посл. треть XVII - нач. XVIII в. (ц. арх. Михаила в Торжке)
сведений о Е. и его почитании является Житие святого, а также составленные в XVII в. Сказание о мощах, Похвальное слово и Сказание о перенесении мощей Е. в 1690 г. Из этих сочинений наиболее широкое распространение в списках получило Житие. По сообщению редакции Жития, созданной в XVII в., древнейшее жизнеописание святого, хранившееся в Борисоглебском монастыре, было увезено тверичами во время захвата Торжка войсками вел. кн. Михаила (вел. кн. св. Михаила Ярославича, разорившего Торжок в 1315, или его внука вел. кн. св. Михаила Александровича, захватившего город в 1372). Поскольку иноки Борисоглебского мон-ря жили «в велицеи нищете», они не смогли «преподобнаго жития искупити», во время последовавшего за этими событиями пожара в Твери рукопись сгорела. Новая редакция Жития Е. была составлена в посл. трети XVI в., после обретения 11 июня 1572 г. мощей святого, иером. Иоасафом из Юрьева новгородского муж. мон-ря. В данной редакции жизнеописание Е., основанное во многом на повествовании Киево-Печерского патерика, дополнено рассказами о чудотворениях Е., где упомянуты жители Торжка кон. XV - 1-й пол. XVI в., местные вотчинники, новоторжские и новгородские помещики, происходившие преимущественно из Москвы (напр., князья Хованский и Путятин-Друцкий; то обстоятельство, что в записях чудес фигурируют московские по происхождению помещики, связано, по-видимому, с переменами в среде новгородских покровителей мон-ря после присоединения Новгорода к Русскому гос-ву в 1478), известный опричник Деменша Черемисинов и др. Повествование о чудесах содержит ряд уникальных известий о жизни Торжка и России в кон. XV-XVI в., оно также свидетельствует о традиции почитания Е. в Торжке до обретения мощей (ряд описанных в Житии чудес связан с наказанием святым помещиков или царских слуг, жестоко обращавшихся с зависимыми от них людьми).

В XVII в. Житие в редакции иером. Иоасафа подверглось переработке. По-видимому, это было связано с событиями Смутного времени, когда интервенты разграбили Торжок и уцелел только монастырский Борисоглебский собор, где почивали мощи Е., что было воспринято современниками как заступничество святого. В сер. XVII в. Житие было дополнено Похвалой святому и записью новых чудес, последнее из к-рых датируется 1647 г., некоторые списки Похвального слова содержат чудо, относящееся к 1681 г. Краткое Житие Е. было написано для издания Пролога в 1661 г. (Кучкин В. А. Первые издания русских Прологов и рукописные источники издания 1661-1662 гг. // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 142-143). В 1744 г. в Москве было опубликовано Житие Е. и служба ему, составленные, по-видимому, на основании 3 списков Жития XVII в. из Борисоглебского монастыря. Сказание о мощах, Похвальное слово и Сказание о перенесении мощей Е. в 1690 г. представлены немногочисленными списками XVII-XVIII вв.

Биография

Прп. Ефрем Новоторжский. Фрагмент иконы "Новгородские чудотворцы". Иконописец свящ. Георгий Алексеев. 1726 г. (ГИМ)
Прп. Ефрем Новоторжский. Фрагмент иконы "Новгородские чудотворцы". Иконописец свящ. Георгий Алексеев. 1726 г. (ГИМ)

Прп. Ефрем Новоторжский. Фрагмент иконы "Новгородские чудотворцы". Иконописец свящ. Георгий Алексеев. 1726 г. (ГИМ)

Согласно Житию, Е. был «родом угрин» (венгр), служил конюшим у ростовского кн. св. Бориса (см. Борис и Глеб), к дружине к-рого принадлежал также брат Е. св. Георгий Угрин. В 1015 г. на месте гибели кн. Бориса на р. Альте Е. нашел отсеченную голову брата, к-рый погиб, защищая сюзерена. Как реликвию Е. хранил голову св. Георгия всю жизнь. Е. удалился из Киевской земли в Верхневолжье, где на берегу р. Тверцы заложил деревянный храм буд. Борисоглебского мон-ря. Житие сообщает, что в 1038 г. Е. вместе со своим учеником и келейником прп. Аркадием Новоторжским и др. монахами воздвиг в Нов. Торге каменный собор во имя св. князей Бориса и Глеба. Рядом с храмом стоял устроенный святым ранее странноприимный дом, при храме образовался мон-рь, Е. стал его настоятелем. Перед смертью святой из камня высек гроб, в к-ром завещал похоронить себя вместе с головой св. Георгия. По сообщению Жития, Е. был погребен в Борисоглебской ц.

Житие Е. содержит ряд неточностей. По археологическим данным, каменный собор в Торжке был построен во 2-й пол. XII в., хотя в районе мон-ря ученые находили предметы XI в., а наиболее ранние образцы лепной керамики датируются IX-X вв. (Малыгин П. Д. Древний Торжок: Ист.-археол. очерки. Калинин, 1990. С. 49). Строительство каменного собора в Борисоглебском мон-ре во 2-й пол. XII в. может говорить о достаточно древнем происхождении обители, которая к тому времени стала, очевидно, играть заметную роль в церковной жизни Новгородской земли. Анахронизмом является указание Жития на то, что Е. был архимандритом Борисоглебского мон-ря (такой статус настоятели этой обители получили не позднее 1572).

Почитание

Рака прп. Ефрема Новоторжского мон-ря в Торжке. Фотография. 1901 г. (ТГОМ)
Рака прп. Ефрема Новоторжского мон-ря в Торжке. Фотография. 1901 г. (ТГОМ)

Рака прп. Ефрема Новоторжского мон-ря в Торжке. Фотография. 1901 г. (ТГОМ)
11 июня 1572 г. по благословению Новгородского архиеп. Леонида произошло обретение мощей Е., оказавшихся нетленными; в гробу находилась также голова св. Георгия Угрина, позднее она хранилась на раке преподобного. Е. был канонизирован к местному почитанию при митр. Дионисии (1581-1587), тогда же была составлена служба преподобному, древнейшие списки которой относятся к кон. XVI в. (Барсуков. Стб. 197). Почитанию Е. способствовало образование в 1576 г. Тверского удела царя и вел. кн. Симеона Бекбулатовича. В состав его владений вошел Торжок, церкви и мон-ри к-рого стали пользоваться его вниманием и покровительством. Ряд чудес связан с заступничеством Е. за Торжок в Смутное время. Согласно краткому летописцу Торжка XVII в., 2 окт. 1617 г. город был избавлен от войска смоленского сына боярского И. Мещеринова, вместе с «литовскими людьми» напавшего на Торжок. Город не был взят благодаря заступничеству «преподобнаго отца нашего Ефрема архимандрита, Новаторскаго чудотворца» (Станиславский. С. 236). Сведения о почитании Е. в Торжке в нач. XVII в. отразились в писцовой книге Торжка и его посада, составленной в 1625/26 г. П. Д. Нарбековым и др. Согласно этому источнику, в Борисоглебской ц. один из приделов был освящен «во имя преподобного чюдотворца Ефрема» (есть сведения об устроении этого придела в 1577, при архим. Мисаиле), там стояла рака с мощами Е. В посвященном святому приделе имелся «образ местной Ефрема чюдотворца на золоте, венцы окладные». В Борисоглебской ц. наряду с иконами равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича и святых Бориса и Глеба находились «образ Ефрема чюдотворца на золоте», «образ месной Ефрем чюдотворец, окладной, венцы на финифти с каменем, да у тово ж образа в прикладе крестов всяких серебряных и окладных тринатцать», на затворах дверей в киоте помимо икон князей-мучеников был образ «преподобный чюдотворец Ефрем». В казне Борисоглебской ц. числился «покров площеница, а на нем образ шит преподобнаго чюдотворца Ефрема», а по его краям «шит тропарь и кондак». На посаде Торжка Борисоглебскому монастырю принадлежала Вознесенская ц. На одной из ее икон были изображения «Олексея митрополита да преподобного Ефремия, Новоторского чюдотворца» (Писцовая книга г. Торжка и посада 7133 (1625) г. // Памятная книжка Тверской губернии на 1865 г. Тверь, 1865. Отд. 4. С. 24-27).

В 1621 г. по указанию патриарха Филарета (Романова) было установлено празднование памяти Е. в московском Успенском соборе 26 янв., однако после смерти первосвятителя оно было отменено (не позднее 1634). В описании келейной казны патриарха Филарета 1630 г. упоминаются стихиры и канон Е. (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. С. 208). Служба Е. в Уставах помещалась под 28 янв. В издании Устава 1641 г. общецерковное празднование памяти Е. было отменено, указано отправлять его в Борисоглебской обители и там, «где рассудит екклесиарх» (см.: Он же. 1991. С. 86. Примеч. 1). В «Палинодии» Захарии (Копыстенского) 1621 г. есть запись о памяти Е. 28 янв. с пометой: «новый чудотворец» (РИБ. Т. 4. Стб. 851). В Месяцеслове Симона (Азарьина), составленном в сер. 50-х гг. XVII в., приведено 2 дня памяти «Ефрема, Новоторжскаго чюдотворца»: 28 янв. (день кончины, в качестве года смерти указан 6543 (1035)) и 11 июня (обретение мощей) (РГБ. Ф. 173. МДА. № 201. Л. 310 об., 320). В 1675/76 г. в Борисоглебской ц. Новоторжского монастыря были устроены 2 каменных придела, один из к-рых, как и прежде, был посвящен Е. В 1690 г. состоялось перенесение мощей преподобного (возможно, в новую раку).

Митра и богослужебные сосуды, к-рыми, по преданию, пользовался прп. Ефрем. Фотография 1901 г. (ТГОМ)
Митра и богослужебные сосуды, к-рыми, по преданию, пользовался прп. Ефрем. Фотография 1901 г. (ТГОМ)

Митра и богослужебные сосуды, к-рыми, по преданию, пользовался прп. Ефрем. Фотография 1901 г. (ТГОМ)

К сер. XVIII в. древняя Борисоглебская ц. обветшала и по решению Свящ. Синода в 1784 г. была разобрана. В 1796 г. совершилось освящение новопостроенного Борисоглебского собора, возведенного на средства, пожертвованные имп. Екатериной II. К освящению собора императрица прислала ризы с епитрахилью из золотой парчи, 3 одежды на 3 престола, одежду на жертвенник и покров на мощи Е. Основателю обители был посвящен правый придел нового храма. В 1839-1840 гг. в соборе шли ремонтные работы, после чего он был вновь освящен, придел во имя Е. сохранился. Мощи Е. почивали в центре Борисоглебского собора, на правой стороне, в серебряной позолоченной раке под бронзовой сенью, украшенной венецианским бархатом с золотой бахромой и кистями. В XIX в. в монастырской ризнице хранились деревянные богослужебные сосуды, к-рые, по преданию, употреблял Е. В 1893 г. Тверской архиеп. Савва (Тихомиров) обратился в Синод с ходатайством об установлении общецерковного празднования памяти Новоторжских чудотворцев Е. и Аркадия и о внесении их имен в Типикон, Следованную Псалтирь и др. богослужебные книги. Ходатайство было передано Владимирскому архиеп. Сергию (Спасскому), давшему отрицательный отзыв, в силу чего Синод определением от 19 февр. 1897 г. постановил оставить в силе существовавший порядок местного чествования Новоторжских чудотворцев. В XIX в. в день памяти Е. 11 июня в Торжке совершался перед литургией крестный ход из Спасо-Преображенского собора по городу, после литургии - крестный ход с мощами Е. вокруг монастырского Борисоглебского собора. 26 сент. 1900 г. по ходатайству Тверского архиеп. Димитрия (Самбикина) Синод разрешил ежегодно совершать крестный ход с иконой Е. из Борисоглебского мон-ря и ближайших к нему храмов Торжка к «святому Семену» - бывш. монастырскому храму «на Дорогоще» на территории совр. дер. Семёновское. Ежегодно мощи святого 15 сент. переносились из холодного Борисоглебского собора в теплую монастырскую ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, 1 мая святыня возвращалась в Борисоглебский собор.

5 февр. 1919 г. мощи Е. были вскрыты, в 1931 г. изъяты из Борисоглебского собора, их дальнейшая судьба неизвестна. Восстановление общецерковного почитания Е. совершилось включением его имени в Собор Тверских святых, празднование к-рому было установлено по инициативе архиеп. Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва) в 1979 г.

Ист.: Житие Ефрема Новоторжского. М., 1774; РИБ. Т. 4. Стб. 851; Пономарев А. И. Памятники древнерус. церк.-учительной лит-ры. СПб., 1898. Вып. 4: Слав.-рус. Пролог. С. 27-29; Грамоты новоторжокского муж. Борисоглебского мон-ря. Тверь, 1903; Будовниц И. У. Повесть о разорении Торжка в 1315 г. // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 449-451; Станиславский А. Л. Краткий летописец Торжка XVII в. // Летописи и хроники: Сб. ст., 1984 г. М., 1984. С. 235-236; Описание о российских святых. С. 182-183; Памятники лит-ры Др. Твери / Сост.: В. З. Исаков. Тверь, 2002. С. 77-80, 192-197.
Лит.: СИСПРЦ. С. 96-97; Р-н Н. Очерк Торжка // Памятная книжка Тверской губернии на 1865 г. Тверь, 1865. Отд. 3. С. 80-81; Некрасов И. С. Зарождение нац. лит-ры в Сев. Руси. Од., 1870. Ч. 1. С. 31-32; Ключевский. Древнерусские жития. С. 335-336, 371; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 195-197; Колосов И., свящ. Новоторжский Борисоглебский мон-рь. СПб., 1890. Тверь, 1913; Леонид (Кавелин), архим. Св. Русь. № 495. С. 124-125; Димитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов. Вып. 5. С. 207-209; он же. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. Тверь, 1903; он же. Тверской патерик. Тверь, 1991р. С. 85-87; Прп. Ефрем архимандрит и Аркадий, ученик его, новоторжские чудотворцы. Тверь, 1895; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 24-25; Ливотов Е. Ефрем // ПБЭ. Т. 5. Стб. 533-535; Голубинский. Канонизация святых. С. 117, 416-417; Шамурины Ю. и З. Калуга. Тверь. Тула. Торжок // Культурные сокровища России. М., 1913. Вып. 7. С. 65-67; Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского // СККДР. Вып. 1. С. 148-150; Феринц И. Моисей Угрин и его братья // Studia Slavica. Bdpst., 1993. S. 19-25; Лопатина Н. А. Краеведческий альманах № 4: Мат-лы по истории новоторжского Борисоглебского мон-ря. Тверь, 2004; Творогов О. В. О «Своде древнерусских житий» // Рус. агиография: Исслед., публикации, полемика / Отв. ред. С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 28; Викторов В. В. Житие прп. Ефрема Новоторжского в фондах НИОР РГБ // Зап. ОР РГБ. М., 2008. Вып. 53. С. 61-68.
А. В. Кузьмин

Иконография

Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские и св. князья Борис и Глеб. Икона. 1-я пол. XIX в. (ТКГ)
Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские и св. князья Борис и Глеб. Икона. 1-я пол. XIX в. (ТКГ)

Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские и св. князья Борис и Глеб. Икона. 1-я пол. XIX в. (ТКГ)
Описание внешнего облика Е. содержится во мн. иконописных подлинниках XVII-XIX вв. под 28 янв. и 11 июня (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 108-109). Наиболее раннее из них - в рукописи 2-й четв. XVII в. в особом перечне «новых чудотворцев»: «Сед, власы просты, схима на плечах, а брада аки Семиона Столпника» (РНБ. О.XIII.11. Л. 251). Преподобный сравнивается гл. обр. со свт. Николаем Чудотворцем: «Сед, брада доле Николины, на главе схима, в руце держит церковь» (посл. четв. XVII в.: ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 71 об.; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 58, 259-260; Большаков. Подлинник иконописный. С. 69, 106); «подобием что Никола, на главе схима, в руках церковь» (кон. XVIII в.: БАН. Строг. № 66. Л. 114 об.); «в схиме, брада доле Николины, корчевата, в руках церковь, бос» (40-е гг. XIX в.: ИРЛИ (ПД). Ф. Отд. поступления. Оп. 23. № 294. Л. 58 об.). В подлиннике 30-х гг. XIX в. святой указан дважды, под 28 янв. в тексте отмечено, что «брада менши Златоустовой», на полях приписка: «Николиной» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 117 об., 171). Т. о., характерной особенностью иконографии Е. является изображение модели храма в его руке или руках (очевидно, построенный им собор блгв. князей Бориса и Глеба в Нов. Торге).

В иконописных руководствах нач. XX в. образ Е. был дополнен национальными чертами: «Типа венгерскаго, с багроватым цветом тела, старец; одежды преподобническия, в епитрахили, как архимандрит. В руках модель церкви, как у устроителя храма и монастыря. Можно писать ему хартию, по житию: «Оставив свой болярский сан и дом, воздвиже храм во имя государей своих, с[вя]тых Бориса и Глеба, и множество иноков собрав, обитель устрои, довольно в посте и молитвах потрудився»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 170-171).

Ранние известные изображения Е. относятся к XVII-XVIII вв. Из новоторжского Борисоглебского мон-ря происходили 2 лицевых покрова на мощи Е., один из них - 1644 г., вклад Ф. С. Куракина (Жизневский. 1888. № 539, 540). Икона Е. (в монашеском одеянии, с одноглавой белой церковью в руке) и свт. Николая Чудотворца в молении Спасу Еммануилу в облачном сегменте, нач. XVIII в., происходит из ц. во имя арх. Михаила (Благовещенской) в Торжке (в наст. время в собрании ЦМиАР). Подобный извод мог быть основой для составления текста иконописных подлинников. В ц. во имя арх. Михаила находится единоличный ростовой образ Е. посл. трети XVII - нач. XVIII в. (с поздними поновлениями) - в схиме, с куколем на голове и разведенными в стороны руками, десницей благословляет именословно, в левой руке - модель храма своеобразной архитектуры. Личное исполнено в «живоподобной» манере, борода небольшая, слегка раздвоенная на конце, с вьющимися прядями и проседью; на верхнем поле - образ Спаса Еммануила. Образ аналогичного извода («древняя икона» святого в окладе, с цатой) воспроизведен на хромолитографии 1882 г. (московская мастерская Д. Гаврилова, РГБ, со штампом б-ки Румянцевского музея).

Наиболее распространенный иконографический извод - преподобные Е. и Аркадий Новоторжские на фоне Борисоглебского мон-ря в Торжке. В 1720 г. пономарь ц. во имя ап. Филиппа в Торжке иконописец Е. Ф. Недоносков написал икону преподобных в молении Спасителю с панорамой Борисоглебского мон-ря (с обозначением всех зданий) и пейзажем с видом Торжка, к-рая впосл. хранилась в Тверском музее (Жизневский. 1888. № 59; Уваров А. С. Икона преподобных Ефрема и Аркадия, Новоторжских чудотворцев // Он же. Сб. мелких трудов. М., 1910. Т. 1. С. 152-153. Табл. 86, 130). Существует 2 прориси с икон XVIII в. с близким типом изображения, Е. представлен с небольшой бородой и кудрявыми волосами по краю куколя (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 238-241).

Такие иконы - фигура Е. помещена слева - получили большое распространение в XIX в., как, напр., образ, созданный в Торжке во 2-й пол. XIX в. (с частицей св. мощей),- седобородый Е. держит игуменский жезл, вид Борисоглебского собора точно воспроизводит здание 1785-1796 гг., икона в серебряном окладе посл. трети XIX в. (обе из ц. во имя арх. Михаила в Торжке) - Е. поднял к груди руку с четками, образ ок. 1883 г. (ЦМиАР). Иногда вверху помещался образ Божией Матери (икона-пядница 1-й пол. XIX в. из иконостаса ц. во имя арх. Михаила в Торжке). К небольшим паломническим реликвиям относятся иконы Е. и прп. Аркадия с условным видом монастырского собора и образом Спаса Нерукотворного вверху, писавшиеся нередко на золотом или серебряном фоне, иногда Е. указывает на церковь, держит в руке развернутый свиток (кон. XIX - нач. XX в., ЦМиАР, ТКГ, ц. во имя арх. Михаила, частные собрания). На обороте одной из икон (ок. 1890, собор Св. Троицы («Белая Троица») в Твери) имеется надпись - благословение архим. Макария М. И. Масленникову «за живое участие при издании книжки о Новоторжском Борисоглебском монастыре» 28 дек. 1890 г.

В соборе Св. Троицы («Белая Троица») в Твери в юж. приделе во имя Е. и прп. Аркадия находится храмовый образ, прописанный в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. Изображения преподобных включены в роспись главного алтаря (40-е гг. XX в., поновление в кон. XX в.), в стенопись свода летней части церкви (сер. XIX в., поновление в кон. XX в.), юж. придела над ракой прп. Макария Калязинского (50-60-е гг. XX в., поновление в 2007), написаны в древнерус. стилистике на внешней стене собора со стороны апсиды придела. Иконы Е. и прп. Аркадия имеются в ц. прор. Илии в Старице, в кладбищенском храме Спаса Нерукотворного в Бежецке (с частицей мощей) и др. Существует акварельный рисунок 1865 г. П. Вавулина (ТКГ) с видом Новоторжской обители и образами 2 ее св. покровителей.

Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. арх. Михаила в Торжке)
Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. арх. Михаила в Торжке)

Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. арх. Михаила в Торжке)

Кроме того, был разработан извод с изображением 4 местных Новоторжских святых: Е., прп. Аркадия, блгв. кн. Георгия Угрина и блгв. кнг. Иулиании (1797, ТКГ). На нек-рых иконах Новоторжские преподобные (Е. с храмом в руке) представлены вместе с блгв. князьями Борисом и Глебом (1-я пол. XIX в., ТКГ). На др. иконе Е. (слева, в руках жезл и развернутый свиток с текстом: «Братие, покаряйтеся благоверным Царем и великим князем») показан вместе со свт. Николаем Чудотворцем и с прп. Нилом Столобенским (посл. треть XIX в., новоторжский Борисоглебский мон-рь). Икона Е. и прп. Нила Столобенского нач. XIX в. в 2007 г. находилась в местном ряду иконостаса Богоявленского собора Ниловой Столобенской пуст. Образ Е. вводился в состав избранных святых, напр. на иконе 2-й трети XIX в. из Торжка с Деисусом и евангелистами (Е. с посохом в деснице слева в 1-м ряду вместе с прп. Аркадием, в центре - свт. Николай Чудотворец); в верхнем ряду среди полуфигур - на иконе «Введение Богородицы во храм, с ангелами, избранными сюжетами и святыми» XIX в. (обе в собрании ТКГ). В это время бытовали и единоличные иконы Е., а также списки ранних произведений (ТКГ).

Уникальная икона Е. с 30 клеймами жития 1712 г., находившаяся в соборе Борисоглебского мон-ря справа от входа, запечатлена на фотографии 1901 г. (ТГОМ). Е. представлен в куколе, с одноглавым храмом в правой руке и развернутым свитком в левой, на фоне обители, в верхних углах - Спаситель и Богородица, внизу слева - припадающий преподобный, справа клеймо с текстом. На других фотографиях интерьеров собора (ТГОМ): шитый прямоличный образ Е. в рост, в схиме и куколе на крышке раки; изображение Е. и прп. Аркадия на хоругви; фигура Е. с посохом в росписи на восточной стене возле раки (возможно, сохр. фрагментарно). Среди уцелевших фрагментов росписи монастырской надвратной ц. в честь Спаса Нерукотворного (1804-1811?) предположительно можно выделить образ Е. Очевидно, в обители имелись и др. изображения Е. XVIII - нач. XX в.

В монументальной живописи образ Е. (с моделью храма в руке) встречается в росписи Успенского собора ТСЛ 1684 г. на сев. грани юго-зап. столпа (поновлена мастерской Н. М. Сафонова в 1859, 1865-1866). Образ Е., исполненный в академической манере, был помещен в алтарной арке придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве, рядом с прп. Ефремом Переяславским - роспись 70-х г. XIX в. худож. В. Д. Фартусова по эскизам Н. А. Лаврова (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 76). Среди подвижников XI в. Е. изображен в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.).

Один из ранних примеров изображения Е. в произведениях декоративно-прикладного искусства - гравировка с чернью в овальном медальоне на серебряном наперсном кресте (1776-1788, ТГОМ; см.: Бушлякова В. А. Крест архим. Феофилакта // Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: К 870-летию «Учения» Кирика Новгородца: Мат-лы науч. конф., Москва, 11-12 дек. 2006 г. М., 2006. С. 86-88). К юбилею преставления святого в 1903 г. были изготовлены памятные жетоны с фронтальной полуфигурой Е. на лицевой стороне и видом Борисоглебского собора на обороте (частное собрание). Тогда же (цензорское разрешение от 30 апр. 1902) в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе напечатаны хромолитографии «Предсмертное завещание братии преподобным Ефремом, Новоторжским чудотворцем» (РГБ, новоторжский Борисоглебский монастырь, ц. во имя арх. Михаила в Торжке). Святой показан сидящим в келье, он указывает прп. Аркадию и монахам на голову своего брата св. страстотерпца Георгия Угрина, рядом книга и четки, вверху - подробный текст о поучениях и завещании Е. В 50-х гг. XIX в. хромолитография была повторена львовскими художниками в росписи на зап. стене притвора ц. во имя арх. Михаила в Торжке.

Преподобные Ефрем и Аркадий, мч. Георгий Угрин и блгв. кнг. Иулиания, Новоторжские. Икона. 1797 г. (ТКГ)
Преподобные Ефрем и Аркадий, мч. Георгий Угрин и блгв. кнг. Иулиания, Новоторжские. Икона. 1797 г. (ТКГ)

Преподобные Ефрем и Аркадий, мч. Георгий Угрин и блгв. кнг. Иулиания, Новоторжские. Икона. 1797 г. (ТКГ)

Образ Е. часто вводился в композицию «Собор Новгородских святых», особенно на ранних иконах, в частности на «старинной» иконе с образом Софии, Премудрости Божией, «в ризнице Черниговской кафедры», в 3-м ряду (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134; описание иконы: Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Предположительно Е. (или прп. Ефрем Перекомский) представлен в правой группе на иконе кон. XVII в. (СПГИАХМЗ, см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. Серг. П., 1996. Кат. 26). Его изображение в куколе, с небольшой бородой находится в 3-м ряду левой группы (3-й слева, надпись: «пр Ефремiи») на иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ, см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54). Е. написан на иконах «Новгородские чудотворцы» свящ. Георгия Алексеева 1726 и 1728 гг. (ГИМ, ГТГ), на прориси с иконы Собора Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии, Премудрости Божией, XVIII в.- 1-м к центру в 4-м ряду справа (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619).

В составе Собора русских святых образ Е. введен во 2-й ряд правой группы преподобных на поморских иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК, надпись: «прп(д)б Ефремъ новоторжскiи»); 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455) - со свитком в правой руке, надпись: «п ефремъ новгород(и)»; 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) Е. показан в 6-м ряду 5-м справа с моделью храма в руках, наименован новгородским («Прп(д) Ефремъ Нов(г)о»). Святой представлен дважды, в правой группе преподобных в 1-м и последнем рядах на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). На иконе «Образ святых Российских чудотворцев» сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ, см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53) Е. написан средовеком, со свитком в левой руке, в 4-м ряду крайним слева.

Е. изображен среди Тверских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и их совр. повторениях (храм Христа Спасителя, ц. Воскресения Христова в Сокольниках, ц. свт. Николая в Клённиках в Москве). Рисунок для Миней МП, выполненный прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной, представляет Е. в рост, в схиме, с куколем на голове, с небольшой кудрявой бородой, в молении (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 148).

В храмах Тверской епархии находится много икон Е. (как правило, с моделью храма в руке), написанных в кон. XX - нач. XXI в. В частности, во Введенской ц. новоторжского Борисоглебского монастыря почитается аналойный прямоличный образ Е. с частицей св. мощей, на др. иконе святой представлен в рост, вместе с прп. Аркадием, предстоящим Спасу Нерукотворному. Е. изображается также в совр. композициях Собора Тверских святых (обычно в 1-м ряду 2-м справа, с моделью храма на покровенной руке), напр. на иконах нач. 90-х гг. XX в. из тверского собора Св. Троицы («Белая Троица»), 2001 г. из кафедрального тверского Воскресенского собора.

Лит.: Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888. № 59, 539, 540; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 238-241, 398-399, 454-455, 618-619; Т. 2. С. 108-109; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 437.
Я. Э. З.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор Тверских святых (воскресенье после 29 июня) Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Собор Новгородских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Монашество Русской Православной Церкви (муж.) Основатели монастырей Русской Православной Церкви Собор Смоленских святых (воскресенье перед 28 июля) Ефрем Новоторжский, преподобный (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
См.также:
АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIв. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)
АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АРКАДИЙ НОВОТОРЖСКИЙ († 1077?), прп. (пам. 13 дек., 14 авг., в Соборе Смоленских святых и в Соборе Тверских святых)
АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)
АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых)
ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых),
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых)
АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)