Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
15, С. 460-461 опубликовано: 19 июля 2012г.


ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Днепропетровской и Павлоградской епархии), находится в г. Днепропетровске (Украина). Основан в 1866 г. как жен. община близ Екатеринослава (с 1926 Днепропетровск).

Екатеринославский в честь Тихвинской иконы Божией Матери мон-рь. Литография. Нач. ХХ в.
Екатеринославский в честь Тихвинской иконы Божией Матери мон-рь. Литография. Нач. ХХ в.

Екатеринославский в честь Тихвинской иконы Божией Матери мон-рь. Литография. Нач. ХХ в.
31 окт. 1864 г. мещанин г. Екатеринослава Ф. Чабаненко и гос. крестьянин с. Диевка Екатеринославского у. Е. Шапошников подали еп. Екатеринославскому и Таганрогскому Леониду (Зарецкому) прошение об открытии жен. общины близ с. Мироновка, в 50 верстах от Екатеринослава. Для устройства общины они жертвовали 201 дес. 2181 кв. саж. земли близ Мироновки, в т. ч. 2 дес. кленового леса, а также дом на каменном фундаменте, хозяйственные службы, пруд, сад. Новый еп. Екатеринославский Платон (Троепольский) 5 нояб. 1865 г. издал постановление об открытии жен. общины на пожертвованной земле. Екатеринославским прот. И. Деркачёву и свящ. А. Зосимовичу поручалось составить проект устава для новой общины.

Однако в дек. 1865 г. служивший в екатеринославской кладбищенской Воскресенской ц. свящ. А. Зосимович ходатайствовал перед еп. Платоном об отмене постановления об открытии общины близ Мироновки. Свящ. А. Зосимович утверждал, что жители Екатеринослава желают устроить жен. обитель непосредственно вблизи города. Сам Зосимович обязался передать «на этот предмет собственную дачу, находящуюся в двух верстах от г. Екатеринослава... с домом... сo всеми службами при нем и садом». К прошению священник приложил документы на принадлежащую ему землю: копию с Высочайшего указа на продажу этой земли в частные руки, купчую крепость, вводный лист и утвержденный план земли. Еп. Платон благосклонно отнесся к предложению Зосимовича. Получив в дек. 1865 г. поддержку губернатора В. Д. Дунина-Барковского, владыка ходатайствовал перед Святейшим Синодом об открытии жен. общины в честь Тихвинской иконы Божией Матери непосредственно вблизи Екатеринослава. Одновременно еп. Платон присовокупил просьбу о том, чтобы земля, пожертвованная Чабаненко и Шапошниковым, находившаяся в 50 верстах от Екатеринослава, была предоставлена во владение Тихвинской жен. общине. Вместе с проч. документами в Синод был представлен и проект устава общины.

24 сент. 1866 г. имп. Александр II утвердил определение Святейшего Синода об учреждении вблизи Екатеринослава жен. общины и о закреплении за ней 2 участков земли, жертвуемых свящ. А. Зосимовичем и мещанином Чабаненко. Одобренный Синодом устав общины предписывал содержание сестер на добровольные пожертвования, «без всякого пособия из казны». По благословению еп. Платона настоятельницей стала бывш. насельница одесского во имя арх. Михаила мон-ря мон. Мария (в схиме Мелетия; † 13 сент. 1873), благочинным общины - прот. И. Деркачёв. По ходатайству Екатеринославского еп. Феодосия 28 янв.- 14 февр. 1877 г. Тихвинская жен. община была обращена в нештатный общежительный мон-рь. Определением Синода от 23 апр. 1878 г. настоятельницей Д. м. стала игум. Олимпиада, в 1911 г.- игум. Констанция. В храмах Д. м. служили 2 священника - Феодор Балабанов и Лазарь Добринский (1911). В нач. XX в. в Д. м. проживало ок. 250 сестер, в 1917 г.- 287 насельниц, в т. ч. 49 мантийных монахинь, 98 рясофорных инокинь и 140 послушниц.

В дек. 1866 г. мон. Мария направила еп. Платону прошение о строительстве «на капитал от жертвователей» зимней каменной церкви. В марте 1867 г. еп. Платон выдал храмозданную грамоту, 23 апр. того же года состоялась закладка, 14 янв. 1868 г.- освящение храма во имя вмц. Варвары. В 1867 г. был построен деревянный дом для трапезной и кухни, деревянная ограда, в 1868 г.- каменный дом (с 21 кельей), к которому сделаны с вост. и юж. сторон 2 пристройки (1869-1870), в 1870 г. устроен дом для священнослужителей. В янв. 1869 г. мон. Мария ходатайствовала перед епархиальным начальством о возведении каменного собора в честь Тихвинской иконы Божией Матери с приделами в честь Вознесения Господня и Казанской иконы Божией Матери. 11 мая 1869 г. состоялась закладка собора. На средства жены надворного советника Е. Г. Мизко (30 703 р.) и др. благотворителей в 1874 г. собор и колокольня при нем были построены и освящены. Главной святыней Д. м. стал список с Тихвинской иконы Божией Матери, в 1867 г. принесенный из Тихвина в Екатеринослав и с 1874 г. находившийся за правым клиросом Тихвинского собора обители.

23 апр. 1873 г. при общине было открыто духовное уч-ще с 2-годичным курсом для девочек-сирот, к-рые содержались за счет средств общины и благотворителей. Прием детей в уч-ще производился ежегодно с 15 авг. по 1 сент. Ученицы изучали Закон Божий, рус. язык, чистописание, арифметику, географию, занимались пением. Ежедневные уроки начинались в 8 ч. и кончались в 12 ч. В зимнее, осеннее и отчасти в весеннее время с 14 до 17 ч. воспитанницы занимались рукоделием, в остальное время года - огородничеством и садоводством под надзором и рук. казначеи и благочинной. Вслед. указа Синода от 30 июля 1866 г. об открытии при уч-щах приготовительных классов в Тихвинском уч-ще 10 дек. 1866 г. был открыт приготовительный класс, 35 учениц к-рого ежегодно поступали в 1-й класс Екатеринославского епархиального уч-ща.

В 1872 г. по благословению еп. Екатеринославского Феодосия (Макаревского) при Д. м. был основан кирпичный завод. К 1903 г. мон-рь владел 720 дес. земли.

В 1920 г. в Д. м. еп. Александровский Евлампий (Краснокутский) рукоположил во иерея буд. архим. Серафима (Тяпочкина). В 1925 г. Д. м. был закрыт, настоятельница и монахини выгнаны из обители. По воспоминаниям, у игумении в келье красноармейцы штыками прокололи иконы Спасителя и Божией Матери, причем в отверстия на месте уст вставили зажженные папиросы. В помещениях Д. м. была открыта школа-интернат для детей-инвалидов, сирот и детей репрессированных родителей. В 1941 г. дети из интерната были эвакуированы. Во время оккупации Днепропетровска в 1943 г. по ходатайству насельниц и при участии еп. Днепропетровского Димитрия (Магана) Д. м. был открыт, в обитель вернулись мн. сестры. Настоятельницей стала мон. Геннадия, с 1946 г.- мон. Ксения (Романовская), с 1958 г.- мон. Руфина, в 1959 г. возведенная архиеп. Гурием в сан игумении. С 1942 г. богослужения совершались в освященной в помещении просфорной ц. во имя вмц. Варвары, затем - в восстановленном Варваринском храме. Был отремонтирован и Тихвинский собор с левым приделом во имя св. Марии Магдалины. Мон. Геннадия сохранила на квартире чудотворный Тихвинский образ и передала в обитель. В Д. м. нек-рое время служил буд. вик. Московской епархии еп. Можайский Стефан (Никитин).

5 авг. 1959 г. Д. м. был закрыт, под предлогом того, что «в период временной немецко-фашистской оккупации г. Днепропетровска монашествующие воспользовались временной оккупацией, захватили часть территории и пять строений, из которых четыре здания общей площадью 741 кв. м. приспособлены под кельи и одно под молитвенный дом, в последнем до Великой Отечественной войны был клуб и учебно-производственные мастерские школы-интерната... Монастырь оказался на территории и в зданиях, принадлежащих детским учреждениям, что является грубейшим нарушением постановления Совета Министров СССР от 29 мая 1946 г.». К 1959 г. в Д. м. проживало 82 сестры, в т. ч. 62 монахини старше 55 лет. Трудоспособным насельницам предлагалось устройство на предприятиях города, монахини же пенсионного возраста были размещены в домах престарелых. С 1959 г. на территории Д. м. размещался детский интернат и школа-интернат № 1 для детей-инвалидов. На месте взорванного Тихвинского собора было построено здание детского интерната для глухонемых. В Варваринском храме находился клуб, колокольня была разобрана. Чудотворный Тихвинский образ был передан в Троицкий кафедральный собор.

С 1994 г. монашеская жизнь Д. м. возрождалась в стенах бывш. Самарского Пустынного во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря, где на тот момент располагался интернат для девочек с умственными отклонениями. Решением Днепропетровской обл. сессии от 18 нояб. 1997 г. Д. м. был передан Днепропетровской епархии. 17 дек. 1997 г. в Варваринском храме был отслужен молебен с акафистом вмц. Варваре, с 6 февр. 1998 г. по пятницам (кроме Великого поста) стали совершаться регулярные акафистные пения. С 8 февр. 1998 г. по воскресным дням служились литургии. 8 монахинь во главе с игум. Мариной (Ткачук) поселились в Д. м.

Решением Свящ. Синода УПЦ от 12 марта 1998 г. Д. м. был открыт, настоятельницей утверждена игум. Марина (Ткачук). 22 апр. 2005 г. игум. Марина приняла постриг в схиму с именем Матрона, мон-рь возглавила игум. Зосима (Сварчёвская). К 2007 г. в Д. м. проживало ок. 40 сестер. Ежегодно в дни Великого поста митр. Днепропетровский Ириней (Середний) посещает обитель и совершает монашеские постриги. 9 июля 1998 г. из кафедрального Троицкого собора крестным ходом в Д. м. была перенесена Тихвинская икона. 16 апр. 2001 г. архиеп. Иринеем был освящен восстановленный Варваринский храм. С 2001 г. Д. м. имеет скит в с. Волосском, с мая 2003 г.- скит в пос. Карнауховка Днепропетровской обл. С 12 марта 1998 г. при Д. м. действует епархиальное уч-ще регентов-псаломщиков, с окт. 2002 г.- воскресная школа. В кон. 2005 г. при Д. м. учрежден методический кабинет епархиального управления, основной задачей к-рого является подготовка учебной программы по христ. этике в общеобразовательных школах и повышение квалификации светских учителей и педагогов воскресных школ. На базе кабинета проходят семинары и конференции. Также в обители создан молодежный хор, к-рый участвует в рождественских и пасхальных фестивалях в Днепропетровске и др. городах.

Арх.: Арх. ЦНЦ.
Ист.: СУРП. 1866. № 99. С. 705; 1877. № 18. С. 243; Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1866 г. СПб., 1867. С. 143; 1877. С. 168; 1884. С. 249.
Лит.: Феодосий (Макаревский), еп. Мат-лы для ист.-стат. описания Екатеринославской епархии. Екатеринослав, 1880. Вып. 1; Вечная память почившим!: [Игум. Ксения (Романовская): Некр.] // ЖМП. 1964. № 2. С. 45; Правосл. мон-ри России: Кр. справ. Новосиб., 2000. С. 50; Скалозуб Ю. История Екатеринославской епархии: 1775-1917 гг. Днепропетровск, 2001. С. 274-305.
Д. Б. Кочетов
Ключевые слова:
Монастыри Украинской Православной Церкви (жен.) Днепропетровский в честь Тихвинской иконы Божией Матери женский монастырь (Днепропетровской и Павлоградской епархии), находится в г. Днепропетровске (Украина)
См.также:
АННЫ СВЯТОЙ ПРАВЕДНОЙ НА АННИНОЙ ГОРЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черновицкой и Буковинской епархии), действующий, осн. в 1993 г.
БОРИСОГЛЕБСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Харьковской и Богодуховской епархии
БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви)
БОЯНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Черновицкой и Буковинской епархии