Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДОВ БЕР МЕЖИРИЧСКИЙ
Т. 15, С. 518-519 опубликовано: 27 июля 2012г.


ДОВ БЕР МЕЖИРИЧСКИЙ

Дов Бер Ме́жиричский (1704 или 1710(?), Локачи, ныне Волынской обл., Украина - 1772, Аннополь, ныне Хмельницкой обл., там же), один из первых и наиболее значительных лидеров хасидского течения в иудаизме, преемник его основателя - Бешта (Исраэля бен Элиезера Баал-Шем-Това).

В юности получил традиц. образование, позднее заинтересовался каббалистическим учением Исаака Лурии и учением Моисея Хаима Луцатто, чьи работы только в виде рукописей были хорошо известны среди польск. мистиков того времени. Д. Б. М. жил как аскет в посте, молитве и крайнем самоограничении, что неблагоприятно сказалось на здоровье. Знакомство с Бештом предположительно произошло в 1758 г. Под его рук. Д. Б. М. оставил аскетический образ жизни и физически окреп. Под влиянием идей Бешта Д. Б. М. стал одним из самых ревностных приверженцев хасидизма. Вел активную религ. деятельность в Ровно и Кореце, позднее переехал в Межирич, к-рый благодаря его проповедям превратился в крупный центр хасидизма. После смерти Бешта в 1760 г. Д. Б. М. был признан большинством хасидов его преемником и стал во главе движения. Он сочетал в себе глубокие религ. познания и умение заинтересовать и вдохновить людей проповедями. Под его духовным рук. хасидизм стал массовым движением. В отличие от Бешта Д. Б. М. был замкнут, практически не общался с людьми, принимая посетителей лишь в субботние дни. Он мало путешествовал и предпочитал читать проповеди в Межириче, куда к нему стекались паломники из др. мест. В дальние общины Д. Б. М. посылал специально подготовленных людей, в результате хасидизм приобрел популярность среди иудеев Украины, Литвы и Польши.

Учение Д. Б. М. отражено в изречениях, записанных его учениками, в к-рых идеология хасидизма неск. изменилась под влиянием идей, воспринятых Д. Б. М. из лурианской каббалы. Бог проявляет Себя в творении, к-рое стало Его самоограничением и одним из выражений Его деятельности. Поскольку Бог ограничил Себя и снизошел до уровня мира и человека, обязанностью человека является стремление соединиться с Ним. Способом достижения этого является молитва, в к-рой человек забывает о себе и обо всем, что его окружает, и направляет все мысли и чувства на достижение слияния с Богом (см. ст. Двекут). Д. Б. М. теоретически обосновал учение о цадике - абсолютном праведнике и духовном вожде, обладающем беспрекословным авторитетом и напрямую общающемся с Богом. По мнению Д. Б. М., только цадик способен полностью отвлечься от земного и сконцентрироваться на Боге. Через слияние с Богом он становится связующим звеном, посредником между Богом и творением и проводником Божией милости и благодати. Следов., обязанностью обычного человека является любить цадика и быть полностью послушным ему, строго соблюдая религ. законы во всех сферах жизни (на отдыхе, в работе, в общении с людьми и проч.). В этом учение Д. Б. М. расходится с учением Бешта и классическим иудаизмом, согласно к-рому между человеком и Богом нет посредников. Позиция Д. Б. М. по этому вопросу и нововведения, внесенные им в различные стороны религ. жизни, вызывали недовольство среди мн. раввинов, к-рые с беспокойством следили за распространением нового движения, но не могли ему помешать.

Виленский гаон Илья бен Шломо Залман был единственным раввином, открыто противостоявшим Д. Б. М. 11 апр. 1772 г. он провозгласил 1-ю главную анафему против хасидизма. Илья, считавший, что хасидизм враждебен талмудическoму раввинизму и представляет собой остатки недавнего савватианского движения, ставил в вину Д. Б. М. также и то, что его проповеди пагубно влияли на молодых иудеев, к-рые не хотели обучаться в религ. уч-щах - иешивах. Борьба, развернутая ортодоксальными противниками хасидизма против Д. Б. М. и его последователей, а также гонения, к-рым он подвергался, стали причинами болезни и смерти Д. Б. М.

Руководство движением перешло к его ученикам, многие из них стали основателями династий цадиков. Сохранилось 2 сборника изречений Д. Б. М. «Maggid Debaro le-Ya'akov» (из последних букв заголовка можно составить слово Дов), также известные под названием «Likkutei Amarim» (Собрание высказываний), были опубликованы в 1780 г. в Кореце. Отрывки проповедей Д. Б. М., собранные и записанные его родственником раввином Соломоном из Луцка, к-рый, как он сам признавался, часто не понимал их содержания, составили «Likkutei Yesharim» (Собрание драгоценностей), впервые опубликованное ок. 1790 г. во Львове (Лемберге) и часто переиздаваемое.

Лит.: Schochet J. I. The Great Maggid. Vol. 1: Life and Teachings of Rabbi Dov Ber of Mezhirech. N. Y., 1978; Kaplan A. Chasidic Masters and Their Teachings. N. Y., 1984; Rabinowicz H. M. Hasidism: The Movement and Its Masters. Northvale (N. J.), 1988; Finkel A. The Great Chasidic Masters. Northvale (N. J.), 1992; Idel M. Hasidism: Between Ecstasy and Magic. N. Y., 1995; Buber M. Hasidism and Modern Man. Atlantic Highlands (N. J.), 1996.
Ю. Ю. Дозорец