Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИМИТРИЙ РЕДЕСТСКИЙ
Т. 15, С. 152-153 опубликовано: 31 мая 2012г.


ДИМИТРИЙ РЕДЕСТСКИЙ

[греч. Ϫημήτριος ῾Ραιδεστινός], визант. мелург. Его имя встречается в греч. певч. рукописях с нач. XV до кон. XVIII в.

О жизни и деятельности Д. Р. известно совсем немного. Прозвище указывает, очевидно, на место его происхождения - г. Редест (Родосто, совр. Текирдаг, Турция) на берегу Мраморного м., недалеко от К-поля. То же прозвище имели неск. известных мелургов: Георгий, мон. Давид, Фома, еп. Мелхиседек и др. В певч. рукописях Д. Р. часто характеризуется как «маистор» (μαΐστωρ); БАН. РАИК. № 154, 1430 г. Л. 222 об., 230, 239 об.; Ath. Philoth. 122. 1-я пол. XV в. Fol. 222v - 223, 227v - 228; Ath. Iver. 974, 1-я пол. XV в. Fol. 201, 210-216; Ath. Doch. 336, нач. XVI в. Fol. 207-209: «Димитрий, маистор Редестский». Данное определение подразумевает значения: «абсолютно музыкальный», «считающийся достойным мастером», «высочайший учитель» певч. искусства. Самое раннее свидетельство о Д. Р. как о маисторе в наст. время найдено в ркп. БАН. РАИК. № 154, выполненной мон. Давидом Редестским. То, что Д. Р. в 1430 г. назван маистором, означает, очевидно, что он достиг высокого уровня мастерства и был уже в зрелом возрасте. Следов., можно отнести время его рождения к кон. (во всяком случае, к посл. 15 годам) XIV в. и предположить, что его деятельность как музыканта продолжалась нек-рое время после сер. XV в.

Творчество Д. Р. как мелурга не очень обширно, известны только различные причастны. Наибольшее распространение получил (с нач. XV и до кон. XVIII в.) воскресный причастен на глас πρωτόβαρυς, который представлен в списках: БАН. РАИК. № 154. Л. 222 об.: «Кир Димитрия, маистора Редестского, персидское», № 38. Л. 7-8 об., сер. XVII в.; № 42. Л. 484, сер. XVIII в.; № 44. Л. 156 об., кон. XVIII в.; Ath. Philoth. 122. Fol. 222v - 223; Ath. Iver. 974. Fol. 201 sq.; 951. Fol. 95-99, 2-я пол. XVII в.; 970. Fol. 181-184, 1686 г.; 987. Fol. 409 sq., после 1731 г.; РНБ. № 126. Л. 124, 2-я пол. XV в.; № 56. Л. 377, нач. XVI в.; № 711. Л. 234, кон. XVIII в.; Ath. Doch. 336. Fol. 207-209v; 369. Fol. 79-79v, нач. XVII в.; 332. Fol. 258-267v, 1760 г.; Ath. Pantel. 1017. Fol. 67-68, нач. XVI в.; 965. Fol. 58v - 71v, сер. XVI в.; Lesb. Leim. 258. Fol. 62v - 63v, 1527 г.; 273. Fol. 79v - 80, 1-я пол. XVI в.; 289. Fol. 32v - 34, 1-я пол. XVI в.; 287. Fol. 74-75, ок. 1600 г.; 286. Fol. 109-109v, после 1600 г.; 257. Fol. 108-109, нач. XVII в.; 245. Fol. 43v - 44v, 1649 г.; 459. Fol. 295v - 296, ок. 1700 г.; 238. Fol. 319v - 320, ок. 1700 г.; 8. Fol. 190v, кон. XVIII в.; Ath. Cutl. 436. Fol. 132-145, XVI в.; 396. Fol. 165 sq., 2-я пол. XVI в.; 446. Fol. 248v sq., 1757 г.; Ath. Simon. Petr. 1. Fol. 114 sq., нач. XVII в.; ГЭ. ω 1163. Fol. 22v, 1-я пол. XVII в.; Cpolit. K. Ananiadou 6. Fol. 82v, 1680 г.; Ath. Xeropot. 317. Fol. 215-221v, нач. XVIII в.; 307. Fol. 358-362v, 1767-1770 гг. Тот же причастен в «экзегесисе» хартофилакса Хурмузия см. в ркп.: Athen Bibl. Nat. S. Sepulcri 705. Fol. 42-43, 1829 г. Кроме того, на мелодию этого причастна распет причастен Недели о Фоме «Похвали, Иерусалиме, Господа» (см. кодексы: Lesb. Leim. 258. Fol. 81: «на «Хвалите» Димитрия Редестского...»; Ath. Iver. 993. Fol. 134, сер. XVII в.: «В Неделю о Фоме, украшенное константинопольцами, а также Редестского...»; Lesb. Leim. 8. Fol. 205-205v).

Др. известные произведения Д. Р.- 2 воскресных причастна на 1-й глас (Lesb. Leim. 240. Fol. 91v - 92, 2-я пол. XVI в.; Ypselou. 48. Fol. 96v, 2-я пол. XVI в.; Ath. Xeropot. 271. Fol. 35-36, 1-я пол. XVII в.) и на 4-й плагальный глас (БАН. РАИК. № 154. Л. 230; Ath. Philoth. 122. Fol. 227v - 228; Lesb. Leim. 287. Fol. 75v - 76v; Ath. Iver. 993. Fol. Fol. 125), 3 седмичных причастна: «В память вечную» на глас βαρύς (Lesb. Leim. 287. Fol. 75-75v), «Чашу спасения прииму» на глас 4-й плагальный (Ath. Iver. 993. Fol. 125) и «Блажени яже избрал» на глас βαρύς (Ath. Simon. Petr. 1. Fol. 124v - 125v), а также 2 причастна литургии Преждеосвященных Даров «Вкусите и видите»: на 2-й плагальный глас νενανώ (БАН. РАИК. № 154. Л. 239 об.; Ath. Philoth. 122. Fol. 235v - 236; Ath. Iver. 974. Fol. 210-216; Ath. Doch. 315. Fol. 166-168, кон. XVI - нач. XVII в.; Ath. Iver. 993. Fol. 168) и на 4-й плагальный глас (БАН. РАИК. № 154. Л. 239 об.; Ath. Doch. 315. Fol. 166-168; Ath. Iver. 993. Fol. 169; РНБ. Греч. № 132. Л. 450 об., кон. XVIII в.).

Наибольшей проблемой, стоящей в совр. музыковедении в связи с Д. Р., является вероятное отождествление его с земляком, известным мелургом и писцом мон. Давидом Редестским, о котором сохранились сведения как о доместике афонского мон-ря Пантократор. Одни исследователи отождествляют (с некоторой осторожностью) этих 2 мелургов, другие полагают, что речь идет о совершенно разных личностях. Свидетельства источников показывают, что более правильной является 2-я т. зр.: напр., в «Каталоге тех, кто в различные времена преуспевал в церковной музыке...» архидиак. Никифора Кандуниариса Хиосского (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140 sq., нач. XIX в., автограф) эти мелурги описаны отдельно - как Давид монах и Димитрий Редестский. Проблема осложняется тем обстоятельством, что Давид Редестский был не только деятельным переписчиком, но и автором тех же видов песнопений, к-рые писал Д. Р.: 3 воскресных причастнов на гласы 1-й, πρωτόβαρυς и 4-й плагальный, а также богородичного причастна «Чашу спасения прииму» на 4-й плагальный глас. Определяющим в решении этого вопроса является свидетельство самого Давида Редестского, к-рый в автографе БАН. РАИК. № 154 поместил 2 пары из указанных «общих» произведений: воскресный причастен на глас βαρύς (Л. 222 об.: «...кир Димитрия маистора Редестского...», л. 223 об.: «...Давида Редестского...») и на 4-й плагальный глас (Л. 288 об.: «...Давида Редестского...», л. 230: «...маистора Редестского...»). Эти 2 причастна вместе помещали и в других, более поздних рукописях: причастен на глас βαρύς - в Ath. Philoth. 122 (Fol. 222v - 223: «...Димитрия маистора Редестского...», fol. 224-224v: «...Давида Редестского...») и ГЭ. ω 1163 (Л. 22 об.: «Причастен, творение кир Димитрия Редестского...», л. 32-33: «Другой причастен, творение Давида монаха Редестского...»), причастен 4-го плагального гласа - в Ath. Philoth. 122 (Fol. 227v - 228: «...маистора Редестского...», л. 228: «...Давида Редестского...»). Т. о., по косвенным данным, но достаточно определенно можно разделить пантократорского мон. Давида Редестского и его земляка маистора Д. Р.

Лит.: Jakovljevic A. David Redestinos i Jovan Kukuzelj u Srpsko-slovenskim Prevodina // ЗРВИ. 1970. Т. 12. C. 179-184; eadem. David Raidestinos, Monk and Musician // Studies in Eastern Chant. 1973. Vol. 3. P. 91-97; eadem. Ϫίϒλωσση παλαιοϒραφία κα μελῳδο-ὑμνοϒράφοι τοῦ κώδικα τῶν ᾿Αθηνῶν 928. Λευκωσία, 1988. Σ. 98-99; Герцман Е. Греч. муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1. С. 595; 1999. Т. 2. С. 45-89, 457; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). Θρᾷκες μουσικοί // ΕΕΒΣ. 1936. Τ. 12. Σ. 54-63; Χατζιϒιακουμής. Χειρόϒραφα Τουρκοκρατίας. Τ. 1. Σ. 380.
А. Халдеакис
Ключевые слова:
Мелурги византийские Димитрий Редестский, византийский мелург
См.также:
АВАСИОТ Николай (нач. XIV в.), византийский мелург
АГАЛЛИАН МАНУИЛ византийский мелург 1-й пол. XIV в.
АГАФОН КОРОНИС визант. мелург 1-й пол. XIV в.
АМБЕЛОКИПИОТ (не позднее XIV в.), визант. свящ. и мелург