Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

DOCTOR ECCLESIAE
15, С. 578 опубликовано: 2 августа 2012г.


DOCTOR ECCLESIAE

(лат.- Учитель Церкви), в Римско-католической Церкви почетный титул, закрепленный за 8 общехрист. святыми I тыс. по Р. Х. и присвоенный 25 святым (в т. ч. 3 женщинам) католич. Церкви, внесшим значительный вклад в развитие католич. догматического и нравственного богословия. Титул D. E. присваивается папой Римским либо лично, через особый папский документ (как правило, буллу), либо через одобрение соответствующего декрета конгрегации богослужения (ранее конгрегация обрядов), к-рый предписывает почитать к.-л. святого в качестве D. E.

Понятие D. E. вошло в широкое употребление начиная с Вселенского V Собора, на к-ром в «Определении» (Forma) имп. св. Юстиниана I «святыми отцами и учителями святой Божией Церкви» были названы святые Афанасий I Великий, архиеп. Александрийский, Иларий, еп. Пиктавийский, Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской, Григорий Богослов (Назианзин), архиеп. К-польский, Григорий, еп. Нисский, Амвросий, еп. Медиоланский, Феофил, архиеп. Александрийский, Иоанн Златоуст, архиеп. К-польский, Кирилл, архиеп. Александрийский, блж. Августин, еп. Гиппонский, Прокл, архиеп. К-польский, Лев I Великий, папа Римский (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 13-14; ДВС. Т. 3. С. 302; см. также ст. Учитель Церкви).

Впосл. в Римской Церкви сложилась традиция называть D. E. только 4 вост. святых (Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) и 4 зап. святых (Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Августина Гиппонского и Григория I Великого (Двоеслова), папу Римского). Официально это понятие одним из первых использовал папа Римский Бонифаций VIII в булле «Gloriosus Deus in sanctis suis» (1295), вводившей общее литургическое чинопоследование для дней памяти 12 апостолов, в т. ч. 4 евангелистов; по тому же порядку мессу предписывалось совершать и в дни памяти 4 зап. D. E. (Амвросия, Иеронима, папы Григория I и Августина). В 1568 г., во время реформы рим. Бревиария, 4 вост. D. E. были уравнены в литургическом почитании с западными.

Впервые присвоение титула D. E. совершил папа Римский Пий V, объявив Фому Аквинского таковым буллой «Mirabilis Deus» (1567). В 1588 г. буллой «Triumfantis Hierusalem» папа Римский Сикст V присвоил титул D. E. Бонавентуре. 3 февр. 1720 г. папа Римский Климент XI объявил D. E. Ансельма, архиеп. Кентерберийского. При папе Римском Иннокентии XIII декретом конгрегации обрядов в число D. E. был включен Исидор, еп. Севильский (25 апр. 1722); одновременно поднимался вопрос о присвоении этого титула брату Исидора Леандру, еп. Севильскому, однако тем же декретом предписывалось почитать его в качестве D. E. только на территории Испании. Территориальное ограничение было установлено и в отношении Фульгенция, еп. Руспе, почитание к-рого в качестве D. E. разрешалось декретом конгрегации от 17 апр. 1723 г. только тем еп-ствам в Испании, где существовала такая традиция. С особого папского разрешения в ордене бенедиктинцев на территории Испании в качестве D. E. почитается также свт. Ильдефонс, еп. Толедский.

В нач. XVIII в. конгрегация обрядов рассматривала проект провозглашения D. E. Петра Дамиани, однако ответственный за решение этого вопроса П. Ламбертини (впосл. папа Римский Бенедикт XIV) выступил против, т. к. Петр Дамиани не был включен в Римский Мартиролог в качестве святого, а нек-рые аспекты его учения критиковались кард. Робертом Беллармином. 28 янв. 1719 г. конгрегация обрядов отклонила проект провозглашения Петра Дамиани D. E., однако впосл. папа Римский Лев XII подтвердил его почитание в качестве святого и буллой от 27 сент. 1828 г. присвоил ему титул D. E.

В дальнейшем титул D. E. был присвоен святым Петру Хрисологу, еп. Равеннскому (10 февр. 1729 папой Римским Бенедиктом XIII), Льву I Великому (15 окт. 1754 папой Римским Бенедиктом XIV), Бернарду Клервоскому (23 июля 1830 папой Римским Пием VIII), Иларию Пиктавийскому (4 апр. 1851 папой Римским Пием IX), Альфонсо Марии де Лигуори (31 июля 1871), Франциску Сальскому (16 нояб. 1877), Кириллу, архиеп. Александрийскому, и Кириллу, еп. Иерусалимскому (28 июля 1882 папой Римским Львом XIII), прп. Иоанну Дамаскину (19 авг. 1890), Беде Достопочтенному (13 нояб. 1899; до этого он длительное время почитался как D. E. в рамках ордена бенедиктинцев), прп. Ефрему Сирину (5 окт. 1920 папой Римским Бенедиктом XV), Петру Канизию (21 мая 1925 папой Римским Пием XI), Хуану де ла Крус (24 авг. 1926), Роберту Беллармину (17 сент. 1931) и Альберту Великому (16 дек. того же года), Антонию Падуанскому (16 янв. 1946 папой Римским Пием XII), Лаврентию из Бриндизи (в 1959 папой Римским Иоанном XXIII). В 1970 г. папой Римским Павлом VI титул D. E. был впервые присвоен женщинам, канонизированным католич. Церковью,- Терезе Авильской и Екатерине Сиенской. В 1997 г. папа Римский Иоанн Павел II удостоил титула D. E. Терезу из Лизьё (Терезу Младенца Иисуса и Святого Лика).

А. Г. Крысов
Ключевые слова:
Римско-католическая Церковь. Основные понятия Doctor Ecclesiae (лат.- Учитель Церкви), в Римско-католической Церкви почетный титул, закрепленный за 8 общехрист. святыми I тыс. по Р. Х. и присвоенный 25 святым (в т. ч. 3 женщинам) католич. Церкви, внесшим значительный вклад в развитие католич. догматического и нравственного богословия
См.также:
АННАТЫ сборы в пользу Римской курии
АННИВЕРСАРИЙ в практике католич. Церкви термин, обознач. ежегодное празднование или поминовение
БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать
GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором